какое слово образовано суффиксальным способом подрасти
ТЕСТ ПО СПОСОБАМ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
ТЕСТ ПО СПОСОБАМ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ
1. Какие слова образованы приставочным способом?
1. а) бензовоз, б) блеснуть, в) набок, г) обезболить;
2. а) удлинить, б) выведать, в) докладчик, г) звездопад;
3. а) бездумный, б) землетрясение, в) отзвук, г) журавлиный;
4. а) прокипятить, б) народонаселение, в) нежность, г) внизу.
2. Какие слова образованы суффиксальным способом?
1. а) безропотный, б) общероссийский, в) по-русски, г) низость;
2. а) пересадить, б) охотник, в) бессердечный, г) сердобольный;
3. а) переубедить, б) чернобровый, в) пожарище, г) бесшовный;
4. а) по-кошачьи, б) преподаватель, в) пошутить, г) единовластие.
3. Какие слова образованы приставочно-суффиксальным способом?
1. а) накушаться, б) кустарник, в) вертолёт, г) небезызвестный;
2. а) лесоруб, б) обессилеть, в) изобретатель, г) взломать;
3. а) людишки, б) разлюбить, в) подлокотник, г) многолюдный;
4. а) моделировать, б) непримиримый, в) одноклассник, г) предопределить.
4. Какие слова образованы путем сложения основ?
1. а) полненький, б) рыболов, в) впереди, г) напротив;
2. а) беспроцентный, б) простодушный, в) напугать, г) впятером;
3. а) пчеловод, б) речевой, в) бессильный, г) пристанционный;
4. а) кукловод, б) насухо, в) счётчик, г) несчастье.
5. Укажите правильный вариант ответа.
1. Приставочный способ словообразования
а) добросить, б) вовеки, в) густоволосый, г) даровитый;
2. Суффиксальный способ словообразования
а) великоватый, б) беззащитный, в) прозвенеть, г) самозащита;
3. Приставочно-суффиксальный способ словообразования
а) зеркальце, б) зверобой, в) гусиный, г) настенный;
а) нелёгкий, б) рыбак, в) молоденький, г) чужеземец.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
1. Какие слова образованы приставочным способом?
1. а) бензовоз, б) блеснуть, в) набок, г) обезболить;
2. а) удлинить, б) выведать, в) докладчик, г) звездопад;
3. а) бездумный, б) землетрясение, в) отзвук, г) журавлиный;
4. а) прокипятить, б) народонаселение, в) нежность, г) внизу.
2. Какие слова образованы суффиксальным способом?
1. а) безропотный, б) общероссийский, в) по-русски, г) низость;
2. а) пересадить, б) охотник, в) бессердечный, г) сердобольный;
3. а) переубедить, б) чернобровый, в) пожарище, г) бесшовный;
4. а) по-кошачьи, б) преподаватель, в) пошутить, г) единовластие.
3. Какие слова образованы приставочно-суффиксальным способом?
1. а) накушаться, б) кустарник, в) вертолёт, г) небезызвестный;
2. а) лесоруб, б) обессилеть, в) изобретатель, г) взломать;
3. а) людишки, б) разлюбить, в) подлокотник, г) многолюдный;
4. а) моделировать, б) непримиримый, в) одноклассник, г) предопределить.
4. Какие слова образованы путем сложения основ?
1. а) полненький, б) рыболов, в) впереди, г) напротив;
2. а) беспроцентный, б) простодушный, в) напугать, г) впятером;
3. а) пчеловод, б) речевой, в) бессильный, г) пристанционный;
4. а) кукловод, б) насухо, в) счётчик, г) несчастье.
5. Укажите правильный вариант ответа.
1. Приставочный способ словообразования
а) добросить, б) вовеки, в) густоволосый, г) даровитый;
2. Суффиксальный способ словообразования
а) великоватый, б) беззащитный, в) прозвенеть, г) самозащита;
3. Приставочно-суффиксальный способ словообразования
а) зеркальце, б) зверобой, в) гусиный, г) настенный;
а) нелёгкий, б) рыбак, в) молоденький, г) чужеземец.
Номер материала: 568163
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Кабмин утвердил список вузов, в которых можно получить второе высшее образование бесплатно
Время чтения: 2 минуты
В Иркутской области продлили школьные каникулы
Время чтения: 1 минута
В Минобрнауки разрешили вузам продолжить удаленную работу после 7 ноября
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Минобрнауки утвердило перечень вступительных экзаменов в вузы
Время чтения: 1 минута
Мишустин поручил проводить международную олимпиаду по философии
Время чтения: 0 минут
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Приставочно-суффиксальный способ образования слов. Примеры
Приставочно-суффиксальный способ — это образование нового слова путем присоединения к производящей основе приставки и суффикса. Приставочно-суффиксальный способ применяется при образовании существительных, прилагательных, глаголов и наречий. Укажем примеры слов, образованных приставочно-суффиксальным способом.
Словарный запас русского языка активно пополняется с помощью морфологического способа образования слов. Новая лексема создается присоединением к производящей основе приставки, суффикса или постфикса:
В русском языке слова образуются также более сложными способами, когда к производящей основе присоединяются одновременно две или даже три морфемы:
Если слово образовано одновременно с помощью приставки и суффикса, то возникает повод поговорить о приставочно-суффиксальном способе словообразования.
Образование слов с помощью приставки и суффикса
Определим, что такое приставочно-суффиксальный способ образования слов.
Понаблюдаем:
Кажется, что проще? Увидишь в слове приставку и суффикс, вот он этот способ! Но всё не так просто, как кажется на первый взгляд.
Приставочно-суффиксальный способ является более сложным, чем префиксальный или суффиксальный. Префиксальный способ образует слова одной и той же части речи, что облегчает его определение:
Образование слов суффиксальным способом не доставит затруднений, если знать словообразующие суффиксы знаменательных частей речи.
От какой части речи образуется | Суффикс | Что может быть образовано |
---|---|---|
Существительное | щик, чик, ник, ец | существительное |
Существительное | н, ск, ан, ян, ист, ов, ин, оват, чив, лив | прилагательное |
Существительное, прилагательное | а, ну, и, е, нича, ирова, изирова | глагол |
Глагол | ова, ева, ива, ыва, ва | глагол |
Прилагательное | о, е, и | наречие |
Рассмотрим наши примеры. Выясним, почему прилагательные «пришкольный» и «заоблачный» образованы именно приставочно-суффиксальным способом, а не приставочным? Ведь, кажется, можно создать вот такую словообразовательную пару рассматриваемых прилагательных:
Нет, такой словообразовательный анализ в корне неверен. Сделаем этот вывод, определив особенность префиксально-суффиксального способа образования слов.
Особенность приставочно-суффиксального способа
Многие слова с префиксом ошибочно считают образованными с помощью приставки, хотя в их появлении участвовали сразу две словообразовательные морфемы: приставка и суффикс. Рассмотрим это утверждение на примере образования слов «пришкольный» и «заоблачный».
«Пришкольный» — это такой, который находится, располагается при школе, например, стадион, цветник, огород. Как видите, это прилагательное восходит к падежной форме существительного с предлогом. Предлоги часто соотносятся по значению с аналогичными приставками. Значит, если прилагательное «пришкольный» легко трансформируется в сочетание существительного с предлогом, то оно образовано приставочно-суффиксальным способом. Аналогично возникло прилагательное «заоблачный», которое имеет значение «то, что прячется, находится за облаком«.
Понаблюдаем за подобным словотворчеством:
Какие части речи образуются приставочно-суффиксальным способом?
Приставочно-суффиксальный способ востребован в образовании знаменательных частей речи:
1. существительных
2. прилагательных
3. глаголов
4. наречий
Суффиксальный способ образования слов. Примеры
Суффиксальный способ образования — это создание производного слова путем присоединения к производящей основе словообразовательного суффикса. Суффиксальный способ употребляется для образования существительных, прилагательных, глаголов, наречий.
Новые слова появляются на основе уже существующих слов и словосочетаний с помощью различных морфем и их комбинаций. Если в этом процессе пополнения словарного запаса русского языка участвует суффикс, то речь идет о суффиксальном способе образования.
Суффикс — словообразовательная морфема
Суффиксальный способ образования новых слов заключается в том, что к производящей основе слова присоединяется суффикс.
Различаем формообразующие и словообразовательные суффиксы.
Формообразующие суффиксы, как уже следует из самого их названия, образуют только формы слов:
Здесь нет словообразования. Слово приобретает другую грамматическую форму, оставаясь по сути одной и той же лексической единицей языка.
Словообразовательные суффиксы, присоединяясь к производящей основе исходного слова, создают новые лексемы.
Сравним:
Суффиксальный способ действует в образовании слов всех основных частей речи. Каждой части речи присущи свои словообразовательные суффиксы. Суффиксальный способ востребован в образовании слов внутри определенной части речи. Но чаще он образует слова другой части речи:
Суффиксальный способ образования существительных
Целый ряд словообразовательных суффиксов создают новые слова на базе производящих основ существительных, прилагательных и глаголов.
Наименования предметов и приспособлений, скопление однородных предметов обозначают существительные, образованные с помощью суффикса -ник-/-ниц-:
Множество существительных, обозначающих предмет, процесс действия или его результат, образуются от глагольных основ с помощью продуктивного суффикса -к-:
Обратим внимание, что такие отглагольные существительные имеют в морфемном составе приставку, которая досталась им от производящего глагола. Важно правильно определить суффиксальный, а не префиксальный способ образования, в чем поможет составленная словообразовательная цепочка:
Множество отвлеченных существительных образует от бесприставочных и приставочных глаголов суффикс -ни-/ени-:
Суффиксальный способ образования прилагательных
Суффиксальный способ используется в образовании однокоренных прилагательных со значением признака или свойства, относящегося к предмету:
Слова этой части речи активно образуются от имен существительных с помощью суффиксов:
Огромный пласт прилагательных образован суффиксальным способом от однокоренных глаголов несовершенного и совершенного вида:
Суффикс -л- продуктивен в образовании прилагательных от глаголов, обозначающих процесс:
Суффиксальный способ образования глаголов
От существительных и прилагательных с непроизводной основой суффиксальным способом образованы глаголы:
Суффикс -ова-/-ева- участвует в образовании глаголов от существительных:
Бесприставочные глаголы совершенного вида образуют парные им глаголы несовершенного вида:
Суффиксальным способом от приставочных глаголов совершенного вида образуются глаголы несовершенного вида:
Ряд глаголов образовано с помощью суффиксов от междометий и звукоподражательных слов:
Суффиксальный способ образования наречий
Многие наречие являются производными от существительных, прилагательных, числительных и местоимений.
Суффиксальным способом образуются качественные наречия от прилагательных:
От прилагательных с суффиксом -ск- образуются наречия с помощью суффикса -и-:
Архаичный суффикс -жды образовал следующие наречия от количественных числительных:
Видеоурок «Суффиксальный способ словообразования»
Тест по теме «Словообразование»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тест по теме «Словообразование» 1 вариант
Укажите слово (или слова), образованные суффиксальным способом
А) белизна б) синий в) порез г) беловатый
Укажите способ образования слова сокурсник
А) суффиксальный б) приставочно-суффиксальный
В) приставочный г) сложение основ
Укажите способ образования слов: самолет, пароход, ледокол
А) сложение основ б) приставочно-суффиксальный
В) суффиксальный г) приставочный
Укажите слово (слова), образованные приставочно-суффиксальным способом
А) бездельник б) сестрица в) наконечник г) матушка
Раздел науки о языке, в котором изучается, из каких значимых частей состоит слово, называется:
А) морфология б) фонетика в) морфемика г) орфография
Укажите слово, образованное сложением слов
А) диван-кровать б) пароход в) сталевар г) вечерок
Укажите слова, образованные приставочно-суффиксальным способом
А) подлещик б) безвкусица в) водяной г) водянистый
Значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования слов, называется
А) суффиксом б) основой в) окончанием г) приставкой
Укажите ряд, в котором все слова образованы суффиксальным способом
А) приятный, опенок, синь б) водолаз, булочная, тишь
В) волейболист, прыгун, пустота г) ключик, березонька, дядя
Укажите слово, образованное бессуффиксным способом
А) ход б)лиственный в) водяной г) грозовой
11. Укажите номер строки, в которой даны формы одного и того же слова.
1) вода, воду, подводный 2) лист, листа, листом
3) берёза, подберёзовик, березняк 4) явка, объявление, явиться
1 2. В каком слове есть нулевое окончание?
1) бежишь 2) тороплюсь 3) пень 4) молоком
13. Укажите суффикс глагола прошедшего времени.
1 4. Укажите окончание прилагательного.
15. Какое слово образовано суффиксальным способом?
1) подосиновик 2) преподаватель 3) переходить 4) засмеяться
1 6. Какое слово неверно разделено на морфемы?
1) весел-ей 2) пружин-ист-ый 3) меньшин-ств-о 4) льд-ин-а
Часть 2 Прочитайте текст и выполните задания 21—28. Ответы запишите словами или цифрами.
(1) Человек не может выбирать себе наружность. (2) Зато он имеет возможность выбрать более важную вещь — характер. (3) Мы можем сделать себя такими, какими нам хочется быть. (4) Очень важно быть настойчивым и упорным. (5) Таким людям всё удаётся лучше, чем слабохарактерным. (6) С детства приучайте себя не отступать перед трудностями, доводить дело до конца. (7) Это войдёт в привычку. (8) А когда вы вырастете, у вас будет великолепное качество — настойчивость.
17. Какое утверждение не соответствует содержанию текста? Напишите его номер.
1) Человек может изменить свой характер.
2) Настойчивым людям всё удаётся.
3) Всегда доводите до конца начатые дела.
4) Человек сам может выбрать себе внешность.
18 . Из предложений 1-6 выпишите слово, состоящее из двух корней.
20. Из предложений 3-5 выпишите синонимы (прилагательные).
21 . Из предложения 1 выпишите слово с чередующейся гласной в корне слова.
22 . Из предложений 1-4 выпишите все слова с суффиксом -ость-.
23. Из предложения 3 выпишите слово, в котором буква с обозначает звук [з].
24. Укажите способ образования слова возможность (предложение 2).
Тест по теме «Словообразование» 2 вариант
Укажите слово (или слова), образованные суффиксальным способом
А) желтизна б) красный в) переход г) зеленоватый
Укажите способ образования слов: нападение, недруг, дешифровка
А) сложение основ б) приставочный
В) суффиксальный г) приставочно-суффиксальный
Укажите способ образования слов: ковер- самолет, диван-кровать, кресло-качалка
А) сложение слов б) приставочный
В) суффиксальный г) приставочно-суффиксальный
Укажите слово (слова), образованные приставочно-суффиксальным способом
А) подоконник б) бездорожье в) дождик г) неприятель
Раздел науки о языке, в котором изучается, из каких значимых частей состоит слово, называется:
А) морфология б) фонетика в) морфемика г) орфография
Укажите слово, образованное сложением основ
А) ледокол б) сухофрукты в) плащ-палатка г) москвич
Укажите слова, образованные приставочно-суффиксальным способом
А) разглядеть б) ветерок в) подосиновик г) пригород
Укажите номера слов, образованных суффиксальным способом А) подлещик б) безвкусица в) водяной г) водянистый
Значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении, называется
А) корнем б) окончанием в) суффиксом г) приставкой
Укажите ряд, в котором все слова образованы бессуффиксным способом
А) синь, тишь, переход б) водолаз, булочная, накипь
В) волейболист, прыгун, пустота г) ключик, березонька, дядя
11. Укажите номер строки, в которой даны формы одного и того же слова.
1) вес, весовой, весы 2) подоконник, оконный, окно
3) забирает, берём, берёшь 4) осенью, осени, осень
1 2. В каком слове есть нулевое окончание?
1) работаешь 2)ночь 3) весёлый 4) хвостом
1 3. Укажите постфикс глагола.
1 4. Укажите окончание прилагательного.
1 5. Какое слово образовано суффиксальным способом?
1) подберёзовик 2) необходимость 3) привстать 4) предъявить
1 6. Какое слово неверно разделено на морфемы?
1) весен-н-ий 2) рад-ова-ть-ся 3) светл-ый 4) картин-к-а
Прочитайте текст и выполните задания 21—28. Ответы запишите словами или цифрами.
(1) Спит ёжик Вася и чувствует, что кто-то к нему прикасается. (2) Приоткрыл Вася глаза и увидел, что никого нет. (3) Это солнечный луч прикоснулся к нему и разбудил. (4) Вышел Вася на крыльцо. (5) Молодая трава выросла за ночь. (6) В ветвях берёзки расположилась семейка зябликов, которые собирались строить гнездо. (7) Везде блестела роса. (8) Радовался Вася прикосновениям солнышка, радовался зелени, пению птиц, новой весне.
17. Какое утверждение не соответствует содержанию текста? Напишите его номер.
1) Солнце разбудило Васю.
2) Семейка зябликов сидела на травке.
3) Зяблики хотели строить гнездо.
4) Вася был рад наступлению весны.
19. К слову прикасается (предложение 1) выпишите из текста однокоренные слова.
21. Из предложения 7 выпишите слово с чередующейся гласной в корне слова.
22. Из предложений 3, 4 выпишите глагол II спряжения.
23. Определите, однозначным или многозначным является слово гнездо (предложение 6). Свой ответ запишите словом.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
Номер материала: ДБ-1682742
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Кабмин утвердил список вузов, в которых можно получить второе высшее образование бесплатно
Время чтения: 2 минуты
Москалькова предложила создать рекомендации подросткам по использованию соцсетей
Время чтения: 1 минута
Жириновский предложил ввести в школах уроки полового воспитания
Время чтения: 1 минута
В Ульяновской области продлили школьные каникулы
Время чтения: 1 минута
Мишустин поручил проводить международную олимпиаду по философии
Время чтения: 0 минут
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.