какое слово образовано с помощью субстантивации

Субстантивация

СУБСТАНТИВАЦИЯ – ПЕРЕХОД СЛОВ В КЛАСС СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Прилагательное (какой?) смелый человек → (кого?) смелого пуля боится; Сытый голодного не разумеет. Возлюби ближнего своего. Отец оформил дарственную.

местоимение (чья?) ничья помощь → противник предложил (что?) ничью; Мой сегодня зарплату получил. Некоторые забывают свои обязанности. Меня всякий обидеть может.

причастие (какие, что делающие?) бегущие по рельсам поезда → присоединяйся (к кому?) к бегущим; Набираем искомое название страницы. Защита прав потерпевших. «Заключённый» — английский сериал.

Числительное (у скольких?) у семи нянек дитя без глазу → еще нет (чего?) семи; Двое дерутся – третий не мешай. Семеро с ложкой, один с плошкой.

Один из видов словообразования имен сущ. является субстантивация (переход в сущ. слов других частей речи).

какое слово образовано с помощью субстантивации

Остались вопросы — задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109
Усвоил тему — поделись с друзьями.
Тест на тему Словообразование существительных
Тест на тему Способы словообразования
#обсуждения_русский_язык_без_проблем

© Авторские права2021 Русский язык без проблем. Rara Academic | Developed By Rara Theme. Работает на WordPress.

Источник

Субстантивация в русском языке (словообразование)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

какое слово образовано с помощью субстантивации

Описание презентации по отдельным слайдам:

Субстантивация Автор: учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ №156 Калиниского района Санкт-Петербурга Анухина Мария Антоновна

Розенталь Д.Э. «Словарь лингвистических терминов» Субстантива́ция, или субстантиви́рование (от лат. substantivum — существительное), — переход в разряд имён существительных других частей речи (прилагательных, глаголов, причастий, числительных), вследствие приобретения ими способности непосредственно указывать на предмет (что значит отвечать на вопрос «кто?» или «что?»)

Субстантивация прилагательных Прилагательное Удивительное (какое?) утро Черноусый (какой?) мужчина Ванная (какая?) комната Мороженое (какое?) мясо Существительное Удивительное (что?) рядом Черноусый (кто?) ответил. Чистая ванная (что?) Вкусное мороженое (что?)

Субстантивация причастий Причастие Мальчик, сидящий (какой?) на стуле Суетящийся (какой?) народ Существительное Сидящий (кто?) поднял голову. Суетящийся (кто?) вызывал подозрение.

Субстантивация наречий Наречие Послезавтра (когда?) я поеду в Ригу, позавчера (когда?) он был там. Существительное Но кто поручится, что наше послезавтра (что?) не будет хуже нашего позавчера (чего?)?

Субстантивация междометий Междометие Ура, мы сделали это! Ого, ну ты даешь! Существительное Далече грянуло (что?) ура! В десятках глаз было написано громадное (что?)»ого»!

какое слово образовано с помощью субстантивации

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

какое слово образовано с помощью субстантивации

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

какое слово образовано с помощью субстантивации

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

какое слово образовано с помощью субстантивации

Номер материала: ДБ-794956

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

какое слово образовано с помощью субстантивации

какое слово образовано с помощью субстантивации

В Приамурье начнут пускать на занятия только привитых студентов

Время чтения: 0 минут

какое слово образовано с помощью субстантивации

Российские педагоги чаще всего жалуются на излишнюю отчетность и низкую зарплату

Время чтения: 2 минуты

какое слово образовано с помощью субстантивации

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

какое слово образовано с помощью субстантивации

Мишустин поручил проводить международную олимпиаду по философии

Время чтения: 0 минут

какое слово образовано с помощью субстантивации

Кабмин утвердил список вузов, в которых можно получить второе высшее образование бесплатно

Время чтения: 2 минуты

какое слово образовано с помощью субстантивации

МГПУ вводит QR-коды для посещения очных занятий

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Значение слова «субстантивация»

какое слово образовано с помощью субстантивации

[От лат. substantivum — имя существительное]

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Примеры частей речи, подвергаемых субстантивации:

прилагательное: «больной поправился»

причастие: «командующий отдал приказ»

порядковое числительное: «подали на второе»

собирательное числительное: «двое на качелях»

наречие: «наше завтра»

звукоподражательные слова: «услышал мерное тик-так».

Субстантивация — древний и вместе с тем развивающийся процесс. Например, некоторые прилагательные очень давно перешли в существительные. К ним относятся существительные с суффиксами (ов) и (ин), обозначающие фамилии и названия населенных пунктов: Иванов, Петров, Никитин, Фомин, Марьино, Митино и др. Примеры явления из более позднего времени — использование в качестве существительных таких слов, как перевязочная, ванная.

СУБСТАНТИВА’ЦИЯ, и, мн. нет, ж. [от латин. substantivum — существительное] (лингв.). Превращение в имя существительное других частей речи. С. прилагательных.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

субстантива́ция

1. лингв. процесс перехода в класс имен существительных слов, принадлежащих другим частям речи, а также словосочетаний без изменения их фонемного состава (пленный — из прилагательного, ведущий — из причастия, первое — из числительного) ◆ Только тогда, когда происходит полная субстантивация прилагательного, можно сказать, что прилагательное подразумевает понятие «предмета». Отто Есперсен, «Философия грамматики» / перевод В. В. Пассека и С. П. Сафроновой, 1958 г.

Делаем Карту слов лучше вместе

какое слово образовано с помощью субстантивацииПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: женишок — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

2.13. Образование новых слов путём сложения, сращения и перехода из одной части речи в другую

1. Сложение – способ образования новых слов путём сложения двух (или нескольких) слов, основ производящих слов с соединительной гласной или без неё. В результате сложения всегда образуется сложное слово, то есть слово с несколькими корнями.

В зависимости от того, насколько полно производящие слова и основы входят в состав производного слова, выделяются следующие разновидности сложения:

сложение производящих слов.

При склонении каждая из частей сложного слова склоняется самостоятельно, ср.: на диване-кровати, в школе-интернате;

сложение производящих основ с помощью соединительной гласной.

сложение производящих основ без соединительной гласной.

сложение начальной части слова (основы) с целым словом, то есть образование сложносокращённых слов.

Например: комротыком андир рот ы; стенгазетастен ная газет а; медсестрамед ицинская сестр а; полдняпол овина дн я; пол-огурцапол овина огурц а;

сложение сокращённых основ (до слогов, букв, звуков), то есть образование сложносокращённых слов.

Например: облонообл астной о тдел н ародного о бразования; МинфинМин истерство фин ансов; ОННО рганизация О бъединённых Н аций; вузв ысшее у чебное з аведение.

Образование сложносокращённых слов называют также аббревиацией, а сами сложносокращённые слова называют аббревиатурами.

Примечание. В ряде пособий аббревиацию, то есть образование сложносокращённых слов, выделяют в самостоятельный тип словообразования.

Для того чтобы не ошибиться в определении способа образования сложного слова, необходимо использовать приём перифраза – дать определение производного слова через производящее, мотивирующее, например:

2. Сложно-суффиксальный способ и сложно-приставочный способ – это смешанные способы словообразования, при которых новое слово образуется путём сложения основ с одновременным присоединением суффикса или приставки.

Сложно-суффиксальным способом могут образовываться существительные, прилагательные и наречия.

Сложно-приставочным способом могут образовываться глаголы.

какое слово образовано с помощью субстантивации

3. Сращение, в отличие от морфологического способа сложения, образуется путём слияния воедино целого словосочетания, то есть слияние слов без каких-либо изменений в их морфемном составе и без участия соединительных гласных, в той форме, в какой они существуют в исходном словосочетании.

Ср.: водопровод («система сооружений, в которой по трубам воду доставляют (проводят) к месту потребления»); самолёт («воздушный аппарат, который летает сам»).

При определении слова, образованного путём сращения, слово и определение слова полностью совпадают:

4. Образование нового слова путём перехода из одной части речи в другую, как отмечалось, в современном русском языке типично для имён существительных, которые образуются из прилагательных или причастий без каких-либо изменений в морфемной структуре.

Например: учительская, учащийся, мороженое.

В лингвистике этот способ образования слов принято называть субстантивацией. Причиной субстантивации, то есть перехода прилагательных и причастий в существительные, становится использование бывших прилагательных и причастий без главного слова (существительного).

Ср.: Больной (прил.) мальчик уже выздоравливает → Больной (сущ.) уже выздоравливает; Зайдите в учительскую (прил.) комнатуЗайдите в учительскую (сущ.).

Более того, субстантивированное прилагательное или причастие, то есть существительное, образованное путём перехода из одной части речи в другую, как и другие существительные, может иметь при себе согласованные определения.

Ср.: мороженое (прил.) мясовкусное мороженое (сущ.); трудящиеся (прич.) массывсе трудящиеся (сущ.); столовая (прил.) комнатасветлая столовая (сущ.).

При переходе из одной части речи в другую образовавшееся существительное сохраняет окончания прилагательного или причастия, то есть продолжает изменяться как прилагательное или причастие.

Ср.: мороженое мясо – мороженое, нет мороженого мяса – нет мороженого, с мороженым мясом – с мороженым.

Однако в ряде случаев субстантивированное прилагательное или причастие утрачивает способность прилагательных и причастий изменяться по родам или числам.

Например, существительное больной в значении «больной человек» не имеет формы среднего рода (больной, больная, больные); существительные столовая, гостиная, горничная, учительская имеют только форму женского рода; существительное мороженое имеет только форму среднего рода единственного числа; существительное сумчатые употребляется только во множественном числе.

а) не имеет каких-либо новых словообразовательных морфем – приставок, суффиксов.

Ср.: вход, выход, пропажа, синь, тишь, гладь;

б) относится к другой части речи, нежели производящее слово:

рассказ ← рассказать; зелень ← зелёный.

Однако при нулевой суффиксации смена части речи приводит к смене системы словоизменения (окончания производящего слова и производного слова не совпадают.

Ср.: рассказ, рассказ-а – рассказыва-ть, рассказыва-ю.

2) Не путайте переход одной части речи в другую с приставочным или суффиксальным способом! Особенно часто это происходит тогда, когда субстантивированное прилагательное или причастие имеет приставки и словообразовательные суффиксы.

Например, нельзя утверждать, что существительное гостиная образовано от существительного гость. Эти слова не составляют словообразовательную пару. Они входят в словообразовательную цепочку: гость → гостиный (прил.) → гостиная (сущ.). Таким образом, словообразование данного субстантивированного прилагательного можно графически обозначить так: гостиная (сущ.) ← гостиный (прил.) – переход из одной части речи в другую (субстантивация).

Источник

Субстантивация

Примеры частей речи, подвергаемых субстантивации:

* прилагательное: «больной поправился»

* причастие: «командующий отдал приказ»

* порядковое числительное: «подали на второе»

* собирательное числительное: «двое на качелях»

* наречие: «наше завтра»

звукоподражательные слова: «услышал мерное тик-так».Субстантивация — древний и вместе с тем развивающийся процесс. Например, некоторые прилагательные очень давно перешли в существительные. К ним относятся существительные с суффиксами (ов) и (ин), обозначающие фамилии и названия населенных пунктов: Иванов, Петров, Никитин, Фомин, Марьино, Митино и др.

Примеры явления из более позднего времени — использование в качестве существительных таких слов, как перевязочная, ванная.

Связанные понятия

В настоящей статье описывается грамматика современного литературного персидского языка (фарси), государственного языка Ирана.

Упоминания в литературе

Связанные понятия (продолжение)

Турецкий язык относится к агглютинативным (или «приклеивающим») языкам и, тем самым, существенно отличается от индоевропейских.

Современный испанский язык относится к плюрицентрическим языкам, что не позволяет говорить о единстве грамматических норм в зависимости от страны, где язык используется. Собственные нормы испанского языка закреплены в таких разновидностях как мексиканский, аргентинский или колумбийский испанский, а также язык мексиканцев в США. Однако эти нормы не соответствуют испанской (кастильской) норме, рассмотрению которой в основном и посвящена данная статья (подробнее об этих нормах см. в соответствующих.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *