какое слово не связано с другими словами
Правильные ответы к тесту на интеллект
При прохождении интеллектуальных тестов порой не просто хочется узнать свой результат в баллах, процентах и других условных единицах, но и найти свои ошибки и понять почему именно этот, а не другой вариант ответа является правильным. Ниже будут приведены правильный ответы на вопросы теста на интеллект с расшифровкой.
Если бы я сказал, что Земля имеет форму квадрата и что елка фиолетовая, я должен был бы сказать, что гамбургер.
Правильный ответ: Полезный.
Тут все просто – Земля в форме квадрата и фиолетовая елка (если такое и есть, то это не естественный цвет) – являются ложными утверждениями. Значит и для гамбургера выбираем ложное описание.
Какое из этих слов никак не связано с другими?
Правильный ответ: Красиво.
Кошка и облако – существительные, а «красиво» – либо наречие, либо краткое прилагательное.
Утюг так относится к технике, как серьги
Правильный ответ: К ювелирным изделиям.
Без 15 пять – это 45 минут четвертого
Правильный ответ: Неверно.
Без 15 пять – это 4:45, а 45 минут четвертого – это 3:45
Продолжи последовательность 1, 2, 4, 7, 11
Правильный ответ: 16.
Это обычная арифметическая прогрессия, в которой каждый шаг увеличивается на единицу: 1+1=2, 2+2=4, 4+3=7, 7+4=11, соответственно следующий член мы получаем, прибавляя к 11 число 5.
Что значит слово “Умиротворять”?
Правильный ответ: Успокаивать.
Что тут не является посудой?
Правильный ответ: КОТБНЛО.
В вопросе у нас анаграммы. И чтобы ответить на вопрос, нужно решить их: КЕЛТАРА – тарелка, АНСАКТ – стакан, КОТБНЛО – блокнот, РЮСАКТЯЛ – кастрюля. После решения ответ становится очевидным.
Какая из этих стран является лишней?
Правильный ответ: Португалия.
Общего у всех этих стран не мало, но, тем не менее, Франция, Италия и Хорватия омываются Средиземным морем, а Португалия – нет.
Если Мария касается правого уха левой рукой перед зеркалом, то ее изображение касается левого уха правой рукой.
Правильный ответ: Верно.
Это же зеркало, и обычно в нем все отображается наоборот. Даже фронтальные камеры смартфонов часто делают зеркальные снимки.
Если число “две тысячи триста семьдесят пять”, написать задом наперед, то получится
Правильный ответ: 5732.
«Две тысячи триста семьдесят пять» цифрами – это 2375. Просто пишем его задом наперед.
У трех кошек и двух уток в сумме получается.
Правильный ответ: 8 пар лап.
У кошек обычно по 4 лапы, у трех кошек получается 12 лап; у уток обычно по 2 лапы, а у двух уток – 4. Итого 16 лап. Но в вариантах ответов фигурируют именно пары. А пар получается 8. Если вы при прохождении теста ответили 16 лап, не отчаивайтесь – наше сознание устроено так, что на седерине предложений мы не заостряем сильно внимание, а больше акцентируемся на начале и конце предложения. Кстати в прошлом предложении вы заметили переставленные буквы в слове «середине»?
Какое из этих слов лишнее?
Правильный ответ: Красивый.
Слова «Вежливый» и «Ответственный» описывают поведенческие качества, а «Красивый» – внешнюю субъективную оценку привлекательности чего-либо.
Вы ведь читаете эту статью после того, как прошли сам тест, а не перед прохождением?
Дом относится к комнате как дерево к лесу к растению к листу
Правильные ответы к тесту на интеллект
При прохождении интеллектуальных тестов порой не просто хочется узнать свой результат в баллах, процентах и других условных единицах, но и найти свои ошибки и понять почему именно этот, а не другой вариант ответа является правильным. Ниже будут приведены правильный ответы на вопросы теста на интеллект с расшифровкой.
Если бы я сказал, что небо находится внизу и что зимой «жарко», я должен был бы назвать преступника
Правильный ответ: святым.
Тут все просто – небо внизу и жара зимой – противоположности. Значит и для преступника выбираем слово с противоположным значением.
Я думаю, что противоположное по смыслу слову «неточный» — это.
Правильный ответ: приблизительный.
Какое слово не связано с двумя другими: кошка, близко, солнце.
Правильный ответ: близко.
Кошка и солнце – это объекты, а близко – слово, характеризующее удаленность и расстояние.
Дом так относится к комнате, как дерево.
Правильный ответ: к листу.
Дом состоит из комнат, а дерево из листьев.
Я думаю, что правильное число, которое должно продолжить ряд 1, 2, 3, 6, 5, — будет.
Правильный ответ: 10.
Берем нечетные числа, т.е. 1, 3, 5 – каждое следующее образуется прибавлением двойки. Потом берем четные 2, 6 – разница между ними 4, значит к 6 прибавляем 4 и имеем продолжение ряда цифру 10.
Если стрелки часов встречаются ровно через каждые 65 мин, отмеренных по точным часам, то эти часы.
Правильный ответ: спешат.
Возьмем стрелочные часы. Допустим время на них 12-00, а значит стрелки встретились. Через 65 минут будет время 1-05. А встретиться стрелки должны чуть позже пяти минут. А так как они встретились в данный момент – часы спешат.
Какое слово не относится к двум другим? Думать, видеть, слышать.
Правильный ответ: думать.
Видеть и слышать – формы восприятия внешнего мира. Думать – внутренняя обработка информации.
Если мать Марии является сестрой отца Александра, то кем является Александр по отношению к отцу Марии?
Правильный ответ: племянником.
У нас есть Мария и Александр, чьи родители являются братом и сестрой, соответственно Александр для отца Марии точно не дядя и не двоюродный брат.
Вы ведь читаете эту статью после того, как прошли сам тест, а не перед прохождением?
Диагностика способности к общению (15 стр.)
36. На предприятии мне было бы интереснее:
a) работать с машинами и механизмами и участвовать в основном производстве
c) беседовать с людьми, занимаясь общественной работой
37. Какое слово не связано с другими словами:
38. То, что в некоторой степени отвлекает мое внимание:
с) не беспокоит меня совершенно
39. Если бы у меня было много денег, то я:
a) позаботился бы о том, чтобы не вызвать к себе зависти
c) жил бы, не стесняя себя ни в чем
40. Худшее наказание для меня:
с) быть запертым в одиночестве
41. Люди должны больше, чем они делают это сейчас, требовать соблюдения законов морали:
42. Мне говорили, что ребенком я был:
a) спокойным и любил оставаться один
c) живым и подвижным
43. Мне нравилась бы практическая повседневная работа с различными установками и машинами:
44. Я думаю, что большинство свидетелей говорят правду, даже если это нелегко для них:
45. Иногда я не решаюсь проводить в жизнь свои идеи, потому что они кажутся мне неосуществимыми:
b) затрудняюсь ответить
46. Я стараюсь смеяться над шутками не так громко, как это делают большинство людей:
47. Я никогда не чувствую себя таким несчастным, что хочется плакать:
48. В музыке я наслаждаюсь:
a) маршами в исполнении военных оркестров
49. Я бы скорее предпочел провести два летних месяца:
a) в деревне с одним или двумя друзьями
b) затрудняюсь сказать
c) возглавляя группу в туристическом лагере
50. Усилия, затраченные на составление планов:
а) никогда не лишни
51. Необдуманные поступки и высказывания моих приятелей в мой адрес не обижают и не огорчают меня:
52. Когда мне все удается, я нахожу эти дела легкими:
53. Я предпочел бы скорее работать:
a) в учреждении, где мне пришлось бы руководить людьми и все время быть среди них
b) затрудняюсь ответить
c) архитектором, который в тихой комнате разрабатывает свой проект
54. Дом так относится к комнате, как дерево:
55. То, что я делаю, у меня не получается:
56. В большинстве дел я:
a) предпочитаю рискнуть
c) предпочитаю действовать наверняка
57. Вероятно, некоторые люди считают, что я слишком много говорю:
58. Мне больше нравится человек:
a) большого ума, будь он даже ненадежен и непостоянен
c) со средними способностями, но зато умеющий противостоять всяким соблазнам
59. Я принимаю решения:
a) быстрее, чем многие люди
c) медленнее, чем большинство людей
60. На меня большее впечатление производят:
a) мастерство и изящество
61. Я считаю, что я человек, склонный к сотрудничеству:
62. Мне больше нравится разговаривать с людьми изысканными, утонченными, чем с откровенными и прямолинейными:
a) решать вопросы, касающиеся лично меня, сам
b) затрудняюсь ответить
c) советоваться с моими друзьями
64. Если человек не отвечает сразу же после того, как я что-нибудь сказал ему, я чувствую, что, должно быть, сказал какую-нибудь глупость:
65. В школьные годы я больше всего получил знаний:
66. Я избегаю общественной работы и связанной с этим ответственности:
67. Когда вопрос, который надо решать, очень труден и требует от меня много усилий, я стараюсь:
a) заняться другим вопросом
b) затрудняюсь ответить
c) еще раз попытаться решить этот вопрос
68. У меня возникают сильные эмоции: тревога, гнев, приступы смеха и т. п. – казалось бы, без определенной причины:
69. Иногда я соображаю хуже, чем обычно:
70. Мне приятно сделать человеку одолжение, согласившись назначить встречу на время, удобное для него, даже если это немного неудобно для меня:
71. Я думаю, что правильное число, которое должно продолжить ряд – 1, 2, 3, 6, 5 – будет:
72. Иногда у меня бывают непродолжительные приступы тошноты
и головокружения без определенной причины:
73. Я предпочитаю скорее отказаться от своего заказа, чем доставить официанту лишнее беспокойство:
74. Я живу сегодняшним днем в большей степени, чем другие люди:
75. На вечеринке мне нравится:
a) принимать участие в интересной беседе
b) затрудняюсь ответить
c) смотреть, как люди отдыхают, и просто отдыхать самому
76. Я высказываю свое мнение независимо от того, сколько людей могут услышать его:
77. Если бы я мог перенестись в прошлое, я бы больше всего хотел встретиться с:
78. Я вынужден удерживать себя от того, чтобы не улаживать чужие
79. Если люди плохо обо мне думают, то я не стараюсь переубедить их, а продолжаю поступать так, как считаю нужным:
80. Работая в магазине, я предпочел бы:
a) оформлять витрины
81. Если я вижу, что мой старый друг холоден со мной и избегает ме-
a) сразу же думаю: «У него плохое настроение»
c) беспокоюсь о том, какой неверный поступок я совершил
82. Все несчастья происходят из-за людей, которые стараются во все внести изменения, хотя уже существуют удовлетворительные способы решения этих вопросов:
83. Я получаю большое удовольствие, рассказывая местные новости:
84. Аккуратные, требовательные люди не уживаются со мной:
85. Мне кажется, что я менее раздражительный, чем большинство людей:
86. Мне легче не считаться с другими людьми, чем им со мной:
87. Бывает, что все утро я не хочу ни с кем разговаривать:
88. Если стрелки часов встречаются ровно через каждые 65 минут, отмеренных по точным часам, то эти часы:
89. Мне бывает скучно:
90. Люди говорят, что мне нравится делать все своим оригинальным способом:
91. Я считаю, что нужно избегать излишних волнений, потому что они утомляют:
92. Дома в свободное время я:
a) болтаю и отдыхаю
b) затрудняюсь ответить
с) занимаюсь интересующими меня делами
93. Я робко и осторожно отношусь к установлению дружеских отношений с новыми людьми:
94. Я считаю, что-то, что люди говорят стихами, можно также выразить прозой:
95. Я подозреваю, что люди, с которыми я нахожусь в дружеских отношениях, могут оказаться отнюдь не друзьями за моей спиной:
а) да, в большинстве случаев
96. Я думаю, что даже самые драматические события через год уже не оставят в моей душе никаких следов:
Ну и вопросики у водительской медкомиссии
сегодня проходил водительскую медкомиссию (для ТО надобна), и логика моих ответов очень удивила принимающую сторону, но ни на что не повлияла, к счастью:
1. Если бы я сказал, что небо находится «внизу» и что зимой «жарко», я должен был бы назвать преступника:
а) бандитом, б) святым, в) тучей.
2. Я думаю, что слово, противоположное по смыслу слову «неточный» — это:
а) небрежный, б) тщательный, в) приблизительный.
3. Какое слово не связано с двумя другими:
а) кошка, б) близко, в) солнце.
4. Дом так относится к комнате, как дерево:
а) к лесу, б) к растению, в) к листу.
5. Я думаю, что правильное число, которое должно продолжить ряд 1,2,3,6,5 — будет:
а) 10, б) 5, в) 7.
6. Если стрелки часов встречаются ровно через каждые 65 минут, отмеренных по точным часам, то эти часы:
а) отстают, б) идут правильно, в) спешат.
7. Если мать Марии является сестрой отца Александра, то кем является Александр по отношению к отцу Марии?
а) двоюродным братом, б) племянником, в) дядей.
diev
Ну. комиссия наверное считает, что тем, кто честно её проходит, надо задавать такие вопросы, т.к. честное прохождение комиссии уже наводит на определённые мысли
Grigoriy
как тебя за руль пустили.
1. Если бы я сказал, что небо находится «внизу» и что зимой «жарко», я должен был бы назвать преступника:
а) бандитом, т.к. вещи надо называть своими именами (это и выбило в осадок врача!).
ну и «небо» — это всё, что хоть в сантиметре над землей, а «зимой» в Австралии действительно жарко.
2. Я думаю, что слово, противоположное по смыслу слову «неточный» — это:
б) тщательный — это трудностей, вроде, не вызывает.
3. Какое слово не связано с двумя другими:
в) солнце — т.к. кошка всегда близко
4. Дом так относится к комнате, как дерево:
в) к листу — составная часть дерева.
5. Я думаю, что правильное число, которое должно продолжить ряд 1,2,3,6,5 — будет:
в) 7 — повторов не наблюдалось, а тренд роста довольно устойчивый
6. Если стрелки часов встречаются ровно через каждые 65 минут, отмеренных по точным часам, то эти часы:
б) идут правильно — навскидку, вроде, так должно получаться.
7. Если мать Марии является сестрой отца Александра, то кем является Александр по отношению к отцу Марии?
б) племянником. хотя на этот ответ времени уже не хватило — долго над предыдущими думал
ЕГЭ какой-то!
Какое слово не связано с другими словами
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕЗУЛЬТАТА УЧЕНИКА
разработана на основе новых Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС)
При начале с каждым разделом испытуемый должен хорошо разобраться с образцом решения заданий.
Описание заданий раздела 2 и образцы решений
В этом разделе вам предлагаются ряды, содержащие по 5 слов, из всех пяти слов четыре могут быть объединены в одну группу по общему смыслу, подходящему для всех этих четырех слов. Пятое, лишнее по смыслу слово и должно быть вашим ответом на задание, которое иначе может быть названо так: «Найдите лишнее слово, не подходящее по смыслу к четырем другим из пяти названных». Это лишнее слово обозначено соответствующей буквой, которую необходимо проставить рядом с номером задания.
1. а) стол; 6) стул; в) голубь; г) диван; д) шкаф.
Ответ 1в, т. к. «голубь» не относится к предметам мебели, а смысл объединения слов именно таков. Слово «голубь» является лишним по смыслу в ряду названных слов.
2. а) идти; б) мчаться; в) ползти; г) бежать; д) лежать. Ответ 2д, т. к. «лежать» не относится к обозначению способов передвижения. Слово «лежать» является лишним по смыслу в ряду названных слов.
Стимульный материал. Раздел 2. Задания 21-40.
21. а) писать; б) рубить; в) шить; г) читать; д) кровать.
22. а) узкий; б) угловатый; в) короткий; г) высокий; д) широкий.
23. а) велосипед; б) мотоцикл; в) поезд; т) трамвай; д) автобус.
24. а) запад; б) курс; в) направление; г) путешествие; д) север.
25. а) видеть; б) говорить; в) осязать; г) нюхать; д) слышать.
26. а) прилечь; б) приподняться; в) присесть; г) прислониться; д) привстать.
27. а) круг; б) эллипс; в) стрела; г) дуга; д) кривая.
28. а) добрый; б) верный; в) отзывчивый; г) трусливый; д) честный.
29. а) разделять; б) освобождать; в) связывать; г) резать; д) отличать.
30. а) граница; б) мост; в) общество; г) расстояние; д) супружество.
31. а) занавес; б) щит; в) невод; г) фильтр; д) стена.
32. а) матрос; б) плотник; в) шофер; г) велосипедист; д) парикмахер.
33. а) кларнет; 6) контрабас; в) гитара; г) скрипка; д) арфа.
34. а) отражение; 6) эхо; в) деятельность; г) отзвук; д) подражание.
35. а) ученье; б) планирование; в) тренировка; г) отчет; д) рекламирование.
36. а) зависть; б) скупость; в) обжорство; г) скаредность; д) жадность.
37. а) разум; б) вывод; в) решение; г) начинание; д) договор.
38. а) тонкий; 6) худой; в) узкий; г) дородный; д) короткий.
39. а) горлышко; б) пробка; в) ножка; г) спинка; д) ручка.
40. а) туманный; б) морозный; в) ветреный; г) хмурый; д) дождливый.
Обработка результатов
Обработка результатов производится по приведенному ключу. Затем проводится интерпретация результатов согласно комментарию к методике и на основе построения профиля структуры интеллекта.
Ключ к субтесту 2:
2 субтест. 21 д, 22б, 23в 24г, 25б, 26г, 27в, 28г, 29д, 30в, 31 д, 32г, 33а, 34в, 35д, 36в, 37а, 38г, 39б, 40б.
Интерпретация результативности по субтесту 2
Если у испытуемого преобладают сенсорные или наглядно-действенные формы обобщения, он будет сравнивать предметы по наглядным признакам: форме, величине или принадлежности этих объектов к общей наглядно-действенной ситуации. Если же испытуемый ориентируется преимущественно на абстрактные, категориальные связи, он сможет преодолеть наглядное впечатление или наглядно-действенную ситуацию и произвести операцию выделения отвлеченных признаков, по которым слова относятся к одной определенной категории.
Таким образом, субтест предназначен для исследования аналитико-синтетической деятельности испытуемых. Данные, полученные по нему, позволяют судить о способно-сти испытуемых выделять общие признаки и свойства предметов или понятий, их умение сравнивать, переходить от наглядно-действенных форм сравнения к сравнению отвлечен-ному.
Морфология
Морфология. Части речи и образцы их морфологического разбора
Морфология — раздел языкознания, изучающий части речи и их грамматические признаки.
Морфология и синтаксис составляют грамматику.
Самостоятельные части речи
ЧАСТИ РЕЧИ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ
Части речи — это группы слов, объединенных на основе общности их признаков.
Признаки, на основании которых происходит разделение слов на части речи, не однородны для разных групп слов.
Так, все слова русского языка можно разделить на междометия и немеждометные слова. Междометия — это неизменяемые слова, обозначающие эмоции (ах, увы, черт побери), волеизъявления (стоп, баста) или являющиеся формулами речевого общения (спасибо, привет). Особенность междометий заключается в том, что они не вступают с другими словами в предложении ни в какие синтаксические связи, всегда обособлены интонационно и пунктуационно.
Немеждометные слова можно разделить на самостоятельные и служебные. Различие между ними заключается в том, что самостоятельные слова могут выступать в речи без служебных, а служебные без самостоятельных формировать предложение не могут. Служебные слова неизменяемы и служат для передачи формально-смысловых отношений между самостоятельными словами. К служебным частям речи относятся предлоги (к, после, в течение), союзы (и, как будто, несмотря на то что), частицы (именно, только, вовсе не).
Самостоятельные слова могут быть разделены на знаменательные и местоименные. Знаменательные слова называют предметы, признаки, действия, отношения, а местоименные слова указывают на предметы, признаки, действия, отношения, не называя их и являясь заместителями знаменательных слов в предложении (ср.: стол — он, удобный — такой, легко — так, пять — сколько). Местоименные слова формируют отдельную часть речи — местоимение.
Знаменательные слова разделяются на части речи с учетом следующих признаков:
1) обобщенное значение,
2) морфологические признаки,
3) синтаксическое поведение (синтаксические функции и синтаксические связи).
Выделяют не менее пяти знаменательных частей речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное (группа имен), наречие и глагол.
Таким образом, части речи — это лексико-грамматические классы слов, т. е. классы слов, выделенные с учетом их обобщенного значения, морфологических признаков и синтаксического поведения.
Сказанное можно представить в виде следующей таблицы:
В комплексе 3 выделяется 10 частей речи, объединяемых в три группы:
1. Самостоятельные части речи:
2. Служебные части речи:
При этом каждая самостоятельная часть речи определяется по трем основаниям (обобщенное значение, морфология, синтаксис), например: существительное — это часть речи, которая обозначает предмет, имеет род и изменяется по числам и падежам, в предложении выполняет синтаксическую функцию подлежащего или дополнения.
Однако значимость оснований при определении состава той или иной части речи различна: если существительное, прилагательное, глагол определяются по большей части по своим морфологическим признакам (говорится, что существительное обозначает предмет, но специально оговаривается, что это такой «обобщенный» предмет), то есть две части речи, выделенных на основании значения, — местоимение и числительное.
В местоимение как часть речи объединены морфологически и синтаксически разнородные слова, которые «не называют предмета или признака, а указывают на него». Грамматически же местоимения разнородны и соотносятся с существительными (я, кто), прилагательными (этот, какой), числительными (сколько, несколько).
В числительное как часть речи объединены слова, которые имеют отношение к числу: обозначают количество предметов или их порядок при счете. При этом грамматические (морфологические и синтаксические) свойства слов типа три и третий различны.
Комплекс 1 (его последние издания) и комплекс 2 предлагают выделять большее число частей речи. Так, причастие и деепричастие в них рассматриваются не как формы глагола, а как самостоятельные части речи. В этих комплексах выделены слова состояния (нельзя, нужно); в комплексе 1 они описываются как самостоятельная часть речи — категория состояния. В комплексе 3 статус этих слов четко не определен. С одной стороны, их описание завершает раздел «Наречие». С другой стороны, про слова состояния сказано, что они «по форме похожи на наречия», из чего, видимо, должно следовать, что наречиями они не являются. Кроме того, в комплексе 2 расширено местоимение за счет включения в него незнаменательных слов, грамматически соотносимых с наречиями (там, зачем, никогда и др.).
Вопрос о частях речи в лингвистике является дискуссионным. Части речи — это результат определенной классификации, зависящей от того, что принять за основание для классификации. Так, в лингвистике существуют классификации частей речи, в основании которых лежит только один признак (обобщенное значение, морфологические признаки или синтаксическая роль). Есть классификации, использующие несколько оснований. Школьная классификация именно такого рода. Количество частей речи в разных лингвистических работах различно и составляет от 4 до 15 частей речи.
В русском языке есть слова, не попадающие ни в одну из частей речи, выделенных школьной грамматической. Это слова-предложения да и нет, вводные слова, не использующиеся в других синтаксических функциях (итак, итого) и некоторые другие слова.
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ
Имя существительное — это самостоятельная знаменательная часть речи, объединяющая слова, которые
1) имеют обобщенное значение предметности и отвечают на вопросы кто? или что?;
2) бывают собственными или нарицательными, одушевленными или неодушевленными, имеют постоянный признак рода и непостоянные (для большинства существительных) признаки числа и падежа;
3) в предложении чаще всего выступают как подлежащие или дополнения, но могут быть любыми другими членами предложения.
Существительное — это часть речи, при выделении которой на первый план выходят грамматические признаки слов. Что же касается значения существительных, то это единственная часть речи, которая может обозначать все, что угодно: предмет (стол), лицо (мальчик), животное (корова), признак (глубина), отвлеченное понятие (совесть), действие (пение), отношение (равенство). Объединены с точки зрения значения эти слова тем, что к ним можно задать вопрос кто? или что?; в этом, собственно, и заключается их предметность.
Разряды существительных по значению
В пределах слов разных частей речи принято выделять разряды по значению — группы слов, объединенных их лексическим значением, влияющим на их морфологические признаки. Принадлежность слова к определенному разряду по значению (лексико-грамматическому разряду) определяется на основе его лексического значения, выраженного основой этого слова.
У существительных выделяют две группы разрядов по значению:
1) собственность / нарицательность;
2) конкретность / абстрактность / вещественность / собирательность.
Нарицательные имена существительные обозначают предметы, не выделяя их из класса однотипных (город, река, девочка, газета).
Собственные имена существительные обозначают предметы, выделяя их из класса однородных предметов, индивидуализируя их (Москва, Волга, Маша, «Известия»). От собственных имен надо отличать собственные наименования — неоднословные названия индивидуализированных объектов («Вечерняя Москва»). В состав собственных наименований не обязательно входит собственное имя (Московский Государственный университет).
Конкретные существительные называют чувственно воспринимаемые предметы — вещи (стол), лица (Марина), которые можно воспринять зрением и осязанием.
Абстрактные существительные обозначают отвлеченные понятия (радость), признаки (белизна), действия (рисование).
Вещественные существительные обозначают вещества (молоко, сливки, песок).
Собирательные существительные обозначают совокупности однородных предметов (листва) или лиц (детвора).
Смысл морфологического выделения именно этих групп существительных по значению заключается в том, что принадлежность существительного к этим разрядам влияет на морфологический признак числа данного существительного. Так, форму обоих чисел имеют нарицательные конкретные существительные (дом — дома). Слова остальных групп чаще имеют форму только одного из чисел (преимущественно только единственного), например:
Одушевленные и неодушевленные имена существительные
Существительные имеют постоянный морфологический признак одушевленности.
Признак одушевленности существительных тесно связан с понятием живое / неживое. Тем не менее одушевленность является не разрядом по значению, а собственно морфологическим признаком.
Все морфологические признаки характеризуются тем, что они имеют типизированное формальное выражение — выражаются формообразующими морфемами (окончаниями или формообразующими суффиксами — см. морфемику). Морфологические признаки слов могут выражаться
1) внутрисловно — формообразующими морфемами самого слова (стол- — стол-ы),
2) внесловно — формообразующими морфемами согласуемых слов (нов-ое пальто — нов-ые пальто),
Оба этих средства выражения могут быть представлены вместе. В этом случае одно грамматическое значение выражается в предложении несколько раз — и внутрисловно, и внесловно (нов-ый стол- — нов-ые стол-ы).
Одушевленность как морфологический признак также имеет формальные средства выражения. Во-первых, одушевленность / неодушевленность выражается окончаниями самого существительного:
1) одушевленные существительные имеют совпадающие окончания мн. числа В. п. и Р. п., а для существительных муж. рода это распространяется и на ед. число;
2) неодушевленные существительные имеют совпадающие окончания мн. числа В. п. и И. п., а для существительных муж. рода это распространяется и на ед. число.
В русском языке представлены существительные с колебанием по одушевленности: у них В. п. может совпадать как с И. п., так и с Р. п., например, (вижу) микроб-ы / микроб-ов, описать персонаж-и / персонаж-ей, существ-о / существ-;
У существительных женского и среднего рода, имеющих формы только единственного числа, одушевленность формально не выражена (молодежь, студенчество), формально они не охарактеризованы по одушевленности.
Одушевленность имеет и внесловное выражение: окончание согласуемого с существительным прилагательного или причастия в В. п. различается в зависимости от одушевленности или неодушевленности существительного, ср.: (вижу) нов-ых учеников, но нов-ые столы.
Внесловное выражение одушевленности существительных более универсально, чем внутрисловное: оно выражает одушевленность даже в случае неизменяемости существительного: (вижу) красив-ых мадам, но красив-ые пальто.
Одушевленность большинства существительных отражает определенное положение дел во внеязыковой действительности: одушевленными существительными называются в основном живые существа, а неодушевленными — неживые предметы, однако есть случаи нарушения этой закономерности:
Одушевленность, как уже было сказано, постоянный признак существительного. При этом необходимо иметь в виду, что разные значения одного слова могут быть различно оформлены по одушевленности, например: вижу гени-я (человека) — ценю гений- (ум).
Род как морфологический признак существительного
Существительные имеют постоянный морфологический признак рода и относятся к мужскому, женскому или среднему роду.
Основное выражение морфологического рода внесловное — окончания согласуемых с существительным прилагательных, причастий в позиции определения и слов с непостоянным признаком рода в позиции сказуемого, в первую очередь глагола в прошедшем времени или условном наклонении, а также краткого прилагательного или причастия.
К мужскому, женскому и среднему роду относятся слова со следующей сочетаемостью:
мужской | нов-ый ученик приехал- |
женский | нов-ая ученица приехал-а |
средний | больш-ое окно раскрыт-о |
тво-я невежа пришл-а.
Такие существительные относят к общему роду.
Есть в русском языке существительные, обозначающие название лица по профессии, которые при обозначении лица мужского пола выступают как слова мужского рода, т. е. присоединяют согласованные слова с окончаниями мужского рода; когда же они обозначают лицо женского пола, определение употребляется в мужском роде, а сказуемое употребляется в женском роде (преимущественно в разговорной речи):
нов-ый врач пришел- (мужчина),
нов-ый врач пришл-а (женщина).
Эти слова — «кандидаты» в общий род, их род иногда называют переходным к общему, однако в словарях они охарактеризованы как слова мужского рода.
В русском языке имеется около 150 слов с колебанием по роду, например: кофе — мужской / средний род, шампунь — мужской / женский род.
Существительные только множественного числа (сливки, ножницы) не относятся ни к одному из родов, поскольку во множественном числе формальные различия между существительными разных родов не выражены (ср.: парт-ы — стол-ы).
Таким образом, основное выражение рода — внесловное. Внутрисловно род последовательно выражается только у существительных — субстантивированных прилагательных и причастий: часовой, мороженое, столовая: в формах единственного числа у этих слов представлены окончания, однозначно указывающие на их родовую принадлежность. Для существительных II склонения мужского рода и III склонения женского рода специфической является вся система их окончаний, что же касается окончаний отдельных падежных форм, то они могут быть не показательны, ср. стол- — ночь-.
Для всех неодушевленных существительных (а таких существительных в языке около 80%) род условен, никак не связан с внеязыковой реальностью.
Среди одушевленных существительных — названий лиц или животных род часто связан с полом обозначаемого существа, ср.: мама — папа, сын — дочь, корова — бык. Однако необходимо понимать различие между грамматическим признаком рода и неграмматическим признаком пола. Так, в русском языке есть одушевленные существительные среднего рода (дитя, животное), у существительных — названий животных особи мужского и женского пола часто называются одинаково (стрекоза, крокодил), среди слов — названий лиц также не всегда имеется соответствие рода и пола. Так, слово особа женского рода, хотя может обозначать как женщину, так и мужчину (см., например, у А. С. Пушкина: Кто-то писал ему из Москвы, что известная особа скоро должна вступить в законный брак с молодой и прекрасной девушкой).
Определенную сложность представляет определение рода сложносокращенных слов (аббревиатур) и несклоняемых существительных. Для них установлены следующие правила.
Родовая характеристика аббревиатур зависит от того, к какому типу относится данное сложносокращенное слово.
Род аббревиатур, образованных сложением начальных частей (завхоз), начальной части первого слова с несокращенным вторым (сбербанк) и начала первого слова с началом и/или концом второго (торговое представительство ® торгпредство), определяется родовой принадлежностью главного в исходном словосочетании слова: хорош-ая оргработа, российск-ое торгпредство, нов-ый сбербанк.
Род аббревиатур, состоящих из начальных звуков (ГУМ) или букв (МГУ), а также аббревиатур смешанного типа, у которых начальная часть первого слова соединена с первыми буквами или звуками остальных слов (главк), определяется неоднозначно. Первоначально они также приобретают род главного в исходном словосочетании слова, например, Братск-ая ГЭС. Однако в процессе употребления первоначальную родовую характеристику последовательно сохраняют только аббревиатуры из первых букв исходного словосочетания. Аббревиатуры же, состоящие из первых звуков, ведут себя по-разному. Некоторые из них приобретают родовую характеристику в соответствии с внешним видом слова. Так, слова БАМ, вуз, МИД, НЭП, загс и некоторые другие стали словами мужского рода и приобрели возможность склоняться по II склонению, как существительные типа дом. У других заканчивающихся на согласный аббревиатур со стержневым словом среднего и женского рода возможно колебание: они могут иметь родовую характеристику в соответствии с родом главного слова и при этом не склоняться (в наш-ей ЖЭК) или, склоняясь, употребляться как слова мужского рода (в наш-ем ЖЭКе). Аббревиатуры, оканчивающиеся на гласный звук, не склоняются и преимущественно относятся к среднему роду (наш-е РОНО — районный отдел народного образования).
Несклоняемые имена существительные, попадая в русский язык или образуясь в нем, должны приобрести родовую характеристику, которая будет проявляться только при выборе согласованных с существительным прилагательных, причастий и глаголов.
Существуют следующие закономерности выбора такими существительными родовой характеристики: род зависит либо от значения слова, либо от рода другого русского слова, которое рассматривается как синоним или как родовое наименование для данного неизменяемого слова. Для разных групп существительных ведущими являются разные критерии.
Если существительное обозначает предмет, то оно обычно приобретает характеристику среднего рода: пальто, кашне, метро. Однако женского рода авеню (так как улица), кольраби (так как это капуста), кофе — с колебанием — мужской / средний, мужской род — пенальти, евро.
Если существительное обозначает животное, то оно обычно относится к мужскому роду: шимпанзе, какаду. Исключения: иваси, цеце — женский род (так как селедка, муха).
Если существительное обозначает лицо, то его род зависит от пола этого лица: слова месье, кутюрье мужского рода, так как обозначают мужчин; слова мадам, мадемуазель женского рода, поскольку обозначают женщин, а слова визави, инкогнито общего рода, так как могут обозначать и мужчин, и женщин.
Если существительное обозначает географический объект, то его род определяется родом русского слова, которое обозначает тип объекта: Тбилиси мужского рода, так как это город (слово мужского рода), Миссисипи женского рода, так как это река, Лесото среднего рода, так как это государство. Все сказанное относится только к словам несклоняемым, поэтому Москва — существительное не мужского рода, а женского рода, хотя это и город, так как оно изменяемое.
Число как морфологический признак существительного
Большинство существительных имеет формы единственного и множественного числа, т. е. изменяется по числам. Некоторые существительные имеют формы только единственного или только множественного числа, т. е. число для них — постоянный признак.
Число — морфологический признак, связанный с указанием на количество объектов.
С точки зрения обозначения количества объектов в русском языке представлены существительные счетные (обозначаемые ими реалии можно посчитать штуками) и несчетные.
Счетные существительные, как правило, имеют формы обоих чисел: форма единственного числа у них обозначает один предмет (стол), а форма множественного — множество предметов, каждый из которых называется формой единственного числа (столы — множество предметов, каждый из которых стол).
Среди счетных существительных представлены:
1) конкретные существительные, обозначающие дискретные предметы:
а) «нормальные» существительные с формами обоих чисел (стол),
б) существительные типа сани, у которых как по отношению к одному предмету, так и по отношению к множеству предметов употребляется форма множественного числа (одни сани — множество саней);
2) абстрактные существительные (в меньшей своей части): мысль — мысли, звук — звуки;
3) собирательные существительные типа армия: у них форма множественного числа обозначает противопоставленные единицы (ср.: реформа армии — на операцию брошено пять армий).
Счетные существительные обозначают, как уже сказано, реалии, которые можно посчитать штуками. Однако есть существительные, которые обозначают реалии, существующие или только в количестве один, или только в количестве два и более:
1) слова, обозначающие уникальные, единичные реалии (Москва, Луна в значении спутника Земли) имеют преимущественно форму единственного числа; надо иметь при этом в виду, что среди собственных есть слова типа Сокольники, у которых форма множественного числа не имеет значения множества предметов и обозначает один объект;
2) слова, обозначающие реалии, включающие несколько объектов, каждый их которых имеет свое название: только мн. число имеет слово супруги в значении супружеская пара (супруг + супруга, а не супруг + супруг или супруга + супруга).
Счетным противопоставлены несчетные существительные, обозначающие реалии, лишенные идеи счета. Несчетные существительные не сочетаются с количественными числительными. Это вещественные существительные, большинство абстрактных и большинство собирательных существительных. Эти слова имеют формы только единственного или только множественного числа, однако ни то, ни другое числовое оформление не несет смысловой нагрузки, связанной с идеей количества: