какое слово лишнее свеча луна лампа
Московский государственный университет печати
Психология личности
учебное пособие по курсу «Психология и педагогика»
. «Как я умен» или «я один умен». это тайный смысл каждого слова, произносимого человеком.
Можно ли измерить интеллект?
Чтобы ответить на этот вопрос, попытаемся начать с простого теста, предназначенного для определения способности логически мыслить. В нем в отличие от всех предыдущих есть правильные и неправильные ответы. Поэтому отметьте в каждом вопросе один вариант ответа, который считаете правильным.
«Лопата» так относится к «копать», как «нож» к:
а) острый, б) резать, в) точить.
«Усталый» относится так к «работа», как «гордый» к:
а) улыбка, б) успех, в) счастливый.
Какое из данных слов не подходит к двум остальным:
а)свеча, б) луна, в) лампа.
«Удивлен» так относится к «необыкновенный», как «страх» к:
а) опасный, б) беспокойный, в) ужасный.
Какая из следующих дробей не подходит к двум остальным:
«Размер» так относится к «длина», как «нечестный» к:
а) тюрьма, б) грешный, в) укравший.
«АБ» так относится к «ГБ», как «ОР» к:
«Лучше» относится к «наихудший», как «медленно» к:
а) скорый, б) наилучший, в) быстрейший.
Какое из следующих сочетаний знаков должно продолжить этот ряд: ХООООХХОООХХХ?
а) ОХХХ, б.) ООХХ, в) ХООО.
Ю.Какое из следующих слов не подходит к двум остальным: а) какой-либо, б) несколько, в) большая часть.
«Пламя» относится к «жара», как «роза» к: а) шип, б) красные лепестки, в) запах.
Какое из следующих слов не подходит к двум остальным: а) широкий, б) зигзагообразный, в) прямой.
«Скоро» относится к «никогда», как «близко» к: а) нигде, б) далеко, в) прочь.
Подсчитайте количество правильных ответов (за каждый по 1 баллу). Если их больше 8, то ваше мышление по преимуществу логическое. Вы быстро схватываете новые идеи, интенсивно обучаетесь. Живость и подвижность мышления сочетаются с умением легко делать правильные логические выводы. Вы способны абстрактно мыслить, выделять главное, обобщать факты, находить закономерности и переносить их на новый материал. При количестве баллов больше 10 можно предполагать выраженные математические способности, склонность к занятиям техническим творчеством, например, связанным с использованием компьютеров, способность к математическому анализу и вычислительной деятельности.
Если количество баллов меньше 7, то ваше мышление по преимуществу интуитивное: вы склонны к эмоциональным, а не логическим решениям, пробам и ошибкам, догадкам. При количестве баллов меньше 3 можно с достаточным основанием утверждать, что мышление скорее всего конкретное, образное, опирается на мысленные представления и чувственные впечатления, а не на логические правила.
Вставьте слово, которое означало бы то же, что слова, стоящие вне скобок.
ТКАНЬ (. ) СОСТОЯНИЕ ВЕЩЕСТВА
Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго.
Решите анаграммы и исключите лишнее слово.
Найдите общее окончание для всех перечисленных слов.
Вставьте слово, которое означало бы то же, что и слова, стоящие вне скобок.
Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго.
Исключите лишнее слово.
Найдите общее начало для трех следующих слов:
Вставьте слово, которое означало бы то же, что и слова, стоящие вне скобок.
Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго.
Исключите лишнее слово.
Найдите общее начало для трех следующих слов:
Найдите слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго
Найдите слово, которое означало бы то же, что и слова, стоящие вне скобок.
Исключите лишнее слово.
Найдите общее окончание для следующих слов:
Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго.
Исключите лишнее слово.
Найдите общее окончание для всех перечисленных слов.
Вставьте слово, которое означало бы то же, что и слова, стоящие вне скобок.
РЫБА (. ) НАКЛОННАЯ ПОВЕРХНОСТЬ
Вставьте слово, которое; служило бы окончанием первого слова и началом второго.
Исключите лишнее слово.
Вставьте слово, которое означало бы то же, что и слова, стоящие вне скобок.
НАСЫПЬ (. ) ВРАЩАЮЩИЙСЯ СТЕРЖЕНЬ
Найдите общее окончание для всех последующих слов.
Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго.
Исключите лишнее слово.
Вставьте слово, которое означало бы то же, что и слова, стоящие вне скобок.
ЧАСТЬ ОДЕЖДЫ (. ) ГРУЗОПОДЪЕМНЫЙ МЕХАНИЗМ
Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго.
Исключите лишнее слово.
Найдите общее окончание для всех последующих слов.
Вставьте слово, которое означало бы то же, что и слова, стоящие вне скобок.
Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго.
Исключите лишнее слово.
Найдите общее окончание для всех последующих слов.
Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго.
Исключите лишнее слово.
Вставьте слово, которое означало бы то же, что и слова, стоящие вне скобок.
САМОВОЛЬНЫЙ УХОД (. ) МОЛОДАЯ ВЕТКА
Найдите общее окончание для всех последующих слов.
Вставьте слово, которое означало бы то же, что и слова, стоящие вне скобок.
ПРЕДЛОГ (. ) РЕМЕНЬ УЗДЫ
Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго.
Исключите лишнее слово.
Вставьте слово, которое означало бы то же, что и слова, стоящие вне скобок.
КОСТОЧКА ПАЛЬЦА (. ) ПАУКООБРАЗНОЕ
Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго.
Найдите общее окончание для всех последующих слов.
Исключите лишнее слово.
Найдите общее окончание для всех последующих слов.
Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго.
Найдите общее окончание для всех последующих слов.
Исключите лишнее слово.
Ответы и объяснения
ЖИВОТ. (Все остальные слова обозначают спортивные игры: хоккей, теннис, футбол).
ЦВЕТНИК. (Все остальные слова обозначают средства связи: почта, радио, телеграф).
ВИШНЯ. (Все остальные слова содержат букву А: апельсин, капуста, кабачок, груша).
СТУЛ. (Все остальные слова обозначают цветы: лютик, тюльпан, фиалка, роза).
ОРЕХ. (Все остальные слова обозначают породы собак: овчарка, бульдог, пудель).
БЕЛГРАД. (Остальные слова содержат букву О: Осло, Токио, Торонто).
ТЕЛЕВИЗОР. (Остальные слова: москит, термит, комар).
© Центр дистанционного образования МГУП
В кабинете у психолога
Проходил несколько лет назад шоферскую комиссию в частной клинике. Последним врачом остался психолог.
Поздоровался с врачом (в), сел на стул и психолог задал стандартный вопрос:
Я сначала считал на ходу, потом заметил закономерность и дошел до отрицательного числа без запинок, думал, что все хорошо и сейчас получу последние справки и пойду домой, но.
Первые 3 страницы ответил правильно, а на 4 встрял)
Есть 4 рисунка: Лампочка, масляная лампа, солнце, керосиновая лампа.
Тут я немного выпал в осадок от манеры общения моего собеседника и начал искать другой вариант ответа. Взглянул на рисунок еще раз. Лампочка, керосиновая и масляные лампы были изображены детально (как в учебниках), а солнце было изображено, как на детских рисунках, в углу, видно лишь четверть рисунка и лучики в разные стороны.
Тут я стал понимать, что спрашивает он, не потому что хочет услышать мои положительные качества,а спрашивает для того, чтобы взбесить меня сильнее, с этой же целью он постоянно перебивал меня.
Улыбнулся, посмотрел на него и сказал:
Он дал мне договорить, а это уже успех, как мне показалось))
Врач перестал щуриться, улыбнулся и я услышал тихий смешок.
После этого он направил меня к девушке, которая выдала мне справку.
ps. Это был самый странный диалог в моей жизни. Я до последнего думал, что справку не получу. И мне даже было обидно, что я так сильно тупил, что пошел в платную клинику, т.к. очереди такие же, как в бесплатных, но в бесплатных всем моим одногруппникам давали справки за ответ на вопрос: «чем отличается стекло от зеркала?».
ifap_ru
Информация для всех
Сообщество экспертов в области информационного общества и обществ знаний
Помните такую загадку на логическое мышление: Луна, свеча и электрическая лампочка – надо сказать, что из них «лишнее», для чего в свою очередь надо понять, какой объединяющий признак у двух оставшихся предметов.
Правильным ответом считается «Луна», поскольку и свеча, и лампочка светят «своим» светом, а Луна – отраженным. Но это решение на четверку, на пятерку мы заметим, что Луна – единственная из перечисленных – не рукотворный объект (теорию инопланетного сотворения Луны оставим за скобками).
А на пятерку с плюсом мы можем развести демагогию о том, что лишняя как раз свеча, поскольку лишь она является условно-замкнутой системой освещения, тогда как и лампочке, и Луне для продуцирования света нужен внешний привод: Солнце и электростанция (батарейка) соответственно. Так же на плюс претендует какая-то версия, что лишней является лампочка, основанная уже на полном выносе мозга физике процесса, но я ее забыл.
Это я к тому, что загадки на логику вовсе не так просты, как может показаться, и вовсе не обязательно имеют лишь один верный ответ. Сам с этим столкнулся, когда проходил тест на IQ. Четыре вопроса на логические последовательности я с треском провалил, но будучи занудой человеком дотошным, приступил к экзаменатору с вопросом: так какой же ответ правильный, и, главное, почему?
Долго мы с ним сидели и думали, уже имея перед глазами правильный ответ (но не объяснение, почему), резюме же было следующим: на два вопроса я ответил неправильно нестандартно, но логика в выбранных мною вариантах ответа все равно есть, просто она не предусмотрена ключом. А вот объяснения двум другим верным ответам мы так и не нашли: в предложенном авторами теста ответе логики было не больше, чем во всех остальных, и мы оба выбрали бы отсутствующий в тесте вариант.
Как вы понимаете, рассказываю я это вовсе не для того, чтобы похвастаться своим IQ (хотя нет, конечно и для этого тоже, иначе написал бы какое-нибудь другое предисловие), а в качестве признания, что иногда я совершенно теряюсь в догадках, чего от меня хотят. Даже теорий на этот счет не возникает.
Вот сегодня: прихожу на почту, открываю абонентский шкаф родной конторы – еще ничто не предвещало – и достаю прекрасное от ФГУП «Почта России».
И так далее. Про формальную логику – я молчу, я не заостряю внимание на том, что если Россвязь что-то там своим письмом поручала ФГУП «Почта России», то чего вы до рыб-то доматываетесь с какой такой неземной радости мне что-то там производить во исполнение этого поручения?
Не будем мы про формальную логику, будем лучше про другое, а именно про поиск причины, по которой я отсканирую присланную мне форму, переведу ее в Excel, набью туда информацию о каких-то контрагентах (чьих? своих?!) и перешлю ее во ФГУП, все отношения с которым у меня исчерпываются арендой абонентского шкафа.
Ребята, алё, вы там в своем уме? Я уж не говорю о том, что у меня может не быть ни сканера, ни компьютера, ни доступа к Интернету. Но даже если предположить, что все это у меня обязано быть в силу договора аренды с ФГУП «Почта России», то, все-таки, с какой радости я должен с понимаем отнестиcь к данной ситуации, как вы меня просите?
Давайте лучше поступим наоборот: вы с пониманием отнесетесь к тому, что ваше странное письмо пошло на растопку, а к следующему разу вы научитесь внятно излагать свои мысли: что за ситуация, какие данные и о ком вы у меня просите, и почему мне должно быть интересно их вам предоставить. Договорились?
Диагностика мышления у младших школьников
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Методика «Исключение лишнего»
Цель: изучение способности к обобщению. Оборудование: листок с двенадцатью рядами слов типа:
Порядок исследования. Ученику необходимо в каждом ряду слов найти такое, которое не подходит, лишнее, и объяснить почему.
Обработка и анализ результатов.
ПРОТОКОЛ
по методике «Исключение лишнего »
4. Социальное положение : обучающийся
6. Самочувствие испытуемого : удовлетворительное
7. Дополнительные сведения : тест проводится в индивидуальной форме.
8. Цель : Методика предназначена для исследования способности к классификации и анализу.
9. Экспериментальный материал : бланк, секундомер, лист бумаги
10. Инструкция : «Перед вами бланк с 12 рядами слов. Вам необходимо за 3 мин. выделить и вычеркнуть в каждом ряду четвертое слово, не связанное родовым единством с другими четырьмя.
12. Отчёт испытуемого : Задание заинтересовало.
13. Отчёт экспериментатора : Исследование проходило без особенностей, испытуемый быстро и четко выполнял задание.
15. Интерпретация : данные результаты говорят о том, что у испытуемого высокий уровень обобщения (отнесение к классу на основании функциональных признаков);
17. Литература : Немов Р.С. Психология:Учеб.для студ.высш.пед.учеб.заведений:В 3 кн. – 3-е изд. – М.:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС,2007. – Кн.3.
ПРОТОКОЛ
по методике «Исключение понятий »
4. Социальное положение : обучающийся
6. Самочувствие испытуемого : удовлетворительное
7. Дополнительные сведения : тест проводится в индивидуальной форме.
8. Цель : Методика предназначена для исследования способности к классификации и анализу.
9. Экспериментальный материал : бланк, секундомер, лист бумаги
10. Инструкция : «Перед вами бланк с 12 рядами слов. Вам необходимо за 3 мин. выделить и вычеркнуть в каждом ряду четвертое слово, не связанное родовым единством с другими четырьмя.
12. Отчёт испытуемого : Задание заинтересовало.
13. Отчёт экспериментатора : Исследование проходило без особенностей, испытуемый быстро и четко выполнял задание.
15. Интерпретация : данные результаты говорят о том, что у испытуемого высокий уровень обобщения при использовании концептуальных понятий (отнесение к классу на основании существенных признаков);
17. Литература : Немов Р.С. Психология:Учеб.для студ.высш.пед.учеб.заведений:В 3 кн. – 3-е изд. – М.:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС,2007. – Кн.3.
ПРОТОКОЛ
по методике «Исключение понятий »
4. Социальное положение : обучающийся
6. Самочувствие испытуемого : удовлетворительное
7. Дополнительные сведения : тест проводится в индивидуальной форме.
8. Цель : Методика предназначена для исследования способности к классификации и анализу.
9. Экспериментальный материал : бланк, секундомер, лист бумаги
10. Инструкция : «Перед вами бланк с 12 рядами слов. Вам необходимо за 3 мин. выделить и вычеркнуть в каждом ряду четвертое слово, не связанное родовым единством с другими четырьмя.
12. Отчёт испытуемого : Задание заинтересовало.
13. Отчёт экспериментатора : Исследование проходило без особенностей, испытуемый быстро и четко выполнял задание.
15. Интерпретация : данные результаты говорят о том, что у испытуемого высокий уровень обобщения при использовании концептуальных понятий (отнесение к классу на основании существенных признаков);
17. Литература : Немов Р.С. Психология:Учеб.для студ.высш.пед.учеб.заведений:В 3 кн. – 3-е изд. – М.:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС,2007. – Кн.3.
ПРОТОКОЛ
по методике «Исключение понятий »
4. Социальное положение : обучающийся
6. Самочувствие испытуемого : удовлетворительное
7. Дополнительные сведения : тест проводится в индивидуальной форме.
8. Цель : Методика предназначена для исследования способности к классификации и анализу.
9. Экспериментальный материал : бланк, секундомер, лист бумаги
10. Инструкция : «Перед вами бланк с 12 рядами слов. Вам необходимо за 3 мин. выделить и вычеркнуть в каждом ряду четвертое слово, не связанное родовым единством с другими четырьмя.
12. Отчёт испытуемого : Задание заинтересовало.
13. Отчёт экспериментатора : Исследование проходило без особенностей, испытуемый быстро и четко выполнял задание.
15. Интерпретация : данные результаты говорят о том, что у испытуемого высокий уровень обобщения при использовании концептуальных понятий (отнесение к классу на основании существенных признаков);
17. Литература : Немов Р.С. Психология:Учеб.для студ.высш.пед.учеб.заведений:В 3 кн. – 3-е изд. – М.:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС,2007. – Кн.3.
ПРОТОКОЛ
по методике «Исключение понятий »
4. Социальное положение : обучающийся
6. Самочувствие испытуемого : удовлетворительное
7. Дополнительные сведения : тест проводится в индивидуальной форме.
8. Цель : Методика предназначена для исследования способности к классификации и анализу.
9. Экспериментальный материал : бланк, секундомер, лист бумаги
10. Инструкция : «Перед вами бланк с 12 рядами слов. Вам необходимо за 3 мин. выделить и вычеркнуть в каждом ряду четвертое слово, не связанное родовым единством с другими четырьмя.
12. Отчёт испытуемого : Задание заинтересовало.
13. Отчёт экспериментатора : Исследование проходило без особенностей, испытуемый быстро и четко выполнял задание.
15. Интерпретация : данные результаты говорят о том, что у испытуемого высокий уровень обобщения при использовании концептуальных понятий (отнесение к классу на основании существенных признаков);
17. Литература : Немов Р.С. Психология:Учеб.для студ.высш.пед.учеб.заведений:В 3 кн. – 3-е изд. – М.:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС,2007. – Кн.3.
ПРОТОКОЛ
по методике «Исключение понятий »
4. Социальное положение : обучающийся
6. Самочувствие испытуемого : удовлетворительное
7. Дополнительные сведения : тест проводится в индивидуальной форме.
8. Цель : Методика предназначена для исследования способности к классификации и анализу.
9. Экспериментальный материал : бланк, секундомер, лист бумаги
10. Инструкция : «Перед вами бланк с 12 рядами слов. Вам необходимо за 3 мин. выделить и вычеркнуть в каждом ряду четвертое слово, не связанное родовым единством с другими четырьмя.
12. Отчёт испытуемого : Задание заинтересовало.
13. Отчёт экспериментатора : Исследование проходило без особенностей, испытуемый быстро и четко выполнял задание.
15. Интерпретация : данные результаты говорят о том, что у испытуемого высокий уровень обобщения при использовании концептуальных понятий (отнесение к классу на основании существенных признаков);
17. Литература : Немов Р.С. Психология:Учеб.для студ.высш.пед.учеб.заведений:В 3 кн. – 3-е изд. – М.:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС,2007. – Кн.3.
ПРОТОКОЛ
по методике «Исключение понятий »
4. Социальное положение : обучающийся
6. Самочувствие испытуемого : удовлетворительное
7. Дополнительные сведения : тест проводится в индивидуальной форме.
8. Цель : Методика предназначена для исследования способности к классификации и анализу.
9. Экспериментальный материал : бланк, секундомер, лист бумаги
10. Инструкция : «Перед вами бланк с 12 рядами слов. Вам необходимо за 3 мин. выделить и вычеркнуть в каждом ряду четвертое слово, не связанное родовым единством с другими четырьмя.
12. Отчёт испытуемого : Задание заинтересовало.
13. Отчёт экспериментатора : Исследование проходило без особенностей, испытуемый быстро и четко выполнял задание.
15. Интерпретация : данные результаты говорят о том, что у испытуемого высокий уровень обобщения при использовании концептуальных понятий (отнесение к классу на основании существенных признаков);
17. Литература : Немов Р.С. Психология:Учеб.для студ.высш.пед.учеб.заведений:В 3 кн. – 3-е изд. – М.:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС,2007. – Кн.3.
ПРОТОКОЛ
по методике «Исключение понятий »
4. Социальное положение : обучающийся
6. Самочувствие испытуемого : удовлетворительное
7. Дополнительные сведения : тест проводится в индивидуальной форме.
8. Цель : Методика предназначена для исследования способности к классификации и анализу.
9. Экспериментальный материал : бланк, секундомер, лист бумаги
10. Инструкция : «Перед вами бланк с 12 рядами слов. Вам необходимо за 3 мин. выделить и вычеркнуть в каждом ряду четвертое слово, не связанное родовым единством с другими четырьмя.
12. Отчёт испытуемого : Задание заинтересовало.
13. Отчёт экспериментатора : Исследование проходило без особенностей, испытуемый быстро и четко выполнял задание.
15. Интерпретация : данные результаты говорят о том, что у испытуемого высокий уровень обобщения при использовании концептуальных понятий (отнесение к классу на основании существенных признаков);
17. Литература : Немов Р.С. Психология:Учеб.для студ.высш.пед.учеб.заведений:В 3 кн. – 3-е изд. – М.:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС,2007. – Кн.3.
ПРОТОКОЛ
по методике «Исключение понятий »
4. Социальное положение : обучающийся
6. Самочувствие испытуемого : удовлетворительное
7. Дополнительные сведения : тест проводится в индивидуальной форме.
8. Цель : Методика предназначена для исследования способности к классификации и анализу.
9. Экспериментальный материал : бланк, секундомер, лист бумаги
10. Инструкция : «Перед вами бланк с 12 рядами слов. Вам необходимо за 3 мин. выделить и вычеркнуть в каждом ряду четвертое слово, не связанное родовым единством с другими четырьмя.
12. Отчёт испытуемого : Задание заинтересовало.
13. Отчёт экспериментатора : Исследование проходило без особенностей, испытуемый быстро и четко выполнял задание.
15. Интерпретация : данные результаты говорят о том, что у испытуемого средний уровень обобщения при использовании концептуальных понятий (отнесение к классу на основании существенных признаков);
ПРОТОКОЛ
по методике «Исключение понятий »
4. Социальное положение : обучающийся
6. Самочувствие испытуемого : удовлетворительное
7. Дополнительные сведения : тест проводится в индивидуальной форме.
8. Цель : Методика предназначена для исследования способности к классификации и анализу.
9. Экспериментальный материал : бланк, секундомер, лист бумаги
10. Инструкция : «Перед вами бланк с 12 рядами слов. Вам необходимо за 3 мин. выделить и вычеркнуть в каждом ряду четвертое слово, не связанное родовым единством с другими четырьмя.
12. Отчёт испытуемого : Задание заинтересовало.
13. Отчёт экспериментатора : Исследование проходило без особенностей, испытуемый быстро и четко выполнял задание.
15. Интерпретация : данные результаты говорят о том, что у испытуемого средний уровень обобщения при использовании концептуальных понятий (отнесение к классу на основании существенных признаков);