какое следственное действие проводится с санкции прокурора

Какое следственное действие проводится с санкции прокурора

УПК РФ Статья 165. Судебный порядок получения разрешения на производство следственного действия

(в ред. Федеральных законов от 23.07.2010 N 172-ФЗ, от 11.07.2011 N 195-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Ходатайство о производстве следственного действия подлежит рассмотрению единолично судьей районного суда или военного суда соответствующего уровня по месту производства предварительного следствия или производства следственного действия не позднее 24 часов с момента поступления указанного ходатайства, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей.1 настоящей статьи.

(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 245-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. В судебном заседании вправе участвовать прокурор, следователь и дознаватель.

(в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 214-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федеральных законов от 21.07.2014 N 245-ФЗ, от 31.12.2014 N 494-ФЗ, от 28.03.2017 N 51-ФЗ, от 29.12.2017 N 468-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Рассмотрев указанное ходатайство, судья выносит постановление о разрешении производства следственного действия или об отказе в его производстве с указанием мотивов отказа.

5. В исключительных случаях, когда производство осмотра жилища, обыска и выемки в жилище, личного обыска, а также выемки заложенной или сданной на хранение в ломбард вещи, наложение ареста на имущество, указанное в части первой статьи 104.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, не терпит отлагательства, указанные следственные действия могут быть произведены на основании постановления следователя или дознавателя без получения судебного решения. В этом случае следователь или дознаватель не позднее 3 суток с момента начала производства следственного действия уведомляет судью и прокурора о производстве следственного действия. К уведомлению прилагаются копии постановления о производстве следственного действия и протокола следственного действия для проверки законности решения о его производстве. Получив указанное уведомление, судья в срок, предусмотренный частью второй настоящей статьи, проверяет законность произведенного следственного действия и выносит постановление о его законности или незаконности. В случае, если судья признает произведенное следственное действие незаконным, все доказательства, полученные в ходе такого следственного действия, признаются недопустимыми в соответствии со статьей 75 настоящего Кодекса.

(в ред. Федеральных законов от 27.07.2006 N 153-ФЗ, от 03.12.2007 N 322-ФЗ, от 23.07.2010 N 172-ФЗ, от 06.07.2016 N 375-ФЗ)

Источник

Какое следственное действие проводится с санкции прокурора

УПК РФ Статья 164. Общие правила производства следственных действий

1. Следственные действия, предусмотренные статьями 178 частью третьей, 179, 182 и 183 настоящего Кодекса, производятся на основании постановления следователя.

(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 58-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 01.07.2010 N 143-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Производство следственного действия в ночное время не допускается, за исключением случаев, не терпящих отлагательства.

4. При производстве следственных действий недопустимо применение насилия, угроз и иных незаконных мер, а равно создание опасности для жизни и здоровья участвующих в них лиц.

(часть 4.1 введена Федеральным законом от 27.12.2018 N 533-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 27.12.2019 N 498-ФЗ, от 24.03.2021 N 57-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 30.10.2018 N 376-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. При производстве следственных действий могут применяться технические средства и способы обнаружения, фиксации и изъятия следов преступления и вещественных доказательств. Перед началом следственного действия следователь предупреждает лиц, участвующих в следственном действии, о применении технических средств.

(в ред. Федерального закона от 04.03.2013 N 23-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Следователь вправе привлечь к участию в следственном действии должностное лицо органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, о чем делается соответствующая отметка в протоколе.

8. В ходе производства следственного действия ведется протокол в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса.

Ст. 164 УПК РФ. Общие правила производства следственных действий

Источник

Статья 165 УПК РФ. Судебный порядок получения разрешения на производство следственного действия

2. Ходатайство о производстве следственного действия подлежит рассмотрению единолично судьей районного суда или военного суда соответствующего уровня по месту производства предварительного следствия или производства следственного действия не позднее 24 часов с момента поступления указанного ходатайства, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей.1 настоящей статьи.

3. В судебном заседании вправе участвовать прокурор, следователь и дознаватель.

4. Рассмотрев указанное ходатайство, судья выносит постановление о разрешении производства следственного действия или об отказе в его производстве с указанием мотивов отказа.

5. В исключительных случаях, когда производство осмотра жилища, обыска и выемки в жилище, личного обыска, а также выемки заложенной или сданной на хранение в ломбард вещи, наложение ареста на имущество, указанное в части первой статьи 104.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, не терпит отлагательства, указанные следственные действия могут быть произведены на основании постановления следователя или дознавателя без получения судебного решения. В этом случае следователь или дознаватель не позднее 3 суток с момента начала производства следственного действия уведомляет судью и прокурора о производстве следственного действия. К уведомлению прилагаются копии постановления о производстве следственного действия и протокола следственного действия для проверки законности решения о его производстве. Получив указанное уведомление, судья в срок, предусмотренный частью второй настоящей статьи, проверяет законность произведенного следственного действия и выносит постановление о его законности или незаконности. В случае, если судья признает произведенное следственное действие незаконным, все доказательства, полученные в ходе такого следственного действия, признаются недопустимыми в соответствии со статьей 75 настоящего Кодекса.

Комментарии к ст. 165 УПК РФ

1. Кроме действий, указанных в ч. 1 коммент. статьи, процедура получения судебного решения используется для: а) эксгумации трупа против воли родственников (ч. 3 ст. 178 УПК); б) наложения ареста на имущество (ч. 1 ст. 115); помещения подозреваемого или обвиняемого, не содержащегося под стражей, в медицинский или психиатрический стационар (ч. 2 ст. 203; ч. 2 ст. 435). По смыслу Кодекса эта процедура должна использоваться и для обыска в банковских и кредитных учреждениях, а также для обыска, сопряженного с изъятием предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну (п. 7 ч. 2 ст. 29). Иначе вместо усложненной (по судебному решению) выемки в указанных случаях на практике будут проводить связанный с большим принуждением обыск для изъятия документов, содержащих банковскую или иную охраняемую федеральным законом тайну, тем более что Кодекс формально даже не требует для этого согласия руководителя СО или прокурора (ч. 2 ст. 182). В отличие от аналогичных процедур судебного контроля в стадии предварительного расследования, предусмотренных ст. ст. 108, 118, 125 УПК, в данной процедуре нет участия заинтересованных лиц. Исключение составляет принятие решения о помещении в медицинский стационар, порядок принятия которого формально не предусматривает участия обвиняемого и его представителя (ст. 203 ссылается на ст. 165), однако по смыслу закона такое право у обвиняемого есть (п. 16 ч. 4 ст. 47 в редакции Закона от 4 июля 2003 г.). Именно такое толкование дано в Определениях КС РФ от 18 июня 2004 г. N 206-О и от 8 июня 2004 г. N 194-О. Правила комментируемой статьи могут быть использованы и при производстве дознания (ч. 1 ст. 223), и при выполнении органом дознания неотложных следственных действий (ст. 157).

2. Основания для производства указанных в комментируемой статье действий, учитывая особое значение затрагиваемых ими конституционных прав граждан, на наш взгляд, должны устанавливаться с помощью уголовно-процессуальных доказательств. Судья проверяет обоснованность ходатайства следователя в судебном заседании (ч. 3 ст. 165), т.е. в порядке осуществления правосудия (п. 50 ст. 5). Это, в частности, означает, что судья должен использовать при принятии решения прежде всего доказательства, ибо по смыслу закона (например, ч. 2 ст. 50 Конституции РФ) правосудие по своей сущности предполагает использование именно доказательств. Судебные органы решают переданные им дела и в соответствии с законом, и на основе фактов (пункт 2 «Основных принципов, касающихся независимости судебных органов», одобренных Резолюциями Генеральной Ассамблеи ООН 40/32 от 29 ноября 1985 г. и 40/146 от 13 декабря 1985 г.). Но суд может устанавливать факты (обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела) только на основе доказательств (ст. 74 УПК РФ). См. также пункт 3 коммент. к ст. 182.

3. Если ходатайство возбуждено по просьбе участника процесса (например, потерпевшего, гражданского истца), то он также имеет право на участие в судебном заседании. Остальные участники процесса могут быть приглашены в заседание по усмотрению следователя или судьи.

4. Постановление судьи может быть обжаловано заинтересованными лицами в кассационном порядке (ч. 1 ст. 127; ст. 355).

См.: Пункт 2 мотивировочной части Определения КС РФ от 10 марта 2005 г. N 70-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Дементьевой А.Б. на нарушение ее конституционных прав частью пятой статьи 165 УПК РФ» // Собрание законодательства РФ. 16.05.2005. N 20. Ст. 1917.

Источник

Следственные действия и полномочия прокурора по надзору за ними

В. Исаенко, профессор Института повышения квалификации руководящих кадров Генеральной прокуратуры РФ.

В этих целях прокурор использует как свои полномочия по осуществлению процессуального руководства предварительным расследованием, так и предоставленные ему законом надзорные полномочия, перечисленные в ст. 37 УПК РФ. Применение этих полномочий на досудебных стадиях уголовного процесса ориентировано на то, чтобы обеспечить выполнение субъектами расследования перечисленных ниже обязательных требований при производстве следственных действий.

В соответствии с Приказом Генерального прокурора РФ от 5 июля 2002 г. «Об организации прокурорского надзора за законностью судебного преследования в стадии досудебного производства» прокурор обязан проверять обоснованность проведения следственных действий, выполненных до возбуждения уголовного дела, выяснять своевременность и законность их проведения.

Участие защитника в уголовном судопроизводстве обязательно в случаях, перечисленных в ч. 1 ст. 51 УПК. Согласно п. п. 4 и 5 ч. 1 ст. 53 он вправе присутствовать при предъявлении обвинения, участвовать в допросе подозреваемого, обвиняемого, а также в иных следственных действиях, производимых с участием подозреваемого, обвиняемого или по ходатайству самого защитника.

Проведение следственных действий наугад, без предварительного определения направлений сбора доказательств только создает видимость активного расследования, обусловливает его поверхностный характер.

В ч. 1 ст. 164 УПК законодатель указывает на обязательность вынесения мотивированных постановлений о производстве отдельных следственных действий (осмотра жилища, эксгумации трупа, обыска, выемки). Отсутствие таких постановлений равнозначно отсутствию формальных оснований на производство перечисленных следственных действий, что влечет недопустимость полученных доказательств. В постановлении должны быть сжато, но достаточно ясно сформулированы основания принятия решения о производстве следственного действия и приведены соответствующие аргументы.

Постановление о производстве следственного действия может быть вынесено и в тех случаях, когда закон не требует его вынесения. Например, на практике достаточно распространены ситуации, когда безрезультатным оказалось опознание лица по его фотографии, проведенное в соответствии с ч. 5 ст. 193 УПК. Как правило, это обусловлено тем, что между выполнением предъявляемого фотоснимка и временем совершения преступления, в связи с которым опознающий наблюдал опознаваемого им по фотографии лица, прошло много времени. При этом существенно изменилась внешность опознаваемого, что затруднило опознание. В ч. 8 ст. 193 УПК допускается предъявление лица для опознания в условиях, когда он не видит опознающего. При этом законодатель подчеркнул, что для такого опознания необходимо решение следователя. Это означает, что подобное решение должно быть оформлено постановлением следователя, в котором он мотивирует необходимость такого варианта предъявления для опознания. Аналогичным образом должно быть оформлено решение о предъявлении лица для опознания после того, как была предпринята попытка его опознания по фотографии. Вынесение такого постановления закону не противоречит.

Отдельные следственные действия могут быть выполнены только после обязательного проведения строго определенных законом предшествующих им следственных действий. В частности, очная ставка может быть выполнена только после допросов лиц, в показаниях которых имеются существенные противоречия. Проверка показаний на месте не может быть осуществлена без предварительного допроса лица, чьи показания намечается проверить. Также обязателен допрос опознающего до того, как ему будут предъявлены лица, предметы, фотографии, труп для опознания. Судебная экспертиза может быть назначена только после выполнения следственных действий, удостоверяющих факт появления объектов исследования, а также образцов для сравнительного исследования. Нарушение этих требований недопустимо.

Если доказательства могут быть получены, проверены и закреплены посредством проведения совокупности следственных действий, предварительно определяется их последовательность с учетом характера поставленной задачи.

а) следователь, дознаватель, в производстве которого находится уголовное дело;

б) следователь или член следственной группы, которые включены в ее состав в соответствии с ч. 5 ст. 163 УПК;

в) другой следователь, дознаватель, которому адресовано соответствующее следственное поручение на основании ч. 1 ст. 152 УПК;

г) прокурор на основании п. 3 ч. 2 ст. 37 УПК.

Отсутствие правомочия на выполнение следственного действия влечет признание полученных в его результате сведений недопустимыми в качестве доказательств.

На стадии проверки сообщения о преступлении нередко возникает необходимость проведения осмотра места происшествия, находящегося в жилом помещении, с целью установления признаков криминального события, отыскания и изъятия следов и вещественных доказательств. Закон не предусматривает обязательности получения судебного разрешения на осмотр на данном этапе правоохранительной деятельности. Здесь необходима оперативность действий по выявлению признаков преступления, в то время как обращение в суд за разрешением на осмотр в вечернее и ночное время, в нерабочий день, при значительном удалении места происшествия от места нахождения суда повлечет задержки во времени.

Неприкосновенность жилища гарантирована Конституцией, а также нормами международного права. Она должна соблюдаться субъектами расследования. В связи с этим при отказе лиц, проживающих в жилом помещении, являющемся полностью или частично местом происшествия, следователь или иное должностное лицо, проводящее проверку сообщения о преступлении, должны вынести постановление о производстве осмотра данного помещения с последующим уведомлением суда через прокурора о его проведении. Это не будет противоречить закону.

Исключительное право суда на дачу разрешений на проведение следственных действий, предусмотренных ч. 2 ст. 29 УПК, не только не исключает необходимости прокурорского надзора за деятельностью субъектов расследования до их обращения с ходатайствами в суд, но, напротив, возлагает на прокуроров обязанность обеспечить представление в суд материалов, объективно подтверждающих обоснованность такого ходатайства.

а) необходимость немедленного проведения следственного действия в труднодоступной местности, куда доставка понятых неосуществима либо крайне осложнена и влечет большие задержки во времени;

б) необходимость проведения осмотра в неблагоприятных погодных условиях, когда в результате продолжающихся осадков или иных атмосферных явлений может быть необратимо изменена обстановка места происшествия, уничтожены следы и др.;

в) невозможность одновременного нахождения производящих осмотр должностных лиц и понятых в ограниченном пространстве, где необходимо произвести осмотр или иное следственное действие;

г) проведение следственного действия в условиях, создающих опасность для жизни и здоровья людей (например, осмотр загазованного помещения, забоя в шахте и т.п.; самодельных взрывных устройств или приведенных в действие, но неразорвавшихся боеприпасов и т.п.).

Результаты отдельных следственных действий (проверка показаний на месте, предъявление для опознания, осмотр места происшествия, обыск) имеют важное доказательственное значение, и нередко возникает необходимость выяснить соответствие содержания протокола фактическим обстоятельствам, в которых продолжалось следственное действие. Особенно это необходимо, когда обвиняемый заявляет об оказанном на него во время проверки показаний на месте давлении, о подбрасывании ему изъятых при обыске предметов и в других ситуациях. Ознакомление с содержанием приложения к протоколу такого следственного действия существенно упрощает эту задачу.

В соответствии с ч. ч. 5 и 8 ст. 166 в протоколах следственных действий должны быть указаны примененные технические средства, их технические характеристики, условия и порядок использования, полученные результаты. В протоколе отмечается, что участники следственного действия были заранее предупреждены о применении технических средств. К протоколам прилагаются фотоснимки и негативы, киноленты, диапозитивы, фонограммы допросов, кассеты с видеозаписями, носители компьютерной информации, слепки и оттиски следов, чертежи, планы и схемы.

В отдельных публикациях стали высказываться мнения о том, что носители информации, полученные с помощью технических средств, уже сами по себе могут иметь статус доказательств. Такое мнение в корне неверно, поскольку игнорирование необходимости протоколирования факта применения технических средств обесценивает доказательственное значение запечатленной на соответствующих носителях информации, не позволяя определить их относимость к делу и, соответственно, их допустимость.

Прокурорский надзор за законностью производства следственных действий является одним из важных средств обеспечения допустимости доказательств, с целью получения которых выполняются следственные действия, а также соблюдения законных прав граждан на досудебных стадиях уголовного судопроизводства.

В УПК РФ перечень и характер полномочий прокурора по надзору за исполнением законов о производстве следственных действий претерпел определенные изменения. Их выполнение возможно только с момента дачи прокурором согласия на возбуждение уголовного дела в соответствии с ч. 4 ст. 146 УПК. Давая такое согласие, прокурор тем самым не только санкционирует производство следственных действий, которые направлены на собирание доказательств, но и проверяет обоснованность и законность тех следственных действий, проведение которых, в соответствии с ч. 4 ст. 146 УПК, допускается и до получения согласия прокурора на возбуждение дела (осмотр места происшествия, освидетельствование, назначение экспертизы). Это происходит при изучении прокурором направленных ему постановления о возбуждении уголовного дела и материалов проверки сообщения о преступлении.

Решение задачи по обеспечению эффективности прокурорского надзора как на первоначальном, так и на последующем этапах расследования требует, чтобы прокурор располагал не только достаточными знаниями и опытом практического применения норм материального и процессуального права, но и необходимой криминалистической подготовкой. Она входит в число обязательных критериев оценки его профессиональной состоятельности.

В условиях напряженной криминальной обстановки и необходимости осуществления надзора за расследованием большого количества преступлений прокурор, естественно, не в состоянии обеспечить постоянный надзор за расследованием каждого из них. Ответственность за данный участок работы, а также за соблюдение требований закона о производстве следственных действий должны нести в первую очередь руководители следственных подразделений. Они наделены для этого достаточно широким кругом полномочий, предусмотренных ст. 39 УПК. В частности, начальник следственного отдела должен в ходе расследования проверять материалы уголовного дела и давать следователю письменные указания о производстве отдельных следственных действий. Эти указания обязательны для исполнения следователем. В ч. 3 ст. 38 не предусмотрено его право обжаловать такие указания прокурору.

Тем не менее прокурор обязан постоянно контролировать ход расследования преступлений повышенной общественной опасности, вызвавших значительный общественный резонанс, для обеспечения оперативного и качественного установления и исследования всех их обстоятельств. Он вправе, а при необходимости обязан, давать следователям обоснованные и конструктивные указания о проверке версий и решении иных значимых задач с перечислением следственных действий, которые должны быть при этом выполнены. В указаниях могут содержаться рекомендации об очередности проведения этих действий.

По мере того, как будет приобретен значительный опыт применения положений УПК РФ на досудебных стадиях уголовного процесса, практика позволит выработать оптимальные формы работы в новых условиях, тактические приемы проведения отдельных следственных действий, а также взвешенно оценить целесообразность сохранения некоторых норм УПК в существующем виде.

Источник

Статья 165. Судебный порядок получения разрешения на производство следственного действия

Статья 165. Судебный порядок получения разрешения на производство следственного действия

2. Ходатайство о производстве следственного действия подлежит рассмотрению единолично судьей районного суда или военного суда соответствующего уровня по месту производства предварительного следствия или производства следственного действия не позднее 24 часов с момента поступления указанного ходатайства, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей.1 настоящей статьи.

3. В судебном заседании вправе участвовать прокурор, следователь и дознаватель.

4. Рассмотрев указанное ходатайство, судья выносит постановление о разрешении производства следственного действия или об отказе в его производстве с указанием мотивов отказа.

5. В исключительных случаях, когда производство осмотра жилища, обыска и выемки в жилище, личного обыска, а также выемки заложенной или сданной на хранение в ломбард вещи, наложение ареста на имущество, указанное в части первой статьи 104.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, не терпит отлагательства, указанные следственные действия могут быть произведены на основании постановления следователя или дознавателя без получения судебного решения. В этом случае следователь или дознаватель не позднее 3 суток с момента начала производства следственного действия уведомляет судью и прокурора о производстве следственного действия. К уведомлению прилагаются копии постановления о производстве следственного действия и протокола следственного действия для проверки законности решения о его производстве. Получив указанное уведомление, судья в срок, предусмотренный частью второй настоящей статьи, проверяет законность произведенного следственного действия и выносит постановление о его законности или незаконности. В случае, если судья признает произведенное следственное действие незаконным, все доказательства, полученные в ходе такого следственного действия, признаются недопустимыми в соответствии со статьей 75 настоящего Кодекса.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *