какое следственное действие может быть проведено до возбуждения уголовного дела

Какое следственное действие может быть проведено до возбуждения уголовного дела

УПК РФ Статья 157. Производство неотложных следственных действий

1. При наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, орган дознания в порядке, установленном статьей 146 настоящего Кодекса, возбуждает уголовное дело и производит неотложные следственные действия.

2. Неотложные следственные действия производят:

(в ред. Федеральных законов от 29.05.2002 N 58-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 22.10.2014 N 308-ФЗ, от 29.07.2017 N 250-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 15.10.2020 N 328-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 3 введен Федеральным законом от 29.05.2002 N 58-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 07.12.2011 N 420-ФЗ, от 28.06.2013 N 134-ФЗ, от 31.12.2014 N 530-ФЗ, от 15.10.2020 N 328-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 03.02.2014 N 7-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6) иные должностные лица, которым предоставлены полномочия органов дознания в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса.

3. После производства неотложных следственных действий и не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела орган дознания направляет уголовное дело руководителю следственного органа в соответствии с пунктом 3 статьи 149 настоящего Кодекса.

(в ред. Федерального закона от 05.06.2007 N 87-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. После направления уголовного дела руководителю следственного органа орган дознания может производить по нему следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя. В случае направления руководителю следственного органа уголовного дела, по которому не обнаружено лицо, совершившее преступление, орган дознания обязан принимать розыскные и оперативно-розыскные меры для установления лица, совершившего преступление, уведомляя следователя об их результатах.

(в ред. Федерального закона от 05.06.2007 N 87-ФЗ)

Источник

Прокурор разъясняет

Как известно, Федеральным законом от 4 марта 2013 г. № 23-ФЗчасть 1 статьи 144 УПК РФ изложена в новой редакции. При этом законодатель расширил перечень следственных и иных процессуальных действий, допустимых на стадии проверки сообщения о преступлении.

Однако, хотя с тех пор прошло более 7 лет, правоприменительная практика относительно возможности производства обыска и выемки на стадии доследственной проверки не сложилась.

В частности, согласно первой точки зрения, поскольку в приведенной норме эти следственные действия прямо не поименованы, при проверке сообщения о преступлении они не допустимы.

Именно такой позиции, к примеру, придерживался Правобережный районный суд г. Липецка, который 16.09.2019 не удовлетворил ходатайство следователя о производстве выемки документов, содержащих охраняемую законом тайну.

По мнению суда, с подобным ходатайством в порядке ст. 165 УПК РФ можно обратиться только по возбужденному уголовному делу.

В свою очередь, мы считаем такой подход ошибочным и не основанным на нормах действующего уголовно-процессуального права.

На наш взгляд, сторонниками первой точки зрения не учитывается, что после принятия закона от 4 марта 2013 г. № 23-ФЗ часть 1 статьи 144 УПК РФ позволила следователю при проверке сообщения о преступлении помимо прочего истребовать документы и предметы, изымать их в порядке, установленном УПК РФ.

При этом следственными действиями, установленными УПК РФ и предусматривающими возможность изъятия предметов и документов, являются обыск и выемка (осмотр места происшествия, в рамках которого также возможно их изъятие, частью 1 ст. 144 УПК РФ предусмотрен в качестве отдельного следственного действия, допустимого в ходе проверки сообщения о преступлении).

Таким образом, действующий УПК РФ предусматривает производство обыска и выемки до возбуждения уголовного дела.

Каких-либо связанных с возбуждением уголовного дела ограничений на получение судебного разрешения для осуществления этих следственных действий в настоящее время уголовно-процессуальный закон не содержит.

Стоит отметить, что аналогичная правовая позиция сформирована и в практике Верховного суда Российской Федерации.

Так, при разрешении дела № 16-УД17-16 25.08.2017 Верховный суд Российской Федерации наряду с другими рассматривал довод о незаконности проведенной до возбуждения уголовного дела выемки флэш-карты и признал эту процедуру законной.

В частности, Верховным судом Российской Федерации отмечено, что эти доводы кассационной жалобы несостоятельны, поскольку следственное действие (выемка) произведено после поступления заявления о привлечении лица к уголовной ответственности в соответствии с требованиями ч. 1ст. 144 (регламентирующими перечень допустимых в ходе проверки сообщения о преступлении следственных и иных процессуальных действий), ст. 182 и ст. 183 УПК РФ.

С учетом изложенного Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в ходе проверки сообщения о преступлении предусматривает и возможность проведения с санкции суда выемки документов, содержащих охраняемую законом тайну.

Справедливости ради надо отметить, что Липецкий областной суд отменил приведенное решение Правобережного районного суда г. Липецка, однако к моменту рассмотрения судом апелляционной инстанции представления прокурора уголовное дело по обстоятельствам, требовавшим проведения выемки, было уже возбуждено.

Между тем, для исключения неверной трактовки положений ч. 1ст. 144 УПК РФ представляется целесообразным редактирование этой нормы путем прямого указания на следственные действия, производство которых возможно до возбуждения уголовного дела.

Прокурор отдела прокуратуры Липецкой области А.С. Лукинов

Источник

Статья 157 УПК РФ. Производство неотложных следственных действий (действующая редакция)

1. При наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, орган дознания в порядке, установленном статьей 146 настоящего Кодекса, возбуждает уголовное дело и производит неотложные следственные действия.

2. Неотложные следственные действия производят:

6) иные должностные лица, которым предоставлены полномочия органов дознания в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса.

3. После производства неотложных следственных действий и не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела орган дознания направляет уголовное дело руководителю следственного органа в соответствии с пунктом 3 статьи 149 настоящего Кодекса.

4. После направления уголовного дела руководителю следственного органа орган дознания может производить по нему следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя. В случае направления руководителю следственного органа уголовного дела, по которому не обнаружено лицо, совершившее преступление, орган дознания обязан принимать розыскные и оперативно-розыскные меры для установления лица, совершившего преступление, уведомляя следователя об их результатах.

Комментарий к ст. 157 УПК РФ

1. Производство неотложных следственных действий представляет собой факультативный начальный этап расследования, на котором орган дознания в неотложной ситуации вместо следователя возбуждает уголовное дело и выполняет процессуальную и оперативно-розыскную деятельность в целях быстрейшего обнаружения и закрепления следов преступления, а также установления лиц, совершивших преступление. Факультативной эта деятельность является потому, что она имеет место не по каждому уголовному делу, по которому обязательно проведение предварительного следствия, а только в тех неотложных ситуациях, когда следователь в силу тех или иных причин не может немедленно приступить к исполнению своих обязанностей (например, выехал для проведения следственных действий по другому делу и т.п.). При отсутствии неотложной ситуации сообщение о преступлении передается по подследственности в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 145. Под неотложной ситуацией принято понимать внезапное возникновение таких обстоятельств, которые явно указывают на признаки преступления и дают основания полагать, что промедление с совершением принудительных процессуальных действий может реально повлечь: а) утрату следов преступления; б) сокрытие лиц, его совершивших; в) утрату возможности возмещения ущерба, причиненного преступлением.

2. По буквальному толкованию ч. 1 ст. 157 содержание данного вида деятельности органа дознания состоит в возбуждении уголовного дела и производстве неотложных следственных действий. Согласно п. 19 ст. 5 к неотложным следственным действиям относятся только те, которые предназначены для незамедлительного обнаружения, закрепления, изъятия и исследования доказательств (следов преступления). Однако содержание указанной деятельности нуждается в расширительном толковании. В неотложной ситуации орган дознания вправе выполнить:

2) процессуальные действия по собиранию и проверке доказательств, не относящиеся к категории следственных: истребование и принятие представленных предметов и документов, справок, актов ревизий, инвентаризаций и др. См. коммент. к ст. 144;

3) действия непроцессуального характера (административные и оперативно-розыскные), например, доставление, охрану места происшествия, опрос граждан.

3. В комментируемой статье четко предусмотрена деятельность органа дознания, а не дознавателя. Из этого следует, что: а) неотложные следственные действия производит должностное лицо органа дознания (необязательно штатный дознаватель), а его решения по общему правилу должны утверждаться начальником органа дознания. Например, таким должностным лицом является участковый уполномоченный милиции (п. п. 10.2 и 14.3 Инструкции по организации деятельности участкового уполномоченного милиции, утвержденной Приказом МВД России от 16 сентября 2002 г. N 900); б) на должностное лицо органа дознания в этом случае не распространяются требования ч. 2 ст. 41 УПК. Ему не запрещено проводить по делу оперативно-розыскные мероприятия.

4. Данный институт может применяться по аналогии: а) для органов дознания и дознавателей по делам, по которым производство предварительного следствия необязательно до передачи дела по подследственности; б) для следователей при производстве ими дознания или следствия в предусмотренных ч. 5 ст. 152 УПК случаях.

5. Часть 3 комментируемой статьи в ред. ФЗ от 5 июня 2007 г. N 87-ФЗ обязывает орган дознания направить уголовное дело руководителю СО, а не прокурору. Однако, учитывая полномочия прокурора о разрешении споров о подследственности (ч. 8 ст. 151), а также возможность производства неотложных следственных действий при производстве дознания (ч. 5 ст. 152), следует признать, что уголовное дело после выполнения неотложных следственных действий может передаваться и прокурору для продолжения расследования в форме дознания. Если в процессе производства неотложных следственных действий будет установлена «дознавательская» подследственность, то при соблюдении требований ст. ст. 150, 151 начальник органа дознания может поручить дознавателю производство дознания в порядке главы 32 УПК (такая возможность вытекает из ред. п. 3 ст. 149 УПК).

6. При применении положений части 4 комментируемой статьи следует учесть, что ОРД вправе осуществлять не любые органы дознания и даже не сами органы дознания, а их оперативные подразделения (ч. 1 ст. 13 ФЗ от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»), которые обладают самостоятельностью в своей деятельности, в частности в выборе конкретных оперативно-розыскных мероприятий. Розыскные меры (которые не являются оперативно-розыскными) органы дознания могут осуществлять только по поручению следователя (п. 38 ст. 5 УПК). О поручении следователя см. коммент. к п. 4 ч. 2 ст. 38; ч. 1 ст. 152.

Источник

ПОРЯДОК ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА

Статья 146. Возбуждение уголовного дела публичного обвинения

1. При наличии повода и основания, предусмотренных статьей 140 настоящего Кодекса, орган дознания, дознаватель, руководитель следственного органа, следователь в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, возбуждают уголовное дело, о чем выносится соответствующее постановление.

2. В постановлении о возбуждении уголовного дела указываются:

1) дата, время и место его вынесения;

2) кем оно вынесено;

3) повод и основание для возбуждения уголовного дела;

4) пункт, часть, статья Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которых возбуждается уголовное дело.

3. Если уголовное дело направляется прокурору для определения подследственности, то об этом в постановлении о возбуждении уголовного дела делается соответствующая отметка.

4. Копия постановления руководителя следственного органа, следователя, дознавателя о возбуждении уголовного дела незамедлительно направляется прокурору. При возбуждении уголовного дела капитанами морских или речных судов, находящихся в дальнем плавании, руководителями геолого-разведочных партий или зимовок, начальниками российских антарктических станций или сезонных полевых баз, удаленных от мест расположения органов дознания, главами дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации прокурор незамедлительно уведомляется указанными лицами о начатом расследовании. В данном случае постановление о возбуждении уголовного дела передается прокурору незамедлительно при появлении для этого реальной возможности. В случае, если прокурор признает постановление о возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, он вправе в срок не позднее 24 часов с момента получения материалов, послуживших основанием для возбуждения уголовного дела, отменить постановление о возбуждении уголовного дела, о чем выносит мотивированное постановление, копию которого незамедлительно направляет должностному лицу, возбудившему уголовное дело. О принятом решении руководитель следственного органа, следователь, дознаватель незамедлительно уведомляют заявителя, а также лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело.

5. Уголовные дела в отношении лиц, указанных в статье 447 настоящего Кодекса, возбуждаются в порядке, установленном статьей 448 настоящего Кодекса.

Статья 147. Возбуждение уголовного дела частного и частно-публичного обвинения

1. Уголовные дела о преступлениях, указанных в части второй статьи 20 настоящего Кодекса, возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего или его законного представителя:

2. Если заявление подано в отношении лица, данные о котором потерпевшему не известны, то мировой судья отказывает в принятии заявления к своему производству и направляет указанное заявление руководителю следственного органа или начальнику органа дознания для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, о чем уведомляет лицо, подавшее заявление.

3. Уголовные дела о преступлениях, указанных в части третьей статьи 20 настоящего Кодекса, возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего или его законного представителя. Производство по таким уголовным делам ведется в общем порядке.

4. Руководитель следственного органа, следователь, а также дознаватель с согласия прокурора возбуждают уголовное дело о любом преступлении, указанном в частях второй и третьей статьи 20 настоящего Кодекса, и при отсутствии заявления потерпевшего или его законного представителя в случаях, предусмотренных частью четвертой статьи 20 настоящего Кодекса.

Статья 148. Отказ в возбуждении уголовного дела

1. При отсутствии основания для возбуждения уголовного дела руководитель следственного органа, следователь, орган дознания или дознаватель выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Отказ в возбуждении уголовного дела по основанию, предусмотренному пунктом 2 части первой статьи 24 настоящего Кодекса, допускается лишь в отношении конкретного лица.

1.1. Решение об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с мотивированным постановлением прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного следствия для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства, вынесенное на основании пункта 2 части второй статьи 37 настоящего Кодекса, может быть принято только с согласия руководителя следственного органа.

2. При вынесении постановления об отказе в возбуждении уголовного дела по результатам проверки сообщения о преступлении, связанного с подозрением в его совершении конкретного лица или лиц, руководитель следственного органа, следователь, орган дознания обязаны рассмотреть вопрос о возбуждении уголовного дела за заведомо ложный донос в отношении лица, заявившего или распространившего ложное сообщение о преступлении.

3. Информация об отказе в возбуждении уголовного дела по результатам проверки сообщения о преступлении, распространенного средством массовой информации, подлежит обязательному опубликованию.

4. Копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в течение 24 часов с момента его вынесения направляется заявителю и прокурору. При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное постановление и порядок обжалования.

5. Отказ в возбуждении уголовного дела может быть обжалован прокурору, руководителю следственного органа или в суд в порядке, установленном статьями 124 и 125 настоящего Кодекса.

6. Признав постановление органа дознания, дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, прокурор отменяет его и направляет соответствующее постановление начальнику органа дознания со своими указаниями, устанавливая срок их исполнения. Признав отказ руководителя следственного органа, следователя в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, прокурор в срок не позднее 5 суток с момента получения материалов проверки сообщения о преступлении отменяет постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, о чем выносит мотивированное постановление с изложением конкретных обстоятельств, подлежащих дополнительной проверке, которое вместе с указанными материалами незамедлительно направляет руководителю следственного органа. Признав отказ руководителя следственного органа, следователя в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, соответствующий руководитель следственного органа отменяет его и возбуждает уголовное дело либо направляет материалы для дополнительной проверки со своими указаниями, устанавливая срок их исполнения.

7. Признав отказ в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, судья выносит соответствующее постановление, направляет его для исполнения руководителю следственного органа или начальнику органа дознания и уведомляет об этом заявителя.

Статья 149. Направление уголовного дела

После вынесения постановления о возбуждении уголовного дела в порядке, установленном статьей 146 настоящего Кодекса:

2) следователь приступает к производству предварительного следствия;

3) орган дознания производит неотложные следственные действия и направляет уголовное дело руководителю следственного органа, а по уголовным делам, указанным в части третьей статьи 150 настоящего Кодекса, производит дознание.

УК РФ Статья 306. Заведомо ложный донос

наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до шести лет.

Источник

Проверка сообщения о преступлении без защитника

Начальный этап уголовного судопроизводства в России. В ходе которого, производятся различные мероприятия (процессуальные и непроцессуальные действия) направленные на обнаружение установление и закрепление следов преступления, свидетельствующих о причастности конкретных лиц к преступлению, равно как и к их непричастности.

Учитывая назначение уголовного судопроизводства, защита прав и законных интересов лиц и организаций потерпевших от преступлений в той же мере, что и защита личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод (ст. 6 УПК РФ). Проверка каждого сообщения о преступлении должна быть эффективной и объективной.

Проверка сообщения о преступлении, направлена на ускоренный сбор сведений о преступлении, поступивших в сообщении о преступлении (ч. 1 ст. 140 УПК РФ), в целях принятия процессуального решения (ст. 145 УПК РФ).

Должностное лицо правомочное проводить проверку сообщения о преступлении обязано принять и проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении, в пределах компетенции, установленной УПК РФ, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления сообщения (ч. 1 ст. 144 УПК РФ).

Руководители должностных лиц, проводящих проверку сообщения о преступления вправе продлить сроки проведения проверки сообщения о преступлении по мотивированному ходатайству лиц, проводящих проверку до 10 и до 30 суток (ч. 3 ст. 144 УПК РФ). На практике, срок проведения проверки сообщения о преступлении может затянуться на месяцы, а в некоторых случаях годы.

Каким образом. Должностное лицо правомочное проводить проверку о преступлении, принимает решение об отказе в возбуждении уголовного дела, а руководитель его отменяет, направляя материал для проведения дополнительной проверки, и так каждые 30 суток, либо спустя несколько лет, проверка возобновляется после отмены последнего решения.

Не безызвестно, что в ходе этой самой проверки сообщения о преступлении возможно применение мер процессуального принуждения и иные различные механизмы давления и принуждения, со стороны должностных лиц, поскольку из числа, проводящих проверку сообщения о преступлении, значится: получение объяснений, образцов для сравнительного исследования, истребование документов и предметов, их изъятие, производство судебной экспертизы, производство осмотра места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование, производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлечение специалистов, поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий (ч. 1 ст. 144 УПК РФ).

Следует отметить, что некоторые правомочия должностных лиц уполномоченных проводить
проверку сообщения о преступлении, не регламентированы нормами Уголовно- процессуального кодекса Российской Федерации. Некоторые из них:

а) получение объяснений лица в отношении которого ведется проверка сообщения о преступлении.

б) истребование и изъятие документов и предметов у лица в отношении которого проводится проверка сообщения о преступлении.

Следует особенно подчеркнуть, что сведения полученные в результате проверки сообщения о преступлении могут быть использованы в качестве доказательств, но при условии соблюдения требований ст. 75 и 89 УПК РФ (ч. 1.2 ст. 144 УПК РФ), а также при соблюдения права на защиту, в ином случае все доказательства полученные в этой стадии должны рассматриваться судами как доказательства, полученные с нарушением закона. Об этом в п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 года № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия». Однако разъяснения Высшего суда не помеха для использования доказательств полученных в стадии проверки для избрания той же меры пресечения, в случае последующего возбуждения уголовного дела. Об этом тут.

Несмотря на отсутствие в УПК РФ самого понятия, лицо в отношении которого производится проверка сообщения о преступлении, его определение можно выделить из положений ч. 1.1 ст. 144 УПК РФ.

Авторское определение заучит следующим образом: лицо в отношении которого проводится проверка сообщения о преступлении – это лицо, с участием которого производятся процессуальные действия направленные на установление его причастности к совершению преступления, которому государство обязано обеспечить возможность получения квалифицированной юридической помощи.

Возникновение статуса (вне процессуального) у лица в отношении которого производится проверка сообщения о преступлении, тесно связно с производством процессуальных действий в отношении конкретного лица, в связи с подозрением в преступлении. Отсюда в уголовно-процессуальном кодексе право на участие адвоката, которое возникает с момента производства процессуальных действий в стадии проверки сообщения о преступлении.

При этом в качестве обязательного условия возникновения права на адвоката, законодатель связывает производство процессуального действия или принятия процессуального решения, которое затрагивает:

а) права лица в отношении которого проходит проверка сообщения о преступлении,
б) интересы лица в отношении которого проходит проверка сообщения о преступлении,
в) свободы лица в отношении которого проходит проверка сообщения о преступлении.

То есть только при производстве процессуальных действий, перечисленных в ч. 1 ст. 144 УПК
РФ, и только в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают права и свободы заподозренного в преступлении.

Когда как, с таким подтекстом нельзя согласиться по мнению автора, адвокат может представлять интересы не только лица, которого заподозрили в совершении преступления, но и других лиц с участием которых производятся действия направленные на установление обстоятельств преступления, а принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы.

То есть, адвокат может представлять интересы:

— гражданского истца, лица, которому причинён материальный ущерб предполагаемым преступлением.

— свидетеля, очевидца преступления, лица которому могут быть известны сведения о предполагаемом преступлении.

— иных лиц, принимающих участие в стадии проверки сообщения о преступлении, права и свободы которых затрагиваются проводимыми следственными или иными процессуальными действиями.

Безусловно, сам факт проведения следственных действий с участием конкретного лица, направленных на установление его причастности к преступлению, свидетельствует о наличии минимальных подозрений лица в совершении преступления. При намерении следователя, провести процессуальное действие, с участием лица заподозренного в совершении преступления, следователь обязан разъяснить права ему, предусмотренные ч. 1.1 ст. 144 УПК РФ, из числа которых право на участие адвоката.

Более того, если в ходе проверки сообщения о преступлении предпринимаются меры ограничивающие права и свободы лиц, с участием которых проводится проверка сообщения о преступлении, государству следует предоставить соответствующий механизм защиты во время проведении таких действий, один из таких это право на квалифицированную юридическую помощь, посредством участия адвоката, гарантированную Конституцией Российской Федерации.

Адвокат, принимая участие на стороне представляемых им лиц, вправе использовать полномочия, предоставленные ему Уголовно-процессуальным законодательством, а также Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре».

Адвокат, принимающий участие на стороне лица заподозренного в совершении преступления, будет являться защитником (п. 6 ч. 3 ст. 49 УПК РФ), а значит распространение гарантий, предусмотренных ст. 48 Конституции России, в том числе на бесплатное участие адвоката в этой стадии оправдано.

Автору статьи представилась возможность исследовать проблему обеспечения прав лица, в отношении которого ведется проверка сообщения о преступлении, на своем личном опыте. Об этом тут.

Столкнувшись с своеволием должностных лиц и суда при применении норм Уголовно-процессуального кодекса, автором были предприняты попытки защиты Конституционных прав в суде Российской Федерации. Об этом тут.

В процессе исследования автором выявлены некоторые проблемы реализации права на участие защитника в доследственной проверке.

Во-первых, механизм появления защитника в стадии проверки сообщения о преступлении вызывает трудности, поскольку должностные лица, проводящие проверку сообщения о преступлении не заинтересованы в участии защитника на стороне лица, которого они изобличают в совершении преступления.

Несмотря на зафиксированное право на участие адвоката-защитника, с момента начала процессуальных действий, затрагивающих права и свободы лица, в УПК РФ нет механизма приглашения привлечения адвоката-защитника, лицу, которое изъявило желание пригласить адвоката, исключением составляют случаи приглашения заподозренного лица в назначенный день и назначенное время повесткой. В таком случае заподозренное лицо имеет возможность пригласить адвоката по аналогии с положениями ч. 5 ст. 189 УПК РФ. В иных случая, задержание, доставление, лица, без оформления его процессуального статуса или разъяснения положений ч. 1.1 ст. 144 УПК РФ, а также предоставления времени для приглашения адвоката-защитника затруднительно. Об этом, определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года № 506-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Голенко Алексея Петровича на нарушение его конституционных прав положениями ст. 50 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации». Об этом тут.

Во-вторых, понятие процессуальных действий, затрагивающих права и свободы лица в отношении которого проводится проверка сообщения о преступлении толкуется правоприменительными органами и судами по-разному, из чего возникает неоднозначное толкование, какие именно процессуальные действия затрагивающие права и свободы лица в отношении которого ведется производство по делу, предполагают участие защитника-адвоката.

В-третьих, правоприменительные органы связывают возможность участия защитника в доследственной проверке с процессуальным статусом подозреваемого или обвиняемого, а иной раз ссылаются на то, что проверка сообщения о преступлении проводится не в отношении конкретного лица, а по факту, необоснованно отказывая в обеспечении участия защитника на стороне лица в отношении которого проводится проверка сообщения о преступлении.

Обозначенные проблемы отчасти связанны с отсутствием закрепленного в УПК РФ определения лица в отношении которого проводится проверка сообщения о преступлении, отсутствие процессуального статуса лица в отношении которого производится проверка сообщения о преступлении, отсутствие указаний на ссылки конкретных норм, регулирующих перечень процессуальных действий в стадии проверки.

Отдельные проблемы участия защитника-адвоката в стадии проверки сообщения о преступлении связанны с материальной возможностью лица заподозренного в преступлении пригласить защитника самостоятельно, поскольку его обеспечение за счет средств федерального бюджета не предусмотрено Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.

В силу ч. 5 ст. 50 УПК РФ, в случае если адвокат участвует в производстве предварительного расследования или судебном разбирательстве по назначению дознавателя, следователя или суда, расходы на оплату его труда компенсируются за счет средств федерального бюджета.

Как мы видим, положения ч. 5 ст. 50 УПК РФ, не предполагают возмещение расходов на участие адвоката в стадии доследственной проверки, а только в стадии предварительного расследования. Что является основанием и препятствием для реализации Конституционного права на бесплатную, квалифицированную юридическую помощь в этой стадии.
Об этом в Определении Конституционного суда от 20 декабря 2016 года № 2740-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Голенко Алексея Петровича на нарушение его конституционных прав статьей 50 и частями первой и первой1 статьи 144 Уголовно- процессуального кодекса Российской Федерации». Об этотм тут.

Отсутствие статуса лица в отношении которого проводится проверка сообщения о преступлении, и статуса лица, с участием которого проводится проверка сообщения о преступлении вызывает массу трудностей при реализации прав таких лиц.

— на получение процессуальных решений в ходе проверки сообщения о преступлении.

— на разрешение ходатайств лица, принимающего участие в проверке сообщения о преступлении.

— на возврат имущества изъятого в ходе проверки сообщения о преступлении.

Об этом Конституционный суд: «Согласно статье 125 УПК Российской Федерации по результатам рассмотрения жалобы на решения и действия (бездействие) дознавателя, следователя, руководителя следственного органа и прокурора, способные причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию, судья выносит решение либо о признании действия (бездействия) или решения соответствующего должностного лица незаконным или необоснованным и о его обязанности устранить допущенное нарушение, либо об оставлении жалобы без удовлетворения (часть пятая). Из содержания данной нормы прямо следует обязанность судьи рассмотреть жалобу на решения и действия (бездействие) должностных лиц и принять одно из указанных решений, что не только не нарушает права и законные интересы лица, в отношении которого вынесено обжалуемое решение, но и, напротив, обеспечивает их защиту (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 года № 475-О, от 18 декабря 2007 года № 913-О-О, от 19 марта 2009 года № 273-О-О, от 23 октября 2014 года № 2352-О, от 29 января 2015 года № 35-О, от 27 октября 2015 года № 2330-О и др.). Определение по жалобе Голенко А. П. № 1946-О от 29 сентября 2016 года. Об этом тут.

При этом, невооруженным глазом видно, что положения ст. 145 и 148 УПК РФ, не содержат обязанности должностных лиц, разрешать судьбу имущества в ходе проверки, в соответствии со ст. 6.1 УПК РФ и по аналогии положений 82 и п. 9 ч. 2 ст. 213 УПК РФ (то есть разрешать вопрос об изъятом имуществе, при принятии процессуального решения по результатам проверки сообщения о преступлении). О конституционности положений ст. 145 и 148 УПК РФ, в этой части, Конституционный суд уклонился.

Отдельный вопрос о праве лица, в отношении которого производилась проверка, в том случае если в ходе проверки были применены меры ограничивающие права и свободы лиц, экономическую деятельность лиц, которые повлекли за собой ущерб, моральный или материальный не разрешен ни в УПК РФ ни в ГПК РФ. Когда как, возможный механизм мог быть прописан в главе 18 УПК РФ.

К сожалению прочная практика сохраняется, курс уголовного судопроизводства направлен на господство силовых ведомств, покрываемых судебной коалицией.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *