какое село есть в дагестане в игре миллион
Бизнесмен из Дагестана в 60 лет переехал в горный аул и занялся земледелием
Предприниматель из Дагестана Мухаммад Мухидинов в 60 лет вместе с женой переехал в горный аул Цилитль и занялся земледелием — начал сеять полбу. Ради этого он оставил городскую жизнь и бизнес, сообщает «Это Кавказ».
Цилитль является самым высокогорным селом Гумбетовского района Дагестана. Оно расположено на высоте около двух тысяч метров над уровнем моря у границы с Чечней. Сейчас здесь проживает 421 человек. Цилитлинцы занимаются в основном животноводством, пчеловодством, земледелием, хотя почва не очень плодородная.
«Односельчане подхватили идею с полбой. Обращаются ко мне за семенами, а я и раздаю всем желающим, лишь бы делом были заняты. Многие теперь высаживают полбу на своих участках», — рассказал Мухидинов.
Для очищения полбы жители села используют специальное приспособление — керелю. «Это специальная дощечка. В нее набирают зерна и слегка подбрасывают их, а слабый ветерок фильтрует семена от шелухи, камней и мелкого мусора», — уточнил Мухидинов.
Водяную мельницу в селе также построил бывший бизнесмен. «Электрическая нагревает нижний камень, и, как следствие, мука выходит горячей. При высоких температурах она теряет свои полезные свойства. А нам это не подходит», — добавил он.
Ранее рассказывалось о россиянине Ахсаре Варзиеве, который сам построил гидроэлектростанцию (ГЭС) из металлолома и стал бесплатно раздавать электричество в высокогорном ауле Джимара в Северной Осетии.
«Они не позволят голодать даже вегетарианцу» Как Дагестан стал одним из самых желанных регионов для путешествий в России
История Дагестана знает немало испытаний — многочисленные войны и нападения закаляли местный народ на протяжении многих столетий, однако ему удалось сохранить веру в людей и теплоту гостеприимства в своих домах. В 2021 году регион стал настоящей Меккой для путешественников со всей России, и дело не только в закрытых границах. Вкуснейшая еда, горные пейзажи, изумрудные водохранилища, добрые сердцем и стойкие духом горные жители — все это сделало Дагестан одним из самых привлекательных направлений. Как увлекательно провести отпуск в Дагестане — выясняла корреспондентка «Ленты.ру».
Магомеды Магомедовичи
В октябре в Дагестане тепло, солнечно и очень приятно, а на выходе из аэропорта некоторым дамам даже дарят розы. Первое погружение в местную культуру начинается по дороге из Каспийска — на каждой заправке на вывесках и билбордах кроме надписей «кафе» и «магазин» непременно есть «молельная». Книжный магазин призывает: «Не берите много жен, берите много книг». Маленькие гастрономы называются «Аманат» или «Медина», магазин одежды — «Красота в платке». «Будь первым, кто посетит Каабу! — зовет билборд у Джума-мечети. — Умра уже скоро!»
В пути проводники Магомед и Байрам рассказывают обо всем сразу: о балхарской керамике и стадионе Исинбаевой, о табасаранских коврах и шестидесятиградусной жаре на Сарыкуме, о кубачинском серебре и о том, что Магомед — самое распространенное среди местных имя. Приходится всем Магомедам принимать прозвища. Вот один Магомед сказал, что у него «в одно ухо влетает, в другое вылетает», и навсегда стал Сквозняк-Магомедом. А другого, Магомеда Магомедовича Магомедова, друзья зовут Куб-Магомед.
Дальше ждал любимый завтрак из яичницы с помидорами, свежего хлеба и творога, чай с чабрецом, номер в гостинице в единоличном пользовании. Для меня как адепта походов и палаток даже шикарно.
Вечером группа поднялась на огромный бархан Сарыкум, невесть как выросший в 18 километрах от Махачкалы. Это самая большая песчаная дюна в Европе, и даже те, кто ее не посещал, наверняка с ней знакомы — по фильму режиссера Владимира Мотыля «Белое солнце пустыни». Сейчас никаких абреков там нет, и любой может спокойно подняться на вершину по деревянным сходням, не тревожа пески.
На вершине есть площадка для отдыха и любования окрестностями с двухсотметровой высоты. В закатных лучах Магомед жестом фокусника достал джезву, горелку, турецкий кофе в золотой банке и чак-чак. Идеальное место для того, чтобы походить босиком по песку и пофотографироваться.
По местам славы
На второй день путешествия отправились в горное село Гуниб через живописный Буйнакский перевал. Аул этот имеет огромное историческое значение для всех дагестанцев, но обо всем по порядку.
Уши немного закладывало при наборе высоты. Кому-то из попутчиков не понравилась музыка в машине, они не оценили вариации на тему современной лезгинки, но постеснялись признаться. Зато уже через неделю сами наперебой просили поставить «Девочка, стоп!» и «Ведь сегодня Ибрагиму 23».
На дороге есть пара аномальных уклонов: машина, если заглушить двигатель, катится вверх. «Сейчас мы въезжаем в Гимринский тоннель, загадайте желание и задержите дыхание до конца — тогда сбудется», — серьезно объяснил Магомед из-за руля, и все повиновались.
В тоннеле протяженностью более четырех километров изрядно пахнет выхлопными газами. Магомед рассказал, что 15 лет назад строительство буксовало, но народ все равно ездил, хотя в тоннеле не было света, асфальта, связи, вентиляции и вообще никто не давал гарантий, что его можно проехать до конца.
Неподалеку стояла реконструированная Гимринская башня, которая была образцовым оборонительным сооружением горцев Дагестана. Именно с нее во время Кавказской войны при битве за Гимры в 1832 году, предварительно зарубив несколько солдат вражеского войска, прыгнул в пропасть герой Дагестана имам Шамиль, чтобы спасти себе жизнь.
Еще одна стоящая остановка на пути к аулу Гуниб — Ирганайское водохранилище. Вода в нем необыкновенно бирюзовая, как будто кто-то наложил на пейзаж фильтр Instagram. Хочется спуститься, потрогать, попить — кажется, зрение тебя обманывает, невозможно так сгустить красоту в одном месте! Но нужно привыкать к такой красоте, в этом весь Дагестан.
Рядом, на реке Аварское Койсу, расположена известная Гимринская ГЭС, тут же можно подняться на башню Андалал — новодел, выполненный в дагестанских архитектурных традициях.
Вообще Андалал — это союз аварских сел, а башню построили в честь победы над иранским Надир-шахом, который пытался завоевать Дагестан в XVIII веке. Сейчас же за Дагестан борется уже другая партия: среди канонических пейзажей, которые открываются с верхней башенной площадки, виднеется яркий предвыборный плакат, распятый прямо на скале.
Гордость Дагестана
После пленения Шамиля на стратегически важной точке выстроили трехкилометровую крепостную стену. Через «ворота Барятинского» проходит основной серпантин в село Гуниб, а «ворота Шамиля» и сохранившаяся часть укреплений находятся сверху, над поселком, — это защита от набегов из глубины гор. К сожалению, в октябре дожди обрушили изрядный кусок стены прямо у верхних ворот. Но туристам непременно советуют подняться вдоль стены на вершину — тропинка вполне доступная, а виды с нее просто неописуемые.
Село Гуниб появилось в 1862 году на месте одноименного аула, разрушенного в 1859 году. В переводе с аварского его название означает «груда камней». «На знакомой кремнистой вершине. Здравствуй, славный Гуниб, Дагестана живая краса!» — написал в одном из своих стихотворений известнейший уроженец Дагестана Расул Гамзатов. О поэте, к слову, тут говорят на каждом шагу.
Как на самом деле выглядит аул-призрак Гамсутль в Дагестане
Интересная штука — квадрокоптер. С одной стороны, реально помогает взглянуть на место, где находишься, с привязкой к общему виду и рельефу ландшафта. С другой стороны, при взгляде с высоты полёта горного орла иногда место выглядит не таким, как ты его себе представлял. Человеческое зрение предполагает максимально широкий угол и глубину обзора, фотоаппарат помогает «выдрать» из этой картины кусочки, сделав акценты. Дрон работает по обратному принципу, расставляя все точки над ё.
Мы сделали две попытки посетить Гамсутль. В первый день, в дождь и туман, нам это сделать не удалось, так как ребенок заснул в машине. Уснул при подъеме по крутой и каменистой горной дороге к парковке. Полный привод тут явно помогал тяжелому Traveller уверенно ехать.
По пути встретили мотоциклистов из Москвы.
— как вам тут едется?
— не очень!
Оказалось, к лучшему — через три дня по извилистой дороге мы снова двигались в Гамсутль, и на этот раз погода была гораздо лучше. Выбрали утро, чтобы было поменьше туристов.
Виды с дороги ошеломляюще хороши.
Раньше Гамсутль был нормальным селом-аулом, даже с собственной больницей и родильным отделением. Сюда вела не неширокая тропа, как сейчас, а грунтовая дорога. Потом она обвалилась, и сегодня добраться до Гамсутля можно либо пешком (от парковки около часа). Можно по договоренности подняться на лошади — 1000 рублей с взрослого человека. Ну лучше прогуляться, подъем технически не сложный и какой-либо подготовки не требует.
Вид с тропы на расположенный на соседнем склоне аул Куриб — тоже, фактически, «призрак».
Кто-то там живет и даже держит пасеку.
Про расположенный на высоте 1500 метров Гамсутль ходит множество легенд, и это действительно одно из древнейших поселений Дагестана.
Местные уверенно говорят про 1600 лет. Датировка найденных надгробий на древнеиранском говорит и вовсе про 2000 лет. В большом, но труднодоступном ауле, распластавшегося на острых на горных склонах, раньше было 300 домов.
Новые дома строились по стандартной схеме для горных аулов — чуть ниже старых.
По протяженности улиц можно понять, насколько большим был аул.
Двадцатый век Гамсутль пережил с трудом. Множество жителей в шестидесятых годах переехало жить и работать в соседний, чохский колхоз. Уже тогда дорога в село была так себе. Позже закрылась школа и медпункт. В итоге уже в начале XXI века в Гамсутле проживало лишь несколько десятков человек. Долгое время жил последний, Абдулжалил Абдулжалилов. Собственно, именно он и встречал туристов в Гамсутле. Но в 2015 году умер и он.
С тех самых пор Гамсутль оказался полностью заброшен, становясь все более популярным туристическим объектом.
Увы, это не означало признание руин культурной ценностью или “памятником юнеско”. Оставленный без присмотра аул стремительно обветшал, превратившись одним мигом в живописные исторические развалины, которые разваливаются все больше и больше.
Турпоток тоже сделал свое дело. Из стен осыпающихся домов стали исчезать исторические камни с арабской вязью, звездами Давида или христианскими крестами.
Варварское отношение туристов, конечно, связано прежде всего с парадоксальной бесхозностью территорией.
Был бы хозяин — люди охотнее бы чтили свод простых правил. Камни лежат на друг друге, иногда швы замазаны глиной.
Горный камень очень гигроскопичный, и даже «вековая» кладка от местных мастеров (они были в каждом селе) без крыши долго не выдержит.
Дерево подпирающих ее балок сдается первым, и дом вскоре осыпается, почти как карточный домик… Не каждой стене суждено устоять.
Остовы домов буквально истоптаны, при том что посещать их небезопасно — того и гляди накроет обломками стен.
В начале я говорил о том, что с коптера многое не такое, как ожидалось.
Так было для меня и с Гамсутлем — по увиденным в свое время фото, я думал, что село стоит прямо на вершине горы, оказалось, что скорее речь идет о хребте, и не самым высоком в местном окружении.
Расположение неслучайно и выверено с точки зрения безопасности — подобраться к селу можно лишь по одному узкому пути, который легко контролировать. В горах и и сейчас жить непросто, несмотря на всю красоту кругом, в древние времена было не легче.
Также стоит знать, что в Дагестане множество живописных и древних аулов, а не только один Гамсутль — просто это наиболее известный вариант, в который вас обязательно привезут, если вы окажетесь в этих краях.
Хочется верить, что в будущем Гамсутль будет хотя бы законсервирован, как памятник культуры — историческое горное село. А может быть, и частично восстановлен.
Без этого бутовые стены постепенно осыпятся в каменистую землю, из которой и пришли. Как и все на свете, это просто вопрос времени.
Если материал вам понравился, буду рад вам за репосты, вопросы, дополнения и прочие комментарии!
Читайте все мои материалы из путешествия по Дагестану:
Дагестан
авар. Дагъистаналъул Республика
агул. Республика Дагъустан
гор.-евр. Республикей Догъисту
дарг. Дагъистан Республика
кум. Дагъыстан Республикасы
лакск. Дагъусттаннал Республика
лезг. Дагъустан Республика
ног. Дагыстан Республикасы
рут. Республика Дагъустан
таб. Дагъустандин Республика
Республика Дагестан. Столица — город Махачкала.
Территория Дагестана граничит с Азербайджаном на юге, с Грузией на юго-западе, также с Чеченской Республикой на западе, со Ставропольским краем на северо-западе и с Республикой Калмыкия на севере.
Территория современного Дагестана, и в большей степени горного Дагестана, именуется в исторической литературе по-разному, что имело отношение к соседским народам, или же к нашествиям завоевателей, которые именовали эту территорию на своём языке.
Некоторые историки относят к Южному Дагестану более раннее наименование «Албания», соответствующее «Стране гор». Арабский историк Ал-Куфи именует современный Дагестан в X веке как «Ард ас-Сарир» что означает «Земля Трона». Грузины именуют Дагестан как «Лекетия»[6].
Название «Дагестан» известно с XVII века и означает «горная страна» (от тюркского даг — гора, персидского стан — страна, земля.
Исторический Дагестан простирался до апшеронского полуострова (ныне на территории Азербайджана).
С востока территория Дагестана омывается водами Каспийского моря. Юг и среднюю часть республики занимают горы и предгорья Большого Кавказа, на севере начинается Прикаспийская низменность.
Территория Дагестана была обитаема уже более миллиона лет назад (стоянки Айникаб 1-2, Мухкай 1-2[14], Гегалашур 1-3, Ругуджа[15]). Более полумиллиона лет стоянке Дарвагчай.
Античность
В начале нашей эры часть современного Дагестана была в составе Кавказской Албании.
Средние века
В X веке аварские села была под влиянием раннефеодального царства Сарир со столицей в Хунзахе. Династия правителей, христиан, находилась в родстве с персидскими шахиншахами-Сасанидами.
Во времена арабо-хазарских войн в VII—X века большую часть территории Кавказской Албании, аварские села и северную равнинную часть современного Дагестана заняли хазары.
В VII веке Дербент стал важнейшим опорным пунктом Халифата, на Восточный Кавказ проник ислам. С IX по XI век образовался Дербентский эмират.
В XI-XII веках на развалинах христианского Сарира образовалось Аварское нуцальство.
В 1239—1240 годах произошло вторжение татаро-монголов во внутренний Дагестан. Татаро-монгольские отряды пройдя через Приморскую территорию, вторглись в Южный Дагестан, а после на территорию Газикумухского шамхальства.
В конце XIV века — борьба горцев с Тамерланом. В 1395 году Тамерлан проник через Дербентский проход в дагестанские владения. Походы его войск сопровождались уничтожением дагестанского населения, ввиду того что ряд дагестанских феодалов поддержал противника Тамерлана — Тохтамыша.
В XV веке в Дагестане окончательно и повсеместно распространился ислам. Дагестанцы начали распространять ислам на Северном Кавказе.
XVI—XVII века
В конце XVI века из состава Кахетинского царства обособилось государственное образование закавказских аварцев и цахур, позднее получившее название Джаро-Белоканские вольные общества (ряд авторов использует термин Джарская республика).
В 1594 году был поход войск царя Фёдора Ивановича под командованием воеводы Хворостинина на Шамхальство с целью посадить на шамхальство свата царя Кахетии Александра. Русские войска взяли Тарки, но оказались заблокированными войсками шамхала и его союзника Аварского хана. Воевода Хворостинин, не дождавшись прихода грузин с претендентом на шамхальство, решил покинуть Дагестан, и вернуться на Терек, прорвав блокаду. На Терек вернулась только четвёртая часть отряда (всего было около 2500 человек).
В 1604 году при царе Борисе Годунове был предпринят поход под командованием И. Бутурлина. Русские войска штурмом заняли Тарки и захватили стратегически важные объекты на территории Дагестана. Однако в следующем 1605 году Эндиреевский правитель Султан-Махмуд сумел объединить разрозненные силы дагестанских владетелей и при поддержке османской армии и крымских татар вытеснил русские гарнизоны с занимаемых ими объектов, но ожесточённый штурм Тарков не увенчался успехом.
1734, 1736, 1741—1743 гг. — поход Надир-шаха на Дагестан и его разгром в Андалало-Турчидагском сражении.
1813 — борьба Персии с Россией завершается по условиям Гюлистанского мира отказом Персии от своих притязаний на Восточный Кавказ и Центральное Закавказье.
В первой половине ХIХ-го века границы Дагестана проходили на севере по реке Сулак, а на юге по реке Сумгаит. То есть в состав военно-административной области Дагестан входили Кусарский, Кубинский, Хачмасский, Дивичинский, Сиазанский и часть Апшеронского р-нов Южного Лезгистана, где 70 % населения тогда были лезгины. В 1860 году эти земли Кубинского уезда царская Россия незаконно включила в Бакинскую губернию, а территории Куткашенского, Варташенского, Исмаиллинского, Шекинского районов, населённые лезгинами, включила в состав Елизаветпольской губернии.
Гимринская башня. Оборонительная башня в окрестностях с. Гимры. В этом месте погиб первый имам Дагестана Газимухаммад 17 октября 1832 в ходе Кавказской войны
.
1829—1859 гг. — восстание под предводительством трёх имамов перерастает в Кавказскую войну. Государство-имамат на территории Дагестана и Чечни.
Имел высокоорганизованное для своего времени общество с писанным адатным законодательством.»Свод Законов Андалальского Общества», датируемый XVII веком, фактически является Конституцией Андалала, то есть когда в мире процветало рабство, наши предки жили настоящей демократией с выборными структурами власти, обязанностями свободных жителей Андалала и отвественностью всего Анадалала перед каждым гражданином.
Человек из Чоха: зачем 35-летний дагестанец построил отель в вымирающем ауле
В 2013 году Заур Цохолов, Абдулкарим Амиров и Тажутдин Нахибашев сидели в беседке у подножия горы с расположенной на ней деревней Чох и обсуждали ее будущее. К тому моменту горное село в Гунибском районе Дагестана, некогда полное жизни, практически опустело. В нем жили в основном старики, а дома постепенно ветшали.
Друзьям пришла идея восстановить один из местных домов и превратить его в дом-музей с гостевыми комнатами в традиционных горских интерьерах. «Вдруг пример заразит односельчан, и они начнут восстанавливать руинированные родовые дома?» — думал Цохолов. У активистов не было личных средств, но им удалось получить несколько грантов от молодежного форума «Машук» и в 2018 году открыть для туристов первые три комнаты в «Этнодоме».
Сейчас «Этнодом» — один из самых популярных отелей в горном Дагестане. Комнаты в нем забронированы на несколько месяцев вперед, а на его аккаунт в Instagram подписано более 18 000 человек. За девять месяцев 2021 года бизнес принес 10 млн рублей выручки.
Идеальный мир
35-летний Заур Цохолов родился и вырос в Чохе в семье учителя истории и медсестры. В школе он загорелся идеей выучиться на юриста и устроиться на работу в правоохранительные органы. На это его вдохновил случай: в старших классах во время поездки с друзьями в Махачкалу их остановили сотрудники правоохранительных органов для проверки документов. «У меня были карманные деньги — 500 рублей. Сотрудники решили обыскать наши карманы, а когда нашли деньги, стали угрожать отвезти в участок. В итоге пришлось отдать 100 рублей», — вспоминает Цохолов. Он захотел стать «честным работником, который бы защищал права человека, а не унижал их».
В 17 лет Цохолов поступил в махачкалинский филиал Российской правовой академии, а затем ушел на год в армию. На службе он часто сталкивался с «нелогичными приказами», из-за которых постоянно спорил с руководством. В результате одного из конфликтов на него даже завели уголовное дело по статье 336 («Оскорбление начальника подчиненным»). Цохолов мог провести до года в дисциплинарной воинской части, но в ходе апелляции, по его словам, наказание смягчили до штрафа в 2500 рублей.
Осознав, что «систему невозможно исправить», Цохолов оставил школьную мечту о работе в правоохранительных органах и решил вернуться в родное село. «Если и создавать свой идеальный мир, то делать это надо в Чохе», — заключил он.
В 2010 году Цохолов вернулся в родной аул и устроился заместителем главы местной администрации. Его решение удивило односельчан — обычно из Чоха старались вырваться в город.
Чох считают одним из древнейших поселений на территории Северного Кавказа. В Средние века через него проходил Великий шелковый путь. До революции аул был одним из центров арабистики в Дагестане. Он славился оружейниками, камнерезами, ювелирами, в нем жили торговцы и крупные овцеводы. Впоследствии из Чоха вышли десятки знаменитых врачей, докторов наук, деятелей искусства, в том числе первый аварский художник Халил-Бек Мусаясул. Его работы сейчас хранятся в Метрополитен-музее в Нью-Йорке. В Чохе родился советский борец и пятикратный чемпион мира Али Алиев, а также победитель рейтинга «30 до 30» европейского Forbes, сооснователь платформы для общения с соискателями Breamery Султанмурад Саидов.
Отток населения из горных селений Дагестана происходил столетиями, рассказывает журналист Владимир Севриновский, который последние девять лет пишет о Кавказе и водит экскурсии по региону. Представители местной интеллигенции и крестьяне-отходники переезжали в города за новыми возможностями, а работники сельского хозяйства перебирались на равнину. После распада СССР, когда местные колхозы развалились, тренд усилился. В 2010 году село уже находилось на грани вымирания, говорит Севриновский: «Оно просто загибалось».
Цохолова огорчило состояние аула, и он начал искать способы его возродить. Поначалу он хотел заняться сельским хозяйством, но быстро понял, что это будет нерентабельно. «Здесь [в Чохе] скудная земля, не чернозем, — объясняет он. — Чтобы вырастить 10 мешков картошки, потребовалось бы 100 000-150 000 рублей. Даже с учетом логистики в горах привезти картошку из Белоруссии оказалось бы дешевле».
Следующая идея, заняться туризмом, казалась ему не менее безумной. В начале 2010-х республика не пользовалась популярностью у путешественников — во многом из-за нестабильной обстановки. По данным «Коммерсанта», в 2010-2011 годах в Дагестане произошло не менее восьми терактов. Новостной фон не располагал к развитию туризма в регионе, считает выходец из дагестанского села Миатли Камаль Сальманофф. «Люди говорили: «Да какой туризм?! У нас тут криминальные разборки каждый день, кто сюда поедет?» — пересказывает Цохолов слова односельчан.
Несмотря на скепсис, в 2013 году он вместе с двумя друзьями, Абдулкаримом Амировым и Тажутдином Нахибашевым, организовал дагестанскую региональную детско-молодежную общественную организацию «Чох». Амиров и Нахибашев в то время уже жили в Махачкале и приезжали в родной Чох по выходным. Приятели начали проводить в селе «творческие субботники» — концерты и экскурсии, которые, как им казалось, привлекут внимание к его проблемам. На мероприятия партнеры приглашали дагестанских блогеров и выходцев из Чоха, живущих в других городах. Например, в деревню приезжал блогер-путешественник и тезка известного бойца ММА Шамиль Амиров.
Заработать на мечту
В 2013 году Цохолов задумал еще один проект — «Мы строим этнодом». Он планировал найти в центре села здание с выраженной горской архитектурой и организовать в нем дом-музей и несколько гостевых комнат, оформленных в традиционном горском стиле. Цохолов считал, что для односельчан это послужит примером и они начнут восстанавливать свои дома.
Предприниматель вышел на владельца одного из самых заметных домов в селе. Здание, построенное в 1875 году, находилось на возвышении в центре аула. Владелец к тому времени оставил его и покинул Чох. Цохолов договорился с ним, что выкупит полуразрушенный дом и землю за 200 000 рублей. Таких денег у партнеров не было, но собственник согласился отдать дом в пользование сразу, а с оплатой подождать (Цохолов выкупил его в 2019-м).
Первым делом Цохолов обратился в администрацию Чоха с просьбой остановить разрушение дома. Там сказали, что денег нет, и предложили разобрать постройку, утверждает он (в администрации на запрос Forbes не ответили). Предпринимателя это не устраивало: «Этот дом фигурировал на многих фотографиях села. Без него Чох мог потерять свой уникальный вид».
Цохолов оценил ремонт в 5-10 млн рублей. Чтобы «заработать на мечту», решил открыть пекарню. Под идею занял около 200 000 рублей у родни и друзей. Но заработать на ремонт так и не смог — пекарня приносила всего по 20 000-30 000 рублей прибыли в месяц.
Цохолов регулярно рассказывал о своей активности в Instagram. В 2015 году его идеей возродить аул вдохновилась кинорежиссер Евгения Киллих. Она решила снять о Цохолове фильм «Человек из Чоха» и приехала в село на несколько месяцев. По словам Киллих, многие жители в то время не верили в проект предпринимателя и даже считали, что с его помощью он «хочет отмывать деньги». «Заур всех очень удивлял: он свободно чувствовал себя в интернете, пользовался Instagram. Было непонятно, что он тут делает — вот местные и фантазировали», — заключает Киллих.
В 2015 году реконструкция, наконец, сдвинулась с места, говорит Цохолов. По телевизору он случайно услышал о грантах от Северо-Кавказского молодежного образовательного форума «Машук» и решил подать заявку. Он приехал на мероприятие, презентовал проект этнодома как физическое лицо и получил грант в 300 000 рублей. Этих денег хватило на временную крышу и укрепление стен. В 2016 году предприниматель подал на грант уже от общественной организации «Чох» и выиграл 2,5 млн рублей. В следующие два года организация получила от форума «Машук» еще суммарно 3 млн рублей. Гранты позволили начать наконец реставрацию дома. Но и этих средств хватало не на все — Цохолов постоянно брал в долг у знакомых или просил строителей отсрочить оплату. К тому моменту Амиров и Нахибашев стали реже приезжать в село и вышли из проекта.
Проект жизни
В 2018 году Цохолов открыл в «Этнодоме» первые три гостевые комнаты. Чтобы привлечь туристов, он разместил карточку отеля на Booking и стал активно рассказывать о нем в Instagram. Со временем заработало сарафанное радио, вспоминает он. На руку ему сыграл и фильм «Человек из Чоха» Киллих, премьера которого прошла в 2017 году на международном кинофестивале в венгерском городе Гёдёллё.
По словам Цохолова, первыми гостями дома стали две москвички, которые решили отпраздновать в Чохе Новый год. К концу года номера постоянно были забронированы. В месяц «Этнодом» получал около 50 000 рублей выручки. Этих денег хватало на дальнейшее строительство отеля.
Параллельно Цохолов взялся за восстановление тропы к Гамсутлю — городу-призраку в шести километрах от Чоха. На это предприниматель собрал около 200 000 рублей пожертвований среди односельчан и подписчиков проекта в Instagram. По словам Севриновского, дорога существовала и раньше, но она не была приспособлена для туристов.