какое самообразование может быть связано с решением проблем совсем иного характера

Век живи — век учись. Часть 5. Самообразование: возьми себя в руки

А вам слабо в свои 25-30-35-40-45 сесть за обучение? Не корпоративное, не оплаченное по тарифу «контора платит», не вынужденное и когда-то недополученное высшее, а самостоятельное? Сесть за свой стол с выбранными вами книгами и учебниками, перед лицом строгого самого себя и освоить то, что вам нужно или так хотелось освоить, что вот уже просто сил нет жить без этих знаний? Это, пожалуй, один из самых сложных интеллектуальных процессов взрослой жизни: мозги скрипят, времени мало, всё отвлекает, да и мотивация не всегда однозначная. Самообразование — важный элемент жизни абсолютно любого профессионала, но оно сопряжено с определёнными трудностями. Давайте разбираться, как лучше организовать этот процесс, чтобы не загнать себя и получить результат.

какое самообразование может быть связано с решением проблем совсем иного характера

Это последняя часть цикла «Век живи — век учись»:

Делитесь своим опытом в комментариях — может быть, благодаря стараниям команды RUVDS и читателей Хабра обучение окажется немного осознаннее, правильнее и плодотворнее.

Что такое самообразование?

Самообразование — это самостоятельное мотивированное обучение, в ходе которого вы сосредоточены на получении тех знаний, которые по вашему мнению больше всего нужны вам в данный момент. Мотивация может быть совершенно разной: карьерный рост, новая перспективная работа, желание освоить что-то интересное именно вам, стремление перейти в новую сферу и т.д.

Самообразование возможно на любом этапе жизни: школьник фанатично изучает географию и скупает все книги и карты, студент погружается в изучение программирования микроконтроллеров и наполняет квартиру невероятными DIY-штуками, взрослый человек пытается «войти в IT», ну или наконец выйти из него и стать крутым дизайнером, мультипликатором, фотографом и проч. К счастью, наш мир довольно открыт и самообразование без бумажки может принести не только удовольствие, но и доход.

Для целей нашей статьи мы рассмотрим самообразование взрослого работающего человека — ведь это очень круто: занятые работой, семьёй, друзьями и прочими атрибутами взрослой жизни люди находят время и начинают изучать JavaScript, Python, нейролингвистику, фотографию или теорию вероятностей. Зачем, как, что это даст? А не пора ли и вам засесть за книги (интернет и т.д.)?

Чёрная дыра

Самообразование, начавшись как увлечение, легко перерастает в чёрную дыру и поглощает время, силы, средства, занимает мысли, отвлекает от работы — потому что это мотивированное увлечение. Чтобы избежать этой ситуации, важно договориться с собой и своим образовательным импульсом ещё до начала занятий с самим собой.

Плюсы самообразования

Можно попробовать новые нестандартные методики обучения: совмещать их, тестировать, выбирать наиболее комфортную для себя (чтение, видеолекции, конспекты, обучение часами или интервалами и т.д.). К тому же, вы сможете легко сменить программу обучения, если изменилась технология (например, безжалостно бросить С# и пересесть на Swift). Вы всегда будете актуальны внутри процесса обучения.

Глубина обучения — поскольку нет ограничений временем аудиторной работы и знаниями преподавателя, вы можете изучать материал со всех сторон, останавливаясь на тех моментах, которые вам необходимы. Но будьте осторожны — вы може закопаться в информации и тем самым затормозить весь процесс (а то и бросить).

какое самообразование может быть связано с решением проблем совсем иного характера

Самообразование — это недорого или вообще бесплатно. Вы платите за книги (самая дорогая часть), за курсы и лекции, за доступ к определённым ресурсам и т.д. В принципе, обучение можно сделать полностью бесплатным — в Интернете можно найти качественные бесплатные материалы, но без книг процесс потеряет в качестве.

Можно работать с информацией в своём темпе — записывать, рисовать схемы и графики, возвращаться к уже освоенному материалу, чтобы углубить его, уточнить неясные моменты и закрыть пробелы.

Развиваются навыки самодисциплины — вы учитесь организовывать своё рабочее и свободное время, договариваться с коллегами и семьёй. Как ни странно через месяц жёсткого тайм менеджмента наступает момент, когда вы понимаете, что времени-то стало больше.

Минусы самообразования

В российских реалиях самый главный минус — это отношение работодателей, которые требуют подтверждение вашей квалификации: реальные проекты или документы об образовании. Это не значит, что руководство компании плохое и нелояльное — это значит, что оно уже столкнулось с с такими «образованцами», сбежавшими с тренингов про то, как заработать миллион за сутки. Поэтому стоит обзавестись реальными отзывами по проектам (если вы дизайнер, рекламщик, копирайтер и т.д.) либо хорошим пет-проектом на GitHub, который наглядно продемонстрирует ваши навыки разработки. Но лучше всего по итогам самообразовательного процесса пойти на курсы или в вуз и получить сертификат/диплом — увы, пока ему больше веры, чем нашим знаниям.

Ограниченность сфер для самообразования. Их много, очень много, но есть группы специальностей, которые не могут быть освоены самостоятельно для работы, а не «для себя» и своего интереса. К ним относятся все отрасли медицины, автотранспортная и вообще транспортная сфера, как ни странно — продажи, многие рабочие специальности, инженерное дело и т.д. То есть вы можете освоить все учебники, стандарты, методички и т.д., но в момент, когда вы должны будете оказаться готовым к практическим действиям, вы окажетесь беспомощным дилетантом.

Например, вы можете знать всю анатомию, фармакологию, освоить все протоколы лечения, разобраться в методах диагностики, научиться распознавать заболевания, читать анализы и даже подбирать план лечения распространенных патологий, но как только вы, не дай бог, столкнётесь с инсультом у человека, с асцитом, с ТЭЛА — всё, единственное, на что вы будете способны, это мокрыми ручками набрать 03 и отогнать зевак. Вы даже поймёте, что случилось, но не сможете помочь. Если, конечно, вы здравомыслящий человек.

Мало мотивации. Да, самообразование поначалу — самый мотивированный вид обучения, но в дальнейшем ваша мотивация будет продолжать зависеть только от вас и вашего желания, а не от будильника. Это значит, что фактором вашей мотивации станут домашние дела, развлечения, переработки, настроение и т.д. Довольно быстро начинаются перерывы, пропущенные дни и недели, возможно, придётся пару раз начать учиться заново. Чтобы не отступать от намеченного плана, нужны железная воля и самодисциплина.

Трудно сосредоточиться. Вообще степень сосредоточенности сильно зависит от того места, где вы собрались заниматься. Если вы живёте с семьей и они не привыкли уважать ваше пространство и время, считайте, вам не повезло — порывы к обучению быстро съест совесть, которая заставит помогать родителям и играть с детьми. Для кого-то больше подойдёт мой вариант — учиться в офисе после работы, но для этого необходимо отсутствие болтливых сотрудников и разрешение руководства (впрочем, мне из 4-х раз ни разу не пришлось столкнуться с непониманием).

Обязательно организуйте своё рабочее место и время — обстановка должна быть учебной, деловой, ведь по сути это те же самые занятия, но с высоким уровнем доверия к самому себе. Вам же бы не пришло в голову на втором высшем внезапно открыть YouTube или посмотреть очередную часть хорошего сериала?

Самообразование не заканчивается — вас будет преследовать чувство незавершённости, недостаточности информации. С одной стороны, это будет вас стимулировать изучать вопрос ещё глубже и становиться прокачанным специалистом, с другой — может затормозить развитие за счёт сомнений в собственной компетенции.

Совет простой: как только поймёте основы, ищите способы применять знания на практике (стажировки, свои проекты, помощь компании и т.д. — вариантов достаточно). Таким образом, вы сможете оценить практическую ценность всего, что изучаете, поймёте, что востребовано рынком или реальным проектом, а что лишь красивая теория.

какое самообразование может быть связано с решением проблем совсем иного характера

Есть у самообразования важный социальный нюанс: вы обучаетесь вне социальной среды и взаимодействие с другими сводится к минимуму, достижения не оцениваются, нет критики и нет поощрений, нет конкуренции. И если в математике и разработке это к лучшему, то в изучении языков «молчание» и изоляция — плохие союзники. К тому же, обучение наедине с самим собой откладывает сроки и снижает шансы заняться работой в той области, которую вы изучаете.

Источники для самообразования

Вообще самообразование может принимать любую форму — можно зубрить материал по вечерам, можно взаимодействовать с ним при первой возможности в каждую свободную минуту, можно ходить на курсы или получать второе высшее образование и непрерывно самостоятельно углублять полученные там знания. Но есть набор, без которого самообразование просто невозможно — что бы ни говорили онлайн-школы, скайп-преподы и коучи.

Книги. Не важно, изучаете вы психологию, анатомию, программирование или агротехнику томатов, книги вам не заменит ничего. Вам понадобятся три типа книг для изучения любой сферы:

Тетрадь, ручка. Пишите конспекты, даже если вы их ненавидите и компьютер ваш друг. Во-первых, вы лучше запомните материал, во-вторых, обратиться к по-своему оформленному материалу гораздо проще и быстрее, чем искать что-то в книге или видео. Старайтесь не просто катать текст как есть, а структурируйте информацию: рисуйте схемы, выработайте значки для списков, систему пометок разделов и проч.

Карандаш, стикеры. Делайте пометки на полях книг и приклеивайте стикеры на нужные страницы, приписывая описание того, почему к этой странице нужно обратиться. Здорово облегчает повторное обращение и улучшает запоминание.

какое самообразование может быть связано с решением проблем совсем иного характера

Английский язык. Вы можете не говорить на нём, но читать очень желательно, особенно если вы занимаетесь самообучением в ИТ-сфере. Мне сейчас очень хочется быть патриотом, но очень многие книги написаны гораздо круче, чем российские — в ИТ-сфере, в биржевом и брокерском деле, в экономике и менеджменте, и даже в медицине, биологии и психологии. Если с языком совсем беда, ищите хороший перевод — как правило, это книги крупных издательств. Оригиналы можно покупать в электронном и печатном виде на Amazon.

Лекции в интернете — их много на сайтах университетов, на YouTube, в профильных группах в социальных сетях и т.д. Выбирайте, слушайте, конспектируйте, советуйте другим — выбрать адекватный курс очень сложно!

Если речь идёт о программировании, то ваши верные помощники это Хабр, Medium, Тостер, Stack Overflow, GitHub, а также различные проекты для обучения именно написанию кода типа Codecademy, freeCodeCamp, Udemy и проч.

Периодика — старайтесь находить в сети и читать профильные журналы, чтобы знать, чем живёт ваша отрасль, какие люди являются её лидерами (как правило, именно они пишут статьи).

Для самых упоротых упёртых есть ещё одна суперсила — свободное посещение вузовских занятий. Вы договариваетесь с нужным вам факультетом и спокойно сидите слушаете лекции, которые вам необходимы или интересны. Если честно, первый раз подойти страшновато, отрепетируйте свою мотивацию дома, но отказывают крайне редко. Но это требует большого количества свободного времени.

Общая схема самообразования

В нашем цикле уже не раз говорилось, что статьи довольно субъективные и автор не претендует быть истиной в последней инстанции. Поэтому поделюсь своей рабочей проверенной схемой работы над новой информацией для целей самообразования.

Составить учебный план — с помощью базового учебника(-ов) составить план и примерное расписание необходимых вам предметов. Дело в том, что иногда не удаётся обойтись одной дисциплиной, приходится сочетать 2 или 3, в параллели больше понимаешь их связность и логику взаимодействия.

Подобрать учебные материалы и записать их в план: книги, сайты, видео, периодику.

Перестать заниматься подготовкой примерно на неделю — очень важный период, за который у вас в голове укладывается полученная во время составления плана информация, в ходе пассивного мышления возникают новые идеи и потребности для целей обучения, таким образом, появляется когнитивная и мотивационная основа.

Начать самообучение по удобному графику — заниматься в установленное время и стараться не пропускать «самозанятия». Привычка, как правильно пишут в литературе, формируется за 21 день. Однако если у вас реальный перегруз на работе, простуда, проблемы, отложите учёбу на несколько дней — в стрессовой ситуации материал усваивается хуже, а фон нервозности и раздражения может закрепиться как ассоциация к процессу обучения.

Комбинировать материалы — не работайте с книгами, видео и другими средствами последовательно, работайте параллельно, закрепляйте одно другим, находите пересечения и общую логику. Это облегчит запоминание, сократит время на освоение и быстро покажет, где именно у вас пробелы и наиболее продвинутые успехи.

Конспектировать — обязательно составлять конспекты и пролистывать их по окончании работы над каждой частью материала.

Повторять пройденное — прокручивать в голове, сопоставлять и увязывать с новым материалом, пробовать на практике, если она есть (писать код, писать текст и т.д.).

Кстати, о практике. Это очень щепетильный вопрос для тех, кто взялся самообучаться не забавы ради, а работы для. Вы должны понимать, что, получая самообразование в новой сфере, которая не связана с вашей работой, но связана с мечтой или желанием сменить работу, вы становитесь не тем, кем читаете эту статью, а обычным джуниором, практически стажёром. И если вы реально хотите менять работу, то помните, что вы потеряете в деньгах и фактически начнёте с начала — для этого у вас должен быть ресурс. Но раз твёрдо решили — ищите работу по новому профилю как можно раньше, чтобы учиться и практиковаться. И знаете, что? Вас с удовольствием возьмут и даже не на самую низкую заработную плату, потому что у вас за плечами уже есть коммерческий опыт и те самые soft skills. Однако не забывайте — это риск.

А вообще самообразование должно быть постоянным — большими блоками или микрокурсами, потому что только так вы сможете стать глубоким профессионалом, а не просто офисным планктоном. Информация идёт вперёд, не отставайте.

Какой у вас опыт самообразования, какие советы вы можете дать хабровчанам?

Источник

Виды самообразования

Л Е К Ц И Я № 8

САМООБРАЗОВАНИЕ КАК ПАРАДИГМА ОБРАЗОВАНИЯ ХХIв.

1. Понятие самообразования.

2. Субъект самообразования.

3. Функции самообразования.

4. Виды самообразования.

5. Самообразование в информационном обществе.

6. Проблемное поле исследований самообразования.

Понятие самообразования

Если обобщить встречающиеся в литературе дефиниции «самообразования», то в рамках социологического подхода можно выделить такие его сущностные характеристики:

• самообразование — это вид свободной, творческой деятельности;

• самообразование — внеинституциональная деятельность;

• самообразование имеет тесную связь с образованием как системой и социальным институтом, являясь компонентом образования, видом специально организованной, систематической, институциональной деятельности;

• самообразование — вид непрерывного образования;

• самообразование — способ самоконструирования личности.

С точки зрения социологического подхода, самообразование есть вид свободной деятельности личности (социальной группы), характеризующийся свободным выбором занятий, связанных с повышением культурного, образовательного, профессионального, научного уровней и направленных на удовлетворение ее духовных потребностей и реализацию потребностей в социализации и самореализации.

Самообразование интересует социолога как реальный феномен жизни людей (социальных групп) в системе общественных отношений. Социологический подход к самообразованию касается определения социальной роли и социальных функций самообразования, его места среди других форм деятельности, субъектно-объектных характеристик и др.

Субъект самообразования

Приведенное выше определение показывает, что субъектом самообразовательной деятельности выступает личность. Однако использование микро- и макро-подходов выявляет несколько уровней регуляции этой деятельности:

3. социетальный (уровень крупных социальных систем, включающий общество в целом):

на индивидуальном уровне самообразование как вид деятельности определяется потребностями, целями, интересами личности как субъекта самообразования;

социальная группа является носителем типичных стратегий самообразовательной деятельности, которые задаются через систему групповых норм и социальных ролей, и это позволяет говорить о социальной группе как о субъекте самообразования;

крупные социальные системы (семья, общественное производство и др.) порождают исторически востребуемые и социокультурно обусловленные технологии самообразования, поэтому социум — и носитель самообразования и его социальная среда.

Применение микро- и макро- подходов показывает роль и значение индивидуальной самообразовательной деятельности для социальной группы и общества в целом, с одной стороны, а с другой — показывает зависимость са­мообразовательных процессов от социальных условий.

Функции самообразования

Функции самообразования различных уровней имеют свою специфику на разных уровнях общества как социальной системы (см. рис.1).

В индивидуально-личностной сфере самообразование воздействует на формирование структуры знания и деятельности личности. Это достигается с помощью процессов индивидуализации, индивдуально-личностной идентификации, самореализации, саморазвития и саморегуляции.

Рис. 1. Социальные функции самообразования

На уровне социальной общности (группы) функции самообразования проявляются двояко. Во-первых, через воздействие социальной общности на личность (функции социализации, социальной идентификации) и, во-вторых, через влияние самообразовательной деятельности личности на жизнедеятельность самой социальной общности (функции регуляции ее нормативных, структурных характеристик, системы деятельности).

Личность в процессе самообразования усваивает образцы поведения социальных групп (общностей), в которые она входит, соотнося свое поведение с их нормами и ценностями. Социализируясь, личность меняется сама, идентифицирует себя с определенными социальными ролями и статусными характеристиками. В тоже время, самообразовательная деятельность членов социальной общности (группы) видоизменяет систему групповых ценностей и норм, воздействуя на социальную саморегуляцию данного вида социального объединения. Регулятивная функция самообразования в отношении социальной общности (группы) совмещается с функцией социального развития ведущего вида деятельности данной общности и системы социальных отношений в ней

Формирование специфической для общности сферы знания является основной функциональной характеристикой самообразования ее членов. В свою очередь социальная общность задает социально-типические стратегии самообразовательной деятельности личности, отличающиеся субкультурными характеристиками.

Для самообразования на социетальном уровнехарактерны функции развития социальных институтов (образования, культуры, науки, рынка и пр.), регуляции социальной структуры общества и социальной мобильности.

Характеристика функций самообразования должна соотноситься с функциями образования.

Тенденция развития цивилизации ведет к тому, что самообразование будет оказывать все большее воздействие на развитие общества через изменение его экономических, социальных, культурных подсистем, влиять на процессы социокультурной динамики в целом.

Рассмотрение функций самообразования предполагает дальнейшую разработку методологии его исследования, осуществлять которую следует через анализ его видов.

Виды самообразования

При выделении видов самообразования используются различные критерии. С точки зрения временной локализации, самообразование может осуществляться либо в рабочее, либо в свободное время. При этом самообразование в рабочее время, как правило, связано с достижением каких-либо профессиональных, производственных целей и задач, тогда как самообразование в свободное время может быть связано либо с ними, либо с решением проблем совсем иного характера (общегуманитарного, культурного, получения наслаждения от чтения, работы над собой и т. д.).

С этой классификацией тесно связана другая — по критерию направленности самообразования. Здесь можно говорить о таких его видах, как профессиональноеи общеразвивающее самообразование, которые связаны с достижением тех же, что и в первом случае, целей: производственно-профессиональных либо общегуманитарных, культурных, гедонистических и т.д.

Временная характеристика самообразования может различаться в зависимости от посвящаемого ему объема времени. Весьма близкими к приведенным видам являются регламентируемоеи нерегламентируемое самообразование.

С точки зрения пространственной локализации самообразование может осуществляться на работе, дома, в общественных учреждениях, предназначенных для этой деятельности (библиотеки и т.д.).

С пространственной локализацией самообразования связана классификация по типу его организации. Можно говорить об институционализированноми неинституционализированном самообразовании. В первом случае имеется в виду наличие учреждений и организаций, обеспечивающих процесс самообразования именно в них. Во втором — этот процесс протекает вне рамок таких учреждений и организаций, то есть в контексте повседневности.

К указанной классификации примыкает еще одна, критерием которой служат сферы самообразования. По отношению к ним самообразование может быть профессиональным, социокультурным, религиозным, нравственным, экономическим, правовым, семейно-бытовыми пр.

Временная и пространственная локализация самообразования лишь задает условия и формы его осуществления, главными же критериями служат содержательные и субъектные.

Среди содержательных критериев выделим целевые,показывающие, ради достижения каких целей осуществляется самообразование. Эти цели могут относиться к профессиональному росту, повышению культурного уровня, выход на новые рубежи осведомленности в какой-либо сфере знания. Выделение видов самообразования в соответствии с его целями может быть довольно широким по спектру.

Содержательным критерием классификации самообразования может стать любой элемент структуры личности: потребности, интересы, мотивы, ценностные ориентации, установки, обусловливающие самообразовательную деятельность личности.

Говоря о субъектных критерияхвыделения видов самообразования, необходимо отметить глубокие различия в его содержании, обусловленные тем, какие социальные группы и слои являются его «носителями». Для анализа самообразования проблема его субъекта приобретает очень важное значение. Обезличенный, «бессубъектный» подход к самообразованию является бесперспективным, более того, тупиковым, хотя бы в силу того обстоятельства, что в образе жизни далеко не всех групп и слоев общества присутствует самообразование.

С точки зрения названного критерия можно говорить, во-первых, о социальных группах и слоях, для которых этот вид деятельности является необходимым, поскольку без него они не в состоянии выполнить свои главные социальные роли — педагога, предпринимателя, ученого, журналиста, учащегося, художника (артиста) и др.

Во-вторых, существуют социальные группы, для которых самообразование как вид деятельности, как элемент их образа жизни не характерен. Это не значит, что оно вообще не присутствует в способе деятельности людей, занятых на работах с монотонным или тяжелым физическим трудом. Их основные профессиональные роли не требуют самообразования, но в образе жизни представителей таких групп оно может иметь место.

В-третьих, можно говорить о социальных группах и слоях, для которых самообразование является средством социальной (профессиональной) мобильности, перехода в новый социальный (профессиональный) статус.

Выделение субъектов самообразования не ограничивается приведенными тремя типами социальных групп и слоев.

Еще один, значимый для социолога критерий классификации видов самообразования, — возрастной, в соответствии с которым выделяются особенности самообразо­вания детей, подростков, молодежи, взрослого населения. В контексте деятельностного подхода самообразование характеризуется как система видов деятельности социального субъекта:

* прогностический — когда самообразование субъекта ориентировано на прогнозируемые результаты, вести к будущему развитию системы отношений и характера знания в любой сфере жизнедеятельности личности;

* адаптивный – в его основе лежат инструментальные потребности в приспособлении к сложившимся социальным условиям;

конструктивистский — как форма самоконструирования субъекта самообразованием.

Приведенные выше функциональные и видовые характеристики самообразования служат важными ориентирами в социологическом изучении проблематики образования в целом, в социально-практической деятельности по развитию сферы образования в современном обществе.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *