У подростка нет мотивации к учебе что делать
Ребенок в 15-17 лет не хочет учиться: как мотивировать подростка на учебу
Школьный коллектив
Окружение в школе по-прежнему влияет на ребенка, но он уже начинает выбирать сам. Если подростку некомфортно, он без сожаления покинет сообщество и будет искать новый круг общения. Очень хорошо, если вы сохранили доверительные отношения с сыном или дочерью. В этом случае вы сможете слегка откорректировать развитие ребенка 15 лет, он прислушается к вашим советам.
Не забывайте о том, что в этом возрасте дети формируют собственное мнение и начинают уже вполне осознанно стремиться к определенному статусу в коллективе.
Учеба как шаг к самоутверждению
Бывает так, что ребенок 15 лет не хочет учиться, а за лето происходит перемена во взглядах. Теперь он старается получать хорошие оценки, добивается высоких результатов. В ход идет все: успехи в спортивных соревнованиях, школьные олимпиады и конкурсы. Вам уже не приходится думать, как мотивировать подростка учиться в 15 лет. Дети намечают для себя цель и прикладывают все усилия, чтобы ее достигнуть.
Уже пора задуматься о выборе профессии и поступлении в ВУЗ или профильный колледж. Все одноклассники чем-то увлечены, много занимаются дополнительно. Именно поэтому редкий ученик старших классов в 16 лет не хочет учиться. Вектор меняется, и современные выпускники стремятся получить хорошее образование и занять достойное место в жизни. Как им в этом помочь?
Как мотивировать старшеклассника
Помним о том, что развитие в 16 лет идет бурными темпами, и очень часто дети делают все сами, без напоминания. Но есть несколько тактик, которые работают даже с самыми неподдающимися школьниками.
А вот этого делать не нужно
Школьная юность – 15-17 лет – это чудесный возраст! После подростковых бунтов и брожения умов начинается настоящий период возрождения, становления личности. Каждый день будет приносить перемены. Вы будете обнаруживать все новые уникальные чертыи особенности вашего ребенка. И отрадно, что все эти изменения будут к лучшему.
Как вернуть интерес к учёбе и преодолеть эффект плато
Что делать, если ребёнок не понимает предмет или перестал учиться
Подросток долго изучал выбранный предмет, участвовал в профильных олимпиадах и посвящал много времени дополнительным занятиям. Поначалу он был полон энтузиазма, но через какое-то время мотивация начала угасать, а потом он и вовсе заявил, что разочаровался и больше не хочет продолжать занятия. Вместе с клиническим психологом разбираемся, каковы причины подобного кризиса, как помочь ребёнку справиться с ним и вернуть желание учиться.
клинический психолог, кандидат Московского общества детской психоаналитической психотерапии
Можно ли развить интерес ребёнка к учёбе
Обычно родители прибегают к внешней мотивации — подарки, деньги, сладости за хорошие оценки. Но такая система не работает: психолог Альфи Кон в книге «Наказание наградой» отмечает, что школьник продолжает учиться средне, но уже с обидой, если он не получает желаемого поощрения.
Сначала ребёнок с энтузиазмом принимает правила игры, но потом у него включается инстинкт самосохранения. Например, можно не учить, а списать. Тогда хорошая оценка в кармане: а значит, и награда.
Когда ребёнок не выполняет требования родителей или делает это посредственно, родителю стоит задуматься, насколько адекватно само требование. Например, не стоит просить от него золотой медали. Нужно спросить себя, почему такое требование вообще появилось. Может, это нереализованная возможность школьных лет. Выходите с ребёнком на уровень сотрудничества: учитесь договариваться, прислушиваться к мнению, корректно доносить свою позицию. Подросток должен чувствовать свою значимость в решении проблемы.
Привить интерес к учёбе можно, но сначала нужно понять, почему он пропал.
Если ребёнок внезапно утратил мотивацию к учёбе, стоит подумать, какие изменения в его жизни этому предшествовали. Возможно, вы найдёте внутреннюю или внешнюю причину.
Почему ребёнок потерял интерес к учёбе
Проблемы с пониманием предмета
Интерес к учёбе потерян, если ребёнок не понимает предмет: возможно, учитель непонятно объяснил тему, материал в учебнике слишком сложный или ребёнок пропустил что-то важное. В этом случае нужно помочь ему наверстать упущенное.
В 1920–30-х годах американские учёные вывели так называемую кривую обучаемости — график зависимости скорости усвоения материала от времени обучения. Поначалу, когда человек только знакомится с новым материалом, освоение навыка происходит быстро. В этот момент мотивация к занятиям держится на высоком уровне. По мере дальнейшего обучения прогресс замедляется, ученик выходит на так называемое плато обучения. В этот период у него может не быть никаких заметных успехов или ярких результатов. Напротив, может возникнуть ощущение, что от усилий нет никакого толка. С этим связано то, что ребёнок потерял интерес к учёбе. Если в этот момент не бросить заниматься, то в итоге происходит качественный скачок в усвоении навыка, и мотивация возвращается.
Ребёнок занимался предметом, пока ему это казалось нужным, но потом его приоритеты изменились. Например, он передумал поступать на медицинский факультет и забросил химию, или решил стать художником, а не экономистом, и перестал учить олимпиадную математику.
Разочарование в выбранной цели
Ребёнок мечтал о какой-то профессии, но узнав о ней больше, понял, что на самом деле она ему не подходит. Например, он хотел стать врачом и лечить людей, но выяснил, что врачи имеют дело с кровью, а ему это неприятно. Многие родители в такой ситуации начинают уговаривать ребёнка идти на смежное направление, например, в науку, где не нужно сталкиваться с кровью и другими физиологическими жидкостями. Если ему хотелось освоить именно помогающую профессию, работа в науке его может совершенно не удовлетворить. Не нужно этого пугаться. Наоборот, хорошо, что ребёнок осознал свою ошибку ещё в школе и теперь может сменить направление и эффективно подготовиться к другой специальности.
Сомнения в собственном успехе
Ребёнок утратил уверенность в себе: ему кажется, что у него нет перспектив, он не сможет сдать ЕГЭ на высокий балл, не справится с дополнительными вступительными испытаниями, не поступит в вуз мечты или на выбранное направление.
До 7–8 класса ребёнок часто учится без собственной учебной мотивации, больше для родителей, а не самого себя и тем более не для достижения собственных целей, которых чаще всего ещё нет. Зато в младшем и среднем школьном возрасте для ребёнка имеют большое значение похвала взрослых и уверенность в их любви. Ребёнок стремится к хорошим оценкам, потому что от него этого ждут и он может быть хорошим для родителей.
В подростковом возрасте этот сценарий меняется, и появляется развитие или угасание интереса к учёбе. Для него утрачивает значение прежняя мотивация «для родителей» и «для хороших оценок». В этот момент часто страдает учёба в целом или происходит отказ от занятий, которые выбрали для него родители. Но может быть и скачок в понимании, что это важно для будущего поступления.
Популярной причиной потери интереса к учёбе, олимпиадам, дополнительным занятиям становится стресс, который забирает у ребёнка все силы. У него просто нет ресурса, чтобы поддерживать потребность в познании.
Как мотивировать подростка к учебе
Один папа однажды задал мне серьезный вопрос: «Как можно мотивировать подростка к учебе?» Проблема вполне понятная и, увы, многим знакомая. А вот писать о ней и советы давать довольно сложно. В случае с дошколятами у меня всегда есть уверенность, что получится. Ну, не бывает малышей без познавательной потребности. Требуется всего лишь эту потребность в правильное русло направить. А вот с подростками «легкая артиллерия» не поможет. Да и тяжелая тоже — ругань, шантаж и наказания лишь усугубят ситуацию.
— Помнить, что движущей мотивацией к обучению является интерес к ней, понимание, зачем она нужна и удовлетворение от промежуточных результатов. Подросток должен осознать ценность обучения. Сам. По-настоящему (а не «да-да, пап, я с тобой согласен — только отвяжись!»).
Разговоры о том, что школа дает необходимые знания, что без образования не найти хорошую работу, что именно сейчас закладывается фундамент будущего — могут иметь смысл, когда подросток готов вас услышать, когда он уже самостоятельно эти вопросы поднимал и их обдумывал. В противном случае, вы просто тратите время (мели, Емеля, твоя неделя — а я тебя не слышу).
Что же, ничего нельзя придумать? Можно, но стоит забыть о нравоучениях и лобовой атаке. Пойдем обходными путями.
Самый простой вариант: ваш ребенок имеет некое увлечение, которое, возможно, станет его призванием. При этом его увлечение уже привязано (или легко может быть привязано) к к тому или иному школьному предмету — математике, программированию, английскому, биологии,…. В этом случае стоит подкидывать подростку информацию об интересующих его вещах. Увлекается компьютерами? — расскажите о новейших разработках в этой области. Кто создает программное обеспечение или придумывает компьютерные игрушки, где и в каких компаниях эти люди работают, где можно научиться чему-то интересному и познакомиться с профессионалами. Посмотрите с ребенком видеоролики в YouTube с выступлениями Цукерберга, Джобса (кого уважает ваш отпрыск? ;)) Упомяните, что компании вроде Google и Microsoft ведут «охоту» за талантливыми студентами. Но чтобы в их сети попасть и получить опыт работы в уникальной среде, необходимо быть именно студентом. И, желательно, студентом хорошего ВУЗа. А для того, чтобы в этот ВУЗ поступить… Понимаете, к чему я клоню? 😉
Обратите внимание: сначала подкидываем интересную ребенку информацию. Не один раз, а в течение некоторого времени. Пусть ребенок почувствует вашу заинтересованность и поддержку. И лишь потом ненавязчиво обсуждаем вопросы, связанные с ВУЗом и учебой.
Второй вариант: с призванием и даже направлением ребенок пока не определился, но есть у него разные увлечения, из которых можно вытащить кое-что полезное. Если, конечно, подойти к ситуации творчески и с умом 😉 К примеру, ваш ребенок — фанат музыкальной группы. Американской. Предложите ему перевести пару любимых песен. Сложно? — а вот со знанием английского было бы куда проще. И можно было бы общаться на форумах с фанатами из других стран…
Дочка любит просматривать «луки» звезд? — найдите англоязычный сайт на эту тему…
Сын постоянно играет на компьютере? Попробуйте показать ему Scratch — программу, с помощью которой можно легко свои собственные игры создавать. Глядишь, чадо программированием увлечется.
Ваша задача: «привязать» интересы ребенка к тому или иному школьному предмету. Сделать этот предмет полезным инструментом, помогающим подростку.
Вы скажете: «А как же остальные предметы?». А дело в том, что если ребенок начинает чем-то увлеченно заниматься, английским, к примеру, то и ситуация с учебой в целом нормализуется. Во-первых, подросток получает опыт глубокого изучения определенного предмета, упорной и целенаправленной работы, который потом сможет перенести и в другие области. А во-вторых, его увлеченность поможет ему перейти в категорию «почти определившихся» детей, которую мы обсуждали выше.
Самая сложная ситуация. Никаких увлечений, хоть сколько-нибудь связанных с учебой, у вашего ребенка не имеется. Ему лишь бы с друзьями гулять, да лодыря гонять. В этом случае частенько трудотерапия помогает. Да-да, я абсолютно серьезно. Один мой знакомый своего загулявшего сына к себе на склад устроил. Чтобы тот летом поработал — 8 часов в день, как положено, и со стандартной (смешной) зарплатой. — Хочешь, сынок, так всю жизнь работать и копейки считать? — Можешь больше не учиться. Осенью сын за ум взялся. Школу закончил и в хороший ВУЗ поступил.
Идея простая: позволить ребенку не на словах, а на деле почувствовать прелесть низкоквалифицированного труда. А дальше — пусть думает.
А теперь самое важное. Попробуйте честно самим себе на вопрос ответить: что именно вы хотите от вашего ребенка? Чтобы у него был приличный аттестат? Или чтобы он нашел свое призвание, был по-настоящему увлечен чем-то, мог самостоятельно искать информацию и упорно работать в интересной ему области? Помните, что второй вариант совсем не обязательно будет подразумевать выполнение первого.
Как повысить мотивацию к учебе у подростков
Сегодня в режиме онлайн можно получить новую профессию – это значит, пройти полноценное обучение, которое рассчитано на 1,5-2 года, а то и больше. Чем мотивировать подростка на учебу и сохранить с ним хорошие отношения – этот вопрос задают многие родители, обеспокоенные будущим своих сыновей или дочерей.
Почему подросток не хочет учиться
В начальной школе сын или дочь с удовольствием ходит на уроки и без напоминания выполняет домашние задания, а в подростковом возрасте не делает этого даже «из-под палки». Знакомо? В чем причина такого отношения к учебе? В первую очередь нужно понимать, что мотивация к учебе не возникает по щелчку пальцев, а формируется постепенно и может меняться с возрастом. Рассказываем, как меняется отношение к урокам в разных классах.
5-6 класс
Переход в среднюю школу – стресс для многих детей. Вместо одного учителя, который был рядом 4 года и стал практически вторым родителем, приходится взаимодействовать сразу с десятком новых педагогов. У них разные взгляды на мир, подходы к обучению и требования к ученикам. Вспомните свой первый рабочий день на новом месте, было ли вам комфортно? А у ребенка такое нестабильное состояние продолжается от нескольких дней до всей первой четверти. Совершенно нормально, если оценки в этот период станут чуть хуже, но важно не испортить позитивное отношение к учебе, заинтересовать и поддержать ученика.
Если отношения с учителем не сложились (такое бывает), то ученик будет без удовольствия посещать его уроки и выполнять задания, а станет не самым позитивным и в конечном итоге это скажется на успеваемости. Возможно, в начале вы не заметите проблему, но через год-два материал станет сложнее, а педагог – требовательнее. Тогда же начнется пубертатный период, и мотивация к образованию окончательно сменится желанием самореализоваться или продемонстрировать самостоятельность.
7-8 класс
К седьмому классу у детей начинается переходный возраст. Тогда же среди предметов появляется физика и геометрия – традиционно сложные дисциплины для подростков 13-14 лет. Школьная рутина надоедает своим однообразием, а на первый план выходит общение со сверстниками, а не учеба. Секции, кружки и дополнительные занятия тоже могут наскучить, особенно если вы записали сына в «музыкалку», потому что сами когда-то не стали пианисткой. В 14 лет подросток уже сам понимает, что ему интересно, а что – нет, поэтому мотивация к обучению формируется уже собственными силами, а не под влиянием родителей.
С восьмого класса учителя начинают готовить школьников к экзаменам, и эти страшилки не закончатся до самого выпуска. Педагоги запугивают фразами типа «не сдадите ОГЭ – пойдете дворниками работать». Естественно, подростки думают иначе. Они прочитали десятки историй о миллионерах без высшего образования и действительно верят, что смогут повторить их судьбу. Их кумиры – артисты и блогеры, которые ведут красивую жизнь, зарабатывая на нее далеко не знаниями логарифмов и законов Ома, поэтому у них и нет интереса к учебе.
9-11 класс
В выпускных классах над школьником нависают несколько проблем: нужно получить аттестат с нормальными оценками, выбрать и выучить те предметы, которые он планирует сдавать, и определиться с будущей специальностью. В 15-17 лет подросток должен решить, кем он хочет стать, определить свою будущую профессию и чуть ли не распланировать всю дальнейшую жизнь. А хочется гулять с друзьями и бегать на свидания.
Система выпускных экзаменов также не способствует получению фундаментальных знаний. Чтобы «натаскать» обучающихся на ОГЭ и ЕГЭ, учителя часто пренебрегают изучением материала. А выпускники уделяют внимание только тем дисциплинам, которые планируют сдавать. Но и здесь подросток не учится размышлять и принимать взвешенные решения, а часто только запоминает ответы на всевозможные тесты. С одной стороны, этого требует существующая система, а с другой – она мешает гармоничному и всестороннему развитию личности.
Далее расскажем, о чем еще необходимо помнить педагогам и родителям, чтобы подростки с радостью ходили в школу и стремились узнать что-то новое.
Мотивация подростков: что нужно знать родителям и учителям
Все люди по-разному относятся к обучению. Одни учатся всю жизнь и находятся в постоянном поиске истины или новых знаний, другие с трудом закончили 9 классов и считают, что этого достаточно. Такое разное отношение зависит в том числе от темперамента, который влияет на самомотивацию. Рассмотрим основные типы характера подростков и выясним, как мотивировать подростка учиться и постигать знания.
Первый тип – идейный
Это подросток, который с радостью учится и работает за идею. Это романтик и мечтатель, обладающий хорошей фантазией. О таких детях часто говорят, что они витают в облаках или живут в своей реальности. Они с жаром берутся за дело, если им в голову придет какая-нибудь мысль. Но энтузиазм может закончиться так же быстро, как и начаться, и работа будет брошена на полпути.
Таких людей нельзя критиковать, особенно в периоды пиковой активности. Наоборот, им важна поддержка и вера близких, что бы ни происходило. Но это не значит, что нужно принимать как должное любые безумные идеи. Найдите подростку подходящее окружение, вместе с которым он будет расти и совершенствоваться как личность. Развитие учебной мотивации хорошо проходит в компании единомышленников, где подросток вдохновляется историями старших товарищей или сверстников и вместе с ними узнает что-то новое. Если он заинтересовался иностранными языками, запишите его на дополнительные занятия или предложите сходить на собрание разговорного клуба.
Второй тип – экстраверт
Такой подросток легко знакомится и заводит разговор с совершенно разными людьми. Он найдет себе компанию хоть в школе, хоть в очереди, но в любом коллективе ему важно чувствовать себя нужным и принятым. У таких детей энергия бьет через край, они становятся активистами и развивают кипучую деятельность, постоянно в чем-то участвуют. Но часто такая гиперактивность сказывается на успеваемости: прогуливая объяснение нового материала из-за очередного конкурса или мероприятия, подросток не понимает тему и «валится» на контрольной.
Экстраверт сделает все, чтобы как можно дольше оставаться в центре внимания, и этой особенностью можно пользоваться, формируя желание учиться и развиваться. Общественное признание и похвала – великолепные мотивы для хорошей учебы, поэтому хвалите подростка за успехи, причем публично, и он захочет их повторить. Но не переоценивайте важность оценок – коммуникабельность подростка-экстраверта поможет ему достичь успеха даже без красного аттестата. Здесь важнее знания, поэтому мотивируйте получать их.
Третий тип – лидер
Дети-лидеры с юных лет выделяются среди сверстников. Они становятся заводилами всех игр и способны организовать любую активность – от поздравления классного руководителя до бойкота однокласснику. Это чаще всего амбициозные люди, которые всегда хотят быть лучшими, первыми и единственными.
У родителей лидеров часто возникает вопрос, как мотивировать на учебу подростка, который постоянно занят чем-то еще? Для начала понять простую мысль: если у него действительно есть задатки организатора и руководителя, ему необязательно знать все на свете. Поэтому просто дайте правильные ориентиры, направляя его энергию в мирное русло. Если он постоянно организует что-то, расскажите об event-менеджменте или предложите вступить в волонтерские организации города. Последнее, кстати, полезно, чтобы подросток-лидер не вырос эгоистом.
Четвертый тип – исполнитель
Исполнительный подросток увлечен процессом, а не результатом. Он может скрупулезно решать примеры или тщательно выводить буквы в словах, но совершенно не думать о ходе решения или связности текста. Часто такие дети – перфекционисты, внимательные к деталям, но им может быть сложно усваивать новый материал, если старый еще не уложился в голове и не отработан до автоматизма.
Исполнители чаще всего покладисты и спокойны, их не нужно дополнительно мотивировать, если они уже увлечены процессом. Их нужно лишь мягко контролировать, чтобы они не ушли не в ту степь. Для этого регулярно интересуйтесь делами подростка, хвалите его за успехи в учебе и поддерживайте старания.
Пятый тип – бизнесмен
Подросток с предпринимательской жилкой – тот еще жук. Он ищет выгоду во всем, что его окружает, а потому он не будет заниматься тем, что не принесет ему профит. И в 15 лет этим «невыгодным вложением» времени и сил нередко становится школа. Или ребенок рассматривает учебу как работу, которая, как известно, должна быть оплачена.
В бизнесмене нужно воспитывать ответственность: научить подростка не только зарабатывать, но и тратить деньги, а также планировать бюджет. Мотивация учиться у подростка-бизнесмена напрямую связана либо с будущими успехами, либо с выгодой, которую он получит по условиям договора с родителями. Профит необязательно должен быть финансовым, но ощутимым и весомым. А условия договора нужно обсудить «на берегу» и строго соблюдать.
Конечно, вышеперечисленные типы личности встречаются не в чистом виде: в одной ситуации подросток может взять на себя роль лидера, а в другой ограничиться задачами исполнителя. Кроме того, в 16 лет характер еще не сформирован окончательно и меняется под влиянием среды или обстоятельств. Далее поговорим о том, как повысить мотивацию к учебе у подростков, чтобы они с радостью посещали уроки и без напоминания делали домашние задания.
Способы повышения мотивации у подростков
Мотивация относится к сфере подростковой психологии, поэтому прежде, чем запугивать, шантажировать или договариваться об оплате каждой «пятерки», стоит разобраться в причинах ее отсутствия. Вполне может оказаться, что подросток не хочет учиться не потому, что лень, а из-за конфликта с педагогом или одноклассниками или просто потому, что он интроверт, и ему некомфортно в больших коллективах. Кроме того, определите превалирующий тип темперамента и воспользуйтесь нашими советами, описанными в предыдущем разделе.
Мотивация к учебе начинается дома
Дом – это место, куда подросток должен хотеть возвращаться. Сделайте так, чтобы ребенку было комфортно отдыхать и восстанавливать силы, потраченные на учебу. Обустройте детскую комнату так, как хочет ваш сын или дочь. Устраивайте иногда вечера отдыха – смотрите вместе фильмы, ешьте вредную еду и не вспоминайте о работе и учебе. Если подростки полноценно не отдыхают, нервное напряжение накапливается и выливается в депрессию, мотивация учащихся снижается, и появляется ненависть по отношению к школе.
Важно завоевать и сохранить доверие
Доверительные отношения между родителями и детьми часто рушатся, когда подростки вступают в пору полового созревания. У мальчиков ломается не только голос, но и характер, а девочки становятся раздражительными. Этот период обязательно закончится, а вот конфликты так просто не пройдут.
Ваш ребенок должен быть вам интересен, даже если он ведет себя не так, как вы его воспитывали. Разговаривайте с ним, интересуйтесь не только тем, как прошел его день. Узнайте, какую музыку слушает подросток, какие фильмы смотрит. Попросите помочь с чем-нибудь, чтобы он чувствовал себя важным и нужным. Проводите время вместе, вовлекайте подростка в свои дела и интересуйтесь его жизнью.
Если подросток что-то натворил или получил плохую оценку, не встречайте его претензиями с порога. Дайте ему сначала прийти в себя, а потом мягко выясните, в чем причина очередного провала. Но не зацикливайтесь сами и не пилите ребенка за неудачи – они бывают у каждого, а учебная мотивация подростков от этого сильно страдает.
Хвалить, да не перехвалить
Найдите, за что похвалить подростка. Хотя бы за то, что на этой неделе он не принес ни одной «двойки», если случай совсем тяжелый. Хвалите за получение новых знаний: пусть он делится с вами, что действительно интересное он узнал на уроках.
Не шантажируйте, а используйте другие методы. Например, разработайте систему поощрений, в том числе нематериальных. Если вы пообещаете подростку новый телефон за отличную учебу, он будет списывать, юлить и выкручиваться, не получая удовольствие от процесса получения знаний. Как вариант – неожиданно разрешите сыну или дочери прогулять уроки или подарите ему билеты на концерт любимой группы. Правда, способ вряд ли сработает с подростком-бизнесменом, ведь ему важно заранее знать все условия договора.
Ни в коем случае не сравнивайте детей ни с кем, кроме них самих. Такие примеры вызывают больше негатива, ведь вы считаете другого ребенка лучше, чем ваш собственный.
Увлечения – путь к развитию
Как заинтересовать подростка учебой – действовать через его увлечения. Например, если он увлекается корейской музыкой, предложите изучить язык или культуру этой страны. Если чадо зачитывается фантастикой, поддержите увлечение: отпустите на тематический фестиваль, помогите создать костюм и расскажите ему о сообществе единомышленников. В компании он сможет делиться своими впечатлениями и узнавать о других интересных книгах. Сын проводит все свободное время перед компьютером? Запишите его на курсы по программированию или разработке игр (естественно, с его согласия).
Будьте хорошим примером
Если родители после работы сами с головой уходят в ленту социальных сетей, то дети вряд ли сядут за книгу. Находите время для саморазвития, выбирайтесь в театр, музеи и на городские мероприятия. Выбирайте в том числе те, где будет интересно подростку, и ходите всей семьей. Этот культурный багаж понемногу будет откладываться и обязательно пригодится в будущем. Запишитесь вместе на курсы иностранного языка – очно или в онлайн-школу. Обсуждайте прочитанные книги и советуйте друг другу фильмы, которые заставили вас задуматься о чем-либо.
Подводя итог всему вышесказанному, отметим, что вопрос, как заставить подростка учиться, не должен подниматься именно в такой формулировке: логичнее использовать глаголы «мотивировать» или «вдохновить». Вдохновите школьника на получение знаний, а мы расскажем, где их искать. На нашем сайте собраны десятки онлайн-школ, которые предлагают курсы по основным предметам и специальным дисциплинам, а также программы для формирования soft skills и «прокачки мозга». Выбирайте, сравнивайте и узнавайте о действующих акциях – здесь.
Если вы хотите работать в сфере digital, но пока не очень представляете разницу между Big Data и Data Science, читайте нашу статью. Мы вам все объясним
В сфере обработки данных много неизвестного, но на один вопрос можно получить ответ. В статье вы узнаете, в чем разница между Data Science Machine Learning
Работая с данными, можно получать хорошую зарплату. Но в какую сферу проще попасть – аналитики или Data Science? Объясняем далее