какое самое страшное число

10 самых страшных чисел со всего света

Фактрум рассказывает истории некоторых чисел, с которыми у многих жителей нашей планеты ничего хорошего не ассоциируется.

Афганцы избегают присутствия числа 39 на номерах машин, в номерах мобильных и домашних телефонов и даже в адресах зданий. Люди, у которых оно указано на номере дома, платят каллиграфам, чтобы те нарисовали девятку, как можно больше походящую на восьмёрку.

Если у жителя Кабула в номере телефона есть число 39, он должен позаботиться о том, чтобы поставить антиопределитель номера, иначе на его звонки никто не будет отвечать.
Наконец, люди, которым исполнилось 39 лет, стараются не упоминать об этом. На вопрос о возрасте отвечают, что им почти 40.

0888 888 888

В Болгарии номер телефона 0888888888 не обслуживается компанией мобильной связи Mobitel из-за суеверий. Дело в том, что три его экс-владельца скончались один за другим. Первым на тот свет отправился Владимир Грашнов, бывший руководитель Mobitel. По официальной версии, причиной смерти Грашнова стал рак. Но в Болгарии ходили слухи, что он был отравлен конкурентами.

Затем номер был передан наркобарону Константину Димитрову. Димитров скончался в Голландии, куда отправился, чтобы проинспектировать свои владения. Вина за убийство была возложена на конкурирующие с ним российские мафиозные кланы.

Третьим обладателем несчастливого номера также стал торговец наркотиками Константин Дишлиев. Мужчина, официально занимавшийся риелторской деятельностью, умер возле популярного ресторана в Софии. За несколько дней до этого полицейские обнаружили у него дома наркотики на общую сумму в 130 миллионов евро.

После этого компания «Мобител» прекратила обслуживать «проклятый» номер.

Башни-близнецы Всемирного торгового центра стояли близко друг к другу и напоминали огромное число 11. Самолёты, управляемые террористами, врезались в них 11 сентября (девятый месяц года). Просуммировав две единицы и девятку, получим, опять же, 11. Но это ещё не всё. 11 сентября — это 254-й по счёту день года, а числа 2, 5 и 4 при сложении образуют 11. Первый самолёт, врезавшийся в башни, был рейсом № 11. В нём находились 11 членов экипажа, а также 92 пассажира (9+2=11). Наконец, в англоязычных названиях города Нью-Йорк и страны Афганистан, как нетрудно догадаться, ровно по 11 букв.

Упомянем и о том, что в одной из числовых систем, используемых для толкования снов, 17 означает неудачу.

Для китайцев число 250 является оскорбительным. Дело в том, что на их языке оно произносится, как «er bai wu», что переводится как «слабоумный».

Использовать это числа в качестве оскорбления, вероятно, начали ещё древние жители Поднебесной. Интересно, что когда в стране ещё были распространены медные монеты, сумма в 1000 монет считались установленной мерой стоимости. Если товар стоил в 2 раза меньше (500 монет), было понятно, что он уступает в качестве. Цена же в 250 монет выставлялась на товары самого низкого качества.

Казалось бы безобидное число 87 называется в австралийском крикете «дьявольским числом крикета». Фанаты этого вида спорта считают, что подающий, скорее всего, после набора 87 очков вскоре вылетит из игры.

Корни суеверия восходят к 1929 году, когда 10-летний мальчик Кейт Миллер наблюдал за игрой с Дональдом Брэдменом, считавшимся «лучшей битой» на то время. В той игре Дональд набрал как раз 87 очков, после чего был выведен из игры. Через 15 лет, когда Миллер также стал профессиональным игроком в крикет, его напарник Ян Джонсон однажды тоже выбыл из игры, набрав ровно 87 очков, что позволило суеверию закрепиться.

Самое забавное в этой истории — то, что через много лет Миллер решил ещё раз изучить в подробностях тот самый матч. К своему удивлению, он выяснил, что Дональд Брэдмен тогда набрал 89 очков, а вовсе не 87.

В 2014 году на протяжении семи дней, начиная с 17 числа седьмого месяца (июля), разбились самолёты на территории Украины, Мали и Тайваня. Малазийский рейс MH17 сбили в 17 часов 17 минут на Востоке Украины. Примечательно, что самолёт Boeing 777 эксплуатировался ровно 17 лет (с 17 июля 1997 года по 17 июля 2014 года).

В том же месяце индийский военный вертолёт, пролетая над Тайванем, разбился в 17 часов 7 минут, при аварии погибли 7 пассажиров. Чуть раньше, 7 июля 2014 года, вертолет Ми-171, использовавшийся вьетнамскими военными, потерпел крушение в 7 часов 37 минут.

При сложении чисел 2 и 6 получается 8. В нумерологии восьмёрка символизирует разруху, трудности, неудачи. Специалисты предупреждают, что бракосочетания и другие торжественные церемонии лучше не назначать на 8 число месяца.

С шестидесятых годов прошлого века пять разных самолётов со 191-м номером рейса потерпели аварии.

В 1967 году в Америке потерпел крушение самолёт X-15, который совершал 191-й по счёту экспериментальный полёт. Удивительно, но эта авиакатастрофа была единственной в истории использования X-15.

Авиарейс 191 Prin разбился в аэропорту «Мерседита» (Пуэрто-Рико) в апреле 1972 года. В 1985 году трагедия настигла лайнер Delta Airlines Flight, который также совершал 191-й рейс. Он разбился в момент посадки в Далласе. Тогда погибли 137 человек.

В 1979 году в Соединённых Штатах Америки, едва вылетев из чикагского аэропорта О’Хара, потерпел крушение пассажирский лайнер. Погибли все 273 человека, находившиеся на борту. Номер его рейса — 191.

Наконец, в 2012 году самолёту 191 JetBlue Airways пришлось совершить экстренную посадку. Один из пилотов во время полёта внезапно начал вести себя неадекватно. Пассажиры с трудом удержали его, пока второй пилот посадил лайнер.

Крупные авиакомпании Delta Airlines Flight и American Airlines с недавних пор не используют рейсы с несчастливым номером 191.

Источник

Магия чисел. Самые страшные числа в Японии и во всём мире.

какое самое страшное число

Перед вами истории некоторых чисел, с которыми у многих жителей нашей планеты ничего хорошего не ассоциируется. традиционно считается, что:

какое самое страшное число2 место. Число 23

Роковое число которое колечит людей. Есть много совпадений с этим числом. Число 23 это число приченяющее боль. Совпадение с ним может закончится больницей. Существует даже фильм под названием число 23.

Число 13 известен также,как число неудач. Кто с ним сталкивался, становятся неудачниками. Но к счастью проклятье числа может остановиться само. Пятница 13 числа еще известно как „день неудач”.

А вот в Японии:
какое самое страшное число
Число 4 и число 9
Японцы считают, что самое несчастливое число – » 4 «. Они всячески избегают его применения. В больницах и домах нет четвертого этажа(За третьим следует пятый).
Речь у японцев появилась раньше, чем письменность. Согласно общепринятой версии, китайские и японские иероглифы тесно связаны между собой. Впервые, китайские иероглифы попали в Японию благодаря монахам, которые перевозили тексты на китайском языке. Из-за этого японское чтение некоторых слов разделилось на три чтения: онное чтение (онъёми), кунное чтение (кунъёми) и гикун. С точки зрения читателей, это означает, что кандзи(иероглиф) имеет несколько чтений и несколько смыслов. А вот гикун – является объединенным вариантом и часто встречается в японских фамилиях. Пример. Иероглиф 道 в китайском языке звучал примерно как [дао]. В японской речи он приобрёл звучание [до]. Таким образом, [до] — это онное чтение иероглифа 道 в японском языке. Этим кандзи (заимствованным китайским иероглифом) японцы стали обозначать слово путь. Изначально, ещё до появления в Японии письменности, у них в устной речи уже было слово путь, оно читается как [мити], т.е. [мити] — это кунное чтение иероглифа 道 в японском языке. Или сочетание 一寸 можно прочесть как иссун (то есть «один сун»), однако на самом деле это неделимое сочетание тётто («немного»).

Примеры «несчастливых» двузначных чисел в Японии:
24ни си (二死): «двойная смерть»;
33сандзан (散々): «несчастный»; «жестокий, страшный»;
42си ни (死に): «к смерти»;
49сику (死苦): «смертные муки».

какое самое страшное число
Число 39

Афганцы избегают присутствия числа 39 на номерах машин, в номерах мобильных и домашних телефонов и даже в адресах зданий. Люди, у которых оно указано на номере дома, платят каллиграфам, чтобы те нарисовали девятку, как можно больше походящую на восьмёрку. Если у жителя Кабула в номере телефона есть число 39, он должен позаботиться о том, чтобы поставить антиопределитель номера, иначе на его звонки никто не будет отвечать. Наконец, люди, которым исполнилось 39 лет, стараются не упоминать об этом. На вопрос о возрасте отвечают, что им почти 40.

какое самое страшное число
Число 0888 888 888

В Болгарии номер телефона 0888888888 не обслуживается компанией мобильной связи Mobitel из-за суеверий. Дело в том, что три его экс-владельца скончались один за другим. Первым на тот свет отправился Владимир Грашнов, бывший руководитель Mobitel. По официальной версии, причиной смерти Грашнова стал рак. Но в Болгарии ходили слухи, что он был отравлен конкурентами. Затем номер был передан наркобарону Константину Димитрову. Димитров скончался в Голландии, куда отправился, чтобы проинспектировать свои владения. Вина за убийство была возложена на конкурирующие с ним российские мафиозные кланы. Третьим обладателем несчастливого номера также стал торговец наркотиками Константин Дишлиев. Мужчина, официально занимавшийся риелторской деятельностью, умер возле популярного ресторана в Софии. За несколько дней до этого полицейские обнаружили у него дома наркотики на общую сумму в 130 миллионов евро. После этого компания «Мобител» прекратила обслуживать «проклятый» номер.

Число 11

Башни-близнецы Всемирного торгового центра стояли близко друг к другу и напоминали огромное число 11. Самолёты, управляемые террористами, врезались в них 11 сентября (девятый месяц года). Просуммировав две единицы и девятку, получим, опять же, 11. Но это ещё не всё. 11 сентября — это 254-й по счёту день года, а числа 2, 5 и 4 при сложении образуют 11. Первый самолёт, врезавшийся в башни, был рейсом № 11. В нём находились 11 членов экипажа, а также 92 пассажира (9+2=11). Наконец, в англоязычных названиях города Нью-Йорк и страны Афганистан, как нетрудно догадаться, ровно по 11 букв.

Для китайцев число 250 является оскорбительным. Дело в том, что на их языке оно произносится, как «er bai wu», что переводится как «слабоумный». Использовать это числа в качестве оскорбления, вероятно, начали ещё древние жители Поднебесной. Интересно, что когда в стране ещё были распространены медные монеты, сумма в 1000 монет считались установленной мерой стоимости. Если товар стоил в 2 раза меньше (500 монет), было понятно, что он уступает в качестве. Цена же в 250 монет выставлялась на товары самого низкого качества.
какое самое страшное числоЧисло 87

Казалось бы безобидное число 87 называется в австралийском крикете «дьявольским числом крикета». Фанаты этого вида спорта считают, что подающий, скорее всего, после набора 87 очков вскоре вылетит из игры. Корни суеверия восходят к 1929 году, когда 10-летний мальчик Кейт Миллер наблюдал за игрой с Дональдом Брэдменом, считавшимся «лучшей битой» на то время. В той игре Дональд набрал как раз 87 очков, после чего был выведен из игры. Через 15 лет, когда Миллер также стал профессиональным игроком в крикет, его напарник Ян Джонсон однажды тоже выбыл из игры, набрав ровно 87 очков, что позволило суеверию закрепиться. Самое забавное в этой истории — то, что через много лет Миллер решил ещё раз изучить в подробностях тот самый матч. К своему удивлению, он выяснил, что Дональд Брэдмен тогда набрал 89 очков, а вовсе не 87.

Число 26

Число 191

С шестидесятых годов прошлого века пять разных самолётов со 191-м номером рейса потерпели аварии. В 1967 году в Америке потерпел крушение самолёт X-15, который совершал 191-й по счёту экспериментальный полёт. Удивительно, но эта авиакатастрофа была единственной в истории использования X-15. Авиарейс 191 Prin разбился в аэропорту «Мерседита» (Пуэрто-Рико) в апреле 1972 года. В 1985 году трагедия настигла лайнер Delta Airlines Flight, который также совершал 191-й рейс. Он разбился в момент посадки в Далласе. Тогда погибли 137 человек. В 1979 году в Соединённых Штатах Америки, едва вылетев из чикагского аэропорта О’Хара, потерпел крушение пассажирский лайнер. Погибли все 273 человека, находившиеся на борту. Номер его рейса — 191. Наконец, в 2012 году самолёту 191 JetBlue Airways пришлось совершить экстренную посадку. Один из пилотов во время полёта внезапно начал вести себя неадекватно. Пассажиры с трудом удержали его, пока второй пилот посадил лайнер. Крупные авиакомпании Delta Airlines Flight и American Airlines с недавних пор не используют рейсы с несчастливым номером 191.

Источник

Самое страшное число

Размышления над книгой Откровения

Из всего Нового Завета Апо­ка­лип­сис, или книга Откро­ве­ния свя­того апо­стола Иоанна Бого­слова, навер­ное, наи­бо­лее трудна для пони­ма­ния нашего совре­мен­ника. Вряд ли воз­можно раз­ре­шить мно­го­чис­лен­ные загадки Апо­ка­лип­сиса, однако есть смысл попы­таться раз­ве­ять хотя бы неко­то­рые заблуж­де­ния, свя­зан­ные с невер­ным пони­ма­нием раз­лич­ных мест этой мисти­че­ской книги.

Одним из самых таин­ствен­ных сти­хов книги Откро­ве­ния явля­ется 18‑й стих 13‑й главы. Во все вре­мена он был лиде­ром по коли­че­ству трак­то­вок и тол­ко­ва­ний; его и сего­дня пыта­ются при­ло­жить к совре­мен­ным реалиям.

Вот эти строки: Здесь муд­рость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число чело­ве­че­ское; число его — шесть­сот шесть­де­сят шесть ( Откр.13:18 ).

Не сек­рет, что чело­ве­че­ство давно и прочно свя­зы­вает три шестёрки с дья­воль­щи­ной, сата­низ­мом. Суще­ствуют довольно убе­ди­тель­ные бого­слов­ские аргу­менты в пользу того, что именно 666 — это и есть сим­вол анти­хри­ста. Закреп­ле­нию такого мне­ния немало поспо­соб­ство­вали неко­то­рые музы­каль­ные группы. Вот харак­тер­ная иллю­стра­ция: в одном из кли­пов группы Iron Maiden эти строки Откро­ве­ния зву­чат словно из самой пре­ис­под­ней, на фоне ноч­ного мона­стыр­ского клад­бища, по кото­рому между могиль­ных кре­стов ходит зве­ро­по­доб­ное чудовище…

Шестё­рок боятся, перед ними тре­пе­щут, их избе­гают. Страх перед мисти­кой этого чис­ли­тель­ного под­толк­нул к изме­не­нию в 2000 году нуме­ра­ции поезда Луганск — Сим­фе­ро­поль: поезд № 666 стал поез­дом № 242. Не так давно мы были сви­де­те­лями паники среди неко­то­рых групп насе­ле­ния при наступ­ле­нии 6 июня 2006 года — ведь это 06.06.06! Печально, что боль­шое коли­че­ство око­ло­цер­ков­ных и даже анти­цер­ков­ных уче­ний спе­ку­ли­руют на «тем­ноте» этого фраг­мента Апо­ка­лип­сиса для боль­шин­ства наших совре­мен­ни­ков, в том числе христиан.

Одним из инте­рес­ней­ших откры­тий по этой теме стало обна­ру­же­ние самого ран­него папи­рус­ного фраг­мента книги Апо­ка­лип­сис, дати­ру­е­мого кон­цом III — нача­лом IV века. В науке этот фраг­мент при­об­рёл сигл P 115 o P. Oxy LXVI 4499. Этот уни­каль­ный папи­рус, обна­ру­жен­ный во время рас­ко­пок в еги­пет­ском городе Окси­ринх, содер­жит леген­дар­ное чис­ли­тель­ное 18 го стиха 13 й главы книги Откро­ве­ния. Уди­ви­тельно, что «число зверя» в этом древ­ней­шем фраг­менте пере­дано гре­че­скими бук­вами χιϛ´ (χ — 600, ι — 10, ϛ — 6), что в сумме равно 616, а не при­выч­ным 666.

какое самое страшное числоЕщё свя­тому Ири­нею Лион­скому было известно, что между спис­ками Апо­ка­лип­сиса, кото­рые ходили среди его совре­мен­ни­ков, были такие, где под «чис­лом зверя» стоит 616. Сам свя­той Ири­ней счи­тал это ошиб­кой пере­пис­чи­ков, однако для нас важно под­твер­жде­ние факта, что в то время (ІІ в.) суще­ство­вали списки Апо­ка­лип­сиса с чис­ли­тель­ным 616. Кроме того, цити­руя книгу Откро­ве­ния, запад­ный бого­слов Цеза­рий из Арля (VI в.) также упо­ми­нает число 616.

Откуда же появи­лось число 666, кото­рое и закре­пи­лось офи­ци­ально в каноне книг Нового Завета?

Без­условно, 18‑й стих необ­хо­димо рас­смат­ри­вать не только в кон­тек­сте 13‑й главы, но в кон­тек­сте всего Апо­ка­лип­сиса, ни в коем слу­чае не выры­вая его. Для более глу­бо­кого осмыс­ле­ния этого стиха пред­ло­жим обра­титься к дру­гому фраг­менту книги Откро­ве­ния — главе 17: И при­шёл один из семи Анге­лов, име­ю­щих семь чаш, и, говоря со мною, ска­зал мне: подойди, я покажу тебе суд над вели­кою блуд­ни­цею, сидя­щею на водах мно­гих ( Откр.17:1 ). Пер­вый вопрос, воз­ни­ка­ю­щий при чте­нии этого стиха, свя­зан с обра­зом «вели­кой блуд­ницы, сидя­щей на водах мно­гих». Что имел в виду Иоанн Богослов?

И ска­зал мне Ангел: что ты дивишься? Я скажу тебе тайну жены сей и зверя, нося­щего её, име­ю­щего семь голов и десять рогов. Зверь, кото­рого ты видел, был и нет его, и уди­вятся те из живу­щих на земле, имена кото­рых не впи­саны в книгу жизни от начала мира, видя, что зверь был и нет его, и явится ( Откр.17:7–8 ). Вто­рой вопрос вызы­вает образ зверя, кото­рый дол­жен вновь явиться, по слову апо­стола Иоанна.

Сам Иоанн Бого­слов, чтобы не оста­вить чита­теля в заме­ша­тель­стве, пыта­ется помочь понять, о чём он на самом деле гово­рит, но делает это также с помо­щью алле­го­рий. Здесь ум, име­ю­щий муд­рость. Семь голов суть семь гор, на кото­рых сидит жена, и семь царей, из кото­рых пять пали, один есть, а дру­гой ещё не при­шёл, и когда при­дёт, недолго ему быть. И зверь, кото­рый был и кото­рого нет, есть вось­мой, из числа семи, и пой­дёт в поги­бель ( Откр.17:9–11 ).

Без­условно, совре­мен­ному чита­телю очень трудно интер­пре­ти­ро­вать образы книги Откро­ве­ния, но мно­гие её сим­волы чита­лись совре­мен­ни­ками Иоанна Бого­слова без затруд­не­ний. Сего­дня мы можем понять их только обра­тив­шись к биб­лей­ской тра­ди­ции и символике.

По всей види­мо­сти, жена и семь гор, на кото­рых она вос­се­дает, — это образ Веч­ного города — Рима. И сего­дня иди­ома «город на семи хол­мах» при­ло­жима только к Веч­ному городу. Неод­но­кратно Иоанн Бого­слов име­нует этот город Вави­ло­ном — Вави­лон вели­кий, мать блуд­ни­цам и мер­зо­стям зем­ным ( Откр.17:5 ). Бла­го­че­сти­вых совре­мен­ни­ков апо­стола Рим пора­жал раз­нуз­дан­но­стью нра­вов и вос­при­ни­мался как новый Вави­лон. Образ блуд­ницы — образ жен­ского рода, был подо­бран неспро­ста. В древ­не­ев­рей­ском языке назва­ния горо­дов, как и само суще­стви­тель­ное «город», отно­сятся к жен­скому роду (в латыни Рим — Roma — также жен­ского рода). Хотя Апо­ка­лип­сис напи­сан на гре­че­ском, по всей види­мо­сти, подоб­ные «семи­тизмы» под­чёр­ки­вают еврей­ское про­ис­хож­де­ние автора. Поэтому Вави­лон, семь гор, «воды мно­гие», под кото­рыми чита­тель мог узнать Сре­ди­зем­ное море, — все эти образы ука­зы­вали чита­телю на Рим.

Что каса­ется образа апо­ка­лип­ти­че­ского зверя, из выше­при­ве­дён­ного фраг­мента сле­дует, что зверь этот из числа семи царей и в то же время явля­ется вось­мым. На пер­вый взгляд, какая-то бес­связ­ная пута­ница. Пока мы можем только пред­по­ло­жить, что у автора Апо­ка­лип­сиса были осо­бые при­чины для таких иносказаний.

Итак, по всей види­мо­сти, Иоанн Бого­слов дей­стви­тельно гово­рил о совре­мен­ном ему Риме — Риме I в. по Р. Х. Для успеха даль­ней­шего тол­ко­ва­ния нам необ­хо­дим неболь­шой экс­курс в рим­скую исто­рию того времени.

Начи­ная с V в. до Р. Х. дере­вушка Рим на берегу реки Тибр посте­пенно пре­вра­ти­лась в миро­вую дер­жаву, доста­точно мощ­ную, чтобы вытес­нить гре­че­ское гос­под­ство. Начав­ше­еся во II в. до Р. Х. стре­ми­тель­ное про­дви­же­ние на Восток (Маке­до­ния, Сирия, Еги­пет) вызвало внут­рен­ний кри­зис. Граж­дан­ские войны опу­сто­шали целые реги­оны. Рес­пуб­ли­кан­ское пра­ви­тель­ство уже было не в силах сгла­дить соци­аль­ное нера­вен­ство между горо­жа­нами и кре­стья­нами, город­скими и сель­скими рай­о­нами. Юлий Цезарь (100–44 гг. до Р. Х.) под­чи­нил себе сенат с 600 сена­то­рами и попы­тался про­ве­сти реформы. Под­чи­нив Гал­лию, он стре­мился укре­пить само­со­зна­ние граж­дан Рим­ской империи.

какое самое страшное числоВ борьбе за насле­дие Цезаря в 31 г. до Р. Х. победу одер­жал его при­ём­ный сын и наслед­ник Окта­виан. То, что уже на чет­вёр­том году прав­ле­ния ему при­сво­или титул Август («свя­щен­ный»), гово­рит о его высо­ком авто­ри­тете, кото­рый опи­рался не только на силу. Август исполь­зо­вал свой авто­ри­тет для утвер­жде­ния соб­ствен­ной импе­ра­тор­ской вла­сти. Он не рас­пу­стил Сенат, но, как импе­ра­тор, стал глав­но­ко­ман­ду­ю­щим всей рим­ской армией, пре­тен­до­вал на управ­ле­ние всеми про­вин­ци­ями, неко­то­рые из них были под­чи­нены лично ему, что поз­во­ляло кон­тро­ли­ро­вать все их финансы. Ради внут­рен­него мира в госу­дар­стве (кото­рый вошёл в исто­рию как Pax Romana) Август всё же предо­ста­вил недавно под­чи­нён­ным про­вин­циям отно­си­тель­ную сво­боду. Города полу­чили право на само­управ­ле­ние. Состав про­вин­ци­аль­ных сове­тов из мест­ных граж­дан обес­пе­чи­вал их само­сто­я­тель­ность, кото­рую не могли лик­ви­ди­ро­вать рим­ские намест­ники (легаты, про­кон­сулы или прокураторы).

В сфере куль­туры рим­ская импе­рия вос­при­ни­мает элли­низм. Koine — упро­щён­ная форма гре­че­ского языка, рас­про­стра­нён­ная в восточ­ной части импе­рии, обес­пе­чи­вает богат­ство мысли даже в отда­лён­ных рай­о­нах. И в самом Риме до III в. помимо латыни гово­рят и на греческом.

От Атлан­тики до Евфрата, от Дуная до афри­кан­ской пустыни Август про­во­дил в жизнь древ­ний рим­ский идеал еди­ной дер­жавы, кото­рая отли­ча­лась мно­го­об­ра­зием рас и наро­дов, куль­тур и рели­ги­оз­ных групп. Сим­во­лом этого един­ства явля­ется импе­ра­тор, кото­рый, как вер­хов­ный пон­ти­фекс, не только пред­став­ляет госу­дар­ство и армию, но и воз­глав­ляет рим­ский язы­че­ский культ. До вос­ше­ствия на пре­стол Окта­ви­ана Авгу­ста офи­ци­ально Рим тре­бо­вал от своих граж­дан боже­ствен­ного почи­та­ния только почив­ших импе­ра­то­ров (напри­мер, обо­жеств­ле­ния их ста­туй). Но с тех пор, как вер­хов­ным жре­цом стал Август, импе­ра­то­рам тре­бо­ва­лось воз­да­вать поче­сти ещё при жизни.

Но рас­ши­ре­ние Рим­ской импе­рии ока­за­лось не только тер­ри­то­ри­аль­ным. Для того чтобы сохра­нить мир, Рим дол­жен был инте­гри­ро­вать, помимо раз­ных рас и наро­дов, мно­го­чис­лен­ные чуж­дые ему культы. До тех пор пока чужие культы не мешали рим­скому порядку, госу­дар­ство к ним отно­си­лось тер­пимо. Только в том слу­чае, если культ начи­нал пред­став­лять для вла­сти угрозу, она давала знать о себе всей мощью своих зако­нов. Напри­мер, в 186 г. до Р. Х. 7000 обви­нён­ных в мисти­че­ских вак­ха­на­лиях были каз­нены, так как тайно совер­шали оргии и пир­ше­ства. В этом про­цессе обна­ру­жился сам прин­цип рим­ской госу­дар­ствен­ной поли­тики: тер­пи­мо­сти к веро­ис­по­ве­да­ниям про­ти­во­по­став­лена твёр­дость в отно­ше­нии тех, кто под­ры­вает рим­скую нрав­ствен­ность во имя культа, нару­шает обще­ствен­ный поря­док или совер­шает преступления.

Хри­сти­ане, новое рели­ги­оз­ное мень­шин­ство, испо­ве­до­вали истину «Богу — Богово, кесарю — кеса­рево». Но так как в Риме «кеса­ре­вым» было всё (или почти всё), хри­сти­ане сразу были объ­яв­лены вне закона и авто­ма­ти­че­ски зачис­лены в госу­дар­ствен­ные пре­ступ­ники. Pax Romana дер­жался на двух стол­пах — гре­че­ской логике и рим­ском праве. Хри­сти­ане при­несли в Рим тра­ди­цию, кото­рая с точки зре­ния логики была бес­смыс­ли­цей, а с точки зре­ния права — пре­ступ­ле­нием. Строго говоря, хри­стиан осуж­дали не за их веру, а за то, что они не хотели при­знать и наравне со всеми под­дан­ными Рим­ской импе­рии почи­тать боже­ствен­ную сущ­ность императора.

Так и не понял Рим слова Хри­ста Спа­си­теля: «Цар­ство Моё не от мира сего». Цар­ство может быть только одно — рим­ского импе­ра­тора! А боги, как и люди, должны слу­жить ему. Желез­ный поря­док, не зна­ю­щий исклю­че­ний: «Кто не с нами, тот про­тив нас»!

Так хри­сти­ан­ство и начало свой путь в исто­рии — в атмо­сфере пре­зре­ния и пре­сле­до­ва­ний. В такой атмо­сфере писа­лась и книга Откровения.

Вер­нёмся к повест­во­ва­нию Апо­ка­лип­сиса. Как мы пом­ним, автор Откро­ве­ния упо­мя­нул о семи цар­ству­ю­щих осо­бах Рима. И если после­до­ва­тельно их пере­чис­лить, то, согласно рим­ской хро­но­ло­гии, полу­чится сле­ду­ю­щий список:

1. Гай Юлий Цезарь Окта­виан Август (16 января 27 г. до Р. Х. — 19 авгу­ста 14 г.);

2. Тибе­рий Юлий Цезарь Август (19 авгу­ста 14 г. — 16 марта 37 г.);

3. Гай Юлий Цезарь Август Гер­ма­ник (Кали­гула) (18 марта 37 г. — 24 января 41 г.);

4. Тибе­рий Клав­дий Цезарь Август Гер­ма­ник (24 января 41 г. — 13 октября 54 г.);

5. Нерон Клав­дий Цезарь Август Гер­ма­ник (13 октября 54 г. — 9 июня 68 г.);

6. Сер­вий Суль­пи­ций Гальба Цезарь Август (9 июня 68 г. — 15 января 69 г.);

7. Марк Саль­вий Отон (15 января 69 г. — 16 апреля 69 г.).

Здесь дей­стви­тельно необ­хо­димо сосре­до­то­читься. Здесь ум, име­ю­щий муд­рость. Семь голов суть семь гор, на кото­рых сидит жена, и семь царей, из кото­рых пять пали, один есть, а дру­гой ещё не при­шёл, и когда при­дёт, недолго ему быть. И зверь, кото­рый был и кото­рого нет, есть вось­мой, из числа семи, и пой­дёт в поги­бель ( Откр.17:9–11 ).

Согласно дан­ному отрывку, пяти царей-импе­ра­то­ров уже нет в живых, «один есть» — по всей види­мо­сти, это Гальба, кото­рого после само­убий­ства Нерона Сенат про­воз­гла­сил импе­ра­то­ром. Сооб­ще­ние об избра­нии импе­ра­то­ром застало Гальбу в Испа­нии, где он нахо­дился с 60 г. в каче­стве легата Рим­ского пре­стола. При­няв титул Цезаря, он отправ­ля­ется в Рим. Как только испан­ские леги­оны в июне 68 г. про­воз­гла­сили Гальбу импе­ра­то­ром, Отон (буду­щий пре­ем­ник) пер­вым из намест­ни­ков под­дер­жал избра­ние Гальбы, но спу­стя очень корот­кое время именно Отон уже был во главе заго­вора, кото­рый под­дер­жали сол­даты пре­то­ри­ан­ского лагеря. 15 января 69 г. импе­ра­тор Гальба был каз­нён пре­то­ри­ан­цами на рим­ском форуме. Неза­долго до этого леги­оны, нахо­див­ши­еся в Гер­ма­нии, про­воз­гла­сили сво­его импе­ра­тора — Вител­лия. Это новое избра­ние тот­час под­дер­жали вой­ска в Гал­лии, Бри­та­нии и Испа­нии. Но в Риме импе­ра­то­ром был про­воз­гла­шён Отон, на вер­ность кото­рому при­сяг­нули леги­оны Илли­рии, Сирии, Иудеи, Египта. Граж­дан­ская война была неизбежна.

Мы можем допу­стить, что книга Откро­ве­ния была завер­шена в 68 г., когда на рим­ском пре­столе ещё нахо­дился импе­ра­тор Гальба — один есть, так как автор Апо­ка­лип­сиса даже не пред­по­ла­гает о его казни в начале 69 г., хотя уже обла­дает инфор­ма­цией о том, что Отон гото­вит заго­вор — а дру­гой ещё не пришёл.

И когда при­дёт, недолго ему быть — если это ска­зано об Отоне, откуда такая уве­рен­ность в том, что он недолго про­бу­дет на пре­столе? Дей­стви­тельно, Отон, после казни Гальбы при­няв власть импе­ра­тора, нахо­дился на пре­столе всего 4 месяца: узнав о пора­же­нии вер­ных ему леги­о­нов в войне с Вите­лием, он покон­чил жизнь само­убий­ством. По всей види­мо­сти, уве­рен­ность в крат­ко­вре­мен­но­сти прав­ле­ния заго­вор­щика Отона была под­пи­тана дру­гой инфор­ма­цией: И зверь, кото­рый был и кото­рого нет, есть вось­мой, из числа семи, и пой­дёт в поги­бель. Именно вось­мой из числа семи являлся, по мне­нию автора Апо­ка­лип­сиса, угро­зой для Отона. Свя­той Иоанн Бого­слов зага­дочно назы­вает его зве­рем и не менее зага­дочно сооб­щает о нём, что он тот, кото­рый был и кото­рого нет. Кого имел в виду Иоанн Бого­слов и для чего столько конспирации?

Летом 64 г., в июле, Рим был уни­что­жен ката­стро­фи­че­ским пожа­ром. Три из четыр­на­дцати рай­о­нов города выго­рели дотла. Семь серьёзно постра­дали, и только четыре оста­лись не тро­ну­тыми огнём. Тысячи граж­дан Рима при этом погибли, не в силах вырваться из ловушки узких уло­чек с мно­го­квар­тир­ными домами, когда огонь уни­что­жал дере­вян­ные пере­кры­тия. Десятки тысяч без­дом­ных и обез­до­лен­ных людей ока­за­лись на ули­цах Рима лишь с теми пожит­ками, кото­рые они успели выне­сти из огня.

какое самое страшное число

С этого вре­мени и до самого конца прав­ле­ния импе­ра­тора Нерона на про­тя­же­нии четы­рёх лет Рим пред­став­лял собой гигант­скую стро­и­тель­ную пло­щадку. Всюду ходили слухи о под­жоге. Гово­рили и о том, что под­жог устроен для того, чтобы про­ло­жить парки. И дей­стви­тельно, очень быстро на пепе­ли­щах погиб­ших рай­о­нов стали воз­во­дить дворцы. По Риму всё больше цир­ку­ли­ро­вали слухи, что под­жог был умыш­лен­ным, что в зда­ния бро­сали факелы сол­даты и что тем, кто пытался им поме­шать, угро­жали; что пожар даже на какое-то время угас, но его разо­жгли снова.

Рим роп­тал — и поло­же­ние город­ских вла­стей ста­но­ви­лось угро­жа­ю­щим. Вла­стям необ­хо­димо было срочно избрать «козла отпу­ще­ния», кото­рого можно было бы обви­нить в под­жоге. В жертвы была избрана мало­чис­лен­ная рели­ги­оз­ная секта, боль­шая часть кото­рой были ино­странцы, бед­ные и бес­прав­ные люди. Это была стран­ная, по мне­нию боль­шин­ства рим­лян, секта, скры­ва­ю­щая свой культ, испо­ве­ду­ю­щая веру в каз­нён­ного по при­казу рим­ского намест­ника в Иудее Пре­ступ­ника. Не имея в рим­ском обще­стве покро­ви­те­лей, хри­сти­ане пре­красно под­хо­дили на роль жертвы. Вот что пишет по этому поводу рим­ский исто­рик Тацит: «Чтобы пре­сечь слухи, Нерон под­ста­вил винов­ных и под­верг самым изощ­рён­ным каз­ням тех, кого чернь нена­ви­дела за их постыд­ное пове­де­ние и назы­вала хри­сти­а­нами… Каз­нили их с позо­ром — оде­вали в шкуры зве­рей и бро­сали на рас­тер­за­ние соба­кам, рас­пи­нали на кре­стах и ночью под­жи­гали вме­сто факе­лов. Нерон отдал для этого свой парк и, кроме того, устроил пред­став­ле­ние в цирке… В итоге, хотя эти люди были вино­ваты и заслу­жи­вали стро­жай­шего нака­за­ния, они вызы­вали сочув­ствие, ибо гибли не ради блага импе­рии, а из-за жесто­ко­сти одного чело­века» («Анналы»).

При­ме­ча­тельно то, что рим­ский исто­рик, пре­зи­рав­ший хри­стиан, выде­ляет звер­ства и жесто­кость, с кото­рыми Нерон воз­двиг гоне­ния на них. Именно импе­ра­тор Нерон по досто­ин­ству мог быть назван зве­рем. Однако к моменту напи­са­ния Апо­ка­лип­сиса он уже покон­чил с собой. Сам Нерон нахо­дился в спис­ках «семи голов — семи царей», в числе тех пяти монар­хов, кото­рые «пали». Кто же «вось­мой»?

Здесь сле­дует сооб­щить, что неко­то­рая часть насе­ле­ния импе­рии не пове­рила слу­хам о само­убий­стве Нерона. Восточ­ные про­вин­ции и сосед­ние страны сохра­няли о Нероне бла­го­дар­ную память и жили надеж­дой, что сооб­ще­ние о его гибели — ложь. В част­но­сти, царь Пар­фии Воло­гез не мог забыть, что Нерон заклю­чил выгод­ный для его страны мир. Гре­ция была тор­же­ственно объ­яв­лена Неро­ном сво­бод­ной про­вин­цией Ахайей. Не оста­лась рав­но­душ­ной к судьбе импе­ра­тора и Арме­ния. Похо­роны Нерона не были пуб­лич­ными, а его тело не было захо­ро­нено в музее Авгу­ста, где пола­га­лось ему быть погре­бён­ным, подобно пред­ше­ству­ю­щим импе­ра­то­рам. Но самое глав­ное: сви­де­те­лем суи­цида Нерона был лишь один чело­век — Икел, воль­но­от­пу­щен­ник Гальбы; он и рас­про­стра­нил слух о само­убий­стве. Все эти факты все­ляли уве­рен­ность, что Нерон остался жив и ему уда­лось бежать от заго­вор­щи­ков из поме­стья сво­его воль­но­от­пу­щен­ника Фаона, где он скры­вался, соби­ра­ясь отплыть в Египет.

Это дало повод к появ­ле­нию в рим­ской исто­рии Лже­не­ро­нов — таково общее назва­ние группы само­зван­цев, объ­яв­ляв­ших себя импе­ра­то­ром Неро­ном, чудом избе­жав­шим осуж­де­ния и казни. Древ­ние авторы упо­ми­нают несколь­ких из них; инте­рес­ное сооб­ще­ние о Нероне суще­ствует даже в Тал­муде (там гово­рится, что Нерону уда­лось бежать в Пале­стину, где он, женив­шись, посе­лился в Иеру­са­лиме, про­дол­жая упраж­няться в пении и игре на музы­каль­ных инструментах).

Но для нас наи­бо­лее важно повест­во­ва­ние Тацита, сооб­щав­шего о появ­ле­нии Лже­не­рона как раз в инте­ре­су­ю­щий нас период. Это был раб из Понта, кото­рый появ­ля­ется в Гре­ции в 68 г. Насе­ле­ние «сво­бод­ной про­вин­ции Ахайи» при­ни­мает его с вос­тор­гом. Тацит счи­тает его воль­но­от­пу­щен­ни­ком из Ита­лии. Он сразу снис­кал сим­па­тии, и в его под­лин­но­сти не было сомне­ний, так как внешне он очень похо­дил на ори­ги­наль­ного Нерона и даже обла­дал даром сти­хо­твор­че­ства и игры на кифаре. При­зна­ние гре­ков, как пишет Тацит, «все­лило в него уве­рен­ность, что ему удастся выдать себя за Нерона».

Вот почему автор Апо­ка­лип­сиса с уве­рен­но­стью гово­рит о пред­по­ла­га­е­мом воца­ре­нии Отона: и когда при­дёт, недолго ему быть. Лже­не­рон, объ­явив­шийся в Гре­ции, не мед­лил: ему уда­лось при­влечь на свою сто­рону неболь­шой воен­ный кон­тин­гент, состо­яв­ший из сол­дат-бег­ле­цов, а также рабов-воль­но­от­пу­щен­ни­ков. Затем с помо­щью гре­ков он обза­вёлся кораб­лём и, выса­див­шись на ост­рове Кит­нос архи­пе­лага Киклады, попол­нил ряды своей армии из сол­дат восточ­ных леги­о­нов, про­во­див­ших здесь свой отпуск. Впо­след­ствии сюда стали сте­каться все те, кто был не дово­лен поли­ти­кой Гальбы. Ост­ров Кит­нос и стал основ­ной базой, сво­его рода шта­бом Нерона-самозванца.

Теперь отча­сти ста­но­вятся понятны слова Иоанна Бого­слова: И зверь, кото­рый был и кото­рого нет, есть вось­мой, из числа семи. Опа­се­ние автора Апо­ка­лип­сиса о том, что Нерон вновь объ­явился, может быть объ­яс­нено и тем, что и ост­ров Кит­нос, и ост­ров Пат­мос, на кото­ром нахо­дился в ссылке апо­стол Иоанн, нахо­дятся в бас­сейне Эгей­ского моря, и, по всей види­мо­сти, сооб­ще­ние о кон­цен­тра­ции сил в под­держку Нерона-феникса очень быстро достигло и Иоанна Бого­слова. Пред­по­ло­же­ние о гря­ду­щих гоне­ниях, в слу­чае воз­вра­ще­ния на рим­ский пре­стол тирана-зверя Нерона, под­толк­нуло автора опо­ве­стить об этом те общины, кото­рым адре­со­вы­ва­лась книга Откро­ве­ния. Воз­можно, апо­стол Иоанн пред­по­чёл не под­вер­гать своих адре­са­тов опас­но­сти на слу­чай, если его сооб­ще­ние будет пере­хва­чено вла­стями или кон­фис­ко­вано при обла­вах, и потому при­бег к алле­го­риям и циф­ро­вому шифру.

Выше мы упо­ми­нали о том, что хри­сти­ан­ским общи­нам послеа­по­столь­ского пери­ода дан­ный фраг­мент Апо­ка­лип­сиса был изве­стен в двух вари­ан­тах — с чис­ли­тель­ными 666 и 616. Вполне воз­можно, именно 616 и было «чис­лом зверя», ука­зан­ным в ори­ги­наль­ном вари­анте, вышед­шем из-под пера апо­стола Иоанна. Попро­буем понять, что под этим чис­ли­тель­ным скрыл тайнозритель.

Из книги Дея­ний свя­тых апо­сто­лов и кор­пуса апо­столь­ских посла­ний нам известно, что успеху рас­про­стра­не­ния хри­сти­ан­ского уче­ния спо­соб­ство­вала раз­ветв­лён­ная сеть общин еврей­ской диас­поры Рим­ской импе­рии. Конечно, одним этим нельзя объ­яс­нить успех апо­столь­ской про­по­веди, но это обсто­я­тель­ство очень помо­гало. Свои пер­вые мис­си­о­нер­ские путе­ше­ствия апо­столы пла­ни­ро­вали, оттал­ки­ва­ясь, в первую оче­редь, от того, есть ли в том или ином насе­лён­ном пункте еврей­ская община. Конечно, помимо про­по­веди Бла­гой Вести, адре­со­ван­ной сопле­мен­ни­кам-евреям, апо­столы ори­ен­ти­ро­ва­лись и на тех чле­нов иудей­ских общин, кото­рые не явля­лись евре­ями по про­ис­хож­де­нию, но стали иуде­ями, пройдя гиюр*. Апо­столь­ский век сов­пал с уни­каль­ным для иуда­изма явле­нием мас­со­вого еврей­ского про­зе­ли­тизма. Фак­ти­че­ски в каж­дом городе, где име­лась сина­гога, еврей­ское ядро общины было окру­жено коль­цом про­зе­ли­тов, в своём боль­шин­стве гре­че­ского про­ис­хож­де­ния. Обра­ще­ние апо­сто­лов «Мужи изра­иль­ские и чту­щие Бога, слу­шайте!» пред­по­ла­гало под «чту­щими Бога» обра­ще­ние и к прозелитам.

* Гию́р — обра­ще­ние неев­рея в иуда­изм, а также свя­зан­ный с этим обряд.

Язы­ком бла­го­ве­стия в элли­ни­сти­че­ско-еврей­ской диас­поре был гре­че­ский, и именно на гре­че­ском напи­сана книга Откро­ве­ния. Но, несо­мненно, семит­ская окраска гре­че­ского языка Апо­ка­лип­сиса выда­вала автора еврей­ского про­ис­хож­де­ния, писав­шего свою книгу для хри­стиан с еврей­скими кор­нями, а также для при­шед­ших в хри­сти­ан­ство через иудей­ский про­зе­ли­тизм. И тем, и дру­гим были пред­ло­жены те образы и алле­го­рии, кото­рые могли быть поняты и рас­шиф­ро­ваны бла­го­даря зна­нию еврей­ской тра­ди­ции. Муд­рость, о кото­рой гово­рит Иоанн Бого­слов, пред­по­ла­гала в первую оче­редь зна­ние иврита — языка, на кото­ром во всех сина­го­гах Рим­ской импе­рии чита­лась Тора. Любой иудей знал, что каж­дой букве еврей­ского алфа­вита соот­вет­ствует опре­де­лён­ное чис­ли­тель­ное. Поэтому автор Откро­ве­ния пред­ла­гает, по его мне­нию, совсем не слож­ную про­це­дуру, тре­бу­ю­щую лишь зна­ния языка Торы: сочти число зверя, ибо это число чело­ве­че­ское. Сле­до­ва­тельно, «число зверя» — это сово­куп­ность чис­ло­вых зна­че­ний букв еврей­ского алфа­вита, состав­ля­ю­щих под­лин­ное имя апо­ка­лип­ти­че­ского «зверя». Каж­дый под­дан­ный Рим­ской импе­рии, хоть одна­жды дер­жав­ший в руках монету чеканки Неро­но­вых вре­мён, видел над­пи­са­ние легенды на аверсе монеты на латыни: Nero caesar. Так вот, если транс­ли­те­ри­ро­вать эту над­пись бук­вами еврей­ского алфа­вита, с учё­том того, что глас­ные буквы в иврите отсут­ствуют, мы полу­чим сле­ду­ю­щее: נרו קסר

Буква נ [nun] — 50.
Буква ר [resh] — 200.
Буква ו [vav] — 6.
Буква ק [kuf] — 100.
Буква ס [sameh] — 60.
Буква ר [resh] — 200.

В сумме «число зверя» будет рав­няться 616. Именно это число, по всей види­мо­сти, было и в ори­ги­наль­ном вари­анте книги Откро­ве­ния. Имя Нерон в латыни в име­ни­тель­ном падеже имеет форму Nero, но в кос­вен­ных паде­жах перед окон­ча­ни­ями про­яв­ля­ется насто­я­щая его основа — Neron. Учи­ты­вая это, при копи­ро­ва­нии Апо­ка­лип­сиса пере­пис­чики в гре­че­ском тек­сте доба­вили недо­ста­ю­щую, по их мне­нию, букву n. Именно эта буква и изме­нила «число зверя», уве­ли­чив его, ведь соот­вет­ству­ю­щий ана­лог в еврей­ском алфа­вите, буква נ [nun], имеет чис­ло­вое зна­че­ние 50. 616 + 50 = 666 — вот откуда в более позд­них спис­ках Апо­ка­лип­сиса появи­лось видо­из­ме­нён­ное числительное*.

* Впер­вые в чис­ли­тель­ном 666 уви­дели зашиф­ро­ван­ное имя импе­ра­тора-гони­теля Нерона в XIX в. немец­кие бого­словы: фило­лог-восто­ко­вед Ф. Бенари, экзе­гет Ф. Гит­циг, исто­рик-биб­ле­ист Э. Ройс. Сто­рон­ни­ком этой гипо­тезы был и Ф. Энгельс.

Для нас, однако, важ­нее сама воз­мож­ность понять мотивы, побу­див­шие Иоанна Бого­слова скрыть пря­мое содер­жа­ние неко­то­рых фраг­мен­тов Апо­ка­лип­сиса. Дей­стви­тельно, Нерон с его жесто­ко­стью и бес­ком­про­мисс­но­стью в созна­нии пер­во­хри­сти­ан­ской общины был оли­це­тво­ре­нием сви­ре­пого зверя, и его воз­вра­ще­ние на исто­ри­че­скую сцену обе­щало и воз­об­нов­ле­ние пре­сле­до­ва­ния хри­стиан. Пер­во­хри­сти­ан­ская община пони­мала, что нена­висть подоб­ного чело­века объ­яс­нима только тем, что они нахо­дятся на пра­виль­ном пути. Вот что писал в связи с этим Тер­тул­лиан спу­стя 150 лет после смерти Нерона: «Да мы счаст­ливы, что объ­яв­ле­ние нас вне закона было тор­же­ственно воз­ве­щено подоб­ным чело­ве­ком! Когда научи­лись его пони­мать как сле­дует, то поняли, что всё осуж­дён­ное Неро­ном могло быть только вели­ким делом!»

Не менее важно для нас понять и то, что само чис­ли­тель­ное, будь оно 616 или 666, само по себе не обле­чено какой-либо тём­ной мистикой.

Заме­тим, что, несмотря на раз­но­об­раз­ные спе­ку­ля­ции с тремя шестёр­ками*, мало кто заду­мы­вался над тем, что во вре­мена апо­стола Иоанна Бого­слова ещё не суще­ство­вало при­выч­ных нам цифр — они появятся в Индии только в 595 г., и в гре­че­ском письме 666 выгля­дело как χξϛ´, а 616 — как χιϛ´. Но наши совре­мен­ники почему-то боятся числа 666, раз­ло­жен­ного на деся­тич­ные раз­ряды и пред­став­лен­ного в виде трёх шестё­рок, что не соот­вет­ствует напи­са­нию «числа зверя» в самом Апокалипсисе.

* Путём раз­лич­ных ариф­ме­ти­че­ских мани­пу­ля­ций «число зверя» — 666 — нахо­дили и в имени Напо­леона Бона­парта, и на пап­ской тиаре в офи­ци­аль­ном титуле Vicarius Filii Dei, и даже в имени аме­ри­кан­ского ком­пью­тер­ного маг­ната Билла Гейтса и т.д.

Под­водя итог нашему экс­курсу, ещё раз повто­рим: «число зверя» не нужно искать в реа­лиях и собы­тиях нашего вре­мени. Не сле­дует искать «чёр­ной» мистики в чис­ли­тель­ных, как не стоит вообще искать эзо­те­рики в христианстве.

Увы, среди цер­ков­ных людей есть группы, упорно веря­щие в осо­бые эзо­те­ри­че­ские зна­ния, кото­рые пере­да­ются от надёж­ных «стар­цев». Такие уль­тра­ор­то­доксы боятся как-нибудь «бес­со­зна­тельно» отпасть от Хри­ста и Церкви — напри­мер, при покупке в супер­мар­кете това­ров со штрих­ко­дом. Их трудно убе­дить, что чело­век, наби­рая перед элек­трон­ным адре­сом при­выч­ные www, вовсе не вызы­вают сатану — ведь они посчи­тали, что в иврит­ском алфа­вите букве w соот­вет­ствует буква ו [vav] — а гемат­рия этой буквы равна 6. Опас­ность таких нуме­ро­ло­ги­че­ских затей оче­видна: когда обще­ство уста­нет от бес­ко­неч­ных лож­ных тре­вог, оно не отзо­вётся на тре­вогу истинную.

Те, кто раз­вер­нул дея­тель­ность по обна­ру­же­нию пре­сло­ву­тых шестё­рок, уве­рены, что спа­сают Цер­ковь. К сожа­ле­нию, этим людям сложно доне­сти одну важ­ную мысль: больше пользы Церкви при­не­сёт тот, кто будет искать не анти­хри­ста, а Хри­ста. Спа­си­тель назвал важ­ней­шими запо­ве­дями любовь к Богу и любовь к ближ­нему. Уже совсем немало для нас будет, если мы научимся видеть Хри­ста в нашем ближнем.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *