какое самое старое кладбище в москве
История кладбищ Москвы
История столицы России официально начинается с 1147 года, когда поселение Москов впервые упоминается в Ипатьевской летописи. Но ещё в 8-м веке на этой территории обитали племена. За почти тысячу лет здесь жило умерло множество известных людей своего времени. До наших дней сохранились некоторые усыпальницы и захоронения, но ещё больше памяток безвозвратно утеряно.
Древнейшие захоронения Москвы
Первые погребения на данной территории проводили славянские племена вятичей. Они довольно долго придерживались языческих похоронных традиций, поскольку отрицали христианство. Самой распространённой формой погребения был насыпной курган. Внутри располагался сожжённый прах или тело умершего. Могилы устраивались в живописных местах – на склонах рек, у возвышенностей. Считалось, что усопший сможет любоваться после смерти изысканным пейзажем.
Большая часть курганов была обнаружена на правом берегу реки Москва и у реки Сетунь. По свидетельствам археологов, захоронения подобным образом продолжались вплоть до XIII века.
Второй вариант погребения – «голубцы». Это столбы с миниатюрными избами на вершине, которые использовались в качестве урн для кремированного праха. Подобные сооружения устраивали близ дорог и во многом напоминают нынешние скворечники. По древним поверьям люди после смерти превращались в птиц, и забота о пернатых была равносильна заботе об умерших родственниках.
Старейшие кладбища Москвы
Изначально все захоронения простого люда велись в божедомках – вырытых глубоких ямах на территории столицы. Ещё в XV веке насчитывалось не менее 5 подобных заведений в Москве. Зажиточные купцы устраивали погребения близ церквей, чтобы и после смерти быть осенёнными божией благодатью. С расширением столицы увеличивалось количество выстроенных Церквей, а значит, и количество погостов. С годами город перестраивался, Храмы разрушались от старости или частых на то время пожаров. Само пепелище разравнивалось, а строительство собора переносилось на новое место. По этой причине большинство старинных кладбищ давно исчезло с лица земли.
После эпидемии чумы в 1771 году, унёсшей немало жизней, Елизаветой был издан указ организовать специализированные городские некрополи за пределами мегаполиса. Москвичи часто противились этому решению, проводя похороны по старинке на погостах Церквей, однако против цесаревны открытых возмущений не проводилось. Большие городские кладбища вскоре заняли главенствующую позицию, и здесь стали хоронить даже государственных сановников и именитых дворян.
Заброшенные и исчезнувшие погосты
Самым древним захоронением из обнаруженных считается могила на территории Успенского собора. Её возраст датируют XII веком. В то время здесь стояла Димитриевская церковь. Упокоенные были жертвами набега половцев и рязанского князя Глеба в 1177 году. Позднее погост расширялся, здесь предавали земле тела как богатых горожан, так и бедных.
Другое массовое захоронение обнаружено было под стенами Кремля. Историки выдвигают версию, что здесь ранее была братская могила для москвичей, погибших в результате набега хана Тохтамыша на столицу в 1382 году.
Некрополь под Манежем относится к утраченным местам захоронений. Ранее на этой территории располагался посад – поселение за пределами города для торговых людей. Обнаруженные погребения относятся к XIV веку, когда царь Иван Грозный на этом месте основал Моисеевский монастырь. В 1765 религиозное учреждение было упразднено Екатериной Великой и с тех пор погост перестал существовать. Во время археологических раскопок 1995 года были найдены останки не менее 600 москвичей.
Погост у Даниловского монастыря упоминался в летописях XIII столетия. На тот момент некрополь находился за пределами Москвы. Первым упокоенным был московский князь Даниил Александрович. Впоследствии, с расширением границ мегаполиса, кладбище стало городским. Считалось престижным найти здесь последнее пристанище после смерти. Революционный 1917 год в корне изменил отношение к некрополю. Здание монастыря было заброшено, часть разрушена. Такая же судьба постигла и погост у Даниловского монастыря. В ходе исследовательских работ обнаружились только два десятка сохранившихся надгробий.
О первых общегородских некрополях Лазаревском и Семёновском сохранились лишь документальные упоминания.
Старинные кладбища, дошедшие до наших дней
Дошедшие до наших дней городские кладбища были созданы не ранее XVIII века. На них, как и прежде наличествовала Церковь, однако ведением захоронений занимались городские власти. Муниципалитет устанавливал таксу на погребение, распределял обязанности между полицией и старостами, регулировал спорные моменты похоронной отрасли.
При Екатерине Великой было организовано немало городских погостов. Сохранилась из них малая часть: Рогожский, Пятницкий, Ваганьковский, Дорогомиловский, Преображенский, Немецкий, Татарский (для мусульман), Миусский, Калитниковский. Большая часть москвичей нашло себе последние пристанище именно на этих кладбищах. Вблизи МКАД во второй половине ХХ века были созданы Востряковский, Кузьминский, Митинский, Домодедовский, Хованский, Николо-Архангельский и другие некрополи.
Новодевичье кладбище
Приходской погост Новодевичьего монастыря издавна служил местом упокоения для монахинь и особ женского пола царственных семей. В усыпальнице хранятся останки малолетней дочери Ивана Грозного, первой супруги Петра I Евдокии (в иночестве – Елены) и сестёр Софьи, Евдокии и Екатерины. С 1898 года некрополю присвоили статус общегородского, но и после этого захоронения здесь проводились по особому распоряжению.
В советское время территория кладбища дважды расширялась – в 40-е и 80-е года. Здесь проводились перезахоронения известных деятелей науки и культуры с разрушенных погостов. На Новодевичьем образовался своего рода национальный пантеон. Ныне некрополь закрыт для любых захоронений. Предполагается открытие нового погоста для предания земле известных государственных лиц.
Донское кладбище
Было открыто при монастыре в 1771 году. По праву его можно считать антагонистом Новодевичьего, поскольку монастырь был мужским. Здесь хоронили представителей московского дворянства. На территории имеются усыпальницы таких именитых родов, как Нарышкины и Голицыны. Когда в начале прошлого столетия земель для упокоения перестало хватать, рядом было учреждено Новое Донское кладбище.
В 1926 году на территории погоста был воздвигнут первый столичный крематорий. Здесь массово сжигались тела как выдающихся деятелей молодой Советской страны, так и её идеологических противников. Если первые затем хоронились в нишах Кремлёвской стены, то последним была уготована участь быть развеянными в неизвестном месте.
Донское кладбище имеет статус полузакрытого. Это значит, что здесь допускаются только подзахоронения в родственны могилы.
Дополнительная информация, связанная с данным материалом:
История кладбищ Москвы
Москва – старинный город, веками бывший домом для великих деятелей нашей страны. Многие из них нашли вечный покой на московских кладбищах. В наши дни сохранилось не так много древних могил и усыпальниц, немало исторических мест и памятников безвозвратно утеряно. Но некрополи Москвы продолжают хранить историю столицы, ведь именно они были её свидетелями на протяжении многих веков.
Древнейшие захоронения Москвы
Как ни странно, первые московские захоронения древнее самой столицы. Хотя Москва была основана в 1147-м году, её земли не были безлюдны – здесь обитали племена славян-вятичей. Вятичи дольше других племен не принимали христианства и хоронили умерших в соответствии со своими языческими традициями.
Также у древних вятичей была распространена традиция «похоронных столбов». Умерших кремировали, после чего прах складывали в урну. Урны размещали на вершине резных деревянных столбов, где для них сооружались миниатюрные покрытые крышей «избы», называвшиеся «голубец» или «домовина». Как правило, такие похоронные столбы ставили на дороге, ведущей к деревне. Хотя обычай исчез к XIII веку, домовины или крыши порой продолжали ставить и над христианскими крестами.
Старейшие кладбища Москвы
Исторически большая часть христианских кладбищ возникала вокруг церквей. Такие кладбища назывались погостами и служили для захоронения прихожан. Погосты существовали в Москве с момента её основания и веками были единственным местом захоронения. По мере расширения Москвы строились новые церкви, вокруг них возникали кладбища; по мере того, как она перестраивалась, кладбища переносились или уничтожались. Все это привело к тому, что на данный момент большинство старинных кладбищ столицы оказалось разрушено и забыто. Долгое время погосты оставались единственным видом захоронений, однако со временем стихийность такого рода погребений стала создавать неудобства. Еще Петр I издал указ о создании городских кладбищ, но из-за смерти императора он не успел вступить в силу. В итоге городские кладбища начали создавать при императрице Елизавете, которая также поручила избавиться от погостов. Подобное решение шло в разрез с многовековыми традициями, и многие москвичи восприняли его в штыки, продолжив хоронить своих близких в приходских некрополях. Городские кладбища заняли главенствующее место в сфере похорон лишь в 1771 году, когда эпидемия чумы унесла жизни значительной части населения Москвы. Поскольку погребение жертв эпидемии в черте города могло в будущем спровоцировать повторные вспышки чумы, жертв болезни хоронили за пределами города на «чумных» кладбищах. В дальнейшем в столице городские кладбища полностью вытеснили приходские погосты, и старинные кладбища начали забываться и приходить в запустение.
Самое древнее из известных захоронений Москвы было найдено под Успенским собором и относится к XII веку, когда на месте собора стояла Димитриевская церковь. Первыми москвичами, похороненные на её погосте, стали жертвы набега половцев и рязанского князя Глеба в 1177 году. Вскоре кладбище вокруг Димитриевской церкви расширилось, и на нем стали хоронить как знатных людей, так и простолюдинов. Еще одно древнее массовое захоронение было найдено прямо под стенами Кремля. Историки предполагают, что это остатки погоста XIV века, на котором были захоронены жертвы набега хана Тохтамыша на Москву (1382 г.).
К утраченным древним погостам также можно отнести некрополь под Манежем. Там, где сейчас располагается Манежная площадь, ранее находился посад – поселение москвичей за крепостными стенами Кремля. Древнейшие захоронения, обнаруженные под Манежем, относятся к XIV веку. В XVI веке царь Иван Грозный основал здесь Моисеевский монастырь, под которым расположился подземный некрополь. Монастырь простоял два долгих века, пока в 1765 не был упразднен указом Екатерины Великой. В ходе раскопок, проводившихся в 1995 году, археологи установили, что эти древние катакомбы стали местом упокоения более чем 600 москвичей.
Говоря о древнейших кладбищах Москвы нельзя не упомянуть и погост Даниловского монастыря. Наиболее ранние упоминания о нем относятся к XIII веку – на тот момент ни монастырь, ни его погост еще не стали частью будущей столицы. В 1303 году именно здесь был захоронен Даниил Александрович, первый московский князь. К XVIII веку постоянно расширяющаяся Москва добралась до земель Даниловского монастыря, превратив их в престижное городское кладбище, на котором хоронили офицеров и купцов, литераторов и государственных деятелей. Ситуация существенно изменилась после 1917 года. Монастырь был заброшен, и немалая часть его архитектурного ансамбля в лучшем случае пришла в запустение, а в худшем – была разрушена. Столь же печальная судьба постигла и некрополь Даниловского монастыря – в ходе реконструкции погоста удалось восстановить не более двадцати надгробий.
Старинные кладбища, дошедшие до наших дней
Знакомые нам городские кладбища начали появляться лишь в XVIII веке, постепенно заменяя старые погосты. На городских кладбищах, как и ранее на приходских, обязательно присутствовала церковь. Однако теперь государство устанавливало нормы по ценам на погребение, поручало полиции и местным старостам ответственность за кладбища и в целом регулировало вопрос погребений.
Лазаревское кладбище стало первым общегородским некрополем, следом за ним было создано Семеновское – оба на данный момент уничтожены. По окончанию чумы, разразившейся в годы правления Екатерины Великой, в Москве было создано множество некрополей. Большая их часть оказалась впоследствии упразднена, и сохранились лишь немногие: Ваганьковское, Дорогомиловское, Калитниковское, Миусское, Преображенское, Пятницкое, Рогожское, а также Татарское (мусульманское) и Немецкое. Большую часть москвичей хоронили именно на этих кладбищах, пока во второй половине XX века столичное правительство не создало новые городские некрополи за чертой города, ныне вблизи МКАД. В число этих новых кладбищ вошли используемые и в наши дни Востряковское, Домодедовское, Кузьминское, Митинское, Николо- Архангельское, Хованское и многие другие.
Новодевичье кладбище – один из самых известных некрополей Москвы. Хотя, как общегородское кладбище, оно начало функционировать лишь в 1898 году, приходской погост Новодевичьего монастыря очень древний. Он служил местом захоронения не только монахинь, но также представительниц княжеских семей и даже родственниц царей и императоров. В усыпальнице монастыря, сохранившейся до сих пор, упокоены останки дочери Ивана Грозного, сестер Петра I и его первой супруги Евдокии. Начиная с XIX века, Новодевичье кладбище считалось одним из самых престижных мест захоронения, сохранив свой статус и в советское время. Изначально небольшая территория кладбища расширялась дважды – в конце 40-х и в начале 80-х годов. Сюда с разрушенных кладбищ были перенесены останки многих известных деятелей культуры, а само Новодевичье получило статус национального пантеона. На данный момент кладбище закрыто для погребений, а новым местом захоронения первых лиц государства и выдающихся граждан России планируется учредить новое кладбище.
Донское кладбище – еще одно важное для истории Москвы кладбище, сохранившееся до наших дней. Оно было открыто при Донском монастыре в 1771 году и вскоре стало местом захоронения московского дворянства. Здесь, на территории монастыря, разместились усыпальницы таких известных династий как Нарышкины и Голицыны, а также многих других видных москвичей. В начале XX века территорий монастырского некрополя оказалось недостаточно, и московским правительством было создано Новое Донское кладбище. В советские годы, несмотря на массовое разрушение кладбищ, значительную часть старого некрополя удалось сохранить, и даже расширить его территорию, где расположился первый в стране крематорий. Именно здесь сжигались тела выдающихся государственных деятелей Советского Союза, которые впоследствии были перезахоронены в кремлевской стене. Также на территории кладбища есть несколько братских захоронений – это могилы погибших в годы Великой Отечественной войны, а также жертв репрессий 20-х- 50-х годов. Погребения на Донском кладбище продолжаются и сейчас, но только путем родственного подзахоронения.
Возможно, вам будет интересно:
12 мест в Москве, на которых раньше были кладбища
Дома на месте кладбищ далеко не самое приятное явление для жителей будущих жилых комплексов. Но с ХХ века Россия стала активно ликвидировать старинные кладбища Москвы. По сути, это было правильным решением, поскольку древние захоронения очень мешали развиваться инфраструктуре столице, нарушали санитарные нормы построек вблизи с захоронениями.
На вопрос, неужели похоронных мест было так много, что их приходилось убирать, ответ однозначен – да. Во времена Российской империи кладбища строились в зависимости от расположения церквей, монастырей. А христианство, которое начало прогрессировать со времен Киевской Руси, обязывало хоронить предков на территории священного места. В Москве церкви были практически на каждом шагу, соответственно рядом с ними разрастались и захоронения. К ХХ веку столица имела около 300 старинных кладбищ разных масштабов.
Если не получилось у мужчины – получится у женщины. За «похоронный процесс» взялась императрица Елизавета Петровна. Ее не так волновало здоровье населения, как совершенно неэстетичный вид московской земли. Елизавета сумела организовать священников и архитекторов и создать первое кладбище за пределами современной столицы. В 1750 году около кладбища построили Лазаревскую церковь. Москвичам такой подход не понравился, они были уверены, что так хоронят только безбожников. Но времена чумы не оставили никому выбора и ненавистное место стало священным, ведь находилось ближе всех к Москве, в отличие от новых построенных кладбищ.
Имея представление о положении московских похоронных процессов, можно перейти к основной части. Предлагаем рассмотреть современные объекты и узнать, что случилось с исчезнувшими кладбищами Москвы. Вы узнаете, какие новые здания стоят на территории бывших кладбищ, чтобы особо суеверные точно не купили там квартиру.
«В России помимо священных похоронных мест были «убогие дома». Туда попадали все мёртвые грешники, самоубийцы, воры. Всего их построили 4, со временем на месте «убогих домов» выстроились переулки, монастыри, дорожно-транспортные проспекты».
Карта старых кладбищ ТОП-12
Многие жители Москвы вряд ли интересуются постройками в своём городе. Печальная статистика уличных опросов показывает, что основы истории слегка помнят наши родители, но никак не молодое поколение. Из 10 опрашиваемых на исторические вопросы о Москве, отвечает только 1 человек, и то в общих чертах. Поэтому, не удивительно будет, если молодые семейные пары купили новую квартирку на месте старого кладбища. Чтобы не совершать столь пугающих и дорогих покупок, знакомьтесь с 12-тью бывшими кладбищами и новыми зданиями столицы.
В Москве не так много закрытых кладбищ. Как только закрывается одно, на его месте в ближайшие 10 лет возводится новая идея архитекторов или бизнесменов. Насколько это правильно – у каждого своё мнение. Не сократив число кладбищ Москвы в 1900 годах, сейчас бы столица выглядела, как один сплошной погост, а с другой стороны имена многих людей забыты. Многие жители главного города уже не могут прийти навестить погибших родственников. Вопрос очень тонкий и не самый приятный. Но все что не делается – всё к лучшему. Страна, Москва развивается, а не стоит на месте с древними канонами. И это правильное решение для ритма современной жизни.
В Москве на выборах в Госдуму среди участников онлайн-голосования разыграют 100 автомобилей и 20 квартир
Портал Avia.pro опубликовал видео из района, где располагался уничтоженный ДНР понтонный мост ВСУ у Старомарьевки
Сенатор США назвал американского солдата лучшим в мире, многие в этом сомневаются
Сайт Avia.pro: артиллерия ЛНР нанесла 78 ударов за 25 минут по позициям армии Украины в районе Луганска
Daily Mail: Джо Байден «вогнал в краску» герцогиню Корнуоллскую своим метеоризмом
12 мест в Москве, на которых раньше были кладбища
Бывший министр энергетики Сергей Шматко умер от коронавируса в реанимации
Станьте членом КЛАНА и каждый вторник вы будете получать свежий номер «Аргументы Недели», со скидкой более чем 70%, вместе с эксклюзивными материалами, не вошедшими в полосы газеты. Получите премиум доступ к библиотеке интереснейших и популярных книг, а также архиву более чем 700 вышедших номеров БЕСПЛАТНО. В дополнение у вас появится возможность целый год пользоваться бесплатными юридическими консультациями наших экспертов.
Исчезнувшие кладбища Москвы (22 фото)
Как ни странно это может показаться сейчас, но многие ныне популярные детские парки, торговые центры и даже элитные жилые комплексы располагаются на местах, где некогда были обширные древние кладбища.Что же осталось от давно исчезнувших захоронений? Подробно про все кладбища рассказывать не имеет смысла, рассмотрим самые большие и самые известные – Дорогомиловское, Лазаревское, Семёновское —>
В древней Москве жителей хоронили возле приходских церквей и монастырей, а до 1657 г. и на территории Кремля. К концу XVII века в Москве насчитывалось свыше 300 кладбищ. В 1771 г., в связи с эпидемией чумы, Сенат запретил хоронить москвичей, умерших от чумы, на всех московских кладбищах. За пределами Москвы (за Камер-Коллежским валом), в том же году открываются кладбища: Армянское, Даниловское, Дорогомиловское, Калитниковское, Миусское, Пятницкое, Семёновское и старообрядческие — Преображенское и Рогожское, а позднее Еврейское, Мусульманское и др. Большинство кладбищ, закрытых в связи с эпидемией чумы, приходили в запустение и постепенно уничтожались. А в советское время, особенно в 1930-е – 40-е годы, в связи с застройкой и освоением бывших окраин города, был уничтожен целый ряд кладбищ. Ликвидированы кладбища Алексеевского, Андроньева, Данилова, Новоспасского, Перервинского, Покровского, Симонова, Сорокасвятского, Скорбященского, и частично Новодевичьего монастырей, а также Алтуфьевское (часть), Братское, Бибиревское, Богородское (часть), Бутырское, Воронцовское, Владыкинское (часть), Дегунинское, Дорогомиловское, Еврейское, Карачаровское, Кожуховское, Семёновское, Филёвское и Шелепихинское кладбища. Останки только некоторых выдающихся людей России были перенесены с них на Новодевичье, Востряковское и Ваганьковское кладбища.
Обычно на месте уничтоженных кладбищ разбивают скверы, парки, или отдают территорию под промышленную застройку. Но Дорогомиловское кладбище – исключение. На месте него построили квартал жилых домов, причем для партийной элиты! Кладбище находилось на территории между Можайским шоссе (ныне – Кутузовский проспект) и рекой Москвой. Захоронения на нём продолжались вплоть до 1930-х годов.
В 1948 году кладбище было закрыто, находившаяся там церковь святой Елисаветы и все захоронения уничтожены, территория застроена жилыми домами.
Памятник над братской могилой воинов, погибших в 1812 году. Дорогомиловское кладбище, 1947-1950 ггПримыкавшее к Дорогомиловскому и являвшееся его значительной частью еврейское кладбище также было уничтожено. Представлявшие для государства ценность могилы были перенесены на Новодевичье и Ваганьковское кладбища. Но старое кладбище до сих пор напоминает о себе. Жители района рассказывают, что стоит во дворах домов по четной стороне Кутузовского где-то копнуть, непременно наткнешься на захоронения. А когда строили мост “Багратион” и рыли котлован для фундамента на правом берегу, в ковше экскаватора то и дело попадались кости и обломки надгробий. А ещё говорят, что «при строительстве “Башни 2000″ на набережной Тараса Шевченко, в 1998 году кости и черепа со стройки спокойно лежали на лавочке во дворе дома 22 по Кутузовскому проспекту… идешь домой с работы, а тут хлоп…»
На территории кладбища ещё стояла церковь Преподобной Елизаветы, построенная в 1839 году на месте старой церкви. Увы, Елизаветинская церковь разделила печальную участь кладбища: она была снесена где-то в начале 1950-х.
Церковь Елизаветы на Дорогомиловском кладбище
Примерно на месте церкви Елизаветы стоит “Башня-2000″А теперь несколько рассказов очевидцев о Дорогомиловском кладбище:“В 1938 году, по воспоминаниям Ф.Ф. Егорова, в Дорогомилове еще хоронили. А уже в следующем году на кладбищенской конторе появилось объявление о закрытии кладбища и о его скорой ликвидации. Родственникам погребенных здесь было предложено перезахоранивать их останки на вновь открывшемся тогда Востряковском кладбище. Но сделали это очень немногие. Ф.Ф. Егоров говорит, что в лучшем случае лишь каждая пятая могила была перенесена на новое место. Перезахоронения продолжались до начала 1950-х годов. А с середины 50-х Дорогомилово было заново застроено и приобрело тот вид, который в основном сохранился и по сей день. Но старое кладбище до сих пор напоминает о себе. Жители района рассказывают, что стоит во дворах домов по четной стороне Кутузовского где-то копнуть, непременно наткнешься на захоронения. А когда строили мост “Багратион” и рыли котлован для фундамента на правом берегу, в ковше экскаватора то и дело попадались кости и обломки надгробий.” (Ю. Рябинин. «Плохая им досталась доля…») Обратите внимание: лишь каждая 5-я могила (в лучшем случае) была перезахоронена на Востряковском!
Квартал сталинских домов на месте кладбищаЕщё одно воспоминание, написал Сергей:
«когда в году 65-66-м по берегу реки вдоль ветки железной дороги прокладывали какую-то теплотрассу, мы мальчишками дневали-ночевали на этой стройке. Каждый вынутый экскаватором ковш грунта обнажал и вынимал множество захоронений. Варварство… Но тогда мы этого не понимали, было просто интересно и любопытно. Все останки сваливали в кучу, вроде их охранял какой-то приставленный дядька, но мы всё-равно тырили черепа, которые у нас охотно забирали более старшие “товарищи” – студенты-медики. До сих пор стоит в памяти картинка: ковш срезает боковую стенку очередного гроба а там… просто как вспышка – сноп изумительных цвета меди женских волос невероятной длинны и красоты. Сорри за такие подробности конечно… Находили пуговицы от мундиров (там были захоронения павших при Бородине), а однажды строители откопали какой-то склеп, который ковш экскаватора “не осилил”. Что там было – так для нас и осталось тайной, потому что всех “посторонних” погнали так настойчиво, что сопротивляться было бесполезно»
На этом месте располагалось Еврейское кладбище
Загадочный объект, обнаруженный на территории бывшего кладбища. Возможно, остаток надмогильного памятника
В 1758 году на самой окраине Москвы, в Марьиной Роще, было устроено кладбище для бедных, а также для тех, кто умер «дурной смертью». Лазаревское кладбище было окружено довольно густым Марьинским лесом и почиталось многими москвичами местом проклятым, таинственным…
Свой статус кладбище сохраняло до печально знаменитой эпидемии чумы 1771 года, когда оно вместе с десятком «новых» кладбищ стало местом, где хоронили тысячи умерших. А уже в следующем XIX веке тут находили успокоение купцы, представители духовенства, военные, артисты… Еще в 1787 году при кладбище построили церковь Сошествия Святого Духа.
Церковь Сошествия Святого Духа на Лазаревском кладбищеК началу ХХ века Лазаревское кладбище было довольно запущенным. Как писал в 1916 году историк Москвы А. Т. Саладин, оно «далеко не ласкает взгляда… Спрятавшись от шума за прочными стенами, кладбище покрыто буйной растительностью.
Трава выше пояса – скрывает даже высокие гробницы, и к некоторым могилам можно подойти с трудом, обжигаясь о крапиву… В начале 1930-х кладбище было закрыто, а в 1936-м и вовсе ликвидировано. Большую часть могил сровняли с землей еще до войны, а последние уничтожили бульдозерами уже в послевоенные годы. Часть останков перенесли на другие кладбища, но большинство захоронений так и осталось под землей. А у «гробового входа» предписали «играть младой жизни» – на территории кладбища открыли… детский парк! И по сию пору, если копнуть под игровыми площадками, попадаются черепа и кости…На Лазаревском кладбище возле юго-западного угла храма в 1917 году был похоронен его настоятель Николай Скворцов с супругой. Они оказались жертвой обыкновенного грабежа: отец Николай собирал деньги на нужды неимущих. Об этом знали все; и грабители предполагали, что казну священник держит дома. Ночью они ворвались к нему, убили его и матушку, но не нашли ни копейки. Протоиерей весьма аккуратно сдавал поступавшие пожертвования в банк.
А в 1923 году тут был похоронен настоятель храма Святителя Николая на Маросейке Алексей Мечев. Среди его прихожан были Н. Бердяев, А. Голубкина, М. Нестеров…
Заупокойный молебен служил сам патриарх Тихон. Но в храм он в тот день не вошел: в нем уже обосновались «обновленцы». Отца Алексея перезахоронилина Введенском кладбище, а в 2000 году архиерейский собор причислил его к лику святых.
На Лазаревском кладбище были похоронены: профессор Р. Тимковский, редактор и издатель И. Кушнарев, бытописатель Москвы И. Кондратьев… А в 1837 году на кладбище похоронили мать Ф. Достоевского Марию Федоровну, урожденную Куманину. Семья будущего писателя квартировала тогда при близкой к кладбищу Мариинской больнице, на Новой Божедомке… Бывая в Москве, Федор Михайлович обязательно посещал могилу родительницы и делал пожертвования на нужды храма. Где была эта могила, можно указать только приблизительно, но надгробие чудом уцелело и хранится в Музее Ф. М. Достоевского.
Единственная сохранившаяся могильная плита Лазаревского кладбища. Надписи не сохранилисьКак и всякое старое кладбище Москвы, Лазаревское обременено многими легендами. Одно из них, о богатой купчихе, не пожелавшей и после смерти расставаться со своими драгоценностями и завещавшей положить их себе в гроб, по сию пору будоражит воображение кладоискателей… Впрочем, преданья о кладбищенских кладах этим случаем не исчерпываются.
Здесь когда-то была захоронена семья известного актера Силы Сандунова, оставшегося в памяти потомков устроителем бань на Неглинке. Похоронив своих весьма состоятельных родителей, братья Сандуновы с удивлением обнаружили, что им от покойных не досталось ни копейки.
Куда девалось родительское состояние – неизвестно. Но тут они вспомнили, что мать, умирая, просила положить в гроб ее любимую подушку. Заподозрив неладное, братья откопали гроб, вынули подушку, но ничего, кроме пуха и перьев, не нашли.
Раздосадованные Сандуновы установили над могилой родителей чугунный памятник в виде прямоугольного ящика, увенчанного чугунным же крестом, который обвивают две довольно мерзкие змеи…
Когда братья умерли, их похоронили тут же, подле родителей: актера Силу Николаевича – в 1820 году, а профессора Московского университета Николая Николаевича – в 1832-м…
Тайна так и осталась тайной. Но, может быть, братья просто плохо искали? Может быть, их родительница исхитрилась заказать для себя гроб с тайником? А значит, и сегодня где-то под дорожками парка лежат в земле сандуновские сокровища…
В 1920-е на кладбище вновь обосновались налётчики и деклассированные элементы. Скрываясь от погони, они чувствовали себя вольготно, облюбовав деревянное строение сестричества, упраздненного в 1929 году, спрятав там, а также в зарослях и склепах, награбленное. Милиция опасалась забираться вглубь территории кладбища и изредка устраивала там облавы.
Осенью 1932 года здание храма было оцеплено милицией, а настоятелю храма сообщили о его закрытии с конфискацией имущества и передачей здания в ведение Моссовета. А через год на кладбище запретили хоронить. Захоронения и надгробия переносились родственниками на другие кладбища в течение 1935—1936 годов за счет государства. И уже в 1936 году на месте кладбища был открыт Детский парк Дзержинского района с каруселями и танцплощадкой. Однако на территории парка ещё можно было увидеть последние бесхозные надгробия, которые во время субботника 1953 года вовсе исчезли. С середины 1990-х годов территория парка приходит в запустение и нередко используется как место для криминальных разборок. В настоящее время ведутся работы по благоустройству территории.
Детский парк, открытый в 1936 году на месте кладбища
Сейчас парк называется ФестивальнымХрам Сошествия Св. Духа был возвращен Церкви в 1991 году, хотя ещё несколько лет после этого в трапезной части находились мастерские декораций Театра оперетты.
На кладбище в свое время были похоронены:
• историк, профессор греческой и латинской словесности — Р. Ф. Тимковский (1785—1820);
• метеоролог, доктор физики и химии, профессор, декан физико-математического факультета Императорского Московского университета — Спасский, Михаил Фёдорович (1809—1859);
• историк, москвовед, поэт, песенник, писатель, переводчик — И. К. Кондратьев (1849—1904);
• очеркист, редактор, издатель, владелец типографий — И. Н. Кушнерёв (1827—1896);
• мученики убиенные протоиерей Николай Скворцов со своей супругой (1917);
• основатель Медицинского факультета ПМИ — С. Г. Зыбелин;
• авиатор А. А. Мухин (1914);
• мать Ф. М. Достоевского — М. Ф. Достоевская (1837), тетка — А. Ф. Куманина;
• жена В. Г. Белинского (1890).
• русский архитектор, председатель МАО в 1879—1894 годах — Н. В. Никитин (1828—1913)
Хоть кладбище уже давно уничтожено, всё-же кое-какие следы остались. Например была обнаружена могильная плита (см. фото выше).
Камень на территории бывшего кладбища. Возможно это один из могильных камней…
Семеновское кладбище
Семёновское кладбище было единственным «нечумным» из до-революционных кладбищ расположенных за Камер-Коллежским валом.
Семёновское кладбище, вернее, уцелевший фрагмент исторического кладбища, располагается на территории района Соколиная гора между улицей Семёновский вал, Семёновским проездом и Измайловским шоссе. Печальная история Семёновского некрополя — пример того, как утрата объектом его функции автоматически приводит к потере связанного с ним культурного наследия.
Официально кладбище в селе Семёновском было открыто в 1771 году, однако история использования в качестве места упокоения усопших участка, на котором оно расположено, гораздо древнее. Еще в XVII веке здесь располагался погост. Самое старое захоронение на территории Семёновского кладбища датируется предположительно 1641 годом.
Исторически так сложилось, что Семёновское кладбище, в первую очередь, выполняло функцию военного некрополя. Оно имело в своем составе большой воинский участок, много захоронений военных было и в «гражданской» части. Именно там хоронили многих раненых, умиравших в расположенном неподалёку Лефортовском военном госпитале. Помимо рядовых и офицеров там покоились и генералы, в частности, артиллерист Константин Васильевич Сикстель и участник Кавказской войны Николай Карлович фон Цеймерн. На Семёновском кладбище был погребён и умерший в солдатах поэт Александр Полежаев. Поиски его утерянной ещё до революции могилы продолжаются.
До 1855 года на этом кладбище не было храма, а само кладбище было приписано к храму Введения Пресвятой Богородицы в селе Семёновском (ныне храм уничтожен — см.: Список храмов, упразднённых советской властью). В 1855 году на средства московского купца Михаила Николаевича Мушникова и других вкладчиков был построен каменный храм во имя Воскресения Христова, и с этого времени кладбище сделалось самостоятельным.
Кладбищенский храм Воскресения Христова была закрыт в конце 1920-х или в начале 1930-х годов. В здании храма вначале была размещена кладбищенская контора, а позже здание было до неузнаваемости изуродовано перестройками и использовалось как производственное помещение.
Могильные плиты Семеновского кладбища, раскопанные при реконструкции 2000-х годовВот, что пишет В. Кардин в рассказе: «Тайна Семеновского кладбища»:
«Через несколько дней после начала войны многих наших студентов, и меня в том числе, вызвали в комитет комсомола и объявили мобилизованными на рытье котлована для большого авиационного завода. Дали адрес и – завтра без опозданий к восьми утра. Меня, не отличавшегося общественной активностью, по чистой случайности назвали одним из бригадиров. Это было особенно нелепо: родившийся в Москве и выросший на московском асфальте, я редко соприкасался с лопатой. Но не отказываться ведь, когда идет война и город полнится дурными вестями. Раз надо, будем копать землю. На заводе нас встретили радушно, дали лопаты и повели… на кладбище. Оно начиналось прямо за оградой и терялось где-то в зеленой дали. Задача формулировалась достаточно просто – рыть котлован и не обращать внимания на могилы. То есть, как – “не обращать”? А так! Война. Нужны боевые самолеты. Предстоит расширять завод, возводить новый корпус…Мы рыли с утра до вечера в дневную смену и с вечера до утра в ночную. Днем жара, но и ночью дышать тяжело. Рыли старательно, пытаясь подавить внутреннюю растерянность. Лопаты сокрушали гробы. Вместе с землей в тачку попадали кости, черепа, куски истлевшей ткани. Иногда в гробах обнаруживали клады – стеклянные банки с драгоценностями и золотыми монетами. Мы вызывали дежурившего неподалеку милиционера и передавали ему находку. Чтобы представить себе душевное состояние ребят-землекопов, приведу один лишь эпизод. Приятель-однокурсник Жора неожиданно бросился на меня с занесенной над головой лопатой. Но так же неожиданно замер. Обнял: “Прости, нервы сдали”. Мне почему-то запал в память этот случай. Хотя Жоры давно нет – погиб на фронте. Как и большинство моих сокурсников… Сознание безотчетно фиксировало какие-то странности. Но не пыталось их осмыслить. Почему, когда котлован еще не окончен, нас перебрасывали на другой участок, в другой конец кладбища? Мы снова рыли могилы, где хоронили многими десятилетиями. Иной раз останки лежали в два-три слоя. Но и очередной котлован не завершали – приступали к новому.Всякий раз, выполняя свои бригадирские обязанности, я задерживался после работы. Приходил молчаливый десятник. Покуривая, делал замеры, что-то писал в своем блокнотике. Однажды он вдруг разговорился. Попросив не передавать услышанное ребятам.Оказалось, вырытые нами котлованы закапывали другие бригады таких же работяг, как мы. Но почему? Зачем? Было мобилизовано большое количество молодых москвичей, преимущественно студентов. А у руководства нет уверенности в строительстве нового корпуса. Не исключено, что завод предстоит эвакуировать… “Как же кладбище?” – неуместно спросил я. Но ответа не удостоился. Докурив папиросу, десятник сказал лишь, что мы – ребята старательные. Глядишь, когда-нибудь нам сгодятся землеройные навыки …»
Ещё пишут, что:
«В 80- годы ещё можно было найти остатки каменных надгробий, валявшиеся то там то сям на территории бывшего кладбища и даже прочесть на этих надгробиях какие то фамилии.»
«в 90-е в сквере появились “гробокопатели”. А отдельные надгробия с надписями и даже кусок кованой могильной ограды в кустарнике сохранялись до начала 2000-х, когда в одну прекрасную ночь все остатки надписей были сбиты с плит отбойными молотками, а затем собраны и вывезены. Сейчас там снова реконструкция.»
Парк на месте Семёновского кладбища
Кладбище Моисеевского монастыря на месте Манежной площадиМы рассмотрели примеры кладбищ, которые были уничтожены в советское время. Но, ведь и до революции тоже сносились кладбища, и 200, и 300 лет назад! Самый интересный пример – древнее кладбище Моисеевского монастыря, которое было раскопано при строительстве торгового центра на Манежной площади.
Это самый крупный из некрополей, вскрытых за последние годы – там обнаружили более 600 захоронений. На этом месте когда-то стоял Моисеевский монастырь, который разрушили во времена Екатерины II (в 1765 году): она приказала построить там казармы для солдат, охранявших Кремль. При этом останки похороненных на территории монастыря людей так и оставили в земле. На них натыкались и раньше, например, при строительстве метро и реконструкции улицы Горького.
А когда в конце 1990-х на Манежной площади стали строить подземный торговый комплекс, все захоронения вскрыли и перезахоронили с отпеванием на христианском кладбище в подмосковных Ракитках. Кстати сказать, по словам гендиректора столичного Центра археологических исследований Александра Векслера, теперь все останки, на которые натыкаются в ходе строительства, перезахораниваются. В федеральном законе об охране и использовании памятников истории и культуры древние кладбища отнесены к памятникам археологии.
Векслер говорит, что раньше к древним захоронениям относились гораздо менее почтительно, чем сейчас. “Во все времена, кроме нашего, здания либо возводили на костях, либо, если делали подвалы, останки просто выкидывали вместе со строительным мусором, – говорит Александр Векслер. – А надгробия очень часто пускали в ход в качестве строительного материала. Почти в каждом храме в стены были заложены надгробные камни. Я очень много раз сталкивался с таким способом их использования”.
В ходе проведенных археологических работ удалось восстановить планировку некрополя монастыря, основные этапы расширения его территории. В некрополе оказалось более 600 захоронений, погребения в деревянных долбленных колодах были расположены в четыре яруса. При расчистке захоронений сделаны редчайшие находки: нательные резные деревянные кресты и керамические, стеклянные, металлические сосуды — слезницы для благовонного миро. Найдены и уникальные ткани, шитые шелками, причем, благодаря особенностям грунта, отличающегося особой кислотностью, они сохранили первозданный цвет.
И сейчас, когда мы ходим по торговому центру «Охотный ряд», даже не представляем, что еще 15 лет назад тут, на месте этих магазинов, в толще земли таились древние захоронения.
Бордюры из могил
Интересно, что многим могилам из ликвидированных кладбищ нашли и дальнейшее предназначение. Например, в 1930-е годы часто из могильных плит делали бордюрный камень. По большей части следы надписей оставались с внутренней стороны камня, но были и исключения. Например, до сих пор у церкви Петра и Павла на Новой Басманной сохранился один камень, на котором можно прочитать надписи: