какое самое плохое качество для педагога исключительная амбициозность
Какое самое плохое качество для педагога исключительная амбициозность
Порозов Г.А.: Интересно узнать мнение форумчан о том, насколько влияют амбиции учителя на результаты обучения учеников в глобальном масштабе?
Гриневич Л.А.: Порозов Г.А. пишет: «. разводит учителей по разным углам на пути достижения целей обучения. И получается как у Крылова: «Поклажа бы для них казалась и легка: Да Лебедь рвётся в облака, Рак пятится назад, а Щука тянет в воду. Кто виноват из них, кто прав — судить не нам; Да только воз и ныне там.» Да если бы это было не так, разве было бы в образовании столько проблем?
lДондокова Т.В.: Учитель должен быть в меру(!) амбициозным.Другое дело как не перейти эту тонкую хрупкую грань, когда здоровые амбиции переходят в нездоровую спесь и самолюбование. Ну, а что касается глобальности масштабов-каждому свое.
Порозов Г.А.: После поисков на просторах Интернета оказалось, что слова «амбиции» имеет разный, можно сказать, противоположный смысл у нас в России и на Западе. Вот отсюда и «не в меру амбициозен», но «здоровые абиции». Так что не всё так однозначно, как привыкли уважаемые учителя.
Кинцель А.Е.: Порозов Г.А. пишет: Интересно узнать мнение форумчан о том, насколько влияют амбиции учителя на результаты обучения учеников в глобальном масштабе? Амбиции должны быть у каждого учителя, стремящегося к лучшему преподаванию. Но при этом учителя не должно сильно «заворачивать», т.е. он не должен идти по головам других.
Порозов Г.А.: Кинцель А.Е. пишет: Амбиции должны быть у каждого учителя Зачем? Страдают дети и коллеги. Особенно при этом манеры общения выделяются.
lebtv: Кинцель А.Е. пишет: Главное, как человек достигает поставленной им цели. А участие в конкурсе ДУГ какие амбиции?
Кинцель А.Е.: lebtv пишет: А участие в конкурсе ДУГ какие амбиции? Нормальные, здоровые! Кто-то разве запрещал другим участвовать в этом конкурсе? Когда другие отдыхали дома, мы с вами настоящм образом пахали, недосыпали, кидались из одной стороны в другую, лишь бы все СУМЕТЬ сделать. Но это наш выбор. При этом мы не говорим, что те, кто не участвовал в конкурсе, это не настоящие учителя. Нет! Просто мы захотели большего.
Дондокова Т.В.: lebtv пишет: А участие в конкурсе ДУГ какие амбиции? Я бы лично участие в ДУГ не назвала амбициями. Просто нормальный здоровый интерес: что это такое, «с чем его едят», чему могу научиться, смогу ли?
дмитрий09: что имел ввиду А.Дистервег,когда сказал: «плохой учитель преподносит истину,хороший учитель учит ее находить».
Статья на тему «Профессия учителя и карьерные амбиции. Реальность или фантазии».
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Профессия учителя и карьерные амбиции. Реальность или фантазии.
Аннотация: в статье рассматривается актуальная проблема популярности профессии учителя. Реально ли реализовать карьерные амбиции в школе в современных условиях.
Ключевые слова: карьера, учитель, амбиции.
Начиная свою карьеру человек конечно должен думать о будущем, о том чего он хочет достичь, чего добиться. Однако перед тем как начать профессиональный рост человек должен выбрать ту профессию, в которой он и будет определять и затем реализовывать свои карьерные амбиции. Пусть в настоящее время во многих умах бытует мнение, что профессия учителя не престижна, что учитель не живет, а выживает. Многие наверняка не раз сталкивались с этим мнением. В одной статье я прочитал фразу, которая меня очень задела: « поступивший в пединститут – неудачник единожды, а человек, еще и пришедший работать в школу – неудачник дважды…». Согласитесь обидно. Но я с этим не согласен. Профессия учителя, ее престиж, который ненадолго спал, благодаря грамотным действиям нашего руководства вновь, возрождается. А значит, можно смело начинать карьеру в сфере педагогики, зная, что в будущем тебя ждет стабильность и уверенность. Ведь кстати получив педагогическое образование, будь уверен, ты будешь востребован и во многих других сферах.
Начинающий учитель непременно должен быть амбициозным, таковы требования нашей действительности. Ведь в настоящее время созданы все условия для того, чтобы эти амбиции реализовались. Однако каждая медаль имеет 2 стороны. Как уже было сказано выше, понятие амбиция может варьироваться.
На мой же взгляд карьерные амбиции должны быть основаны не на обыкновенном желании получить более высокую должность, заработную плату, а на чем-то более значительном. А именно на любви к профессии.
Пусть многие сейчас в глубине души засмеются, скажут, что это все логика альтруистов, которая в наше суровое время непопулярна. Я с этим не согласен. Начиная работать учителем, и не только, всем конечно хочется быстрее получить повышение, из начальной школы перебраться в старшие классы, стать завучем, директором, соответственно получать более высокую заработную плату. Это все естественно ведь все мы люди из плоти и кожи, все мы хотим хорошо кушать, одеваться. Вобщем жить в достойных условиях. Проявляя упорство, положительные качества, получив дополнительное образование, все это конечно можно достичь.
Амбициозность личности в профессии педагога. Часть 1. Об амбициях как таковых
Дата публикации: 20.01.2019 2019-01-20
Статья просмотрена: 260 раз
Библиографическое описание:
Дуреева, Т. В. Амбициозность личности в профессии педагога. Часть 1. Об амбициях как таковых / Т. В. Дуреева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 3 (241). — С. 355-357. — URL: https://moluch.ru/archive/241/55793/ (дата обращения: 08.11.2021).
В статье автор раскрывает понятие «амбиции». Рассуждает на тему амбициозность — как черта характера человека, «хорошо это или плохо». И какие амбиции педагогу важнее иметь — здоровые или нездоровые, и как они повлияют на его развитие и становление как профессионала.
Амбициозность в профессии педагога: хорошо это или плохо! В различные исторические периоды нашей страны на этот вопрос мы получили бы диаметрально разные ответы. Но истина как водится находится как раз посередине. Вот на этот вопрос мы выскажем свою точку зрения. Для начала определимся с дефинициями. Что пишут об этом словари.
В большинстве своем толковые словари русского языка придают этому слову явно негативный оттенок. Так педагогический словарь дает, такое вполне однозначно негативное толкование этому слову как: «Обостренное самолюбие, самоуверенность, надменность, пренебрежительное отношение к людям, недооценка их способностей и возможностей». Несколько иное толкование этому слову находим в толковом словаре живого великорусского языка В. И. Даля и в современном толковом словаре Т. Ф. Ефремовой. Так у В. И. Даля амбиции это: «Чувство чести, благородства, самолюбие, чванство; требование внешних знаков уважения, почета, похвал, поощрений и. д».. В словаре Т. Ф. Ефремовой это: «Обостренное самолюбие, чрезмерное самомнение, чванство, спесь». Как видите и в старых и более современных словарях дается различные и порой диаметрально противоположные толкования этого слова, от негативного до положительного значений.
Это слово имеет латинские корни «ambitio» и изначально оно означало: честолюбие, тщеславие, страстное стремление, рвение, усиленное старание, но и суетность, обхождение, обхаживание, искательство, домогательство, низкопоклонство, угодничество, стремление расположить в свою пользу. Таким образом этимология данного слова издревле полагало двойное толкование от низкопоклонства и угодничества до чувства чести, достоинства и гордости.
Амбициозность как черта характера в той или иной степени присуща всем людям, она весьма субъективна. Ведь только сам индивид может оценивать свои внутренние ресурсы и поставить перед собой амбициозные цели. А об адекватности же этих целей мы можем судить только по результатам и по внешним психологическим признакам вектора удовлетворенности или неудовлетворенности. Таким образом говорить о неких объективных критериях позволяющих как-то оценить и классифицировать данную черту характера говорить не приходиться. Существуют только внешние признаки, по которым можно судить об амбициозности человека, но и они также являются весьма субъективными.
В настоящее время в ряде литературных источниках данный термин рассматривается в трех семантически значениях, как: заниженные, адекватные (здоровые) и неадекватные (нездоровые) амбиции. Но данная классификация весьма субъективная и не выдерживает никой критики.
Во-первых, амбиции — это всегда завышенные и конкретные (измеряемые) цели, направленные в перспективу, которые всегда субъективно соответствуют самооценки своих возможностей, текущих и перспективных, т. е. являются адекватными по внутренним ощущениям своим возможностям. Если амбиции пустые, т. е. не опираются на имеющиеся или ожидаемые возможности человека, то это качество характера можно охарактеризовать как фантазии, бахвальство, пустословие. В этом случае трудно говорить о каких-то заниженных амбициях, по отношению к собственной самооценке. Здесь правильнее говорить об их отсутствии, т. е. нулевых амбициях.
Во-вторых, амбиции предполагают какие-то действия по их реализации, а не простое ожидание чего-либо. Если таких действий нет, то образно говоря — это «маниловщина», которая никакого отношения к понятию «амбиция» не имеет. Вспомним цитату приписываемую Салтыкову-Щедрину: «…Они сидели день и ночь, и еще день и еще ночь, и думали, как бы из своего убыточного хозяйства сделать прибыльное, ничего в оном, не меняя…».
В-третьих, амбиции должны соизмеряться с возможностями индивида, т. е. быть адекватными. Но весь вопрос как раз и заключается в том, как соизмерить свои возможности со своими целями в профессии, а именно об этом мы говорим сейчас. Согласно законам диалектики все в мире развивается по спирали, в том числе и личность, его интеллект, мировоззрение, профессионализм. То, что сегодня кажется невозможным, со временем переходит в категорию труднодостижимых, далее во вполне достижимых и реально достижимых, т. е. адекватность амбиций проверяется единственным мерилом, практикой. А так как амбициозные планы всегда имеют долгосрочный характер, то и проверка их на адекватность так же имеет долгосрочную перспективу. Таким образом и амбициозные планы, и внутренние ресурсы индивида не являются статической величиной а развиваются во времени. В этой связи мы приходим к пониманию того, что адекватность как мера амбициозности имеет субъективный характер и не может быть объективной мерой реальности амбициозных планов.
Таким образом говоря об амбициозности того или иного человека, мы можем говорить только о продуктивности или образно говоря о «здоровье» этих амбиций. Продуктивные или здоровые амбиции — это «видение» или концепция проекта, который со временем обрастает планами, программами, этапностью и ресурсами для его реализации. Внутренние ресурсы индивида — это его база знаний, опыт, навыки, когнитивные, волевые и конструктивно-психологические качества и прочее. Все эти свойства и качества личности находятся в непрерывном развитии, они отмобилизованы и и подчинены перспективным, в нашем понимании, амбициозным планам по достижению конкретного и вполне измеряемого результата: профессиональной компетенция, высокой должности, материальных благ, научной степени, уважения окружающих, авторитета среди коллег, морального удовлетворения и прочее. Люди с наличием здоровых (адекватных) амбиций, ставят перед собой хотя и завышенные, но вполне достижимые цели и мобилизуют для их достижения все свои интеллектуальные и психологические ресурсы и достигают результаты в своем движении. Это как правило успешные, психологически устойчивы, волевые и деятельные люди. Их амбициозная профессиональная неудовлетворенность толкает к постоянному развитию в профессии, в обогащении знаний, накопления опыта. И в этом развитии проявляется диалектические свойства противоречий между амбициями человека и его внутренними ресурсами, результатом которых является такое явление как амбициозная неудовлетворенность. При этом вектор амбициозной неудовлетворенности может быть направлен как во внутрь человеческой сущности, так и во вне, в социум. В первом случае это приводит к мобилизации дополнительных ресурсов или моральному удовлетворению от достигнутого. Во втором случае это приводит к получению внешних бонусов в виде карьеры, материальных благ, уважения в обществе, моральному удовлетворению и приобретению новых ресурсных возможностей для движения к новым амбициозным целям. Таким образом порожденные движением личности к амбициозным целям неудовлетворенность имеет конструктивный, созидательный характер, направленный на профессиональное и интеллектуальное развитие личности.
Непродуктивные или нездоровые амбиции, — это необоснованные притязания на конечный результат без конструирования процесса достижения, по принципу «Я хочу быть», без мобилизации внутренних ресурсов, а используя для этого ресурсы внешние: «кумовство» (выгодное знакомство), подкуп, лесть, обман и прочие «нездоровые» с моральной точки зрения поступки и намерения. Т. е. в этом случае для достижения адекватности целям учитываются не столько внутренние как больше внешние ресурсы, или обходной путь. Этот обходной путь иногда позволяет достичь желаемого результата, без внутреннего развития личности. На практике мы порой встречает высокопоставленного чиновника, «остепенного» ученого, государственного деятеля, звездного «шоумена» с мышлением школьника, необразованного, с низким уровнем культуры. Порой создается такое впечатление, что человек в своем интеллектуальном, нравственно развитии остался в далеком прошлом. Его внешний статус и внутренний уровень культуры (мышления, интеллекта, профессиональных знаний) резко диссонируют друг с другом. В этом случае мы говорим о псевдо амбициозности. В случае недостижения псевдоамбициозных целей и у человека также возникает чувство неудовлетворенности, вектор которой может быть направлен как во системы, т. е. внутреннего мира (психики), так и во вне, в общество. В первом случае это приводит к самоизоляции, замкнутости человека, внутреннему самобичеванию и как возможный результат к психологическому разрушению личности. Во втором случае человек обрушивает свою неудовлетворенность на внешний мир, свое окружение: семью, друзей, коллег по работе, общественные институты и т. д. И в этом и другом случаях случае результатом может быть самоотторжение индивида от общества и разрушения своей личности. Таки образом возникающее в данном случае чувство неудовлетворенности носит разрушительный, негативный характер.
Таким образом мы приходим к выводу что, идентифицируя амбициозность как явление можно говорить как о здоровых амбициях, ориентированных на собственные ресурсы в рамках моральных норм и устоев общества и нездоровых, псевдоамбициях, ориентированных на привлечение внешних ресурсов, в том числе вне принятых норм морали. Именно этим на наш взгляд объясняется понятийный дуализм термина «амбициозность» в исторической перспективе.
Амбициозность личности в профессии педагога. Часть 2. Об амбициях в профессии педагога
Дата публикации: 24.01.2019 2019-01-24
Статья просмотрена: 489 раз
Библиографическое описание:
Дуреева, Т. В. Амбициозность личности в профессии педагога. Часть 2. Об амбициях в профессии педагога / Т. В. Дуреева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 4 (242). — С. 388-391. — URL: https://moluch.ru/archive/242/55850/ (дата обращения: 08.11.2021).
В статье автор продолжает рассуждать на тему амбиций и амбициозности в профессии педагога (1 часть статьи в журнале «Молодой ученый» (№ 3 (241), январь 2019 г., рубрика «Педагогика»). Автор делает упор на то, что эти качества педагога можно рассматривать в качестве одного из важнейших факторов мотивационной сферы, обеспечивающих становление и развитие личности в профессии, использовать данный фактор в качестве прогнозного критерия разработке научно-обоснованных методик подготовки молодых специалистов.
В наш исторический период, на сломе двух мировоззренческих парадигм- коллективистского и индивидуалистического понятийный дуализм данного термина приобретает все более и более приобретает «здоровый» смысловой оттенок.
Амбициозность, как черта личности, присуще в той или иной степени любому человеку. Эта черта или свойство характера является важнейшей частью мотивационной сферы профессиональной деятельности человека, определяющее в конечном итоге его развитие или стагнацию в профессии. Особенно она актуальна в профессии педагога, профессиональный рост которого в значительной степени зависит от его стремления к завышенным, т. е. к амбициозным целям в профессии. В настоящей статье мы постараемся изложить свой взгляд значение амбициозности в профессиональной деятельности педагога.
В жизни мы имеем многочисленные примеры тому, что в профессии педагога далеко не все достигают высокого уровня профессионализма. И дело здесь не в их профессиональной подготовке, в знаниях предмета, опыте и профессиональных навыках. Многие молодые педагоги, прекрасно образованные и, казалось бы, талантливые довольствуются только полученным в учебном заведении багажом знаний, постепенно деградируют как специалисты и уходят из профессии. Сегодня специалистов с педагогическим образованием можно встретить во многих сферах профессиональной деятельности, от коммерческих менеджеров, страховых агентов до программистов или средней руки бизнесменов. Это объясняется во многом социально-бытовыми условиями, девальвирующих мотивацию к профессии педагога, или ошибками в выборе профессии, но не только в этом.
Мы знаем прекрасных педагогов, знающих свой предмет как говориться «от и до», но занимающих скромное место преподавателя, и не стремящихся к преподавательской ни к научной карьере. Другая категория специалистов профессионально развиваясь, довольствуется внутреннем самосовершенствованием, когда сама профессия и ощущения себя в профессии приносит моральное удовлетворение. Вектор профессионального развития в данном случае направлен во внутренний мир личности, развивая и совершенствуя его. Такой специалист может достичь высокого уровня профессионализма, не претендуя на общественное признание, продвижение по карьерной лестнице, научной стезе. Здесь мы говорим о профессиональном альтруизме. Такое альтруистическое отношение к своей профессии положительно оценивается как в ученической среде, так и среди коллег по работе.
И третья категория профессионалов, — это целеустремленные и деятельные люди, которые стремятся к завышенным целям и достигают высоких уровней профессионализма, так называемого профессионального мастерства, быстро продвигаются по карьерной лестнице. В этом случае мы говорим о тщеславных или амбициозных личностях, стремящихся не только к профессиональному совершенствованию, но и к общественному признанию, достижению достойного положения в обществе и в профессии. В данном случае вектор профессионального развития направлен во вне личности как системы, во внешний мир.
Так что же является той побудительной движущей силой, что толкает человека к профессиональному росту, к непрерывному совершенствованию и развитию в профессии, в чем истоки или гносеологические корни этого явления, попробуем разобраться в этом вопросе. Многие авторы педагогической и психологической литературы утверждают, что личностная мотивация к профессии и является той побудительной силой, которая, раскручивая спираль профессионального совершенствования ведет человека к вершинам профессионального мастерства. Но достаточно ли простой созерцательной мотивации для этого, на наш взгляд нет, недостаточно и вот почему. Можно сколько угодно любить педагогику, свою профессию, с душой относиться к своему любимому делу, поддерживать свой профессионализм на достаточном для осуществления профессиональной деятельности уровне, но не предпринимать никаких действий для своего дальнейшего профессионального и карьерного роста, т. е. удовлетвориться достигнутым уровнем своего развития. В этом случае мы говорим о профессионально стагнации человека вследствие отсутствия у него здоровых профессиональных амбиций[1]. Таким образом мы приходим к пониманию того, что движителем профессионального роста и развития личности как специалиста являются профессиональные амбиции, но не просто амбиции как завышенные жизненные цели, жизненное кредо, а неудовлетворенные профессиональные амбиции. Это наше предположение на уровне гипотезы требует более подробных разъяснений.
Сам термин амбиции или амбициозность личности в различные периоды принимал различный смысл, от негативного до позитивного. Ранее в эпоху коллективистской государственной идеологии в понятии амбициозность вкладывался исключительно негативный смыл, связанный с необоснованными претензиями человека, карьеризмом, высокомерием, тщеславием и т. д. И поэтому, на наш взгляд, такое качеств человеческой личности как амбициозность, практически не рассматривалось в качестве мощного мотивационного фактора к профессии в отечественной педагогической литературе. В настоящее время, в эпоху рыночных отношений данное понятие связывают все больше и больше с успешностью в профессии, в науке, в общественном положении,
В отечественной психологической литературе понятие амбициозности рассматривается в двух взаимоисключающих аспектах: здоровой (адекватной) или нездоровой (неадекватной) амбициях. Нездоровые (неадекватные) амбиции контрпродуктивны, они не только не приносят положительных результатов в деятельности человека, но вызывают к нему негативное отношение в коллективе, обществе. И наоборот, адекватные амбиции, — это реальные, соответствующие своим возможностям устремления человека к завышенным, но вполне достижимым при определенных условиях целям. Такие амбиции приносят положительный результат и успех в профессии, помогают достичь поставленных целей, тем самым приносят как моральное, так и материальное удовлетворение. В нашем исследовании мы будем опираться именно на понятие адекватных, т. е. обоснованной амбиций, как стремлении человека к успеху.
Амбициозность — как черта характера является приобретенным, обусловленным воспитанием и окружающей средой (обществом) и в той или иной степени присуща всем людям, с той лишь разницей, что у одних она вызывает мобилизацию сил и интеллекта к реализации, у других так и остается в качестве неосознанных желаний. При этом важным фактором в формировании амбиций в целом и профессиональных в частности является мотивационный фактор, психические свойства и личностные качества человека, определяющие его характер (развитые когнитивные и рефлексивные качества, воля, решительность, настойчивость, стремление к саморазвитию и др.).
Амбиции в профессии — это завышенные цели, к которым движется амбициозные человек, мобилизуя при этом свой психический, интеллектуальный и физический потенциал. И заставляет это делать чувство неудовлетворенности, которое порождается несоответствием амбициозных целей, интеллектуальным и физическим возможностям и текущему положения человека в профессии. Таким образом мы рискнем сделать предположение, что степень неудовлетворенные профессиональных амбиций и является тем движителем, который приводит в движение весь интеллектуальный и психологический потенциал человека в достижении вершин профессионального мастерства. И чем больше неудовлетворенность человека, тем больше он будет прилагать усилий в достижении поставленных целей, мобилизуя все внутренние ресурсы (интеллект, знания, опыт, организаторские способности и т. д.). В своем движении при достижении промежуточных целей и, казалось бы, удовлетворении профессиональных амбиций, на базе новых возможностей появляются все более новые цели, и начинается новый виток в развитии человека в профессии, но на более высоком уровне. Т. е. развитие человека как профессионала идет по спирали от уровня к уровню, постепенно обогащаясь новыми знаниями, опытом, компетентностью.
Так в чем мы видим источник развития, — по нашему мнению это чувство неудовлетворенности, которое порождается двумя противоположностями, желанием и возможностями человека в профессиональном плане. С одной стороны личностные амбиции «Я хочу быть», а с другой стороны рефлексия и оценка своих возможностей «Я могу быть». В единстве и борьбе этих противоположностей, и проявляется диалектика интеллектуального и профессионального развития личности, скрытая в таком понятии как амбициозная неудовлетворенность. При этом следует понимать, что амбициозная неудовлетворенность может иметь два вектора направленности: во внутрь системы (личности) и во вне, т. е. в окружающую среду, общность. В первом случае это вызывает чувство неудовлетворенности собой, уровнем знаний, опыта т. е. своей профессиональной подготовкой и стремление к своему развитию в профессии, без претензий на общественное признание. Во втором случае это также вызывает стремление к профессиональному развитию, но с обязательным признанием в обществе и достижению определенных моральных и материальных благ.
Таким образом мы установили, что противоречия между «Я хочу быть» и «Я могу быть» при определенных условиях могут принимать форму диалектических и являться источником развития в профессии. Этими условиями является совокупность психофизиологических, интеллектуальных, волевых и морально-этических качеств человека и наличие устойчивой мотивации к профессии. При достижении определенных целей открываются новые, более амбициозные цели и задачи. Таким образом педагог в своем развитии переходит на более высокий уровень компетентности. Следует отметить, что в случае необоснованных (неадекватных) вектор неудовлетворенности также может быть направлен как во внутрь личности, так и во вне, в социум.
В первом случае это приводит к замкнутости человека в самом себе, к порождению чувства пессимизма, отчаяния и постепенному разрушению личности. Во втором случае данный вектор неудовлетворенности будет стимулировать человека к противостоянию с обществом, порождая такие качества как зависть/, ненависть, озлобленность, конфликтность. Это в свою очередь ведет к отчуждению личности от общества и постепенной деградации личности.
Таким образом, поводя итоги вышесказанному, можно отметить, что, по нашему мнению, неудовлетворенные адекватные профессиональные амбиции человека раскручивают механизм профессионального совершенствования. В этом проявляется диалектическая природа движения личности на пути своего профессионального развития. Т. е. в силу несоответствия между ожиданиями (существующим содержанием профессионального труда) и личностными амбициями, который ставит перед собой в момент осознанного выбора своей профессиональной деятельности возникают противоречия, которые имеют характер диалектических и становятся движущей силой развития профессиональной направленности. При отсутствии здоровых амбиций такие противоречия не возникают, и развитие профессионализма сменяется стагнацией.
Идеальная модель педагогической деятельности, создаваемая в процессе профессиональной подготовки, включающая соответствия между личностью и трудом педагога должна содержать полное совпадение объективного содержания профессиональной деятельности и амбициозных ожиданий, что практически недостижимо. Таким образом возникновение противоречий между идеальной моделью и реальностью неизбежны и при определенных условиях, внутренних качеств личности, данные противоречия и становятся источником развития профессиональной направленности.
По мнению ряда авторов профессиональное развитие есть частный случай развития, рассматриваемого в науке как закономерный процесс необратимого, направленного и закономерного изменения объекта при его взаимодействии с действительностью. Особенности и движущие силы процессов развития выражают основные законы диалектики — «единства и борьбы противоположностей», «перехода количественных изменений в качественные», «отрицания отрицания» [1, 2]. Развитие происходит путем диалектического отрицания старого состояния объекта, в данном случае уровня профессионализма) — новым, нового — новейшим, в результате чего развитие сочетает их преемственность и цикличность развития. Таким образом в профессии познавательной деятельности действуют все законы и категории диалектики. В нашем предположении эти противоречия проявляются в форме неудовлетворенных профессиональных амбиций, разрешение которых происходит через отрицание существующего профессионального уровня личности и через накопления новых качеств осуществляется переход на новый цикл развития. На новом этапе возникают новые амбициозные цели и вновь идет циклическое обновление личности как профессионала. Но так как амбициозность человека есть привнесенный из вне фактора (воспитанием, обучением, внешним окружением, мотивацией и др. факторами), то данный компонент может корректироваться в ходе учебного и воспитательного процессов. Воспитывать и прививать здоровые амбиции у студентов, значит нацеливать их на достижение завышенных целей, что приводит к усилению мотивационных компонентов психологической готовности и объективно стимулирует молодых специалистов к профессиональному развитию.
Таким образом, амбициозность личности можно рассматривать в качестве одного из важнейших факторов мотивационной сферы, обеспечивающих становление и развитие личности в профессии, использовать данный фактор в качестве прогнозного критерия разработке научно-обоснованных методик подготовки молодых специалистов.
[1] Амбиции (латин. Ambition) — самолюбие, чувство чести (словарь Ушакова)