какое российское пиво самое лучшее
Пейте пиво пенное: Обзор безопасных марок
Специалисты Роскачества оценили качество светлого пива в России. Были проанализированы образцы 40 наиболее популярных марок, и далеко не все из них оказались качественными. Что нашли специалисты в пиве и насколько безопасен этот самый распространенный слабоалкогольный напиток?
Сегодня объем рынка пива продолжает расти, на полках магазинов появляются все новые наименования. Одна часть пивоваров предлагает потребителю продукт, разработанный и производящийся только в России, другая работает по лицензии западных гигантов и поставляет на прилавки российское пиво под известными брендами.
Каждого любителя пенного напитка наверняка интересовал вопрос – а так ли все хорошо с пивом? Соблюдают ли производители все требования ГОСТа, и какой дополнительный вред для организма может представлять пиво, не считая ущерба непосредственно от алкоголя?
Для ответов на эти вопросы Роскачество провело масштабную проверку. Пиво было закуплено в 40 регионах России, были изучены напитки 40 брендов, оценка производилась по 35 параметрам, а всего исследование проводили девять сертифицированных лабораторий.
Далеко не вся продукция современного пивного «массмаркета» оказалась полезной и соответствующей требованиям. Какие проблемы нашли специалисты и у каких производителей?
Что, откуда и как проверяли
Роскачество провело проверку пива, произведенного в Москве и Подмосковье, Санкт-Петербурге, Нижегородской, Ярославской, Тульской, Самарской, Калужской, Ивановской областях, республиках Башкортостан и Татарстан. Кроме этого, для сравнения с российским аналогом была проведена проверка одного образца из Чехии. Ценовой диапазон проверяемого пива составил от 67 до 260 рублей, объемная доля этилового спирта – 4,0-7,5%.
Фото: Bodnar Taras / Shutterstock.com
В частности, проверялись бренды Amstel, Heineken, Stella Artois, Efes, Faxe, Holsten, «Жигули Барное», Velkopopovicky Kozel 1874, «Старый мельник», Staropramen, «Хамовники Венское», «Клинское», «Балтика № 3», Bud и многие другие.
Эксперты оценивали пиво на соответствие ГОСТу, а также органолептические свойства в рамках дегустации. Проверялись такие параметры, как содержание солода в напитке, качество хмеля, наличие или отсутствие искусственных добавок, красителей, ароматизаторов, микробиологическая безопасность, качество брожения, кислотность, массовая доля летучих компонентов, соответствие данным на упаковке реальному химическому составу, высота и плотность пены, вкус, цвет и запах пива.
Солод – основа пива
Первым параметром, который оценивали специалисты, было содержание солода в пиве. Классический состав пенного напитка был озвучен и законодательно закреплен еще в XVI веке в Германии – это вода, солод и хмель. С тех пор технологически изменилось очень многое, однако формула в целом остается прежней.
Солод представляет собой пророщенные зерна пшеницы или ячменя, используемые в пивоварении. По российскому ГОСТу в пиве не должно быть солода меньше, чем 80% от основной массы зернового сырья. То есть объем тех компонентов, которые замещают солод, не должен превышать 20%, иначе такой напиток уже не имеет права называться пивом.
Специалисты указывают, что повальный отказ от стопроцентного содержания солода в напитке произошел еще в советское время, когда солод был дефицитным продуктом и технологи массово придумывали ему замену. В то же время эти эксперименты были достаточно удачны, многие любители напитка до сих пор ставят в пример именно советское пиво как наиболее качественное и вкусное. Сегодня в солоде дефицита нет, однако другие зерновые культуры используются производителями для придания пиву разных оттенков вкуса.
Уже в самом начале исследования специалисты столкнулись с проблемой: современных действенных методик определения количества солода в сваренном пастеризованном пиве попросту нет. Но способ был определен – содержание общего азота. Солод при брожении дает много азота, тогда как рис, кукуруза или патока – мало.
Нормальным показателем считается объем азота в готовом продукте не менее 600 мг/дм3. Это означает, что солода было не менее 80%, а вот снижение доли азота указывает на экономию производителя на этом сырье.
Испытание на азот, то есть долю солода, не прошли марки пива «Арсенальное», «Окское», «Горьковское», «Свердловское» и «Самара». Эксперты считают, что производители этих марок пива нарушили пропорции соотношения сырья и сэкономили на солоде либо использовали солод низкого качества.
«Отличие пива и пивного напитка – количество солода. Пиво на 80% состоит из солода, любое значение ниже этого показателя – попытка фальсификации. Мы приветствуем разработки, направленные на инструментальную возможность выявления фальсификации пива. Это поможет добросовестным производителям», – приводит Роскачество слова Александра Мордовина, президента союза «Ячмень, солод, хмель и пиво России».
Фото: SeventyFour / Shutterstock.com
Хмель, сусло и брожение
Однако какая оценка пива может быть без изучения хмеля? От его качества и сорта зависят вкус и аромат напитка. Хмель высокого качества после уборки хранится в специальных хмелехранилищах при пониженной температуре и определенной влажности. Сегодня в производстве нередко используется гранулированный хмель, который лучше и дольше хранится, а также позволяет производителю более точно регулировать уровень горечи в пиве. Примечательно, что ни в одном из образцов эксперты не нашли серьезных отклонений по хмелю, не считая тех марок пива, которые были отсеяны по другим параметрам. О них мы расскажем чуть ниже.
Тест на брожение не выдержали пять торговых марок: Efes, «Хамовники», «Жигули Барное» (производства Московской пивоваренной компании), «Сибирская корона» и «Свердловское». Как отметили специалисты, это не говорит о том, что напиток некачественный. Речь идет о еще одной хитрости – искусственном ускорении брожения.
Химия, пена и вкус
В пастеризованном пиве не должно быть никаких консервантов, так как оно и без них может отлично храниться на протяжении всего отведенного срока. Ни в одном из образцов специалисты не нашли консервантов – бензойной и сорбиновой кислот. Также не были найдены красители и ароматизаторы.
Проблемы с биологией оказались только у пива Bud, в котором была обнаружена плесень. Его производитель – АО «САН ИнБев» – уже направил в Роскачество письмо, в котором указал, что проводит внутреннюю проверку.
По ГОСТу высота пивной пены не должна быть ниже 40 мм и оседать быстрее, чем за три минуты. Этим требованиям не соответствовали пиво «Арсенальное» и «Самара» производства ООО «Пивоваренная компания «Балтика» и «Сибирская корона» производства АО «САН ИнБев».
Высшие оценки получили Amstel (5,167 балла), затем идет пиво «Халзан», Heineken, Stella Artois, «Три медведя», Krušovice Imperial (чешского производства), Efes, Bavaria, Krušovice (российского производства), Faxe. Все эти образцы получили оценку выше 5 баллов.
Фото: NaturalBox / Shutterstock.com
Самыми невкусными оказались пиво «Жигулевское Бочковое» (производство филиала АО «Пивоварня Москва-Эфес» в г. Казани), набравшее 3,85 балла, затем в порядке убывания идут «Горьковское» с 3,7 балла, «Окское» (3,5), «Балтика №3» (3,46) и «Свердловское» (3,3).
Непростое дело вкуса
Возникает резонный вопрос: если почти все образцы прошли испытание на сырьевой и химический состав, то получается, что основой оценки в хит-параде светлого пива стал именно вкус, мнение дегустационной комиссии? Пресс-секретарь Роскачества Мария-Марта Галичева пояснила Царьграду, что в этом нет ничего удивительного.
Во-первых, производить пиво в России можно и по ТУ, не обязательно строго по ГОСТу. Однако ТУ должны соответствовать закону и быть не ниже этого ГОСТа по основным параметрам, сказала представитель Роскачества. Это значит, что почти все пиво безопасно для здоровья, но все же оказывается разного качества в силу ухищрений производителей.
Во-вторых, именно мнение дегустационной комиссии во всем мире является основой для оценок алкогольной продукции – вина, коньяка, виски, пива и так далее.
Не надо путать простую оценку вкуса с оценкой дегустационной комиссии. Любое международное исследование, которое наши коллеги проводили в зарубежных институтах, будь то Stiftung Warentest в Германии или Which в Великобритании, основывается именно на таких оценках. Этот международный опыт является для нас важной основой. Тот же Stiftung Warentest, например, занимается подобными потребительскими исследованиями уже более 60 лет. И мировой опыт всегда ставит на первое место оценки дегустационной комиссии,
– сказала госпожа Галичева.
По ее словам, дегустационная оценка венчает собой все исследование в целом. Тот или иной образец пива не может попасть на дегустацию, если перед этим он был отсеян как не соответствующий требованиям ГОСТа, например, по пенообразованию или по стойкости пены.
«В нашу дегустационную комиссию вошли сертифицированные эксперты, которые имеют право проводить подобные испытания. Наполовину комиссия состояла из экспертов отрасли и представителей транснациональных корпораций. Другую половину представляли сертифицированные научные сотрудники различных НИИ. При этом оценка всех дошедших до дегустации образцов проводилась вслепую», – отметила представитель Роскачества.
Таким образом, в большинстве своем пиво на прилавках магазинов безопасно для здоровья. В то же время мы видим, что российские производители все же пытаются обмануть ГОСТ, сэкономить на сырье, ускорить брожение для скорейшего вывода очередной партии продукта на рынок.
К сожалению, отечественные пивовары хоть и движутся в сторону улучшения качества продукции, но все же пока недотягивают до зарубежных коллег, а приобретение любого алкоголя, включая пиво и родственные ему напитки, по-прежнему в известной степени остается покупкой «кота в мешке».
🍺Лучшие марки пива на российском рынке в 2021 году
По информации Росстата, пиво — популярный напиток у граждан, достигших 18 лет. Россия занимает 4 место по объему продаж, оставляя далеко позади Великобританию и Германию, но почему оно так популярно и как найти качественную марку? Редакция сайта «ЯНашла» предлагает Вашему вниманию обзор лучших производителей пива на 2021 год.
Что такое пиво и можно ли его сделать в домашних условиях?
Особенность напитка — приятный хмельной аромат и освежающий горьковатый привкус. Для изготовления требуется 4 ингредиента, от качества которых и будет зависеть вкус: ячмень, вода, хмель, дрожжи. Большинство российских компаний, закупают главные продукты за границей, из-за чего напиток становится неповторимым и ароматным.
Приготовление состоит из 7 этапов:
В светлом варианте во время приготовления используют слегка поджаренный солод. В темном варка осуществляется из копченого солода или хорошо прожаренного и добавляют к нему пережжённый сахар.
Пиво делится два типа: лагер, его получают из дрожжей низового брожения и эль, который производится за счет дрожжей верхового брожения. Первый тип занимает около 90% рынка, так как получается мягким и некрепким, что нравится людям. В отличие от эля процесс брожения лагера несколько длителен и происходит при температуре в 5-10 градусов, в то время, как эль сбраживается быстро и при более высокой температуре — 15-20 градусов.
Отвечая на вопрос, можно ли сварить пиво в домашних условиях, ответ будет «Да, можно.». Однако процесс этот длительный и энергозатратный. Все этапы такие как на производстве, только меньших масштабов. Продукты нужны точно такие же: хмель, вода (дистиллированная или кипяченая), пивные дрожжи и ячмень (прожаренный или обычный – зависит от предпочтений). Большой плюс при варке на дому — контроль качества продуктов, то есть человек сам определяет насколько качественны ингредиенты и следит за процессом брожения. Имея хоть небольшой опыт в варке, напиток получается гораздо вкуснее и насыщенней, чем магазинный вариант. Следует помнить, что пивное сусло является благоприятной средой для размножения различных бактерий, поэтому посуда должна быть чистой. Также для приготовления необходим пищевой градусник, по-другому температуру воды будет определить невозможно.
Несколько наставлений по выбору
У каждого человека свои взгляды и предпочтения, и что для одного — эталон, для другого может оказаться разочарованием. Однако существует несколько простых советов, следуя которым каждый найдет бренд по вкусу.
Найти свой продукт
У любителей всегда есть несколько марок, отличающееся стабильностью и качеством, чаще это крупные производители. Однако пивная отрасль настолько расширилась, что на прилавках стоят напитки, различающиеся как дизайном, так и качеством. Поэтому, чтобы пиво не оставило негативный опыт, необходимо повышать пивную грамотность.
Главное в напитке — цвет и состав. Человек должен найти свою нишу, ведь кому-то нравится сладкое послевкусие, кто-то не представляет пиво без хорошей горечи и т.д. Как только покупатель найдет вкус, выбрать марку станет легко.
Изучить плотность и крепость
Главные параметры выбора — плотность и крепость. Тенденция следующая: легкие слабоалкогольные сорта имеют плотность в 10-12%, а более крепкие напитки — всего от 5% до 8%. Некоторые марки имеют новый показатель – IBU, расшифровывается и переводится он как «расчётная горечь пива». Обычный лагер имеет значение равное 10-15 единицам, что говорит человеку о содержании легкой горечи, но также этот показатель может доходить до 80-100 единиц, обычно это относится к сильно охмеленным сортам.
Постоянно читать состав
В составе товара есть много интересного и отталкивающего. Например, человек знает, что для приготовления нужно 4 ингредиента, а на этикетке он видит хмелепродукты, экстракты, непонятные ароматизаторы и т.д. Последние не влияют на вкус, они добавляются по техническим причинам, но что с остальными? Тут просто, хмелепродукт – иная форма обычного хмеля, отличие в том, что он гранулированный, то же относится к остальным экстрактам. Поэтому этот ингредиент полностью натурален. Задача мальтозной патоки — сбраживание сахара, что добавляет крепости, но из-за этого вкус может быть неприятен.
Также, стоит знать, что пивные напитки могут содержать натуральные растительные или фруктовые добавки и это сразу бросится в глаза человеку.
Стекло, жестяная банка или пластмассовая бутылка?
Некоторые наивно предполагают, что от тары зависит аромат, пена и т.д., но это ошибка. Нет разницы из какой бутылки пить, разнообразие придумали для удобства, так если человеку необходимо взять много пива, то приобретать его стоит в кегах и пластмассовых бутылках, а для небольших праздников стеклянные бутылки и банки — отличный вариант.
Рейтинг популярных пивных марок
Самый первый продукт от этой марки был изготовлен в 1874 году и быстро набрал популярность. Завод по производству напитка пережил две мировые войны, часто переходил от одних хозяев к другим, но свое качество не утратил. Изготавливается по традиционным чешским рецептам.
Большинству покупателей этот напиток приходится по вкусу, небольшая крепость, которая составляет всего 4%. Путешественники отмечают, что в Чехии пиво подается к обеду. Особенность оригинального напитка — легкая, почти незаметная горчинка, которая достигается за счет жатецкого хмеля и карамельного солода. Однако, чтобы попробовать его, необходимо отправиться в Чехию, так как в России не все требования соблюдаются.
Средняя стоимость — 50 рублей.
Марка принадлежит крупной компании в Нидерландах, основанной в 1870 году. Однако 80% продаваемой на рынке продукции этой фирмы — подделка. От оригинального рецепта ничего не осталось.
Amstel имеет впечатляющий показатель продажи, примерно 40 миллионов в год. В России продукт только начинает набирать свою популярность за счет спонсорских соглашений и рекламе, а несколько лет назад про такую марку никто и не слышал, а найти в магазине это был целый квест. Подойдет людям, любящие легкий вкус и сладкое послевкусие. Однако продукт не обделен и отрицательными сторонами, так аромат у него слабый, нет ощущения солода, а пена может перебить все восприятие. Марка заняла первое место в рейтинге Роскачества.
Средняя стоимость — 70 рублей.
Обратите внимание! В супермаркетах можно увидеть одно и то же пиво, но по разной стоимости. Причина — различная страна производства. Напиток, произведенный в стране бренда, дороже, но гораздо лучше по вкусовым свойствам.
Два года назад найти этот вариант было трудно и невозможно, теперь же оно доступно практически в каждом магазине. Но большинство все равно обходят его стороной. Хоть пиво и имеет недостатки, но они не так сильно выражены, как, например, в «Балтике 3». Для придачи оригинальности, его настаивают методом холодного брожения, от чего вкус раскрывается полностью.
Продается в стеклянной таре, имеет нуарный дизайн: от сочетания цветов до эргономики. Содержит 7% алкоголя, от чего присутствует неприятный спиртовой оттенок. Аромат имеет яркие кофейные нотки, что также дает ему изыска. Пивная шапка спадает в течение минуты, цвет у напитка беспросветно темный. Пьется достаточно легко, не вызывая никаких противоречивых ощущений. Послевкусие приятное, чувствуется чернослив.
Средняя стоимость: от 60 рублей.
Бельгийское нефильтрованное пиво Hoegaarden — популярная марка в России и ряде стран СНГ. Производство началось в 15 веке и продолжается до сих пор. За длительный период не потерял своего аромата и качества, что отмечают все европейцы. В России вкус сильно отличается от оригинала, поэтому можно встретить отзывы, что раньше было лучше. Однако это не помешало производителям выставить высокую стоимость.
Вкус мягкий и насыщенный, чувствуется легкая горечь. Продукт плотный, с крепостью 4.9%. Из-за того, что напиток нефильтрованный, пить с солеными продуктами и мясом не стоит, так как они сильно перебивают ощущение, лучше всего в качестве закуски использовать пиццу, раков, жаренный сулугуни, брынзу или креветки. Но, чтобы полностью раскрыть всю многогранность, лучше употреблять его без всего, но это для гурманов.
Стоимость — 90 рублей, может доходить до 110 и выше, в зависимости от региона и магазина.
Сварено с соблюдением всех технических норм и стандартов. При покупке этого продукта первое, на что важно обратить внимание – состав, где указаны качественные и натуральные продукты, без добавления амортизаторов и пр. Содержание алкоголя не превышает 4.5%, что отражается на вкусе. При открытии бутылки первое, что почувствует человек – приятный и нежный аромат, имеющий тонкие нотки солода. При наливании в стакан не сильно пенится. При употреблении алкоголь практически не чувствуется. Имеет яркий вкус, который не перебивается ни мясными ни солеными закусками.
Бутылка имеет привлекательный дизайн, на фото изображен человек-орел, который стоит на фоне гор, что делает этикетку оригинальной и заметной. Отдельное преимущество — стоимость товара, которая составляет всего 40-50 рублей. По заявлению производителя такая цена обусловлена не низким качеством, а экономией на рекламе. Продается в трех исполнениях: жестяная банка (0.5 л), стекло (0.5 л) и ПЭТ-бутылка в 1.5 литра. Покупатели отмечают, что пиво обладает натуральным вкусом и послевкусием.
Одна из качественных и популярных марок в России и Европе – Franziskaner. Уже на протяжении нескольких лет этот бренд занимает призовые места практически в каждом топе. Особенность продукта в том, что в России оно не производится, поэтому в магазине только оригинальное пиво с характерным немецким качеством. Сегодня можно найти несколько видов, но продаваемым является нефильтрованное.
Имеет невысокую крепость, которая составляет всего 5 градусов и мягкость с послевкусием свежего хлеба. Изготавливается путем верхового брожения. Этот продукт — эталон среди российских и зарубежных производителей, практически каждая фирма пытается достичь тех высот качества, который задал продукт.
Средняя стоимость: от 192 рублей.
Это лагер, который изменит представление человека о пивной индустрии. Для его приготовления фирма использовала натуральные ингредиенты. Янтарный цвет продукта западет в сердце каждому эстету, даже привередливому.
Вкус напитка заставит купить его снова. Яркий аромат распространится по всей комнате, как в дорогой рекламе, карамельное послевкусие с легкой горчинкой станет наслаждением. Также многие отмечают удивительное внешнее исполнение, которое напоминает старинную бутылку.
Продукт продается в крупных магазинах по цене 42-50 рублей за 0.5 л.
Этот вариант подойдет людям, готовым доплатить за качество. Товар производится в США, штат Калифорния. При приготовлении используются секретные рецепты, которые неизвестны до сих пор. Тип ферментации – верховое брожение, что видно по крепости изделия (5.8%). Расчетная горечь составляет 16 IBU.
Благодаря солоду Crystal Anderson Valley имеет глубокий янтарный оттенок с легкой карамельной сладостью. Вкус сбалансированный, горечь и кислотность не ощущается. Единственный недостаток – тяжело найти в магазинах, так как раскупается практически в день привоза.
Лучшее пиво в России: как не запутаться в магазине
Марки, стили и сорта.
Фото Christin Hume, unsplash
Сотни сортов пива, сотни производителей — как тут не растеряться? Помогаем разобраться в вопросе.
Разливное или бутылочное? А может быть, в банке?
Представление о том, что разливное пиво — лучше, свежее и вкуснее бутылочного, очень сильно распространены в России. Это связано в основном с маркетингом, причем, как ни удивительно, в этом маркетинге малые пивовары оказались впереди больших. Дело в том, что даже сейчас огромное количество небольших производств не имеет собственного розлива в бутылку. Автоматизированная линия розлива стоит очень дорого, разливать вручную трудозатратно, да и качество такого розлива куда ниже. Тем более, определенное количество пива от мелких производителей просто нет смысла разливать в стекло: оно не переживет нескольких недель или месяцев на полках магазина, так как делается в не стерильных условиях и не пастеризуется.
Так что миф о преимуществе разливного пива был запущен примерно тогда же и затем же, что и миф «пиво должно жить три дня»: технологические недостатки превратили в конкурентные преимущества.
В разливном пиве, разумеется, нет ничего плохого — в том случае, если кег с ним недавно подключен, система розлива регулярно промывается. И, конечно, о стерильности тут говорить не приходится, так что налитое при вас в ПЭТ-бутылку пиво нужно выпивать как можно быстрее.
В случае, если один и тот же сорт пива есть и в бутылке, и на кране — в 99,99% случаев пиво будет идентичным с поправкой на его состояние (не начало ли оно стареть в бутылке или киснуть в системе розлива) и на степень газации: она может отличаться и в большую, и в меньшую сторону — смотря как настроен розлив. Если выбирать между бутылкой и банкой — банка обычно предпочтительнее, так как не пропускает солнечного света, что не позволяет окисляться альфа-кислотам хмеля. Впрочем, большая часть «промышленного» пива охмелена слабо, так что разница будет минимальной.
Пивгиганты, региональные заводы и крафт
В целом все пиво, производимое в России можно поделить на три больших категории.
Пиво от крупнейших корпораций — все то, что делается на заводах «Балтики», Heineken, AB Inbev. Сортов тут очень, вроде бы, и много, но львиная доля всей продукции больших предприятий — это однотипные легкие светлые лагеры, небольшое количество темных и пшеничных сортов, обязательные для каждого производителя аналоги «девятки» и какое-то количество «крафти-сортов», стремящихся заполнить крафтовую нишу.
Пиво от региональных заводов. Это независимые предприятия, которые, тем не менее, могут быть и очень большими — как Московская пивоваренная компания или Трехсосенский пивоваренный завод. Во многих субъектах федерации именно пиво от местных больших заводов является культовым — как «Хадыженское» или «Майкопское» на юге России, «Моршанское» в центральном регионе или «Василеостровское» в Санкт-Петербурге. В ассортименте таких предприятий можно найти как совершенно банальные евролагеры, так и «ностальгическое» пиво, имитирующее советскую школу пивоварения — и даже какие-то экспериментальные сорта (та же «Васька» вошла в крафтовый сектор вообще одной из первых).
Крафтовое пиво. Сектор, развивающийся в последний десяток лет, но уже очень заметный. Крафтовые пивоварни берут разнообразием сортов и стилей своего пива: от обычных лагеров и до каких-нибудь кислых гозе с томатом или ультракрепких имперских стаутов с какао-бобами и бочковой выдержкой. Единственное но — цена, которая может превышать 300-400 рублей за банку.
А как вы выбираете пиво?
Учимся читать этикетку
Выбирая пиво, надо понимать, что именно мы покупаем. На большей части сортов крупных производителей информации довольно мало, но и ее может хватить, чтобы сделать выбор. Главные показатели — экстрактивность начального сусла и крепость. Чем больше это соотношение (то есть чем больше ЭНС и меньше крепость) — тем меньше пиво выброжено. То есть в нем останется больше сахаров, создающих «тело» пива, а спирт не будет выпирать. Чем ближе показатель ЭНС/крепость к 2, тем пиво будет суше, менее «тельным». Соответственно, может начать выпирать вкус и запах получившегося при брожении алкоголя.
Также на упаковке будет указан тип пива — темное или светлое, а также проходило ли оно фильтрацию и/или пастеризацию.
Полезной будет информация об уровне горечи (IBU) — ее, к сожалению, дают не всегда. 10-15 IBU — горечь почти не ощутима. 20-25 IBU — ощутимая горчинка. Выше 30 — выраженная горчинка. Больше 60 — сильная горечь. И, конечно, обращайте внимание на срок годности. Если пиво от крупнейших производителей настолько стерильно и стабильно, что с ним мало что может приключиться даже в тепле и при частых сменах температуры, то в случае с некоторыми «регионалами» и крафтом вопрос свежести может оказаться критичным.
Итак, какое пиво лучше пить?
Все зависит от ваших потребностей, но давайте попробуем разобраться.
— Если вы хотите «просто пива», евролагера с минимально ярким вкусом и ароматом — берите продукцию пивгигантов: хоть «Балтику 7», хоть «Сибирскую корону».
— Если хочется «ностальгического» пива, чуть «грязноватого», с небольшими дефектами вкуса, но при этом «душевного» — ищите продукцию небольших «регионалов», таких заводов в России десятки, если не сотни. Не ведитесь на название «Жигулевское»: такое пиво есть у всех крупных производителей, но чаще всего под ним скрывается обыкновенный и максимально нейтральный евролагер.
— Если хочется «пива как в Европе», то есть чего-то, похожего на немецкую и чешскую классику — обратите внимание и на крупные независимые заводы (в первую очередь, МПК с их «Пильзенским» и «Мюнхенским»), на некоторых «регионалов» и на некоторых крафтовых производителей с удачными классическими лагерами в линейках («Velka Morava», «Ostrovica»).
— Если хочется буйства вкуса — идите в любой крафтовый бар и пробуйте все по очереди. Начать, конечно, лучше с проверенных производитилей: Zagovor Brewery, AF Brew, Jaws Brewery. Или с энтри-уровня, более доступного по цене: New Riga`s Brewery, Konix. Еще несколько лет назад за крафтовым пивом приходилось в буквальном смысле слова гоняться — даже в столицах количество соответствующих баров и магазинов исчислялось единицами. Но сейчас они есть уже даже в отдаленных уголках России.