какое растение встречается в снежной королеве

Какое растение встречается в снежной королеве

какое растение встречается в снежной королеве

В сказке важное место занимают и цветы.

В сказке Андерсена «Снежная королева» уже на первой странице говорится о розах. Кай и Герда жили, хоть и бедно, но в мире гармонии и любви друг к другу, к Богу. Символом любви в сказке является розовый куст. Даже в псалме, который выучила Герда, говорилось о розах, о том, что они цветут и их красота вызывает чистую и открытую любовь ко всему, к миру, которая переполняет их души:

Розы цветут… Красота, красота!

Скоро узрим мы младенца Христа.

Розе в сказке противопоставлена снежинка – символ холодного расчёта и бессердечия. Когда в глаз и сердце Кая попали осколки зеркала тролля, мальчик изменился. Он не может вспомнить и прочитать «Отче наш», в мозгу крутится только таблица умножения. Красота роз воспринимается героем как уродство: «Эту розу точит червь! А та совсем кривая! Какие гадкие розы! Не лучше ящиков, в которых торчат!» Кай даже «толкнул ящик ногой» и «вырвал две розы». Своим кощунственным поведением он очень испугал бабушку и Герду. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

В этом эпизоде все многозначительно. Можно провести параллель между розой, которую точит червь, и сердцем Кая, в которое вместе с осколком зеркала тролля проникло зло. Не случайна и другая деталь: Кай вырвал две розы, то есть он здесь выступает разрушителем союза сердец мальчика и девочки. Затем Кай уничтожил третью розу, тем самым вырвав из своего сердца веру, любовь к Богу и людям, надежду. Теперь восторг у него вызывают холодные снежинки: герой готов без конца любоваться ими, рассматривая через увеличительное стекло. Лупа – аналог зеркала – и осколок самого зеркала, попавший в глаз, меняют взгляд героя на окружающий мир. Таким образом, противопоставляя розу и снежинку, автор показывает противоположные системы ценностей: любовь, доброту – с одной стороны, полное бездушие, бесчеловечность – с другой.

Отправившись на поиски Кая, Герда оказалась в «цветнике женщины, умевшей колдовать». Здесь были собраны цветы всех сортов и времен года, не было только роз. Это великолепие цветов и запахов отвлекает Герду от самого главного, и она забывает о Кае. Но всё равно она постоянно ощущает, что ей чего-то недостает. Когда она случайно увидела розу на шляпке хозяйки чудесного садика, то сразу вспомнила о своих розах, а вместе с тем и о горячо любимом Кае. В саду Герда расплакалась, когда поняла, что старушка удерживала её обманом. Девочке стало обидно, так как она потеряла много времени напрасно. Там, куда падали слезы Герды, вырос розовый куст – «такой же свежий, цветущий, как прежде». Мы понимаем, что никакие соблазны больше не отвлекут героиню, что любовь, подобно кусту роз, расцвела с новой силой.

Герда заторопилась, чтобы продолжить поиски Кая и тут же стала расспрашивать цветы, растущие в садике у волшебницы, о пропавшем друге. Но каждый цветок, впрочем как и их хозяйка, думал только о себе, о своей собственной «сказке». Поговорив с цветами, Герда осознает, что надо бежать из сладкого плена, так как ее горе не трогает никого в эгоистичном мирке красивого цветника.

Когда повзрослевшие Кай и Герда оказались дома, их встретили «цветущие розовые кусты», которые «заглядывали с крыши в открытое окно» и словно давно с нетерпением ждали возвращения героев. В финале сказки в третий раз упоминаются слова псалма о розах. Автор отмечает, что юноша и девушка сидели, взявшись за руки, позабыв, «как тяжелый сон», невзгоды и злоключения, и только сейчас «поняли смысл старого псалма», то есть постигли истину бытия, которая заключается в детском доверчивом восприятии мира – Божьего творения.

Источник

Вопросы по сказке Андерсена «Снежная королева»

На этой странице собраны общие вопросы c ответами.

Кто написал сказку «Снежная королева»?

Ответ: Автор сказки — Ганс Христиан Андерсен. Знаменитый датский сказочник. Родился в Дании в 1805 году и за более, чем 70 лет своей жизни, написал много замечательных сказочных историй как для детей, так и для взрослых.

Что обещала Каю Снежная королева?

Ответ: Пару новых коньков и то, что он станет сам себе господином.

Цитата: Снежная королева сказала ему: «Если ты сложишь это слово, ты будешь сам себе господин, и я подарю тебе весь свет и пару новых коньков.

Чему учит сказка «Снежная королева»?

Ответ: Храбрости и самоотверженности на примере Герды. Тому, что добрый человек, идущий по правильному пути, всегда встречает тех, кто готов ему помочь. Любви и преданности, настоящей дружбе.

О чем сказка «Снежная королева»?

Ответ: О том, как маленькая и очень смелая Герда прошла долгий путь, чтобы спасти своего друга Кая, которого похитила и заморозила коварная и злая волшебница. На ее нелегком пути ей помогают различные персонажи: ворон и ворона, принц и принцесса, Маленькая разбойница, Северный олень и другие.

В чем сила Снежной королевы?

Ответ: Она — волшебница, управляющая холодными стихиями: снегом, вьюгой, метелью, бураном. По мнению бабушки Кая, именно она, заглядывая в окна, создает на них узоры. Она способна околдовать человека или животное, подавив его волю, подчинив его себе. Еще одним ее волшебным качеством является умение передвигаться в пространстве, преодолевая огромные расстояния на снежных санях. Она умеет превращаться в маленькую снежинку. И возвращаться по своему желанию к облику очень красивой молодой женщины, в глазах которой нет ни капли тепла. Её предпочтение — это исключительно правильные формы, доведенные до неестественного идеала.

Кто такая Cнежная королева?

Ответ: Это волшебница и правительница всех зимних стихий. Она управляет снежинками, метелью и вьюгой. Ей подвластно северное сияние и лёд. Кроме того, она умеет управлять живыми существами, замораживая их, лишая чувств и эмоций, превращая в некое свое подобие. Она очень красива, но совершенно холодна. Ее нельзя назвать эмоциональной и даже трудно назвать живой. Ей близки понятия «совершенство» и вечность. В ее чертогах царит неестественная идеальность и правильность форм и явлений.

Как выглядит Снежная королева?

Ответ: Она совершенна и очень красива. Одета в тончайший белый тюль и выглядит ледяной, если только в твоем глазу нет осколка дьявольского зеркала.

Цитата 1: За окном порхали снежинки; одна из них, побольше, упала на край цветочного ящика и начала расти, расти, пока наконец не превратилась в женщину, укутанную в тончайший белый тюль, сотканный, казалось, из миллионов снежных звёздочек. Она была так прелестна, так нежна, вся из ослепительно белого льда и всё же живая!

Цитата 2: Кай взглянул на неё; она была так хороша! Более умного, прелестного лица он не мог себе и представить. Теперь она не казалась ему ледяною, как в тот раз, когда она сидела за окном и кивала ему головой; теперь она казалась ему совершенством.

Почему Герда победила Снежную королеву?

Ответ: Она была настойчива и, несмотря на трудности, шла к своей цели. Многие люди и животные, проникаясь сочувствием к этой храброй девочке, помогали ей на ее пути. Ее сердце было настолько теплым, добрым и полным любви, что чары не могли устоять перед ним. Ее слезы растопили сердце Кая, удалив из него осколок. Ее доброта и преданность заставили его плакать, и осколок из его глаза ушел с его слезами. После этого королева уже не могла иметь на ним власть и он стал прежним добрым и отзывчивым мальчиком.

В чем сила Герды?

Ответ: Ей помогают и люди и животные. Она добрая и храбрая.

Цитата: — Сильнее, чем она есть, я не могу её сделать. Не видишь разве, как велика её сила? Не видишь, что ей служат и люди, и животные? Ведь она босая обошла полсвета! Не у нас занимать ей силу! Сила — в её милом, невинном детском сердечке. Если она сама не сможет проникнуть в чертоги Снежной королевы и извлечь из сердца Кая осколки, то мы и подавно ей не поможем! В двух милях отсюда начинается сад Снежной королевы. Отнеси туда девочку, спусти у большого куста, покрытого красными ягодами, и, не мешкая, возвращайся обратно!

Какие животные помогают Герде?

Ответ: Ворон и ворона, лесные голуби, Северный олень

Герде помогают не только животные, но и люди. Кто они?

Ответ: Принц и принцесса, Маленькая разбойница, лапландка и финка

Источник

Детский час

для детей и родителей

какое растение встречается в снежной королеве

Викторина по сказке Андерсена «Снежная королева»

какое растение встречается в снежной королевеКаких только сказочных историй не бывает на свете! Добрым сказочником Андерсеном нам рассказана ещё одна поучительная история о двух детях, Кае и Герде, их дружбе, о том, какие испытания пришлись на их долю. Герда познакомилась с разными людьми, в том числе и королевских кровей. Она столкнулась со многим непонятным, неизведанным, но всё было преодолено. У сказки счастливый конец. Викторина по сказке Андерсена «Снежная королева» коснется интересных моментов сказки. На все вопросы викторины даны ответы.

1. Кто смастерил зеркало, в котором всё хорошее уменьшалось до малого, а всё плохое проявлялось ярче?
Ответ: тролль

2. Как звали мальчика и девочку, которые подружились и играли вместе?
Ответ: Кай и Герда

3. Кто, по мнению старушки бабушки, покрывает зимой окна ледяными узорами, словно цветами?
Ответ: Снежная Королева

4. Каким делом был занят Кай, в то время как осколочек злого зеркала попал ему в глаз?
Ответ: рассматривал книжку с картинками

5. Кому Кай рассказал о том, что знает четыре действия арифметики и разбирается с дробями?
Ответ: Снежной Королеве

6. Какую обувь надела Герда, когда она собралась искать Кая?
Ответ: красные башмачки

7. Какая героиня сказки «Снежная королева» причесывала Герде волосы золотым гребешком?
Ответ: старушка из чудесного сада

8. Какие птицы получили должность при дворе и возможность полного их содержания на кухонных остатках?
Ответ: ворон с вороной

9. Кто предоставил Герде для передвижения золотую карету с сияющими, как звезды, гербами?
Ответ: принц и принцесса

10. От кого Герда узнала, что Кай ехал в санях Снежной Королевы, а белая курица несла на спине его маленькие санки?
Ответ: от лесных голубей

11. Какая особа дала задание северному оленю отнести во дворец Снежной Королевы Герду?
Ответ: маленькая разбойница

12. Какое природное явление наблюдали северный олень и Герда?
Ответ: северное сияние

13. На чём писала слова лапландка?
Ответ: на сушеной треске

14. Кто в сказке сказал о том, что сила Герды велика, что ей служат люди и животные, и она босая обошла полсвета?
Ответ: финка

15. На чем обычно восседала Снежная Королева, когда была дома?
Ответ: на троне

16. Какие огнедышащие горы упоминаются в сказке «Снежная Королева»?
Ответ: Везувий и Этна

17. Как называлась игра, в которую играл Кай, во время пребывания в чертогах Снежной Королевы?
Ответ: «китайская головоломка», «ледяная игра разума»

18. Каким образом Кай избавился от вредоносного осколка зеркала?
Ответ: он заплакал

19. Какую персону в ярко-красной шапочке, верхом на великолепной лошади встретили Кай и Герда по дороге домой?
Ответ: маленькую разбойницу

20. В какое время года Кай и Герда оказались дома?
Ответ: летом

Составитель викторины: Ирис Ревю

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.

Источник

Символ розы в сказке Г.Х. Андерсена «Снежная королева»

В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ РУССКИХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ПИСАТЕЛЕЙ»

Зинина Татьяна Валерьевна,

«Саровская православная гимназия»

Кальманова Екатерина Юрьевна,

учитель русского языка и литературы

Оглавление

1. Вступление………………………………………………………………..
2. Цели и задачи……………………………………………………………..
3. Практическая значимость………………………………………………..
4. Основная часть………………………………………………………….
4.1 Понятие символа в словаре литературоведческих терминов……..
4.2 Символ розы в сказке Г.Х. Андерсена «Снежная королева»……..
4.3 Символ розы в сказке С. Лагерлёф «Роза Христа»……………….
4.4 Символ розы в «Сказке о жабе и розе» В. М. Гаршина……………
5. Заключение……………………………………………………………….
Список используемой литературы и Интернет- источников…………….
Приложение 1………………………………………………………………

Ребёнок сам – с детьми я чаще всех бываю.

Доступней волшебство невинным их сердцам.

И маленький их сад при мне, подобно раю,

Цветёт и сладко льёт душистый фимиам.

Г.Х. Андерсен

Вступление

В нашей гимназии есть специальный предмет «Православный мир русской литературы: традиции, образы, смыслы», в рамках которого мы изучаем произведения, которых нет в школьной программе. Но без них сложно понять, что в основе русской культуры – православные ценности. Так, читая произведение В.М. Гаршина «Сказка о жабе и розе», я задумалась о символике этого цветка. Тут же вспомнились и произведения зарубежных классиков, знакомые всем с детства: «Снежная королева» Г.Х. Андерсена,

Сначала я решила воспользоваться «Энциклопедией символов». Вот что мне удалось узнать: «РОЗА —очень сложный цветочный символ. Согласно легенде, эта «королева цветов» росла в раю без шипов, но обрела их после грехопадения человека. Роза имеет одновременно два противоположных значения: она символизирует время и вечность, жизнь и смерть». В книге Н.Ф. Золотницкого «Цветы в легендах и преданиях» написано о том, что символизировал этот цветок во все времена у разных народов и в разных религиях.

Вот, что мне удалось узнать. Роза издавна считалась царицей цветов. Её любили, ей поклонялись, её воспевали с незапамятных времён. О ней было создано столько сказаний, она играла такую выдающуюся роль в истории человечества, что об этом можно написать целые тома.

По словам одного восточного поэта, роза была подарком самого Аллаха. К нему явились однажды все дети Флоры с просьбой назначить им иного правителя вместо сонливого Лотоса. Тогда Аллах, благосклонно выслушав их, внял их просьбе и сделал правительницей белую девственную розу с охраняющими её острыми шипами.

Персидское предание гласит: когда соловей увидел эту чудную новую царицу цветов, то был так пленен её красотою, что в восторге прижал её к своей груди, но её шипы впились ему в сердце, и алая кровь оросила собой нежные лепестки цветка. Вот почему многие наружные лепестки розы до сих пор сохраняют свой розоватый оттенок.

От персов любовь и благоговение к розе перешли к туркам, или, лучше сказать, к магометанам, которые, согласно Корану, верили, что белая роза выросла из капель пота Магомета. Поэтому они приписывают ей очистительную силу.

Знали ли древние евреи розу, является вопросом спорным, так как некоторые учёные находят, что встречающееся в Библии слово «шошам», переведённое Лютером как «роза», обозначает не розу, а красную лилию. Но по Талмуду красная роза выросла из крови Авеля. И потому должна служить украшением каждой еврейской невесты в день её свадьбы. Скорее всего, евреи познакомились с розой не ранее седьмого столетия до РХ, т.к. её изображения не встречаются ни на одном из папирусов.

Греки считали розу даром богов, и знаменитая поэтесса Сафо дала ей название царицы цветов. Появление этого прелестнейшего из цветов поэты облекли в целый ряд чудесных сказаний.

Римляне, отправляясь на войну, снимали шлемы и надевали венок из роз, чтобы вселить в себя мужество, да и вообще в это время она служила эмблемой храбрости, неким орденом за выдающееся геройство.

Во времена падения Рима роза стала символом порока и расточительства. Она превратилась в цветок забавы, которым злоупотребляли как украшением. Знатные римляне прогуливались по городу в носилках, подушки и матрацы которых были набиты розовыми лепестками. Такое отношение римлян к розе не могло не внушить отвращения к ней первых христиан, и они сначала смотрели на неё, как на цветок гибели и разврата. Климент Александрийский считал даже за грех увенчивать свою главу подобным венком.

Но со временем роза стала приобретать расположение христиан, они даже объявили её райским цветком и посвятили Богородице. Тогда с розой начало соединяться множество священных и исторических сказаний.

Вследствие этого древнегерманские живописцы любили изображать Божью Матерь с младенцем, окруженных тремя венками из роз, причём венок из белых роз обозначает её радость, из красных- её страдания, из жёлтых- её славу.

Белые розы в это время также назывались розами Магдалины, и про них говорили, будто они потеряли свой цвет от пролитых на них слёз раскаяния святой.

Кроме того, роза является в католической церкви иногда защитницей добрых дел. Так, в одной легенде про святителя Николая повествуется, что однажды он нес взятый в монастыре хлеб, чтобы накормить бедствующих, и был остановлен одним настоятелем, тогда хлеб этот превратился в розы в знак того, что это дело было угодно самому Богу.

А каким смыслом наполнен этот образ в вышеназванных произведениях?

Гипотеза: Может быть, роза в сказках Андерсена, Лагерлёф и Гаршина тоже имеет христианскую символику?

Цели и задачи

Таким образом, цель данной работы – понять, что символизирует роза в произведениях Г.Х. Андерсена «Снежная королева», Сельмы Лагерлёф «Роза Христа», В.М. Гаршина «Сказка о жабе и розе».

Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:

• дать определение понятию «символ»;

• исследовать основные эпизоды сказок и выяснить, как символ розы помогает понять смысл произведений, поступки героев;

• освоить нравственные ценности для духовного личностного становления и развития.

Используемые методы – метод сравнительного анализа, описательный метод, метод контекстуального анализа.

Практическая значимость

Результаты научно-исследовательской работы принесут пользу не только мне, но и другим ученикам, учителям, так как исследование стало дополнительным информационным материалом, который можно использовать на уроках литературы, на занятиях кружков и факультативов, классных и информационных часов. Данная работа может служить подспорьем для написания новых рефератов, докладов, сообщений, посвященных творчеству Андерсена, Лагерлёф и Гаршина.

Основная часть

4.1 Понятие символа в словаре литературоведческих терминов

Символ розы в сказке Г.Х. Андерсена «Снежная королева»

Розы цветут… Красота, красота!

Скоро узрим мы младенца Христа.

Дети пели, взявшись за руки, целовали розы, смотрели на ясное солнышко и разговаривали с ним, им чудилось, что с него глядел на них сам младенец Христос». Дети поют псалмы, на них глядит Христос!

Образ розы символичен. Она выступает как символ братской любви (объединяет детей). Их любовь не омрачается корыстью, завистью. Детям казалось, что цветы должны были цвести вечно.

Но приходит зима и прерывает естественное течение жизни и любви. Осколки дьявольского зеркала, попавшие в глаз и сердце мальчика, исказили его видение мира, ожесточили сердце. Он уже не видит красоты роз и так же, как вырывает из цветочного горшка цветы, вырывает из своего сердца любовь к Герде. Теперь его воображением завладели снежинки. Не случайно автор сравнивает их с роскошными цветами или десятиугольными звездами. Живые недолговечные, несовершенные («изъеденные червями, кривые») розы противопоставляются мертвым, вечным, идеальным снежинкам. Кай, выбирает холодную точность и неизменность, пренебрегая теплом и добротой цветов, однако Герда не бросает его, когда тот пропал в царстве Снежной королевы. Девочка верит, что её друг жив, и отправляется в опасное путешествие на поиски Кая.

Герда проходит все испытания, побывав во дворце принца и принцессы и в логове разбойников, своей кротостью и любовью покорив сердца людей и животных. Её последний подвиг, когда она босая, без рукавиц на трескучем морозе идёт в царство Снежной королевы, а по сути спускается в ад, напоминает нам о страданиях Христа, несущего свой крест на Голгофу во имя спасения человечества. Христианский мотив самопожертвования лег в основу спасения Кая. Через путь страдания и самопожертвования происходит очищение и спасение души человеческой. Герда жертвует собой во спасение своего названого брата Кая.

Приближаясь к чертогам Снежной королевы, Герда увидела передовые отряды королевского войска. Вот как об этом пишет автор: «Одни напоминали собой больших безобразных ежей, другие – стоголовых змей, третьи – толстых медвежат с взъерошенной шерстью». И тогда Герда обращается за помощью к Богу, она начинает читать молитву «Отче наш». Из тумана стали выделяться «маленькие, светлые ангелочки, которые ступив на землю, вырастали в больших грозных ангелов со шлемами на головах и копьями и щитами в руках…Герда могла теперь смело идти вперед; ангелы гладили ее руки и ноги, и ей не было уже так холодно. Наконец девочка добралась до чертогов Снежной королевы».

Во дворце Снежной королевы Герда вновь прибегает к молитве: «Входя в огромные ворота, … она прочла вечернюю молитву, и ветры улеглись, точно заснули». Слезы Герды растопили сердце Кая, он взглянул на нее, и она запела:

Розы цветут… Красота, красота!

Скоро узрим мы младенца Христа!

Кай залился слезами, молитва и раскаяние очищают душу мальчика. «Герда поцеловала Кая в обе щеки, и они опять зацвели розами…». Интересно, что поцелуй Снежной королевы, как поцелуй смерти, пронизывает мальчика холодом и заставляет забыть о Герде, и бабушке, и всех домашних. А поцелуй Герды возрождает к жизни – на щеках Кая расцветают розы.

Кай и Герда возвратились в родной город, в свой потерянный «рай», поднялись по знакомой лестнице и вошли в комнату, где все было по-старому: цветущие розовые кусты заглядывали с крыши в открытое окошко, бабушка сидела на солнышке и громко читала Евангелие: «Если не будете как дети, не войдете в царствие небесное!». Розы в конце сказки символизируют чистоту, любовь, воскрешение, возрождение: вернулось лето, вернулись дети, уже повзрослевшие, но сохранившие чистоту детских сердец.

Не случайно Кай и Герда слышат строки из Евангелия, прочитанные бабушкой: «Если не будете как дети, не войдете в царствие небесное!» И тогда они вновь взглянули друг на друга и поняли наконец смысл старого псалма:

Розы цветут… Красота, красота!

Скоро узрим мы младенца Христа!

Быть кроткими, честными, жить не во благо себе, а во благо близких, быть чистыми в своих помыслах, жить с Богом сердце – вот смысл земной жизни.

Таким образом, роза в сказке Андерсена символизирует следующее:

1. Роза – символ братской любви (объединяет детей).

2. Роза – символ чистоты, напоминает самого Христа.

3. Роза – символ страданий ради ближних, отблеск смертных мук Христа

(Герда босая обошла полсвета, не осуждала своих обидчиков, своими страданиями вернула Кая из плена вечности, т.е. победила страданием смерть).

4. Роза – символ возрождения, воскрешения, лета после зимы, жизни после смерти (розовые кусты расцветают – приветствуют возвращение Кая и Герды домой и возвращение их любви).

Источник

Цветы в сказе «Снежная королева» (Андерсен Х. К.)

В сказке важное место занимают и цветы.

В сказке Андерсена «Снежная королева» уже на первой странице говорится о розах. Кай и Герда жили, хоть и бедно, но в мире гармонии и любви друг к другу, к Богу. Символом любви в сказке является розовый куст. Даже в псалме, который выучила Герда, говорилось о розах, о том, что они цветут и их красота вызывает чистую и открытую любовь ко всему, к миру, которая переполняет их души:

Розы цветут… Красота, красота!

Скоро узрим мы младенца Христа.

Розе в сказке противопоставлена снежинка – символ холодного расчёта и бессердечия. Когда в глаз и сердце Кая попали осколки зеркала тролля, мальчик изменился. Он не может вспомнить и прочитать «Отче наш», в мозгу крутится только таблица умножения. Красота роз воспринимается героем как уродство: «Эту розу точит червь! А та совсем кривая! Какие гадкие розы! Не лучше ящиков, в которых торчат!» Кай даже «толкнул ящик ногой» и «вырвал две розы». Своим кощунственным поведением он очень испугал бабушку и Герду. В этом эпизоде все многозначительно. Можно провести параллель между розой, которую точит червь, и сердцем Кая, в которое вместе с осколком зеркала тролля проникло зло. Не случайна и другая деталь: Кай вырвал две розы, то есть он здесь выступает разрушителем союза сердец мальчика и девочки. Затем Кай уничтожил третью розу, тем самым вырвав из своего сердца веру, любовь к Богу и людям, надежду. Теперь восторг у него вызывают холодные снежинки: герой готов без конца любоваться ими, рассматривая через увеличительное стекло. Лупа – аналог зеркала – и осколок самого зеркала, попавший в глаз, меняют взгляд героя на окружающий мир. Таким образом, противопоставляя розу и снежинку, автор показывает противоположные системы ценностей: любовь, доброту – с одной стороны, полное бездушие, бесчеловечность – с другой.

Отправившись на поиски Кая, Герда оказалась в «цветнике женщины, умевшей колдовать». Здесь были собраны цветы всех сортов и времен года, не было только роз. Это великолепие цветов и запахов отвлекает Герду от самого главного, и она забывает о Кае. Но всё равно она постоянно ощущает, что ей чего-то недостает. Когда она случайно увидела розу на шляпке хозяйки чудесного садика, то сразу вспомнила о своих розах, а вместе с тем и о горячо любимом Кае. В саду Герда расплакалась, когда поняла, что старушка удерживала её обманом. Девочке стало обидно, так как она потеряла много времени напрасно. Там, куда падали слезы Герды, вырос розовый куст – «такой же свежий, цветущий, как прежде». Мы понимаем, что никакие соблазны больше не отвлекут героиню, что любовь, подобно кусту роз, расцвела с новой силой.

Герда заторопилась, чтобы продолжить поиски Кая и тут же стала расспрашивать цветы, растущие в садике у волшебницы, о пропавшем друге. Но каждый цветок, впрочем как и их хозяйка, думал только о себе, о своей собственной «сказке». Поговорив с цветами, Герда осознает, что надо бежать из сладкого плена, так как ее горе не трогает никого в эгоистичном мирке красивого цветника.

Когда повзрослевшие Кай и Герда оказались дома, их встретили «цветущие розовые кусты», которые «заглядывали с крыши в открытое окно» и словно давно с нетерпением ждали возвращения героев. В финале сказки в третий раз упоминаются слова псалма о розах. Автор отмечает, что юноша и девушка сидели, взявшись за руки, позабыв, «как тяжелый сон», невзгоды и злоключения, и только сейчас «поняли смысл старого псалма», то есть постигли истину бытия, которая заключается в детском доверчивом восприятии мира – Божьего творения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *