какое растение в течение всей своей жизни имеет только 2 листа

Какое растение в течение всей своей жизни имеет только 2 листа?

Вельви́чия удиви́тельная (лат. Welwítschia mirábilis) — реликтовое дерево, единственный современный вид порядка Вельвичиевые класса Гнетовые.

какое растение в течение всей своей жизни имеет только 2 листа

Вельвичия растёт на юге Анголы и в Намибии — в каменистой пустыне Намиб, тянущейся вдоль побережья Атлантического океана. Растение редко встречается далее, чем в ста километрах от берега, — это примерно соответствует тому пределу, которого достигают туманы, являющиеся для вельвичии основным источником влаги.

Род Вельвичия назван английским ботаником Джозефом Гукером в честь австрийского (словенского) ботаника и путешественника Фридриха Вельвича, который в 1860 году открыл это растение на юге Анголы.

Племена бушменов называют это растение «отджи тумбо», что означает «большой господин».

Лист растения обладает исключительно высоким числом устьиц — до 22 тысяч на квадратный сантиметр. Связано это с тем, что основным источником влаги для растения является густой туман, который приносится с океана западным ветром (дующим с Атлантического океана) в течение трёхсот дней в году. Туман конденсируется на листьях и поглощается через устьица — такая конденсация равноценна 50 мм осадков.

Вельвичия — двудомное растение, то есть имеются мужские и женские растения. Стробилы (шишки) располагаются на ветвящихся стеблях, выходящих из центра диска, как бы из пазух листьев, и образуют сложные ветвистые собрания. Цвет стробилов — сначала зелёный, затем от рыжего до тёмно-малинового. У мегастробилов (женских шишек) под чешуйками находится множество семян. Микростробилы (мужские шишки) имеют гораздо меньшие размеры, чем мегастробилы.

Опыление происходит с помощью ветра. Так же, с помощью ветра, распространяются семена — у них имеются крылышки, ранее служившие покровом стробилов.

Срок жизни вельвичии очень велик. Годовых колец на её стволе нет, но возраст некоторых растений был определён радиоуглеродным методом — он составил около двух тысяч лет.

Источник

ГДЗ биология 6 класс Пасечник Дрофа Задание: 8 Влияние факторов среды на строение листа Видоизменение листьев

Стр. 41. Вопросы в начале параграфа

№ 1. Что изучает экология?

Экология – это наука о взаимодействии живых организмов с окружающей средой.

№ 2. Какие факторы среды могут оказать влияние на растение?

Влажность, температура, чистота воздуха, наличие или отсутствие ветра, освещение – все эти факторы способны оказывать влияние на растение.

№ 3. Вспомните, какие различия имеют одуванчики, растущие на открытом месте при недостатке влаги и в тени на хорошо увлажнённой почве.

Одуванчики, которые растут на открытой местности с достаточным количеством света, будут прочные, с яркими листьями, насыщенным оттенком цветка. А одуванчики, растущие в тени, будут с тусклыми листьями, которые при этом могут быть длиннее в 2 – 3 раза.

Стр. 44. Вопросы

№ 1. Можно ли по внешнему виду различить растения влажных мест и засушливых районов?

Да, можно. Растения, которые растут во влажных местах, больше по размеру, прочные, напитанные влагой. А вот растения, которые растут в засушливых местах, небольшие по размерам и могут иметь приспособления, способствующие накоплению влаги и предотвращающие ее быстрое испарение. Например, у алоэ или агавы есть сочные листья с колючками, которые запасают воду.

№ 2. Докажите, что строение листа связано с условиями обитания растений.

У растений, которые произрастают во влажных местностях, листья сочные и широкие. У растений степей листья имеют некоторые приспособления для запасания влаги, например опушка, восковый налет. А вот те, что растут в пустынях и полупустынях, имеют для этого толстые колючки, например молочай или кактус. У водных растений есть воздухоносные полости, благодаря которым они могут держаться на поверхности воды и не тонуть.

Также можно легко определить, в каком ярусе растет растение. Если это растение верхнего яруса, то у него светлые листья. А если растение нижнего яруса, то у него листья уже темно-зеленого цвета за счет содержания в них большого количества хлорофилла.

3. Почему у плавающих листьев водных растений устьица расположены только на верхней стороне листа, а у погружённых в воду листьев устьиц совсем нет?

Устьица на поверхности листа могут быть только с той стороны, которая не соприкасается с водой. Если вода будет попадать в устьица, то лист начнет гнить. Соответственно, поэтому на листьях, которые полностью погружены в воду, нет устьиц.

№ 4. Каково значение видоизменённых листьев в жизни растений? Приведите примеры таких листьев.

Видоизменение листьев у растений является главным показателем их приспосабливаемости к окружающей среде. Например, листья кактуса имеют вид колючек, в которых накапливается и сохраняется влага, потому что это растение распространено на засушливых территориях. У гороха или фасоли листья представлены длинными усиками, с помощью которых растение может крепиться в вертикальном положении за другие растения, используя их как опору для своего стебелька.

Стр. 44. Подумайте

Почему в кроне одного дерева световые листья сходны по строению с листьями растений открытых мест, а теневые — с листьями теневыносливых растений?

Чем выше расположены листья на кроне дерева, тем ближе они к солнцу, а значит, к источнику света. Это адаптация листьев к месту, где они растут.

Стр. 44. Задания

Рассмотрите несколько комнатных растений. Постарайтесь определить, в каких условиях они произрастали на своей родине. На основании каких признаков вы сделали свой вывод?

Фикус – растение влажных мест обитания, с широкими и крупными листьями. НА листьях можно увидеть большое количество устьиц.

Каланхоэ – растение влажных мест обитания с крупными, мясистыми листьями. На каждом листике можно увидеть много устьиц.

Кактус – растение сухих мест обитания, потому что листья у него преобразованы в колючки, которые сохраняют влагу.

Сансевиерия – растение сухих каменистых мест – тропические полупустыни. У него мясистые и длинные листовые пластины, которые не только наполнены влагой, но и покрыты дополнительно восковым налетом.

Стр. 44. Задания для любознательных

Приготовьте и рассмотрите под микроскопом препараты листьев алоэ, традесканции, узамбарской фиалки и других растений. Зарисуйте их. Выясните, какие особенности строения листьев этих растений связаны с условиями обитания.

Лист алоэ толстый, мясистый, снизу выпуклый, а сверху вогнутый. Края его зазубрены, но без колючек. Под микроскопом можно увидеть его большие мешковидные клетки, которые наполнены слизистым соком.

Под микроскопом структура листа традесканции выглядит как сочетание клеток двух типов: бесцветные, плотно соединенные друг с другом паренхимные, и зеленые клетки бобовидной формы, расположенные посередине них попарно, которые образуют устьица.

Источник

Задания части 2 ЕГЭ по теме «Ткани растений»

1. Какие ткани образуют листовую пластинку у сирени? Объясните, какие функции они выполняют в листе.

1) покровная ткань – обеспечивает защиту и проведение солнечных лучей, участвует в газообмене и испарении воды;
2) основная фотосинтезирующая ткань – обеспечивает синтез органических веществ (фотосинтез);
3) проводящая ткань – обеспечивает проведение воды в лист и отток из листа органических веществ;
4) механическая ткань – придает прочность листовой пластинке

2. У растений различают простые и сложные ткани. Простые ткани состоят из практически однородных по строению клеток, выполняющих одну и ту же функцию. Сложные – из разных по строению, форме и выполняемой функции клеток. Объясните, почему к сложным тканям относят покровную часть листа и луб, а к простым тканям – основную ткань (мякоть) листа.

1) покровная ткань листа сложная, так как основная часть ее клеток не содержит хлоропластов, а замыкающие клетки устьиц отличаются по форме и имеют хлоропласты (некоторые клетки образуют волоски);
2) луб – сложная ткань, так как имеет разные по строению элементы: это ситовидные трубки и механические волокна;
3) основная ткань листа – простая ткань, так как ее клетки имеют одинаковое строение, содержат много хлоропластов, фотосинтезируют

какое растение в течение всей своей жизни имеет только 2 листа

3. Какие структуры листа обозначены на рисунке цифрами 5, 6, 7? Какие функции они выполняют?

1) Цифрой 5 обозначены сосуды ксилемы, они обеспечивают транспорт воды и минеральных веществ в листья.
2) Цифрой 6 обозначены волокна механической ткани, придающие листу прочность.
3) Цифрой 7 обозначены ситовидные трубки флоэмы, они обеспечивают транспорт органических веществ из листа в другие органы.

4. Какие ткани обеспечивают рост растения в длину и в толщину?

1) Рост растения обеспечивают образовательные ткани (меристемы).
2) Рост растения в длину обеспечивают верхушечные меристемы побега и корня.
3) У злаков рост в длину обеспечивают вставочные меристемы.
4) Рост растения в толщину обеспечивает камбий.

5. Растения растут в течение всей жизни. Какая ткань обеспечивает рост органов растения, каковы строение и жизнедеятельность её клеток? В чём особенность роста стебля злаковых растений? Ответ поясните.

1) рост органов растения обеспечивает образовательная ткань (меристема);
2) клетки меристемы имеют тонкие оболочки, мелкие вакуоли, способны к постоянному делению и дифференциации в другие виды тканей;
3) у злаковых рост вставочный, так как образовательная ткань находится в междоузлиях

Источник

Интересные факты о листьях

Здравствуйте, наши дорогие посетители. Листья – это один из органов растения. Их основные функции – фотосинтез и газообмен. Чаще всего они плоские, поэтому легко поглощают солнечный свет, и тонкие, благодаря чему хорошо пропускают его к хлоропластам, содержащимся в их клетках. У большинства листов есть так называемая устьица. Это пора, с помощью какой растение испаряет влагу и дышит.

И сегодня мы решили поближе познакомить вас с этими вегетативными органами растений. В статье мы собрали самые интересные факты о листьях.

По их внешнему виду можно узнать, здорово ли растение. Также можно выяснить, получает ли растение все необходимые ему макро- и микроэлементы, какие, в основном, попадают к нему с потребляемой водой. Например, если растение получает слишком много кислоты, то его листья начнут краснеть по краям. Если в его «пище» очень много щелочи, то лист будет ярко-зеленым или даже бирюзовым.

Они зеленого цвета из-за хлорофилла. Хлорофилл – это зеленый пигмент, окрашивающий хлоропласты растений в зеленый цвет. Но при этом стоит отметить, что не все растения имеют зеленые листья. Например, у японского клена листья красного цвета. Они красные, так как содержат пигмент антоциан. При этом они также содержат хлорофилл, но в меньших концентрациях, что делает антоциан доминирующим пигментом.

У некоторых молодых растений они также могут быть красноватыми. Это вызвано тем, что в них содержится очень мало хлорофилла. Но по мере развития они приобретут зеленый цвет, так как содержание хлорофилла увеличится.

Усики гороха, цепляющиеся за имеющиеся выступы, по сути, тоже видоизмененные листья. Они необходимы растению для того, чтобы оно могло цепляться за выступы и тем самым «ползти» вверх, где очень много солнечного света.

Кипарис — рекордсмен среди растений по количеству листьев на дереве. К примеру, на кипарисе их количество может достигать 50 миллионов. Для сравнения у дуба, в среднем, их количество не превышает 250 000.

Клетки, содержащиеся в их структуре, содержат в себе хлоропласты. Хлоропласты необходимы растениям для осуществления фотосинтеза. Во время этого процесса хлоропласты превращают углекислый газ и воду в кислород и углеводы. Углеводы растение усваивает и получает необходимую ему энергию, а кислород высвобождает в окружающую среду. Именно благодаря фотосинтезу все живые существа на планете могут дышать.

У них имеется множество жилок, призванных выполнять ту же функцию, что и сосуды в теле людей и животных. Единственное отличие — жилки листьев наполнены водой, а не кровью, какая транспортирует необходимые питательные элементы.

Вы кода-либо слышали о таком растении как Вельвичия удивительная (Welwitschia mirabilis)? Это древнее голосеменное растение, какое к тому же является реликтом и эндемиком пустыни Намиб. Вельвичию открыл австрийский ботаник и врач Фридрих Вельвич в 1859 году, в своей родной пустыне Намиб.

Вельвичия удивительная пускает всего 2 листа, какие сопровождают ее на протяжении всей ее жизни. А предполагаемая продолжительность жизни Вельвичии – 400-1500 лет (возраст некоторых экземпляров и вовсе составляет 2000 лет). То есть, листья этого растения тоже живут столько лет.

Коалы, это единственные животные, какие могут выжить на рационе, состоящем исключительно из листьев эвкалипта. Все дело в том, что они очень ядовиты, грубые и практически не содержат никаких питательных веществ. Тем не менее, коалы научились выживать на такой диете. Естественно, из-за этого они стали менее подвижными, чтобы не расходовать энергию, какую они с трудом извлекают из грубых и непитательных эвкалиптовых листьев.

Чай – это ароматный напиток, какой обычно готовят путем заливки горячей водой высушенных листьев Camellia sinensis (Камелия китайская). Причем стоит отметить, что какой бы чай вы не пили, хоть зеленый, хоть черный, хоть улун – все это Камелия китайская, только в разных степенях ферментации.

Пожалуй, многие знают из детства о том, что если съесть 5-листный клевер, то вас будет преследовать удача. Но знаете ли вы, что на 5000 четырехлистных клеверов приходится лишь один пятилистный? Это удалось установить благодаря ученым, какие провели исследования и изучили более 5 000 000 экземпляров.

При этом, это растение бывает не только 5-листным, но и 6-7-8-листным. В 2002 году японец Шигео Обара нашел у себе в саду клевер с 18-ю листочками. Этим самым он попал в Книгу рекордов Гиннесса. Но чуть позже, в 2008 году он нашел клевер уже с 21 листочком, тем самым побив свой собственный рекорд и снова попав в Книгу рекордов Гиннесса.

Многие листья покрыты небольшими волосками трихомами (с греческого τρίχωμα и переводится как «волосы»). Трихомы выполняют разнообразные функции, какие до конца еще не исследованы. Одной из их функций является защита ткани листа от перегрева. Также они защищают его от насекомых, способствуют снижению испарения влаги, выведению солей и т.д.

Они могут сильно различаться по форме и размеру. Например, у болотной ряски их ширина и длина равна приблизительно 3-4 мм. В то же время листья пальмы Рафии являются просто гигантскими, достигая 25 метров в длину и 3 метра в ширину.

Есть очень уникальное растение – стыдливая мимоза. И вся уникальность его заключается как раз в его листьях. Это очень чувствительное к прикосновениям растение. Если вы коснетесь его, оно тут же сложит листочки и опустит веточки вниз. Зачем растение так делает? Делает это оно чтобы себя обезопасить. Что еще удивительно, проведенные исследования показали, что растение способно «запоминать» прикосновения, и если оно не представляет ей угрозы, то просто перестанет сворачивать листья.

На острове Новая Гвинея растет растение путанг. Его листья по праву считаются самыми острыми в мире. Живущие на этом острове папуасы даже используют их вместо станков для бритья.

На этом у нас все, уважаемые читатели. Благодарим вас за то, что уделили внимание нашему интернет ресурсу.

Источник

Какое растение в течение всей своей жизни имеет только 2 листа

Переходим к самим ответам к учебнику. Здесь надо выбрать нужную вам страницу и на ней будут нужные вам ответы, вот и все.

ГДЗ Ответы к учебнику биологии 5 класс Пономарева:

Кликайте по вкладкам и смотрите ответы.

Переходим к самим ответам к учебнику. Здесь надо выбрать нужную вам страницу и на ней будут нужные вам ответы, вот и все.

ГДЗ Ответы к учебнику биологии 5 класс Пономарева:

Кликайте по вкладкам и смотрите ответы.

§1. Наука о живой природе стр. 7

1. Какова роль растений и животных в жизни человека?

В жизни человека растения и животные играют важную роль. Растения производят кислород, необходимый для дыхания, а также используются в пищу, в изготовлении лекарственных средств. Животные также используются в пищу, в сельском хозяйстве, из их шерсти изготавливают одежду. Также растения и животные служат сырьем в промышленной деятельности человека, в научных исследованиях.

2. Что изучает биология?

Биология изучает всех живых существ, их взаимодействие друг с другом и окружающей средой.

3. Почему появились растения и домашние животные?

Древний человек для пропитания занимался собирательством и охотой. Но со временем, в результате эволюции, человек начал отбирать пригодные для пищи растения и высаживать их рядом с жилищем. То же произошло и с животными: животных приручали, использовали для возделывания земель, а также употребляли в пищу, шили одежду из их шкур.

4. Какие биологические науки вы знаете?

К биологическим наукам относятся: ботаника, зоология, микробиология, микология.

§2. Свойства живого стр. 12

1. Что такое живая природа?

2. Какие объекты являются частью живой природы?

3. Докажите, что растение – живой организм.

4. Какова роль обмена веществ в жизни живых организмов?

Без обмена веществ органы не могли бы существовать, потому что не было бы поступления питательных веществ, воды и кислорода.

§3. Методы изучения природы стр. 15

1. Какие методы изучения природы вы узнали?

Изучение природы осуществляется с помощью методов наблюдение, эксперимент, описание, сравнение, моделирование ситуаций.

2. Как можно использовать компьютер при биологических исследованиях?

Компьютер активно используется в методе моделирование, а также его можно использовать при описании и сравнении.

3. Кого называют орнитологом?

4. Какие методы применяются в природе, а какие в лаборатории?

Чаще всего в природе используются методы наблюдения, описания и сравнения; а эксперимент и моделироание относятся к лабораторным методам исследования.

§4. Увеличительные приборы стр. 18-19

1. Что такое микроскоп?

2. Что служит основной частью тубуса?

3. Какую роль играют линзы?

Линзы играют самую важную роль в микроскопе, т.к. они обеспечивают увеличение изображения в несколько раз.

4. Каковы функции зеркала в микроскопе?

Зеркало в микроскопе направляет лучи света на изучаемый объект для улучшения видимости.

§5. Строение клетки. Ткани стр. 24

1. Каковы основные части клетки?

1) клеточной стенки
2) органиодов
3) вакуолей
4) ядра
5) цитоплазмы
6) клеточной мембраны

2. Объясните, есть ли у старой сосны и дуба образовательные ткани?

Образовательные ткани присутствуют на верхушке дерева.

3. Поясните, в чем основное отличие растительной клетки от животной.

Основное отличие растительной клетки от животной состоит в том, что она (растительная) имеет хлоропласты для осуществления фотосинтеза, клеточную стенку и вакуоли.

4. Укажите различие между соединительной тканью и эпителиальной.

В клетках соединительной ткани, в отличие от эпителиальной, хорошо развито межклеточной вещество.

§6. Химический состав клетки стр. 27

1. Каким общим свойством обладают органические вещества?

2. Какое вещество можно обнаружить с помощью йода?

С помощью йода в веществе можно обнаружить крахмал. При присутствии крахмала вещество окрасится в фиолетовый цвет.

3. Какова роль белков в организме?

Белки выполняют очень важную роль в живом организме: они служат материалом для построения клеток, тканей, органов. Они участвуют в защите организма от инфекций, а также способствует усвоению витаминов и минеральных веществ.

4. Как можно обнаружить неорганические вещества?

§7. Процессы жизнедеятельности клетки стр. 32

1. Как происходит рост клетки?

Рост клетки происходит в результате накопления ею органических и минеральных питательных веществ, что способствует увеличению размеров клетки и приобретению новых качеств, например, способность к делению (размножению).

2. Почему деление клетки называют процессом размножения клетки?

3. Какую роль в жизни клетки играет процесс обмена веществ?

Обмен веществ играет ключевую роль в жизни клетки, потому что именно он обеспечивает клетку необходимыми для роста питательными элементами. Без обмена веществ не было бы возможности роста и развития.

4. По каким признакам судят, что клетка – это живая система?

Все живые организмы имеют признаки жизни, такие как: рост, развитие, размножение, увядание, обмен веществ, раздражение. Каждая клетка имеет все эти признаки, поэтому ее можно считать живой системой.

5. Можно ли утверждать, что в обычной клетке идут все процессы, характерные для живого организма?

Да, потому что доказано, что клетка имеет все признаки жизни.

Подведем итоги главы 1

Подведем итоги (гл. 1) стр. 33-34

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ

1. Что такое живая природа?

2. Чем живая природа отличается от неживой?

Объекты живой природы, в отличие от неживой, обладают следующими признаками: рост, развитие, раздражение, размножение, обмен веществ, увядание.

3. Перечислите основные признаки живого.

Основные признаки живых организмов: рост, развитие, раздражение, размножение, обмен веществ, увядание.

4. Какие вещества относятся к органическим?

К органическим относятся: белки, жиры, углеводы.

5. Что общего в строении тел всех живых организмов?

Тела всех живых организмов состоят из клеток.

6. Как размножается клетка?

Клетка размножается с помощью деления на двое. Обе дочерние клетки получают одинаковый набор наследственной информации.

7. Сравните роль ядра и цитоплазмы в жизнедеятельности клетки.

Ядро хранит в себе наследственную информацию данной клетки: о ее строении, функциях. А в цитоплазме содержатся клеточные тельца, а также в ней происходят все процессы жизнедеятельности.

8. Какие методы изучения живой природы вы знаете?

Изучение природы осуществляется с помощью методов наблюдение, эксперимент, описание, сравнение, моделирование ситуаций.

9. Что является основной частью микроскопа?

Основной часть микроскопа является тубус, в котором находятся увеличительные линзы.

10. Назовите главные части клетки.

1) клеточной стенки
2) органиодов
3) вакуолей
4) ядра
5) цитоплазмы
6) клеточной мембраны

11. Почему клетку считают живой системой?

Все живые организмы имеют признаки жизни, такие как: рост, развитие, размножение, увядание, обмен веществ, раздражение. Каждая клетка имеет все эти признаки, поэтому ее можно считать живой системой.

12. По каким признакам различают ткани у организмов?

Ткани живых организмов различаю, прежде всего, по из функциональному назначению, а также по строению, происхождению.

ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЯ

А. Задания на сравнение и объяснение.

1. Сравните строение растительных и животных тканей.

У растений тканей больше, есть образовательная, покровная, проводящая, основная, механическая. У животных:эпителиальная, мышечная, нервная и соединительная. Основное отличите в том, что ткани растений и животных выполняют разные функции, поэтому строение различается. Ткани животных состоят из животных клеток, а растительные – из растительных. Растения и животные отличаются образом жизни, растения неподвижные и им нужна опора, например, поэтому и растений есть механическая ткань – «скелет». У животных такой ткани нет, но есть костная ткань – вид соединительной.

2. Объясните, почему клетку считают основной единицей строения живых организмов.

3. Объясните, почему знания о живых организмах важны каждому человеку.

Знание биологии помогает каждому человеку понять процессы, которые происходят во всех живых организмах, т.е. и в нем самом.
Биология помогает разобраться в вопросах устройства жизни на планете.

Б. Выберите правильный ответ.

1. Клетку окружает и отделяет от внешней среды.
А. клеточная мембрана

3. Наука о живой природе носит название
В. биология

В. Составьте слово, которое содержит предложенные гласные буквы в указанном порядке.

1. Буквы е, е, и, е.
Деление

2. Буквы и, о, а, а.
Цитоплазма

Г. Найдите лишнее слово среди предложенных.

Глава 2. Многообразие живых организмов

§8. Царства живой природы стр. 38

1. Что означает слово «классификация»? Для чего нужна классификация?

2. Объясните, по каким признакам ученые относят организмы к одному виду?

К одному виду относятся организмы, схожие по строению и особенностям жизнедеятельности, у которых есть возможность скрещиваться и давать здоровое потомство.

3. Рассмотрите рисунок 28. Какие их указанных царств живой природы вам уже знакомы? Приведите примеры представителей этих царств.

Животные: волк, лось.
Грибы: опята, мухомор.
Бактерии: холера, туберкулез.
Растения: бамбук, ромашка, полынь.

4. Какие организмы самые мелкие на Земле? Как ученым удалось их обнаружить и изучить?

§9. Бактерии: строение и жизнедеятельность стр. 42

1. С помощью рисунка 33 назовите основные части бактериальной клетки.

1) клеточной стенки
2) капсулы
3) жгутика
4) ворсинки
5) цитоплазмы

2. Какие типы питания характерны для бактерий?

3. По каким признакам бактерий относят к прокариотам?

Бактерий относят к прокариотам, т.к. в их клетках нет оформленного ядра. Клетка заполнена неподвижной цитоплазмой без вакуолей.

4. Как размножаются бактерии?

Бактерии размножаются при помощи деления клетки надвое.

5. Назовите бактерии, в клетках которых содержится хлорофилл.

Хлорофилл находится в клетках цианобактерий.

§10. Значение бактерий в природе и для человека стр. 45

1. Какое свойство бактерий позволяет использовать их в очистных сооружениях?

Бактерии обладают свойством разлагать органические соединения.

2. Какие бактерии полезны человеку?

Полезны для человека бифидобактерии, лактобактерии, клубеньковые бактерии.

3. Назовите, с какими бактериями вам приходилось сталкиваться в вашей жизни.

4. В чем опасность использования консервированных продуктов в пищу?

§11. Растения стр. 51

1. Какова роль растений в природе и жизни человека?

Растения в природе осуществляют фотоситез, выделяют кислород, необходимый для всего живого, являются пищей для многих животных и человека.

В жизни человека растения важны как производители кислорода, источник питания; из них изготавливают лекарства, одежду, материалы; используют в промышленных целях.

2. Каковы основные признаки растений?

3. Назовите основные группы растений и охарактеризуйте их.

Цветковые – имеют цветок и плод. Есть стебель, листья и корень (корень и побег).
Голосеменные – их семена находятся в шишках. Листья видоизменены в хвою.
Мхи, хвощи, папоротники, плауны – споровые растения с более примитивным строением.
Водоросли – водный образ жизни. Тело представлено слоевищем. Примитивное строение.

4. Назовите деревья и кустарники, которые растут недалеко от вашего дома.

Деревья – береза, тополь, ива.
Кустарники – сирень, шиповник.

§12. Животные стр. 56

1. По каким общим признакам всех животных объединяют в одно общее царство?

2. Что называют фауной?

3. С какими группами животных вы познакомились? Какая из этих групп наиболее многочисленная?

Группы животных: членистоногие, протисты, моллюски, хордовые, иглокожие, черви.

К самой многочисленной относятся членистоногие.

4. Какова роль животных в природе и жизни человека?

В природе животные являются звеном в цепи питания.
В человеческой деятельности животные используются в пищу, из них делают одежду. Также животные используются в качестве рабочей силы, сырья в промышленности.

1. Каково строение гриба?

Гриб состоит из мицелия (грибницы), ножки и шляпки (плодового тела).

2. Почему о грибе говорят: «Это не растение и не животное – это и то и другое»?

Грибы не относят ни к животным, ни к растениям, потому что по типу питания они гетеротрофы (как животные), но при этом у них неподвижная жизнь, как у растений.

Грибы относятся к группе эукариот в связи с тем, что их клетки имеют одно или несколько ядер.

§14. Многообразие и значение грибов стр. 65

2. Назовите главные функции плодового тела у шляпочных грибов.

3. Почему нельзя вырастить подосиновик или груздь в искусственных условиях?

Подосиновик и груздь относятся к грибам-симбионтам. Для существования им необходимы осина (или тополь груздю). С деревьями они образуют микоризу, без которой существование данных грибов невозможно.

4. Как можно обезопасить себя от отравления грибами?

§15. Лишайники стр. 69

1. Почему лишайники могут играть роль показателей чистоты воздуха?

Лишайники растут только в условиях чистого воздуха, при загазованности или задымлении лишайники погибают.

2. Какие функции в организме лишайника выполняет гриб и водоросль?

3. Почему лишайник называют симбиозом?

4. Почему лишайники могут жить в самых бесплодных местах?

Лишайники могут жить везде, где чистая атмосфера, и где можно получить воду: туман, рома, дожди и пр. Поэтому лишайники неприхотливы к местам обитания.

§16. Значение живых организмов в природе и жизни человека стр. 72

1. Какую пользу человек получает от растений?

Растения в жизни человека используются в пищу, из них изготавливают лекарственные препараты и БАДы, получают ткани, а также растения производят кислород, без которого невозможна была бы жизнь живых существ.

2. Каких животных научился разводить человек?

Человек приручил собак, кошек, а также сельскохозяйственных животных: коровы, овцы, кони, домашнюю птицу (утки, гуси, индюки) и пр.

3. Почему в природе не бывает вредных организмов?

Каждое животное, каждый организм выполняет свою собственную функцию, необходимую для поддержания цепи питания.

4. Почему важно сохранять биологическое разнообразие?

Подведем итоги главы 2

Подведем итоги стр. 73-74

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ

1. На какие царства ученые разделяют живую природу?

Царства живой природы:
1. Растения
2. Животные
3. Бактерии
4. Грибы
5. Вирусы

2. Каково строение клетки?

Клетка состоит из ядра, клеточной мембраны, цитоплазмы и органоидов.

3. В чем различие между клетками растений и бактерий?

5. Чем животные отличаются от других организмов?

6. Какие организмы носят название простейшие?

К простейшим относятся одноклеточные организмы или организмы, которые имеют простое строение.

7. Какова роль грибов в природе?

Грибы разрушают органическое вещество, которое потом усваивается новыми растениями.

8. Назовите меры по предупреждению отравления грибами.

9. Как питаются бактерии?

10. Почему надо изучать вирусы?

11. Назовите основные группы растений.

Цветковые – имеют цветок и плод. Есть стебель, листья и корень (корень и побег).
Голосеменные – их семена находятся в шишках. Листья видоизменены в хвою.
Мхи, хвощи, папоротники, плауны – споровые растения с более примитивным строением.
Водоросли – водный образ жизни. Тело представлено слоевищем. Примитивное строение.

12. Почему у растений есть различные ткани?

Каждая ткань выполняет определенную функцию, что позволяет всем органам растения правильно функционировать.

13. Где растут лишайники?

Лишайники могут жить везде, где чистая атмосфера, и где можно получить воду: туман, рома, дожди и пр. Поэтому лишайники неприхотливы к местам обитания.

14. Почему растение называют автотрофом?

Растения называют автотрофами, потому что они самостоятельно синтезируют органические вещества из неорганических.

15. Каких животных человек содержит дома? Для чего ему это нужно?

ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЯ

А. Задания на сравнение и объяснение.

1. Сравните строение бактериальной клетки и простейшего.

Бактериальная клетка имеет более простое строение, чем клетка простейшего организма. В клетке простейшего имеются ядро, органоиды, которые отсутствуют в клетке бактерии.

2. Сравните способы питания грибов, растений и животных.

3. Объясните, почему жизнь грибов и животных без зеленых растений на нашей планете невозможна.

Б. Выберите правильный ответ.

1. К неклеточным формам жизни относятся
б) вирусы

2. Ядро отсутствует в клетках
г) бактерий

3. Зеленый пигмент хлорофилл находится в клетках
б) растений

В. Составьте слово, которое содержит предложенные согласные буквы в указанном порядке.

1. Буквы л, ш, н, к
Лишайник.

2. Буквы ж, в, т, н
Животные.

3. Буквы г, р, б, к, р, н
Грибокорень.

4. Буквы р, с, т, н
Растения.

Глава 3. Жизнь организмов на планете Земля

§17. Среды жизни планеты Земля стр. 77-78

1. Назовите среды жизни, где обитают живые организмы.

Среды обитания живых организмов:
1) водная;
2) почвенная;
3) наземно-воздушна;
4) организменная.

2. Чем условия водной среды отличаются от условий наземно-воздушной среды?

В водной среде гораздо меньше кислорода, отсутствует свет на глубине, высокое давление и высокая плотность среды.

3. В какой среде жизни обитает воробей?

Воробей обитает в наземно-воздушной среде.

4. Приведите два-три примера обитателей водной среды.

В водной среде обитают: креветки, окунь, осьминог.

5. В какой среде живет человек?

Человек живет в наземно-воздушной среде.

§18. Экологические факторы среды стр. 81

1. Какие экологические факторы влияют на жизнь в природе?

На жизнь в природе влияют такие факторы, как температура, свет, влажность, а также антропогенный фактор и пр.

2. Почему антропогенный фактор часто считают фактором угрозы для природы?

Антропогенный фактор, т.е. фактор воздействия человека на природу, несет, как правило, негативный характер: вырубка лесов, осушение болот, загрязнение воды и воздуха, истребление животных.

3. Поясните, как вы понимаете выражение «разумная деятельность людей в природе»?

Разумной деятельностью людей в природе можно назвать рациональное использование ресурсов, поиск альтернативных идей для решения человеческих нужд.

§19. Приспособления организмов к жизни в природе стр. 84

1. Назовите экологические факторы живой природы, важные для животных.

Для животных важны все факторы живой природы: свет, вода, состав почвы, чистота воздуха, а также наличие пищи, хищников и т.д.

2. Почему зеленый кузнечик имеет такую окраску?

3. Как цветковые растения привлекают насекомых-опылителей?

Для привлечения опылителей цветковые растения наделены приятным ароматом, ярким цветом. У некоторых растений цветки собраны в соцветия для усиления эффекта.

4. Объясните, могут ли растения защитить себя от животных?

В процессе эволюции некоторые растения выработали механизмы защиты, например, колючки, шипы, жгучие волоски.

§20. Природные сообщества стр. 87

1. Каким образом химические вещества перемещаются из неживой природы в живую и обратно?

2. Что называют пищевой цепью?

3. Какие природные сообщества встречаются в вашем регионе?

В нашем регионе встречаются сосновые леса, березовые рощи, болота.

4. Что называют круговоротом веществ?

Это бесконечный повторяющийся цикл перемещения и превращения веществ в природе.

§21. Природные зоны России стр. 93

1. Какая природная зона занимает самую большую территорию в России?

2. Чем отличается тундра от степи?

3. Какие животные обитают в тайге?

Тайга заселена обычно большим количеством различных видов животных, например: это лось, белка, заяц-беляк, глухарь, рябчик, множество насекомых, а также бурый медведь, рысь, соболь, бурундук, кабарга и мн. др.

4. Почему надо знать, где обитают сайгак и стрепет?

Сайгак и стрепет находятся на грани вымирания, поэтому необходимо изучать из местообитания, чтобы обеспечить сохранность вида.

§22. Жизнь организмов на разных материках стр. 98

1. Почему растения и животные Африки отличаются от растений и животных Австралии?

2. Какие культурные растения завезены к нам из Южной Америки?

Из Южной Америки были завезены: картофель, томаты, ананас, арахис, тыква.

3. Почему в Южной Америке очень богатый живой мир, а рядом расположенный Антарктиде живой мир очень беден?

В Антарктиде очень суровый холодный климат, земля покрыта толстым слоем снега и льда. А в Южной Америке климат благоприятный для произрастания и проживания большого количества разных видов растений и животных.

4. Какие животные могут существовать в Антарктиде?

В Антарктиде существуют животные, которые приспособлены к суровым условиям сухого и холодного климата это материка. Фауна представлена такими животными, как синий кит, косатка, пингвины, поморники, тюлени, морские котики, креветки, веслоногие рачки, клещи, вши, блохи, пухоеды.

§23. Жизнь организмов в морях и океанах стр. 103

1. Каким образом некоторые моллюски приспособлены к жизни в зоне, где есть прибой?

В зоне прибоя моллюски прикрепляются при помощи специальных клейких нитей к поверхности камней, или очень прочно прирастают к ним.

2. Рассмотрите рисунок, где изображены акула и дельфин. Почему они имеют похожую форму тела и плавников?

И акула и дельфин проживают в условиях открытой воды, поэтому им необходима обтекаемая форма тела и сильные плавники.

3. Объясните, почему скопление планктона называют «пастбищем»?

Потому что планктон служит пищей для рыб и китов.

4. Что называют планктоном?

Подведем итоги после главы 3

Подведем итоги после главы 3 стр. 104

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ

1. Где обитают живые организмы на нашей планете?

Среды обитания живых организмов:
1) водная;
2) почвенная;
3) наземно-воздушна;
4) организменная.

2. Охарактеризуйте условия жизни организмов в почвенной среде жизни.

В почвенной среде нет солнечного света, присутствует вода, там низкое содержание кислорода, не характерны сильные перепады температур.
Сама среда обитания твердая.

3. Приведите примеры растений и животных, обитающих в водной среде.

В водной среде обитают: окунь, акула, дельфин, медузы, тунец и др.

4. Назовите виды экологических факторов, которые влияют на жизнь организмов в природе.

5. Поясните, как животные приспособлены к суровым условиям зимы.

К зиме животные накапливают толстый слой жира, у них отрастает подшерсток.
Некоторые животные ложатся в спячку, чтобы пережить зиму. Во время спячки все жизненные процессы замедляются, организм расходует накопленный жир в качестве питания.

6. Что называют природным сообществом?

7. Назовите, от чего зависит разнообразие природных сообществ в разных природных зонах и на разных материках.

Разнообразие природных сообществ на разных материках зависит от климатических условий.

8. Охарактеризуйте организмы, называемые планктонными.

9. Что собой представляет тайга?

10. Приведите два-три примера крупных животных, обитающих в водной среде.

ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЯ

А. Задания на сравнение и объяснение.

1. Сравните условия обитания рыб – удильщика и акулы.

Удильщик обитает в очень глубоких местах. Его тело очень сильное и плотное, потому что должно выдерживать сильное давление глубоководья. Для приманивания добычи имеет «удочку с фонариком».
Акулы обитают на средних глубинах в открытой воде. Поэтому они имеют торпедовидную форму и сильные плавники.

2. Объясните, какие способы приспособления имеются у акулы и удильщика, связанные с условиями, в которых они обитают?

Удильщик обитает в очень глубоких местах. Его тело очень сильное и плотное, потому что должно выдерживать сильное давление глубоководья. Для приманивания добычи имеет «удочку с фонариком», что позволяет питаться в условиях полного отсутствия света.

Акулы обитают на средних глубинах в открытой воде. Поэтому они имеют торпедовидную форму и сильные плавники. Также они обладают мощной челюстью.

Б. Выберите правильный ответ.

1. В природном сообществе растения обычно выполняют функцию:
б) производителя

2. Самое бедное разнообразие живых организмов свойственно:
в) Антарктиде

В. Составьте слово, которое содержит предложенные буквы в указанном порядке.

1. Составьте слово из заданных согласных букв, гласные буквы используйте любые.

б) Буквы с, т, п
степь

в) Буквы т, н, д, р
тундра

2. Составьте слово из заданных гласны букв, согласные буквы используйте любые

а) Буквы и, о, о, и, я
биология

б) Буквы о, а, и
организм

Г. Вставьте пропущенное слово.

1. Воздействие людей на природу – это антропогенный фактор
2. Воздействие климата на организмы – это фактор неживой природы.
3. Зеленый цвет гусеницы бабочки – это покровительственная окраска.

Глава 4. Человек на планете Земля

§24. Как появился человек на Земле стр. 110

1. Назовите, какие виды людей жили раньше на Земле.

На Земле жили: Человек умелый, Неандерталец, Кроманьонец.

2. Чем отличался кроманьонец от человека умелого?

Кроманьонец, в отличие от человека умелого, обладал более высоким ростом, большей массой мозга, умел обращаться с огнем, сооружал сложные орудия труда, проводил обряды и ритуалы, изготавливал украшения, у него появилась речь.

3. Как повлияло одомашнивание животных и растений на жизнь людей?

В результате одомашнивания растений и животных жизнь человека облегчалась, стало меньше риска для жизни и больше времени, чтобы заниматься саморазвитием, общением с окружающим миром.

4. Какими были первые орудия, изготовленные человеком?

Первое орудие труда представляет собой обточенный камень.

§25. Как человек изменял природу стр. 112

1. Каким образом человек воздействует на природу?

Антропогенный фактор, как правило, отрицательно воздействует на природу.
Человек засоряет окружающий мир, загрязняет воздух, воду, вырубает леса, высушивает водоемы, истощает запасы природных ресурсов, истребляет растения и животные.

2. Как в природе может проявляться антропогенный фактор?

Отрицательные проявления: вырубка лесов, постройка дамб, уничтожение растительности, загрязнение окружающей среды, отстрел животных.
Положительные проявления: посадка деревьев, создание заповедников, растениеводство, очищение рек.

3. Почему тропический лес восстановить труднее, чем северную тайгу?

В тропических лесах большая влажность, больше гниения корневой системы саженцев, чем в тайге, поэтому вероятность того что растение приживется крайне мала, да и нужно учитывать еще то, что в тайге неприхотливые растения, нежели в тропиках. К тому же в вырубленном тропическом лесу меняется микроклимат и почва, за счет этого восстанавливать его намного сложнее. А тайга восстанавливается за счет того, что семена деревьев разносятся ветром на значительные площади. Кроме того, в тайге меньшее разнообразие видов, чем в тропиках. Тропический лес труднее восстановить также из-за этого, потому что негде взять такое большое количество разных саженцев сотен видов.

§26. Важность охраны живого мира планеты стр. 116

1. Назовите растения, ставшие редкими по вине человека.

По вине человека в Красную книгу России попали такие растения, как Безвременник веселый, Подснежник широколистный, Лилия саранка, Лотос орехоносный, Женьшень обыкновенный, Меч-трава, Водяной орех, Самшит колхидский, Пион тонколистный, Фиалка надрезанная.

2. По каким причинам животные и растения становятся редкими?

3. Какие животные и растения находятся под охраной в вашем регионе?

4. Каково назначение заповедников?

§27. Сохраним богатство живого мира стр. 119

1. Почему необходимо охранять природу?

2. Что, по вашему мнению, необходимо сделать для спасения природы?

Для спасения природы необходимо подыскивать альтернативные источники удовлетворения нужд человека. Например, солнечные батареи или использование силы ветра.
Также необходимо серьезно отнестись к проблеме промышленных выбросов. Более тщательно проводить разработки фильтров.
Очень важно уделять внимание переработке использованных материалов, таких как пластик. Потому что очень много мусора на планете, который убивает живые организмы.

3. Как могут школьники помочь в деле охраны природы?

Школьники могут не мусорить, ходить на субботники, участвовать в озеленении своих населенных пунктов, подкармливать птиц.

Подведем итоги после главы 4

Подведем итоги после главы 4, стр. 120-121

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ

1. Где на Земле появились первые предки человека?

2. Почему одного из предков человека назвали человеком умелым?

Потому что человек научился изготавливать простейшие орудия труда.

3. Чем отличается человек разумный от остальных своих предков?

Человек разумный отличался большим объемом мозга (по сравнению с неандертальцем), двуногим передвижением, развитием кистей рук, уменьшенными челюстями, меньшим волосяным покровом, более сложным поведением и уровнем общения с соплеменниками.

4. Каким образом человек изменял облик нашей планеты?

В ходе своей деятельности человек изменял облик планеты: строительство селений и городов, авто- и ж/д дорог, вырубка лесов, осушение водоемов, приручение животных.

5. Каким образом человек стремится восстановить разрушенные им богатства?

С помощью заповедников, ограничения добычи и использования редких видов животного мира и ископаемых, применения мер наказания за браконьерство.

6. Какое значение для развития человечества имел такой признак человека, как объем мозга?

В увеличением объема мозга увеличивались способности человека. Появилась речь, способности к решению различных задач, изготовлению более эффективного орудия труда.

7. Поясните, зачем нужны заповедники?

8. Как школьники нашей страны участвуют в охране редких видов?

Помогали спасти лотос (собирали семена и распространяли их по разным озерам), женьшень и золотой корень, а также другие виды.

Выполните задания

А. Задания на сравнение и объяснение

1. Сравните человека умелого и кроманьонца

Кроманьонец, в отличие от человека умелого, обладал более высоким ростом, большей массой мозга, умел обращаться с огнем, сооружал сложные орудия труда, проводил обряды и ритуалы, изготавливал украшения, у него появилась речь.

3. Объясните, почему люди в любом возрасте обязаны охранять природную среду.

Б. Выберите правильный ответ из предложенных утверждений.

1. Самый близкий предок современного человека – это:
в) кроманьонец

2. Новый этап развития человека начался тогда, когда первобытные люди научились изготовлять орудия из:
в) из камня

3. Из каких растений по велению Петра 1 была выращена Ливауловская роща под Петербургом?
б) лиственницы.

В. Составьте слово, которое содержит предложенные буквы в указанном порядке.

1. Составьте слово из заданных гласных букв, согласные используйте любые:

а. Буквы а, о, е, и
заповедник

б. Буквы е, о, е
человек

в. Буквы о, а, а
охрана

2. Составьте слово из заданных согласных букв, гласные используйте любые:

а. Буквы в, с, т, р, л, п, т, к
австралопитек

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *