какое расстояние является нормой для социальной зоны
Какое расстояние является нормой для социальной зоны
УЧРЕЖДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
ПРАВИЛА РАСЧЕТА И РАЗМЕЩЕНИЯ
Institutions providing social services for the population. Calculation and allocation guidelines*
Дата введения 2013-07-01
Сведения о своде правил
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 «Строительство»
3 ПОДГОТОВЛЕН к утверждению Управлением градостроительной политики
5 ЗАРЕГИСТРИРОВАН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт)
Изменение N 1 внесено изготовителем базы данных
Введение
Настоящий свод правил разработан в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и с принципами Конвенции ООН о правах инвалидов, подписанной Российской Федерацией в сентябре 2008 г. и ратифицированной 3 мая 2012 г. [11].
Настоящий свод правил детализирует требования СП 59.13330 и СП 118.3330 в части определения вместимости учреждений, объединения их в центры, определения участков и может применяться совместно с другими документами в области проектирования и строительства.
В нормативном документе реализованы также требования федеральных законов [1]-[4], [12].
1 Область применения
1.1 Настоящий свод правил устанавливает:
нормы расчета учреждений для различных видов обслуживания (социально-бытового, социально-медицинского, социально-реабилитационного, социально-консультативного, социального жилища);
правила подсчета потребности в учреждениях и центрах социального обслуживания для каждой структуры МГ;
правила размещения объектов и центров на территории городской и сельской застройки.
1.2 Свод правил распространяется на учреждения: долгосрочного (преимущественно стационарного) пребывания МГ; среднесрочного (включая пятидневного) обслуживания; краткосрочного (разового) обслуживания; специального обслуживания.
1.3 Свод правил не распространяется на обслуживание МГ в учреждениях: Федерального уровня (специализированных центров диагностики, реабилитации, лечения и отдыха); НИИ и экспертных центров по проблемам геронтологии; учебных заведений по подготовке работников социальных служб.
2 Нормативные ссылки
В настоящем своде правил использованы ссылки на следующие нормативные документы:
ГОСТ Р 52143-2013 Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг
ГОСТ Р 52495-2005 Социальное обслуживание населения. Термины и определения
ГОСТ Р 52498-2005. Социальное обслуживание населения. Классификация учреждений социального обслуживания
ГОСТ Р 52880-2007 Социальное обслуживание населения. Типы учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов
ГОСТ Р 52883-2007 Социальное обслуживание населения. Требования к персоналу учреждений социального обслуживания
ГОСТ Р 52888-2007 Социальное обслуживание населения. Социальные услуги детям
СП 42.13330.2011 «СНиП 2.07.01-89*. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»
СП 59.13330.2012 «СНиП 35-01-2001. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»
СП 118.13330.2012 «СНиП 31-06-2009 Общественные здания и сооружения» (с Изменением N 1)
СанПиН 2.1.3.2630-10 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность
3 Термины и определения
В настоящем своде правил приняты термины и определения, установленные в ГОСТ Р 52495, ГОСТ Р 52880, ГОСТ Р 52143 и СП 59.13330, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 абилитация: Система психолого-педагогических и медико-социальных мероприятий, имеющих целью предупреждение и лечение тех патологических состояний у детей раннего возраста, еще не адаптировавшихся к социальной среде, которые приводят к стойкой утрате возможности трудиться, учиться и быть полезным членом общества.
3.2 подразделение абилитации детей; ПАД: Структурная единица учреждений социального обслуживания населения, занимающаяся абилитацией детей в возрасте от рождения до 3-4 лет и оказывающая психологическую, социально-педагогическую, консультативную и иную помощь их семьям.
Раздел 3 (Измененная редакция, Изм. N 1).
4 Общие положения
4.1 Настоящий свод правил детализирует СП 42.13330 и применяется при проектировании муниципальных образований, развитии застроенных территорий, а также при разработке схем развития и размещения объектов социальной инфраструктуры. Состав учреждений соответствует ГОСТ Р 52498 и ГОСТ Р 52880.
4.2 При расчете системы социального обслуживания и размещении учреждений следует учитывать:
различный состав и характеристики городских и сельских МГ;
наличие существующей сети учреждений социального обслуживания, степень соответствия рекомендуемому составу, показателям обеспеченности;
ресурсные возможности развития сети и функционирования учреждений;
наличие у существующих учреждений земельных участков.
4.3 В настоящем документе учитываются:
особенности демографической и физиологической структур МГ;
существующие и перспективные виды услуг и формы обслуживания;
основные типы поселений и иерархические уровни обслуживания.
4.4 Норма расчета вместимости учреждений социального обслуживания устанавливается на 1 тыс. маломобильных граждан.
Расчетные единицы в зависимости от вида обслуживания выражаются либо натурально (места, койки, посты, посадочные места, квартиры), либо в виде посещений и обращений МГ, либо в численности обслуживающего персонала (социальные работники, консультанты).
4.5 Расчет сети учреждений социального обслуживания населения рекомендуется производить для двух видов территориального планирования муниципальных образований:
в составе схем территориального планирования муниципального района или городского округа (выявляется пропорция в развитии сети стационарных учреждений центрального и остальных поселений района, округа);
4.6 При формировании системы и типов учреждений, кроме дифференцированного учета потребностей в социальном обслуживании, необходимо также учитывать способность МГ к самообслуживанию согласно таблице 1.
Характеристика МГ по степени самообслуживания
в городских поселениях
в сельских поселениях
Способные к полному самообслуживанию
Способные к частичному самообслуживанию
Не способные к самообслуживанию
4.7 Маломобильные граждане по семейному статусу разделяются на:
семейных, проживающих совместно с другими родственниками и имеющих возможность получать от них частичную социальную поддержку (55% и 30% соответственно).
Правила поведения в общественных местах и связанные с этим ограничения
К общественным местам относятся места значительного скопления граждан (улицы, площади, парки, стадионы, транспорт), а также любые места, свободные для доступа неопределенного круга лиц, в которых могут находиться люди (подъезды, пешеходные переходы, остановки, торговые центры, залы ожидания и др.). Однако в некоторых случаях законодатель относит толкование правовых норм на усмотрение правоприменителя, что является вполне логичным, учитывая разнообразие объектов, которые могут быть признаны общественными местами.
Вполне естественно, что права и свободы человека и гражданина, в том числе пределы его поведения в общественных местах, могут быть ограничены законом. Это прямо закреплено в Конституции Российской Федерации. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55).
Указанная норма логично соотносится с ч. 3 ст. 17 Конституции, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Наиболее важными среди нормативных актов, регламентирующих правила пребывания людей в общественных местах, можно назвать Федеральный закон от 23.02.2013 N 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. ст. 6.24, 20.1, 20.20, 20.21, 20.2.2).
Особое внимание уделено законодателем охране здоровья граждан, пребывающих в общественных местах.
В частности, ст. 12 Федерального закона от 23.02.2013 N 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (ред. от 26.04.2016) установлен запрет курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах.
Для предотвращения воздействия окружающего табачного дыма на здоровье человека запрещается курение табака:
1) на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг, услуг учреждениями культуры и учреждениями органов по делам молодежи, услуг в области физической культуры и спорта;
2) на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг;
3) в поездах дальнего следования, на судах, находящихся в дальнем плавании, при оказании услуг по перевозкам пассажиров;
4) на воздушных судах, на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения (в том числе на судах при перевозках пассажиров по внутригородским и пригородным маршрутам), в местах на открытом воздухе на расстоянии менее чем пятнадцать метров от входов в помещения железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, станций метрополитенов, а также на станциях метрополитенов, в помещениях железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, предназначенных для оказания услуг по перевозкам пассажиров;
5) в помещениях, предназначенных для предоставления жилищных услуг, гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания;
6) в помещениях, предназначенных для предоставления бытовых услуг, услуг торговли, общественного питания, помещениях рынков, в нестационарных торговых объектах;
7) в помещениях социальных служб;
8) в помещениях, занятых органами государственной власти, органами местного самоуправления;
9) на рабочих местах и в рабочих зонах, организованных в помещениях;
10) в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов;
11) на детских площадках и в границах территорий, занятых пляжами;
12) на пассажирских платформах, используемых исключительно для посадки в поезда, высадки из поездов пассажиров при их перевозках в пригородном сообщении;
13) на автозаправочных станциях.
Часть 1 статьи 6.24 КоАП РФ устанавливает ответственность за нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на отдельных территориях, в виде административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи пятисот рублей, а нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на детских площадках влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей (ч. 2 ст. 6.24 КоАП РФ).