какое радио распространяет сплетни и слухи

Сарафанное радио: эффективный метод продвижения или неуправляемый канал распространения слухов

Дмитрий Горчаков
начальник службы по связям с общественностью банка «Центр-инвест»
Елена Коновалова
генеральный директор консалтингового центра «Стратегии успеха»
Гарник Кочарян
руководитель направления «Управленческое консультирование» консалтинговой группы «Ключевой фактор»
Павел Родин
руководитель PR-службы компании «КаР-Тел» (ТМ «Билайн») в Казахстане
Сергей Смирнов
генеральный директор фонда «Прикладная политология»
Елена Толстопятова
коммерческий директор компании «PR-эксперт»
Юлия Хренова
директор компании DonModels group

Чем сарафанное радио отличается от вирусного маркетинга?


Какую сарафанную кампанию можно считать успешной?


Как заставить клиентов рекомендовать вашу компанию друзьям и знакомым?

«Сарафанное радио» или «вирусный маркетинг» достаточно популярны в среде ростовских бизнесменов. Особенно часто на этот канал распространения информации уповают представители b2b-бизнеса — аудиторы, юристы, кадровики и тренеры, а также медицинские работники. На очередном заседании Дискуссионного клуба «ДК», посвященном этому достаточно неоднозначному инструменту продвижения, эксперты и участники встречи попытались разобраться в технологии распространения слухов и понять, как заставить их работать на благо компании. По мнению ПАВЛА РОДИНА, руководителя PR-службы компании «КаР-Тел» (ТМ «Билайн») в Казахстане (до 2-го января — руководитель отдела по связям с общественностью компании «Вымпелком» в ЮФО), когда в Ростове говорят «сарафанное радио», то, в первую очередь, подразумевают спонтанно возникающие среди пользователей и передаваемые из уст в уста слухи о конкретной компании и ее услугах, причем распространяемая информация не всегда положительная. Эксперты согласились с этим мнением, отметив, что, в отличие от вирусных маркетинговых акций, инициируемых самими компаниями, «сарафанные кампании» крайне сложно самостоятельно запустить и еще сложнее ими управлять.

Сарафанное радио всегда дает неожиданный результат

Тема «сарафанного радио» оказалась актуальной для многих ростовских компаний — в зале не хватило мест для всех желающих. В самом начале обсуждения эксперты Дискуссионного клуба отметили, что традиционные способы продвижения товаров с каждым годом теряют эффективность. «По мере увеличения количества рекламных сообщений, с которыми люди сталкиваются изо дня в день, каждое из них привлекает к себе все меньше внимания. Большинство потребителей не воспринимают рекламу как достоверный источник информации», — сказала ЕЛЕНА ТОЛСТОПЯТОВА, коммерческий директор компании «PR-эксперт». — Поэтому руководители компаний прибегают к новым способам привлечения клиентов и вооружаются нестандартными маркетинговыми инструментами».

По мнению экспертов, одним из наи- более эффективных из них является вирусный маркетинг. Ни один из экспертов «ДК» не согласился с довольно распространенным мнением о тождественности понятий «вирусный маркетинг» и «сарафанное радио». Собравшиеся отметили, что многие даже опытные предприниматели путают эти два термина. «На самом деле, это два разных явления, которые схожи лишь в одном: в распространении информации о компании, товарах или услуге участвует большое количество людей, которые не имеют никакого отношения к фирме, — выразил свое мнение СЕРГЕЙ СМИРНОВ, генеральный директор фонда «Прикладная политология». По его словам, вирусный маркетинг — одна из разновидностей PR-акций, во время которой с помощью каких-либо эпатажных или нестандартных действий (уличный флэш-моб, скандальная реклама, псевдо-спам и т.п.) фирма инициирует обсуждение своего бренда или товара в среде потенциальных клиен- тов. Такие спланированные кампании стоят денег и часто требуют разработки креативных сценариев, найма актеров и статистов. «А вот за «сарафанное» радио никто не платит, так как это процесс нерегулируемый: слух возникает сам по себе, распространяется с большой скоростью без специальных маркетинговых технологий, его невозможно корректировать и перенастраивать. И что самое опасное — он может негативно сказываться на имидже компании, — полагает г-н Смирнов, — так как, переходя от человека к человеку, информация имеет свойство искажаться».

Начальник службы по связям с общественностью банка «Центр-инвест» ДМИТРИЙ ГОРЧАКОВ добавил, что «сарафанного радио» стоит опасаться тем компаниям, которые предоставляют некачественную услугу. «Когда компания работает максимально прозрачно и предоставляет действительно качественные товары и услуги, «сарафанное» радио помогает увеличивать число клиентов — реальные клиенты рекомендуют вашу компанию своим друзьям и знакомым. При ином раскладе эффект может быть обратным», — заметил г-н Горчаков.

Одной из причин, по которой вирусный маркетинг ошибочно называют «сарафанным радио», эксперты считают схожие свойства этих социальных механизмов распространения информации: в определенный момент источник слуха о компании теряет контроль над его распространением. По мнению Павла Родина, этот момент наступает практически сразу же после запуска. «Действительно, мы можем создать слух и запустить его, затратив на это ресурсы компании. Но его дальнейшая судьба нам принадлежать не будет», — сказал он. Елена Толстопятова согласилась с тем, что вирусным маркетингом можно управлять только на этапе создания и запуска слухов. По ее словам, многие рекламные агентства предлагают своим клиентам такую услугу. «Достаточно часто случается, что у предпринимателей снижаются продажи, и через стандартные промо- и рекламные акции повысить их не удается. В таких случаях мы часто предлагаем клиентам попробовать применить механизмы вирусного маркетинга. К примеру, запускаем в наружной рекламе или рекламе на телевидении загадочные слоганы и изображения, тем самым интригуя потенциальную аудиторию, и постепенно дополняем их информацией. Людям интересно узнать, что же за этим скрывается и какой продукт рекламируется, и они внимательно следят за этой рекламой. Это своеобразная игра, в которую потребителям нравится играть. В итоге продажи рекламируемого продукта увеличиваются в разы», — рассказала г-жа Толстопятова.

Собравшиеся на встрече Дискуссионного клуба согласились: спрогнозировать результат вирусного маркетинга невозможно. Результат часто бывает непредсказуемый, поэтому инструмент этот достаточно рискованный. «Когда бизнесмен соглашается продвигать свой товар или услугу с помощью вирусного маркетинга, он должен понимать, что риск потратить деньги впустую достаточно велик — нельзя предугадать, как поведет себя потребитель и будет ли реакция на вирусную кампанию, но и результат при удачном раскладе может превзойти все ожидания — сказала г-жа Толстопятова.

Правильный слух должен основываться на мотивации

По мнению некоторых экспертов Дискуссионного клуба, предприниматели часто совершают ошибки при организации кампании по вирусному маркетингу, в результате чего не получают желаемого эффекта. Важно сделать так, чтобы потенциальные разносчики слухов — а именно информации, выгодной компании — были уверены, что эта информация настоящая, а не «мыльный пузырь». «В последнее время рекламодатели стали все чаще проводить акции, на которые люди практически не реагируют. Вот один из примеров «деревянной» вирусной кампании: пять человек в автобусе одновременно читали один и тот же журнал, а потом, как по команде, все пятеро вышли на одной и той же остановке. Всем остальным пассажирам сразу стало ясно, что это запланированная акция. Думаю, немногие из них пошли сразу после этого покупать этот журнал», — констатирует г-н Родин. Эксперты сошлись во мнении, что слух необходимо подавать так, чтобы никто не заметил его искусственного происхождения. «Энергетика неподкупности, искренности действует очень эффективно. И необходимая вашей компании молва в этом случае расходится быстро и качественно, — утверждает г-жа Толстопятова. — Когда пошла волна птичьего гриппа, запретили рекламу изделий из курицы и непосредственно куриного мяса. К нам в компанию пришел руководитель одной из птицефабрик, и попросил придумать для него такую акцию, которая стимулировала бы потребителей покупать кур его предприятия. Мы предложили ему такой вариант: женщины, не профессиональные актрисы, а обычные домохозяйки, в возрасте, приходили в продуктовые магазины и громко по сотовому телефону обсуждали якобы с подругами качество куриного мяса, естественно сообщая, что продукция нашего клиента самая подходящая и безопасная. В результате продажи существенно выросли — посетители этих магазинов не только покупали именно конкретных кур, но и советовали их знакомым».

ЮЛИЯ ХРЕНОВА, директор компании «DonModels group» уверена, что особо тщательно надо не только проработать идею «вирусной» кампании, но и проанализировать состав предполагаемой аудитории — выяснить уровень доходов потенциального клиента, возрастные рамки и т.п. Очень важно создать весомый информационный повод. «В этом году наше агентство проводило рекламную кампанию, рассчитанную на девушек-подростков. Мы потратили весомые бюджеты на радио- и телерекламу, на которую отреагировало всего сорок девушек. А вот когда одна из них уехала в Нью-Йорк и стала работать там моделью, об этом моментально узнал весь город. От желающих сотрудничать с нашим агентством не было отбоя», — рассказала г-жа Хренова.

Сергей Смирнов привел пример удачного использования вирусного маркетинга в предвыборной кампании: «В 1996 году во время предвыборной гонки между кандидатами на пост Президента РФ Борисом Ельциным и Геннадием Зюгановым, в Ростове была проведена очень успешная вирусная кампания. Двое молодых людей разной комплекции — один покрупнее, другой поменьше ходили по рынку «Гулливер», якобы выбирая куртку. Подходили к торговцам, мерили, наконец, находили ту, которая нравилась. «Маленький» говорил «большому»: «Ну что, давай покупай». Большой ему отвечал: знаешь, я, наверное, недельки через две приду, они уже дешевле будут. Второй ему: «Какие две недели! Ты что! Через неделю выборы, если Зюганова выберут, этот рынок закроют!». Вот так они ходили от одной торговки к другой. Ровно на пятой торговке, когда в очередной раз речь зашла о том, что нужно прийти через две недели, продавщица им сама сказала: «Молодые люди, какие две недели! Вы что не знаете, если через неделю выберут Зюганова, этот рынок закроют. Покупайте сейчас». По мнению г-на Смирнова, одно из важных правил успешного запуска слуха — личная заинтересованность людей, которые должны будут передавать слухи. К примеру, коммерческая выгода (в случае торговки, которой надо было продать куртку), либо эмоциональная — возможность выступить экспертом (я знаю, больше, чем все остальные). В этом, по мнению г-на Смирнова, и есть суть правильного применения вирусного маркетинга — найти такую мотивацию, чтобы люди добровольно распространяли необходимый вашей компании или политической партии слух.

Недовольные клиенты могут стать друзьями компании

Первый вопрос экспертам поступил от руководителя web-компании. Он поинтересовался, как сделать так, чтобы существующие клиенты приводили в компанию потенциальных клиентов? По мнению экспертов, вначале надо добиться реально высокого уровня сервиса и качества товаров и услуг. «Любая система скидок и мотиваций хороша тогда, когда клиент первый раз пришел в вашу компанию и получил качественную услугу. Если клиент уходит из вашей компании недовольным, никакая система мотивации не поможет», — полагает г-жа Толстопятова.

Компаниям, занимающимся розницей, Сергей Смирнов предложил использовать клубные или любые другие бонусные накопительные карты, благодаря которым потребители товаров смогут получать скидки. «Тогда покупатели будут заинтересованы приводить с собой родных и знакомых, чтобы вместе накапливать процент скидки», — объяснил г-н Смирнов.

Для предпринимателей, предоставляющих услуги для бизнеса, эксперты советуют находить партнеров, с которыми можно было бы вместе продвигать свой бренд. Например, выступить совместно спонсорами на каком-либо развлекательном либо социально значимом мероприятии, благотворительной акции, куда могли бы прийти и клиенты вашей компании, и той, с которой вы сотрудничаете. «Если вам позволяет бюджет, то вы можете провести интересный вечер, допустим, сигарный. Пригласите руководителей существующих компаний-клиентов. На этом вечере они смогут приятно провести время, пообщаться познакомится поближе. Пригласите также руководителей компаний, которых вы бы хотели видеть в числе своих клиентов. Таким образом, люди одного статуса и положения получат возможность расширить свои деловые контакты. В том числе они могут поделиться своими соображениями о том, как им работается с вами», — предложил г-н Родин.

«Но что же, все-таки, делать, если даже при качественной услуге находятся недовольные потребители, которые, например, в форуме на сайте компании распространяют о компании негативную информацию»? — поинтересовался у экспертов представитель крупной телекоммуникационной компании. Участники Дискуссионного клуба в своих ответах на этот вопрос несколько разошлись во мнениях. Павел Родин: «Первое, что необходимо сделать, чтобы предотвратить возникновение негативных слухов — оперативно реагировать на высказывания ваших клиентов на открытых информационных ресурсах — на форумах, на сайтах, в блогах. У вас должна быть четкая система ориентирования в интернете. Как только появляются негативные мнения о компании, необходимо сразу на них реагировать. Поблагодарите недовольного пользователя за обратную связь, пообещайте разобраться в причинах и устранить проблему. И главное, донесите информацию о том, как разобрались с проблемой, и что было сделано для ее устранения». По мнению г-на Родина, те люди, которые остались неудовлетворенными и молча ушли из компании (враги), принесут больший вред своими рекомендациями, чем те, кто смог выразить свое недовольство руководству. Г-н Смирнов посоветовал предложить недовольным клиентам стать добровольными экспертами: «Когда пул добровольцев сможет постоянно тестировать все новые услуги компании, постоянно выражать свое мнение, то вместо врагов компания получит союзников, пусть даже они будут продолжать негативно высказываться о ваших товарах и услугах».

ЕЛЕНА КОНОВАЛОВА, гендиректор консалтингового центра «Стратегии успеха» эффективным способом отслеживания негативных мнений считает книгу жалоб и предложений: «Ее можно создать на сайте компании. Но все желающие оставить свой отзыв должны обязательно регистрироваться. Тогда вы сможете узнать своего «врага» в лицо, и лично можете ему позвонить или отправить сообщение, что вы услышали его мнение и будете рады все исправить». ГАРНИК КОЧАРЯН, консультант-партнер консалтинговой группы «Ключевой фактор», был не согласен с мнением экспертов: «Таким образом фирма будет только терять недовольных клиентов, уповая на силы пресс-службы или PR-подразделения. Реальные проблемы бизнеса надо решать внутри компании, а не на форумах и сайтах. Если недостатки не устранять, пресс-служба не сможет реально исправить ситуацию. И тогда может возникать очень опасный разрыв между имиджем и репутацией фирмы на рынке».

Вирусный маркетинг — разработка таких рекламных стратегий, которые поощряют потребителей передавать рекламное сообщение друг другу. При этом информация воспринимается не как реклама, а, скорее, как досуг и развлечение. разработка таких рекламных стратегий, которые поощряют потребителей передавать рекламное сообщение друг другу.
Сарафанное радио — это неспланированные и неуправляемые сплетни, советы друзей и межличностная коммуникация, то есть сообщение, передающееся из уст в уста.

Источник

Какое радио распространяет сплетни и слухи

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Инфа 100%: как правильно распространять сплетни в городе

Эксперты Массачусетского технологического института разработали модель распространения слухов и сплетен в замкнутых сообществах: небольших городах или районах большого города.

В каждом таком сообществе есть устоявшаяся цепочка людей, которые все время распространяют какую-то информацию.

Во главе такой цепи стоит лидер мнений: он запускает слух, который потом волнами распространяется по сообществу.

Такого человека можно использовать в корыстных интересах. Например, ему можно передать информацию, которую неплохо было бы распространить. Это полезно и для бизнеса, и для государственной власти.

Выявить таких людей просто. Поспрашивайте в городе, кто здесь самый влиятельный человек и от кого обычно горожане узнают новости. Затем стоит найти местных лидеров мнений: учителей, хозяев магазинов и прочих. Если большинство людей заявило, что узнает информацию от них, то это и есть главные сплетники в городе. Им вполне можно доверить важную информацию, которую вы хотите распространить.

Общество состоит из людей, связанных в единую коммуникационную сеть. Информация передается одному из участников этой сети, а затем по цепочке идет от человека к человеку. Так появляются слухи, сам процесс ученые назвали «распространение от центра».

Информация является новостью лишь в течение ограниченного периода времени. Затем собеседники могут устать от ее обсуждения или найти более увлекательную и более свежую новость. Общество может одновременно обсуждать несколько возможных тем.

Центрами этой системы являются люди, которые чаще сплетничают по поводу друг друга. Обычно в обществе они хорошо известны, участники сети могут их назвать.

Как запустить сплетню: найти самого влиятельного сплетника

Эту теорию эксперты проверили на примере 35 деревень в индийском штате Карнатака. В среднем в деревне было около 200 домохозяйств.

На первом этапе у респондентов подробно вызнали, с кем они общаются. Например, кто посещает их дом, к кому ходят в гости они, у кого они занимают деньги и кому они дают в долг, кому они дают советы и к чьим советам прислушиваются. Обобщив данные, ученые нарисовали для каждой деревни схему передачи информации по цепи.

На втором этапе респондентам задали два вопроса. На них согласилась ответить лишь половина опрошенных.

1. Если мы захотим представить вашей деревне новый кредитный продукт, кому лучше всего доверить эту информацию, чтобы затем ее распространить?

В ответах респонденты упоминали примерно 5% домохозяйств.

2. С кем лучше поговорить, чтобы как можно больше людей узнали о концерте или спектакле, который мы хотим провести в деревне?

В ответ респонденты упоминали примерно 4% домохозяйств.

Ученые также выделили группу лидеров мнений: в нее попали 13% населения. Это учителя, хозяева магазинов, лидеры местных общественных организаций и другие авторитеты.

какое радио распространяет сплетни и слухи

какое радио распространяет сплетни и слухи

В результате выяснились, что, как правило, самые главные сплетники деревни – лидеры мнений (учителя или торговцы), при этом являющиеся членами влиятельных семей или домохозяйств. Реже встречается ситуация, когда домохозяйство называют влиятельным, но лидера мнений в нем нет. В этом случае члены домохозяйства все равно играют значительную роль в распространении слухов и сплетен.

Источник

Сплетни: и для дела, и для удовольствия

Обсуждение слухов, передача из уст в уста сплетен — одно из любимых занятий людей, утверждают психологи. Однако слухи — это еще и методы борьбы с конкурентами и врагами. Причем в нашем обществе распространение слухов поставлено на профессиональные рельсы. Есть даже такая профессия, как «слухмейкер». Так в чем же польза и вред вездесущих слухов?

какое радио распространяет сплетни и слухи

Слух — понятие относительное

Слух — это всегда искаженная, не вполне достоверная и непроверенная информация. Если она достоверна, то её и определяют словом «информация». А вот если нет, то тогда говорится, что это вранье. С течением времени слухи могут подтверждаться фактическим материалом. Тогда они перестают быть «слухами» и превращаются в достоверную информацию. При этом слух — понятие относительное: то, что было слухом в одно время, может стать достоверной информацией в другое.

Слух — это недостоверная молва

Уже древние греки обратили внимание на то, как быстро распространяются сведения, передаваемые из уст в уста. Поэтому у них была даже специальная богиня людской молвы — Осса, имевшая вид женщины с крыльями, которая только тем и занималась, что разносила новости и сплетни. Заметили греки также и то, что в процессе своей передачи слух всегда хотя бы немного, но изменяется и эта особенность сегодня также доказана учеными. Более того, оказалось, что в процессе устной передачи любая информация теряет свою достоверность и рано или поздно она превращается в слух! И средневековый герольд, читавший королевский указ на базарных площадях, и наш российский глашатай или бирюч, выкликавший все то же самое на наших торжищах и ярмарках, неизбежно превращали любой из них в слух, причем нередко совершенно фантастический. И не случайно в парламентах многих стран мира запрещается принимать законы или поправки к ним «на слух», так как известно, что наше восприятие несовершенно.

Один человек — один канал распространения

Для слуха характерна его однократная воспроизводимость перед одним и тем же слушателем. Второй раз одному и тому же человеку обычно слух не пересказывается, ну разве что у вас совсем уже плохо с памятью. А вот слушающий практически всегда становится говорящим и передает его другим. Таким образом, слух — это самотранслируемое сообщение, то есть для его передачи не нужны СМИ (хотя, случается, что они также становятся источником слухов!), а потому и затрат на неё не нужно никаких. Так называемое «сарафанное радио» делает свое дело бесплатно и, кстати, очень эффективно.

Физиология слуха

В чем же секрет такой привлекательности анонимной информации, ведь люди же не знают её первоисточника и, тем не менее, её повторяют. Более того, именно эта анонимность слуха в глазах очень многих людей является гарантией его достоверности, поскольку, мол, «народ он все знает».

В свою очередь, подобное мнение придает слуху оттенок неопровержимости, ведь не могут же все люди ошибаться, а также соответствующую национальную окраску, повышающую его достоверность в целом. Анонимный слух — это своего рода разговор одного коллективного сознания с другим. При этом он обычно привлекателен тем, что содержит такую информацию, которая замалчивается СМИ, либо людьми, в руках которых находится власть.

Вспомните великого Пушкина и его трагедию «Борис Годунов»:

Но знаешь сам: изменчивая чернь

Изменчива, мятежна, суеверна,

Легко пустой надежде предана,

Мгновенному внушению послушна,

Для истины глуха и равнодушна,

А баснями питается она…

Как видите, он был не слишком высокого мнения о тогдашнем русском народе, однако не так уж и много изменилось даже и сейчас. Единственно, что нам сегодня точно известно, так это то, что «зона циркуляции» слуха равняется зоне умолчания в СМИ и наоборот. Слухи содержат ответы на коллективные тревожные ожидания, хранящиеся в душе каждого человека, и который, однако, высказывать их вслух стесняется. Кроме того, слух может быть и ответом на некоторое общественное желание, например, о возможном скором наезде московского чиновника с «ревизией» местных порядков. Ну и, конечно же, слухи содержат интересные сведения о тех людях, имена которых у всех на устах. Подобные темы всегда вызывают живейший интерес у огромной аудитории.

Почему так будет понятно, если мы вспомним один из афоризмов Козьмы Пруткова: «Умные люди обсуждают теории. Люди обыденные — события. Дураки обсуждают личности!» И… кем это доказано, что последних у нас не великое множество ещё с пушкинских времен?!

Однако самое интересное то, как слухи действуют на наш организм. Оказывается едва ли не самым большим удовольствием человека (даже больше, чем от секса!) является испытываемое им чувство собственной значимости. А он как раз его и испытывает всякий раз, как передает его другому лицу, потому что он это знает, а вот тот, другой, нет. Однако и тот, другой, тоже не в обиде, потомучто в следующий раз наступит его черед, и он сможет испытать то же самое. Таким образом, распространители слухов ничего не теряют, а только приобретают, причем очень многое. Дело в том, что в мозгу человека, испытывающего чувство собственной значимости, вырабатывается «гормон удовольствия» эндоморфин, который также вырабатывается и при оргазме, и таким вот образом, передавая слухи, мы в определенной степени заменяем себе половую жизнь — вернее сказать, связанные с ней удовольствия.

Типология слухов

Существуют две типологии слухов, причем одна основана на степени их достоверности, тогда как другая ставит во главу угла их эмоциональную окраску. С точки зрения достоверности слухи делятся на четыре типа: абсолютно недостоверные, просто недостоверные, достоверные и близкие к действительности. А вот как они подразделяются по эмоциональной окраске: первый тип — это «слухи — желания», отражающие актуальные потребности того общества, в котором они распространяются. Например, если в коллективе начальник — дурак, то о нем, скорее всего, распространится слух, что он переходит на другую работу.

«Слух — пугало» («или слух — страшилка») несет в себе эмоциональное ощущение ужаса, но зачастую при этом играет положительную роль своеобразной «прививки от страха». Грядущее столкновение с планетой Нибиру, падение астероида Апофиз, глобальное потепления, от которого затопит весь мир — все это из их числа. Кто-то, где-то, когда-то сказал… и вот уже это повторяют, чуть ли не возле каждого дома на лавочке. Такие слухи подпитываются нашими эмоциями, такими как страх, надежда, суеверия.

Так, во время войны с партизанами на Филиппинах было установлено, что партизаны боятся вампиров. На эту тему начали усиленно распространять слухи один ужаснее другого, а после как-то ещё и подбросил в лес труп повстанца, совершенно обескровленного и с двумя дырками на шее. В итоге они ведь покинули этот район, хотя вооруженной силой принудить их к этому никак не удавалось.

Слухи как оружие

Выделяют ещё и так называемые «агрессивные слухи» — разновидность «слуха — пугала». Они отличаются от него тем, что направлены на изменение поведения той или иной аудитории, причем в основе их сюжета лежит постоянное нагнетание напряженности. Так, в середине девятнадцатого века таким образом было спровоцировано восстание сипаев — индийских наемных солдат, среди которых противники британского владычества в Индии распространяли слухи о том, что патроны к их новым винтовкам смазаны коровьим и свиным салом. Мусульмане не едят свинину, индуисты почитают корову священной. А тут всякий раз по команде «скуси патрон» требовалось касаться их губами, что и для тех, и для других было страшным грехом.

Интересно, что спустя много лет примерно этот же слух был использован в Малайзии, где о компании «Колгейт-Палмолив» стали говорить, что она использует при производстве зубной пасты свиное сало. Эти слухи самым негативным образом отразились на объемах продаж, причем в некоторых школах учителя прямо советовали своим ученикам воздержаться от употребления такой пасты учащимся-мусульманам. По сути, это была специально организованная кампания, направленная на то, чтобы понизить присутствие этой компании в Малайзии.

Слухи о политиках

Поскольку большинство людей интересуются личностями, то политики и те, кто в политику собираются, легко становятся жертвами слухов. Негативными последствиями таких слухов могут быть: потеря доверия к кандидату или действующему представителю власти, ухудшение общего эмоционального состояния избирателей («а, за кого не голосуй — все они…»), и, конечно, проигрыш самого кандидата. Но тут важно учитывать, что слухи в избирательной кампании распространяются с особой силой только тогда, когда есть недостаток в официальной информации.

«Разговор у колодца»

Один из наиболее древних и проверенных способов запуска слухов называется «разговор у колодца». Ведь в древности именно возле городского колодца собирались женщины из разных домов и, стоя в очереди, при этом ещё и общались. Служанки обсуждали, у кого какая госпожа, девушки — кавалеров, замужние дамы — мужей. Ко всему прочему разговор то и дело касался еды, т. е. шел обмен рецептами разных кушаний. Сегодня у нас есть все то же самое: аптеки, очереди у касс продовольственных магазинов, детские песочницы. Вот здесь-то и запускаются слухи относительно новых лекарств, перспективных методов лечения — словом, обо всем, что волнует людей. Для этого в очередь в аптеку становится специально подготовленный «информатор», который тут же вступает с людьми в разговор и делится «собственным» опытом. Анонимность слуха при этом налицо, но в тоже время его источник вроде бы заслуживает доверия, в особенности, если внешний образ «запускателя» продуман хорошо.

«Разговорчивая двойка»

Когда спешащие на работу люди покидают общественный транспорт, его обыкновенно наполняют бабушки-старушки, которые едут по своим делам. И вот они-то как раз есть самая благодатная среда для запуска слухов при помощи «разговорчивой двойки». «Двойка» — это близкие по возрасту люди, например, две девушки-студентки. Они входят в автобус, троллейбус или трамвай и продолжают свой разговор, не обращая ни на кого внимания.

— А ты знаешь, что кандидат в депутаты Городской думы N-ский гомосексуалист? — спрашивает одна.

— Ой, да что ты? — изумляется другая. — Да не может быть!

— Точно-точно, — уверяет её подруга нарочито громким голосом.

— Мой двоюродный брат работает шофером у него на предприятии и чуть было сам не стал объектом его домогательств. А уж сколько он к нему на дачу всяких… таких привозил, ты даже себе не представляешь! Выберем такого, и все наши денежки из городского бюджета пойдут ему на «мальчиков»!

И все! Больше ничего говорить и не надо. Расчет сделан на то, что, услышав разговор, который лично к нему отношения не имеет, человек тут же передаст его кому-то ещё. Вот так этот слух и будет запущен. При этом доказано, что один человек передает «слуховую» информацию минимум троим.

«Разговорчивая двойка плюс посторонний наблюдатель»

Этот способ сложнее и дороже, однако и эффективность его выше, чем у предыдущего. В транспортное средство при этом садятся сразу три человека. Два близких по возрасту и помоложе, тогда как третий «персонаж» должен быть им во всем противоположным. Ну, скажем, это может быть пожилая женщина с продуктовой сумкой в руках, все тот же ветеран войны, а то даже и инвалид с палочкой или костылем. Двое говорят, а третий сначала должен их слушать, после чего громко обратиться к публике: вот, мол, что он/она здесь услышал/услышала, и до чего дошло распутство в нашей стране. Ветерану при этом следует постучать себя в грудь и сказать: «За что умирали наши деды и отцы?!» Дряхлый старичок должен говорить о совести и о том, что Бог все видит — одним словом, привлечь всеобщее внимание к происходящему.

А поскольку в этой «акции» участвуют абсолютные антиподы, то никому даже в голову не придет их в чем-то подозревать, а сам слух сможет прозвучать при этом несколько раз, опять-таки со ссылками на некий анонимный, но вполне достоверный источник.

«Метод кривого источника»

Поскольку сегодня все больше и больше людей получают информацию через Интернет, то Сеть тоже стала одним из средств по запуску слухов. Конечно, если вы просто возьмете и разместите там ложную информацию вас рано или поздно найдут и воздадут по заслугам. Поэтому чтобы и «рыбку съесть и на костях покататься» специалисты-слухмейкеры разработали прием, который называется «метод кривого источника».

Суть его в том, что нужная вам для запуска слуха информация помещается в Интернет не сразу, а по частям. Люди начинают эти части обсуждать, а вы (заранее зная, что так и будет) начинаете ссылаться уже не на сам первоисточник информации, а на то, что об этом говорят другие. Вам останется только комментировать чужие точки зрения и говорить о том, «что я так думаю, потому, что так говорят».

«Дозирование слухов»

Один из важных моментов в запуске слухов — это их дозирование. Раньше считалось, что чем неправдоподобнее слух, тем более действенным он оказывается. Так, например, каноны геббельсовской пропаганды требовали, чтобы ложь была как можно более чудовищной, потому что тогда люди более охотно ей поверят. Однако со временем оказалось, что сознание и опыт защищают людей от слишком уж грубого обмана. Вот почему сейчас считается, что информация, запускаемая по неформальным каналам, должна строго дозироваться. Слишком откровенная ложь вызывает сомнения, вот почему сегодня её рекомендуется избегать.

Борьба со слухами

А вот бороться со слухами не только можно, но и нужно. Можно сократить дефицит информации, и это приведет к смерти слуха. Но самый простой способ добиться смерти слуха — опубликовать слух в печати. Никто напечатанные слухи из «уст в уста» не передает. Ну и самый красивый способ — это устроить пресс-конференцию (особенно хорошо этот способ действует где-нибудь в провинции, где народ не избалован сенсациями) и вот прямо на ней рассказать присутствующим журналистам обо всех здесь изложенных приемах запуска слухов, которые как раз, допустим, и были использованы против вас, как лидирующего кандидата.

О пользе слухов

Случается, что слухи приносят пользу. Так, в MacDonalds много лет гулял слух, переросший затем в легенду, что основатель компании Рэй Кросс как-то раз посетил один из своих ресторанов и обнаружил там одну единственную муху. Однако даже одна муха не соответствовала кредо компании — качество, обслуживание, чистота, честность. Две недели спустя ресторан потерял право использовать марку MacDonalds. После этого служащие компании только тем и занимались, что искали различные способы уничтожения мух. Согласитесь, что польза от этого слуха очевидна.

Читайте самое актуальное в рубрике «Общество»

Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен

Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *