какое психоэмоциональное состояние не характерно для пациентов хосписа

Как общаться с пациентами. Советы медсестрам

Время чтения: 6 мин.

какое психоэмоциональное состояние не характерно для пациентов хосписа

Ирина Прокопенко. Фото из личного архива

Каждый из нас, столкнувшись с тяжелой болезнью, нуждается в особом отношении. Мы волнуемся — что с нами будет? Как будут лечить и будет ли больно? Иногда мы спрашиваем не только для того, чтобы прояснить ситуацию, но пытаемся таким образом справиться с тревогой.

Большая часть этих вопросов сыпется на медсестер. Но кроме общения с пациентами, которое часто бывает сложным и энергозатратным, у них еще миллион забот и обязанностей. На разговоры времени обычно не хватает, а ведь именно простое человеческое общение может сильно облегчить жизнь и пациентам, и медикам.

Я много раз была «по обе стороны баррикад». В этой статье я хочу поделиться с вами мыслями о том, почему так тяжело бывает общаться с пациентами, чего нам, медсестрам, недостает, чтобы уверенно говорить с любым человеком и какие навыки помогут найти общий язык даже с трудным пациентом.

Как было раньше?

Во времена работы в реанимации самым важным для меня, когда я приходила на работу, были звуки. По ним я безошибочно понимала, как прошла смена, на слух могла отличить предупреждающие звуки разных аппаратов. Даже сейчас сигнал аппарата, в котором кончилась вода в увлажнителе, я определяю автоматически.

Тогда в моей работе почти не было общения с пациентами. Чаще всего, они молча лежали под мониторами, а мы контролировали множество функций их организма. Нам казалось, что это и есть самое главное. Как и мои коллеги, на первое место в работе я ставила лечение и медицинские манипуляции. О том, что с пациентами нужно как-то по-особенному разговаривать, я даже не думала — правильной коммуникации в колледже не учили.

Только приобретя первый опыт, я заметила, что те пациенты, с кем мы хотя бы немного разговаривали, переставали тревожиться, успокаивались, у них улучшались показатели давления. Люди становились нашими союзниками в борьбе с болезнью.

И хотя бывали сложные пациенты, с которыми по разным причинам было трудно говорить, в большинстве случаев простое человеческое общение «работало».

Почему правильно общаться так сложно?

Я очень хорошо помню эту пациентку — женщину с визгливым голосом, которая была недовольна всем и всегда. Ее оскорбления и красочные эпитеты, которыми она описывала нашу никчемную работу, лились на всех медсестер рекой.

Работать с ней было сложно, если не сказать невыносимо. Медсестры с трудом договаривались между собой, кто в этот раз пойдет с ней разговаривать.

Эта доля выпадала мне чуть чаще, чем остальным — я часто была старшей в смене, поэтому и ответственности приходилось брать на себя больше.

В тот раз я подошла к ней не затем, чтобы сделать назначения или проверить состояние. Она даже не звала дежурную медсестру, будучи традиционно недовольной ее работой. Мне просто хотелось понять, как можно с ней договориться. Я была очень уставшая. Мой голос звучал спокойно не потому, что я сама была спокойна — у меня просто не было сил выражать эмоции.

«Ольга Ивановна, как вы себя чувствуете? У вас что-нибудь болит?»

Я знала, что сейчас она обрушит на меня поток негодования и жалоб, но решила, что дам ей высказаться и выслушаю. Без недовольства, без осуждения, без оправданий.

Она подняла на меня глаза, и начав было ворчать, вдруг замолчала. А потом заплакала.

Я стояла и ждала, пока она справится с эмоциями, протянула ей салфетку и слушала. Про то, что все болит, что невестка не хочет за ней ухаживать, а дома ее никто не ждет. Про то, как ей здесь плохо лежать, потому что свет никто не выключает, и она не может спать. Но самое ужасное — про кошмарный стыд, который она каждый раз чувствует, когда приходится ходить в туалет на судно.

Выслушав, я сказала, что мне жаль, что ей так трудно находиться у нас в отделении и спросила, от чего она страдает больше всего? Она ответила, что это свет, который ей мешает спать.

Я сделала ей самодельную маску для сна, напоила чаем и предложила обсудить ее состояние через пару часов, когда она поспит. Она с радостью согласилась.

Так началось наше общение. Оно было совсем не таким как раньше. Коллеги не понимали, что я сделала, чтобы пациентка прониклась ко мне и перестала обвинять. А я с этого момента решила разобраться, как правильно общаться с пациентами.

Оказалось, что сочувствия, участия и контакта мало для того, чтобы наладить правильную коммуникацию. Ведь наши пациенты находятся в очень уязвимом состоянии и у них особенные эмоциональные и коммуникативные потребности. Именно поэтому с ними может быть очень трудно общаться.

В ситуации тяжелой болезни очень трудно сохранять концентрацию, коротко и четко отвечать на вопросы врача и медсестры, не задавать глупых вопросов, не переспрашивать по несколько раз, не раздражаться и не показывать свои эмоции. Чаще всего реакции наши спонтанны и медсестрам приходится выслушивать поток сознания, вычленяя ответы на заданные вопросы.

Не просто общение, а эмоциональный труд

Медсестра, как и психолог, работает не только руками и головой, она работает «личностью». Имеет значение все – как она воспринимает мир, как относится к людям, что думает о вредном старике, который каждые двадцать минут нажимает на кнопку вызова, и о скандальной девице, с привычно недовольным выражением лица.

Контролировать свои эмоции нам помогает «маска профессионала» — состояние, которое отделяет нас от пациентов, когда мы заходим в отделение. Профессионал не рассматривает пациента как проблему. Он видит в нем человека, который имеет право на гнев и капризы, потому что болен или горюет. Как правило, пациенты капризничают не от того, что хотят досадить медикам, а потому что им страшно. Больной человек пугается ощущения, что больше не контролирует свою жизнь, и пытается контролировать того, кто ему помогает.

Иногда эмоции пациентов провоцируют нас, медсестер, стараться им угодить. И здесь проходит тонкая грань между профессионализмом и услужливостью. Пациент с большим доверием отнесется к медсестре, которая уверена в себе, по поведению которой понятно, что ее не испугают слезы и сумбурные вопросы.

Пациент не верит в профессионализм медсестры, которая боится или заискивает! Ведь если медсестре страшно с ним общаться, то никто не гарантирует, что ей не будет страшно, когда с ним будет происходить что-то плохое!

В момент, когда нам страшно, очень хочется, чтобы рядом был кто-то сильный и спокойный. Тот, кто знает, что делать. Мы хотим, чтобы было как в детстве, когда знаешь, что мама или папа обязательно придут на помощь.

Что можно сделать?

Обсуждая с медсестрами коммуникации с пациентами и их родственниками, я в основном слышу упоминание двух проблем: отсутствие времени и отсутствие навыков. Время играет серьезную роль в работе медсестры, но отсутствие навыков общения, полностью перечеркивает наше стремление улучшить коммуникацию, даже если время внезапно нашлось.

Вот несколько рекомендаций:

По результатам опроса медсестер, которые проходили тренинги по коммуникации и конфликтам в нашем учебном центре, многие рассказали, что справляются со стрессами на работе в основном с помощью сна, шоппинга или рутинными делами в семье.

Это прекрасные занятия, но они не дают возможности «вылить» ваши негативные эмоции, которые возникают после тяжелого дежурства. Найдите себе хобби, спортивные занятия, активности, которые позволят вам испытать сильные эмоции, где можно дать волю вашим чувствам. Кто-то идет учиться играть на барабанах и других музыкальных инструментах — совместное музицирование вызывает огромное количество эмоций. Отлично подойдут пение, танцы, фитнес. Пару часов в неделю можно «спустить пар» в компьютерной игре.

Поездки по новым маршрутам, на велосипеде или пешком, путешествие в красивые места с фотоаппаратом или просто с телефоном. Старайтесь выбирать занятия, которые дадут возможность ощутить новые переживания и эмоции.

Это поможет сохранить профессиональную позицию, спокойствие и уверенность в работе, придаст сил в вашем нелегком эмоциональном труде.

Материал подготовлен с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов.

Использовано стоковое изображение от Depositphotos.

Источник

Оценка психического статуса пациента. Часть 1

Автор статьи

какое психоэмоциональное состояние не характерно для пациентов хосписа

Исаев Дмитрий Дмитриевич, психотерапевт, кандидат медицинских наук. Сегодня мы поговорим про оценку текущего психического состояния. Одна из главных проблем современной медицины, в частности, психиатрии и психологии заключается в том, что мы чаще всего не имеем возможности объективно оценивать то психическое состояние и психическое здоровье, которое характерно для данного конкретного человека.

К счастью, в настоящее время появилась методика, которая позволяет осуществлять эту диагностику объективно. При этом парадоксально звучит то, что мы получаем возможность диагностировать психическое состояние даже не задавая вопросов. Эта методика построена на диагностике тех команд, которые посылает наш мозг, наша голова телу. Поэтому 3 датчика, которые прикрепляются человеку на тело и на руки позволяют за 10-15 минут объективно оценить его психическое здоровье, его эмоциональное состояние, степень его невротизированности, степень стрессоустойчивости, готовность выдерживать разного рода как психологические стрессы, так и стрессы, связанные с операциями, с инфекциями и с другими неблагоприятными условиями.

Кроме того, благодаря тем шкалам, которые получаются в результате записи этих объективных показателей, мы имеем возможность говорить и о таких особенностях как склонность человека к совершению суицида, возможность к совершению агрессивных действий, насколько данный конкретный человек отличается своим возбужденным состоянием или пребывает в состоянии депрессии. Есть ли у него склонность к разного рода страхам, опасениям, совершению каких-то неожиданных действий. Если есть какой-то риск возникновения болезненных состояний, психических расстройств – это тоже выявляется.

Крайне важно понимать, что это вовсе не постановка какого-то диагноза, а определение адекватного или неадекватного состояния человека. Этим результаты важны не только для оценки состояния людей, которые сомневаются в своем психическом здоровье, но и даже для совершенно здоровых с психологической точки зрения людей. Мы можем говорить о том, насколько люди, страдающие соматическими расстройствами, способны выдерживать, скажем, операции. Насколько благоприятно будет протекать их состояние восстановления после разного рода медицинских процедур. Еще одной очень важной особенностью является то, что мы можем объективно оценить, насколько лекарства позитивно или негативно действуют в результате их приема. То есть, мы можем подбирать эти лекарства. Тем самым подбирать именно то, что максимально адекватно и успешно может быть использовано применительно к данному конкретному человеку.

Процедура представляет собой прикрепление датчиков на тело человека – на руки, или один датчик прикрепляется под грудь, а два на руки. Снимаются показатели ритмограммы, то есть, те показатели сердечно-сосудистой системы, которые в дальнейшем обрабатываются компьютером, и в режиме текущего времени эти графики выстраиваются на мониторе. То есть, сразу как сам специалист, так и клиент может увидеть то, что происходит с ним. Можно увидеть, насколько меняются показатели адаптивности и стрессоустойчивости, насколько выражена невротизированность. Насколько он психоэмоционально возбужден или спокоен, насколько для него характерна интровертированность или реалистичность восприятия окружающей действительности. Все это с соответствующими графиками показывается на мониторе, а в дальнейшем, после окончании записи, мы имеем возможность уже оценить его эмоциональное состояние, особенности личности, которые характерны для пациента в быту или в разных стрессовых условиях.

Источник

Психологические трудности и рекомендации по профессиональной адаптации в работе паллиативных медицинских сестер

Различная психологическая поддержка, направленная на профилактику выгорания помогающих специалистов, работающих в медицине, рассматривается как один из основных параметров заботы о профессиональных кадрах, гарантирующей длительную и эффективную профессиональную самоотдачу. Подобная поддержка специалистов является также необходимым условием качества оказываемой специалистами помощи и заботы об их пациентах. Ввиду обилия и разнообразия функций и факторов, приводящих к эмоциональной нагрузке медицинских сестер в тяжелой соматической медицине и паллиативной помощи, проблема их выявления и разработки программ эффективной психологической поддержки медицинских сестер очень актуальна. В данной статье приводится обзор основных психологических аспектов работы, усиливающих риск эмоционального выгорания медицинских сестер в тяжелой соматической и паллиативной медицине.

Весомый вклад в профессиональное выгорание медицинских сестер, по данным исследований последних лет, вносят феномены «усталости сострадания» и «горевания специалистов».

Также в статье обозначены основные направления психологической помощи медицинским сестрам, типы программ, зарекомендовавших свою высокую эффективность в качестве профессиональной поддержки и профилактики эмоционального выгорания.

Психологические сложности в работе медицинских сестер

Перечень функций и обязанностей медицинских сестер, работающих во взрослой или детской тяжелой соматической (онкологии/гематологии, иммунологии, реанимации, трансплантации органов и т. д.) и паллиативной медицине чрезвычайно широк. В силу близости, интенсивности и длительности своего контакта с подопечными и их семьями, а также в силу самой специфики и философии паллиативного подхода сестринские функции не могут быть ограничены или сведены только к медицинскому уходу за пациентами.

Они неизбежно связаны с оказанием медицинскими сестрами духовной, психологической, а иногда даже и психотерапевтической поддержки своим подопечным и их близким, имеющим различные нужды и часто находящимся в тяжелом физическом и психологическом состоянии [1]. Все это многократно усиливает психологическую и «моральную» нагрузку в работе медицинских сестер.

какое психоэмоциональное состояние не характерно для пациентов хосписа

Врачи и медсестры в Первом московском хосписе. Фото: Саша Карелина / Архив фонда «Вера»

Наиболее «энергоемкими», отнимающими одновременно много физических и психологических ресурсов, являются следующие функции:

Медицинским сестрам приходится сталкиваться со страданиями пациентов и их близких, с умиранием и смертью пациентов, при этом они ощущают, что возможности их профессиональной помощи не безграничны. Они ощущают низкую социальную значимость собственной работы и своего положения, что еще больше усугубляется невысокой оплатой труда и частым обесцениванием их работы со стороны других медицинских специалистов. При этом уровень требований к выполнению их профессиональных обязанностей очень высок. Все это значительно снижает мотивацию работы сестер. При работе с детьми и подростками их эмоциональное напряжение особенно усиливается в связи с ощущением несправедливости, бессмысленности, жестокости происходящего. Персоналу бывает особенно трудно принять то, что происходит с пациентами детского хосписа [1–10].

Подобные психологические сложности во многом определяют у медицинских сестер низкую эмоциональную удовлетворенность своей работой, высокий моральный дистресс и внутреннее напряжение как на эмоциональном, так и на когнитивном уровнях. А имеющийся у них личный опыт неприятных событий и переживаний, столкновение с ситуациями болезни и смерти в собственной жизни или жизни близких в прошлом при повторении или сходстве подобных ситуаций в работе с пациентами могут приводить к так называемой вторичной травматизации. Травматизации способствуют и ситуации, когда в отделениях, службах, где работают медицинские сестры, случаются внезапные смерти или череда смертей [1]. В совокупности данные факторы способны приводить к психологическому выгоранию медицинского персонала паллиативных служб, определяемому в целом как потеря мотивации работать, механистичность и формальность ее выполнения, обилие психологических и соматических симптомов неблагополучия специалиста.

Эмоциональное выгорание обусловливает текучесть кадров, снижение качества оказания помощи и уровня заботы о пациентах в паллиативе [1–10]. В последнее время феномен эмоционального выгорания пытаются рассмотреть более пристально, дифференцировать и выделить в нем аспекты, на которые можно прицельно и эффективно повлиять.

Выявлено, что в выгорании медицинских сестер существенный вклад вносят как минимум два процесса: «усталость от сострадания» (compassion fatigue) и «горевание специалистов».

Первое понятие – «усталость от сострадания» – определяется как снижение энергии, желания работать из-за того, что специалисты не могут больше сопереживать состоянию пациентов, устали проявлять сострадание и сочувствие к подопечным и их ситуации, у них произошла своеобразная утрата эмпатии.

Под гореванием специалистов понимаются не только переживания, связанные с неизлечимостью болезни и умиранием подопечных, к которым в процессе работы возникает привязанность. Процесс горевания специалиста активизируется также всякий раз, когда специалист ассоциирует (объективно или субъективно) невозможность облегчить страдания пациента с дефицитом тех или иных профессиональных навыков, воспринимает ее как собственную профессиональную неудачу, чувствует профессиональную беспомощность [1].

Именно усталость от сострадания и горевание специалистов в настоящее время часто оказываются в фокусе внимания психологов, организаторов здравоохранения, целями которых является разработка программ профилактики профессионального выгорания сестринского персонала [1–4].

В данных программах появляются и некоторые рекомендации по профессиональной позиции медицинских сотрудников.

Так, например, оптимальной для профилактики выгорания является позиция специалиста, в которой соблюден баланс между двумя крайними полюсами возможных взаимоотношений – чрезмерной открытостью, близостью специалиста к подопечным и его семье и полной отстраненностью, холодностью в отношениях.

Первая крайность чревата для медицинских сестер повторными травматизациями, сложностями разделения и контроля эмоций, эмоциональной усталостью от эмпатии. Вторая позиция оказывается рисковой в связи с потерей чувственной ткани в работе, чрезмерной механистичностью и потерей смысла работы. Динамичность позиции в указанном континууме между двумя крайностями, сохранение чуткости к потребностям пациента и его семьи и одновременно осознание невозможности «взять на себя» эмоциональную и физическую боль подопечных – гарантия устойчивости и продуктивности в работе. Исследователи подчеркивают, что важно, чтобы помогающие специалисты понимали, что нормально испытывать время от времени очень острые эмоции и переживания, так же, как и не испытывать их время от времени [1–4].

Положительный результат в отношении профилактики выгорания дают программы совершенно разной направленности. Активное вовлечение в участие в них медицинских сестер продемонстрировало уменьшение их профессионального дистресса, меньший процент выгорания и более высокий уровень удовлетворенности работой даже по сравнению с медицинскими сестрами других отделений, где профессиональная эмоциональная нагрузка значительно ниже (например, с сестрами амбулаторных отделений, а также отделений, не связанных с тяжелой медициной и паллиативом) [6, 9, 10]. Во многих из этих программ внимание к условиям и особенностям организации работы медицинских сестер оказывается более важным и значимым для предотвращения выгорания, чем внимание к личностным и психологическим особенностям самих специалистов.

Организация работы медицинских сестер

Для специалистов, ответственных за организацию работы медицинских сестер в тяжелой и паллиативной медицине, важно прежде всего повышение рабочего комфорта медицинских сестер. Это касается удобного графика работы, оптимизации распределения выполняемых функций, организации рабочего пространства, координации действий и профессиональной логистики, передачи смен, подбора коллектива на дежурствах и т. д. Отдельной задачей становится контроль за соблюдением баланса работы и отдыха, графика дежурств, выходных и отпусков, соотношения рабочего времени и времени, необходимого для восстановления сил.

Медицинские сестры, участвующие в программах непрерывной профессиональной подготовки, оказываются более психологически готовы к своей работе и более устойчивы к профессиональному дистрессу.

Поэтому вовлечение подчиненных и организация непрерывного образования становится еще одним важным фактором организации работы медицинских сестер, способствующим профилактике выгорания.

Продуктивны также поддержание дополнительной мотивации медицинских сестер, организация справедливой системы поощрения в работе, снижение конкуренции и уменьшение «субьективизма» оценок.

Ввиду сильной эмоциональной нагрузки в тяжелой соматической и паллиативной медицине руководителям рекомендуется быть чуткими к эмоциональным нуждам и переживаниям работающих у них сотрудников, оказывать необходимую эмоциональную поддержку в психологически сложных ситуациях на работе (в том числе при возникновении конфликтов, напряжения).

какое психоэмоциональное состояние не характерно для пациентов хосписа

Photo: Luke Jones / Unsplash

Улучшение качества взаимодействия внутри коллектива за счет создания атмосферы общности, поддержки, организация атмосферы открытости и возможности обсуждать сложные рабочие ситуации, создание внутри коллектива ритуалов прощания с умершими подопечными – важные аспекты командообразования, повышающие профессиональную устойчивость [1–2, 8–10].

Повышение профессиональной компетентности

Улучшение профессиональных навыков и различных компетенций, связанных с многообразием функциональных обязанностей медицинских сестер, – хорошая опора в повседневной работе. Это повышает чувство собственной профессиональной эффективности. Участие в различных мастер-классах, тренингах (по осуществлению различных видов манипуляций, уходу, позиционированию, освоению различных устройств и приспособлений, перевязочных материалов, немедикаментозному менеджменту различных симптомов, тайм-менеджменту и т. д.) способствует профессиональному росту, обмену опытом, интеграции медицинских сестер в более широкое профессиональное сообщество и дает им столь необходимую поддержку. Среди коммуникативных компетенций особенно ценно уделять внимание повышению навыков общения с пациентами разных возрастов (в том числе невербальными), навыкам профилактики конфликтов, поддержки пациентов и подопечных в кризисе (в ситуации паники, депрессии, горе), навыкам общения на эмоционально тяжелые темы.

Подготовка сестер к работе с пациентами в конце жизни и их семьями

Некоторые программы подготовки и поддержки реанимационных, паллиативных медицинских сестер сфокусированы на обучении навыкам и манипуляциям, необходимым для ухода за подопечными именно в конце жизни. Часто они включают в себя и психологическую подготовку к работе с умирающими пациентами через проработку личных представлений специалистов о сложных событиях жизни: болезни, горе, смерти. Осмысление этих тем, выявление собственного отношения к ним, осознание собственных эмоций и страхов способствуют большей эмоциональной устойчивости специалистов, повышению жизнестойкости в ситуации болезни, страданий, горя подопечных и их семей.

Это делает специалиста менее уязвимым, позволяет ему более эффективно поддерживать подопечных и их близких.

Практики заботы о себе

Основой разнообразных программ заботы о себе в первую очередь являются внимание и контроль за удовлетворением базовых потребностей специа
листов, таких как сон и питание, образ жизни, баланс между работой и отдыхом, контроль за расходом физической и психологической энергии и своевременное пополнение этих ресурсов. Предполагается, что забота о своем благополучии должна быть комплексной. Внимание стоит уделять физическому, эмоциональному, социальному, духовному, личностному, финансовому и рабочему благополучию.

Программы заботы о себе включают обучение медицинских сестер практикам и способам снятия физического и эмоционального напряжения, релаксации, практикам осознанности, техникам управления негативными эмоциями, методам и способам пополнения физических сил и эмоциональных ресурсов.

Возможность овладеть навыками понимания себя и самоподдержки в сложных ситуациях позволяет медицинским сестрам самостоятельно оказать себе помощь в ситуациях, когда возможность внешней поддержки отсутствует. В качестве эффективных программ зарекомендовали себя и различные дневниковые практики с последующим анализом собственных записей, дневники с упражнениями по формированию поддерживающего и позитивного мышления. Еще одним примером подобных навыков могут служить программы по увеличению жизнестойкости, опирающиеся на развитие способности выдерживать неприятные ситуации и эмоции, проходить сложный опыт, сохраняя веру и благодарность, открывая новые смыслы и возможности ситуации. В таком случае столкновение с эмоционально тяжелым профессиональным опытом может даже способствовать так называемому посттравматическому росту, стимулирующему личностное и профессиональное развитие.

Баллинтовские семинары

Подобные семинары представляют собой групповой формат психологической работы, где проводится обсуждение психологически сложных в профессиональном смысле случаев из работы медицинской сестер. Ведущий семинара, модератор организует и следит за соблюдением определенных правил организации пространства. Участники получают возможность исследовать и анализировать психологические аспекты своей работы, получить эмоциональную поддержку, приобретают более широкий взгляд на ситуацию, обмениваются с коллегами мыслями и опытом решения сложных ситуаций [1–10].

Литература

1. Паллиативная помощь детям. Под ред. Голдман Э., Хей н Р., Либен С. Пер. с англ. – М.: Практика, 2017, 672 с.

2. Neumann J. L., Lih-Wen Mau L-W., Virani S., Denzen E. M., Boyle D. A., Boyle N. J., Dabney J., De KeselLofthus A., Kalbacker M., Khan T., Majhail N. S., Murphy E. A., Paplham P., Parran L., Perales M-A., Rockwood T. H., Schmit-Pokorny K., Shanafelt T. D., Stenstrup E., Wood W. A., Burns L. J. «Burnout, Moral Distress, Work–Life Balance, and Career Satisfaction among Hematopoietic Cell Transplantation Professionals». Biol Blood Marrow Transplant 24 (2018), p. 849–860.

3. Adwan J. Z. «Pediatric Nurses’ Grief Experience, Burnout and Job Satisfaction». Journal of Pediatric Nursing (2014) 29, p. 329–336.

4. Cross L. A. «Compassion Fatigue in Palliative Care Nursing». Journal of Hospice & Palliative Nursing p. Vol. 21, No 1, February, 2019, p. 21–28.

5. Zadeh S., Gamba N, Hudson C., Lori Wiener L. Taking Care of Care Providers: A Wellness Program for Pediatric Nurses J Pediatr Oncol Nurs. 2012; 29 (5): 294–299.

6. Moody K., Kramer D., Santizo R. O., Magro L., Wyshogrod D., Ambrosio J., Castillo C., Lieberman R., Jerry Stein J. Helping the Helpers: Mindfulness Training for Burnout in Pediatric Oncology – A Pilot Program. Journal of Pediatric Oncology Nursing 30 (5), p. 275–284.

7. Colvill G.. Paediatric intensive care nurses report higher empathy but also higher burnout than other health professionals. Evid Based Nurs. January 2018, vol. 21, No 1, p. 25.

8. Bonetti L., Tolotti A., Valcarenghi D., P, edrazzani C., Barello S., Ghizzardi G., Graffigna G., Sari D., Bianchi M. «Burnout Precursors in Oncology Nurses:

A Preliminary Cross-Sectional Study with a Systemic Organizational Analysis». Sustainability 2019, 11, 1246.

9. Nowrouzi B., Llghtfoot N., Lariviè re M., Carter L., Rukholm E., Schinke R., Belanger-Gardner D. Occupational Stress Management and Burnout Interventions in Nursing and Their Implications for Health Work Environments A Literature Review. Workplace health & safety, June, 2015, p. 1–8.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *