какое психическое качество является наиболее важным для морских специалистов
Психологическое обеспечение профессиональной надёжности моряка
-уровень его профессиональной подготовленности и опыта;
-уровень безотказности, безошибочности и своевременности его рабочих движений и действий;
-уровень его способностей;
-степень направленности личности на дельность.
II. Главными критериями профессиональной надёжности моряка как субъекта труда являются;
—состояние его здоровья;
—прекращение действий или деятельности;
—неправильные действия, приводящие к отклонению в деятельности управляемой техники (или человека) за допустимые пределы;
—степень развития и реактивности его профессионально важных качеств.
III. При оценке профессиональной надежности моряка учитывают такие критерии, как:
-нарушение алгоритма трудовых действий, обусловленное технологическим содержанием деятельности;
-прекращение действий или деятельности работника;
-неправильные действия, приводящие к отклонению в деятельности управляемой техники (или человека) за допустимые пределы;
IV. К психологическим механизмам обеспечения профессиональной надёжности моряка не относятся:
-психические резервы человека;
-информационная и структурная избыточность;
V. В экстремальных условиях деятельности наиболее значимыми факторами надёжности личности моряка, обеспечивающей безопасность и безаварийность труда, является:
—дисциплинированность;
—моральная ответственность;
—самоконтроль.
VI. Основными факторами профессиональной надёжности, безопасности и безаварийности труда моряка являются:
—профессиональное мастерство;
—моральная ответственность;
—самоконтроль;
—физическое здоровье.
VII. Субъективными (личностными) причинами ошибок моряка, снижающих степень надёжности его профессиональной деятельности могут быть:
-недостаток профессиональных знаний;
-нехватка энергетических ресурсов организма;
-отсутствие мотивации к качественному выполнению работы.
VIII. К психическим качествам моряка, способствующим безотказности, безошибочности и своевременности выполнения рабочей задачи, относятся следующие:
IX. К психическим качествам моряка, снижающим его степень его профессиональной надёжности, относятся следующие:
-недостатки органов чувств (слуха, зрения);
-неустойчивость мотивационно-волевой сферы;
-слабая профессиональная подготовка.
X. К объективным ситуациям, наиболее часто повторяющимся в деятельности моряка, снижающим степень его профессиональной надёжности, можно отнести следующие:
—фрустрации и стрессы;
-критические жизненные ситуации;
XI. Профессиональная деятельность моряков, довольно часто требующая чрезмерной мобилизации человеческих сил, вынуждает лиц с недостаточным уровнем профессиональной надёжности работать в таком нежелательном для здоровья и жизни человека режиме деятельности, как:
XII. При экстремальном режиме деятельности у моряков чаще всего наблюдаются ошибки, связанные:
-с недооценкой задачи, пониженным уровнем внимания;
-с недостаточной мотивацией и собранностью внимания;
-с нехваткой ресурсов по причине утомления;
-с острой нехваткой ресурсов (знаний, умений, сил) или с их неиспользованием.
XIII. При минимальном режиме деятельности у моряков чаще всего наблюдаются ошибки, связанные:
-с недооценкой задачи, пониженным уровнем внимания;
-с недостаточной мотивацией и собранностью внимания;
-с нехваткой ресурсов по причине утомления;
-с острой нехваткой ресурсов (знаний, умений, сил) или с их неиспользованием.
Профессинально-важные качества моряка (способности личности, поведенческие характеристики, психологические характеристики)
Профессионально важные качества (ПВК) — это качества человека, влияющие на эффективность его труда по основным характеристикам (производительность, надежность и др.). ПВК являются основной характеристикой человеческих ресурсов, предпосылкой профессиональной деятельности. Кроме того, ПВК сами совершенствуются, шлифуются в ходе деятельности, изменяют его. В качестве ПВК могут выступать психические процессы (мыслительные, сенсорные, речевые, мнемические) и состояния, а также мотивы, отношения (к труду, к другим людям). Роль профессионально важных признаков различна по мере перехода от уровня непригодности к профессии до уровня мастерства в этой профессии; значимость некоторых признаков возрастает до определенного уровня, начиная с которого они оказываются безразличными по отношению к профпригодности Профессионально важные качества можно подразделить на группы:
1)мотивы, цели, интересы;
2)профессиональные способности, профессиональное сознание, профессиональное мышление и т. д.
Мотивы, цели, интересы как человеческие ресурсы персонала организации. Управление развитием человеческих ресурсов — управление мотивацией человека, его устремлениями, ценностными ориентациями, смыслом труда. Мотивация вызывает активность человека к профессиональной деятельности, потребность в ней; определяет характер цели, ценностные ориентации, мотивы профессиональной деятельности. Как объект управления мотивация к профессиональной деятельности — сложное, постоянно меняющееся соотношение разных побуждений, входящих в мотивационную сферу. Она фиксирует желательное состояние профессиональной деятельности, которого еще нет в наличии. Мотивация к профессиональному развитию определяется:
•намерениями — осознанное отношение к определенному виду профессиональной деятельности, включающее знания о предназначении профессии, стремление ее избрать и принятие решения в получении соответствующего образования и подготовки;
•потребностью в профессиональном труде (готовность к активности человека, вызванная его нуждой в чем-либо). Наряду с потребностью к труду у человека есть и другие — в обеспечении своей жизни, в поиске смысла жизни, в достижении, в самореализации, в творческой деятельности, в присоединении к определенному социальному кругу, в признании, в защищенности, в безопасности, в удовлетворенности и т. д.;
•профессиональной склонностью (природными задатками);
•ценностными ориентациями (выработанные и принятые обществом основания для оценки назначения труда, системы духовных ценностей, профессиональных менталитетов, правила профессиональной этики).
В основе мотивов профессиональной деятельности (внутренние побуждения, определяющие направленность активности человека в профессиональном поведении) — потребности и ценностные ориентации. Мотивы во многом определяются стимулами (внешние побуждения, факторы, которые могут вызвать разные мотивы). От мотивов следует отличать мотивировки, которые выражают осознанные мотивы или скрывают истинные. Для успешной профессиональной деятельности в сфере развития человеческих ресурсов необходима мотивация успеха, позитивный настрой на результаты своего труда. Цель в профессиональной деятельности — это направленность на конечные результаты труда. Характер цели зависит от притязаний человека, его стремления достичь определенного уровня профессиональной деятельности. Профессиональные притязания связаны с ожиданиями человека — мысленными представлениями о своих возможных успехах, об отношениях с коллегами и др.
Как правило, моряки уходят в более или менее длительные плавания, где работают весьма интенсивно, а в периоды между рейсами отдыхают. Это подразумевает весьма специфичный график: нужно быть готовым некоторое время (измеряемое неделями, а то и месяцами), пока судно находится в плавании, трудиться практически без выходных. Работа организована не по традиционному расписанию, а по вахтам: чаще всего моряк должен отработать две вахты по 4 часа с четырехчасовым промежутком между ними, после чего получает 8 часов отдыха для сна, и цикл повторяется. Получается, что «сутки моряка» длятся не 24 часа, а 20, то есть все время происходит сдвиг периодов работы и отдыха относительно времени суток. Для человеческого организма это довольно тяжело: ведь многие люди испытывают сложности даже при изменении графика на 1 час при переводе часов на летнее/зимнее время, а тут график меняется непрерывно.
Моряк должен знать:Должен основательно знать строение судна и его свойства, чтобы быть компетентным в работе для морском судне. Он должен уметь вести работу на судне, управлять погрузочно-разгрузочными операциями, избегать загрязнения моря, уметь действовать в критических ситуациях.
Профессионально важные качества:
Мышление (оперативность, гибкость, скорость переработки информации);
Внимание (концентрация, переключаемость, помехоустойчивость);
Коммуникативность (умение работать в команде, низкая конфликтность);
Индивидуальные характерологические особенности (способность к прогнозированию, эмоциональная лабильность, стиль принятия решений, способность выдерживать физические нагрузки, стрессоустойчивость, ответственность, моральные установки, трудолюбие, быстрая реакция, склонность к риску, настойчивость и др.)
Медицинские противопоказания:
заболевания опорно-двигательного аппарата;
нервные и психические заболевания.
4. Основные принципы требований ПДНВ 1978 “Пригодность к выполнению обязанностей”
Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты(ПДНВ, неправильно ПДМНВ, ПДНВ-78/95) (англ. International STCW Convention) – международная конвенция, одна из трех основополагающих морских конвенций, принятых под эгидой Международной морской организации(ИМО). В Конвенции участвует более 70 стран.
Конвенция закрепляет международные нормы подготовки и дипломирования моряков и несения вахты, и предусматривает положения, обеспечивающие, чтобы моряки на судах были надлежащим образом обучены и подготовлены, имели достаточный опыт, навыки и квалификацию, отвечали требованиям в отношении работы, возраста, состояния здоровья и были годны к выполнению своих обязанностей таким образом, который обеспечивает охрану человеческой жизни и сохранность имущества на море, а также защиту морской среды.
Требования к капитану и палубной команде;
Требования к машинной команде;
Требования к радиоспециалистам;
Требования в отношении экипажей определенных типов судов;
Требования в отношении функций, связанных с аварийными ситуациями, охраной труда, медицинским уходом и выживанием;
Требования в отношении дипломирования и альтернативного дипломирования;
Требования в отношении несения вахты
Устанавливает образцы документов, выдаваемых при дипломировании моряков.
Принята Международной морской организацией(ИМО) в первоначальной редакции в 1978 году. Существенные изменения были внесены в Конвенцию на конференции ИМО в 1995 году. ПДНВ регулярно обновляется на сессиях ИМО: поправки вносились в 1997, 1999 и 2010 годах.
Как показывает практика, современный моряк-руководитель для успешной работы на флоте должен обладать, по крайней мере, четырьмя специфическими навыками: 1) умением принимать обоснованные и эффективные решения в любой ситуации на судне, связанной с повышенной ответственностью, дефицитом времени или их одновременным воздействием; 2) умением самостоятельно углублять и развивать свои знания в сложных условиях работы на море; 3) умением эффективно применять на, практике знания и навыки, полученные в период учебы в морском учебном заведении и повышения квалификации; 4) умением анализировать свой опыт и опыт своих предшественников в области управления производственными процессами и руководства людьми на судне и делать из этого правильные выводы.
Профессиональная пригодность— совокупность психологических и психофизических свойств, а также специальных знаний, умений и навыков, необходимых для достижения приемлемой эффективности труда. В понятие профпригодности также входит удовлетворение, переживаемое человеком в процессе самого труда и при оценке его результатов.
Профессиональная пригодность — не врожденное качество человека. Она формируется в ходе длительного профессионального труда, протекающего в определенных социально-экономических условиях. Со временем формируются не только отдельные функциональные системы и психические процессы человека (профессиональное восприятие, память, мышление и пр.), но и его личность. Складывается социально-профессиональный тип личности с определенными ценностными ориентациями, характером, особенностями общения и т. п. Нередко профессия накладывает свой отпечаток даже на внешний облик (габитус) человека
Время, необходимое для формирования профессиональной пригодности, зависит от природных данных человека, уровня его мотивации и полученной подготовки (знаний, умений, навыков). В разных профессиях и при разных условиях каждый из этих факторов имеет различный удельный вес в общей картине профпригодности человека. Это означает, что формирование профпригодности — всегда индивидуальный процесс. Далеко не каждый человек может в приемлемые сроки овладеть некоторыми профессиями, даже при обеспечении высокого уровня его профессиональной подготовки и мотивации. Профессиональная пригодность к этим профессиям может сформироваться лишь при определенных природных данных.
Профессиональная пригодность для конкретной деятельности базируется на определенных психологических, психофизиологических, антропологических, медицинских и др. критериях. Для определения уровня профпригодности используется разнообразный арсенал диагностических средств: психологические тесты достижений, тестирование профессионально важных психофизиологических и психических функций, методики изучения мотивации, ценностных ориентаций и др.
Для того чтобы обеспечить судовождение, требуется слаженная работа команды различных профессионалов. Это и те, кто непосредственно занимается управлением судна (рулевые), и прокладывает его курс (штурманы), и специалисты по его техническому обслуживанию (корабельные мотористы, электрики и т. п.), и разнообразный вспомогательный персонал (врач, кок и т. д.), и обширная группа матросов — «корабельных разнорабочих».
Разумеется, деятельность всех этих специалистов весьма существенно различается, неодинаковы и требования к их подготовке. Тем не менее, работа в составе судовых экипажей обычно характеризуется рядом общих особенностей.
Как правило, моряки уходят в более или менее длительные плавания, где работают весьма интенсивно, а в периоды между рейсами отдыхают. Это подразумевает весьма специфичный график: нужно быть готовым некоторое время (измеряемое неделями, а то и месяцами), пока судно находится в плавании, трудиться практически без выходных, откладывая отдых «на потом». Минусы такого образа жизни — длительные периоды разлуки с родными (особенно значимо для людей семейных), а также огромная нагрузка для организма: ему приходится приспосаб-ливаться к необходимости длительное время работать без отдыха, как заведенные часы. Плюс — довольно длительные периоды отдыха в период между рейсами, в силу чего моряки, например, имеют возможность выезжать на курорты не раз в год, как большинство наемных работников, а в несколько раз чаще (если, конечно, уровень доходов позволяет).
Часто в работе моряков ярко выражена сезонность. Она особенно четко наблюдается у тех, кто работает в регионах, где навигация прерывается на зиму. В теплое время года их деятельность проходит очень интенсивно, почти без выходных, зато когда водные пути сковывает лед, появляется возможность организовать себе длительный отдых. Нелегко привыкнуть к интенсивному режиму работы, однако и для того, чтобы после непрерывной череды плаваний адаптироваться к обычной жизни на суше, тоже требуется какое-то время.
Деятельность происходит в замкнутом и, как правило, не очень многочисленном коллективе. Если при работе на суше контакты с сослуживцами вполне можно ограничить временем пребывания на рабочем месте, то в плавании это не получится, люди вынуждены разделять и быт, и досуг. Поэтому для моряков важны коммуникативные качества, позволяющие адаптироваться к требованиям такого коллектива, сработаться с коллегами. Конфликты в таких условиях недопустимы, и то, что на суше можно списать на дурной характер, в море становится источником угрозы для безопасности плавания.
Для тех, кто занимается непосредственно управлением судна и его техническим обслуживанием, нужно специальное образование (среднее или высшее), которое можно получить в соответствующих училищах и академиях. Другие профессионалы, как правило, приходят во флот со своей основной специальностью (так, судовой врач должен иметь за плечами медицинский институт, а не «мореходку»). Важно быть высококвалифицированными специалистами в своих областях (например, тот же судовой врач обязан быть в состоянии самостоятельно оказать помощь при любых заболеваниях или травмах, ведь «скорую» в середину океана не вызовешь) и уметь адаптироваться к тем особенностям работы в экипаже, о которых шла речь.
В качестве дополнительных преимуществ профессии можно отмстить то, что во время рейсов моряки находятся на полном обеспечении и не озабочены бытовыми проблемами, а также возможность бывать в самых разных точках мира, оставаясь при этом на работе (разумеется, если удастся устроиться на судно, совершающее дальние загранплавания). Хотя нельзя упускать из виду, что факт прихода судна в ту или иную страну еще не гарантирует, что у экипажа будет шанс с ней познакомиться: не исключено, что за время стоянки в порту вообще не представится возможность спуститься на берег.
Вопросы для самоконтроля:
1. Что включает в себя понятие разделение труда?
2. Охарактеризуйте основные виды разделения труда.
3. По каким критериям группы делятся на формальные и неформальные?
4. Какое основные обязанности органов управления судна Вы знаете?
5. Дайте определение понятиям «профессионально-важные качества», «профессиональная пригодность».
6. Какие принципы закреплены в Конвенции ПДНВ 1978?
Какое психическое качество является наиболее важным для морских специалистов
Море никогда не останется без людей. Миллионы моряков посвящают свою жизнь флоту – и взамен получают трудную, но интересную и необычную судьбу.
Анализ особых условий труда моряков позволяет сделать вывод о том, что технический прогресс в кораблестроении, внедрение на судах высокоавтоматизированных систем управления не приводят к существенному сокращению числа аварийных ситуаций, в том числе сопровождающихся гибелью людей. Международная Морская организация установила, что причиной большинства морских катастроф является не техника, а «человеческий фактор».
Словарь чрезвычайных ситуаций дает следующее толкование понятия «человеческий фактор»: «психологические и другие характеристики человека, его возможности ограничения, определяемые в конкретных условиях его деятельности»; «причина несчастного случая, аварии, происшествия в результате неправильных действий человека». К основным способам повышения надежности специалисты относят квалификационный и психологический отбор.
Решение проблемы надежности человеческого фактора состоит в комплексной системе обеспечения безопасности мореплавания, готовности персонала к действиям в экстремальных ситуациях, а так же предъявляет повышенные требования к профессиональным качествам моряков и качеству их подготовки [2].
Существующая в России система морского образования складывалась в течение многих десятилетий и во все времена отвечала насущным потребностям российского флота. Рейтинг российских морских специалистов среди моряков мира всегда был высоким. Такие кадры готовятся в системе высших морских учебных заведений, одним из которых является Дальрыбвтуз.
Надежность человеческого фактора закладывается еще на этапе подготовки специалиста в вузе и, в значительной степени, зависит от психологической подготовки в ходе изучения психологии. Эта дисциплина призвана формировать ряд важнейших компетенций, необходимых для работы в море.
Под компетентностью мы понимаем способность к осуществлению реального, жизненного действия и квалификационную характеристику индивида, взятую в момент его включения в деятельность.
Реальный труд невозможен без запаса знаний о разных сторонах профессиональной деятельности, о способах их осуществления и психологических знаний о структуре труда, о способностях, о мышлении [3].
Л. М. Митина под компетентностью понимает сочетание определенных психологических качеств, психическое состояние, позволяющее в социальных, профессиональных и личных ситуациях действовать ответственно и самостоятельно («действенная компетентность»), или способности и умения субъекта выполнять совокупность определенных функций. В качестве критерия компетентности указывается содержание результата трудовой деятельности или личностной успешности [4].
Анализ исследований позволил нам выделить различные подходы к определению психологической компетентности.
Данные авторы определяют психологическую компетентность как степень владения системой знаний, умений, навыков, способами деятельности, конгломерат психологических качеств, необходимых для осуществления профессиональной деятельности.
Исходя из требований, предъявляемых судоходными компаниями к профессиональному отбору плавсостава, следует учитывать то, что психологические компетенции отнесены к профессионально-важным качествам моряков.
Профессиональный психологический отбор представляет собой комплекс мероприятий, обеспечивающих установление соответствия профессионально-важных психологических качеств моряков, требованиям их профессиональной деятельности по конкретной должности. Под профессионально-важными качествами понимается совокупность ряда когнитивных, личностных характеристик, свойств и способностей, навыков и особенностей мотивации, которыми должен обладать моряк для успешного выполнения работ в рамках заданных профессиональных компетенций с учетом специфики конкретной должности и условий труда[1].
Содержание психологической подготовки студентов морских вузов включает изучение фундаментальных психологических категорий: структуру психики, сознания, мотивационно-волевой, эмоционально-ценностной сфер. В процессе рефлексивной практики преподаватель дает студентам возможность исследовать собственную субъектность (базовые свойства личности), понять, как функционируют ее элементы и система в целом. Выявить особенности своей собственной психики, возможности ее развития и совершенствования. Понять чем является для человека сознание и как им можно управлять самостоятельно, избегая внешних манипуляций.
В ходе изучения психологии студентами морских специальностей важно сосредоточить внимание на том, какие психологические знания направлены на обеспечение безопасности жизни и сохранение здоровья людей при высокой производительности труда. Выбирая морскую специальность, следует учитывать профессиональную пригодность и профессиональную надёжность моряков рыбодобывающего флота, которая обеспечивается психологическими особенностями индивида и социально-психологической структурой личности. Специальные отрасли психологии, такие как психология труда, транспортная психология и др., знакомят будущих морских специалистов с проблемой интегрирования человеческого и технического аспектов при эксплуатации морского транспорта и транспортного оборудования. Психологическая наука выявляет условия формирования у будущих морских специалистов навыков и элементарных умений по управлению коллективом людей в сложных условиях морского плавания.
Развитие профессиональных компетенций в ходе изучения психологии направлено на формирование у будущих морских специалистов научного представления о потенциале «человеческого фактора» как теоретической основе рационального практического использования человеческих ресурсов в процессе труда; формирование комплекса психологических знаний и элементарных прикладных умений по оптимизации механизмов адаптации человека к труду в особых условиях деятельности.
Психология как учебная дисциплина знакомит будущих морских специалистов с психологическими закономерностями и механизмами, обеспечивающими профессиональную пригодность и профессиональную надёжность работника; с психологическими принципами и закономерностями научной организации труда и компетентного руководства трудовыми человеческими ресурсами.
Какие важные качества ценятся в морских профессиях и какую роль в их формировании играет психология?
Работа в составе судовых экипажей весьма существенно различается по своему функциональному содержанию, но характеризуется рядом общих особенностей, требующих от членов экипажа следующих компетенций:
— готовность трудиться практически без выходных в течение длительного времени (волевые, мотивационные, адаптивные навыки);
— готовность к длительным периодам разлуки с родными и близкими (стрессоустойчивость);
— готовность к работе по вахтовому графику (адаптивные навыки);
— готовность к сезонности, требующей неравномерного режима интенсивности труда (волевые, мотивационные, адаптивные навыки)
— готовность к длительной работе в замкнутом пространстве и, как правило, не очень многочисленном коллективе (адаптивные, коммуникативные навыки, стрессоустойчивость) [5].
Для того, чтобы определить психологическую готовность специалиста к работе в море, учеными разработан специальный инструментарий. Отраслевыми психологическими службами был проведен отбор и сформирован пакет методик для измерения и оценок профессионально важных качеств (ПВК) моряков. Ряд дальнейших исследований и проверки данных методик подтвердил возможность их применения при психологическом отборе моряков по критериям их соответствия основным психометрическим требованиям достоверности, надежности, валидности и репрезентативности [6].
Наиболее популярными методиками, устанавливающими психологическую компетентность работников морских специальностей являются: Опросник «Социальная желательность», Тест «Оперативная память», Тест «Корректурная проба» (Бурдона), Тест-опросник 16PF (Шестнадцатифакторный личностный опросник Кэттелла), Тест «Сложные аналогии», Тест «Счет по Крепелину», Тест «СМИЛ» (модифицированный тест MMPI), Методика «Профиль состояния» (Метод МBТI типологический индикатор Майерс-Бриггс), Тест «Переключаемость (распределение) внимания» (Шульте), Опросник «Уровень субъективного контроля» (УСК), Тест «Техническое мышление», Опросник «Форма по изучению мотивации личности», Тест «Селективность внимания», Тест «Абстрактное мышление», Опросник «Стиль руководства коллективом» Журавлева, Тест «Числовые ряды» и др.
Таким образом, в профессии моряка важны такие качества, как: трудолюбие, ответственность, быстрая реакция, умение работать в команде, аналитический ум, умение владеть собой в стрессовых ситуациях, готовность к долгим поездкам. Сами по себе эти качества не возникают. Они формируются целенаправленно в ходе подготовки специалистов на основе сложных психических процессов. Знание этих процессов составляет содержание психологической компетентности специалистов морских профессий и является базовой основой, позволяющей сознательно развивать, корректировать и управлять мотивационно-волевыми, адаптивными, коммуникативными процессами, развивать стрессоустойчивость.