какое прозвище у аннушки которая разлила подсолнечное масло
«Аннушка уже разлила масло»
Крылатая фраза из романа «Мастер и Маргарита» (1929 — 1940), Михаила Афанасьевича Булгакова. Часть 1, Глава 1. «Никогда не разговаривайте с неизвестными». Слова Воланда в разговоре с Берлиозом. В печатной версии романа эта фраза выглядит иначе, но данный вариант представлен в одном из многочисленных черновиков писателя.
Значение
Аннушка уже разлила масло — сделанного не исправить, предначертанный ход вещей не изменить. Выражение употребляется в качестве предостережения, указания на неумолимость судьбы, часто в ироническом, шутливом контексте.
Иносказательно: сделанного не исправить, предначертанный ход вещей не изменить и т. д.
Контекст
По сюжету романа, в его первой главе председатель правления МАССОЛИТа Михаил Александрович Берлиоз и поэт Иван Бездомный во время прогулки на Патриарших прудах встречают незнакомца, которого принимают за иностранца, хотя на самом деле это был Воланд — дьявол, прибывший в Москву со своей свитой. Берлиоз и Бездомный, будучи убежденными атеистами, категорически отрицают существование бога, дьявола и судьбы.
На вопрос Воланда, что Берлиоз будет делать «сегодня вечером», последний отвечает, что в десять часов вечера будет председательствовать на заседании в Массолите. Однако Воланд неожиданно заявляет, что этим планам не суждено сбыться. Он туманно говорит о том, что некая Аннушка «не только купила, но даже и разлила» масло, намекая на то, что Берлиозу суждено умереть, так как ему суждено погибнуть подскользнувшись на случайно разлитом его соседкой Анной подсолнечном масле:
— Прошу и меня извинить, — ответил иностранец, — но это так. Да, мне хотелось бы спросить вас, что вы будете делать сегодня вечером, если это не секрет?
— Секрета нет. Сейчас я зайду к себе на Садовую, а потом в десять часов вечера в МАССОЛИТе состоится заседание, и я буду на нем председательствовать.
— Нет, этого никак быть не может, — твердо возразил иностранец.
— Потому, — ответил иностранец и прищуренными глазами поглядел в небо, где, предчувствуя вечернюю прохладу, бесшумно чертили черные птицы, — что Аннушка уже купила подсолнечное масло, и не только купила, но даже и разлила. Так что заседание не состоится.
Тут, как вполне понятно, под липами наступило молчание.
— Простите, — после паузы заговорил Берлиоз, поглядывая на мелющего чепуху иностранца, — при чем здесь подсолнечное масло. и какая Аннушка?
— Подсолнечное масло здесь вот при чем, — вдруг заговорил Бездомный, очевидно, решив объявить незванному собеседнику войну, — вам не приходилось, гражданин, бывать когда-нибудь в лечебнице для душевнобольных?
Как и предсказывал Воланд, вечером того же дня Берлиоз попадет под трамвай, подскользнувшись на пролитом Аннушкой масле:
Кто такая Аннушка
Аннушка в романе «Мастер и Маргарита» является соседкой известного московского литератора Берлиоза. Она живет в квартире №48 этажом ниже. «Сухонькая женщина с бидоном и сумкой в руках. », которая все время ходит куда-то с сумкой и бидоном, но никто не знает чем она занимается. Аннушку называют «Чумой», потому что она везде устраивает скандалы.
В первой редакции романа она фигурирует под именем Пелагеюшка, но в дальнейших редакциях Булгаков называет ее Аннушкой, или, в одном из черновиков третьей редакции, — Аннушкой Басиной «известной в квартире под именем стервы».
Интересно, что у Булгакова есть несколько героинь с именем Аннушка, и появление этих персонажей знаменует появление конфликтов или чрезвычайных происшествий. По этому поводу советский и российский журналист, филолог, литератор Фима Жиганец писал:
По воспоминаниям писателя Владимира Лёвшина (1904 — 1984), называющего себя близким другом Булгакова, прототипом этой женщины является Анна Павловна Горячева, соседка Булгаковых по коммунальной квартире в доме № 10 на Большой Садовой (Булгаковский дом) с 1921 по 1924.
Подтверждением этой версии является запись из дневника Булгакова от 29 октября 1923 года, в которой он называет соседку Аннушкой:
Имеют место и другие попытки интерпретации этого образа. Так, Жиганец заметил, что на воровском жаргоне слово «Анна» означало в 1920-е годы и позже — «смерть». Кроме того, выражение «взять на Аннушку» обозначало угрозу убийством. Предпринимались попытки вывести происхождение Аннушки и обстоятельств смерти Берлиоза из образа главной героини Л. Н. Толстого «Анна Каренина», покончившей жизнь самоубийством под колёсами товарного поезда.
Также выдвигались предположения, что источником её имени может являться отсылка к известному московскому трамваю «А», получившему в народе прозвище «Аннушка». Его маршрут был запущен в 1911 году и пользовался популярностью среди москвичей
Викторина с ответами по произведением М.Булгакова
1. Какое прозвище у Понтия Пилата?
а) Всадник Золотой венок
б) Всадник Золотое копьё+
в) Медный всадник
2. Какое прозвище у Аннушки, которая разлила подсолнечное масло?
а) Сера
б) Чума+
в) Оспа
3. Вспомните, в каких годах писался роман «Мастер и Маргарита»?
а) 1824-1825гг.
б) 1920 г. и до смерти писателя +
в) 1820 г.и до смерти писателя
4. Как назывался бал, куда пошла Маргарита:
а) Черный бал
б) Весенний был полнолуния, или бал ста королей+
в) Бал всех мертвецов
5. Автором стихотворения «Памяти М.А. Булгакова» в 1940 году является:
а) Твардовский
б) Маяковский
в) Ахматова+
6. М. Булгаков родился в этом городе:
а) в Киеве+
б) в Москве
в) а Одессе
7. От чего Маргарита стала ведьмой?
а) От волшебной манны
б) От вина в кафе
в) От мази Азазелло +
8. Определите того, кто не входил в свиту Воланда:
а) Кот Бегемот
б) Понтий Пилат +
в) Гелла
9. С 1923 года Булгаков работал фельетонистом в:
а) газете «Труд»
б) газете «Известия»
в) газете «Гудок»+
10. Как звали собаку Понтия Пилата?
а) Бинго
б) Кинг
в) Банга+
11. Во время первой встречи с Мастером у Маргариты в руках были:
а) ключи
б) книги
в) цветы+
12. Как звали женщину, о прощении которой просила Маргарита:
а) Фрида+
б) Тельма
в) Тина
13. Помощника Понтия Пилата звали:
а) Февроний
б) Атрок
в) Афроний+
14. Какое отчество у Маргариты?
а) Игоревна
б) Андреевна
в) Николаевна+
15. Истинная фамилия Ивана Бездомного:
а) Скворцов
б) Понырев+
в) Лопырев
16. Кто является символом милосердия в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита»:
а) Иешуа
б) Пилат
в) Маргарита+
17. Определите основную проблему романа «Мастер и Маргарита»:
а) добро и зло +
б) вечная любовь
в) милосердие
18. Отметьте один из самых главных пороков человека, по мнению Иешуа:
а) корысть
б) уныние
в) трусость+
19. В повести «Собачье сердце»:
а) 9 глав и эпилог+
б) 8 глав
в) 9 глав
20. Вспомните, чьи мозг и сердце пересадили Шарику?
а) Клима Чугункина+
б) Вадима Истощина
в) Федора Кириллова
21. Какого цвета был у Воланда правый глаз?
а) зеленый
б) черный+
в) красный
22. Когда Воланд пришел в Москву:
а) пострадали чёрные коты+
б) начались беды
в) взорвался храм
23. Определите, сколько раз был женат М.Булгаков?
а) один раз
б) два раза
в) три раза+
24. Вспомните, сколько лет Маргарита была замужем:
а) 10 лет +
б) 2 года
в) она не была замужем
25. Какое из этих произведений написал М. Булгаков?
а) «Роковые яйца»+
б) «Отцы и дети»
в) «Записки охотника»
Аннушка в романе «Мастер и Маргарита»: образ, характеристика, описание
Иллюстрация к роману «Мастер и Маргарита». Художник Уве Шрамм |
Аннушка является одной из второстепенных героинь романа «Мастер и Маргарита» Булгакова.
В этой статье представлена цитатная характеристика Аннушки в романе «Мастер и Маргарита».
Смотрите:
Краткое содержание романа
Все материалы по «Мастер и Маргарита»
Аннушка в романе «Мастер и Маргарита»: образ, характеристика
Аннушка является соседкой известного московского литератора Берлиоза. Она живет в квартире №48 этажом ниже:
«. из квартиры N 48, помещавшейся под ювелиршиной, вышла на лестницу сухонькая женщина. »
«. квартиры N 48, где и проживала эта Аннушка. «
О внешности Аннушки известно следующее:
«. вышла на лестницу сухонькая женщина с бидоном и сумкой в руках. «
Аннушку называют «Чумой», потому что она везде устраивает скандалы:
«. было известно, что где бы ни находилась или ни появлялась она – тотчас же в этом месте начинался скандал, и кроме того, что она носила прозвище «Чума»..»
Она всегда встает рано утром:
«. Чума‑Аннушка вставала почему‑то чрезвычайно рано, а сегодня что‑то подняло ее совсем ни свет ни заря, в начале первого. «
Аннушка является любознательной женщиной:
«. К чести Аннушки надо сказать, что она была любознательна и решила еще подождать, не будет ли каких новых чудес. »
Однажды Аннушка разливает масло на трамвайной остановке. Литератор Берлиоз внезапно поскальзывается на масле и попадает под трамвай, где и погибает:
«. Аннушка, наша Аннушка! С садовой! Это ее работа! Взяла она в бакалее подсолнечного масла, да литровку‑то о вертушку и разбей! Всю юбку изгадила. Уж она ругалась, ругалась! А он‑то, бедный, стало быть, поскользнулся да и поехал на рельсы. «
Спустя некоторое время Аннушка подбирает подкову Маргариты, которую та роняет в подъезде. Женщина собирается сдать находку в ломбард:
«. Глаза у Аннушки полезли на лоб, когда она развернула сверточек. Аннушка к самым глазам подносила драгоценность, и глаза эти горели совершенно волчьим огнем. В голове у Аннушки образовалась вьюга: «Знать ничего не знаю! Ведать ничего не ведаю. К племяннику? Или распилить ее на куски. Камушки то можно выковырять. И по одному камушку: один на Петровку, другой на Смоленский. »
«. о подковке, которую Аннушка, по ее словам, подняла. «
Однако Азазелло отбирает у Аннушки подкову и возвращает ее Маргарите:
«..– Какую такую салфеточку подковку? – спросила Аннушка, притворяясь весьма искусно Ах, подковочку, – заговорила она, – сию минуту. »
«. Получив подковочку и салфеточку, иностранец начал расшаркиваться перед Аннушкой.
«. Вернув Маргарите подарок Воланда, Азазелло распрощался с нею. «
Азазелло наказывает Аннушку за то, что та присваивает чужие вещи. В наказание он дает Аннушкее «волшебные» рубли, которые затем превращаются в доллары. Вскоре женщину арестовывают за спекуляцию валютой:
«. Ты, старая ведьма, если когда еще поднимешь чужую вещь, в милицию ее сдавай, а за пазуху не прячь. »
«. Аннушка была арестована в то время, когда производила попытку вручить кассирше в универмаге на Арбате десятидолларовую бумажку. «
После допроса Аннушку отпускают домой. О дальнейшей судьбе героини ничего не известно:
«. Тут следователь замахал на Аннушку пером, потому что она порядком всем надоела, и написал ей пропуск вон на зеленой бумажке, после чего, к общему удовольствию, Аннушка исчезла из здания. «
Та самая булгаковская Аннушка, которая разлила масло
Анна Павловна Горячева (та самая Аннушка)
На самом деле всё было гораздо банальнее. Анна Павловна Горячева просто отравляла жизнь Булгакова, делая её невыносимой. Она была соседкой писателя по коммунальной квартире на Большой Садовой улице, где он жил в одной из 10 комнат со своей супругой Татьяной Лаппой.
Именно Горячева стала той самой Аннушкой, которая разлила злополучное масло на трамвайных путях в романе «Мастер и Маргарита».
«Никто не знал, да, наверное, и никогда не узнает, чем занималась в Москве эта женщина и на какие средства она существовала. Видеть ее можно было ежедневно то с бидоном, то с сумкой, а то и с сумкой и с бидоном вместе – или в нефтелавке, или на рынке, или под воротами дома, или на лестнице, а чаще всего в кухне квартиры № 48, где и проживала эта Аннушка. Кроме того и более всего было известно, что где бы ни находилась или ни появлялась она – тотчас же в этом месте начинался скандал, и кроме того, что она носила прозвище Чума».
Но эта роль не была её единственной. Аннушка отметилась и в других произведениях Булгакова, в частности, она практически «играет» саму себя в цикле рассказов «Москва 20-х годов».
Михаил Булгаков и Анна Горячева
В рассказе «Самогонное озеро» Аннушка выступает в роди бабки Павловны, которая постоянно била своего сына Шурку и торговала папиросами.
В десять часов вечера под светлое воскресенье утих наш проклятый коридор. В блаженной тишине родилась у меня жгучая мысль о том, что исполнилось мое мечтанье, и бабка Павловна, торгующая папиросами, умерла. Решил это я потому, что из комнаты Павловны не доносилось криков истязуемого ее сына Шурки.
Фигурирует Аннушка и в рассказе «№ 13. Дом Эльпит-Рабкоммуна». Это произведение повествует о том, как прекрасный дом на Большой Садовой, принадлежавший господину Эльпиту, после революции превратился в «мышасто-серую пятиэтажную громаду».
Ул. Большая Садовая, 10
Дом национализировали и на нём появилась табличка «Рабкоммуна». Прежние жильцы покинули квартиры, а в их комнатах поселились другие люди, которые развешивали в гостиных сырое бельё и ставили чадящие примусы.
Однажды зимой в доме пропало отопление, и Аннушка не придумала ничего лучше, чем достать буржуйку и затопить её паркетом. Это привело к пожару, и дом сгорел.
Долгое время никто не знал, как выглядела Анна Горячева. Но однажды объявился её правнук, живущий сейчас из Швейцарии, и подарил музею Булгакова фото знаменитой родственницы.
Снимок оказался очень маленьким, вероятно, он был сделан для какого-то документа. Современные технологии помогли увеличить изображение, и теперь оно украшает кухню коммунальной квартиры, где обычно и устраивала склоки та самая Аннушка.
Вот она Аннушка, та что масло уже разлила (2 фото)
Кроме того и более всего было известно, что где бы ни находилась или ни появлялась она – тотчас же в этом месте начинался скандал, и кроме того, что она носила прозвище Чума.
М. Булгаков, «Мастер и Маргарита»
В 2006 году булгаковскому музею была подарена чудом уцелевшая её фотография – возможно, единственная в мире. Маленькую фотокарточку, сделанную то ли для паспорта, то ли для иного документа, сотрудники музея увеличили и торжественно повесили в кухне коммуналки-музея, в родной Аннушке стихии.
Помнится, Коровьев, рассказывая Маргарите о ее королевских корнях, сравнил родственные связи с причудливо тасуемой колодой карт. «Есть вещи, в которых совершенно недействительны ни сословные перегородки, ни даже границы между государствами», – втолковывал Маргарите Фагот.
Как причудливо тасуется колода, хочется повторить вслед за Булгаковым. Фотографию Аннушки-Чумы, типичной представительницы люмпен-пролетариата, булгаковскому музею подарил ее правнук, преуспевающий адвокат, живущий в Швейцарии и владеющий четырьмя языками.
интересно, а раньше была байка про каренину:
После гибели Анны Карениной под колесами поезда ее дочь Анну на воспитание берет Каренин. Вронский в глазах общества превращается в чудовище, и все, кто раньше злословил по поводу Карениной, теперь выбирают своей мишенью Вронского. Он вынужден уехать из Москвы, но и высшее общество Петербурга его не принимает. Следы Вронского теряются где-то в глубине России.
Каренин воспитывает детей Сергея и Анну одинаково строго. Но подрастающей Анне кажется, что с ней он обходится особенно сурово. Сережа иногда, обвиняя Анну в гибели матери, грозит ей, что папа оставит ее без наследства, что не видать ей приличного общества и что, как только она подрастет, ее вышвырнут на улицу.
Романа Льва Толстого в доме Карениных не держат, но Анна прочитала его довольно рано, и в ее сердце вспыхивает желание отомстить.
Раскольников в отчаянии, но сам он уже не может поднять руку на человека. Он решает найти исполнителя своей мести. Выбор Раскольникова падает на семнадцатилетнего гимназиста, у которого недавно казнен брат за покушение на царя. Володя Ульянов, читавший о судьбе Родиона Раскольникова, соглашается и из рогатки, почти в упор, свинцовым шариком в висок убивает Вронского. На крик Масловой сбегаются люди, собирается толпа, и в этот момент к дому на извозчике подъезжает Анна Каренина. Она понимает, что опоздала, что месть осуществить не удается.
Она становится матерью этого отряда, обстирывает бойцов и готовит еду. Иногда в бою она ложится к пулемету. За это ее прозвали Анна-пулеметчица. Глядя на нее, комиссар отряда, уже выросшего в дивизию, Фурманов говорит: «Напишу роман, обязательно о ней расскажу, только придется фамилию изменить, а то не поверят. И помоложе сделаю».
Гибнет штаб Чапаева, в живых остается только Анна, потому что ее узнал командир белых Сергей Каренин, ее брат.
Заканчивается Гражданская война и Анна перебирается в Москву, чтобы хоть иногда видеть Ленина, но в 1924 году Ленин умирает, и жизнь Анны теряет всякий смысл. Она опускается и идет работать в домработницы.
Однажды, сходив в лавку за подсолнечным маслом, она идет домой и на трамвайных рельсах вдруг вспоминает о смерти своей матери. Приближающийся трамвай кажется ей тем самым поездом. В ужасе Анна бежит, выронив бидон с подсолнечным маслом на трамвайной линии возле Патриарших прудов.