какое прозвище было у старого болконского
Образ и характеристика Николая Болконского — героя романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир»
В романе Льва Николаевича Толстого «Война и мир» образ Николая Болконского, являющегося второстепенным персонажем, получился ярким и значимым. Благодаря знакомству с ним, читателю становится понятно, в какой атмосфере воспитывался главный герой романа Андрей Болконский со своей сестрой Марьей, как это отразилось на их характерах.
Внешность, речь
Как выглядит генерал-аншеф Николай Андреевич Болконский, читатель узнаёт из 22 главы первой части первого тома романа. Это невысокий старик с маленькими сухощавыми руками и небольшими ногами. У него густые, серые висячие брови, которые, когда он насупливался, застилали блеск умных, молодых глаз. Взгляд его был быстрый и строгий, а смех и улыбка были холодными. Лицо старика было выбрито, волосы заплетены в косу, на голове — напудренный парик. Одевался он по-старинному, в кафтан.
Николай Андреевич не терпел пустословия, говорил всегда по делу, часто «такою скороговоркой, что не доканчивал половины слов» (том 1, часть 1, глава 25). Когда он волновался, иногда говорил крикливым голосом.
Происхождение, служба
Николай Андреевич происходил из рода князей Болконских, начало которому положил Рюрик. Он служил при Екатерине II и дослужился до высокого звания генерал-аншефа. Кутузов был его товарищем по службе. Когда императором стал Павел, князь получил отставку и был сослан в своё имение Лысые Горы, которое находилось недалеко от Смоленска. С тех пор он жил там почти безвыездно, даже когда ему в последующем был разрешён въезд в Петербург и Москву.
В обществе князь Николай Андреевич Болконский носит прозвище «прусский король». Так его прозвали за подражание во внешности прусскому королю Фридриху II (кафтан, напудренный парик, коса).
Характер
Мнение светского общества о характере Николая Андреевича Болконского выразила Анна Павловна Шерер в разговоре с князем Василием Курагиным: «…очень богат и скуп… очень умный человек, но со странностями и тяжёлый» (том 1, часть 1, глава 1).
К странностям характера Николая Болконского можно отнести то, что он твёрдо держался различия состояний и редко допускал к своему столу даже важных губернских чиновников, но, по странной прихоти, допускал к столу своего архитектора Михайлу Ивановича. Этим князь хотел доказать, что все люди равны. Причём за столом он, в основном обращался к этому бессловесному человеку.
Николай Андреевич Болконский — очень умный и деятельный человек. Он считает, что источники людских пороков — это суеверие и праздность, и что существуют только две добродетели: ум и деятельность. Князь с утра до вечера был занят:
Николай Андреевич Болконский был очень пунктуален и требовал этого от дочери и других домочадцев. Порядок дня не нарушался никакими событиями, даже приездом сына. Вставал князь в одно и то же время, к обеду выходил минута в минуту. До обеда он отдыхал с двенадцати до двух дня, и в это время его дочь, княжна Марья, должна была играть на клавикордах. Старый князь говорил, что «после обеда сон серебряный, а до обеда золотой» (том 1, часть 1, глава 23).
Князь Николай Болконский, как и его сын, хорошо разбирался в людях. Они оба презирали светского повесу Анатоля Курагина и хорошо относились к Пьеру Безухову. Когда Андрей Болконский приехал в Лысые Горы с Безуховым, старый князь так полюбил Пьера, что даже вышел к ужину, чтобы с ним беседовать, хотя обычно не ужинал с семьёй.
Отношение к семье
Атмосфера в семье князя Николая Андреевича Болконского была тяжёлая, все испытывали к главе семейства чувство почтительности, уважения и, в то же время, даже страха. В доме царила тишина, на лицах домочадцев была видна робость. Старый князь часто срывал своё раздражение на дочери, кроткой и робкой княжне Марье, поэтому у неё постоянно было испуганное лицо.
Воспитывал Николай Андреевич сына и дочь сам, стараясь развить в них ум и деятельность, которые считал главными людскими добродетелями. Князь Андрей, действительно стал умным, деятельным человеком, не терпящим праздного образа жизни.
Хотя княжна Марья была уже взрослой девушкой, отец продолжал давать ей уроки математики и старался, чтобы её жизнь проходила в постоянных занятиях.
Князь не вмешивался ни в чью веру. Очень религиозная княжна Марья огорчалась, что отец не религиозен и что позволяет себе насмешки над верой.
Хотя князь Николай Андреевич, казалось, мало дорожил дочерью, жизнь без неё он не мыслил и считал, что ей будет хуже, если она выйдет замуж. Он видел, что она неловка, некрасива, и считал, что возьмут её замуж только за богатство. Но когда князь Василий Курагин привёз в Лысые Горы Анатоля свататься к княжне Марье, князь Болконский не вмешивался в решение дочери. Он считал, что каждая девица имеет право выбрать мужа, без указания родителей. К счастью князя, княжна Марья застала Анатоля, обнимающим её компаньонку мадемуазель Бурьен, и отказала ему.
Эту молодую француженку Николай Андреевич облагодетельствовал, взяв её сиротой на улице. Он был привязан к ней, любил её манеру чтения, и по вечерам она ему читала вслух. Княжна Марья считала эту девушку милой и доброй, а князю Андрею она была очень неприятна.
Когда через несколько лет после смерти жены Лизы князь Андрей решил жениться на Наташе Ростовой, отец поставил ему условие, чтобы он женился только через год после помолвки. Старый князь принял сообщение сына о том, что он хочет жениться, с внутренней злобой, так как эгоистически не хотел, чтобы сын изменил свою жизнь в то время, когда его жизнь уже кончалась.
После отъезда сына за границу Николай Андреевич стал более раздражителен и подвержен вспышкам беспричинного гнева, которые обрушивались на дочь. Он назло сыну и дочери решил жениться на мадемуазель Бурьен и действительно стал больше приближать к себе француженку.
В 1812 году князь Андрей по дороге из Молдавии в западную армию заехал в Лысые Горы. Он увидел, что члены семейства старого князя разделились на два враждебных лагеря: в одном был старый князь, мадемуазель Бурьен и архитектор, а в другом — княжна Марья, гувернёр её племянника Десаль, Николушка и все мамки и няньки.
Старый князь сказал сыну, что он не может выносить бестолковый характер дочери. На это князь Андрей сказал, что княжна Марья любит и уважает отца, и что причина недоразумения между ней и отцом — это ничтожная мадемуазель Бурьен. За эти слова старый князь прогнал сына, закричав, чтобы духу его тут не было.
Отношение к войне
В 1805 году Николай Андреевич Болконский внимательно следил за европейскими военными кампаниями. Наполеона он не считал великим полководцем. Пьер Безухов, приехавший с князем Андреем в Лысые Горы, утверждал, что настанет время, когда войны больше не будет. На это старый князь возразил ему, сказав, что войны не будет, только если у людей кровь из жил выпустить и налить воды.
Когда во время Отечественной войны 1812 года французы подошли к Смоленску, Николай Андреевич Болконский велел вооружить ополченцев из своих деревень. Он отправил в Москву внука с гувернёром и остался в имении своего сына Богучарове вместе с княжной Марьей, которая первый раз не подчинилась отцу и не уехала в Москву.
Все эти волнения были причиной того, что старого князя разбил паралич и вскоре он скончался. Перед смертью князь первый раз ласково назвал дочь душенькой, поблагодарил её за всё и попросил прощения. Последние его слова были о сыне, о государе, о войне, о России.
Заключение
Образ князя Николая Андреевича Болконского в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» — это образ патриота России, гордого человека с независимым характером и крутым нравом. То, что в князе Андрее, одном из главных героев романа, проявились такие черты характера, как гордость, независимость суждений, патриотизм, была большая заслуга его отца генерал-аншефа Николая Болконского.
Характеристика образа Николая Болконского, представленная в статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.
Князь Николай Болконский — характеристика, образ, описание (старый князь) | «Война и мир» Толстого
Николай Болконский. Художник А. Николаев |
Старый князь Николай Болконский является одним из ярких второстепенных персонажей романа «Война и мир» Толстого.
Ниже представлен цитатный образ и характеристика князя Николая Болконского в романе «Война и мир», описание внешности, личности и характера персонажа, отношений с дочерью Марьей, описание дома Болконских в Лысых Горах и пр.
Смотрите:
— Все материалы о Николае Болконском
— Все материалы по роману «Война и мир»
Князь Николай Болконский — характеристика, образ, описание (старый князь) в романе «Война и мир» Толстого
Николай Болконский является пожилым мужчиной (в начале романа, в 1805 г.). Его точный возраст не указан:
«. как мог этот старый человек. » (том 1 часть 1 глава XXIV)
«. Тихон накрывал ночною рубашкой его сухое, старческое тело, обросшее на груди седыми волосами.» (том 1 часть 3 глава V)
«Отец очень богат и скуп. » (том 1 часть 1 глава I)
«Знаете, этот известный князь Болконский, отставленный еще при покойном императоре и прозванный прусским королем. » (том 1 часть 1 глава I)
«Генерал-аншеф князь Николай Андреевич, по прозванию в обществе le roi de Prusse,* – с того времени, как при Павле был сослан в деревню. » (*прусский король) (том 1 часть 1 глава XXII)
«. один из старейших русских генералов. » (том 3 часть 2 глава VIII)
«Из Вены Кутузов писал своему старому товарищу, отцу князя Андрея. » (том 1 часть 2 глава III)
«Он живет в деревне. » (том 1 часть 1 глава I)
«. от Москвы полтораста верст. » (том 1 часть 1 глава XXII)
«Лысые Горы, именье князя Николая Андреича Болконского, находились в шестидесяти верстах от Смоленска, позади его, и в трех верстах от Московской дороги. » (том 3 часть 2 глава IV)
«. этот известный князь Болконский. » (том 1 часть 1 глава I)
«Отец мой один из замечательнейших людей своего века. » (том 2 часть 2 глава XI)
«. чувство страха и почтения, которое возбуждал этот старик во всех приближенных. » (том 1 часть 1 глава XXIV)
«. он возбуждал во всех своих гостях одинаковое чувство почтительного уважения. » (том 2 часть 5 глава II)
«. со странностями и тяжелый. » (том 1 часть 1 глава I)
«Он и всегда был крут, а теперь тяжел становится, я думаю. » (том 1 часть 1 глава XXV)
«. оставив беременную жену у чудака-отца. » (об Андрее Болконском, его жене и отце, том 2 часть 1 глава II)
«Нравный старик. » (том 2 часть 5 глава VI)
«По своему прошедшему, по своему уму и оригинальности. князь Николай Андреич. » (том 2 часть 5 глава II)
«Он очень умный человек. » (том 1 часть 1 глава I)
«С его огромным умом. » (том 1 часть 1 глава XXIV)
«Какой умный человек ваш батюшка. Может быть, от этого-то я и боюсь его. » (том 1 часть 1 глава XXIV)
«. перед проницательностью собеседника. – Вы ведь насквозь людей видите. » (том 1 часть 3 глава IV)
«. закричал он отличным французским языком. » (том 1 часть 1 глава XXIV)
«Сам он постоянно был занят то писанием своих мемуаров, то выкладками из высшей математики, то точением табакерок на станке, то работой в саду и наблюдением над постройками, которые не прекращались в его имении. » (том 1 часть 1 глава XXII)
«. всё выказывало постоянную, разнообразную и порядочную деятельность. » (том 1 часть 1 глава XXII)
«Князь работал за станком и, оглянувшись, продолжал свое дело. » (том 1 часть 1 глава XXII)
«. точением табакерок на станке. » (том 1 часть 1 глава XXII)
«. токарный станок, с разложенными инструментами и с рассыпанными кругом стружками. » (том 1 часть 1 глава XXII)
«Сделав несколько кругов, он снял ногу с педали станка, обтер стамеску, кинул ее в кожаный карман, приделанный к станку. » (том 1 часть 1 глава XXII)
«. порядок в его образе жизни был доведен до последней степени точности. Его выходы к столу совершались при одних и тех же неизменных условиях, и не только в один и тот же час, но и минуту. » (том 1 часть 1 глава XXII)
«. не нарушило стройного порядка, по которому шла жизнь в доме старого князя. » (том 1 часть 1 глава XXII)
«. ни приезд сына и никакие необыкновенные события не должны были нарушать порядка дня. » (том 1 часть 1 глава XXII)
«С людьми, окружавшими его, от дочери до слуг, князь был резок и неизменно требователен, и потому, не быв жестоким, он возбуждал к себе страх и почтительность, каких не легко мог бы добиться самый жестокий человек. » (том 1 часть 1 глава XXII)
«. ты меня знаешь: с утра до вечера занят, воздержан, ну и здоров. » (том 1 часть 1 глава XXIII)
«— Должно быть, мне прежде тебя умереть. Знай, тут мои записки, их государю передать после моей смерти. Теперь здесь вот ломбардный билет и письмо: это премия тому, кто напишет историю суворовских войн. Переслать в академию.» (том 1 часть 1 глава XXV)
«Да, – сказал князь Андрей, – отец не хотел, чтоб я пользовался этим правом; я начал службу с нижних чинов. » (том 2 часть 3 глава V)
«И гордость такая, что границ нет! По папеньке пошел.» (об Андрее и его отце, том 2 часть 3 глава XV)
«. не обращая более внимания на до слез доведенную дочь. » (том 1 часть 3 глава IV)
«. к дочери, которую он любил больше себя. » (том 1 часть 3 глава V)
«. отец ее, который (она всё-таки знала это) любил ее. » (том 2 часть 3 глава XXV)
«Старый князь знал очень хорошо, что он мучает свою дочь, что жизнь ее очень тяжела, но знал тоже, что он не может не мучить ее и что она заслуживает этого. » (том 3 часть 1 глава VIII)
«Она, жалкое невинное существо, остается на съедение выжившему из ума старику. Старик чувствует, что виноват, но не может изменить себя. » (том 3 часть 1 глава VIII)
«Ах, он так добр! – сказала княжна. (Марья об отце, том 1 часть 1 глава XXIV)
«. какое другое чувство, кроме vénération <почтения>, может возбудить такой человек, как mon père <мой отец>? И я так довольна и счастлива с ним! Я только желала бы, чтобы вы все были счастливы, как я. » (том 1 часть 1 глава XXV)
«. его дело (желание не разлучаться с дочерью) будет выиграно, и потому успокоился на этом. » (том 1 часть 3 глава V)
«Жизнь без княжны Марьи князю Николаю Андреевичу, несмотря на то, что он, казалось, мало дорожил ею, была немыслима. «И к чему ей выходить замуж? – думал он. » (том 1 часть 3 глава IV)
«. отца, который умер с горя. » (том часть глава)
«— Душенька. — или — дружок. — Княжна Марья не могла разобрать; но наверное, по выражению его взгляда, сказано было нежное, ласкающее слово, которого он никогда не говорил. — Зачем не пришла?
«А я желала, желала его смерти!» думала княжна Марья. Он помолчал.
— Спасибо тебе. дочь, дружок. за всё, за всё. прости. спасибо. прости. спасибо. — И слезы текли из его глаз.» (том 3 часть 2 глава VIII)
Внешность Николая Болконского
«. в напудренном парике невысокая фигурка старика с маленькими сухими ручками и серыми висячими бровями, иногда, как он насупливался, застилавшими блеск умных и молодых блестящих глаз. » (том 1 часть 1 глава XXII)
«По движениям небольшой ноги, обутой в татарский, шитый серебром, сапожок, по твердому налеганию жилистой, сухощавой руки видна была в князе еще упорная и много выдерживающая сила свежей старости. » (том 1 часть 1 глава XXII)
«. холодною улыбкой выказывая еще крепкие и желтоватые зубы. » (том 1 часть 1 глава XXII)
«Княжна испуганно взглядывала на близко от нее блестящие глаза отца. » (том 1 часть 1 глава XXII)
«. сухое лицо строгого отца. » (том 1 часть 1 глава XXII)
«Князь ходил по-старинному, в кафтане и пудре. » (том 1 часть 1 глава XXIII)
«. старик и тряхнул напудренною головой, сколько позволяла это заплетаемая коса, находившаяся в руках Тихона. » (том 1 часть 1 глава XXIII)
«. из-под своих густых нависших бровей косился на сына. » (том 1 часть 1 глава XXIII)
«. закричал старик, встряхивая косичкою, чтобы попробовать, крепко ли она была заплетена. » (том 1 часть 1 глава XXIII)
«В назначенный час, напудренный и выбритый, князь вышел в столовую. » (том 1 часть 1 глава XXIV)
«. сухие руки его сжимались в кулак от досады. » (том 1 часть 3 глава V)
«. старый князь, в стариковских очках и в своем белом халате, в котором он никого не принимал, кроме сына, сидел за столом и писал. » (том 1 часть 1 глава XXV)
«. в девятом часу князь вышел гулять в своей бархатной шубке с собольим воротником и такой же шапке. » (том 1 часть 3 глава III)
«. Тихон накрывал ночною рубашкой его сухое, старческое тело, обросшее на груди седыми волосами. » (том 1 часть 3 глава V)
«. обняла за сухую, жилистую шею. » (том 2 часть 1 глава VII)
«. старик молча старческими, жесткими руками, как тисками, обхватил шею сына. » (том 2 часть 1 глава IX)
«. своими быстрыми глазами, которые, как казалось, насквозь видели человека. » (том 1 часть 1 глава XXV)
«Быстрые глаза старика прямо были устремлены в глаза сына.» (том 1 часть 1 глава XXV)
«. из-под висячих густых бровей оживленные, блестящие, строгие глаза оглядели всех. » (том 1 часть 1 глава XXIV)
«. печатать письма, с своею привычною быстротой. » (том 1 часть 1 глава XXV)
«. князь входил быстро, весело, как он и всегда ходил, как будто умышленно своими торопливыми манерами представляя противоположность строгому порядку дома. » (том 1 часть 1 глава XXIV)
«И он, как всегда, бодрыми шагами вошел в гостиную, быстро окинул глазами всех. » (том 1 часть 3 глава IV)
«Он засмеялся сухо, холодно, неприятно, как он всегда смеялся – одним ртом, а не глазами. » (том 1 часть 1 глава XXIV)
«Князь опять засмеялся своим холодным смехом. » (том 1 часть 1 глава XXIV)
Дом Болконских в Лысых Горах
Это был цитатный образ и характеристика князя Николая Болконского в романе «Война и мир» Толстого, описание внешности, личности и характера, отношений князя Болконского с дочерью Марьей Болконской, описание дома Болконских в Лысых Горах и т.д.
Николай Андреевич Болконский
князь Болконский. Актер А. Кторов. Х/ф «Война и Мир». 1967
Николай Андреевич Болконский – второстепенный персонаж романа «Война и Мир», отец Андрея и Марьи Болконских. Это отставной генерал, богатый и уважаемый дворянин, хозяин имения «Лысые Горы». Из-за противоречивости характера этот герой производит очень яркое впечатление. Прототипом старого Болконского стал дед Л.Н. Толстого по линии матери, генерал Николай Сергеевич Волконский, «умный, гордый и даровитый человек».
Описание героя
Внешность князя Болконского
Толстой не уточняет возраст героя, но уже при первой встрече чувствуется, что это человек старой закалки, за плечами которого богатый жизненный опыт. Он невысок, сухощав, у него «маленькие сухие ручки, серые висячие брови, умные блестящие глаза», на голове напудренный парик. Дома любит ходить в старом халате, но перед гостями предстает в старомодном кафтане, пошитом по старинному фасону. На прогулку отправляется в богатой шубе с собольим воротником.
Движения князя быстрые и стремительные, что говорит о его целеустремленной натуре. Смех его можно услышать очень редко, и он звучит как-то холодно и отталкивающе. Во всем облике Болконского сквозит патриархальная строгость, которую еще больше подчеркивают его нависающие брови. Казалось, что его глаза насквозь пронзают собеседника. Но иногда во взгляде старого князя вспыхивает задорный огонек, который указывает на живость и ясность его ума.
Черты характера
Князя Болконского отличают собранность и педантичность. Не в его характере тратить время на праздность, пустое времяпрепровождение, глупые развлечения. В его семье все подчинено раз и навсегда установленному порядку, отступление от которого подобно преступлению. От Болконского почти не исходит никаких эмоций, если и присутствуют в нем какие-то чувства, – они спрятаны так глубоко, что о них можно только догадываться. Его презрение к высшему свету выражается в том, что он намеренно отказался от жизни в столице и выбрал местом своего проживания отдаленное имение.
К своим крепостным князь относится строго, но справедливо. Он старается обустроить их быт так, чтобы они ни в чем не нуждались, всегда учитывает их интересы. Поэтому после смерти отца княжна Марья сразу же старается устроить их дальнейшую судьбу перед тем, как покинуть имение.
Недостатком князя можно назвать его неожиданную резкость и вспыльчивость. Но часто под этими эмоциями скрываются чувства, которые он сознательно прячет от посторонних. К ним относится и его своеобразная любовь к Андрею и Марье. Поэтому его взрывной характер можно рассматривать как особенность его темперамента, а не истинную злобность или жестокость
Элементы биографии
Под образом Николая Болконского скрывается неординарная личность. У него богатейшая биография, которой мог бы позавидовать любой дворянин. Он является потомком аристократов, род которых старше императорского, поэтому ему простительно нередко проскальзывающее в нем превосходство. Еще в молодом возрасте он был принят при дворе и добился этого, благодаря своему уму и талантам. Был близко знаком с императрицей Екатериной II и князем Потемкиным и очень гордился дружбой со знаменитым полководцем Кутузовым. Окружающие знали об этом и испытывали по отношению к нему помимо «страха и почтения» чувство «почтительного уважения». Дослужившись до звания генерал-аншефа (почти равного фельдмаршалу), князь вышел в отставку и обосновался в своем имении, практически никогда его не покидая.
Жизнь в Лысых Горах
Это было родовое имение Болконских, расположенное в 150 верстах от Москвы. Здесь родились дети Николая Андреевича – Андрей и Марья. Оно представляло собой огромный дом, похожий на «заснувший замок». Возле каменных ворот расположилась сторожка. В старом саду, которым никто не занимается, растут липы и сливы, недалеко от дома – заросшая, всеми забытая оранжерея. Вокруг имения раскинулись поля, на которых крестьяне выращивают рожь и овес.
Дни старого князя проходят строго по определенному режиму. Завтраки и обеды – в одно и то же время, и никакие визиты не способны нарушить это правило. Основное время он проводит в своем рабочем кабинете, но и во время отдыха не сидит, сложа руки. У него есть хобби – вытачивание табакерок на токарном станке. Вечерами он любит посидеть на скамейке возле своего дома, наслаждаясь ароматом роз.
Его репутация, которой он очень дорожит, – безупречна. Никто никогда не видел его нетрезвым или в компании каких-то сомнительных людей. Для него очень важно сохранить достоинство и честь своей фамилии, и это он старается передать Андрею и Марье.
Отношения с детьми
В романе нет никаких сведений о жене Николая Андреевича и о том, при каких обстоятельствах он ее потерял. Известно лишь, что воспитание детей полностью лежало на плечах одинокого мужчины. Князь всегда отличался строгостью в отношениях к сыну и дочери. Несмотря на неприятие Бога и отсутствие веры, ему удалось воспитать в них христианское качество нравственной чистоты. Они выросли очень достойными и ответственными людьми.
В сыне князь всегда старался воспитывать самостоятельность, поэтому никак не помогал ему в продвижении его карьеры. Несмотря на свои связи, он хотел, чтобы Андрей в жизни всего достиг самостоятельно, благодаря только своему уму и способностям.
Его жесткий характер особенно ярко проявился в ситуации, когда Андрей сообщил ему о намерении жениться на Наташе. Болконский, выслушав сына, приказал ему отложить свадьбу на год: «И это последнее мое слово, знай, последнее…», – произнес он. Кажется, что он совсем равнодушен к переживаниям Андрея, и его цель – расстроить грядущую свадьбу. На самом деле, он своим запретом хотел проверить чувства будущей невестки и оказался прав. Наташа не выдержала испытание временем и завела роман с Анатолем Курагиным.
Скрытая любовь отца к Андрею проявляется в сцене прощания перед уходом на фронт. Здесь нет ни объятий, ни напутственных пожеланий. Есть только пронзительный взгляд, который во сто крат красноречивее всяких слов: «Быстрые глаза старика прямо были устремлены в глаза сына. Что-то дрогнуло в нижней части лица старого князя». Перед расставанием князь произносит: «Коли тебя убьют, мне, старику, больно будет… А коли узнаю, что ты повел себя не как сын Николая Болконского, мне будет… стыдно!»
Непривлекательная дочь Николая Андреевича Марья была уже в том возрасте, когда девушке навешивается ярлык «старая дева». Она постоянно жила в имении и была у отца кем-то вроде прислуги. Верующая и покорная, она находилась в беспрекословном подчинении у властного родителя, терпя все его придирки и капризы.
Возможно, неосознанно и не нарочно, но князь стал причиной того, что у Марьи появилось чувство собственной неполноценности. У нее не было ни женской хитрости, ни девичьего кокетства, она не посещала балы и другие светские мероприятия. Счастье дочери в замужестве князь ставил под большое сомнение, так как считал, что она неспособна обрести его в союзе с мужчиной. О наследниках с ее стороны он даже не рассуждал, потому что ему хватало единственного внука Николеньки, сына Андрея и Лизы.
Прощение
Роль героя в произведении
Лев Николаевич Толстой создал необыкновенно самобытный персонаж. Именно индивидуальность и самостоятельность отличают князя Болконского от других героев ровесников. Все остальные, по сравнению с ним, это массовка, ведомая толпой, и только он, обладая оригинальным мышлением и волей, сам строит свою судьбу.
Николай Болконский с достоинством пронес по жизни звание истинного князя, ни разу не уронившего честь своей фамилии. В романе он предстает настоящим русским патриотом, горячо любящим отчизну и своих детей. Его отличают глубокая порядочность и благородство, а также незаурядный ум и проницательность. Будучи целеустремленным и мужественным, он всего добился без чьей-либо помощи и таким же воспитал своего сына Андрея.