какое произведение паганини сыграл на одной струне

какое произведение паганини сыграл на одной струнеstradivari

Будь Страдивари. Be the Strad.

В скрипке живут феи / A fairies live in the violin

Пять интересных фактов о Никколо Паганини

какое произведение паганини сыграл на одной струне

2. Известные музыканты были готовы писать завещание, послушав Паганини
Загадочный ореол вокруг своего имени Паганини поддерживал сам. Он частенько говорил о необычайных секретах своего мастерства, которые обнародует только после окончания своей карьеры. На самом же деле неискушенного зрителя Паганини с легкостью удивлял не только своим дарованием, но и необычайной техникой и безукоризненной чистотой исполнения. В его время богатые возможности скрипки были еще не раскрыты, Паганини сам находил новые эффекты. Когда музыкант исполнил перед слушателями композицию всего ан двух струнах, одна почитательница восторженно сказала: «Вы несносный человек, ничего не оставляете другим! Кто сможет превзойти вас? Разве тот, кто сыграет на одной струне, но это же невозможно!» Через несколько недель Паганини играл на концертах сонату на одной струне. Другие скрипачи, послушав музыку итальянского дарования, шутили, что им теперь можно писать завещание.

3. Паганини обладал драгоценной коллекцией скрипок
С детства маленькая скрипочка была его любимой игрушкой, хотя отец и был чересчур строг с сыном, заставляя его заниматься до истощения. Много позже в колекции Паганини появятся такие великолепные инструменты, как скрипки Страдивари, Амати, Гварнери. Последняя была самой любимой скрипкой Паганини, ее он завещал родному городу Генуе — не хотел, чтобы какой-нибудь другой музыкант играл на ней. Выходя на сцену, Паганини преображался, будто становясь другим человеком и оказывался в полном психическом слиянии со скрипкой. Инструмент, на котором играл великий музыкант, после его смерти получил имя «Вдова Паганини».

4. Паганини был фантастически рассеянным
Казалось, ему вовсе не было дела до тех сторон своей собственной жизни, которые не касались музыки. Он путал год своего рождения, писал, что является вторым сыном в семье, хотя в семье было еще два брата. К подобным промахам маэстро относился достаточно равнодушно, заявляя, что его память «находится не в голове, а в руках, когда они держат скрипку».

5. Паганини выступал и перед монархами
Европейские правители приглашали его для личного выступления и платили большие гонорары. Однажды Паганини даже исполнял масонский гимн в великой ложе Италии. Вот только из-за любви к азартным играм Паганини часто оставался без денег на еду. Тем не менее, к старости он все же скопил небольшое состояние — возможно, не последнюю роль здесь сыграл отказ от азартных игр. Да и сам Паганини старался не продешевить: когда английский король предложил скрипачу за выступление половину требуемого гонорара, Паганини в ответ предложил не тратиться и посетить за меньшую сумму его концерт в театре. А когда извозчик попытался взять со скрипача цену, вчетверо больше обычной («Вы ведь тоже недешево берете за свои концерты, а играете всего на одной струне!»), Паганини ответил: «Что ж, я заплачу назначенную сумму, если вы довезете меня до места на одном колесе».

Источник

Гитара музыкальная 14. Никколо Паганини

Гитара в музыке классицизма.

1. Из жизни великого артиста

Когда мятущаяся душа Паганини искала покоя, он отрекался от порывистой скрипки и поверял мысли тихой, нежной гитаре. Одним из таких идиллически-мирных периодов жизни великого артиста было время, когда он поселился на вилле богатой аристократки, работал в ее саду, музицировал вместе с нею, описанный в главе «Тюльпаны и гитара» книги Анатолия Виноградова «Осуждение Паганини».

Целых три года Паганини скрывался от публики, перестал концертировать. Счастье влюбленных шло под аккомпанемент гитары. Здесь он сочинил «Любовный дуэт» в десяти частях с программными заголовками: «Начало», «Любовь», «Согласие», «Робость», «Радость», «Ссора», «Примирение», «Знаки любви», «Известие об отъезде», «Расставание».

В итоге мы получили в дар целую музыкальную поэму о прекраснейшем из наших чувств, созданную на заре романтизма.

Находясь на службе у княгини Элизы Баччиокки, сестры Наполеона Бонапарта, сначала в Лукке, а затем во Флоренции, Паганини создал немало произведений для обожаемой им гитары и разного рода ансамблевой музыки с ее участием, в том числе шесть квартетов для скрипки, альта, гитары и виолончели.

С помощью скрипки Паганини выражал порывы страстей, свой бунтарский дух и дерзновенные мысли. Напротив, «верная спутница» гитара помогала ему очистить душу. Да и отношение к двум этим инструментам у него было разное: повелительно-властное к скрипке и благосклонно-нежное к гитаре.

Желая продемонстрировать свои пылкие чувства к покровительнице, он прилюдно сыграл пьесу «Венера и Адонис» на скрипке с двумя струнами. Публика восхищалась, а княгиня поняла прозрачный намек артиста. Как-то вскользь она произнесла, что такой великий маэстро смог бы сыграть и на одной струне. Паганини принял вызов и вскоре исполнил героическую сонату «Наполеон» на скрипке с одной струной, чем заслужил бурные аплодисменты изумленных слушателей.

Так в душе итальянского гения сосуществовали два мира: тихий, светлый, любовный, связанный с гитарой, и неистовый, карбонарский, требующий полной отдачи творческих сил. И выразить эти чувства могла только скрипка!

Однажды во время римского карнавала Паганини и Россини, переодевшись в бродячих слепцов-музыкантов, сыграли на двух гитарах столь блестяще, что публика подивилась их мастерству. Это был шутовской номер и вместе с тем дуэт двух гениев.

Шуберт писал свои гениальные песни в кафе на салфетках и по доброте души раздавал их жителям Вены. Так и Паганини, находясь на службе в Лукке, частенько набрасывал гитарные пьесы уличным мальчишкам, желавшим блеснуть на городском празднике. Иногда он дарил пьесы для гитары неимущим музыкантам, чтобы те могли порадовать своих голодных детей нежданным гонораром.

Постепенно произведения Паганини заполонили всю Италию, стали общенародными, чему великий скрипач не придавал ровно никакого значения.

На закате дней Паганини гитара вновь заняла особое место в его жизни. Он часто выступал в ансамбле с гитаристами, писал крупные музыкальные пьесы с участием «доброй и милой подруги». Стоит назвать хотя бы Вариации на тему генуэзской народной песни «Барукаба» для скрипки и гитары, которые маэстро посвятил другу Джерми. В подарок дочери своего покровителя ди Негро он преподнес Сонату для скрипки и гитары, а сестре Доменике – Серенаду для скрипки, виолончели и гитары. Как мы видим, он раздавал близким и родным людям именно гитарные пьесы. Это весьма показательно!

Когда умер Паганини, Ференц Лист писал: «Угасло жизненное пламя Паганини и вместе с ним то мощное дыхание природы, которое оно смогло вдохнуть в него, видимо, собрав для этого все свои силы, чтобы тут же его погасить. Вместе с ним исчезло то чудесное явление, которое в области искусства родится лишь раз, единственный раз!»

Взгляните на портрет великого скрипача: орлиные черты носа, взор, устремленный за пределы горизонта, – они выражают собой неистовый порыв к свободе; округлый подбородок и чувственные губы – это признак сластолюбия.

Отношение к скрипке у Паганини было дерзким, с ее помощью он хотел достичь совершенства, и поэтому именно она, царица инструментов в руках гения, поражала воображение людей и двигала вперед музыкальное искусство. Игра итальянского виртуоза оставила неизгладимую печать на творчестве Шопена, Шумана, Листа.

Гитара же служила Паганини целительницей душевных ран, он поверял ей свои сокровенные мысли, когда влюблялся в красивых женщин и мечтал о семейном счастье.

2. Скрипка и гитара

Музыковеды не без основания утверждают, что переворот, совершенный Паганини в области скрипичного мастерства, связан с его приверженностью к другому инструменту, гитаре. Левая рука виртуоза привыкла к большим растяжкам, к сложным комбинациям двойных нот и аккордов. С одной стороны, гитара была выразительницей сокровеннейших чувств Паганини, с другой – творческой лабораторией для новых приемов игры на скрипке.

Без матушки-гитары не появилась бы на свет юная, ослепительная красавица – бесподобная скрипка Паганини.

Произведения Никколо Паганини, в том числе ансамбли для скрипки и гитары, пронизаны взволнованным чувством. Струны обоих инструментов то горестно плачут, то неистовствуют.

Мужчина с возрастом обретает мудрость, а женщина теряет красоту.

Любопытное наблюдение: чем старше рукотворный шедевр Страдивари или Гварнери, тем лучше он звучит. У гитары век слишком короток, что не позволяет ей сохранить свои бесценные качества.

Виртуозно владея обоими инструментами, Паганини сохраняет в душе целостное мироощущение, которое включает в себя, так сказать, и мужское, и женское начало Вселенной.

Талантливый польский скрипач Кароль Липиньский отмечает в своих мемуарах: «Я был безмерно удивлен, я не предполагал, что Паганини не менее чарующе играет на гитаре, чем владеет смычком».

Это свидетельство профессионала высокого уровня заставляет пересмотреть роль и значение итальянского маэстро в музыкальном искусстве. Кто в действительности был несравненным гитаристом-виртуозом – испанец Фернандо Сор или Никколо Паганини, которого мир до сей поры считает великим скрипачом?

Как известно, скрипач Паганини, будучи к тому же гитаристом, не выступал в качестве гитариста на концертной эстраде. Подлинным «Паганини гитары» следует считать Луиджи Леньяни, друга и последователя гениального артиста. Возможно, в какие-то минуты, когда Паганини импровизировал на гитаре, он видел перед собой своего приятеля Луиджи, которого иногда брал в концертные поездки по Италии.

Никколо Паганини увлек своей волшебной скрипкой Джакомо Россини, в свою очередь, под влиянием Мауро Джулиани взял в руки гитару композитор и пианист Антон Диабелли.

Так скрипка и гитара оказались чудодейственным средством в укреплении творческой дружбы между великими музыкантами – Паганини, Россини, Леньяни, Диабелли.

24 каприччио Паганини совершили переворот в скрипичной музыке. Самым ярким из них оказалось последнее, двадцать четвертое произведение. Знаменательно, что в оригинале оно было написано для скрипки в сопровождении гитары под названием «Бравурные вариации на оригинальную тему».

Следовательно, гитара играла отнюдь не последнюю роль, когда требовалось обогатить выразительные и технические возможности «царицы инструментов».

Мила и очаровательна соната для скрипки и гитары ля мажор Никколо Паганини. Погружаясь в мир ее образов, словно видишь перед собой двух светских дам, которым не откажешь в грации и любезности.

В Аллегро явственно присутствуют беспечная игривость и весенняя новизна чувств, Адажио – это умиротворенное созерцание. В Аллегретто (Рондо) музыка жизнерадостна, вызвана восторгом от красоты мира, чем близка к бессмертным творениям Россини.

«Большая соната» для гитары Паганини, записанная на компакт-дисках как Джулианом Бримом, так и Джоном Уильямсом, примечательна во многих отношениях.

Аллегро изящно и радостно. Это происходит из-за того, что инструментальная партия в своей основе вокальна, опирается на красивое пение в стиле бельканто.

Пленительная лирическая мелодия Романса близка по духу и настроению к «Вечерней серенаде» Шуберта. В ней предугадываются также мелодические откровения Франсиско Тарреги.

Вариации виртуозны и блестящи. Творческая фантазия автора бьет ключом, и ощущаешь некое подобие их музыкального языка с его же «Венецианским карнавалом» для скрипки с оркестром.

Какой бы скромной и невзрачной ни была бы гитара, она в руках гения становится трогательной, роскошной, неукротимой – этакой страстно влюбленной итальянской красавицей!

3. Живописно-музыкальная ретроспектива

Леонардо да Винчи был художником, ученым, инженером. Кроме серьезных научных открытий он много времени тратил на изобретение различных механических игрушек для увеселения светской публики. Вероятно, для гения эпохи Ренессанса это был своего рода отдых, который позволял подготовиться к другим делам, требовавшим напряжения душевных сил.

Никколо Паганини тоже предстает в нескольких ипостасях: как композитор, скрипач и гитарист. Кроме замечательных скрипичных произведений он создал около 200 пьес для гитары, предназначенных, главным образом, для любительского музицирования. Эти музыкальные «безделушки», написанные второпях, расходились по всей Италии, часто без имени их автора.

Скрипичное искусство Паганини по драматическому накалу и силе человеческого духа сопоставимо с великими творениями Микеланджело, тогда как гитарная музыка прославленного артиста отличалась лиризмом и мечтательностью, свойственными полотнам Джорджоне. В личности знаменитого виртуоза удивительным образом сочетались бунтарский дух и нежная сентиментальность легкоранимого человека.

Обратимся еще к одному итальянскому живописцу. Караваджо – это художник огромной творческой смелости, реалист-новатор, прекрасно знающий жизнь простого народа; по его мнению, задача искусства состоит в том, чтобы «хорошо подражать предметам природы». Необыкновенная правдивость и демократизм произведений принесли ему скандальную известность и вызвали резкую оппозицию церковных кругов. Добавьте к этому бурный неуживчивый характер, усугублявший житейские трудности, и глубокий душевный кризис в последний период творчества, – и перед вами возникнет психологический портрет итальянского художника-гения, того самого, кто оказал сильнейшее влияние на европейское искусство. И, если хотите, это портрет другого итальянца, скрипача Никколо Паганини, духовного потомка и художественного двойника Караваджо, родившегося почти два века спустя.

Любопытно, что Караваджо чрезвычайно интересовался музыкой, о чем свидетельствуют такие полотна, как «Юноша с лютней», «Девушка с лютней», «Мандолинистка».

Паганини в детстве учился игре на лютне, в зрелые годы находил утешение в игре на гитаре. Неукротимые натуры гениев нуждаются в кратких передышках, чтобы потом с новыми силами взяться за главное дело жизни.

А вот судьба третьего художника.

В противоположность Никколо Паганини жизнь испанского художника Веласкеса была на редкость счастливой. В последние годы он создал два живописных шедевра: «Менины» (Фрейлины) и «Пряхи». На первом полотне изображена сцена королевского быта, отмеченная печатью благородства и элегантной сдержанности. Второе посвящено повседневным будням и нелегкому труду простых работниц, что удалось передать правдиво, с поразительной силой чувства. В этих картинах Веласкес достигает целостности восприятия мира.

У Паганини скрипка была королевой, блиставшей в аристократических салонах и на концертной эстраде, а гитара – скромной служанкой, предназначенной для любительского музицирования в аристократических салонах и в среде простолюдинов.

Гениальный артист, как и великий художник, видят мир объемно, в двух и даже трех измерениях, со всеми его контрастами и противоречиями.

Ведь каждому из нас нужны не только яркие лучи солнца, но и мягкий свет луны.

Уместно и такое сопоставление имен.

Никколо Паганини по таланту и характеру близок к Сальватору Розе, несмотря на то, что художник родился на полтора столетия раньше гениального скрипача. Оба относятся к людям с неукротимым нравом и новаторским духом, которые решительно раздвигают горизонты нашего мироощущения. Искусство обоих отличалось бунтарским демократизмом, живой и непосредственной эмоциональностью, пленительной романтикой в пейзажных зарисовках и лирических переживаниях человека, страстного существа, желающего вобрать в себя Вселенную.

В 1649 году, устав от придворной службы, Сальватор Роза отбыл в Рим и стал вольным художником. Точно так же Никколо Паганини покинул двор великой герцогини Тосканской Элизы, сестры Наполеона Бонапарта, чтобы сделаться гастролирующим артистом. Эти гении предпочли творческую свободу.

Сальватор Роза был также замечательным гравером и рисовальщиком, одновременно поэтом, актером, режиссером, музыкантом. Он учился пению, играл на флейте, арфе и гитаре.

Именно гитара связывает двух великих соотечественников, Розу и Паганини.

Художник написал целый ряд сатир, среди которых выделяются «Поэзия», «Музыка», «Живопись», «Война», «Зависть», «Ведьма», «Вавилония».

На картине «Музыка» изображена скромная девушка со светлым взором, обращенным к небесам.

Возможно, это выражение того, чем была непритязательная гитара в руках Паганини – инструментом, которому поверяют заветные чувства и мысли.

Нетрудно заметить, что у двух современников, испанского художника Франсиско Гойя и итальянского скрипача Никколо Паганини, много общего. Главное – каждый из них питал беззаветную любовь к своей Отчизне и не мог смириться с ее порабощением, страстно желая видеть родину независимой и свободной.

Большая соната A-dur, op.39 Никколо Паганини – это баллада для гитары: в ней находим душевные откровения, безмятежность и порывы страсти, отстраненное созерцание и потребность любить, энергичные марши, изящные арабески, патетические гимны, победное торжество радости – все это творят магические струны гитары!

Великий Паганини – это двойная звезда, испускающая золотистое и голубое сияние, это постоянно переливающийся на наших глазах классико-романтический свет.

Вальс M.S.92 Никколо Паганини – миниатюра продолжительностью в одну минуту и сорок секунд. До-мажорная часть – это конфеты карамель, ля-минорная – апельсиновый сок. Впрочем, все зависит от вкуса того, кто возьмется играть ее.

Вуаль светлой грусти наброшена на радостное чувство в Аллегретто M.S.90 Никколо Паганини, которая придает этой пьесе романтическую привлекательность.

Пасторально-наивно Аллегретто M.S.91. В нем слышится простенький наигрыш пастушка на органном пункте в басах. Возникает буколическая картинка «естественной» жизни.

Сидя в кафе, Паганини сочиняет на ходу немудреную мелодию, которую тут же дарит подбежавшему нищему мальчугану, чтобы тот смог подзаработать на автографе великого скрипача. Сегодня мы наслаждаемся музыкой Аллегретто-скерцандо и предлагаем юным гитаристам разучить эту трогательную миниатюру.

Каприс №5 Паганини в переложении для гитары выглядит как еще одно «Вечное движение» маэстро.

Мелодия Каприса №24 Паганини принадлежит к тем счастливым озарениям, которые никогда не увядают. Она вечно будет звучать на гитаре, на фортепиано и в оркестре. Благодаря ей люди не забудут имя гениального скрипача.

Этюды №1, 14, 15 из цикла «I Ghiribizzi» M.S.43 Никколо Паганини – это не мелодии-жемчужинки или мелодии-цветы, а прелестные экзерсисы для юных гитаристов.

Сонатина C-dur – произведение классическое по духу, лишь в ля минорных эпизодах появляется лирика: с началом весны сердце еще сковано, но так хочется любить!

Источник

Никколо паганини интересные факты. Музыка на одной струне Скрипач игравший на одной струне

2. Известные музыканты были готовы писать завещание, послушав Паганини
Загадочный ореол вокруг своего имени Паганини поддерживал сам. Он частенько говорил о необычайных секретах своего мастерства, которые обнародует только после окончания своей карьеры. На самом же деле неискушенного зрителя Паганини с легкостью удивлял не только своим дарованием, но и необычайной техникой и безукоризненной чистотой исполнения. В его время богатые возможности скрипки были еще не раскрыты, Паганини сам находил новые эффекты. Когда музыкант исполнил перед слушателями композицию всего ан двух струнах, одна почитательница восторженно сказала: «Вы несносный человек, ничего не оставляете другим! Кто сможет превзойти вас? Разве тот, кто сыграет на одной струне, но это же невозможно!» Через несколько недель Паганини играл на концертах сонату на одной струне. Другие скрипачи, послушав музыку итальянского дарования, шутили, что им теперь можно писать завещание.

3. Паганини обладал драгоценной коллекцией скрипок
С детства маленькая скрипочка была его любимой игрушкой, хотя отец и был чересчур строг с сыном, заставляя его заниматься до истощения. Много позже в колекции Паганини появятся такие великолепные инструменты, как скрипки Страдивари, Амати, Гварнери. Последняя была самой любимой скрипкой Паганини, ее он завещал родному городу Генуе — не хотел, чтобы какой-нибудь другой музыкант играл на ней. Выходя на сцену, Паганини преображался, будто становясь другим человеком и оказывался в полном психическом слиянии со скрипкой. Инструмент, на котором играл великий музыкант, после его смерти получил имя «Вдова Паганини».

4. Паганини был фантастически рассеянным
Казалось, ему вовсе не было дела до тех сторон своей собственной жизни, которые не касались музыки. Он путал год своего рождения, писал, что является вторым сыном в семье, хотя в семье было еще два брата. К подобным промахам маэстро относился достаточно равнодушно, заявляя, что его память «находится не в голове, а в руках, когда они держат скрипку».

5. Паганини выступал и перед монархами
Европейские правители приглашали его для личного выступления и платили большие гонорары. Однажды Паганини даже исполнял масонский гимн в великой ложе Италии. Вот только из-за любви к азартным играм Паганини часто оставался без денег на еду. Тем не менее, к старости он все же скопил небольшое состояние — возможно, не последнюю роль здесь сыграл отказ от азартных игр. Да и сам Паганини старался не продешевить: когда английский король предложил скрипачу за выступление половину требуемого гонорара, Паганини в ответ предложил не тратиться и посетить за меньшую сумму его концерт в театре. А когда извозчик попытался взять со скрипача цену, вчетверо больше обычной («Вы ведь тоже недешево берете за свои концерты, а играете всего на одной струне!»), Паганини ответил: «Что ж, я заплачу назначенную сумму, если вы довезете меня до места на одном колесе».

На самом деле музыкант много работал и неустанно открывал новые технические возможности своего инструмента. Он изобрел массу эффектов, сложных пассажей, которые, кроме него, никто не мог повторить. Он играл сложные произведения на двух и даже на одной струне.

Паганини был не только великим скрипачом, но и композитором. Его «24 каприса для скрипки соло» и сейчас под силу исполнить лишь самым выдающимся музыкантам, а тогда сыграть их мог только он один. Поэтому произведения композитора при жизни были мало известны.

В 1834 году Паганини поселяется в Парме: кочевая жизнь становится ему не под силу. Через четыре года впервые дает о себе знать тяжелая болезнь. Сын Ахиллино и друзья организуют Паганини поездки на курорты Франции, но все напрасно. В конце весны 1840 года музыкант умирает в Ницце. И даже после смерти душа его долго не находит покоя: католическая церковь запрещает хоронить артиста в Италии. Тридцать пять лет сын и друзья музыканта добиваются разрешения перенести его прах на родину.

Ныне в городском музее Генуи раз в году торжественно открывается заветная витрина, в которой хранится завещанная родному городу скрипка Паганини. Инструмент работы Гварнери дель Джезу на один вечер передается молодому музыканту, победителю конкурса имени Паганини. И вновь в переполненном зале звучит волшебная скрипка, возносятся чудесные звуки и кажется, что под сводами зала витает душа великого маэстро.

Существует легенда, что Паганини начал играть на одной струне после того, как его недоброжелатели перед концертом подпилили все остальные струны на скрипке. На самом деле эту идею подсказала музыканту одна его поклонница. Прослушав, как Паганини виртуозно сыграл композицию «Дуэт двух влюбленных» на двух струнах, она подошла к нему и сказала:

Маэстро, вы совершенно не оставляете шанса другим музыкантам превзойти вас. Пожалуй, это сможет сделать лишь тот, кто сыграет на одной струне, но это же невозможно!

Паганини запомнил ее слова и спустя несколько недель исполнил сонату на одной струне. Весть об этом неслыханном событии быстро облетела город и дошла до самых простых его жителей. Однажды музыкант опаздывал на концерт и нанял извозчика, который, узнав знаменитость, заломил за проезд цену в десять раз выше обычной. На недоуменный вопрос седока кучер спокойно ответил:

Ведь вы сейчас возьмете с каждого из слушателей по десять франков за возможность послушать, как вы играете на одной струне.

Маэстро Никколо Паганини стал легендой еще при жизни. Его мастерство объясняли сверхъестественными способностями. Говорили, что рукой Паганини водит сам Дьявол, которому музыкант продал душу, когда сидел в тюрьме за убийство жены.

Композитор Лист писал об этих слухах: «Вот когда всплыли легенды Средневековья о ведьмах и привидениях. Чудеса, творимые его игрой, стали связывать с прошлым, загадочность его необъяснимого гения старались постигнуть лишь с помощью еще более загадочных явлений. Договорились чуть ли не до того, что он будто бы продал свою душу дьяволу и та самая четвертая струна, на которой он извлекал такие волшебные мелодии, будто бы сделана из кишок его жены, которую он собственными руками задушил…»

Несмотря на зловещую репутацию, Паганини был любимцем женщин. Прекраснейшие дамы Европы дарили ему свою любовь. По делам амурным музыкант мог бы соперничать с героем-любовником Казанова.

Страшные легенды не оставили Паганини и после смерти. Епископат запретил хоронить музыканта на христианских кладбищах. Почти пять лет тело Паганини не было погребено, гроб стоял среди скал одного из островов в Средиземном море. Моряки рассказывали, что проходя по ночам мимо скал, они слышали звуки музыки.

какое произведение паганини сыграл на одной струне

Паганини поначалу не опровергал дьявольские слухи о своем таланте, расценивая их как рекламу. Потом, когда сплетни стали фанатичны и музыкант столкнулся с агрессией, он принялся писать опровержения, сожалея, что ему приписывают всяческие злодеяния.

Внешность маэстро тоже казалась зловещей. Современник писал: «Он такой худой, что совершенно невозможно представить себе еще большую худобу; лицо у него бледное, с желтоватым оттенком, и когда он кланяется, тело его двигается таким странным образом, что кажется, будто ноги его вот-вот оторвутся от туловища и он грудой костей рухнет наземь».

какое произведение паганини сыграл на одной струне
Дружеский шарж на Паганини от художника Лизера, который был уверен в мистической силе музыканта

Свой успех сам Паганини объяснял долгим и упорным трудом с раннего детства.
Матери Паганини во сне явился ангел и предсказал, что ее сын станет великим музыкантом. Отец мальчика Антонио Паганини расценив сон супруги как предзнаменование, взялся за музыкальное обучение сына. Антонио сам мечтал стать знаменитым музыкантом, но ему удалось только открыть лавку музыкальных инструментов. Никколо проявил интерес к музыке и делал успехи.

Отец требовал от сына большего усердия. Говорили, что он даже лупил мальчика, когда тому не удавалось сыграть правильно сложную мелодию. От перегрузок Никколо тяжело заболел. Мальчика едва не похоронили заживо. Иногда человек от усталости и стресса впадает в летаргический сон, это произошло с Никколо. К счастью, он очнулся в церкви во время отпевания. Говорили, что неведомые силы на том свете наделили Паганини особым музыкальным даром.

Отец, довольный успехами сына, уговорил композитора Александра Ролла дать мальчику несколько уроков. Когда Паганини пришел на урок, маэстро нездоровилось, и мальчику пришлось подождать. Паганини увидел на столе листки с нотами и, чтобы скоротать время ожидания, заиграл на скрипке. Маэстро услышал превосходную игру своего произведения и поспешил в гостиную. Увидев юного скрипача, он воскликнул: «Мне нечему вас научить!».

С юных лет Пагнини начал выступать с концертами в родной Генуе. Повзрослев и избавившись от отцовской опеки, он продолжал материально помогать своей семье, отдавая основную часть гонорара.

какое произведение паганини сыграл на одной струне

Добившись успеха и хороших доходов, музыкант не смог избежать соблазнов. Страсть к карточным играм едва не разорила его. Паганини оставлял полученные гонорары в игорных домах, проигрываясь местным шулерам. Только однажды Паганини удалось отыграться. Товарищ поздравил его с первым выигрышем и произнес – тебе помог сам Бог! Паганини задумался – неужто Бог помогает игрокам? Обычно в соблазны игры заманивает Дьявол. Паганини овладел суеверный страх, и он решился больше никогда не браться за азартные игры.

История о таланте Паганини играть на одной струне – не вымысел. О причине этого музыкального эксперимента маэстро рассказаны противоречивые легенды. По одной версии, перед концертом враги музыканта оборвали ему на скрипке все струны, кроме одной. Музыкант не растерялся и сыграл на одной струне. По другой версии, маэстро вдохновили поклонники, которые восторженно говорили – Паганини превзойдет лишь тот, что сыграет на одной струне. На радость публике Паганини превзошел сам себя.

какое произведение паганини сыграл на одной струне

На одной «четвертой струне» маэстро сыграл свое знаменитое произведение «Ведьмы», написанное под впечатлением от спектакля «Орех Беневенто», в котором колдуньи на шабаше отплясывали вокруг дерева. Тематика музыки укрепила уверенность сплетников в нечистой силе музыканта.

Газеты писали об успехе «Ведьм» Паганини:
«Паганини, несомненно, первый и самый великий скрипач в мире. Его манера игры непостижима. Он исполняет такие пассажи, скачки, двойные ноты, которые до сих пор не исполнял ни один скрипач. Он играет (в совершенно особой манере) самые трудные пассажи на два, три, четыре голоса; он имитирует духовые инструменты; он исполняет в самом высоком регистре хроматическую гамму – у самой кобылки (подставки), причем так чисто, что кажется почти невероятным; он поразительно исполняет самые смелые пассажи на одной-единственной струне и в то же время шутя берет низкие ноты пиццикато на других струнах, так что создается впечатление, будто звучат одновременно несколько инструментов.

Его Вариации на четвертой струне (которые он повторил по настоятельному требованию публики) изумили всех. Ничего подобного никто никогда не слышал. Совершенно неповторимый в своей манере скрипач еще много раз радовал публику – в течение шести недель он дал одиннадцать концертов в театре „Ла Скала“ и в театре „Каркано“. Особый успех имели его вариации под названием Ведьмы».

какое произведение паганини сыграл на одной струне

Писатель Стендаль в книге «Жизнь Россини» создал томный образ музыканта:
«Паганини, первому скрипачу Италии и, наверное, Севера, сейчас 35 лет. У него черные глаза, проницательный взгляд и пышная шевелюра. К вершинам мастерства эту пылкую душу привели не длительные упорные занятия и учеба в консерватории, а печальная любовная история, из-за которой, как говорят, он много лет провел в заключении, в колодках, всеми забытый и одинокий. Там у него было только одно утешение – скрипка, и он научился изливать на ней свою душу. Долгие годы заточения и позволили ему достичь вершин искусства…»

какое произведение паганини сыграл на одной струне

Паганини возмутило подобное описание своей персоны, он обратился к адвокату за помощью:
«Вкладываю в это письмо копию касающейся меня статьи, которая по какому-то безумию была вставлена господином Стендалем в Париже в „Жизнь Россини“. Подобные нелепые голословные утверждения позволят тебе при твоей прозорливости написать со временем специальную статью, чтобы показать, к каким бестактным выводам они могут привести. Этого пока достаточно, чтобы ты знал, как действовать».

Легенда о криминальном прошлом Паганини тоже не случайна. Музыкант, действительно, сидел в тюрьме, но не за убийство – как болтали сплетники, а за любовные похождения в юности. Одна из любовниц Паганини забеременела и пожаловалась отцу, который добился ареста «искусителя». За свободу музыканту пришлось заплатить 1 200 золотых. Паганини был готов признать ребенка и взять его на воспитание, но малыш родился мертвым. Говорили, что ловкая подружка вместе с отцом обманули маэстро.

какое произведение паганини сыграл на одной струне

Говорили, что у Паганини даже скрипка дьявольская: «Хотелось бы знать, из какого же дерева сделана его скрипка? Кое-кто поговаривает, что из сатанинского».

Современное исполнение. Виктор Зинчук «Каприс №24. Паганини»

И можете себе представить, что вся эта история послужила основой для выдумок обо мне. Речь шла о скрипаче, чье имя тоже оканчивалось на „и“, и он стал Паганини. Убитым оказался не священник, а моя любовница или мой соперник, и меня же еще заключили в тюрьму. А поскольку требовалось еще как-то объяснить, где я научился так играть, меня освободили от наручников, которые мешали заниматься. Еще раз, чтобы уж дошло до полного сходства, надо, чтобы я уступил. Но я все же лелею надежду, что после моей смерти клевета покинет, наконец, свою жертву и те, кто так жестоко мстит за мои успехи, оставят в покое мой прах»

Действительно, неприятные слухи о маэстро распускали завистники. Приезжая в город с концертом, музыкант узнавал, что горожане уже обсудили его «биографию». Поначалу Паганини встречали настороженно, но блестящее выступление вызывало у зрителей восторг. Ему были готовы простить даже убийства и сделки с демонами.

какое произведение паганини сыграл на одной струне

Знаменитый композитор Россини в ироничной манере выразил свое восхищение: «Я плакал только три раза в своей жизни. Первый раз, когда провалилась моя первая опера, второй раз, когда во время прогулки на лодке упал в воду фаршированный трюфелями индюк, и третий раз, когда услышал игру Паганини».

какое произведение паганини сыграл на одной струне

«Он был в темно-сером пальто до пят, из-за чего фигура его казалась очень высокой. Длинные черные волосы спутанными локонами падали на плечи и, словно темной рамой, окружали его бледное, мертвенное лицо, на котором гений и страдание оставили свой неизгладимый след».

Немецкий репортер в своей статье тоже описал своеобразный облик музыканта:
«Перед нами высокая, худая фигура в каком-то старомодном костюме. Высоко вверх поднят смычок, слегка согнутая правая нога твердо выставлена вперед. Лишь кости и дух прикрывает это одеяние, которое кажется слишком просторным для него. Плоти ровно столько, сколько нужно, чтобы собрать воедино его страсть и чтобы не развалилось это полуразрушенное тело.

Обрамленное длинными черными волосами и вьющимися бакенами, его длинное бледное лицо спокойно. Недвижная, застывшая серьезность его удивительно контрастирует с живым блеском карих глаз. Красивый высокий лоб говорит о благородстве натуры и впечатлительности, орлиный нос свидетельствует о мужестве, а плотно сжатые губы выдают хитрость, недоверие и иронию.

Внезапно его холодные и мрачные черты искажаются сильным страданием и удивительным сочетанием трагического и комического, даже можно сказать, соединением добродушия и дьявольщины одновременно. Если черты, которые непосредственно несут подлинную печать гениальности, можно назвать красивыми, то и его голову можно назвать прекрасной, способной с первого взгляда вызвать и пробудить самую горячую симпатию».

какое произведение паганини сыграл на одной струне

Мистицизм в творчестве Паганини безусловно присутствовал. Как и его предшественник-коллега Моцарт Паганини даже состоял в масонской ложи и был автором масонских гимнов. Масоны собирали в свои ряды лучших деятелей искусства.

Умер Паганини в возрасте 57 лет в Ницце. Уснул вечным сном, сжимая в руках скрипку. Говорили, что маэстро уморил себя постоянными концертами. Хотел оставить богатое наследство своей семье. Музыкант не скупился на подарки родным, но сам жил скромно, даже одежду покупал поношенную и торговался с продавцами.

Всё заработанное состояние маэстро завещал сыну Акилле и сестре.

В завещании маэстро указал:
«Запрещаю какие бы то ни было пышные похороны. Не желаю, чтобы артисты исполняли реквием по мне. Пусть будет исполнено сто месс. Дарю мою скрипку Генуе, чтобы она вечно хранилась там. Отдаю мою душу великой милости моего творца».

Церковь не позволила похоронить музыканта, связавшегося с темными силами. Сын Паганини – Акилле напрасно пытался добиться разрешение на погребение. Он пространствовал на судне с гробом отца по Средиземному морю, пытаясь найти в портовых городах пристанище для маэстро, но безуспешно. Моряки, служившие на судне, рассказывали, что гроб с телом Паганини светился по ночам.

какое произведение паганини сыграл на одной струне

Акилле оставил гроб в пещере скалистого острова посреди моря. Гроб простоял в каменном укрытии пять лет, пока сын добивался разрешение на похороны отца.

Из указания епископа:
«Не могу ответить вам официально, пока не получу более определенного предписания. Однако считаю необходимым предупредить вас и остеречь – если и можно прославлять Паганини как замечательного музыканта, то как человека не следует осыпать его похвалами, которых он не заслуживает ни в коей мере, поскольку забыл в час смерти, что он христианин».

Историю скитаний гроба с телом музыканта рассказал Ги де Мопассан:
«Приближаясь к острову Сент-Онора, проходим вблизи голой, красной, ощетинившейся, как дикобраз, скалы, до такой степени колючей, столь вооруженной зубьями, остриями и когтями, что на нее почти нельзя ступить; приходилось бы ставить ногу в углубления между ее колючками и продвигаться вперед с предосторожностями; она называется Сен-Ферреоль.

Небольшое количество земли, неизвестно откуда взявшейся, скопилось в трещинах и щелях скалы, и там выросла особая порода лилий, а также прелестные синие ирисы, семена которых словно упали с неба.
На этом причудливом рифе, возвышавшемся в открытом море, оставался погребенным и скрытым в течение пяти лет прах Паганини.

какое произведение паганини сыграл на одной струне

Сын погрузил тело отца на корабль и направился в Италию. Но генуэзское духовенство отказалось хоронить этого одержимого. Запросили Рим, однако и курия не осмелилась дать разрешение. Тело собирались выгрузить, но муниципалитет воспрепятствовал этому под предлогом, что артист умер якобы от холеры. В Генуе тогда свирепствовала эпидемия этой болезни, и власти сочли, что присутствие нового трупа приведет к усилению бедствия.
Сын Паганини вернулся в Марсель, где ему не позволили высадиться по тем же причинам. Он направился в Канн, но не мог пристать и там.

Так Акилле и оставался в море, баюкая на волнах тело отца, этого странного гения, которого люди гнали отовсюду. Он не знал, что ему делать, куда направиться, куда везти священное для него тело, как вдруг увидел среди волн голую скалу Сен-Ферреоль. Там, на острове, он и похоронил отца.

Только в 1845 году вернулся Акилле с двумя друзьями за останками отца и перевез их в Геную на виллу „Гайоне“. Не лучше ли было бы необыкновенному скрипачу так и остаться на щетинистом рифе, где поют волны в причудливых скалах?»

какое произведение паганини сыграл на одной струне

В 1893 году могила музыканта была вскрыта для перезахоронения останков. По свидетельству очевидцев лицо композитора оставалось нетронутым тлением. Местные жители утверждали, что по ночам слышали из-под земли звуки музыки.

В продолжении о любовных похождениях Паганини и легенде в городе Ницца.

На самом деле музыкант много работал и неустанно открывал новые технические возможности своего инструмента. Он изобрел массу эффектов, сложных пассажей, которые, кроме него, никто не мог повторить. Он играл сложные произведения на двух и даже на одной струне.

Паганини был не только великим скрипачом, но и композитором. Его «24 каприса для скрипки соло» и сейчас под силу исполнить лишь самым выдающимся музыкантам, а тогда сыграть их мог только он один. Поэтому произведения композитора при жизни были мало известны.

В 1834 году Паганини поселяется в Парме: кочевая жизнь становится ему не под силу. Через четыре года впервые дает о себе знать тяжелая болезнь. Сын Ахиллино и друзья организуют Паганини поездки на курорты Франции, но все напрасно. В конце весны 1840 года музыкант умирает в Ницце. И даже после смерти душа его долго не находит покоя: католическая церковь запрещает хоронить артиста в Италии. Тридцать пять лет сын и друзья музыканта добиваются разрешения перенести его прах на родину.

Ныне в городском музее Генуи раз в году торжественно открывается заветная витрина, в которой хранится завещанная родному городу скрипка Паганини. Инструмент работы Гварнери дель Джезу на один вечер передается молодому музыканту, победителю конкурса имени Паганини. И вновь в переполненном зале звучит волшебная скрипка, возносятся чудесные звуки и кажется, что под сводами зала витает душа великого маэстро…

Существует легенда, что Паганини начал играть на одной струне после того, как его недоброжелатели перед концертом подпилили все остальные струны на скрипке. На самом деле эту идею подсказала музыканту одна его поклонница. Прослушав, как Паганини виртуозно сыграл композицию «Дуэт двух влюбленных» на двух струнах, она подошла к нему и сказала:

— Маэстро, вы совершенно не оставляете шанса другим музыкантам превзойти вас. Пожалуй, это сможет сделать лишь тот, кто сыграет на одной струне, но это же невозможно!

Паганини запомнил ее слова и спустя несколько недель исполнил сонату на одной струне. Весть об этом неслыханном событии быстро облетела город и дошла до самых простых его жителей. Однажды музыкант опаздывал на концерт и нанял извозчика, который, узнав знаменитость, заломил за проезд цену в десять раз выше обычной. На недоуменный вопрос седока кучер спокойно ответил:

— Ведь вы сейчас возьмете с каждого из слушателей по десять франков за возможность послушать, как вы играете на одной струне.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *