какое произведение о родине написал ушинский

«Моя Родина – Россия в произведении К.Д. Ушинского «Мое Отечество»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Занятие «Моя Родина – Россия в произведении К.Д. Ушинского

Цель: Продолжить формирование знаний детей о Родине

— Воспитать любовь и патриотическое отношение к Родине

— Учить размышлять над авторским отношением к Отечеству

— Корректировать и развивать логическое и наглядно-образное мышление

— Развивать целостность восприятия текста

— Прививать навыки осознанного чтения

Оборудование и материалы: портрет К.Д. Ушинского, карточки для словарной работы, магнитная доска, аудиозаписи – гимн РФ, картинки 2 гербов РФ, «От чего так в России березы шумят?», читательские дневники, выставка книг К.Д. Ушинского, толковые словари, конверты с разрезными пословицами, мультимедиа.

Добрый день ребята. Сегодня мы проводим занятие по семейному чтению. Все ли готовы? Посмотрите на меня, пожалуйста.

Начнем наше занятие, как всегда с речевки.

Прекрасно все на свете,

Прекрасно на земле.

Прекрасно в нашей группе.

Прекрасно все и в нас.

Коррекционно-развивающее упражнение (на развитие внимания и зрительной памяти)

Сейчас посмотрим, на сколько, вы внимательны. Рассмотрите эти картинки и скажите чем они отличаются друг от друга.

— Молодцы, все справились с заданием и включились в работу.

Проверка домашнего задания.

Теперь проверим как вы приготовили д/з. Вы должны были нарисовать рисунки к рассказу К.Д. Ушинского «Четыре желания» в читательских дневниках. Объясните, почему вы нарисовали это время года. Вы должны помочь Мите решить, какое время года самое лучшее?

Вывод: Каждое время года по своему прекрасно.

2-3 человека объясняют свой рисунок.

— Вспомните, с какими произведениями К.Д. Ушинского вы познакомились на предыдущих занятиях? Если кто-то забыл, то обратитесь к выставке книг К.Д. Ушинского.

Ответы детей: «4 желания», «Дети в роще», «Спор деревьев», «Пчела и мухи», «Два плуга».

Молодцы! А сегодня друзья мои, у нас очень серьезный и очень важный разговор. А о чем мы будем говорить, вы узнаете, если разгадаете ребус. Такие ребусы мы с вами уже разгадывали.

Правильно – РОДИНА. А как еще можно ее назвать? Об Вы и узнаете, прочитав рассказ К.Д. Ушинского «Наше Отечество».

Звучит музыка. Воспитатель читает рассказ.

— Так как же автор называет свою Родину?

Работа над содержанием текста.

Теперь сами внимательно прочитайте текст и вдумайтесь в его содержание. Затем мы прочитаем текст по цепочке. Ребята, встретись ли Вам непонятные слова или выражения в тесте?

Какое выражение вам не понятно?

Что значит «испокон века?»

Обратимся к словарю Ожегова. Испокон – издавна, с давних времен.

Найдите в тексте ответ на вопрос «Почему Россию зовут Отечеством?»

Прикрепляем карточку ОТЕЧЕСТВО на магнитную доску.

— Как вы думаете от какого слова произошло «Отечество»? (отец, отчий дом, отче)

— Найдите и прочитайте, почему мы называем Россию Родиной?

Ответы детей. Прикрепляем карточку РОДИНА

От какого слова произошло Родина? (от древнего слова «род», которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством и каждый из нас является потомком какого-либо старинного рода)

Родина бывает и большая и малая. Какую родину называют большой? (страна) А малая (маленькая) Родина – это какая? (Это там где родился, вырос)

А какой вы представляете свою малую Родину.

Давайте посмотрим на Ваши рисунки.

Почему К.Д. Ушинский сравнивает Родину с мамой? Постарайтесь найти в тексте ответ на этот вопрос. (Прикрепляем карточку со словом мать)

Итак, давайте посмотрим, как называет К.Д. Ушинский Россию

Как называлась наша страна в древности (Русь) А о каких-нибудь других государствах вы слышали? Как К.Д. Ушинский написал об этом в своем рассказе, обратимся к тексту.

Вывод: Государств много, а Родина мать – одна.

Народ всегда любил и защищал свою Родину и прославлял ее в своем творчестве: пословицах, поговорках, былинах.

Ребята, вам нужно из отдельных слов собрать пословицы и объяснить значение.

Работа по группам. Звучит музыка

Родина-мать, умей за нее постоять.

Нет на свете ничего краше, чем Родина наша.

На чужой сторонушке, рад своей воронушке.

Человек без Родины, что соловей без песни.

Вывод: Вы правильно поняли и объяснили значение этих пословиц.

Флаг – показать картинку

Флаг, как и герб – отличительный знак, символ государства. Наличие флага указывает на полную независимость государства от других, на его самостоятельность.

Сообщение воспитанника о флаге.

Герб – картинку на доску

Гимн – сообщение 3 ребенка

Давайте соберем флаг РФ. Перед вами полоски разных цветов. Назовите цвета российского флага и объясните их значение.

Столицей нашего государства является город Москва. А теперь все внимание на экран, давайте еще раз посмотрим на символы государства.

Молодцы, вы как настоящие граждане РФ хорошо запомнили символы государства. Это очень приятно.

Звучит аудиозапись песни «От чего так в России березы шумят»

Давайте мы немного отдохнем и полюбуемся бескрайними просторами нашей прекрасной Родины. Просмотр слайдов.

III. РЕФЛЕКСИЯ. ОЦЕНКА РАБОТЫ ДЕТЕЙ НА ЗАНЯТИИ

Итак, ребята, давайте вспомним, с каким же произведением К.Д. Ушинского мы познакомились сегодня?

О чем этот рассказ?

Как еще можно назвать Россию в знак любви и уважения?

Наше занятие заканчивается. Вы очень хорошо сегодня поработали. Вы были активными, любознательными и дружными. Ваши ответы были полными и точными. Но на этом мы не заканчиваем изучать творчество К.Д.ю Ушинского. Обязательно продолжим читать цикл его рассказов о Родине.

Спасибо за участие.

какое произведение о родине написал ушинский

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

какое произведение о родине написал ушинский

Курс повышения квалификации

Деятельность классного руководителя по реализации программы воспитания в образовательной организации

какое произведение о родине написал ушинский

Курс повышения квалификации

Организация образовательного процесса: воспитательная работа, дополнительное образование, внеурочная деятельность

какое произведение о родине написал ушинский

Номер материала: ДВ-170544

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

какое произведение о родине написал ушинский

какое произведение о родине написал ушинский

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

какое произведение о родине написал ушинский

Школьники Свердловской области с 8 ноября перейдут на дистанционку

Время чтения: 0 минут

какое произведение о родине написал ушинский

Вузам Москвы и Подмосковья рекомендовали с 8 ноября ввести смешанный формат обучения

Время чтения: 1 минута

какое произведение о родине написал ушинский

Роспотребнадзор продлил действие санитарных правил для школ

Время чтения: 1 минута

какое произведение о родине написал ушинский

Рособрнадзор открыл горячую линию по вопросам контрольных в школах

Время чтения: 1 минута

какое произведение о родине написал ушинский

Новый ГОСТ на окна с защитой для детей вступает в силу 1 ноября

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Конспект занятия «Чтение рассказа «Наше Отечество» К. Д. Ушинский

Восприятие художественной литературы и фольклора. Чтение рассказа «Наше отечество». К. Д. Ушинский;

Чтение стихотворения русского поэта Ивана Никитина «Русь».

Цель. Расширение знаний воспитанников об истории отечества в произведениях русских писателей и поэтов.

Программные задачи. Углубить знания воспитанников о своей родине – России. Воспитывать гордость за свою великую страну, чувство патриотизма. Формировать навыки сотрудничества, активности, инициативности, самостоятельности.

Продолжать развивать диалогическую речь, фонематические представления, зрительное восприятие, внимание, мышление, координацию речи с движением. Активизировать словарь по теме «Наша Родина – Россия».

Отрабатывать навыки словообразования, развивать грамматический строй речи.

Словесные: беседа, чтение произведений, вопросы, словарная работа, напоминание, речь с движениями.Наглядные : портреты писателей, карта мира, флаг России, герб России

Материалы и оборудование :

Магнитная доска, мультимедийная установка, слайды, иллюстрации о России, гимн России в записи.

Беседы о прошлом и настоящем России. Просмотр фотографий Российских городов, рек, озер, полей и лесов. Оформление выставки детского рисунка «Моя Россия, мой отчий дом», рассматривание символики России, заучивание стихов о флаге, гербе.

Мотивационный момент. Воспитанников приглашаю подойти к магнитной доске, на которой размещены карта мира, фотографии И. Никитина, К. Ушинского.

В. Мы с вами, мои юные друзья, живем в огромной стране, России. Россия – наше отечество, земля наших отцов, дедов, прадедов.

Обратите внимание на карту мира, на которой Россия обозначена розовым цветом. Вы все видите, какая великая наша страна, наше Отечество. Красоту, величие Руси прославляли в своих стихах, рассказах поэты, писатели. Русский поэт Иван Никитин жил на Руси очень давно, и написал стихотворение, которое так и называется «Русь». (обращаю внимание на портрет поэта). Усаживайтесь поудобнее, послушайте стихотворение. (показ слайдов фрагментов прошлого России). Под большим шатром

В красе царственной

В. Как вы можете объяснить выражение «в красе царственной развернулася?», «по седым морям». (помогаю объяснять значение выражений). Назовите слова, которыми поэт описывал нашу Родину. (Необъятная, могучая, великая, красивая.)

В. Как называет ее поэт в конце стихотворения? (Матерью.)

Совершенно точно. Вы растете, и, конечно же, будете любить свою родину, как любите свою маму.

Я приглашаю вас в путешествие по морям – океанам нашей необъятной Родины.

Речь с движениями «Поезжай за моря – океаны». (в кругу, слова согласовывают с движениями).

Поезжай за моря- океаны, Надо всею землей пролети. Есть на свете различные страны, Но такой, как у нас. не найти. Глубоки наши светлые воды, Глубока и привольна земля. И гудят, не смолкая, заводы. И шумят, не смолкая, хлеба.

В. Отлично попутешествовали. Продолжаем наш разговор. Писатель К. Ушинский написал рассказ о нашем Отечестве. (обращаю внимание на портрет писателя). Присаживайтесь, послушайте рассказ.

Чтение рассказа «Наше отечество». (сопровождаю показом слайдов городов, природы России).

В. Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили наши отцы и деды. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, а матерью – потому, что она вскормила нас хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку. Много есть на свете и кроме России разных хороших государств, но одна у человека родная мать, одна у него и Родина.

К. Д. Ушинский.

В. Вспомните, назовите и покажите главные символы нашей необъятной Родины. (воспитанники показывают герб и флаг России, объясняют их значение).

В. Самая главная песня нашей страны – государственный гимн России.

Вы, ребята, растете юными патриотами своей Родины, и знаете, что слушать гимн надо стоя. Приготовьтесь, я включаю гимн России.

(воспитанники слушают гимн стоя).

Конспект беседы. Чтение рассказа А. Митяева «Землянка». Старшая группа Тема. Чтение рассказа А. Митяева «Землянка». Программное содержание. Расширить представления детей о жизни солдат на фронте. Показать их.

Конспект НОД по чтению художественной литературы в средней группе. Чтение рассказа Евгения Чарушина «Волчишко» Цель: стимулировать эмоционально содержательное общение ребенка с воспитателем; развивать умение вести беседу по литературному произведению,.

какое произведение о родине написал ушинскийКонспект НОД по художественной литературе во второй младшей группе «Чтение рассказа Сутеева «Три котенка» ДОУ детский сад №16 «Ромашка»] Открытое занятие во второй младшей группе «Три котенка» воспитатель: Прудий Анна Олеговна.

Конспект НОД по развитию речи по теме «Одежда». Чтение рассказа М. Майна «Пуговица» Цель: создание условий для формирования речевой активности у детей. Задачи: 1. Формировать представления о разнообразных видах одежды,.

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе «Чтение и пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка» Конспект НОД по «Речевому развитию» в подготовительной группе Тема: «Чтение и пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка» Цель: формирование.

Конспект НОД «Чтение рассказа Н. Калининой «Снежный колобок» Интеграция образовательных областей: «Художественно – эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие»,.

Конспект ООД по речевому развитию в старшей группе «Чтение рассказа К. Паустовского «Кот — ворюга»». Цель: Познакомить с рассказом К. Паустовского «Кот- ворюга» Задачи: 1. Образовательные: 1. учить анализировать художественное произведение,.

Конспект ООД по речевому развитию в старшей группе «Чтение рассказа К. Паустовского «Кот — ворюга»». В групповой комнате разложены кошачьи следы, дети замечают их. Воспитатель спрашивает: «Как вы думаете, чьи это следы? Куда они ведут?».

Конспект открытого урока по чтению «Чтение и анализ рассказа Н. Н. Носова «На горке» Чтение и анализ рассказа Н. Н. Носова «На горке» Задачи: 1. Продолжать знакомить детей с рассказом «На горке» 2. Развивать навык правильного.

Конспект занятия по речевому развитию детей старшей группы. Чтение рассказа К. Г. Паустовского «Кот-ворюга» Конспект занятия по речевому развитию детей старшей группы. Чтение рассказа К. Г. Паустовского «Кот – ворюга». Цель: Познакомить детей с.

Источник

Урок по литературному чтению (конспект и презентация) на тему К.Д. Ушинский «Наше Отечество» (1 класс)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Выбранный для просмотра документ К.Д. Ушинский Наше Отечество.docx

Тема: К.Д. Ушинский «Наше Отечество».

Цель: Формирование знаний детей о Родине, России, ее символах.

— способствовать развитию навыков чтения, культуры речи;

— учить рассуждать на заданную тему.

формирование чувства гордости за свою Родину, её историю.

Формирование интереса (мотивации) к учению.

умение определять и формулировать задачи на уроке с помощью учителя;

работать по коллективно составленному плану;

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

высказывать своё предположение.

организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

отвечать на вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.

Дополнять текст информацией, почерпнутой из различных источников;

умениеоформлять свои мысли в устной форме;

слушать и понимать речь других;

участвовать в коллективном обсуждении проблемы при работе с текстом.

Участвовать в диалоге на уроке.

Участвовать в работе в паре.

Формы работы учащихся:

фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах

Повернитесь лицом друг к другу,

ПРИКОСНИТЕСЬ своими ладошками к ладошкам соседа

А теперь улыбнитесь и повернитесь ко мне, мы начинаем .

II . Включение в учебную деятельность.

Р учеёк заливисто журчит.

О дуванчик ярко золотится.

С олнце так развесило лучи,

С ловно крылья радужной жар-птицы.

Я скажу вам: «Нет прекрасней края!»

Стихотворение это не простое, а с «секретом».

Из первых букв каждой строчки составьте слово.

Что получилось? (РОССИЯ)

-Чем же для нас является Россия? (РОССИЯ-ЭТО НАША РОДИНА).

III . Постановка целей и определение темы урока.

Чтение стихотворения слайды3-6

А сегодня мы узнаем, как о Родине написал Константин Дмитриевич Ушинский в своем произведении «Наше отечество».

Есть текст в учебнике, значит, первое, что мы должны сделать

Вы назвали Россию Родиной, Отечеством.

А как вы думаете, есть ли всё-таки разница между словом Родина и Отечество, или эти слова обозначают одно и то же?

Ответы разные. Поэтому вторым пунктом плана мы поставим…

2. Ответить на вопрос (есть ли разница между словом Родина и Отечество)

А третью задачу я добавлю сама…

3. Порассуждать о том, что такое малая родина .

IV . Развитие речевого аппарата

П режде чем приступить к изучению произведения, давайте подготовим свой ар тикуляционный аппарат к чтению.

Упражнения для языка: «Лошадка». Цоканье.

2. Чтение чистоговорок:

3. Упражнение для глаз.

Глаза вверх, вниз (2р.)

на доску, на нос (2р.)

на левое плечо, на правое (2р.)

закройте глаза, откройте.

VI . Работа по теме урока

Работа над рассказом К.Д. Ушинского «Наше Отечество».

— Читали ли мы раньше произведения К. Ушинского? (Не читали и не говорили о нём)

С тех пор прошло много времени, но рассказы Ушинского и сейчас мы можем прочитать на страницах современных учебников и книг.

в) Работа по иллюстрации.

— На иллюстрации изображен Георгий Победоносец. Сегодня мы видим изображение Георгия Победоносца на гербе России и города Москва.

Рассмотрите иллюстрацию на стр.87.

-Какое историческое время изображено на иллюстрации: прошлое или настоящее? (и прошлое и настоящее)

-Что относится к прошлому? (Богатыри, летописец, старинные книги)

-Что относится к настоящему? (Самолёт.Мальчик.)

-Кстати, что необычного вы заметили в его одежде? (Свитер раскрашен в цвета российского флага.)

— Что изображено срава от мальчика? Слева? За спиной?

Исходя из названия рассказа и иллюстраций, предположите, о чём пойдёт речь в тексте? (о России, о её прошлом и настоящем).

2.Первичное восприятие рассказа.

— А теперь я прочитаю рассказ, а вы послушайте внимательно и ответьте на вопрос: «Почему Ушинский назвал свой рассказ «Наше отечество»?».

— Итак, кто ответит, почему Ушинский назвал рассказ «Наше отечество»? (Потому что про Родину, про отечество, про Россию…)

Как иначе можно озаглавить этот рассказ? (Наша Родина, наша Россия…)

Верным ли оказалось наше предположение? (Да, этот рассказ о России).

(Отечество, Родина, матушка, мать.)

Перед тем, как вы будете читать текст самостоятельно, прочитаем слова, которые могут вызвать затруднения

го-су-дарст-во (Что такое государство?)

ис-по-кон веку (Что это выражение означает?) (с давних времён)

4. Чтение рассказа учащимися.

Чтение «по цепочке» по смысловым частям.

— Сейчас будем читать вслух « по цепочке».

-Поставьте пальчик на начало. Начинай читать. Все следим.

Молодцы! А теперь поработаем с текстом.

5.Выборочное чтение. Беседа по содержанию.

— Почему Россию называют Отечеством? (Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши.)

— КАК вы думаете, от какого слова образовалось слово Отечество? (отец)

— Почему называют Родиной? (Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным языком, и всё в ней для нас родное.)

— А почему матерью? (А матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоили своими водами, выучила своему языку, как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов.)

А теперь, ребята, найдите слова, которыми автор описывает действия Родины, сравнивая её с мамой. ( вскормила вспоила, выучила, защищает, бережёт)

Вот какие хорошие и добрые слова нашел Ушинский, чтобы сказать о Родине, как о маме.

Как мамочка своего ребенка кормит, поит, учит, защищает и бережет, так и Родина наша каждого человека вскормила, вспоила, выучила, защищает и бережет.

-Мамы похожи друг на друга или они все разные? Чем они похожи?

(Все мамы похожи чем-то, но и все разные.)

может быть, обменяться мамами, выбрать получше, покрасивее, подобрее?

Нет. Каждому дорога своя мама.

-А есть ли на Земле другие государства?

(Да, есть другие страны.)

-А может быть у человека 3 Родины или 4?

(Родина у нас одна.В русском языке слово Родина и употребляется только в единственном числе).

Найдите подтверждение словам в рассказе.

Читаем последний абзац.

(Её надо любить, беречь, защищать, охранять). (Маму свою любят, заботятся о ней, также надо любить и заботиться о своей родной земле, Родине).

Какой рассказ мы с вами обсуждали?

(Отечество, Родина, мать)

Вернёмся к задачам, которые мы ставили перед собой в начале урока. Первую задачу мы выполнили: прочитали и обсудили рассказ.

Сейчас поработаем над выполнением второй задачи.

Обсудите : есть ли разница между словом Родина и Отечество ( сравните значение этих слов).

( Родина, Отечество – это страна, где человек родился, и гражданином которой является )

Вывод: (Разницы в значении слов нет.)

( Обратите внимание : эти слова – Россия, Родина, Отечество пишутся с большой буквы ).

Какие символы государства вы знаете?

Дети: Герб, гимн, флаг.

Россия –огромная страна, но в большой стране у каждого человека есть своймаленький уголок — деревня или город, улица, дом, где он родился, живёт. Это его маленькая родина .

-Какое село для нас является малой родиной?

V . Рефлексия. Подведение итогов урока

Ребята, а сейчас подведём итоги всего нашего урока .

— С каким произведением вы познакомились на уроке? (Наше отечество)

— Кто написал его? (К.Д. Ушинский)

— Что нового узнали из рассказа? (….)

Мы с вами говорили про наше Отечество, про нашу Родину, говорили о любви к Родине большой и малой.

— Дети, а что для вас значит Родина? Д/з: рисунок на тему «Моя Родина».

Ребята , помните, в начале урока я просила вас прикоснуться ладошками для того, чтобы вселить уверенность друг другу в том, что у нас всё получится.

-Мы все задачи урока выполнили?

А теперь снова сложите ладошки (уже свои) для того, чтобы поаплодировать за хорошую работу себе, своим одноклассникам.

Сегодня вы все очень хорошо поработали, были активными, дружными.

-Урок окончен. Спасибо вам, ребята!

А нашим гостям мы бы хотели сказать:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *