какое произведение не было написано островским
Контрольно-измерительные материалы по литературе. 10 класс
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Контрольная работа по литературе
А2. Критическу статью «Базаров» написал
Умом Россию не понять, аршином общим не измерить:
У ней особенная стать – в Россию можно только верить!
А4. Редактором какого журнала, основанного еще Пушкиным, стал Н.Некрасов в 1847 году?
А) «Отечественные записки»
А6. Кто из героев романа «Обломов» впервые употребляет термин «обломовщина»?
А7. По мнению А.П.Чехова, «в человеке все должно быть прекрасно: и душа, и одежда, и лицо, и…»
А8. Кто из двойников Раскольникова заканчивает жизнь самоубийством?
А9. В романе Л.Н.Толстого несколько сотен действующих лиц, однако в сознании читателя они существуют не как хаотическая масса, а как строго упорядоченная система персонажей. По какому принципу строится система персонажей «Войны и мира»?
Б) эпического параллелизма
В) композиционной завершенности
А10. В каких крупных произведениях Некрасова рассказывается о подвиге декабристов и их жен?
А) «Кому на Руси жить хорошо?»
В1. «На заре ты ее не буди,
На заре она сладко так спит;
Утро дышит у ней на груди,
Ярко пышет на ямках ланит.»
Перед вами отрывок из известного стихотворения русского поэта 19 века.
В2. Один автор дает такую краткую характеристику своему герою: «Нигилист. Самоуверен, говорит отрывисто и немного, работящ. Независимая душа и гордец первой руки». Укажите автора, героя и произведение.
В3. Кого из русских писателей-классиков называли «Колумбом Замоскворечья»?
В4. Известно, что фамилия «Фет» известного русского поэта – псевдоним. Укажите настоящую фамилию этого автора.
В5.Кому принадлежат строки:
Я лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру неведомый ему,
Но я ему служил – и сердцем я спокоен?
В6 . Кто был главным оппонентом Е.Базарова в спорах?
В7. Соедините названия произведений и их жанр:
3) Религиозный трактат
Прочитайте приведенное ниже стихотворение и выполните задания
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь –
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле…
В8. Каким термином обозначается образное определение, которое дает выразительную характеристику предмету или явлению («дивная пора», «хрустальный день»)?
В9. Назовите способ рифмовки, использованный в заключительной строфе.
В10. Как называется использованное в целях выразительности нарушение обычного порядка слов в предложении («в осени первоначальной»)?
В11. Назовите тип иносказания (троп), на основе которого создан образ «тонкого волоса паутины»?
В12. Определите стихотворный размер приведенного текста
В2 – И.С.Тургенев, «Отцы и дети», Базаров
В6 – Павел Петрович Кирсанов
Номер материала: ДБ-437359
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
МГУ с 8 ноября переходит на смешанный формат обучения
Время чтения: 1 минута
Около половины детей болеют коронавирусом в бессимптомной форме
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Вузам Москвы и Подмосковья рекомендовали с 8 ноября ввести смешанный формат обучения
Время чтения: 1 минута
Роспотребнадзор продлил действие санитарных правил для школ
Время чтения: 1 минута
В Москве разработают дизайн-код для школ и детсадов
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Тест по творчеству Островского (литература 10 класс)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тест по творчеству Островского. «Гроза»1 ВАРИАНТ
а) Николай Алексеевич б) Алексей Николаевич в) Александр Николаевич г) Николай Александрович
2) Островского прозвали
а) «Колумб Замоскворечья» б) «человек без селезенки» в) «товарищ Константин» г) «луч света в темном царстве»
3) Островский учился
а) в Царскосельском Лицее б) в Нежинской гимназии в) в Московском университете г) в Симбирском университете
4) Произведение «Гроза»
а) комедия б) трагедия в) драма г) роман
5) Какое произведение не принадлежит Островскому:
а) «Снегурочка» б) «Волки и овцы» в) «Обломов» г) «Свои люди – сочтемся»
6) Драма «Гроза» была впервые напечатана в
а) 1852 б) 1859 в) 1860 г) 1861
7) Какое изобретение хотел внедрить в быт своего города механик-самоучка Кулигин?
а) телеграф б) печатный станок в) громоотвод г) микроскоп
8) Определите кульминацию драмы «Гроза»
а) прощание Тихона и Катерины перед его поездкой б) сцена с ключом в) встреча Катерины с Борисом у калитки
г) раскаяние Катерины перед жителями города
9) К какому литературному направлению следует отнести драму «Гроза»
а) реализм б) романтизм в) классицизм г) сентиментализм
10) Действие драмы «Гроза» происходит
а) в Москве б) в Нижнем Новгороде в) в Калинове г) в Петербурге
11) Как звали мужа Катерины?
а) Тихон б) Борис в) Кудряш г) Акакий
12) Определите основной конфликт драмы «Гроза»
а) история любви Катерины и Бориса б) столкновение самодуров и их жертв в) история любви Тихона и Катерины
г) описание дружеских отношений Кабанихи и Дикого
13) Кто из героев драмы «Гроза» «позавидовал» умершей Катерине, считая собственную жизнь предстоящей мукой?
а) Борис б) Кулигин в) Варвара г) Тихон
14) Как называется авторское пояснение, предваряющее или сопровождающее ход действия в пьесе
а) сноска б) ремарка в) пояснение г) сопровождение
15) Кто из героев пьесы характеризуется автором как «молодой человек, порядочно образованный»?
а) Кулигин б) Тихон в) Борис г) Кудряш
16) К какому типу литературных героев принадлежала Кабаниха
а) «лишний человек» б) герой-резонер в) «маленький человек» г) «самодур»
17) О каком персонаже идет речь?
а) Дикой б) Борис в) Кудряш г) Тихон
19) Кто сказал :«Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной, не увидите. И никогда нам, сударь, не выбиться из этой коры».
а) Кудряш б) Кулигин в) Борис Григорьевич г) Дикой
Литература 10 класс
ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
А2. Критическу статью «Базаров» написал
А3. Кому принадлежат слова:
Умом Россию не понять, аршином общим не измерить:
У ней особенная стать – в Россию можно только верить!
А4. Редактором какого журнала, основанного еще Пушкиным, стал Н.Некрасов в 1847 году?
А) «Отечественные записки»
А6. Кто из героев романа «Обломов» впервые употребляет термин «обломовщина»?
А7. По мнению А.П.Чехова, «в человеке все должно быть прекрасно: и душа, и одежда, и лицо, и…»
А8. Кто из двойников Раскольникова заканчивает жизнь самоубийством?
А9. В романе Л.Н.Толстого несколько сотен действующих лиц, однако в сознании читателя они существуют не как хаотическая масса, а как строго упорядоченная система персонажей. По какому принципу строится система персонажей «Войны и мира»?
Б) эпического параллелизма
В) композиционной завершенности
А10. В каких крупных произведениях Некрасова рассказывается о подвиге декабристов и их жен?
А) «Кому на Руси жить хорошо?»
В1. «На заре ты ее не буди,
На заре она сладко так спит;
Утро дышит у ней на груди,
Ярко пышет на ямках ланит.»
Перед вами отрывок из известного стихотворения русского поэта 19 века.
в) Какой вид метафоры использует автор («утро дышит», «на ямках пышет»)?
В2. Один автор дает такую краткую характеристику своему герою: «Нигилист. Самоуверен, говорит отрывисто и немного, работящ. Независимая душа и гордец первой руки». Укажите автора, героя и произведение.
В3. Кого из русских писателей-классиков называли «Колумбом Замоскворечья»?
В4. Известно, что фамилия «Фет» известного русского поэта – псевдоним. Укажите настоящую фамилию этого автора.
В5.Кому принадлежат строки:
Я лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру неведомый ему,
Но я ему служил – и сердцем я спокоен?
В6. Кто был главным оппонентом Е.Базарова в спорах?
В7. Соедините названия произведений и их жанр:
А) «Севастополь в мае»
3) Религиозный трактат
В8. Описывая определенные реалии так, как видят их герои, Л.Толстой, чтобы быть точным, часто переименовывает привычные вещи, ломая автоматизм их восприятия. Так в «Войне и мире» маршальский жезл становится «палкой», знамена – «подхваченными кусками материи на палках». Подумайте, какие реалии представлены описаниями, и соотнесите их с указанными названиями:
А) окопанное небольшими канавами место, на котором стояло и стреляло несколько пушек, было самое важное место в сражении
Б) вертящийся черный мячик, от которого поднималась струйка дыма
В) большой, наполненный чем-то и открытый ящик
Г) крашеные картоны, изображавшие деревья
Д) французские лепешки
1) театральные декорации
2) гроб, наполненный костями
4) граната, которую Андрей Болконский видит за несколько секунд до того, как она взрывается
5) батарея Раевского
Прочитайте приведенное ниже стихотворение и выполните задания
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь –
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле…
В9. Каким термином обозначается образное определение, которое дает выразительную характеристику предмету или явлению («дивная пора», «хрустальный день»)?
В10. Назовите способ рифмовки, использованный в заключительной строфе.
В11. Как называется использованное в целях выразительности нарушение обычного порядка слов в предложении («в осени первоначальной»)?
В12. Назовите тип иносказания (троп), на основе которого создан образ «тонкого волоса паутины»?
В13. Определите стихотворный размер приведенного текста
Какое произведение не было написано островским
Примерные задания контрольной работы:
Часть А
А2. Критическую статью «Базаров» написал
А) И.С. Тургенев Б) В.Г. Белинский В) А.И. Герцен Г) Д.И. Писарев
А) А.С. Пушкина Б) М.Ю. Лермонтова В) Ф.И. Тютчева Г) Н.А. Некрасова
А4 Первый период творчества А.Н. Островского связан с его работой в литературном журнале
В) «Отечественные записки»
А5. Родной город А.П. Чехова
а) Таганрог б) Красноярск в) Сочи г) Рязань
А6 Кому из героев романа Гончарова «Обломов» принадлежат слова: «Для меня любовь – все равно, что…жизнь, а жизнь – долг, следовательно – любовь тоже долг»?
А) Обломову Б) Штольцу В) Тарантьеву Г) Волкову
А7. Результатом участия Л. Н. Толстого в Крымской войне становятся:
А) «Севастопольские рассказы»
В) автобиографические повести
А8. Кто из героев романа «Отцы и дети» вступается за крестьян, но «говоря с ними, морщится и нюхает одеколон»?
А) Базаров Б) Николай Петрович Кирсанов В) Павел Петрович Кирсанов Г) Аркадий
А) в эпизоде дуэли с Долоховым Б) на батарее Раевского В) в плену
б)какой троп использует автор в приведенном отрывке:
Вот парадный подъезд. По торжественным дням,
Одержимый холопским недугом,
Целый город с каким-то испугом
Подъезжает к заветным дверям.
Перед вами отрывок из известного стихотворения русского поэта 19 века.
В2. Какой русский писатель был приговорен судом к гражданской казни?
В3. Парадоксально, но философско-утопический роман государственного преступника, арестанта Петропавловской крепости, прошел через две строжайшие цензуры и получил добро на выход в свет. Назовите это произведение и его автора.
В4. Этот классик отечественной литературы был лишен права носить русскую фамилию отца и лишился всех привилегий, связанных со званием дворянина. С целью возвращения дворянского звания, он поступает на службу. Однако военный чин, дающий на это право, всякий раз, по мере продвижения по службе, повышался в своем ранге. Лишь на закате дней этому поэту удалось возвратить дворянское звание и утраченную фамилию отца. Назовите этого автора.
В5. По какому принципу вводятся в роман образы Обломова и Штольца?
В6. Н.А. Добролюбов назвал одного из героев пьесы А.Н. Островского «Лучом света в темном царстве»? Кто это?
В7. Соедините названия произведений и их жанр:
А) «После бала» 1) Рассказ
В) «Война и мир» 3) Религиозный трактат
Г) «Анна Каренина» 4) Роман
Д) «Власть тьмы» 5) Роман-эпопея
Е) «Исповедь» 6) Повесть
В8. Описывая определенные реалии так, как видят их герои, Л.Н. Толстой, чтобы быть точным, часто переименовывает привычные вещи, ломая автоматизм их восприятия. Так в «Войне и мире» маршальский жезл становится «палкой», знамена – «подхваченными кусками материи на палках». Подумайте, какие реалии представлены описаниями, и соотнесите их с указанными названиями:
А) окопанное небольшими канавами место, на котором стояло и стреляло несколько пушек, было самое важное место в сражении
Б) вертящийся черный мячик, от которого поднималась струйка дыма
В) большой, наполненный чем-то и открытый ящик
Г) крашеные картоны, изображавшие деревья
Д) французские лепешки
1) театральные декорации
2) гроб, наполненный костями
4) граната, которую Андрей Болконский видит за несколько секунд до того, как она взрывается
5) батарея Раевского
Прочитайте приведенное ниже стихотворение и выполните задания
Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу.
Далеко, в полумраке, луками
Убегает на запад река.
Погорев золотыми каймами,
Разлетелись, как дым, облака.
На пригорке то сыро, то жарко,
Но зарница уж теплится ярко
Голубым и зеленым огнем.
В9. Каким термином обозначается зарисовка природы, подобная той, что создана в стихотворении Фета?
В10. Какое средство иносказания, основанное на переносе человеческих черт на неодушевленные явления, использовано в строке «Убегает на запад река»?
В11. Во второй строфе гаснущие края облаков переданы иносказательно, при помощи метафоры. Выпишите словосочетание (в именительном падеже), метафорически замещающее образ светящихся очертаний облака.
В12. В строке «Убегает на запад река» все три ударения приходятся на гласный «а». Как называется этот прием звукописи?
Дайте развернутый ответ в объеме 5-10 предложений
С1. С какой художественной целью в первой строфе использованы исключительно безличные предложения?
С2. Какие стихотворения русских поэтов посвящены описанию вечерней природы? В чем их сходство и различия со стихотворением А. Фета?
Контрольно-измерительный материал по литературе в 11 классе Входная контрольная работа
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Спецификация контрольных измерительных материалов
по предмету «Литература» для проведения процедур контроля и оценки качества
образования на уровне среднего образования
Тема «Повторение учебного материала, изученного в 10 классе».
Проверить соответствие знаний, умений и основных видов учебной деятельности обучающихся требованиям к планируемым результатам обучения по теме «Повторение изученного в 10 классе». Результаты работы могут быть использованы для организации занятий по коррекции предметных и метапредметных результатов, которых достигли обучающиеся по данной теме.
Документы, определяющие содержание работы
Содержание контрольной работы определяется на основе Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ № 1089 от 05.03.2004 г.).
Структура контрольной работы
Контрольная работа по литературе для учащихся 11 класса состоит из трех частей и включает в себя 15 заданий.
Часть 1 включает в себя 7 заданий с выбором ответа, где необходимо из 4 ответов выбрать один правильный (А1–А7).
Часть 2 включает в себя 7 заданий (В1-В7) с кратким ответом на вопрос.
Часть 3 включает в себя 1 задания (С1), которые нужно выполнить, дав развёрнутый аргументированный ответ в жанре сочинения на литературную тему.
На выполнение работы по литературе отводится 45 минут.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются.
Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Распределение заданий по основным содержательным разделам учебного предмета
«Литературы» представлены в таблице.
Название содержательного раздела
Из литературы второй половины XIX века
Распределение заданий работы по уровню сложности
Контрольная работа проверяет усвоение учащимися учебного материала на базовом уровне сложности. К повышенному уровню сложности относятся задания С1. Распределение заданий диагностической работы по уровню сложности показано в таблице.
Уровень сложности заданий
Система оценивания отдельных заданий и работы в целом
За верное выполнение задания части А учащийся получает 1 балл, части В – 2 балла (В3 и В4 – по 1 баллу за соответствие).
Оценка выполнения заданий С1
Б) учащийся обнаруживает понимание специфики задания, но при ответе не демонстрирует достаточной обоснованности суждений, и/или допускает одну фактическую ошибку
В) учащийся упрощенно понимает задание, рассуждает поверхностно, неточно, слабо аргументируя ответ, подменяя анализ пересказом, и/или допускает две фактические ошибки
Г) учащийся неверно отвечает на вопрос, и/или дает ответ, который содержательно не соотносится с поставленной задачей, и/или подменяет рассуждения пересказом текста, и/или допускает 3 и более фактических ошибок
Максимальное количество баллов за работу – 31
Методика шкалирования, в том числе перевода в бальную систему ОО
Время выполнения работы
На выполнение работы отводится 45 минут.
Описание дополнительных материалов и оборудования
Дополнительного материала и оборудования не требуется.
Распределение заданий КИМ по позициям кодификатора
Расшифровка кодов 2-го и 3-го столбцов представлена в Кодификаторах планируемых результатов обучения (ПРО) и Кодификаторе элементов содержания (КЭС).
ВО – задание с выбором одного правильного ответа
КО – задания с кратким ответом
ЗРО – задания с развёрнутым ответом
Уровни сложности заданий: Б – базовый, ВБ – выше базового
Кодификатор смотреть в Приложении
входной контрольной работы литературе для учащихся в 11 классе
Демонстрационный вариант входной контрольной работы
литературе для учащихся в 11 классе
Инструкция по выполнению работы
Часть А содержит 7 заданий базового минимума с выбором правильного ответа из 3-4 предложенных, часть В включает 7 заданий с кратким ответом, который нужно записать словами или указать соответствие цифра-буква. Часть С состоит из одного задания с развернутым ответом, требующего написания связного текста в объеме 5-10 предложений
Работа должна быть выполнена аккуратным, разборчивым почерком.
На выполнение работы отводится – 45 минут.
Входная контрольная работа по литературе
А2. Кому принадлежат слова:
«Умом Россию не понять, аршином общим не измерить:
У ней особенная стать – в Россию можно только верить!»
А3. Кто из героев романа «Обломов» впервые употребляет термин «обломовщина»?
А4. По мнению А.П.Чехова, «в человеке все должно быть прекрасно: и душа, и одежда, и лицо, и…»
А5. Кто из двойников Раскольникова заканчивает жизнь самоубийством?
А6. В романе Л.Н.Толстого несколько сотен действующих лиц, однако в сознании читателя они существуют не как хаотическая масса, а как строго упорядоченная система персонажей. По какому принципу строится система персонажей «Войны и мира»?
Б) эпического параллелизма
В) композиционной завершенности
А7. В каких крупных произведениях Некрасова рассказывается о подвиге декабристов и их жен?
А) «Кому на Руси жить хорошо?»
В1. Один автор дает такую краткую характеристику своему герою: «Нигилист. Самоуверен, говорит отрывисто и немного, работящ. Независимая душа и гордец первой руки». Укажите автора, героя и произведение.
В2 . Кто был главным оппонентом Е.Базарова в спорах?
А) «Севастополь в мае»
3) Религиозный трактат
В4. Описывая определенные реалии так, как видят их герои, Л.Толстой, чтобы быть точным, часто переименовывает привычные вещи, ломая автоматизм их восприятия. Так в «Войне и мире» маршальский жезл становится «палкой», знамена – «подхваченными кусками материи на палках». Подумайте, какие реалии представлены описаниями, и соотнесите их с указанными названиями :
А) окопанное небольшими канавами место, на котором стояло и стреляло несколько пушек, было самое важное место в сражении
Б) вертящийся черный мячик, от которого поднималась струйка дыма
В) большой, наполненный чем-то и открытый ящик
Г) крашеные картоны, изображавшие деревья
Д) французские лепешки
1) театральные декорации
2) гроб, наполненный костями
4) граната, которую Андрей Болконский видит за несколько секунд до того, как она взрывается
5) батарея Раевского
Прочитайте приведенное ниже стихотворение и выполните задания
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь –
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле…
В5. Каким термином обозначается образное определение, которое дает выразительную характеристику предмету или явлению (« дивная пора», « хрустальный день»)?
В6 . Назовите способ рифмовки, использованный в заключительной строфе.
В7 . Как называется использованное в целях выразительности нарушение обычного порядка слов в предложении («в осени первоначальной»)?
Дайте развернутый ответ в объеме 5-10 предложений
С1. Какие изобразительно-выразительные средства, использует автор стихотворения (выше приведенное), какова их роль в раскрытии авторского замысла?
Система оценивания входной контрольной работы по литературе в 11 классе
В1 – И.С.Тургенев, «Отцы и дети», Базаров
В2 – Павел Петрович Кирсанов
требований к уровню подготовки обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего образования по Литературе
Кодификатор представляет собой систематизированный перечень требований к уровню подготовки выпускников и проверяемых элементов содержания, в котором каждому объекту соответствует определенный код. Кодификатор составлен на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089).
Перечень элементов содержания, проверяемых при проведении сочинения по литературе
Перечень элементов содержания составлен на основе раздела «Обязательный минимум содержания основных образовательных программ» Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по литературе (базовый и профильный уровни), а также с учетом Обязательного минимума содержания основного общего и среднего (полного) общего образования.
В первом столбце таблицы указаны коды разделов и элементов содержания, для которых создаются проверочные задания. Жирным шрифтом указаны крупные блоки содержания, которые ниже разбиты на более мелкие элементы.
Фольклор. Жанры фольклора
Художественный образ. Художественное время и пространство
Содержание и форма. Поэтика
Авторский замысел и его воплощение. Художественный вымысел. Фантастика
Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм), постмодернизм
Литературные роды: эпос, лирика, лироэпос, драма. Жанры литературы: роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада; лирическое стихотворение, песня, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма
Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Эпиграф. Антитеза. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Интерьер. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов. Портрет. Пейзаж. Говорящая фамилия. Ремарка. «Вечные темы» и «вечные образы» в литературе. Пафос. Фабула. Речевая характеристика героя: диалог, монолог; внутренняя речь. Сказ
Деталь. Символ. Подтекст
Психологизм. Народность. Историзм
Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск
Язык художественного произведения. Риторический вопрос, восклицание. Афоризм.
Инверсия. Повтор. Анафора. Изобразительно-выразительные средства в
олицетворение), метонимия. Гипербола.
Звукопись: аллитерация, ассонанс
Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб,
дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа. Дольник.
Акцентный стих. Белый стих. Верлибр
Из древнерусской литературы
«Слово о полку игореве»
Д.И. Фонвизин. Пьеса «Недоросль»
Г.Р. Державин. Стихотворение «Памятник»
В.А. Жуковский. Стихотворение «Море»
В.А. Жуковский. Баллада «Светлана»
А.С. Грибоедов. Пьеса «Горе от ума»
А.С. Пушкин. Стихотворения: «Деревня», «Узник», «Во глубине сибирских руд. », «Поэт», «К Чаадаеву», «Песнь о вещем Олеге», «К морю», «Няне», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»), «Пророк», «Зимняя дорога», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Зимнее утро», «Бесы», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Туча», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», «Погасло дневное светило. », «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал…») «Элегия», («Безумных лет угасшее веселье. »), «. Вновь я посетил…»
А.С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка»
А.С. Пушкин. Поэма «Медный всадник»
А.С. Пушкин. Роман «Евгений Онегин»
М.Ю. Лермонтов. Стихотворения: «Нет, я не Байрон, я другой…», «Тучи»,
«Нищий», «Из-под таинственной, холодной полумаски…», «Парус», «Смерть
Поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт»
(«Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Три пальмы», «Молитва» («В
минуту жизни трудную…»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я
люблю…», «Родина», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»),
«Пророк», «Как часто, пестрою толпою окружен. », «Валерик», «Выхожу один я на дорогу. »
М.Ю. Лермонтов. Поэма «Песня про… купца Калашникова»
М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри»
М.Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени»
Н.В. Гоголь. Пьеса «Ревизор»
Н.В. Гоголь. Повесть «Шинель»
Н.В. Гоголь. Поэма «Мертвые души»
А.Н. Островский. Пьеса «Гроза»
И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети»
Ф.И. Тютчев. Стихотворения: «Полдень», «Певучесть есть в морских волнах…», «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…», «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа. », «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим. », «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое. »),
«Природа – сфинкс. И тем она верней. »
А.А. Фет. Стихотворения: «Заря прощается с землею. », «Одним толчком согнать ладью живую…», «Вечер», «Учись у них – у дуба, у березы…», «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…» «Еще майская ночь»
И.А. гончаров. Роман «Обломов»
Н.А. Некрасов. Стихотворения: «Тройка», «Я не люблю иронии твоей. », «Железная дорога», «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…»,
«Мы с тобой бестолковые люди. », «Поэт и Гражданин», «Элегия»
(«Пускай нам говорит изменчивая мода. »), «О Муза! я у двери гроба…»
Н.А. Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо»
М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов
прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пискарь»
М.Е. Салтыков-Щедрин. Роман «История одного города» (обзорное изучение)
Л.Н. Толстой. Роман «Война и мир»
Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание»
Н.С. Лесков. Одно произведение (по выбору экзаменуемого)
Из литературы конца XIX – начала XX в.
А.П. Чехов. Рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с
собачкой», «Смерть чиновника», «Хамелеон»
А.П. Чехов. Пьеса «Вишневый сад»
Из литературы первой половины XX в.
И.А. Бунин. Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник»
М. Горький. Рассказ «Старуха Изергиль»
М. Горький. Пьеса «На дне»
А.А. Блок. Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы. », «Фабрика», «Русь», «О доблестях, о подвигах, о славе. », «О, я хочу безумно жить…»
А.А. Блок. Поэма «Двенадцать»
В.В. Маяковский. Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Нате!», «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Дешевая распродажа», «Письмо Татьяне Яковлевой»
В.В. Маяковский. Поэма «Облако в штанах»
С.А. Есенин. Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная. », «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская», «О красном вечере задумалась дорога…», «Запели тесаные дроги…», «Русь», «Пушкину», «Я иду долиной. На затылке кепи. », «Низкий дом с голубыми ставнями. »
М.И. Цветаева. Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», «Книги в красном переплете» «Бабушке», «Семь холмов – как семь колоколов. » (из цикла «Стихи о Москве»)
О.Э. Мандельштам. Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…»
А.А. Ахматова. Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Заплаканная осень, как вдова. », «Приморский сонет», «Перед весной бывают дни такие. », «Не с теми я, кто бросил землю. », «Стихи о Петербурге», «Мужество»
А.А. Ахматова. Поэма «Реквием»
М.А. Шолохов. Роман «Тихий Дон»
М.А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека»
М.А. Булгаков. Роман «Белая гвардия» (допускается выбор)
М.А. Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита» (допускается выбор)
А.Т. Твардовский. Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери» («В краю, куда их вывезли гуртом…»), «Я знаю, никакой моей вины…»
А.Т. Твардовский. Поэма «Василий Теркин» (главы «Переправа», «Два солдата», «Поединок», «Смерть и воин»)
Б.Л. Пастернак. Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать. »,
«Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь» («Мело, мело по всей земле…»), «Никого не будет в доме. », «Снег идет», «Про эти стихи», «Любить иных – тяжелый крест. », «Сосны», «Иней», «Июль»
Б.Л. Пастернак. Роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с анализом фрагментов)
А.П. Платонов. Одно произведение (по выбору экзаменуемого)
А.И. Солженицын. Рассказ «Матренин двор»
А.И. Солженицын. Повесть «Один день Ивана Денисовича»
Из литературы второй половины ХХ в.
Драматургия второй половины ХХ в. А.Н. Арбузов, А.В. Вампилов, А.М. Володин, В.С. Розов, М.М. Рощин (произведение одного автора по выбору)
Перечень требований к уровню подготовки
содержание изученных литературных произведений;
основные теоретико-литературные понятия
воспроизводить содержание литературного произведения;
анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя
сведения по истории и теории литературы
(художественная структура; тематика; проблематика; нравственный пафос;
система образов; особенности композиции, художественного времени и
пространства; изобразительно-выразительные средства языка; художественная
деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его
связь с проблематикой произведения;
соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и
культуры; раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии
раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных
литературных произведений; связывать литературную классику со временем
написания, с современностью и традицией; выявлять «сквозные темы» и
ключевые проблемы русской литературы;
выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;
аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
писать сочинения на литературные темы.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создание связного текста на предложенную тему с учетом норм русского литературного языка