какое произведение легло в основу анны детектива

«Ася»: краткое содержание и анализ произведения Тургенева

какое произведение легло в основу анны детектива

Кадр из фильма «Ася»: YouTube / LFV

Одно из самых трогательных произведений русской литературы — повесть «Ася». Краткое содержание этой истории расскажет о трагической, но чистой первой любви, несчастной судьбе внебрачного ребенка. Спросите, кто автор повести «Ася»? История передана Тургеневым — гениальным писателем, который не понаслышке был знакомым с вышеперечисленными проблемами.

«Ася»: краткое содержание

Золотой век русской литературы стал таковым в том числе благодаря значимому вкладу, который сделал Иван Тургенев. «Ася» — одно из самых знаменитых его произведений. Прочтение истории поможет составить мнение о стиле писателя, раскрыть замысел и подтекст произведения.

Хотите знать, какие проблемы затронул Тургенев? «Ася» в кратком изложение раскроет ключевые вопросы:

С чего начинается краткое содержание? «Ася» (Тургенев не отступает от правил реализма) — повесть, в которой историю излагает ее непосредственный участник — немолодой мужчина Н.Н. Он вспоминает случай, произошедший с ним в двадцать пять лет.

Путешествуя по миру, Н.Н. попал в небольшой немецкий городок N на берегу Рейна. На одном из мероприятий он встретил двух русских — молодого художника Гагина и его сестру Анну (Асю). И хоть Н.Н. не любил в путешествиях знакомиться с земляками, эти двое сразу расположили его к себе. Молодой человек отправился домой совершенно счастливым после проведенного вечера в такой компании.

В повести «Ася» Тургенев кратко описывает чувства Н.Н., которые вызвало новое знакомство. Ася каждый день вела себя по-разному: то как благоразумная барышня, то как шаловливый ребенок, а иногда была чем-то огорчена. Гагин терпеливо и ласково с ней обращался, и Н.Н. заподозрил, что она ему вовсе не сестра.

Однажды Гагин пригласил Н.Н. к себе и поведал историю Аси. Когда он был ребенком, его мать умерла, отец воспитывал его сам. В двенадцать лет Гагина отправили учиться в Петербург, но спустя время ему пришлось вернуться — отец был при смерти. На прощанье тот признался, что у него есть тринадцатилетняя дочь от горничной Татьяны, и попросил позаботиться о ней.

Гагин стал ее воспитателем, но вскоре девочку отдал в пансион. Асе жилось несладко: сказывалось отсутствие подруг и сомнительное происхождение. В семнадцать лет учеба закончилась, и Ася отправилась с братом за границу.

какое произведение легло в основу анны детектива

Выслушав рассказ, Н.Н. ощутил, будто ему стало легче. Прибежала Ася, и под аккомпанемент Гагина они станцевали вальс. Через несколько дней девушка передала Н.Н. записку с просьбой о встрече. Вскоре явился и Гагин: он передал, что Ася влюбилась героя-рассказчика. Понимая, что Н.Н. не женится на ней, Гагин попросит его честно поговорить с девушкой.

Когда Н.Н. пришел к Асе, та была сама не своя. Растерявшись, он сказал, что не стоило делиться с братом своими чувствами и теперь они не могут быть вместе. Со слезами на глазах девушка убежала.

Н.Н. долго бегал по городу в поисках Аси, винил себя в случившемся и повторял, что любит ее. Увидев свет в окне Асиной комнаты, успокоился и решил, что завтра попросит ее руки.

Однако на следующий день Гагиных не оказалось дома. Служанка рассказала, что хозяева уехали, и передала записки. Гагин уверял, что разлука пойдет на пользу, а Ася написала, что непременно осталась, если бы Н.Н. попросил об этом.

Герой ехал за Гагиными до Лондона, но там их след оборвался. В его жизни было много женщин, но он всегда вспоминал Асю и хранил те чувства, которые она в нем пробудила.

какое произведение легло в основу анны детектива

Кадр из фильма «Ася»: YouTube / LFV

«Ася»: анализ произведения

Краткий пересказ повести наталкивает на рассуждения. Однако далеко не все идеи, заложенные Тургеневым, очевидны. Чтобы понять авторский посыл, предлагаем глубже проанализировать произведение:

Замысел создать повесть «Ася» появился у Тургенева благодаря его живой фантазии. Однажды, прогуливаясь по улицам немецкого городка, писатель заметил такую картину: в окне первого этажа одного из домов сидела пожилая женщина, а со второго — выглядывала маленькая девочка. Тургенев попытался представить, какой жизнью могли жить эти люди. Эта история легла в основу будущей повести.

Судьба героини Аси была для автора больше, чем вымыслом. Она напомнила историю жизни его сестры Варвары Житовой. У матери Тургенева был роман с молодым врачом, от которого родилась девочка. Она жила в доме Тургеневых как сирота и воспитанница.

Да и у самого Тургенева была внебрачная дочь Полинет (при рождении Пелагея). Уже в семь лет девочка попала из крестьянской среды в дворянскую, где чувствовала себя неуютно. Эти реальные истории повлияли на писателя, подтолкнули его к тому, чтобы создать повесть «Ася». На работу над повестью ушло около четырех месяцев из-за болезни автора.

Произведение «Ася» Тургенев изначально задумывал как рассказ, однако в процессе написание оно преобразовалось в полноценную повесть. Автор с большой чуткостью и внимательностью описал внутренний мир героев, нашел слова, чтобы передать их чувства и подсознательные реакции. Поэтому критики отметили психологизм повествования.

Произведение написано в реалистических традициях, однако главная героиня Ася — романтический персонаж. Автор подчеркнул ее тонкую натуру — искреннею и непосредственную. Это делает ее классической «тургеневской барышней».

какое произведение легло в основу анны детектива

«Ася» — произведение, которое заставляет сопереживать героям, даже если те поступают неправильно. Такой эффект достигнут высоким мастерством писателя в раскрытии характеров персонажей.

Повествование ведет аноним, которого автор назвал Н.Н. Итак:

По другую сторону повествования — девушка Ася, красивая и очень добрая. Родилась от связи барина с горничной, все детство прожила с матерью в простой крестьянской избе, а затем попала в дворянское общество.

Чувствуя себя скованно, Ася остается открытой и ранимой девушкой, но в то же время куда более решительной, чем главный герой. Она способна на чистые чувства, но, получив отказ, сразу и навсегда исчезает из жизни избранника.

В повести И. С. Тургенев затронул ряд общечеловеческих проблем:

Вопросы, которые затрагивает автор, не имеют правильных ответов, да и Тургенев не пытается их искать. Он, как истинный художник, мастерски отражает реальность во всей ее неоднозначности.

Узнавайте обо всем первыми

Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.

Источник

«Анна-детективъ»: слезы Акунина

какое произведение легло в основу анны детектива

Понятное дело, любой исторический детектив, выпущенный в российском телепространстве, обречен на сравнение с бесконечной акунинской «фандорианой». Новый сериал на ТВ-3 под неброским названием «Анна-детективъ» (просим запомнить это Ъ, оно еще всплывет), конечно, не исключение.

Впрочем, тут вспоминается не отпрыск многочисленного рода Фандориных, а Пелагея, которой Акунин уделил три романа. В исходных данных обе героини чем-то похожи: обе внутренние бунтарки и эмансипе, находящиеся в тренде зарубежных мод, обе проживают в провинциальном городке Российской империи конца XIX века. И… на этом сравнение можно закончить. Во-первых, Анна вполне мирская барышня, в то время, как молодая, но умудренная опытом Пелагея является монашкой. А во-вторых, детективы о неугомонной послушнице строго соответствуют жанровому канону, пусть на первых страницах они и притворяются этакими «Секретными материалами», однако их загадки раскрываются логическими умозаключениями. В то время, как создатели «Анны» рискнули и примешали в криминальную историю щедрую порцию мистики — главная героиня является медиумом и частенько прибегает к помощи спиритической доски в поисках очередного убийцы.

С одной стороны, это, конечно, нарушение законов жанра, которые строго настрого запрещают использование сверхъестественных сил в расследовании, однако мы успели повидать в качестве сыщиков и маньяков, и медиумов, и даже Сатану, так что выбору методов удивляться не приходится.

Опять же, спиритическая доска — это вам не рентгеновское зрение: когда-то она сработает, когда-то нет, к тому же и призраки не самые болтливые свидетели, так что в этом смысле сценаристы скорее не прогадали.

какое произведение легло в основу анны детектива

Другое дело, что детективная линия весьма разбавлена параллельными сюжетами: тут вам и первая девичья влюбленность главной героини, и условности исторического сериала («Ах, господа! Господа! Ах, милостивые сударыни!»), и все та же мистическая приправа — так что действие развивается весьма неспешно, к тому же каждое расследование занимает по две серии: любители экшена и драйва могут заскучать. Впрочем (опять же возвращаясь к Акунину), сюжет все равно получается подинамичнее, чем в том же экранизированном «Азазеле».

Понятно, что сериал рассчитан на аудиторию преимущественно женскую: убийства тут не кровавые, никто полуразложившейся берцовой костью в экран не тычет, призраки не страшные, женская половина сериального населения регулярно меняет наряды и так же регулярно страдает от эмоциональной скупости мужской половины.

какое произведение легло в основу анны детектива

В плюс сериала можно зачислить его подробную вещность: провинциальный городок выстроен от и до, улицы заполнены людьми, помещения — реквизитом. За подробность и детальность отвечает команда, работавшая на проекте «Адмиралъ» (вот вам и Ъ).

А вот минусом можно посчитать «оторванность» сериального городка от внешнего мира. Акунин в своих книгах не стесняется играть с классическими литературными героями, что уж говорить о зарубежных исторических детективах, вроде «Страшных сказок», полностью построенных на персонажах викторианской литературы от Франкенштейна до Джекилла и Хайда, или «Приключений молодого Индианы Джонса», где «побывали» все более-менее значимые исторические персонажи. В «Анне», правда, обещано появление писателя в пенсне со знакомой фамилией Чехов, но, кажется, создатели воспринимают это скорее как «пасхалку», чем как полноценный прием.

какое произведение легло в основу анны детектива

Что остается? Главные герои, конечно. Александра Никифорова, исполнительница роли Анны, Дмитрий Фрид, сыгравший столичного детектива Якова Штольмана, и Сергей Друзьяк, изобразивший помощника сыщика. Каждый по–своему обаятелен и убедителен и своей харизмой «закрывает» те сюжетные прорехи, которые вдруг случаются у сценаристов.

При таких довольно противоречивых впечатлениях создатели сериала смотрят на его будущее вполне оптимистично: премьера поддержана выходом настольной игры, а в ближайшем будущем — книгами по мотивам серий. Кроме того, объявлены планы на второй сезон: главных героев предполагают отправить в путешествие. При том, что съемки первого сезона, в котором предполагается 58 серий, еще не закончены.

Александра Никифорова: «Обязательно пойду в «Коляда-Театр»

какое произведение легло в основу анны детектива

Послужной список актрисы еще невелик: она учится на четвертом курсе театрального вуза, так что главная роль в большом проекте, съемки которого заняли почти год, стала для нее серьезным испытанием.

Впрочем с этим испытанием актриса справилась: ее героиня обаятельна, убедительна в своих чувствах и органична в моменты спиритизма, без привычных для отечественных сериалов пережимов и перегибов. Она — главный аргумент в пользу просмотра сериала.

— Жанр «костюмного кино» предполагает большую подготовку: изучение этикета, верховая езда, даже фехтование, у вас были какие-то курсы перед стартом сериала?

— Все эти вещи преподают в театральном вузе, так что мне повезло их применить на практике. Конечно, вначале я каждое утро перед съемками настраивала себя: ты Анна, ты живешь в XIX веке. Но за год съемок у меня уже выработался автоматизм: приезжаешь на площадку и сразу включаешься в работу. Вообще я люблю историческое кино и историю в целом.

какое произведение легло в основу анны детектива

— А в какой эпохе вам было бы комфортнее всего?

— Пожалуй, это XIX век. И это не связано со съемками в сериале. Мне всегда была интересна эта эпоха, неслучайно ведь она названа «золотым веком». Какие писатели: Достоевский, Толстой, Пушкин. На романы Достоевского я, кстати, опиралась, когда готовилась к роли. Не конкретный персонаж искала, а скорее общий ритм эпохи.

— А какие-то фильмы по теме смотрели, когда к съемкам готовились?

— Очень помогло в работе «Шестое чувство», это, конечно, история, полностью отличающаяся от нашей, но там интересно подана тема соприкосновения с тонкими материями.

— Обычно в исторически сериалах используется какой-то реквизит с реальной «судьбой», у вас такой был на площадке?

— Я точно знаю, что для нашего Чехова нашли реальное пенсне того времени. А вот о других предметах, пожалуй, ничего не скажу.

какое произведение легло в основу анны детектива

— Съемки шли в течение года, как вам дался этот марафон?

— Когда ты востребован, когда день за днем находишься в кадре — это, конечно, дорогого стоит. Параллельно у меня еще получилось сняться в нашей версии «Доктора Хауса», там правда была небольшая роль, но опыт потрясающий: когда после кринолинов и турнюров ты надеваешь короткие шорты и играешь современную барышню, а на следующий день снова погружаешься в XIX век — это большое удовольствие.

— Не секрет, что многие зрители не любят адаптации зарубежных сериалов, а как вы относитесь?

— Пожалуй, я примкну к большинству: я искренне не понимаю, зачем их снимают, когда у нас в России масса авторов, которые не раскрыты. Вот, кстати, сегодня я собираюсь пойти в «Коляда-театр», до сих пор не получилось побывать на его гастролях ни Москве, ни в Петербурге.

какое произведение легло в основу анны детектива

— Продюсеры уже объявили о планах на второй сезон. Понятно, что все зависит от рейтингов, но если вдруг все срастется, что бы вы хотели изменить в своей героине в будущем?

— Мне хотелось бы, чтобы она стала жестче, чтобы помогала только тем, кто этого действительно заслуживает и находила бы в себе силы отказывать всяким сомнительным личностям.

Сериал «Анна-детективъ», с понедельника по четверг в 19:30 на ТВ-3.

Источник

Призраки былого: актеры сериала «Дверь в прошлое»

Дата выхода мини-сериала «Дверь в прошлое» – 2 октября 2021 года. Премьера 4-серийного детектива состоялась на телеканале ТВЦ. Главной героине предстоит справиться с душевными проблемами, которые не дают покоя ей с детского возраста. Кроме того, во взрослой жизни появляются новые препятствия, и, чтобы выбраться из паутины лжи, женщине придется довериться любимому человеку.

В материале 24СМИ – интересные факты об актерах проекта, сюжете и съемочном процессе.

Сюжет и съемки

Производством проекта занимался продюсерский центр «Кедр». Режиссерское кресло досталось Валентине Власовой.

В центре сюжета – история молодой женщины по имени Анна Трубникова, которую окружающие уважают за сильный характер и умение решать сложные вопросы и проблемы. Некоторые порой даже считают ее жесткой. Однако мало кто догадывается, что под этой оболочкой скрывается маленькая и беззащитная девочка, которая боится сурового наказания за любую провинность и оплошность. В детстве отчим мог оставить ее на ночь в подвале, если она посмела его ослушаться. Поэтому, купив собственный дом в коттеджном поселке, героиня первым делом закрывает вход в подвал, ведь неприятные воспоминания все еще тревожат душу.

Однако, как выясняется, дверь в прошлую жизнь закрыть невозможно, и однажды события минувших лет вновь напоминают о себе в неподходящий момент. Анна неожиданно встречает человека, к которому когда-то испытывала любовные чувства. Одновременно в жизни героини появляется женщина, которая нуждается в помощи. Анне предстоит разобраться в том, что происходит в ее жизни, и понять, как выбраться из паутины хитрости и обмана и спасти себя.

Актеры и роли

Главные роли в сериале «Дверь в прошлое» сыграли:

Источник

15 великих детективов

В хороших детективах у любого злодейства есть объяснение, а на каждое преступление найдется свой Пуаро или Холмс. Литературный критик Анна Наринская выбрала книги, которые лучше всего раскрывают секреты самого востребованного жанра литературы

1 Э. Т. А. Гофман. «Мадемуазель де Скюдери» (1818)

Многие произведения Гофмана так или ина­че построены вокруг загадки, кото­рая с великолепным «а оказывается» взрывается с треском и искрами в самом конце, — взять хотя бы знаменитого «Песочного человека». И вообще, напря­женная таинственность, свойственная практически всем его текстам, даже хулиганским вроде «Принцессы Брамбиллы», — идеальная атмосфера для де­тективной истории. Но именно новелла «Мадемуазель де Скюдери» соединяет это настроение со ставшей впоследствии классической цепочкой «преступле­ние — несправедливое обвинение — поиск истины» — так что то самое конеч­ное «а оказывается» совпадает с читательским вздохом облегчения.

2 Уилки Коллинз. «Лунный камень» (1866)

Первый (сошлемся на авторитетное мне­ние Т. С. Элиота В своей статье «Homage to Wilkie Collins: An omnibus review of nine mystery novels» 1927 года поэт, драматург и критик Т. С. Эли­от писал, что в «Лунном камне» Кол­линза содержится весь английский детектив в зародыше. ) полноценный детек­тивный роман. Интрига с пропажей алмаза здесь одновременно сюжет­ный крючок и механизм, заставляющий проявляться характеры. Готовность, с которой многие из персонажей соглашаются объявить удобную кандидатуру виновной, — это психологический лакмус, проверка на вши­вость, ну и пример того, «как не нужно», для читателя (без этого Коллинз, ученик моралиста Диккенса, само собой, обойтись не мог).

И хотя главное здесь не конечное откровение и даже не ход расследования, а выверенная многоголосица героев-рассказчиков и незабываемые второсте­пенные персонажи вроде гадающего на «Робинзоне Крузо» дворецкого Бетте­реджа, то, как точно детали и оговорки складываются в единственно возмож­ное решение головоломки, не может не вызывать восхищения.

3 Чарльз Диккенс. «Тайна Эдвина Друда» (1870)

Диккенс, всегда прятавший в своих романах одну, а то и пару детективных историй (вроде тайны происхождения леди Дэдлок и загадки убийства стряп­чего Талкингхорна в «Холодном доме» или причины затвор­ничества мисс Хэвишем в «Больших надеждах») и заразивший этим Достоевского, решил наконец написать роман, полностью посвященный преступлению и его рас­следо­ванию, — и умер, успев только загадать загадку, не оставив к тому же черновиков и планов. Литературный и жизненный сюжет сошлись в одной точке, составив в некотором роде идеальный, замкнутый на себя детектив.

Наиболее достоверной попыткой восста­новить концовку считается работа Дж. Каминга Уолтерса «Ключи к „Тайне Эдвина Друда“», но тщательные литера­туроведческие построения никого не удовлетворяют — продолжения пишутся и оспариваются вот уже сто пятьдесят лет. Известно, что один аме­рикан­ский медиум вызывал дух Диккенса, чтоб он вкратце надикто­вал заду­манное продолжение. Эта запись существует (Елена Блаватская даже перевела ее на рус­ский). Но ей тоже никто не верит.

4 Антон Чехов. «Драма на охоте» (1884)

Великий текст об убийстве и любви, в котором чеховская тонкость и прони­цательность работают на романтически надрывном материале вроде пьес, которые пародирует в «Ионыче» четырнадцати­летний Пава, картинно воскли­цая «Умри, несчастная!». Нас же здесь интересует вот что: этот текст написан за сорок лет до «Убийства Роджера Экройда», знаменитого и считающегося новаторским детектива Агаты Кристи, построенного на том же самом прие­ме — ненадежный рассказчик, играющий нашим доверием. Только у Чехова этот блестящий фо­кус не становится центральным, остается на периферии читательского созна­ния. Потому что главное в «Драме» — общая декларация экзистенциальной несправед­ливости жизни, в которой знание правды не меняет вообще ничего.

5 Артур Конан Дойл. «Собака Баскервилей» (1901)

Разумеется, никакой — даже самый анга­жированный — список детективов не может обойтись без Шерлока Холмса. А «Собака» прекрасна не только слож­ностью построе­ния, демонстрирующего, кaк поверхностный человеческий взгляд («доклады» доктора Уотсона) оказывается пищей для взгляда аналити­ческого (объяснения Холмса), но и искусным нагнетанием той самой атмо­сфе­ры тревоги, которая составляет поэтику детектива как жанра.

6 Гастон Леру. «Тайна желтой комнаты» (1907)

Но если все-таки о тексте, то следует сказать вот что. Трудно назвать произве­дение, больше повлиявшее на развитие жанра. Идея возможности преступле­ния в замкнутом и вроде бы никому не доступ­ном про­стран­стве родственна концепции детек­тива как возможности невероятного в сохраняющем рацио­нальность мире, о которой позже говорил писатель Джон Диксон Карр (он, кстати, счи­тал «Тайну желтой комнаты» лучшей детективной историей на све­те). Агата Кристи писала в автобиографии, что решила сочинять детек­тивы, прочитав именно эту книгу. Строки из «Комнаты» цитировал в своих стихах Жак Превер. К переизданию романа написал предисловие Жан Кокто. Будем считать, что этих рекомендаций достаточно.

7 Дэшил Хэммет. «Стеклянный ключ» (1931)

Хэммет, без преувеличения, великий писатель, и в этом смысле неважно, что его тексты сконструированы как детективы. Но все-таки эти потрясающие тексты — детективы, так что в этом списке они обязательны. «Стеклянный ключ», с его разочарованным и даже отчасти коррум­пированным следовате­лем поневоле Недом Бомоном, сам писатель любил больше всего. Впрочем, ни «Проклятие Дэйнов», ни «Маль­тий­ский сокол» — романы Хэммета — ему практически не усту­пают.

8 Джон Диксон Карр. «Убийство в музее восковых фигур» (1932)

Карра, при всей его известности, можно считать недооцененным автором. Он всегда немного в тени своего кумира Конан Дойла, всегда рассматривается как «биограф», «продолжатель» и «развиватель», а не как самостоятельная фигура. Это несправедливо.

В принципе, именно Карр окончательно помещает преступление на грань между маловероятным и совершенно невозможным. У его героев-расследова­телей Генри Мерривейла, доктора Фелла и особенно Анри Бенколена нет на­стой­чивого христианского антимистицизма отца Брауна Отец Браун — католический священник, ге­рой детективных рассказов Г. К. Честертона. и уверен­ности во всеобщей объяснимости, присущей Холмсу. Они — прямо как герои первого сезона сериала «True Detective» — вот-вот готовы поверить, что в реальности появилась щель, что потустороннее проникло в повсед­нев­ность. Вполне «те­лес­ный» преступник, правда, всегда находится, но странная дрожь потре­во­жен­ной реальности остается.

Читать именно «Убийство в музее восковых фигур» стоит в первую очередь отрица­тельного героя — мефистофе­леобраз­ного красавца со сломан­ным носом, явно насле­дующего антагонисту Холмса профессору Мориарти. И перекличек с вышедшей шестью годами раньше «Новеллой о снах» Артура Шницлера, экранизированной Стэнли Кубриком под названием «С широко закрытыми глазами».

9 Агата Кристи. «Убийство в „Восточном экспрессе“» (1934)

Так как спойлеров тут можно не бояться (если все же боитесь, этот пункт луч­ше пропустить), следует сказать следующее: здесь одним махом пере­вернута привычная система, когда преступник по определению на стороне зла, а сыщик должен отдать его в руки закона. В клаустрофобическом помещении поезда, куда нас отправляет Кристи, чуть ли не все — преступники, и при этом они по боль­шому счету невинны. И сыщик понимает и принимает эту невин­ность.

Попробуйте отбросить привычность — забыть экранизации, пересказы и ал­лю­зии на этот сюжет в других произведениях — и увидеть свежим взглядом, насколько это круто.

10 Дафна дю Морье. «Ребекка» (1938)

Идеально выверенная концепция прошлого, подстерегающего настоящее. Дю Морье тут наследует Диккенсу, Достоевскому, сестрам Бронте (и даже вполне конкретно «Грозо­вому перевалу»), но при этом подпитывается рас­про­страняющимися идеями феминизма. Это удивительный эксперимент над чи­тателями и особенно над читательницами, чьи симпатии беспрерывно мечутся между нежной и женственной рассказчицей и грозной тенью таинственной Ребекки. сильная женщина еще не может выжить в современ­ном дю Морье мире, но она уже может отомстить.

11 Джозефина Тэй. «Дочь времени» (1951)

Изящный пастиш и в то же время достоверное историческое исследование. Немного легкомысленный, но при этом поучительный текст, ставящий под сомнение культурные и исторические репутации. Название цитирует старин­ную английскую поговорку «Правда — дочь времени». Она подразу­ме­вает, что современники легко обманываются и истина часто объявляет себя только последующим поколениям.

Герой многих детективов Тэй инспектор Алан Грант мается от скуки в боль­нице со сломанной ногой. Чтобы развлечься, он решает расследовать преступ­ления Ричарда III, в том числе знаменитое убийство маленьких наследных принцев — сыновей Эдуарда IV, описанное в пьесе Шекспира. И даже вроде бы докапывается до правды. Но от Шекспира просто так не отмахнешься.

12 Рэймонд Чандлер. «Долгое прощание» (1953)

Романы Чандлера воплощают собой ту сто­рону детективного жанра, которая, слившись с кинематографом, стала поразительным явлением культуры под на­званием film noir.

Чандлер понимал главное о том, что происходит в тени, в неопределен­ности, на территории между жестокостью закона и жестокостью беззакония, отчаяньем преступления и отчаяньем страсти. Придуманный им частный детектив Филип Марлоу — один из главных образов хорошего плохого парня в мировой культуре. Точнее всего его играл Хамфри Богарт, но все-таки луч­ший фильм по Чандлеру — «Долгое прощание» Роберта Олтмана. Там Марлоу играет Эллиотт Гулд, действие перенесено в хипповски-гангстер­скую Кали­фор­нию семидесятых, а в воздухе висит фирменная чандлеровская безысходность.

13 Умберто Эко. «Имя розы» (1980)

Сам Эко говорил, что постмодернистская позиция напоминает положение чело­века, влюбленного в очень образованную женщину, которой невозможно сказать «люблю тебя безумно», так как она пони­мает, что подобные фразы — прерогатива бульварных романов, и приходится говорить: «Как говорится в бульварных романах, „люблю тебя безумно“». И если воспри­нимать это серьезно, то выходит, что фетиш доступного, массового постмодернизма — роман «Имя Розы» — создан не совсем с постмодернистской позиции. Потому что эта деконструкция детектива складывается в детектив, который можно в том числе воспри­ни­мать прямолинейно, не считывая намеки и аллюзии, не погружаясь в исто­рические экскурсы, а просто ожидая разгадку. И вот как раз это дает нам возможность любить эту книгу безумно. Не «как гово­рится», а просто — очень-очень.

14 Мартин Круз Смит. «Парк Горького» (1981)

Памятник западной заинтригованности Советским Союзом — холодной таин­ственной пустыней, где творятся страшные вещи и живут самые красивые в мире девушки. Невероятный успех этого романа породил целую серию книг о московском следователе Аркадии Ренко (в экранизации 1983 года его сыграл Уильям Херт). Персонаж Ренко пережил крушение СССР, а последний роман о нем (отчасти основанный на собы­тиях вокруг гибели Анны Политковской) вышел в 2013-м. Но никакого сравнения с первой книжкой последующие не выдерживают.

В стаявших по весне сугробах парка Горького обнаружены три трупа — лица и кончики пальцев срезаны, чтоб их нельзя было идентифицировать. Ниточки от пре­ступ­ления ведут на самый верх советского истеблишмента, следователь сталкивается с системой.

Особый интерес представляет то, как вос­принимался этот текст в Москве нача­ла восьмидесятых. Это была настоящая лихо­радка. Несколько оказавшихся в Москве экземпляров те, кто знал англий­ский, брали друг у друга на ночь. А потом пересказывали этот роман группам жаждущих, скинувшихся в пользу рассказчика по рублю.

Ностальгический для многих текст, важный для понимания «кем мы были для них и кто они были нам».

15 Пи Ди Джеймс. «Первородный грех» (1994)

Филлис Дороти Джеймс, конечно, наследует Агате Кристи, но в ее текстах куда больше социального, критики современной Англии и современного мира в прин­ципе (она, кстати, автор знаменитого романа-антиуто­пии «Дитя чело­веческое»).

«Первородный грех» — подробное описание пейзажа благопристойного Лон­дона с дотошным перечислением всех скелетов во всех шкафах буржуазной богемы. Убийство здесь не отклонение, а симптом. Инспектор Адам Далглиш непременно найдет виновного — но это ничего не поме­няет. Современная система подпитывается преступлениями, и новое непременно совершится. А это, кроме прочего, значит, что новый детектив будет написан.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *