какое произведение чайковского звучало вместо гимна россии
Концерт №1 Чайковского – наш гимн в спорте. Композитора разгромили за эту музыку, и сейчас звучит вариант, который он не одобрял
В ближайшие два года на чемпионатах мира и Олимпиадах точно не прозвучит гимн России (все из-за санкций WADA) – и ему наконец-то нашли замену – концерт №1 для фортепиано с оркестром композитора Петра Чайковского. Вы слышали эту музыку, даже если пока не очень соотносите с названием.
Почему выбор именно такой? И что за история у концерта?
Задумка с Чайковским появилась еще до запрета «Катюши». Концерт играл на ЧМ-2021 по фигурке
Идею использовать концерт №1 Чайковского впервые предложил Союз конькобежцев России (СКР) – музыку захотели ставить вместо гимна на церемониях награждения чемпионата мира по конькобежному спорту-2021.
10 февраля стало известно, что Международный союз (ISU) предложение одобрил.
«Нам хотелось, чтобы музыка была торжественной, узнаваемой во всем мире и при этом отсылала к богатейшему культурному наследию нашей страны», – рассказывала исполнительный директор СКР Варвара Барышева.
Интересно, что это случилось еще до того, как CAS запретил использовать «Катюшу». Тогда выбор музыки на замену гимну только обсуждался, хотя «Катюша» и считалась приоритетным вариантом.
Как именно наказали Россию? Объясняем кратко
В Олимпийском комитете России (ОКР), который и продвигал «Катюшу», к идее СКР с Чайковским отнеслись осторожно, без явного одобрения: «Любой выбор и его оценка всегда субъективны. Детальных критериев решением CAS определено не было, как и какого-то унифицированного для всех варианта, поэтому некоторые коллеги пробуют импровизировать», – отметила председатель комиссии спортсменов ОКР Лада Задонская.
Впервые концерт Чайковского прозвучал на награждении конькобежцев 12 февраля – в честь победы Ангелины Голиковой на дистанции 500 м.
В тот же день с выбором СКР согласилась и Федерация фигурного катания России – новый «гимн» одобрили топ-тренеры: Елена Чайковская, Тамара Москвина, Татьяна Тарасова и Алексей Мишин.
Важно понимать: к тому моменту на Чайковского поставили только конькобежцы и фигуристы, а ОКР в это время ждал решения CAS по «Катюше», которая виделась заменой гимна для всех сборных на всех ЧМ и Олимпиадах. 12 марта суд отказал России в «Катюше».
России запретили «Катюшу» вместо гимна. Почему и какие теперь варианты?
На поиск нового варианта ушло две недели. Но 25 марта ОКР подтвердил – теперь вместо гимна будет играть Чайковский, если идею одобрит МОК. Министр спорта Олег Матыцин предложение оценил: «Я с уважением отношусь к инициативе ОКР, насколько я знаю, это вопрос, предварительно согласованный со спортсменами.
Для нас очень важно, чтобы в период санкций наши победы, а такие, я уверен, будут на Олимпийских играх в Токио и Пекине, сопровождала значимая музыка, которая ассоциируется с культурой нашей страны, традициями нашей страны. Поэтому если эта инициатива будет поддержана со стороны Международного олимпийского комитета, будем только рады».
Ну а на ЧМ-2021 по фигурному катанию в Стокгольме концерт Чайковского звучал трижды – в честь трех золотых медалей сборной.
Покровитель Чайковского разнес концерт: играть его невозможно, музыка украдена
Петр Чайковский приступил к написанию концерта №1 для фортепиано с оркестром в 1874 году. Композитору хотелось, чтобы его будущее произведение первым исполнил пианист-виртуоз Николай Рубинштейн, который всячески помогал Чайковскому, когда тот был молод и мало зарабатывал.
Работа не шла, Чайковский в письме брату признавался, что концерт «туго и плохо дается». Но в том же году произведение удалось закончить, и Чайковский показал его Рубинштейну, ожидая восторженной реакции.
Но слова Рубинштейна шокировали композитора (стиль сохранен):
«Из уст Николая Григорьевича полился поток речей, сначала тихий, потом все более и более переходивший в тон Юпитера-громовержца. Оказалось, что концерт мой никуда не годится, что играть его невозможно, что как сочинение это плохо, пошло, что я то украл оттуда-то, а то оттуда-то, что есть только две-три страницы, которые можно оставить. Посторонний человек, попавший бы в эту комнату, мог подумать, что я — маниак, бездарный и ничего не смыслящий писака, пришедший к знаменитому музыканту приставать с своей дребеденью», – вспоминал Чайковский через три года после того неприятного дня.
С мнением Рубинштейна он все-таки не согласился и затаил обиду, убрав посвящение пианисту из первой рукописной страницы партитуры.
Впервые концерт №1 прозвучал 25 октября 1875 года в Бостоне – играл пианист Ганс фон Бюлов с оркестром под управлением Бенджамина Ланга. Произведение одобрительно встретили как зрители, так и критики. В России премьера состоялась 1 ноября того же года – в Санкт-Петербурге сыграл Густав Кросс (и Чайковскому его исполнение не понравилось).
А Рубинштейн все же пересмотрел отношение к концерту №1 и позже часто его исполнял.
Концерт играют в третьей редакции, которую не одобрял Чайковский; этот вариант распространился после его смерти
Музыка набрала популярность еще при жизни композитора. Чайковский часто исполнял концерт в ходе гастролей по США, а также сыграл в честь открытия Карнеги-холл в Нью-Йорке.
В наше время концерт №1 играют в третьей редакции – Чайковский не одобрял этот вариант и, несмотря на уговоры, отказывался уходить от более ранней версии. После смерти композитора третью редакцию опубликовал пианист и дирижер Александр Зилоти – она здорово разошлась и теперь звучит по миру в подавляющем большинстве случаев.
Произведение состоит из трех частей и длится около 35 минут, но, конечно, на награждении российских спортсменов звучит только самое начало.
Концерт №1 стал одним из самых известных и часто исполняемых классических произведений в мире. Он часто использовался (и используется до сих пор) на торжественных мероприятиях, что нравится далеко не всем музыкантам.
Вот, например, мнение известного российского пианиста Андрея Гаврилова: «Это бесконечное повторение дискредитировало, измучило прекрасное, нежнейшее произведение. Злоупотребление первым концертом в СССР и в России на всяческих торжественных, в прошлом — коммунистических, сейчас — патриотических, празднествах привело к тому, что у многих русских людей концерт набил оскомину, а за рубежом его зачастую даже принимают за некий музыкальный апофеоз русского великодержавного шовинизма.
А ведь это музыкальное сочинение, как бы сотканое из мелодических модуляций человеческой души, эта поющая, симфоническая философия жизни, этот сладкий русский симфонический экзистенциализм принадлежит едва ли не к десятку лучших созданий человеческого гения.
Для исполнения первого концерта Чайковского нужно быть не только технически совершенным пианистом, но и обладать соответствующим жизненным опытом, быть в ладах с замечательной русской культурой XIX века, нужно глубоко понимать русскую религиозную философию или, как ее иначе называют, органическую жизненную мудрость»
Интересно, что выбор России на замену гимну успели раскритиковать в США.
Авторитетный журналист Филипп Херш (тот самый, что писал в ISU из-за коронавирусных нарушений на Кубке России по фигурке) удивляется в соцсетях: «Ирония этого события меня поразила. Страна с отталкивающими антигомосексуальными законами и институционализированной гомофобией празднует свои спортивные успехи музыкой гения, который был геем».
Кстати, вопрос об ориентации Чайковского очень спорный – до сих пор нет четких фактов о том, что он действительно был гомосексуалистом, а многие доводы в пользу этого предположения основаны на слухах.
Мацуев: использовать музыку Чайковского вместо гимна логично — каждый ассоциирует ее с Россией
Лента новостей
Все новости »
Первый концерт Чайковского заменит российский гимн на чемпионате мира по конькобежному спорту. Спортсмены вынуждены выступать без флага и гимна страны до конца следующего года
Музыкальный фрагмент из Концерта для фортепиано с оркестром № 1 Петра Чайковского заменит российский гимн на чемпионате мира по конькобежному спорту, сообщает ТАСС.
Как рассказала исполнительный директор Союза конькобежцев России Варвара Барышева, вступление к Первому концерту Чайковского было согласовано Международным союзом конькобежцев. «Нам хотелось, чтобы музыка была торжественной, узнаваемой во всем мире и при этом отсылала к богатейшему культурному наследию нашей страны», — отметила она.
Чемпионат мира по конькобежному спорту на отдельных дистанциях стартует уже в четверг в нидерландском Херенвене. Чемпионат мира по шорт-треку запланирован на 5-7 марта в Дордрехте.
Из-за санкций WADA российские спортсмены до 16 декабря 2022 года на Олимпийских играх и чемпионатах мира вынуждены выступать без флага и гимна страны. Ранее комиссия спортсменов Олимпийского комитета России предложила временно заменить гимн песней «Катюша».
Получается даже символично: Чайковский умер в 1893 году, когда прошел первый официальный чемпионат мира по конькобежному спорту. Business FM обсудила выбор Первого концерта Чайковского для чемпионата мира по конькобежному спорту с известным пианистом и болельщиком Денисом Мацуевым, который много раз исполнял это произведение.
— Я всегда говорил, что надо взять было что-то из наших знаменитых классических шедевров — Чайковского, Рахманинова. Так что я с этим не то что согласен, а вы мне просто подняли настроение. Против «Катюши» я ничего не имел, это легендарная песня.
— «Катюша» была для Олимпийских игр, а здесь именно концерт решили использовать.
— А мы теперь будем на разных соревнованиях использовать разную мелодию, получается? Мы выбрали на конькобежный спорт концерт Чайковского, а завтра будет опять «Катюша» либо «Прощание славянки»? Это тоже нелогично, потому что если мы выбираем, то выбираем что-то одно. Нет более популярного классического произведения, которое знают в мире, чем концерт Чайковского. Скажем, в Японии это вообще как гимн, звучит везде, на каждом углу — в отелях, в аэропортах. Каждый, кто слышит эту музыку, безусловно, ассоциирует ее с Россией. Это самое важное.
— Вы бы предложили концерт на все соревнования?
— По-моему, это логично. Нет ничего более подходящего, чем Первый концерт Чайковского, абсолютно согласен.
Ранее президент Федерации хоккея России Владислав Третьяк высказался по поводу инициативы использовать песню «Катюша» вместо гимна России на ближайших крупных турнирах. «Катюша» — хорошая песня, но есть и спортивные песни, например, «Герои спорта». Там есть слова: «Нам победа нужна». Я всю жизнь выходил на лед под музыку из песни «Трус не играет в хоккей». На Олимпиаде в Пхенчхане мы выступали под олимпийским гимном», — сказал Третьяк.
Чемпионат мира по хоккею пройдет в конце мая в Риге. А вот чемпионат мира по фигурному катанию, например, уже в конце марта. Что было бы уместно на этих соревнованиях? Мы спросили заслуженного тренера России по фигурному катанию, чемпиона СССР Алексея Мишина:
— Я отдаю, конечно, приоритет Первому концерту. Величественно, мощно, серьезно — что, наверное, требуется для спорта высших достижений. Глинка, может быть, тоже отлично.
— Глинка, наверное, менее узнаваем, может быть, для масс будет, иностранцев, потому что Чайковский, конечно, больше ассоциируется с Россией.
— То есть вы бы хотели, чтобы что-то классическое играло?
— Не что-то классическое. Я думаю, то, что сразу приходит на ум, — это Первый концерт.
А вот чемпионка мира по легкой атлетике, телекомментатор Иоланда Чен говорит, что на соревнованиях ее воодушевляет исключительно гимн. Чемпионат мира по этому виду спорта намечен на середину лета:
Иоланда Чен чемпионка мира по легкой атлетике, телекомментатор «Я хочу слышать гимн. А если пока это невозможно, лучше в гордой тишине. Молчание — золото. Зачем эти трали-вали? Не нужно. Это, мне кажется, какое-то проявление непонятно чего, какой-то слабости».
В любом случае, чтобы будь то Первый концерт Чайковского, будь то «Катюша» зазвучали на соревнованиях, нашим спортсменам для начала нужно будет взойти на пьедестал.
Концерт Чайковского стал гимном России на Олимпиаде. В редакции бежавшего в США музыканта
Статья опубликована в газете под заголовком: «Концерт Чайковского стал гимном России на Олимпиаде»
В ближайшие два года Россия из-за санкций CAS выступит на крупных соревнованиях с альтернативным гимном — вступлением к концерту №1 Петра Чайковского. Этот вариант сегодня был утвержден МОК.
Композиция станет шестым гимном для отечественных спортсменов на олимпиадах. Первую нашу победу на Играх одержал еще в 1908 году Николай Панин-Коломенкин, который мог бы услышать «Боже, царя храни», хотя тогда практики исполнения гимна не было — да и исполнить его можно было разве что на граммофоне, патефоне или вживую. СССР появился на олимпиадах уже в момент, когда гимном была музыка Александрова — вместо «Интернационала».
В 1992 году гимном Объединенной команды СНГ был олимпийский гимн. Затем на несколько лет победы России сопровождала «Патриотическая песня» Глинки. К ней не успели утвердить слова, хотя уже был готов проект. В 2001 году нам вернули гимн Александрова, но с новыми словами Сергея Михалкова. Но в 2021-2022 годах его на олимпиадах мы не услышим.
Авторы идеи — конькобежцы, которые придумали его в последний момент
На замену временно пришел Первый концерт Чайковского — музыка, которая раньше часто исполнялась на крупных официальных мероприятиях. Любопытно: такую замену предложили сами российские спортсмены — если быть точным, конькобежцы. Исполнительный директор Союза конькобежцев России Варвара Барышева рассказала «СЭ», что музыка была «выбором команды» перед чемпионатом мира.
— Кто автор идеи? Петр Ильич Чайковский, — смеется Барышева. — Команда уже находилась в соревновательном «пузыре» в голландском Херенвене, и буквально перед стартом чемпионата мира мы среди прочих требований и комментариев узнали, что используемая в качестве гимна альтернативная музыка может быть предложена нами. Мы находились в постоянных консультациях с ОКР. И поскольку предложенная им «Катюша» на тот момент не прошла никаких освидетельствований на предмет ее применения, они не могли нам посоветовать. У нас была возможность сделать выбор. И наша комиссия спортсменов выбрала наиболее узнаваемую композицию, с прямым отсылом к нашей стране. Получается, решение, принятое в последний момент, оказалось верным.
— Но за отсылки к России «Катюшу» как раз и забанили.
— В общем, часто решения, принимаемые «на флажке», самые эффективные.
— Мы старались (смеется). Гимн России мог придумать Кулижников. Или Голикова с Фаткулиной на пару. Потом его же взяли себе фигуристы — и выиграли под Чайковского три золота из четырех на чемпионате мира. В общем, музыка для нас счастливая.
Американский след
Американский журналист Филип Херш, известный своей критикой российского фигурного катания, уже успел поиздеваться над выбором.
Интересно, что исполняют Первый концерт почти везде, в том числе и на последних спортивных мероприятиях, не в редакции Чайковского. С вариантами музыки связан небольшой скандал. Настоящий автор самого распространенного варианта произведения — Александр Зилоти, русский пианист. При жизни Чайковского он уговаривал мэтра внести в музыку изменения, но тот не согласился. Хотя за первую редакцию его наставник, Николай Рубинштейн, первоначально разнес Петра Ильича в пух и прах. Но позже смилостивился и исполнял произведение сам.
А вот Зилоти решил все проще — он опубликовал свой вариант после смерти Чайковского, и именно его взяло на вооружение большинство исполнителей. После революции в России Зилоти сопротивлялся большевикам, организовал забастовку в Мариинском театре. Его арестовали, но после беседы с Феликсом Дзержинским отпустили под обязательство отмечаться в советских органах. Зилоти предпочел бежать и обосновался в США. Большевики бы сказали — музыкальный Родченков. Если бы знали про существование Григория Михайловича.
Причем Зилоти в интервью New York Times (еще одно пересечение с беглым ученым) подчеркивал свою роль в создании новой редакции концерта. В письмах брату Чайковского Модесту он говорил, что Петр Ильич согласился на нововведения, хотя их личная переписка свидетельствует об обратном.
Впрочем, и сам Чайковский много путешествовал по миру. С Первым концертом он лично открывал легендарный Карнеги-холл в Нью-Йорке. Его же он играл и на последнем своем концерте в Петербурге — после которого пришел в гостиницу, попросил стакан воды. Поскольку вода была некипяченая, у композитора началась холера, от которой случились осложнения, закончившиеся летальным исходом.
МОК отверг «Катюшу», но в Чайковском отсыла к России не заметил
До Чайковского основным претендентом на замену гимна России была «Катюша» — но ее Международный олимпийский комитет не одобрил на основании того, что песня «ассоциируется с Россией». Правда, ни одного слова с этим корнем в песне нет — видимо, МОК на самом деле не понравились яблони и груши. Первый концерт Чайковского ассоциаций с нашей страной у чиновников не вызвал. Хотя большего патриота России, чем Чайковский, было не найти. Вот что писал он сам:
— Я не встречал человека, более меня влюбленного в матушку-Русь вообще и в ее великорусские части в особенности. Напрасно я пытался бы объяснить эту влюбленность теми или другими качествами русского народа. Качества эти, конечно, есть, но влюбленный человек любит не потому, что предмет его любви прельстил его своими добродетелями, — он любит потому, что такова его натура, потому, что он не может не любить. Вот почему меня глубоко возмущают те господа, которые готовы умирать с голоду в каком-нибудь уголке Парижа, которые с каким-то сладострастием ругают все русское и могут, не испытывая ни малейшего сожаления, прожить всю жизнь за границей на том основании, что в России удобств и комфорта меньше.
Теперь дело за российскими спортсменами. С Чайковским у наших уже четыре золота чемпионатов мира. На олимпиадах хотелось бы побольше. А если пойдут успехи — может, к этой музыке кто-нибудь и текст решит написать. Удивляться и так уже нечему.
Выделите ошибку в тексте
и нажмите ctrl + enter
Гимн России запретили, Чайковский вечен: прекрасные звуки под непонятную аббревиатуру
Олимпиада, гимнастика и дядя Саша
Вместо запрещенного Гимна России над всей Японией, над всем миром звучит Чайковский, его Первый концерт. Да, это нечеловеческая музыка.
Может, и к лучшему, что все теперь будут знать Чайковского. Какие прекрасные звуки, да еще когда наши с непонятной аббревиатурой ROC стоят на верхней ступеньке пьедестала почета. Стоят и гордятся, и радуются, и счастливы до слез.
Это просвещение, на самом деле, будто канал «Культура» пустился во все тяжкие. Первый концерт Чайковского объединил спорт, мир и сборную России, которую нельзя называть. Прекрасная замена гимна, великолепный композитор, мировая величина. Он и теперь живее всех живых, куда уж там товарищу Ленину. Чайковский — это наше все. Все проходящее: и допинг, и санкции, и отсутствие флага, а музыка вечна. Ведь так говорил Маэстро.
Моя бабушка курит трубку
На канале Матч ТВ зажигала Лидия Гавриловна Иванова, бабушка русской гимнастики. Это было зрелище неописуемое, не хуже того, что творили девчонки на помосте с их командной золотой медалью. Да, Лидия Гавриловна в огне!
Фото: Кадр из видео
Она — олимпийская чемпионка Рима в 1960-м, чемпионка мира, великая когда-то гимнастка. А мы, болельщики, знаем ее как бессменную супругу Валентина Козьмича Иванова, тоже олимпийского чемпиона, чемпиона Европы по футболу, торпедовца до мозга костей, великолепного тренера, ну, просто Козьмича!
И вот Лидия Гавриловна… Будто там, в зале, на очередных своих Играх соревнуется с этими девочками, прыгает, кувыркается и не может остановиться. Только теперь она комментатор. Да какой!
Она их так любит, наших девчонок, она для них лучшая в мире бабушка. И, конечно, разбирается в этом виде спорта как никто другой. Все нюансы, все ошибочки маленькие не уйдут от ее взора.
Но Лидия Гавриловна совсем не политкорректна, ни в коем случае. Она боготворит своих и ненавидит чужих, особенно американок, главных соперниц. Так мягко, нежно стелет и при этом: «Лучше бы она упала на голову!»
Это о Симоне Байлз, великой чемпионке США. Как она их обзывала, наша Лидия Гавриловна!
Да, сейчас это не «носят». Лидия Иванова будто попала в наше время откуда-то из «холодной войны», из журнала «Крокодил» с его Кукрыниксами. Впрочем, кто сказал «не носят»? Именно, что носят, да еще как, в нашем с вами 2021-м. Мы будто опять там, поэтому Лидия Гавриловна попала как никто другой.
Да, для комментатора это — too much, соперников надо уважать. Тем более если ты вещаешь на всю страну. Но Лидия Гавриловна не совсем комментатор, конечно. Она вроде бы из другой жизни, из своей молодости, но как актуальна! Восхищаться этой святой ненавистью не будем, но отдадим должное: она создала нам великую иллюзию спорта, соревнования, борьбы. Да, там всегда есть место благородству, но никакой политкорректности. Ее нет и быть не может. Мы просто обязаны были победить этих американок. И мы победили!
Дядя Саша Новиков
Безусловно, это первая звезда проекта «Три аккорда». Нет, он там не поет, ни с кем не соревнуется. Он только оценивает. Он — член жюри, но какой член!
Фото: Кадр из видео
Поймал себя на мысли: вот только и жду, что же после каждого исполнения скажет дядя Саша Новиков? А он, конечно, скажет. Все его оценки, выступления парадоксальны, глубоки, умны. Человек знает историю практически каждой песни в контексте данного жанра.
Человек сам по себе не промах. Он в большом авторитете, да. В свое время ему дали десять лет непонятно за что. Одни говорят — за продажу государственной аппаратуры и наклеивание на нее иностранных лейблов, а сам он считает, что только за песни. Уж какие песни! Оттрубил на зоне шесть лет от звонка до звонка, пока Горбачев собственным указом его не освободил. Практически как Сахарова. Вот так. Да, бывалый дядя, мощный старик, хлебнул несвободы.
На самом деле как бард — ничего особенного. Есть две-три песни, может быть, а остальные… Как одна, длинная, заунывная. Но это дело вкуса.
Он сам по себе хорош, дядя Саша. И вообще дядька классный. Без него, наверное, «Три аккорда» бы не прошли, не состоялись.
Дядя Саша — мощный человек, и спорить с ним я никому бы не посоветовал. Уж если он скажет «к маме», значит, к маме. Если скажет, что песня — говно, значит, так оно и есть. И не перечить мне тут. Вот он поставил вердикт Евгению Дятлову, другой звезде, но не такой большой, как дядя Саша: «Не пойте больше песню Розенбаума про еврейского портного». И уверен: Дятлов никогда ее не будет петь. Потому что страшно.
У дяди Саши есть один, но маленький недостаток, весьма простительный. Для него не существует женщин старше пятидесяти. Если он видит такую тетю, то обязательно ее забракует, будьте уверены. Все женщины для дяди Саши начинаются с 20 и заканчиваются 30 с небольшим хвостиком. Остальные — не в масть. Он, конечно, как умный человек борется с самим собой изо всех сил, но ничего с этим поделать не может. Вот так уж устроен человек. Одна, но пламенная страсть все портит? Ничего подобного! Дядя Саша в «Трех аккордах» настолько хорош, что эти маленькие недостатки — лишь продолжение его больших достоинств. Потому что он главная звезда этой программы. А звезда себе может позволить все.
«Только выиграли от этого»: МОК разрешил российским спортсменам использовать фрагмент концерта Чайковского вместо гимна
«Музыка одобрена МОК для ОКР и может быть использована для всех чемпионатов мира»
В четверг, 22 апреля, российские спортсмены узнали, какая композиция в ближайшее время будет исполняться в честь их побед на Олимпийских играх и чемпионатах мира. В службе информации ОКР сообщили, что МОК одобрил использование в этом качестве фрагмента из Первого концерта для фортепиано с оркестром Петра Ильича Чайковского.
В Международном олимпийском комитете подтвердили, что эта музыка будет теперь звучать на всех торжественных процедурах с участием отечественных атлетов.
«Музыка одобрена МОК для Олимпийского комитета России (ОКР) и может быть использована для всех чемпионатов мира. На альтернативной основе международные федерации могут использовать их собственный гимн, если это необходимо», — приводит слова пресс-службы комитета «Р-Спорт».
В конце 2020-го Спортивный арбитражный суд (CAS) запретил российским атлетам в ближайшие два года выступать под флагом и с гимном РФ. Вместо гимна страны ОКР в январе предложил исполнять известную песню военных лет «Катюша», однако CAS спустя два месяца запретил использование данной композиции, поскольку она якобы напрямую ассоциируется с Россией.
Что касается фрагмента из Первого концерта для фортепиано с оркестром П.И. Чайковского, то он уже звучал в честь побед россиян на чемпионатах мира по конькобежному спорту и шорт-треку в феврале и марте. Его же болельщики могли услышать во время первенства планеты по фигурному катанию в апреле. На других соревнованиях, например на ЧМ по лыжным видам спорта в Германии, организаторы включали гимн FIS.
«Во всём мире отлично знают эту музыку»
Решение МОК в России в основном встретили с одобрением. Так, олимпийская чемпионка по конькобежному спорту, а в настоящий момент депутат Госдумы Светлана Журова отметила, что члены Международного олимпийского комитета расписались бы в отсутствии культуры, если бы запретили и этот вариант.
«Первый концерт Чайковского — мировое достояние, а не принадлежит только России, хотя, несомненно, ассоциируется с русскими. Думаю, в наш адрес и даже в адрес МОК снова полетят какие-то копья, раз они это согласовали. Опять назовут фарсом, как было с нашей формой. Утверждение 1-го концерта Чайковского — это не то чтобы победа, но лучшее, что можно было выжать из решения CAS», — приводит слова Журовой «Р-Спорт».
В свою очередь, почётный президент ОКР Александр Жуков назвал решение МОК «приятной новостью». По его словам, 1-й концерт Чайковского хорошо звучал на недавнем первенстве планеты по фигурному катанию.
«Во всём мире отлично знают эту музыку, будет понятно, в честь какой страны она исполняется», — заявил Жуков.
А известный комментатор Дмитрий Губерниев предположил, что великое произведение даже заставит «злиться наших недругов».
«Чайковский — всемирно известный русский композитор, и это прекрасное решение. Я его только приветствую. Ассоциация с нашей страной при прослушивании этой музыки в любом случае будет возникать, символика наша тоже будет присутствовать… Главное, чтобы Олимпийские игры состоялись и не было никаких разговоров», — цитирует журналиста «Чемпионат».
Наконец, легендарный тренер по фигурному катанию Татьяна Тарасова напомнила, что первой предложила использовать фрагмент концерта Чайковского в качестве замены гимна для российских спортсменов. По её мнению, данную композицию в мире знают даже лучше, чем гимн страны.
Впрочем, вердиктом МОК остались довольны далеко не все. Например, трёхкратная олимпийская чемпионка по фигурному катанию Ирина Роднина подчеркнула, что гимн отечественным атлетам не заменит ничто.
«Гимн есть гимн! Олимпийский комитет старается тактично выйти из ситуации, в которую их поставило WADA. Но обсуждать надо не это, а результаты и победы», — приводит слова Родниной «Спорт-Экспресс».
Разделил точку зрения прославленной спортсменки и её коллега по Госдуме Игорь Лебедев. По его словам, необходимость после побед на международных соревнованиях прослушивать постороннюю композицию унижает россиян.
«Наш спортсмен будет стоять на пьедестале почёта, а два его соперника будут слушать свой гимн, а он — музыку из балета, или «Катюшу», или, не дай бог, чечётку. Всё это унижает. В первую очередь унижает достоинство спортсмена и страны. Но другого выхода у нас нет, суд это принял. Что согласовали, то и согласовали. Для нас главное — участие и хороший результат, а какая там будет мелодия, просто плевать, хоть со смартфона включите. Главное — увидеть наших спортсменов на пьедестале почёта», — заявил депутат.
«Нет ни одного человека на планете Земля, который хотя бы раз в жизни не слушал эту легендарную музыку»
Среди людей искусства мнения касательно выбора 1-го концерта Чайковского также разделились. Но большинство всё-таки поддержало его. Так, известный пианист Денис Мацуев, как и Тарасова, признался, что ещё до обсуждения «Катюши» предлагал данный вариант.
«В некоторых странах, таких как Япония и Китай, доходит до того, что первая часть концерта является культовой. Думаю, нет ни одного человека на планете Земля, который хотя бы раз в жизни не слушал эту легендарную музыку», — объяснил Мацуев.
Однако пианист считает, что прежде чем использовать композицию на церемониях награждения международных спортивных мероприятий, её необходимо доработать, чтобы она приобрела завершённость.
«Я бы сделал более правильную купюру, нежели та, которая играла на чемпионате мира по фигурному катанию. Не знаю точный хронометраж, сколько должен звучать гимн, но тот вариант выглядел не совсем оконченным, думаю, его нужно ещё доработать. Концерт Чайковского полностью длится 35 минут, мы понимаем, что речь идёт о главной теме, но есть некая незавершённость, кусок взят не совсем профессионально», — добавил Мацуев.
В свою очередь, актёр и музыкант Михаил Боярский назвал Чайковского гениальным композитором и подчеркнул, что Россия только выиграла от такого вердикта МОК.
«Замечательно… В любом случае его музыка намного лучше, чем какая-то другая. Мы только выиграли от этого. Почему? Музыка гениальная, ответ простой. По сравнению с другими, Чайковский — это божественная музыка. Всё остальное — так, земные подделки», — отметил Боярский.
А по мнению певца Льва Лещенко, произведение легендарного композитора во всём мире известно гораздо больше, чем гимн СССР.
«Оно очень величественное и патриотичное. Мне не обидно, что не сыграет гимн. Его уже не будет, надо с этим смириться. Но его замена абсолютно достойная», — заметил Лещенко.
Однако нашлись и те, кто не одобрил выбор Международного олимпийского комитета. В частности, по словам известного композитора Юрия Лозы, данный фрагмент при всём желании невозможно напевать.
«Полная ерунда! Нужно же рот открывать хоть подо что-то. Хорошо, Чайковского взяли. Но надо к нему слова подобрать какие-нибудь. Нужно трёх-четырёх поэтов посадить, чтобы они написали текст. Необязательно упоминать Россию. Просто «Славься, страна», — подытожил Лоза.