какое произведение булгаков посвятил своей жене елене булгаковой
Мастер и Маргариты: кто был главной женщиной в жизни Булгакова
Культовый роман «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова, чей 130-летний юбилей будет отмечаться в России 18 мая, завораживает своей историей любви. Ни у кого не возникало сомнений, что прообразом Мастера был сам автор.
А вот кто стал Маргаритой? Всего у писателя было три главных музы, и каждая из них, несомненно, повлияла на его творчество…
Девушка из высшего общества
Его романы всегда были стремительными и сопровождались бурным обсуждением в обществе. Первой женой Михаила Булгакова стала потомственная дворянка Татьяна Лаппа. Она родилась и выросла в Саратове, а с Булгаковым познакомилась в Киеве, куда приехала погостить к своей тёте. Та дружила с матерью будущего писателя, и гимназисту Мише, коренному киевлянину, было поручено показать юной гостье город. Прогулки закончилась взаимной влюблённостью, которую одинаково не одобрили родители обоих. Они считали, что их дети сначала должны получить образование и встать на ноги. Но всё получилось иначе.
Едва окончив гимназию, Татьяна вернулась в Киев. Поступила на историко-филологическое отделение Высших женских курсов Фребелевского института. И с Булгаковым с тех пор они были практически неразлучны.
Образ жизни молодой пары приводил в ужас их родственников. Ещё до венчания они жили вместе на съёмной квартире, ездили в театры, рестораны, проматывали деньги, которые Татьяне присылал на содержание отец. В конце концов, родители настояли на венчании, но молодые продемонстрировали полное пренебрежение к традициям. Ещё до свадьбы Татьяна сделала аборт. На церемонию пришла без фаты, в полотняной юбке и блузке, которую купила ей мама. А после свадьбы забросила учёбу – теперь Татьяна была готова всецело посвятить себя мужу.
Во время Первой мировой войны они вместе отправились на фронт. Она была сестрой милосердия, он служил хирургом.
Потом Булгакова направили земским врачом в Смоленскую губернию. Работа была тяжёлой, а годы – голодными. Михаил Афанасьевич ложился спать и мечтал только о том, чтобы среди ночи его не разбудили принимать очередные роды. А потом им пришлось пережить ещё одно испытание – будущий писатель пристрастился к морфию. Как раз в это время Татьяна забеременела, и он настоял на аборте: «Я сам врач и знаю, какие дети бывают у морфинистов».
Несколько лет совместной жизни превратились в настоящий ад: Татьяна плакала, грозила покончить жизнь самоубийством, молилась. И случилось чудо – Булгаков постепенно отказался от морфия и увлёкся литературным творчеством.
Но это и разделило их с Татьяной. Возможно, Булгакову казалось, что жена – недостаточно тонкая натура, чтобы его понять. Он зачитывал ей первые главы своей «Белой гвардии». А вскоре книга вышла целиком. Но была посвящена уже другой женщине…
Реальная Любовь
С Любовью Белозёрской они встретились на званом вечере по случаю возвращения из эмиграции Алексея Толстого. Сама Белозёрская тоже только что вернулась из-за границы. Дочь дипломата, блестяще образованная, она знала несколько языков, училась в частной балетной школе, танцевала в парижском мюзик-холле, знала весь цвет российской эмиграции. Незадолго до возвращения она развелась со своим мужем, известным фельетонистом Василевским, который изводил её своей ревностью, и искала того, кто смог бы снова составить её счастье.
Булгаков мало подходил на эту роль. Когда он появился на том вечере в жёлтых лаковых ботинках, Белозёрская пренебрежительно назвала их цыплячьими. «Если бы надушенная дама, только что приехавшая из-за границы, знала, с каким трудом мне достались эти ботинки, она бы так о них не отзывалась», – обиженно ответил писатель.
Однако вскоре они уже задушевно беседовали, а через несколько месяцев после знакомства поженились.
Любовь Евгеньевна сильно отличалась от первой жены Булгакова Татьяны. Она принимала самое активное участие в его литературной деятельности: помогала с рукописями, переводами и даже сюжетами. Именно её воспоминания легли в основу пьесы об эмигрантах «Бег».
Но вместе с тем Белозёрская не была готова полностью раствориться в жизни мужа. Михаила Афанасьевича не раз терзал вопрос: любила ли она его по-настоящему или просто удачно «приспособилась»? Любовь Евгеньевна вела привычный светский образ жизни: устраивала посиделки на кухне с друзьями, где выпивали и спорили об искусстве. А в соседней комнате Булгаков пытался сосредоточиться и писать. Однажды он не выдержал и сказал жене: «Даже Достоевский не работал в таких условиях!». «Но ты-то не Достоевский!» – парировала она.
Впрочем, очень скоро в его жизни появилась та, которая считала его настоящим гением. И эта встреча перевернула всё.
Елена прекрасная
Елена Шиловская принадлежала к тому типу женщин, который называют роковым. Где бы она ни появлялась, она всё время становилась центром внимания. Елена родилась в Риге, в готическом особняке, в семье богатого и известного человека Сергея Нюренберга. Он был большом поклонником театра, писал пьесы и организовал Театр русской драмы. Елена выросла в возвышенной атмосфере и получила прекрасное образование. Когда ей было девятнадцать, к ней посватался поручик Бокшанский, но девушка уговорила его жениться на её старшей сестре Ольге.
Впрочем, вскоре она тоже отправилась под венец вместе с военным офицером Юрием Неёловым. Познакомились они не при самых приятных обстоятельствах – на похоронах его отца, актёра Мамонта Дальского. Юрий рассказал Елене страшную историю гибели Дальского: он попал под колёса трамвая. Позже этот эпизод появится в романе «Мастер и Маргарита», а сама Елена станет прототипом главной героини.
Впрочем, до того как стать музой писателя, она успела дважды побывать замужем. Вторым мужем Елены стал военный деятель Евгений Шиловский, в подчинении которого оказался Неёлов. Увидев Елену однажды, он не смог справиться со вспыхнувшей страстью и попросту увёл её из семьи. Двое сыновей, дом – полная чаша, целый штат прислуги – у Елены было всё, чтобы она могла просто наслаждаться жизнью. Но чего-то не хватало. Когда няня занималась детьми, она часто гуляла в одиночестве, пытаясь заглушить ощущение скуки и пустоты. Точь-в-точь как булгаковская Маргарита. Настоящей отдушиной Елены Шиловской был театр. Там она и увидела однажды пьесу «Дни Турбиных» и с тех пор мечтала познакомиться с автором.
На масленичный вечер в феврале 1929 года она пошла только потому, что увидела фамилию Булгакова в списке приглашённых. Их посадили рядом, на рукаве шёлкового платья Шиловской развязалась завязочка, и она кокетливо попросила писателя её завязать. Позже Булгаков вспоминал, что именно этой завязочкой она как будто навсегда его к себе привязала.
Хотя поначалу они пытались просто дружить. Однажды Булгаков получил гонорар и пригласил Елену Сергеевну на кружку пива. Закуской было варёное яйцо. Всё это мало походило на мир роскоши и деликатесов, к которому она привыкла. Но зато никогда ещё ей не было так весело.
Мастер и Тася-Маргарита
Поцелуй в Купеческом саду
Пророческой окажется пьеска, как все у него. Они и проживут так все 11 лет, укладываясь и на полу, и на столе, и на голой земле.
Молодожены предвоенного года
Трижды спасенный любовью
Они распрощались на пристани в Батуми. Его шатало от голода, небо было как «огромная портянка», но он верил: хоть в трюме, хоть зайцем, но уплывет в Стамбул. И добавлял: «Но ты не беспокойся, я тебя выпишу». Она же, продав последнюю стоящую вещь, кожаный отцовский баул, уплыла в Одессу, потом поездом, в Москву. Обокрали, конечно! Довезла лишь подушку от матери Булгакова.
Комната без солнца
Да, через год его настигнет слава и ровно через год он разойдется с Тасей.
Чужое посвящение
Был женат трижды. От Таси ушел к Любе Белосельской-Белозерской, которую Ильф и Петров ядовито звали «Белорусско-Балтийской», а он называл: «Любан», «Банга», «Топсон», «Нанси». Познакомится на приеме с иностранцами, подсядет к роялю, наиграет вальс из «Фауста». Люба, как раз искавшая себе уже третьего мужа, отметит: у этого «лицо больших возможностей», вылитый Шаляпин.
«Лисичка» и ее антипод
Восемь лет проживет он с Любой, но уже через год напишет в дневнике: «При всяком ли она приспособилась бы так же уютно, или это избирательно для меня?» Обидел его «Достоевский». Телефон в кабинете висел над рабочим столом, и когда Люба, нависая над его головой, заболталась как-то с подругой, он упрекнул ее: «Ведь я работаю, Люба!» Ты, дескать, мешаешь. В ответ услышал: «Ничего, ты не Достоевский!»
Елена Шиловская (она уже встречалась с ним), возмущенно рассказывала потом, что он бледнел, даже вспоминая об этом. Неудивительно, что когда финансовая катастрофа разразилась, когда он впервые обратился к Сталину (и тот спасет его, устроит в театр), семья его тихо распалась. Но, удивительно, черты Любы будут искать и даже находить в Маргарите.
Точь-в-точь про наш «случай» сказала!
Память о белой карете
Тася, Татьяна Николаевна Лаппа, уехала из Москвы, из подвала своего, в 1936-м, когда после третьего брака Булгакова прошло три года, когда надежд уже не было. Ни разу не дала ему знать о себе, отгородилась от всех, решила никогда и ничего не рассказывать: ни про белую карету, в которой ехали по Киеву после венчания, ни про единственную пощечину, которую влепила ему незадолго до развода. Уехала в Черемхово, под Иркутск, к врачу-педиатру Саше Крешкову из их давней с Мишей компании. Крешков давно звал замуж. Везла в Сибирь (декабристка!) письма Миши, фотографии, черновики его да переписанную от руки статью о нем в 8-м томе Советской энциклопедии. Отдельные тома не продавались, а всю энциклопедию купить было не по деньгам.
Через несколько лет распишется с Давидом Кисельгофом, тоже из общей с Мишей компании, из их молодости. Обоим было уже под 50, они уедут в Туапсе, где у Черного моря она и похоронит Давида. А 10 апреля 1982-го соседи заметят дым, выползавший из-под ее двери. Когда взломают квартиру, увидят прогоревшую на плите кастрюлю. И рядом, у батареи, в лужице крови, Тасю.
(Из воспоминаний Сергея Ермолинского)
Мастер в романе, выйдя из дома для умалишенных, тоже помните, шепнет своей Маргарите: «Поздно. Ничего больше не хочу, кроме того, чтобы видеть тебя. Бедная, бедная. «
Трижды три судьбы о женах м. булгакова
Три жены было у Михаила Булгакова. При чем для первой жены он был первым мужем, для второй – вторым, для третей – третьим. А у каждой из жен в жизни было трое мужчин, три судьбоносные встречи.
«СОЧИНЯЛИ МЫ И ОЧЕНЬ ВЕСЕЛИЛИСЬ»
На вечере, устроенном в Москве редакцией «Накануне», Белозерская познакомилась с Булгаковым. Она обратила внимание на его ярко желтые ботинки и сразу вслух назвала их цыплячьими. Сначала Булгаков обиделся, но потом их сблизили задушевные, откровенные беседы.
Жизненные впечатления Любови Евгеньевны послужили бесценным материалом для писателя. По её воспоминаньям, сочиняли они вместе и при этом очень веселились.
Наступило время, когда произведения Булгакова попали под запрет, в газетах его ругали, на работу не брали. Он начал сходить с ума: боялся темноты, сырости, боялся выходить из дому. Жена светская львица со своей неукротимой энергией и шумным весельем начала его раздражать. Он встретил другую женщину.
РОДИТЕЛЬСКИЙ ДОМ.
Елена Сергеевна Нюренберг родилась в готическом особняке, украшенном многочисленными изваяниями, с рельефом головы дьявола над окнами квартиры. Отец её, богатый и известный в Риге человек, увлекался театром. Дети, которых в семье было четверо, сами ставили домашние спектакли. Атмосфера была вроде бы дружная и творческая. Но Елена Сергеевна почему-то не любила вспоминать детские годы. Когда её мать в старости опасно заболела, она заставила медсестру ввести ей смертельную дозу морфия…
В 1915 году семейство переехало в Москву. Елена вышла замуж за Юрия Неелова, сына знаменитого актера Мамонта Дальского. Муж служил адъютантом командующего 16 армией Евгения Шиловского. Шиловский с первого взгляда влюбился в жену своего подчиненного. Последовал бурный роман, развод и повторное венчание, разрешение на которое давал сам патриарх.
ЖЕНА ОТВЕТСТВЕННОГО РАБОТНИКА.
У неё был роскошный дом и целый штат вышколенной прислуги. У неё был красивый, любящий муж, которому покровительствовал сам маршал Тухачевский.
Своей сестре она писала: «Ты знаешь, как я люблю Женей моих (мужа и старшего сына звали одинокого), что для меня значит мой малыш, но всё-таки чувствую, что тихая семейная жизнь не совсем по мне».
Тихая семейная жизнь закончилась в тот день, когда однажды в гостях она встретила Булгакова. Попросила завязать ей распустившийся шнурок на рукаве. И навсегда привязала к себе мужчину…
Шиловский, узнав о романе, грозил пристрелить обоих, клялся, что в случае развода не отдаст детей. Однако ему пришлось смириться. Детей они поделили: старший остался с отцом, а младший (про которого говорили, что он от Тухачевского) переехал в новую семью.
Тайны трёх жен Михаила Булгакова: «первая», «забытая», «знаменитая»
Татьяна спасла писателя от наркозависимости, Любовь повлияла на создание «Бега», Елена стала музой
В библиотеке-читальне имени Тургенева состоялась лекция, посвящённая трём женам Михаила Булгакова. Каждая из них оставила неизгладимый след в жизни писателя, и каждая была интересной и яркой личностью. Свой рассказ сотрудник музея Булгакова и главный хранитель Фонда писателя Елена Алёхина начала с фотографии трёх жён писателя. Алёхина называет спутниц автора «Мастера и Маргариты»: «Первая жена, забытая жена и знаменитая жена».
Впрочем, мать будущего писателя, хоть и хорошо относилась к Татьяне, была против этого брака. Она считала, что сначала мальчик должен окончить университет, получить специальность и встать на ноги, а потом можно и жениться. Но Булгаков категорически настаивал на своём. До венчания Тася забеременела и сделала аборт. Впоследствии она говорила, что никогда не хотела иметь ребёнка. У Булгакова так никогда и не было своих детей.
В апреле 1913 года Булгаков и Тася обвенчались. Вот на экране появляется фото дома в Киеве, в котором они жили, по адресу Андреевский спуск, 13. Сейчас там музей Булгакова. Михаил Афанасьевич этот дом очень любил, описав его в романе «Белая гвардия» и пьесе «Дни Турбиных». Первый год молодожёнов прошёл в розовом цвете, а дальше началась Первая мировая война. Булгаков, студент медицинского факультета Киевского императорского университета святого Владимира, сразу же стал работать вместе с женой – он братом милосердия, а она сестрой милосердия в эвакуационном госпитале, патронессой которого была мама Татьяны Николаевны. Вскоре госпиталь перевели ближе к линии фронта, и Булгаков оказался на Юго-западном фронте военным врачом. Татьяна ему ассистировала. Интересно, что все три жены Булгакова в годы Первой мировой были сёстрами милосердия.
Дважды Тася спасла его от смерти. Первый раз от наркозависимости. Своё состояние в тот момент Булгаков описал в автобиографическом рассказе «Морфий». Однако, если герой рассказа доктор Поляков скончался от передозировки морфия, то морфинист Булгаков выжил. Ему пришлось принять первую дозу морфия не по своей воле, но после неё понеслось. Наркозависимость заставила Булгакова написать заявление об отчислении и в самом начале 1918 года он проездом через Москву вернулся в Киев. Именно там Татьяна Николаевна вытаскивала его из состояния морфинизма.
Между тем власть в Киеве сменялась с катастрофической быстротой: Скоропадский, белые, Петлюра, красные. Булгаков получил назначение на Кавказ в Белую армию, где служил половину 1919-го и часть 1920 года военным врачом. Прослужил он недолго и очень быстро схватил тиф. В это время белые отступали с Северного Кавказа под натиском большевиков. Алехина отмечает, что Булгаков находился в бредовом состоянии, с температурой под сорок два, но Татьяна всё равно собиралась с ним ехать. Однако коллега Булгакова, другой военный врач, сказал ей, что «если, мадам, вы хотите, чтобы ваш муж через десять вёрст умер, тогда поехали». Татьяна осталась с мужем во Владикавказе и никуда его не повезла. Выходила его из этого тифозного состояния. Так она его второй раз спасла.
Первая супруга Булгакова во многом помогала ему перенести голод и холод начала 1920-х, когда они жили в первой московской квартире писателя на Большой Садовой, 10. Спасались как могли. Выручила золотая цепочка, которую родители Таси подарили ей на свадьбу. Как выражалась Тася, «цепочку съели». Татьяна Николаевна откусывала от этой золотой цепочки сколько-то звеньев, несла в скупку и на эти деньги довольно долго жили.
В 1924 году они разошлись, но какое-то время Булгаков помогал ей материально. А когда в 1925 году Булгаков с радостью принёс Татьяне начало своего романа «Белая гвардия», опубликованного в журнале «Россия», и она увидела, что роман посвящен другой женщине – Любови Белозерской, то впала в бешенство и изорвала этот журнал.
Тем не менее Булгаков не забыл Тасю, которая после развода с ним ещё дважды выходила замуж. Сначала за врача Александра Крешкова. Вместе с ним она уехала в Сибирь. О смерти Булгакова Татьяна Николаевна узнала из газет. Уже после похорон она приехала в Москву, где встретилась с вдовой Булгакова Еленой Сергеевной и его сёстрами. Все ей рассказали, что перед смертью Михаил Афанасьевич её звал и очень хотел, чтобы она приехала.
— Когда она вернулась в Сибирь, то узнала, что Александр Крешков уничтожил всё, что у неё было булгаковское: фотографии, письма, документы. Татьяна Николаевна уже пятнадцать лет не была женою Булгакова, а ревность, видимо, сидела.
Татьяна Николаевна умерла в 1982 году в возрасте девяноста лет. Незадолго до смерти она успела наговорить свои воспоминания московскому булгаковеду Леониду Паршину. Они стали ценнейшим источником о Булгакове. Долгожительницей оказалась и вторая жена писателя – Любовь Белозерская.
Булгаков познакомился с ней в начале 1924 года на вечере, который московские писатели устроили в честь приезда Алексея Николаевича Толстого из эмиграции. Из эмиграции вернулась и Белозерская, которая к тому моменту уже рассталась со своим первым мужем, фельетонистом Ильёй Василевским.
Любовь Евгеньевна приехала из-за границы модно одетая. А Булгаков был в довольно странном виде, как Белозерская его описывает: «Он был в поддевке без пояса и на нём были лаковые ботинки – чёрное с жёлтым». Белозерская назвала их цыплячьими. Булгаков очень обиделся и сказал, что «если бы надушенная дама, только что приехавшая из-за границы, знала, с каким трудом мне достались эти ботинки, она бы так о них не отзывалась».
На основе рассказов Белозерской об эмигрантской жизни, как считает Алёхина, Булгаков написал свою пьесу «Бег». Например, вспомним сцену, когда генерал Чернота, взбесившись от завываний муэдзина, призывавшего правоверных на молитву, выхватывает револьвер и стреляет в воздух с воплями: «Проклятый город!» – похожую реакцию Белозерская наблюдала у Василевского, ненавидевшего Константинополь. Кроме того, Белозерская указывает, что именно мемуары генерала Якова Александровича Слащева явились базой для этой пьесы, и Слащёв стал прообразом генерала Хлудова.
Любови Евгеньевне посвящены роман «Белая гвардия», пьеса «Кабала святош» («Мольер»), «Бег» и ещё несколько произведений. Алёхина отмечает, что именно на годы жизни с Белозерской приходится расцвет булгаковского творчества. В середине 1920-х выходят «Дьяволиада», повесть «Роковые яйца», публикуется, правда не полностью, роман «Белая гвардия». Булгаков по заказу Художественного театра делает инсценировку романа, и рождается пьеса «Дни Турбиных». В отличие от первой жены Булгакова, Белозерская участвует в его литературной работе. Любовь Евгеньевна, прекрасно знавшая французский язык, помогала ему работать над «Мольером», отчитывая в библиотеке франкоязычные источники, делая конспекты.
Наконец, Белозерская была свидетельницей телефонного разговора Булгакова со Сталиным в 1930 году. Годом ранее, в 1929 году, одномоментно запрещаются все булгаковские произведения. Его изгоняют из МХАТа, где он был ассистентом режиссёра.
Любовь Евгеньевна слушала этот разговор по отводной трубке. Она записала его в своих воспоминаниях до запятой. Пересказал Булгаков беседу с вождём и своей третьей жене Елене Сергеевне, на которой женился буквально через два дня после развода с Белозерской.
Любовь Белозерская больше никогда не выходила замуж, детей у неё не было. Она работала в издательстве «Художественная литература», «Советская энциклопедия», в редакции «Литературной газеты». Она редактировала собрание сочинений Викентия Вересаева. До 1956 года Любовь Евгеньевна работала при академике Тарле. Она прожила до 92 лет. Вот её фотография в доме на Пироговке за несколько лет до смерти. Именно в этот дом в 1932 году Булгаков привёл Елену Сергеевну.
— Каким образом они жили месяца два-три втроём, я сказать не могу, – рассуждает Елена Алёхина. – В конечном итоге в этом доме Булгаков снял для Белозерской другую квартиру. Её отремонтировали, сначала Булгаков её оплачивал. В этой однокомнатной квартире на Пироговке, 35, Любовь Евгеньевна прожила до конца своих дней. Скончалась она в 1987 году.
И для Булгакова, и для Елены Сергеевны это был третий брак. Отец жены Булгакова Сергей Маркович Нюренберг был большим поклонником театра. Сам писал пьесы и организовал в Риге Театр русской драмы. Театралкой стала сестра Елены Сергеевны Ольга. Она с 1918 года служила в МХАТе, впоследствии была секретарём Владимира Немировича-Данченко. Ольга и рассказала своей младшей сестре Елене о молодом Булгакове. Елена Сергеевна видела спектакль «Дни Турбиных» и очень хотела познакомиться с этим молодым драматургом. В 1929 году они встретились у общих знакомых. Причём Елена Сергеевна не хотела приходить, но её завлекли тем, что будет в гостях Булгаков. За столом они оказались рядом.
— Она была в шёлковом платье, и на рукаве у неё развязалась завязочка этого платья, – говорит Елена Алёхина. – Она попросила своего соседа по столу Михаила Афанасиевича завязать ей эту завязочку, одной рукой она сделать этого не могла. Булгаков потом говорил, что завязочку он завязал, но на всю жизнь она привязала его этой завязочкой к себе.
Елена Сергеевна говорила: «Мы обвенчались в ЗАГСе». В тот день у Булгакова во МХАТе была репетиция. Он написал режиссёру записку, что просит отпустить его сегодня пораньше, потому что сегодня у него «венчание в ЗАГСе». С октября 1932 года до смерти Булгакова в 1940 они прожили вместе.
Этому «венчанию» предшествовал тяжёлый развод Елены Сергеевны с известным военным деятелем Евгением Шиловским. Тот даже грозил самоубийством. Дело в итоге разрешили миром. Детей поделили между собой: старший остался с отцом, а младший, Сергей, с матерью. По словам Алёхиной, Серёжу Шиловского Булгаков воспитал как своего сына. У них были очень тёплые отношения, и Булгаков многому его научил. Серёжа звал его Потапом.
— Елена Сергеевна полностью вошла в литературную работу Булгакова, – говорит исследовательница. – Она всё печатала на машинке. Если Булгаков свои рукописи уничтожал, то она собирала каждую бумажку, благодаря чему сохранилась значительная часть архива Булгакова. Сохранились её дневники с 1932 года и до конца жизни Булгакова.
Интересно, что Елена Сергеевна уже в 1960-е годы переписала свой дневник. Отредактированный вариант был издан при её жизни. Таким образом мы имеем уникальный документ под названием «Дневник Елены Сергеевны Булгаковой» – тот, который она писала в реальности по ходу событий, и тот, который она переписала под конец своей жизни.
— Этот документ абсолютно безэмоциональный. Она пишет в основном назывными фразами, очень кратко, выдержано. Редко встречаются всплески. Очень тактичное отношение даже к недругам. Тем не менее, она очень чётко фиксировала все события в жизни Булгакова по дням, даже по часам, – отмечает Алёхина.
Ещё одним источником информации служат письма Булгакова к ней летом 1938 года. В них он подробно пишет о работе над романом «Мастер и Маргарита». Роман Булгаков начал писать в 1929 году. У него было несколько редакций. Первую он уничтожил. Были разные названия, вставлялись последующие сюжеты. В октябре 1937 года Елена Сергеевна фиксирует в дневнике название романа – «Мастер и Маргарита». В 1937 году Булгаков нарисовал слово «Конец». А в 1938 году, когда Елена Сергеевна с сыном Серёжей уехала в Лебедянь, Булгаков взялся за переделку этого романа. Печатала его сестра Елены Сергеевны Ольга Бокшанская. 24 июля 1938 года заканчивается печать последней редакции романа. Потом Булгаков начал его редактировать, но последнюю версию закончить не успел.
Булгаков скончался на руках у Елены Сергеевны 10 марта 1940 года в возрасте 48 лет. До конца дней вдова писателя сделала всё, чтобы память о нём осталась навсегда. Символично, что она умерла в 1970 году, через день после просмотра фильма по пьесе Булгакова «Бег».