какое программное обеспечение необходимо для преподавания данной темы согласно стандарту образования
Какое программное обеспечение необходимо для преподавания данной темы согласно стандарту образования
1 Основные понятия для составления тезауруса:
мультимедиа;
компьютерная презентация;
слайд.
2 Ответьте на следующие методические вопросы:
1. Опишите технологию создания презентации.
2. Сформулируйте итоговое задание на создание презентации, включающей анимацию, звуковое сопровождение, управляющие кнопки, гиперссылки и др.
3. Какое программное обеспечение необходимо для преподавания данного ССК согласно стандарту образования?
4. С каким аппаратным обеспечением необходимо познакомить учащихся при изучении данного ССК?
5. Разработайте варианты реализации метода проектов при изучении данного ССК.
3. Ответьте на следующие содержательные вопросы:
1. Приведите примеры информационных объектов.
2. Связи между разнородными информационными объектами в электронном виде организуются с помощью …
3. Объясните происхождение термина «презентация».
4. Перечислите структурные элементы слайда.
5. Какое понятие шире: «Мультимедиа», «Гипермедиа», «Гипер- текст»? Обоснуйте ответ.
6. Сформулируйте требования к презентациям.
4. Решите следующие задачи:
1. Создайте гипертекстовую модель приведенного ниже сообщения и представьте ее в виде графической схемы со связями.
«Понятие «Мультимедиа» относится к технологии, програм- мам и аппаратному обеспечению. Под технологией мультимедиа по- нимается рассмотрение методов и приемов работы с текстами, числами, изображением, звуком, анимацией в рамках единого проекта. Мультимедийные программы позволяют обрабатывать разнородные информационные объекты и создавать целостный информационный продукт. В состав мультимедийного компьютера должны входить устройства для ввода, обработки и вывода мультимедийного информационного продукта».
Указания к выполнению: обведите фрагменты текста и пронумеруйте их, чтобы затем использовать в качестве обозначений гипер- текстовых объектов на графической схеме; стрелками установите связи между объектами.
2. Создайте собственный шаблон презентации и зарисуйте его в тетради.
3. Создайте звуковой файл. Опишите технологию его создания.
5. Составьте конспект одного из уроков по теме.
6. Разработайте презентацию, демонстрирующую возмож- ности использования компьютерных презентаций.
Программное обеспечение, используемое в учебном процессе
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тема 3. Программное обеспечение, используемое в учебном процессе
1. Типы и характеристики инструментов электронного обучения, используемых в образовании.
2. Программы Hot Potatoes, iSpring и его возможности.
3. Создание электронных книг, видеокассет, электронных контрольных тестов, анкетирования, онлайн-лекций и онлайн-лекций через оборудование iSpring Suite.
Существует несколько видов электронного обучения:
— обучение, направленное инструктором;
— теленаставничество и дистанционная подготовка.
Цель электронного обучения, управляемого обучаемым, заключается в передаче высокоэффективных образовательных знаний независимым учащимся. Иногда такой вид называется автономным или самоуправляемым электронным обучением. Содержимое курса может состоять из Web-страниц, мультимедийных презентаций и другой интерактивной обучающей информации, расположенной и поддерживаемой на Web- сервере. Доступ к содержимому обеспечивается через Web- сервер.
2. Технологии, необходимые для электронного самообучения
Управляемые курсы электронного обучения так же, как и курсы самообучения, основываются на вебсодержимом, а также используют средства совместной работы, присуще электронным курсам, поддерживаемым инструктором. Они хорошо подходят учащимся, которые не могут соблюдать строгое расписание занятий, проводящихся в аудиториях, но хотят пройти обучение, дискутируя с другими учащимися, а также общаясь с ведущим (facilitator). Задания обычно выдаются путём «вывешивания» их в дискуссионном форуме, где, кроме того, учащиеся могут разместить свою выполненную домашнюю работу.
При проведении электронных курсов, управляемых инструктором, Web- технологии используются для управления традиционными занятиями, но для удалённых учащихся. На этих занятиях используются разнообразные технологии работы в режиме реального времени, такие как проведение видео и аудиоконференций, чаты, совместное использование приложений, опросы, белые доски и старый добрый телефон.
Инструктор обычно демонстрирует слайды и руководит показом дополнительного материала. Эти презентации пересылаются с помощью потокового медиа вместе с голосом инструктора и, возможно, его видео изображением. Учащиеся могут использовать медиаплеер для просмотра презентации, и кроме того, они могут задавать вопросы, печатая их в окне чата или посылая по электронной почте. Если у всех студентов быстрые сетевые подключения, то канал может использоваться для проведения аудиоконференций. Подобно управляемой форме электронного обучения, задания «вывешиваются» на доске дискуссионного форума, где учащиеся также размещают свои выполненные домашние работы. Электронные курсы, проводимые инструктором, покажутся учащимся знакомыми. Они имеют такую же структуру и ожидаемые результаты, как и при обучении, которое довелось проходить большинству учащихся. Для переделки материалов требуется минимум усилий.
Инструменты электронного обучения
Внедрение новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса позволяет обеспечить реализацию новых моделей образования и способствует повышению конкурентоспособности российского профессионального образования на международном рынке образовательных услуг и развитию его экспорта. Таким образом использование различных инструментов электронного обучения расширяет спектр предоставляемых образовательных услуг, повышает мотивацию студента искать, использовать и анализировать полезную информацию, а так же применять полученные знания в профессиональной деятельности.
Несмотря на то, что электронное обучение в чистом виде подразумевает самостоятельное изучение материалов, как и при дистанционном обучении, он имеет ряд преимуществ перед традиционной очной формой:
Большая свобода доступа учащийся имеет возможность доступа через Интернет к электронным курсам из любого места, где есть выход в глобальную информационную сеть.
По своему методическому назначению электронные средства обучения можно подразделить на следующие виды:
Моделирующие программные средства произвольной композиции, предоставляющие в распоряжение обучаемого основные элементы и типы функций для моделирования определенной реальности. Они предназначены для создания модели объекта, явления, процесса или ситуации (как реальных, так и «виртуальных») с целью их изучения, исследования.
Современные ЭСО могут быть представлены в виде:
– виртуальных лабораторий, лабораторных практикумов;
– тестирующих и контролирующих программ;
– игровых обучающих программ;
– электронных учебников, текстовый, графический и мультимедийный материал которых снабжен системой гиперссылок;
– предметно-ориентированных сред (микромиров, имитационно-моделирующих программ);
– наборов мультимедийных ресурсов;
– справочников и энциклопедий;
– информационно-поисковых систем, учебных баз данных;
– интеллектуальных обучающих систем.
Программа Hot Potatoes. Общие сведения.
С помощью программы можно создать 10 типов упражнений и тестов по различным дисциплинам с использованием текстовой, графической, аудио- и видеоинформации. Особенностью этой программы является то, что созданные задания сохраняются в стандартном формате веб-страницы: для их использования ученикам необходим только веб-браузер (например, Internet Explorer).
Ученикам не нужна программа Hot Potatoes: она требуется только преподавателям для создания и редактирования упражнений.
Программа широко используется во всем мире для создания заданий для изучения любых дисциплин.
Программа разрабатывалась в 1997-2003 г.г. в Центре информационных технологий в гуманитарном образовании Университета Виктории, Канада (http://web.uvic.ca/hcmc).
Martin Holmes является автором последней, 6 версии программы, выпущенной в октябре 2003 года.
Условия использования программ
Программы предлагаются в бесплатном (при соблюдении определенных условий) и платном вариантах. Бесплатно пять указанных программ для разработки заданий и тестов могут использоваться государственными некоммерческими образовательными учреждениями при условии, что созданные с помощью программы учебные материалы будут находиться в Интернете в свободном доступе.
Для использования набора программ Hot Potatoes необходимо соблюдение следующих требований:
версия операционной системы Windows 98, ME, NT4, 2000, XP или Vista;
возможно использование программ под Unix и Macintosh;
версии одного из веб-браузеров Internet Explorer 6+, Netscape 7+, Mozilla 1.4+, FireBird 0.7, и др;
Знание языка гипертекстовой разметки документа (HTML) и JavaScript предоставляет больше возможностей для изменения конфигурации заданий, но не является обязательным требованием для создания заданий и тестов.
Основные блоки программы.
В состав Hot Potatoes входят 5 блоков программ для составления заданий и тестов разных видов. Каждый блок может быть использован как самостоятельная программа.
Все упражнения выполняются в режиме самоконтроля (режим тестирования предусмотрен только для вопросов с множественным выбором ответа). Результат выполнения заданий оценивается в процентах. Неудачные попытки приводят к снижению оценки. Итак, в состав HotPotatoes входят пять программ для составления заданий и тестов. Вне зависимости от того, какая программа используется, создание задания или теста состоит из следующих этапов:
ввод текстовых данных, вопросов и ответов
настройка конфигурации создаваемого задания или теста
сохранение проекта для последующего изменения
сохранение задания в формате HTML-страницы
Созданные задания и тесты можно вывести на печать, а также объединить в блоки и уроки. Интерфейс всех пяти программ однотипен. Основные действия можно выполнять через главное меню и кнопки панелей инструментов. Удобнее использовать именно панели инструментов.
Современные требования к качеству, содержанию и формату презентаций достаточно высокие. Презентацией, созданной в PowerPoint, теперь уже особо никого не удивишь. В связи с этим все большее значение приобретают программы, которые расширяют базовые возможности Microsoft PowerPoint.
К тому же далеко не всегда получается демонстрировать презентацию на том же компьютере, где она была создана. На другом компьютере может не оказаться нужной программы, или стоять ее устаревшая версия. Т.е. презентация, как говорится, «вроде есть, но ее как-бы нет». Для недопущения подобной проблемы презентацию PowerPoint обычно предварительно конвертируют в формат мультимедиа. Например, во Flash.
Вопросы для самопроверки
Что такое электронные средства обучения? Какие виды электронных средств обучения вы знаете?
Какие средства обучения принято относить к электронным учебникам?
В чем особенности функционирования тренажеров?
В каких случаях в обучении используются программы автоматизации профессиональной деятельности специалистов?
Какое программное обеспечение необходимо для преподавания данной темы согласно стандарту образования
1 Основные понятия для составления тезауруса:
мультимедиа;
компьютерная презентация;
слайд.
2 Ответьте на следующие методические вопросы:
1. Опишите технологию создания презентации.
2. Сформулируйте итоговое задание на создание презентации, включающей анимацию, звуковое сопровождение, управляющие кнопки, гиперссылки и др.
3. Какое программное обеспечение необходимо для преподавания данного ССК согласно стандарту образования?
4. С каким аппаратным обеспечением необходимо познакомить учащихся при изучении данного ССК?
5. Разработайте варианты реализации метода проектов при изучении данного ССК.
3. Ответьте на следующие содержательные вопросы:
1. Приведите примеры информационных объектов.
2. Связи между разнородными информационными объектами в электронном виде организуются с помощью …
3. Объясните происхождение термина «презентация».
4. Перечислите структурные элементы слайда.
5. Какое понятие шире: «Мультимедиа», «Гипермедиа», «Гипер- текст»? Обоснуйте ответ.
6. Сформулируйте требования к презентациям.
4. Решите следующие задачи:
1. Создайте гипертекстовую модель приведенного ниже сообщения и представьте ее в виде графической схемы со связями.
«Понятие «Мультимедиа» относится к технологии, програм- мам и аппаратному обеспечению. Под технологией мультимедиа по- нимается рассмотрение методов и приемов работы с текстами, числами, изображением, звуком, анимацией в рамках единого проекта. Мультимедийные программы позволяют обрабатывать разнородные информационные объекты и создавать целостный информационный продукт. В состав мультимедийного компьютера должны входить устройства для ввода, обработки и вывода мультимедийного информационного продукта».
Указания к выполнению: обведите фрагменты текста и пронумеруйте их, чтобы затем использовать в качестве обозначений гипер- текстовых объектов на графической схеме; стрелками установите связи между объектами.
2. Создайте собственный шаблон презентации и зарисуйте его в тетради.
3. Создайте звуковой файл. Опишите технологию его создания.
5. Составьте конспект одного из уроков по теме.
6. Разработайте презентацию, демонстрирующую возмож- ности использования компьютерных презентаций.
Лабораторная работа 10. Мультимедийные технологии.
определить сущность и роль базовых понятий, этапы и методы их формирования;
установить связи между основными понятиями внутри учебного раздела, а также межпредметные связи с изученными ранее понятиями других учебных предметов;
сформировать навыки работы с презентациями.
Основные понятия для составления тезауруса:
Ответьте на следующие вопросы:
Опишите технологию создания презентации.
Сформулируйте итоговое задание на создание презентации, включающей анимацию, звуковое сопровождение, управляющие кнопки, гиперссылки и др.
Какое программное обеспечение необходимо для преподавания данного ССК согласно стандарту образования?
С каким аппаратным обеспечением необходимо познакомить учащихся при изучении данного ССК?
Разработайте варианты реализации метода проектов при изучении данного ССК.
Приведите примеры информационных объектов.
Связи между разнородными информационными объектами в электронном виде организуются с помощью …
Объясните происхождение термина «презентация».
Перечислите структурные элементы слайда.
Какое понятие шире: «Мультимедиа», «Гипермедиа», «Гипертекст»? Обоснуйте ответ.
Сформулируйте требования к презентациям.
Решите следующие задачи:
1. Создайте гипертекстовую модель приведенного ниже сообщения и представьте ее в виде графической схемы со связями.
«Понятие «Мультимедиа» относится к технологии, программам и аппаратному обеспечению. Под технологией мультимедиа понимается рассмотрение методов и приемов работы с текстами, числами, изображением, звуком, анимацией в рамках единого проекта. Мультимедийные программы позволяют обрабатывать разнородные информационные объекты и создавать целостный информационный продукт. В состав мультимедийного компьютера должны входить устройства для ввода, обработки и вывода мультимедийного информационного продукта».
Указания к выполнению: обведите фрагменты текста и пронумеруйте их, чтобы затем использовать в качестве обозначений гипертекстовых объектов на графической схеме; стрелками установите связи между объектами.
2. Создайте собственный шаблон презентации и зарисуйте его в тетради.
3. Создайте звуковой файл. Опишите технологию его создания.
Составьте конспект одного из уроков по теме.
Разработайте презентацию, демонстрирующую возможности использования компьютерных презентаций.
Лабораторная работа 11. Коммуникационные технологии.
определить сущность и роль базовых понятий, этапы и методы их формирования;
установить связи между основными понятиями внутри учебного раздела, а также межпредметные связи с изученными ранее понятиями других учебных предметов;
сформировать навыки решения задач по «Коммуникационным технологиям».
Основные понятия для составления тезауруса:
Методическая разработка рабочих программ, согласно требованиям ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Управление образования администрации
Дахадаевского района Республики Дагестан.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
МКОУ « Кищинская многопрофильная гимназия»
« Создание рабочих программ, согласно требования ФГОС основного общего образования.
Составила учитель начальных классов МКОУ
« Кищинская многопрофильная гимназия»
Курбанова Наида Ибрагимовна.
Настоящие рекомендации раскрывают понятие «рабочая программа» (далее – рабочая программа), ее структуру, процедуру разработки и утверждения.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 п.18.1.2, программы отдельных учебных предметов, курсов (рабочие программы) должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования (далее ООП ООО).
В Стандарте подробно изложены требования к структуре ООП ООО, основой которого должны стать разработанные педагогами рабочие программы по каждому из учебных предметов.
«…18.1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования должны:
1) обеспечивать связь между требованиями Стандарта, образовательной деятельностью и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы;
2) являться содержательной и критериальной основой для разработки рабочих программ учебных предметов и учебно-методической литературы, рабочих программ курсов внеурочной деятельности, курсов метапредметной направленности, программ воспитания, а также системы оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования в соответствии с требованиями Стандарта»
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897
Таким образом, рабочие программы отдельных учебных предметов, курсов разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы с учетом основных направлений программ, включенных в структуру основной образовательной программы конкретной организации, осуществляющей образовательную деятельность.
При разработке рабочих программ учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) большинство образовательных организаций и педагогов испытывают, как показывает практика, серьезные трудности, которые обусловлены лаконичностью рекомендаций по их составлению.
Данные методические материалы, разработанные методистами МАУ «Ресурсный научно-методический центр», при участии творческих групп учителей – предметников, имеют собирательный, обобщенный характер и содержат общие положения, которые помогут педагогам разработать рабочие программы по учебным предметам при введении Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения в основной школе.
В настоящих рекомендациях используются следующие понятия: «примерная основная образовательная программа», «авторская программа» и «рабочая программа учебного курса».
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
В примерных основных образовательных программах детально раскрываются обязательные компоненты содержания обучения (инвариантная часть), параметры качества освоения содержания конкретного предмета учебного плана, указываются необходимые формы и средства обучения, приводятся методические рекомендации общего характера. Данные программы утверждаются Министерством образования и науки Российской Федерации и носят рекомендательный характер. В примерных программах не всегда фиксируется распределение учебного материала по отдельным темам.
Разработка примерных программ относится к компетенции Российской Федерации в области образования в лице ее федеральных органов государственной власти (ст. 28 Закона РФ «Об образовании»). Примерные программы служат основанием для составления рабочих программ учебных курсов и дисциплин, что входит в компетенцию образовательного учреждения (п. 2. ст. 32 Закона РФ «Об образовании в РФ»)
Авторские программы учебных предметов разрабатываются авторами УМК на основе ФГОС, примерных основных образовательных программ и авторской концепции построения содержания учебного курса, предмета, дисциплины (модуля). Данная программа может быть разработана как одним автором, так и группой авторов с учетом различных подходов к структурированию учебного материала, последовательностью изучения отдельных тем. Внедрению авторской программы в практику работы образовательного учреждения предшествует, как правило, ее апробация и экспертиза, проводимая издательствами.
Авторская программа – это документ, созданный на основе государственного образовательного стандарта и Примерной программы и имеющий авторскую концепцию построения содержания учебного курса, предмета, дисциплины (модуля). Авторская программа разрабатывается одним или группой авторов. Для Авторской программы характерны оригинальная концепция и построение содержания. Внедрению в практику работы общеобразовательных учреждений Авторской программы предшествует ее экспертиза и апробация.
Рабочая программа и Примерная программа имеют отличия. Так, Примерная программа определяет базовые знания, умения, навыки и отражает систему ведущих мировоззренческих идей, общие рекомендации методического характера. Рабочая программа конкретизирует соответствующий образовательный стандарт с учетом необходимых требований к ее построению, а также описывает национально-региональный уровень, учитывает возможности методического, информационного, технического обеспечения учебного процесса, уровень подготовки учащихся, отражает специфику обучения в данном образовательном учреждении. Таким образом, рабочая программа – это учебная программа, разработанная педагогом на основе Примерной для конкретного образовательного учреждения и определенного класса (группы), имеющая изменения и дополнения в содержании, последовательности изучения тем, количестве часов, использовании организационных форм обучения и т.п.
Существует несколько определений рабочих программ:
Рабочая учебная программа — учебная программа, разработанная на основе примерной (типовой) учебной программы применительно к конкретному образовательному учреждению с учетом национально-регионального компонента стандарта. Рабочие учебные программы разрабатываются образовательными учреждениями. Порядок разработки рабочих учебных программ устанавливается региональными органами образования, которые несут ответственность за реализацию федерального компонента стандарта. ( Материал из Википедии — свободной энциклопедии)
Рабочая программа учебного курса – документ, предназначенный для реализации требований к минимуму содержания и уровню подготовки обучающегося по конкретному предмету учебного плана образовательной организации.
Законом РФ «Об образовании в РФ» не определены требования к рабочей программе. Каждый педагог выбирает самостоятельную форму записей, текстового варианта рабочей программы. Один из вариантов рабочей программы может быть составлен по аналогии с требованиями к типовой учебной программе. Учитель может внести коррективы во все структурные элементы программы с учетом особенностей своего образовательного учреждения и особенностей учащихся конкретного класса. Например, определять новый порядок изучения материала, изменять количество часов, вносить изменения в содержание изучаемой темы, дополнять требования к уровню подготовки учащихся. Это позволит увидеть особенности содержания, реализуемого учителем, но не содержит информации об особенностях организации образовательного процесса
Таким образом, рабочая программа – нормативно-управленческий документ конкретной образовательной организации, который должен обеспечить достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования (ООП ООО).
Особенности рабочей программы.
Рабочие программы разрабатываются педагогами на основе требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, отраженным в ФГОС ООО, примерной программы по учебному предмету.
Требования, предъявляемые к рабочей программе:
— учет основных положений основной образовательной программы образовательной организации (требований социального заказа, требований к выпускнику, целей и задач образовательной деятельности, особенностей учебного плана школы т.д.);
— отражение взаимосвязи программ, определяющих содержание основного общего образования образовательной организации и ориентированных на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов (программы развития универсальных учебных действий, воспитания и социализации обучающихся, коррекционной работы), а также взаимосвязи учебных программ в рамках образовательной области;
— наличие признаков нормативного документа;
— последовательность расположения и взаимосвязь всех элементов содержания курса, методов, организационных форм и средств обучения;
— полнота раскрытия целей и ценностей обучения с включением в программу всех необходимых и достаточных для реализации поставленных целей элементов содержания;
— конкретность представления элементов содержания образования.
1.5. Рабочая программа по учебному курсу должна быть составлена на весь период основного общего образования (5-9 классы).
1.6. Утверждение рабочих программ по предметам осуществляется до начала учебного года (но не позднее 31 августа до начала реализации учебного предмета, курса) приказом руководителя образовательной организации.
1.7. Ежегодная коррекция рабочей программы осуществляется ее составителем (педагогом) и оформляется в виде приложения к первоначальному варианту программы к началу учебного года.
1.8. Один экземпляр утвержденных рабочих учебных программ (в структуре ООП ОО) хранится в документации школы в соответствии с номенклатурой дел, второй экземпляр находится у учителя для осуществления учебного процесса (на бумажном носителе).
1.9. Календарно-тематическое планирование составляется учителем отдельно на каждый класс или параллель по усмотрению администрации организации, осуществляющей образовательную деятельность и утверждается самостоятельным локальным актом (приложение 2).
1.10. Администрацией организации, осуществляющей образовательную деятельность, ведется систематический контроль за реализацией и выполнением рабочих учебных программ и календарно-тематического планирования.
2. Нормативные документы, регламентирующие составление и реализацию рабочих программ:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014г. N1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. N1897 «Об утверждении ФГОС основного общего образования»
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации о внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 9 марта 2014 года №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» от 30 августа 2010 года №889 (введение 3-го часа физической культуры).
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных школах.
Изменения в базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ, утвержденные приказом Минобразования России от 3 июня 2011 года №1994.
Примерные программы по учебным предметам.
Примерная основная образовательная программа основного общего образования.
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития Рос сии) от 26 августа 2010г. N76н. «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»
Локальные акты организации, осуществляющей образовательную деятельность :
— основная образовательная программа основного общего образования образовательной организации;
— положение о рабочей программе учебного предмета, курса;
— приказ руководителя организации, осуществляющей образовательную деятельность об утверждении рабочих программ учебных предметов, курсов;
— протокол ШМО (или педагогического совета) о рассмотрении и согласовании рабочей программы;
— приказ руководителя организации, осуществляющей образовательную деятельность, об утверждении структуры календарно-тематического планирования;
* протокол эксперта или экспертного совета о рассмотрении и согласовании рабочей программы (внутренняя или внешняя оценка осуществляется лишь при необходимости).
Из Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития Рос сии) от 26 августа 2010г. N 76н. «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования «.
Осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом их психолого-физиологических особенностей и специфики преподаваемого предмета. используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения.
Планирует и осуществляет учебный процесс в соответствии с образовательной программой образова тельного учреждения, разрабатывает рабочую программу по предмету, курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ и обеспечивает ее выполнение, организуя и поддерживая разнообразные виды дея тельности обучающихся.
. организует самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую, реализует про блемное обучение, осуществляет связь обучения по предмету (курсу, программе) с практикой, обсуждает с обуча ющимися актуальные события современности.
Обеспечивает достижение и подтверждение обучающимися уровней образования (образовательных цен зов).
Методическая основа для составления рабочей программы по предмету
3.1. Рабочая программа по учебному предмету составляется на основе:
а) примерных программ по отдельным учебным предметам общего образования;
б) материалов авторского учебно-методического комплекта (при отсутствии соответствующих авторских программ к линии учебников, имеющихся в федеральном перечне);
в) с учетом авторских программ;
г) в случае, если примерная, авторская программы и соответствующий учебно-методический комплект отсутствуют, рабочая программа составляется на основе учебной литературы (для рабочих программ по элективным, факультативным и дополнительным образовательным курсам). В данном случае рабочая программа составляется учителем самостоятельно, и в дальнейшем, после прохождения апробации (2 года), наличия внешней рецензии и опубликования в профильном (предметном) издании (журнале/газете) может считаться авторской.
Алгоритм составления рабочей программы
4.1. Выбрать примерную программу по учебному курсу и соответствующий ей учебник из Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки России.
4.2. Убедиться, что требования к уровню подготовки выпускников в выбранной программе соответствуют требованиям в примерной основной образовательной программе. Определить знания, умения, способы деятельности выпускников, не включенные в авторскую программу или же превышающие требования к уровню подготовки выпускников, предусмотренные в ООП образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность.
4.3. Сопоставить цели изучения учебного курса в учебной программе (в соответствии с УМК) с целями, сформулированными в примерной (типовой) программе, а также с целями и задачами основной образовательной программы конкретной образовательной организации. Убедиться в их соответствии требованиям ФГОС ООО, а также заказу на образовательные услуги обучающихся и их родителей.
4.4. Прописать цели – ориентиры освоения учащимися учебного содержания курса: «ученик научится», «ученик получит возможность научиться». Прописать цели – ориентиры формирования универсальных учебных действий.
4.5. Сопоставить содержание рабочей программы с примерной программой, с требованиями ФГОС ООО и с учетом рекомендаций УМК. Выделить дидактические единицы, не включенные в программу УМК. Определить разделы, темы, которые носят избыточный характер. Внести в рабочую программу соответствующие коррективы.
4.6. О пределить последовательность тем и количество часов на изучение каждой из них.
4.8. Подобрать или разработать средства контроля освоения обучащимися содержания рабочей программы.
Примерная структура и наполнение рабочей программы
Рекомендуемая структура рабочей программы (Приложение 1).
Титульный лист (Приложение 1.1)
Пояснительная записка (Приложение 1.2)
Общая характеристика учебного предмета (курса) (Приложение 1.3)
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане (Приложение 1.4)
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса (Приложение 1.5)
Содержание учебного предмета, курса (Приложение 1.6)
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности (Приложение 1.7)
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения (Приложение 1.8)
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса (Приложение 1.9)
Календарно-тематическое планирование (Приложение 2)
Пакет оценочных материалов (Приложение 3)
Рекомендуемая структура рабочей программы
Наименование раздела программы
Примерное содержание рабочей программы
– наименование учредителя общеобразовательной организации;
– название образовательной организации (согласно Уставу);
– Ф.И.О. учителя (составителя программы);
– грифы рассмотрения, согласования и утверждения (рассматривается МО, согласовывается на педагогическом совете, утверждается приказом руководителя ОО);
– год составления программы;
— данные об эксперте программы (если есть экспертиза)
– указываются (конкретизируются) нормативные документы, на которые опирается составитель рабочей программы;
– цели и задачи учебного курса, место учебного курса при изучении предмета;
— направленность программы на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов.
– особенности программы, реализуемые подходы, используемый УМК;
– изменения, внесенные в примерную / авторскую программу, обоснование причин изменений;
– учет особенностей обучающихся;
– особенности организации учебного процесса: формы, методы, средства обучения.
— указываются классы, в которых планируется осуществлять освоение рабочей программы учебного предмета/курса в основной школе;
— количество часов (по неделям и годам обучения), выделяемое на освоение программы;
— показать разделение на инвариантную и вариативную части.
— отмечаются требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;
— отражаются личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета/курса, согласующиеся с поставленными ранее целями освоения рабочей программы;
— результаты отражают индивидуальные, общественные и государственные потребности, сформулированы в деятельностной форме.
V. Содержание учебного предмета, курса.
Составляется на основе примерной и авторской программ с учетом внесенных учителем изменений.
– перечень разделов с уточнением количества часов;
– изучаемая тема и перечень вопросов темы;
– лабораторные и практические работы.
VI. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
Последовательность изучения разделов и тем с указанием количества учебных часов, в том числе на проведение зачетов, контрольных, практических и лабораторных работ
VII. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
Перечень используемой литературы.
Информационно-компьютерная поддержка учебного процесса.
Оборудование и приборы, необходимые для реализации рабочей программы.
VIII. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
Составляются на основе ФГОС ООО, примерной и авторской программы.
Включают описание целей / результатов обучения, выраженных в действиях обучающихся.
Календарно-тематическое планирование (Приложение 2)
Календарно-тематический план оформляется в виде таблицы, форма которой утверждается на уровне образовательной организации
Может быть представлена:
– тема урока (в соответствии с УМК);
– элементы минимального содержания образования (в соответствии с ФГОС);
– планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные);
– контрольные, практические, лабораторные работы, экскурсии, проекты;
— даты прохождения темы, раздела (по плану и фактическая);
— примечание и т.д. (в соответствии с особенностями ОО)
Технологическая карта (Приложение 3)
Пакет оценочных материалов
— График проведения мониторинговых процедур (региональный, муниципальный и уровень образовательной организации);
— контрольные работы, тесты и т. п. с указанием номера урока и даты проведения;
— критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся.