какое преступление не относится к военным преступлениям

Подследственность уголовных дел

Содержание:

На обывательском уровне, когда происходит преступление, все знают, что надо обращаться «в полицию». Но это очень условная формулировка.

Система органов обеспечения безопасности устроена достаточно сложно. А если дело касается уголовного преступления, не всегда можно сразу определить, какой именно орган должен его расследовать.

Чтобы не возникало путаницы, было введено такое понятие как подследственность уголовных дел. Оно закреплено в ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ (УПК РФ). На эту статью и нужно опираться, решая, куда направить материалы проверки.

Но часто бывает так, что в прокуратуру или другой орган поступает сообщение о совершении преступления (или подготовке к нему), а в возбуждении уголовного дела отказывают. Причем отказывает орган, к подследственности которого данные правонарушения не относятся.

Закон этого не запрещает. Но если вы считаете, что правоохранительные органы бездействуют, спросите у юриста, как заставить их шевелиться.

Нет времени читать статью?

Что такое подследственность?

В ст. 151 и 152 УПК РФ подследственность имеет три значения.

При этом нужно отличать ее от понятия «компетентность». Последняя — это просто права и обязанности конкретной службы. А подследственность — признаки уголовного дела, которые определяют, есть ли у этой службы право его расследовать.

Виды подследственности

Выделяют 5 видов подследственности: предметная, территориальная, персональная, для связи дел и альтернативная.

Хотим подчеркнуть, что в процессе определения подследственности уголовного дела, эти виды могут конкурировать между собой.

Предметная подследственность

Характер преступления напрямую влияет на то, какой именно орган правопорядка будет заниматься его расследованием:

Надо сказать, что по всем уголовным делам обязательно проводится предварительное следствие.

Однако в ч. 3 ст. 150 п. 1 УПК РФ приводится перечень преступлений, по которым предусмотрено только дознание. Какими преступлениями занимается определенный правоохранительный орган, написано в ст. 151 УПК РФ.

Прокурор может передать органам дознания дела о преступлениях небольшой или средней тяжести. В то же время дела, подследственные органам дознания, могут быть переданы на предварительное расследование.

Что касается тяжких преступлений, здесь все стабильно — ими занимаются только следователи. Но следователь следователю рознь, ведь они работают в разных ведомствах. Поэтому закон устанавливает компетенции каждого.

Существует оговорка. Если преступление совершил человек, страдающий психическим расстройством или будучи в невменяемом состоянии, предварительное следствие проводится обязательно.

Следственный комитет РФ (СК РФ) расследует уголовные дела, в соответствии с ч. 2 ст. 151 п. 1а УПК РФ:

ФСБ защищает национальную безопасность. И расследует уголовные дела, перечисленные в ч. 2 ст. 151 п. 2 УПК РФ:

Следователи ОВД РФ (Органы внутренних дел) занимаются расследованием уголовных преступлений против личности, имущества и общественного порядка.

Полный список приводится в ч. 2 ст. 151 п. 3 УПК РФ:

Органы по контролю за оборотом наркотических веществ и психотропных средств осуществляют деятельность в рамках ч. 2 ст. 151 п. 5 УПК РФ. Сюда относится и торговля наркотиками, и их производство, и другие преступления.

Территориальная подследственность

Вы наверняка видели в криминальных фильмах истории, когда тело было обнаружено в одном месте, но человека убили в другом. Или жертв несколько, дела связаны, но трупы были обнаружены в разных местах. И между следователями из разных территориальных подразделений возникают разногласия.

Для этого и была введена территориальная подследственность уголовных дел. По закону, место совершения преступления считается та территория, на которой это произошло.

Она может быть подведомственна городу, району, области и т.д. И, соответственно, за эту область отвечает определенный орган правопорядка.

Но бывают случаи, когда преступление начинается в одном месте, а заканчивается в другом. Например, машину угнали, перегнали в соседний город, разобрали и продали на запчасти.

В процессе совершения уголовно наказуемого деяния злоумышленники пересекли сразу несколько территорий. Но расследование будет проводиться по месту окончания преступления.

Самый трудный случай — когда ни место начала, ни место окончания установить нельзя. Чья подследственность тогда? Обычно дело поручают тому органу, на территории которого было обнаружено преступление. Хотя в законе никаких указаний на это нет.

В ч. 3 ст. 152 УПК РФ есть еще одно важное замечание. Иногда преступления совершены в разных местах и равнозначны по тяжести (либо одно из них может быть более тяжелым). Самый яркий пример — серийный маньяк, который ищет жертв в разных городах.

Либо банда, которая грабит дома в области или крае. Места преступлений подведомственны разных органам правопорядка. Как быть с подследственностью в этом случае? В законе говорится, что ее определяет прокурор. При этом он может руководствоваться:

А наказуемы ли уголовные преступления, совершаемые за границей гражданами РФ? Безусловно. Они подследственны органам на территории проживания либо потерпевшего, либо свидетелей, либо самого обвиняемого, если он живет в России.

Персональная подследственность

Эти дела касаются, в основном, военных и должностных лиц. Практически все преступления, совершенные военными, депутатами, судьями, следователями и т.д., расследует СК РФ — в том случае, если преступные деяния были совершены в рамках исполнения их служебных обязанностей.

Но есть ряд правонарушений, которые перечислены в ч. 3 ст. 151 п. 1 УПК РФ, по ним проводится только дознание.

Преступления могут быть совершены и против этих лиц в связи с их служебной деятельностью. Если пострадал судья, прокурор, следователь (полный перечень — в ч.1 ст. 447 УПК РФ) или военнослужащие (полный перечень — в ч. 2 ст. 151 п. 1в), такие уголовные дела тоже расследует СК РФ.

Также к его подследственности относятся преступления, которые были совершены несовершеннолетними или против них. Речь идет об особо тяжких преступлениях.

Здесь есть интересный момент. Иногда, как мы говорили в начале, виды подследственности конкурируют друг с другом. Раньше, если, например, военнослужащий разглашал сведения, относящиеся к государственной тайне, этим занимался СК РФ.

Альтернативная последовательность и связь дел

Для каждого органа охраны правопорядка в законе прописаны компетенции — дела, которые они могут расследовать. Но несмотря на то, что процесс расследования уголовных дел жестко регламентирован законодательством, с подследственностью иногда возникают сложности.

Некоторые преступления — например, бандитизм, мошенничество, присвоение чужого имущества — прописаны в перечне преступлений, которые может расследовать как СК РФ, так и ОВД РФ.

Это называется альтернативной подследственностью, а решение о передаче материала в те или иные органы принимает прокурор.

Также существует так называемая связь дел. При этом одна статья будет основной, а другая — побочной.

К примеру, торговля наркотиками и вовлечение в этот процесс несовершеннолетнего. Эти дела подследственны разным органам. Но в данном случае основное преступление — сбыт наркотических веществ. Так что это дело должен расследовать Госнаркоконтроль.

Подследственность на примерах

Приведем в пример два случая, когда подследственность установить можно сразу, а когда — нет. Это позволит проиллюстрировать, каким образом прокуратура определяет, в какой именно правоохранительный орган следует передать то или иное уголовное дело.

Пример № 1. Анастасия устроилась на работу без трудового договора. Она отработала 4 месяца, а затем работодатель уволил ее, не заплатив ни за один месяц работы. Девушка написала заявление в прокуратуру, после чего ее вызвали к участковому.

Явившись для дачи показаний, Анастасия оформила заявление и назвала имена свидетелей, которые могут подтвердить факт ее работы. Через некоторое время ей пришло письмо, в котором говорилось, что в действиях работодателя усматриваются признаки состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 145 п. 1 УПК РФ.

А это значит, что по подследственности материалы проверки должны быть поданы в Межрайонный СК РФ для возбуждения уголовного дела.

Как видите, здесь все достаточно просто, и подследственность определить не составило труда. А теперь рассмотрим другой пример.

Пример № 2. Два друга, Геннадий и Артем, распивали спиртные напитки на улице. После этого они встретили трех студентов: Алексея, Игоря и Ивана. Началась ссора, которая переросла в драку.

В процессе потасовки Алексей потерял шапку, а Игорь — пуховик. Воспользовавшись этим, злоумышленники подобрали вещи и направились к своему дому. На просьбу вернуть одежду они не отреагировали.

Из окна подъезда Геннадий и Артем увидели полицию, вызванную студентами. Они выбросили шапку и пуховик в окно, а потом их задержали. Кому подследственно данное дело?

А вот здесь установить это сразу невозможно. Во-первых, неизвестно, насколько сильные телесные повреждения были нанесены студентам. Чтобы это установить, требуется медицинское освидетельствование. Предварительное расследование, в зависимости от тяжести побоев, будет вестись по-разному.

Во-вторых, хищение вещей таким способом можно квалифицировать как грабеж. Но нужно установить стоимость похищенного имущества и выяснить, был ли между нарушителями сговор.

В-третьих, важно знать возраст нарушителей и потерпевших, потому что дела, касающиеся несовершеннолетних, расследует СК РФ. То есть подследственность определится только тогда, когда все эти обстоятельства в ходе проверки будут установлены.

Источник

Конвенции и соглашения

Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества

Принята резолюцией 2391 (XXIII) Генеральной Ассамблеи ООН от 26 ноября 1968 года

Преамбула

Государства — участники настоящей Конвенции,

ссылаясь на резолюции Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций 3 (I) от 13 февраля 1946 г. и 170 (II) от 31 октября 1947 г. о выдаче и наказании военных преступников, на резолюцию 95 (I) от 11 декабря 1946 г., подтверждающую принципы международного права, признанные Уставом Международного нюрнбергского военного трибунала и приговором этого Трибунала, и на резолюции 2184 (XXI) от 12 декабря 1966 г. и 2202 (XXI) от 16 декабря 1966 г., в которых ясно осуждаются как преступления против человечества нарушение экономических и политических прав коренного населения, с одной стороны, и политика апартеида, с другой,

ссылаясь на резолюции 1074 D (XXXIX) от 28 июля 1965 г. и 1158 (XLI) от 5 августа 1966 г. Экономического и Социального Совета Организации Объединенных Наций о наказании военных преступников и лиц, совершивших преступления против человечества,

отмечая, что ни в одной торжественной декларации, акте или конвенции, касающихся судебного преследования или наказания за военные преступления и преступления против человечества, не содержится положения о сроке давности,

считая, что в соответствии с международным правом военные преступления и преступления против человечества относятся к самым тяжким преступлениям,

исходя из убеждения, что эффективное наказание за военные преступления и преступления против человечества является важным фактором в деле предупреждения таких преступлений, защиты прав человека и основных свобод, укрепления доверия, поощрения сотрудничества между народами и обеспечения международного мира и безопасности,

отмечая, что применение к военным преступлениям и преступлениям против человечества внутренних правовых норм, касающихся срока давности в отношении обычных преступлений, является вопросом, вызывающим серьезную озабоченность мирового общественного мнения, так как оно препятствует судебному преследованию и наказанию лиц, ответственных за такие преступления,

признавая необходимость и своевременность утверждения в международном праве, посредством настоящей конвенции, принципа, согласно которому не существует срока давности в отношении военных преступлений и преступлений против человечества, а также обеспечения повсеместного применения этого принципа,

согласились о нижеследующем:

Статья I

Никакие сроки давности не применяются к следующим преступлениям, независимо от времени их совершения:

a) военные преступления, как они определяются в Уставе Международного нюрнбергского военного трибунала от 8 августа 1945 г. и подтверждаются резолюциями 3 (I) от 13 февраля 1946 г. и 95 (I) от 11 декабря 1946 г. Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций, а также, в частности, «серьезные нарушения», перечисленные в Женевских конвенциях о защите жертв войны от 12 августа 1949 г.;

b) преступления против человечества, независимо от того, были ли они совершены во время войны или в мирное время, как они определяются в Уставе Международного нюрнбергского военного трибунала от 8 августа 1945 г. и подтверждаются в резолюциях 3 (I) от 13 февраля 1946 г. и 95 (I) от 11 декабря 1946 г. Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций, изгнание в результате вооруженного нападения или оккупации и бесчеловечные действия, являющиеся следствием политики апартеида, а также преступление геноцида, определяемое в Конвенции 1948 года о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, даже если эти действия не представляют собой нарушения внутреннего законодательства той страны, в которой они были совершены.

Статья II

В случае совершения какого-либо из преступлений, упомянутых в статье I, положения настоящей Конвенции применяются к представителям государственных властей и частным лицам, которые выступают в качестве исполнителей этих преступлений или соучастников таких преступлений, или непосредственно подстрекают других лиц к совершению таких преступлений, или участвуют в заговоре для их совершения, независимо от степени их завершенности, равно как и к представителям государственных властей, допускающим их совершение.

Статья III

Государства — участники настоящей Конвенции обязуются принять все необходимые внутренние меры законодательного или иного характера, направленные на то, чтобы в соответствии с международным правом создать условия для выдачи лиц, указанных в статье II настоящей Конвенции.

Статья IV

Государства — участники настоящей Конвенции обязуются принять в соответствии с их конституционной процедурой любые законодательные или иные меры, необходимые для обеспечения того, чтобы срок давности, установленный законом или иным путем, не применялся к судебному преследованию и наказанию за преступления, указанные в статьях I и II настоящей Конвенции, и чтобы там, где такой срок применяется к этим преступлениям, он был отменен.

Статья V

Настоящая Конвенция открыта до 31 декабря 1969 г. для подписания любым государством — членом Организации Объединенных Наций или членом любого из ее специализированных учреждений или членом Международного агентства по атомной энергии, любым государством — участником Статута Международного Суда, а также любым другим государством, приглашенным Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций стать участником настоящей Конвенции.

Статья VI

Настоящая Конвенция подлежит ратификации. Ратификационные грамоты депонируются у Генерального секретаря Организации Объединенных Наций.

Статья VII

Настоящая Конвенция открыта для присоединения любого государства, указанного в статье V. Документы о присоединении депонируются у Генерального секретаря Организации Объединенных Наций.

Статья VIII

1. Настоящая Конвенция вступает в силу на девяностый день после депонирования у Генерального секретаря Организация Объединенных Наций десятой ратификационной грамоты или документа о присоединении.

2. Для каждого государства, которое ратифицирует настоящую Конвенцию или присоединится к ней после депонирования десятой ратификационной грамоты или документа о присоединении, настоящая Конвенция вступает в силу на девяностый день после депонирования им его ратификационной грамоты или документа о присоединении.

Статья IX

1. После истечения десятилетнего периода со дня вступления в силу настоящей Конвенции просьба о пересмотре настоящей Конвенции может быть выдвинута в любое время любым государством — участником Конвенции путем письменного уведомления, направленного на имя Генерального секретаря Организации Объединенных Наций.

2. Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций принимает решение о том, какие меры, если таковые необходимы, следует провести в связи с такой просьбой.

Статья Х

1. Настоящая Конвенция хранится у Генерального секретаря Организации Объединенных Наций.

2. Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций препровождает заверенные копии настоящей Конвенции всем государствам, указанным в статье V.

3. Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций уведомляет все государства, указанные в статье V, о нижеследующем:

a) о подписании настоящей Конвенции и о сдаче на хранение в соответствии со статьями V, VI и VII ратификационных грамот или документов о присоединении;

b) о дате вступления в силу настоящей Конвенции в соответствии со статьей VIII;

c) о сообщениях, полученных в соответствии со статьей IX.

Статья XI

Настоящая Конвенция, английский, испанский, китайский, русский и французский тексты которой являются равно аутентичными, датирована 26 ноября 1968 г.

В УДОСТОВЕРЕНИЕ ЧЕГО нижеподписавшиеся, надлежащим образом для этого уполномоченные, подписали настоящую Конвенцию.

Источник

Какое преступление не относится к военным преступлениям

Статья 237. Понятие воинского преступления

Воинскими преступлениями признаются предусмотренные настоящим Кодексом преступления против установленного порядка несения воинской службы, совершенные военнослужащими, а также военнообязанными во время прохождения ими учебных или поверочных сборов.

По соответствующим статьям настоящего Кодекса несут ответственность за преступления против установленного для них порядка несения службы солдаты, матросы, сержанты, старшины, прапорщики, мичманы и лица офицерского состава органов государственной безопасности, а также лица, в отношении которых имеется специальное указание в законодательстве Союза ССР.

Соучастие в воинских преступлениях лиц, не упомянутых в настоящей статье, влечет ответственность по соответствующим статьям настоящего Кодекса.

Статья 238. Неповиновение

наказывается лишением свободы на срок от одного года до пяти лет;

наказывается лишением свободы на срок от трех до десяти лет;

наказывается смертной казнью или лишением свободы на срок от пяти до десяти лет.

Статья 239. Неисполнение приказа

наказывается лишением свободы на срок от трех месяцев до трех лет;

влечет применение правил Дисциплинарного устава Вооруженных Сил СССР;

наказывается лишением свободы на срок от трех до десяти лет.

Статья 240. Сопротивление начальнику или принуждение его к нарушению служебных обязанностей

наказываются лишением свободы на срок от одного года до пяти лет;

наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет;

наказываются смертной казнью или лишением свободы на срок от пяти до пятнадцати лет.

Статья 241. Угроза начальнику

наказывается лишением свободы на срок от трех месяцев до трех лет;

влечет применение правил Дисциплинарного устава Вооруженных Сил СССР;

наказывается лишением свободы на срок от трех до десяти лет.

Статья 242. Насильственные действия в отношении начальника

наказывается лишением свободы на срок от двух до десяти лет;

наказываются смертной казнью или лишением свободы на срок от пяти до пятнадцати лет.

Статья 243. Оскорбление подчиненным начальника или начальником подчиненного

наказывается лишением свободы на срок от шести месяцев до пяти лет.

Статья 244. Нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности

наказывается лишением свободы на срок до двух лет;

наказывается лишением свободы на срок до пяти лет;

наказываются лишением свободы на срок до двенадцати лет.

Статья 245. Самовольная отлучка

наказывается направлением в дисциплинарный батальон на срок от трех месяцев до двух лет;

наказываются лишением свободы на срок от двух до десяти лет;

наказываются лишением свободы на срок от одного года до трех лет;

влекут применение правил Дисциплинарного устава Вооруженных Сил СССР.

Статья 246. Самовольное оставление части или места службы

наказывается лишением свободы на срок от одного года до пяти лет;

наказываются лишением свободы на срок от одного года до пяти лет;

наказываются лишением свободы на срок от трех до семи лет;

наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет.

Статья 247. Дезертирство

наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет;

наказываются смертной казнью или лишением свободы на срок от пяти до десяти лет;

наказывается лишением свободы на срок от пяти до семи лет;

наказывается смертной казнью или лишением свободы на срок от семи до десяти лет.

наказывается смертной казнью или лишением свободы на срок от трех до десяти лет.

Статья 249. Уклонение от воинской службы путем членовредительства или иным способом

наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет;

наказываются смертной казнью или лишением свободы на срок от пяти до десяти лет.

Статья 250. Промотание или утрата военного имущества

наказываются направлением в дисциплинарный батальон на срок от трех месяцев до одного года;

влекут применение правил Дисциплинарного устава Вооруженных Сил СССР;

наказываются лишением свободы на срок от одного года до пяти лет;

наказывается лишением свободы на срок от одного года до трех лет;

наказываются лишением свободы на срок от двух до семи лет.

Статья 251. Умышленное уничтожение или повреждение военного имущества

наказывается лишением свободы на срок от одного года до пяти лет;

наказывается лишением свободы на срок от трех до десяти лет;

наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет или смертной казнью.

наказывается лишением свободы на срок до трех лет;

наказывается лишением свободы на срок от одного года до десяти лет;

наказывается лишением свободы на срок от трех до пятнадцати лет.

Статья 252. Нарушение правил вождения или эксплуатации машин

наказывается лишением свободы на срок от двух до десяти лет.

Статья 253. Нарушение правил полетов или подготовки к ним

наказывается лишением свободы на срок от трех до десяти лет.

Статья 254. Нарушение правил кораблевождения

наказывается лишением свободы на срок от трех до десяти лет.

Статья 255. Нарушение уставных правил караульной службы

наказывается лишением свободы на срок до трех лет;

влечет применение правил Дисциплинарного устава Вооруженных Сил СССР;

наказывается лишением свободы на срок от одного года до десяти лет;

наказывается лишением свободы на срок до пяти лет;

наказываются лишением свободы на срок от двух до семи лет;

наказывается лишением свободы на срок от трех до десяти лет или смертной казнью.

Статья 256. Нарушение правил несения пограничной службы

наказывается лишением свободы на срок от одного года до трех лет;

влечет применение правил Дисциплинарного устава Вооруженных Сил СССР;

наказывается лишением свободы на срок от трех до десяти лет.

Статья 257. Нарушение правил несения боевого дежурства

наказывается лишением свободы на срок от одного года до пяти лет;

влечет применение правил Дисциплинарного устава Вооруженных Сил СССР;

наказывается лишением свободы на срок от трех до десяти лет;

наказываются смертной казнью или лишением свободы на срок от пяти до пятнадцати лет.

Статья 258. Нарушение уставных правил внутренней службы

наказывается лишением свободы на срок от трех до шести месяцев;

влечет применение правил Дисциплинарного устава Вооруженных Сил СССР;

наказывается лишением свободы на срок от шести месяцев до двух лет;

наказывается лишением свободы на срок от одного года до пяти лет.

Статья 259. Разглашение военной тайны или утрата документов, содержащих военную тайну

наказывается лишением свободы на срок от двух до пяти лет;

наказывается лишением свободы на срок от одного года до трех лет;

наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет;

наказывается лишением свободы на срок от трех месяцев до одного года;

влечет применение правил Дисциплинарного устава Вооруженных Сил СССР.

Статья 260. Злоупотребление властью, превышение или бездействие власти

наказываются лишением свободы на срок до пяти лет;

наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет;

наказываются лишением свободы на срок от пяти до пятнадцати лет или смертной казнью.

Статья 260.1. Халатное отношение к службе

наказывается лишением свободы на срок до трех лет;

влечет применение правил Дисциплинарного устава Вооруженных Сил СССР;

наказывается лишением свободы на срок до семи лет;

наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет.

Статья 261. Сдача или оставление противнику средств ведения войны

наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет или смертной казнью.

Статья 262. Оставление погибающего военного корабля

наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет;

наказывается смертной казнью или лишением свободы на срок от десяти до пятнадцати лет.

Статья 263. Самовольное оставление поля сражения или отказ действовать оружием

наказывается смертной казнью или лишением свободы сроком на пятнадцать лет.

Статья 264. Добровольная сдача в плен

наказывается смертной казнью или лишением свободы сроком на пятнадцать лет.

Статья 265. Преступные действия военнослужащего, находящегося в плену

наказывается лишением свободы на срок от трех до десяти лет;

наказывается лишением свободы на срок от трех до десяти лет;

наказывается лишением свободы на срок от одного года до трех лет.

Статья 266. Мародерство

наказывается лишением свободы на срок от трех до десяти лет или смертной казнью.

наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет или смертной казнью.

Статья 268. Дурное обращение с военнопленными

наказываются лишением свободы на срок от одного года до трех лет;

влечет применение правил Дисциплинарного устава Вооруженных Сил СССР.

Статья 269. Незаконное ношение знаков Красного Креста и Красного Полумесяца и злоупотребление ими

наказываются лишением свободы на срок от трех месяцев до одного года.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *