какое предприятие считается градообразующим
Статья 3. Меры поддержки градообразующих предприятий
Статья 3. Меры поддержки градообразующих предприятий
1. С целью государственной поддержки деятельности градообразующих предприятий органами государственной власти Тверской области могут применяться следующие меры:
списание безнадежных долгов по местным и региональным налогам и сборам;
выделение денежных субсидий, льготных денежных и товарных кредитов, предоставление налоговых кредитов для пополнения оборотных средств, в том числе в счет обязательных налоговых платежей в областной бюджет, предоставление поручительств и отсрочек по платежам, реструктуризация задолженности по налогам и сборам в соответствии с действующим законодательством;
представление интересов градообразующих предприятий в Арбитражном суде при рассмотрении дела о банкротстве;
оказание мер содействия по предотвращению отключения предприятий от источников энергоснабжения;
освобождение от уплаты в областной бюджет налога на имущество при условии направления высвобождающихся средств на реконструкцию, приобретение оборудования;
выделение целевым назначением средств, предусмотренных в областном бюджете по статьям «гарантийный фонд» и «бюджетные ссуды»;
освобождение от уплаты налогов с владельцев транспортных средств и на приобретение транспортных средств при условии содержания и строительства дорог соответствующего населенного пункта.
2. Задолженность со стороны предприятий, финансируемых из областного бюджета, перед градообразующими предприятиями погашается путем зачета в счет платежей данного градообразующего предприятия в областной бюджет.
3. Органы местного самоуправления вправе предоставлять градообразующим предприятиям аналогичные и иные меры поддержки, льготы по местным налогам и сборам, а также погашать задолженность путем зачета в счет погашения в местный бюджет.
В первоочередном порядке предоставляются формы поддержки, предусмотренные действующим законодательством.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 1. Критерии отнесения организаций, предприятий к категории градообразующих предприятий
Статья 1. Критерии отнесения организаций, предприятий к категории градообразующих предприятий
Применительно к настоящему закону к градообразующим предприятиям относятся организации, предприятия, расположенные в населенном пункте, численность населения которого составляет не менее тысячи человек, и соответствующие одному из следующих критериев:
численность работников которых и членов их семей составляет не менее половины численности населения соответствующего населенного пункта;
производственные мощности которых позволяют обеспечить занятость не менее 25 процентов от общего числа трудоспособного населения соответствующего населенного пункта;
численность работников которых превышает пять тысяч человек;
обеспечивающие коммунальными услугами не менее 30 процентов жилого фонда соответствующего населенного пункта непосредственно или через организации жилищно-коммунального хозяйства, для которых эти услуги не являются основным видом деятельности;
удельный вес налоговых поступлений от которых в местный бюджет не менее 50 процентов общих налоговых платежей.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Что такое градообразующее предприятие: сведения и особенности
Градообразующие предприятия – настоящие промышленные гиганты, благодаря которым на карте страны появляются новые города и поселения. Это территории тесного сотрудничества общества и предприятия, где существование заводов и фабрик невозможно без местных жителей, а комфортное существование населения напрямую зависит от бесперебойного функционирования производства.
Общие сведения
Современная история знает немало случаев, когда новые, только построенные и открытые заводы, предприятия, комбинаты и коллективные хозяйства обрастали поселениями, состоящими из работников этих учреждений и их семей. Вместе с развитием предприятий росли и поселения, постепенно превращаясь в города. Особенно много подобных городов создавалось во времена существования СССР.
Так и возникло понятие «градообразующее предприятие» – учреждение, где плодотворно трудится более 25% местных жителей, а объем производимой продукции – более 50% всего количества, выпускаемой на территории города. Подобные объекты в значительной мере влияют на экономические показатели города, его инфраструктуру, уровень жизни людей и их обеспеченность. В свою очередь от местного населения зависит вся работа организации, то есть жители и предприятие неразрывно связаны.
На градообразующие объекты, помимо основной деятельности, полагаются задачи по решению социальных проблем. Например, обеспечение теплом образовательных и дошкольных учреждений, содержание объектов здравоохранения, обеспечение жителей электроэнергией.
Естественно, социальные расходы влияли на себестоимость продукции, которая с приходом рыночной экономики становилась абсолютно неконкурентной.
Многие градообразующие предприятия перестали быть востребованными после того, как СССР распался. Продукция, процессы производства которой были нерушимы годами, стала никому не нужна из-за своей высокой цены. А упадок организаций повлек за собой возникновение крайне неблагоприятной социальной обстановки в зависимых городах, в том числе и высокий уровень безработицы.
Стоит заметить, что «многие» не значит «все». На карте страны отмечены около 100 моногородов, градообразующие предприятия которых остались на плаву даже во время кризиса и успешно ведут экономическую деятельность.
Нормативное регулирование
Изначально термин «градообразующее предприятие» регламентировался ПП РФ от 29.08.94 № 1001, которое было признано недействительным Указом РФ от 02.02.05 № 116. Нормативный акт признавал предыдущий Указ РФ от 02.06.94 № 1114 утратившим силу. А именно на основании этого акта и было издано Постановление.
Что интересно, на сегодняшний день нет ни единого нормативного акта, регламентирующего порядок признания объекта промышленной или хозяйственной деятельности градообразующим.
В настоящем своде законов можно обнаружить только упоминания, применяемые для особых случаев. Ст. 169 ФЗ от 26.10.02 № 127-ФЗ говорит, что градообразующими считаются организации, где работает не менее 25% жителей соответствующего населенного пункта. Информация повторяется в законе № 219 21.07.14.
Стратегическое планирование
Отсутствие стратегического планирования, как такового, стало основной проблемой градообразующих предприятий и причиной их упадка. Такие промышленные объекты просто не реагировали на изменения в экономике.
Исследования, проведенные российскими и зарубежными учеными, позволили определить следующие факторы, препятствующие развитию градообразующих компаний:
Нужно заметить, что градообразующие компании являются крайне привлекательными для инвестирования при условии реструктуризации, смены вида деятельности, актуализации производимой продукции под современные нужды, внедрения принципиально новой стратегии деятельности, смены руководства. Однако, все реформы необходимо производить только после тщательной проработки и оценки всех рисков, поскольку существует вероятность возникновения негативных социально-экономических изменений для сотрудников промышленного объекта.
В настоящее время наиболее перспективны три модели стратегического планирования и развития:
Указанные стратегии являются универсальными, но применение их индивидуально в каждом конкретном случае.
Финансовое обеспечение
Учитывая узкую направленность деятельности объектов, образовавших вокруг себя поселения, в моногородах не так много возможностей для экономического развития и часто они направлены только на использование простаивающих производственных мощностей для создания абсолютно другой экономической базы.
Если руководитель градообразующего предприятия является профессионалом своего дела и настроен на активное развитие организации и территории, возможны поступления средств в бюджет города со стороны малого и среднего бизнеса, получающих дополнительную поддержку.
Но, как это часто бывает, далеко не каждый владелец подобных промышленных объектов проявляет желание к инвестированию средств.
Поэтому моногорода находятся на господдержке, выполняющейся в двух основных направлениях:
Мероприятия
Рассмотрим подробнее направления господдержки моногородов и организаций, вокруг которых они были основаны.
Законодательством РФ предусмотрены следующие меры господдержки:
Для поддержки городского бюджета применяются такие меры поддержки:
Дополнительные программы развития
Государственными органами, совместно с представителями местной власти, выполняются такие виды мероприятий, направленных на улучшение показателей социальной сферы и развитие экономики в моногородах:
Дополнительными программами развития также предусматривается введение новейших средств сбережения энергии в сфере производства и социально-бытовом направлении.
Перечень градообразующих предприятий РФ
На данный момент, перечень градообразующих предприятий Российской Федерации включает 319 объектов. Крупнейшие промышленные объекты и связанные с ними города в порядке убывания численности населения:
В перечне приведены предприятия в моногородах, численность населения которых превышает 50 тысяч жителей.
Некоторые моногорода выросли вокруг предприятий военно-промышленной сферы, и являются по сути закрытыми административно-территориальными образованиями.
Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.
Градообразующее предприятие
Содержание
Градообразующие предприятия в СССР
В Советском Союзе доля городов и рабочих посёлков, полностью ориентированных на обслуживание одного производства, доходила до 30-40 %. [2]
Градообразующие предприятия в РФ
Законодательное определение градообразующего предприятия
Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 27.12.2009) «О несостоятельности (банкротстве)» (принят ГД ФС РФ 27.09.2002) [3]
Статья 169 трактует градообразующие предприятия следующим образом:
Для целей настоящего Федерального закона градообразующими организациями признаются юридические лица, численность работников которых составляет не менее двадцати пяти процентов численности работающего населения соответствующего населенного пункта.
Ранее для определения градообразующего предприятия ссылались на Постановление Правительства РФ от 29.08.94 № 1001 однако оно утратило силу
Субъекты РФ могут принимать свои законы, определяющие это понятие.
Список моногородов в России
Здесь приведен неполный список городов образованных на основе градообразующих предприятий. [4]
Расположение градообразующего предприятия | Регион | Численность населения | Градообразующее предприятие | Принадлежность |
---|---|---|---|---|
Асбест, г. | Свердловская область | 71.3 тыс. | ОАО «Уральский асбестовый горно-обогатительный комбинат» | ОАО «Ураласбест» |
Байкальск, г. | Иркутская область | 15.0 тыс. | ОАО «Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат» | УК ЛПК «Континенталь Менеджмент» |
Будённовск, г. | Ставропольский край | 51.7 тыс. | ООО «Ставролен» | |
Вяртсиля, пгт | Республика Карелия | 3 тыс. | ЗАО «Вяртсильский метизный завод» | ОАО Мечел |
Вятские Поляны, г. | Кировская область | 38.8 тыс. | ОАО «Вятско-Полянский машиностроительный завод „Молот“» | |
Гуково, г. | Ростовская область | 68.0 тыс. | ОАО «Росуголь» | |
Дальнегорск, г. | Приморский край | 48.1 тыс. | ЗАО «Горнохимическая компания Бор» | ЗАО «Русская горно-рудная компания» |
Жарковский, пгт | Тверская область | 3.3 тыс. | ООО «Жарковский ДОК» | Компания ФЕЛИКС) |
Камские Поляны, пгт | Республика Татарстан | 14.9 тыс. | ООО «Управляющая компания „Индустриальный парк Камские Поляны“» | |
Карабаш, г. | Челябинская область | 15.8 тыс. | ЗАО «Карабашмедь» | ЗАО «Русская медная компания» |
Ковдор, г. | Мурманская область | 19.5 тыс. | ОАО «Ковдорский горно-обогатительный комбинат» | |
Кондопога, г. | Республика Карелия | 33.7 тыс. | ОАО «Кондопога» | |
Костомукша, г. | Республика Карелия | 29.7 тыс. | ОАО «Карельский окатыш» | ОАО «Северсталь» |
Ленинск-Кузнецкий, г. | Кемеровская область | 107.7 тыс. | ОАО «СУЭК-Кузбасс» | ОАО «СУЭК» |
Магнитогорск, г. | Челябинская область | 410 тыс. | ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» | |
Лиски, г. | Воронежская область | 100.1 тыс. | Юго-Восточная железная дорога | ОАО «Российские железные дороги» |
Надвоицы, пгт | Республика Карелия | 10.2 тыс. | ОАО «Надвоицкий алюминиевый завод» | ОК РУСАЛ |
Находка, г. | Приморский край | 159.7 тыс. | порты Находка, Восточный | |
Нижний Тагил, г. | Свердловская область | 361.4 тыс. | ОАО «НТМК», ОАО «НПК „Уралвагонзавод“» | |
Новодвинск, г. | Архангельская область | 41.8 тыс. чел. | ОАО «Архангельский ЦБК» | |
Новокузнецк, г. | Кемеровская область | 563.8 тыс. чел. | ОАО ЗСМК | Евраз |
Норильск, г. | Красноярский край | 105 тыс. чел. | ОАО заполярный филиал гмк Норильский никель | |
Павлово, г. | Нижегородская область | 61.1 тыс. | ОАО «Павловский автобус» | Холдинг«Группа ГАЗ» |
Пикалёво, г. | Ленинградская область | 22.1 тыс. | ЗАО «БазелЦемент-Пикалёво», ЗАО «Пикалёвский цемент» | ЗАО «ЕВРОЦЕМЕНТ груп», ЗАО «БазэлЦемент» |
Питкяранта, г. | Республика Карелия | 12.5 тыс. | ОАО «Целлюлозный завод Питкяранта» | |
Прокопьевск, г. | Кемеровская область | 214.4 тыс. | ООО «Прокопьевскуголь», ООО «Шахтоуправление „Прокопьевское“» | ХК «СДС-Уголь» |
Ревда, г. | Мурманская область | 9.4 тыс. | ООО «Ловозерский горно-обогатительный комбинат» | |
Ртищево, г. | Саратовская область | 42 тыс. | ОАО «РЖД» (Ртищевское отделение Юго-Восточной железной дороги) | |
Сатка, г. | Челябинская область | 45.7 тыс. чел. | ОАО «Комбинат „Магнезит“» | ООО «Группа „Магнезит“» |
Саянск, г. | Иркутская область | 40.5 тыс. чел. | Саянскхимпласт | |
Светлогорье, п. | Приморский край | 1.7 тыс. | ООО «Горнорудный комбинат „Русский вольфрам“» | |
Северодвинск, г. | Архангельская область | 190 тыс. | ГРЦАС ОАО ПО «Севмаш» | ОСК |
Североуральск, г. | Свердловская область | 31.1 тыс. | Северо-Уральский Бокситовый Рудник | РУСАЛ |
Сегежа, г. | Республика Карелия | 32 тыс. | ОАО «Сегежский ЦБК» | |
Семилуки, г. | Воронежская область | 23.9 тыс. | ОАО «Семилукский огнеупорный завод» | |
Стерлитамак, г. | Республика Башкортостан | 271.5 тыс. | ОАО «Сода», ОАО «Каустик», ОАО «Синтез-Каучук», ОАО «СНХЗ» | |
Тольятти, г. | Самарская область | 705.5 тыс. | ОАО «АвтоВАЗ» | ГК «Ростехнологии» |
Тутаев, г. | Ярославская область | 41.4 тыс. | ОАО «Тутаевский моторный завод» | Холдинг«Группа ГАЗ» |
Тында, г. | Амурская область | 35.6 тыс. | БАМ | РЖД |
Череповец, г. | Вологодская область | 310.2 тыс. | ОАО «Северсталь» | |
Чистополь, г. | Республика Татарстан | 61.1 тыс. | Чистопольский часовой завод | |
Чусовой, г. | Пермский край | 49.26 тыс. | ОАО «Чусовской металлургический завод» | |
Линёво, пгт. | Новосибирская область | 20.7 тыс. | ЗАО «ЭНЕРГОПРОМ-Новосибирский электродный завод» | Группа Энергопром |
Также большое количество городов и посёлков Ханты-Мансийского автономного округа и других нефтегазодобывающих регионов.
Градообразующие предприятия в других странах
Похожим образом понятие «градообразующее предприятие» трактуется и в законодательстве некоторых стран СНГ. Например, законом Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» установлено, что к градообразующим относится предприятие, на котором занято не менее 25 % от численности занятых в экономике данного населенного пункта. [5]
Примечания
постановление правительства в настоящее время не действует, отменено Указом Президента в связи с принятием закона «О несостоятельности (банкротстве)» критерии отнесения к градообразующим — 25 % численности работающего населения.
Градообразующее предприятие: сущность, значение, особенности развития
Градообразующее предприятие дает жизнь целому населенному пункту, жители которого и обеспечивают функционирование конкретного промышленного объекта. Некоторые такие города с монопрофильной экономикой возникли еще в Российской Империи, другие были образованы для воплощения грандиозных планов СССР. Но в каждом из подобных населенных пунктов, помимо самого предприятия, часто имеющего стратегическое значение для всего государства, есть наследие – имперское, советское или современное.
Понятия «градообразующее предприятие» и «монопрофильный город»
В актуальных законодательных актах РФ нет четкого объяснения данных понятий. Считается, что предприятие является градообразующим, если на промышленном объекте трудоустроено более 25% населения города. Монопрофильными же называют города, возникшие вокруг определенного промышленного объекта.
Самым известным примером моногорода можно назвать Тольятти, где в 1966 году началось строительство крупнейшего в СССР автомобильного завода (фото ниже). До этого события, к началу пятидесятых годов население города составляло всего 12 тыс. человек, но уже 1970 г. число горожан достигало 250 тысяч, а в 1990 г. насчитывалось 640 тысяч жителей.
Кроме того, многие поселения на Урале или в Сибири возникали именно по схеме монопрофильных городов. Таким населенным пунктом также можно назвать Ноябрьск, история которого берет начало с 1975 года, когда на лед местной реки высадилось 40 человек, целью которых было освоение месторождений нефти и газа. Уже через 10 лет в Ноябрьске проживало 68 тысяч человек, большинство из которых как раз и обеспечивали добычу и переработку нефти и газа.
Общее количество моногородов в России неизвестно по той причине, что в актуальном законодательстве не существует единого перечня критериев, соответствие которым позволило бы отнести определенный населенный пункт к списку тех, что возникли вокруг градообразующего предприятия. Однако официальный «Перечень моногородов» от 24.11.2015 года включает в себя 319 муниципальных образований. Некоторые из них отличаются стабильными темпами развития, другие находятся в упадке, а часть и вовсе оказалась на грани банкротства. В зависимости от сложившейся социально-экономической ситуации такие города разделяют по трем категориям.
Основные этапы образования моногородов на территории РФ
Первый этап массовой организации производств и городов вокруг промышленных объектов начался еще во времена индустриализации эпохи Петра I. Много рабочих рук требовала организация железоделательных заводов в зонах освоения и суконных мануфактур. Тогда к заводам приписывались крепостные, войска или каторжные работники. Со временем рабочие поселки развивались в крупные промышленные города.
Вторая волна массового образования моногородов связана с индустриализацией в СССР и развитием легкой промышленности. Новообразованные мануфактуры располагались преимущественно в Центре России, производства формировались в селах и небольших населенных пунктах, которые славились народными промыслами. Именно так появились Орехово-Зуево, Павлов Посад, Гжель, Шуя, Гусь-Хрустальный. В то же время активно росли шахтерские поселки вдоль Транссибирской магистрали.
Сталинская индустриализация не отметилась высокими темпами образования моногородов. Эвакуация во времена войны стала причиной возникновения новых градообразующих предприятий. Кроме того, некоторые промышленные объекты стали градообразующими по той причине, что основной объект был эвакуирован. Так случилось, например, с городом Шадринском, откуда в тыл переместили часть ЗиЛа.
В пятидесятых годах началось массовое строительство новых мощностей. Были созданы крупные пищевые предприятия в городах европейской части России, возникли закрытые населенные пункты, которые специализировались на оборонной промышленности, наукограды. Структура моногородов России стала представлять сложную систему, в которую входили муниципальные образования, различные по численности жителей (от Байконура или Тольятти до небольших рабочих поселков), сложности производства и профессиональной подготовке горожан.
Сегодняшняя карта монопрофильных городов России представлена ниже.
Три категории моногородов по уровню благополучия
Среди всего многообразия монопрофильных городов, возникших вокруг градообразующего предприятия, выделяют три категории населенных пунктов. Ключевым критерием градации промышленных моногородов являются темпы ухудшения экономической и социальной ситуации.
Список относительно благополучных муниципальных образований включает в себя около сотни населенных пунктов. Градообразующее предприятие относительно благополучного моногорода не испытывает значительных проблем даже во время кризиса. К таким промышленным объектам относятся, как правило, предприятия военно-промышленного комплекса и заводы, специализирующиеся на добыче и переработке нефти и газа.
Монопрофильные города с малоперспективным предприятием – это наиболее многочисленная категория промышленных населенных пунктов (154 муниципальных образования). Промышленные объекты в таких моногородах остаются привлекательными для инвестиций, что дает им шанс выжить за счет смены собственника или перепрофилирования производства.
Города с наиболее сложным социально-экономическим состоянием – это населенные пункты, градообразующее предприятие которых находится в плачевном состоянии и не имеет перспектив развития. Моногородов, которые признаны бесперспективными, насчитывается 94. Реальное количество предприятий, находящихся на стадии банкротства, неизвестно по той причине, что экспертиза ситуации не была проведена.
Ключевые особенности развития моногородов
Моногорода возникают вокруг одного или двух градообразующих предприятий и специализируются на отдельных областях. Ключевыми особенностями такого типа населенных пунктов можно выделить:
Проблемы монопрофильных городов в Российской Федерации
Список градообразующих предприятий и моногородов РФ
Несмотря на все проблемы, возникающие с монопрофильными городами и предприятиями, образующими населенные пункты, список градообразующих промышленных объектов включает в себя 319 муниципальных образований. Многие из них могут похвастаться значительной численностью населения. Крупнейшие градообразующие предприятия России (список по численности населения) представлены такими предприятиями:
Некоторые исчезнувшие промышленные гиганты России
Существует не один десяток гигантов, которые ранее составляли мощь России и Советского Союза, однако сейчас уничтожены. Основные градообразующие предприятия этой категории представлены такими промышленными объектами:
Программа «Пять шагов благоустройства» для монопрофильных городов
В настоящее время разрабатываются федеральные и региональные программы поддержки монопрофильных городов. Одним из таких проектов является программа «Пять шагов благоустройства повседневности». Предусматривается, что основные пункты программы должны быть реализованы в моногородах до 2018 года:
Национальный проект развития моногородов в РФ
Национальный проект развития монопрофильных городов был признан стратегическим для реализации в ближайшее время. Главные задачи проекта таковы:
Проект охватывает более трехсот монопрофильных населенных пунктов в различных субъектах РФ.