какое предложение является по своему виду четвертым лишним
Азбучные истины
Учебники
Интернет-олимпиада «Родной русский» (2002)
Интернет-олимпиада по русскому языку для стран СНГ и Балтии (2004)
Первая SMS-олимпиада по русскому языку (2004)
Вторая SMS-олимпиада по русскому языку (2004)
Международная интернет-олимпиада «Интерактивный русский» (2007)
Видео
Полезные ссылки
Летнее чтение
Запоминалки
Цитаты о языке
Скороговорки
Пословицы и поговорки
Интернет-олимпиада «Родной русский» (2002)
I тур. Задание № 2
2.1. В каких предложениях слово свой – лишнее, а в каких – необходимо? Ответ обоснуйте.
Комментарий. По правилам русской грамматики возвратное местоимение свой относится к слову, называющему производителя соответствующего действия. В предложении слово свой избыточно, так как назван только один производитель действия (литература).
Комментарий. Глагол терять имеет значение «утрачивать частично или полностью присущие кому-нибудь качества, свойства, состояния»: терять сон, терять зрение, терять совесть, терять равновесие. Уже в самом лексическом значении этого глагола заключен компонент «присущий кому-нибудь», терять свое сознание – плеоназм. Ср. также неправильные: терять чужое сознание, терять чужое равновесие и под. Таким образом, в предложении Вдруг Софья теряет свое сознание слово свой избыточно.
Комментарий. Употребление слова свой уместно, производитель действия в этом предложении – минерал, записывать здесь употреблено образно. Если бы слово свой отсутствовало, то предложение могло быть понято так: минерал записывает чей-то возраст.
Комментарий. В этом предложении один производитель действия – прохожий, он снимает шляпу. Слово свой избыточно, так как других «действующих лиц» в предложении нет. Кроме того, понятно, что прохожий снял шляпу, для того чтобы поклониться.
Всего ответов – 141.
2.2. Укажите, какие слова в предложениях избыточны. Ответ обоснуйте.
Комментарий. Это задание предполагало, что участники олимпиады должны знать о плеоназмах. Плеоназм – оборот речи, в котором без надобности повторяются слова, частично или полностью совпадающие по значениям, или такие, в которых значение одного слова входит в состав другого. Например: свободная вакансия – вакансия – незанятая, незамещенная, свободная должность; то есть значение слова вакансия уже содержит компонент «свободный». Плеоназмы – довольно частая лексическая ошибка.
Всего ответов – 143.
Каждый правильный ответ – 1 балл, каждое корректное обоснование – 1 балл.
Елена Нойхаус (Германия)
Кристина Москаленко (Литва)
Наталья Эккер (Эстония)
Антон Благовещенский (Украина)
Ванда Котикова (Россия)
Денис Локтев (Франция)
Николай Сергеевич Перов (Россия)
Laura Arutunian (Armenia)
Тест по русскому языку Простое предложение 11 класс
Тест по русскому языку Простое предложение 11 класс с ответами. Тест состоит из 2 вариантов, в каждом варианте 3 части. В части А — 5 заданий. В части В — 2 задания. В части С — 1 задание.
1 вариант
A1. Какое предложение является простым?
1) Как вы думаете, какова был судьба «вечных» образов в литературе начала ХХ века?
2) Кризисы в искусстве существовали всегда, от творческих неудач никогда не был застрахован ни один творец.
3) На каком транспорте я могу добраться до Бологого и сколько стоит билет?
4) Поиск неординарных героев, романтизация ярких личностей имеют глубокие традиции в отечественной словесности.
А2. В каком предложении на месте пропуска ставится тире?
1) Злой язык () что стрела.
2) Берёза () не единственный символ России.
3) Сохранение духовных основ и художественных традиций () залог бессмертия культуры и главная её животворящая сила.
4) Он () очень опытный и знающий специалист.
А3. Какое предложение является двусоставным?
1) Комната с видом на море.
2) Способен ли герой к нравственному возрождению?
3) Не перестаю удивляться разнообразию форм жизни.
4) Мне так и не удалось найти ответ.
А4. Укажите предложение, в состав которого входит неполное предложение.
1) Честно говоря, я боюсь темноты.
2) Сидя за компьютером, старайтесь держать спину прямо.
3) Брат собирается стать программистом, а я — врачом.
4) Передача, которая прозвучала в утреннем эфире, повторится вечером.
A5. Укажите вид сказуемого в приведённом ниже предложении.
Онегин был, по мненью многих (судей решительных и строгих), учёный малый, но педант.
1) простое глагольное
2) составное глагольное
3) составное именное с нулевой связкой
4) составное именное с глаголом-связкой
В1. Выпишите из приведённого ниже предложения несогласованное определение.
Впервые мы видим Наташу ещё ребёнком: это была «черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка».
Прочитайте стихотворение А.А. Фета и выполните задания В2, С1.
Шёпот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слёзы,
И заря, заря.
В2. Укажите вид односоставных предложений в стихотворении.
C1. Как языковые средства текста помогают А.А. Фету в создании лирического образа?
2 вариант
A1. Какое предложение является простым?
1) Как выявить истинно новаторское произведение и распознать его как эстетическое явление?
2) Родион Раскольников — герой художественного произведения, но всеми его маршрутами можно пройти в реальном Петербурге.
3) К вечеру ветер стих и по небу разлился розоватый закат.
4) Из самого сложного положения можно найти выход, нельзя опускать руки.
А2. В каком предложении на месте пропуска ставится тире?
1) Ты () настоящий друг.
2) Эта картина () не лучший образец современного искусства.
3) Лес () будто терем расписной.
4) Говорить правду () свойство сильного человека.
А3. Какое предложение является двусоставным?
1) Буду писать тебе каждый день.
2) На небе нет ни звёздочки.
3) Бессмысленный и тусклый свет.
4) Жизнь Онегина в Петербурге праздна и однообразна.
А4. Укажите предложение, в состав которого входит неполное предложение.
1) Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит.
2) Рыба ищет где глубже, а человек — где лучше.
3) Невежество, которое претит Чацкому, присуще фамусовскому обществу.
4) Дождь приостановил барабанную дробь, звучавшую около часа.
А5. Укажите вид сказуемого в приведённом ниже предложении.
Как рано мог уж он тревожить сердца кокеток записных!
1) простое глагольное
2) составное глагольное
3) составное именное (именная часть выражена наречием)
4) составное именное (именная часть выражена существительным)
B1. Выпишите из приведённого ниже предложения несогласованное определение.
Впереди других, ближе, подбегала к коляске черноволосая, очень тоненькая, странно тоненькая, черноглазая девушка в жёлтом ситцевом платье, повязанная белым носовым платком.
Прочитайте стихотворение А.А. Фета и выполните задания В2, С1.
Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна,
Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далёких
Одинокий бег.
В2. Укажите вид односоставных предложений в стихотворении.
C1. Как языковые средства текста помогают А.А. Фету в создании образа природы?
Ответы на тест по русскому языку Простое предложение 11 класс
1 вариант
А1-4
А2-3
А3-2
А4-3
А5-4
В1. С большим ртом
В2. Назывные
2 вариант
А1-1
А2-4
А3-4
А4-2
А5-2
В1. В желтом ситцевом платье
В2. Назывные