какое поверье есть у моряков

Морские приметы и поверья на море и корабле для моряков и капитанов

какое поверье есть у моряков

Приметы на море и корабле. О морских приметах, кораблях и матросах, о штиле и шторме, о чайных клиперах и их капитанах

На Руси издавна ублажали домового, наливая на ночь ему в блюдечко молока. А при переезде клали лапоть с приговором, чтобы такая знакомая «нечистая сила» попала на новое место жительства. Но мало кто знает, что и на парусниках Балтики существовал корабельный дух под названием «Клабаутерман», селившийся обычно в трюме. Похожий на бородатого гнома, морской «домовой» забирался иногда и под якорную лебедку, слушая шум цепи, поднимавшей и опускавшей сварную конструкцию. В шторм забирался на мачту, боясь течи в трюме.

Во все века на судне запрещался и сегодня запрещен свист, но в эпоху парусников матросы специально свистели во время штиля, дабы вызвать ветер. Или чесали какую-либо мачту ногтями с этой же целью. А вот починка парусов с помощью иглы и нитки в штилевую погоду запрещалась, чтобы не «пришить ветер». Рулевому доверялось говорить заклинания, глядя на обвисшие паруса. Произнося ласково соответствующие слова, он якобы мог «будить желанный ветер», ибо нет хуже для моряка ситуации, когда судно застрянет посреди океана надолго.

Широко известно, как не любят моряки присутствия на судне женщины. Считается, что она принесёт горе. Так и случилось однажды в 1912 году, когда пропали сразу две экспедиции в полярные широты. На кораблях находились женщины. На «Геркулесе» Владимира Русанова – его невеста, а на «Святой Анне» — дочь генерала Брусилова. Вот и не верь после этого морским суевериям! Арктические экспедиции погибли во льдах.

На скоростных парусниках, огибавших Африку и возивших с Востока в Европу чай и пряности, капитаны обычно не жалели своих фуражек, кидая их в воду при отчаливании от пристани, считая, что ублажают этим Нептуна. Некоторые «морские волки» до того поднаторели в длительных рейсах, что не боялись никаких штормов. Чайные клиперы их достигали скорости 20 узлов, а это 36 км/час! Капитаны менее удачливых в этом отношении судов считали, что счастливчики просто продали душу Сатане. Приметой того было отсутствие на палубе тени от солнца (если оно светило) от фигуры удачливого «морского волка».

Таинственное сияние на верхушках мачт названо «огнями Эльма». Моряки к этому относились благосклонно, считали, что им покровительствует божественная сила. Сегодня известно, что это просто коронные разряды электричества, возникающие в форме кисточек на вершинах мачт в предгрозовой период. Такое же сияние возникает при пролете самолета (на его фюзеляже и крыльях) сквозь облако пепла, выброшенного вулканом при извержении. Эффект можно вызывать и дома, поглаживая кошку в темноте – на её шерсти станут проскакивать искры электричества.

Много у моряков примет — о всех и не расскажешь. Впрочем, есть суеверия и у водителей-дальнобойщиков, и у машинистов, летчиков и так далее. С древних времен в человеке остался страх перед неведомым, иногда он проявляется в приметах и суевериях.

Морские приметы и поверья

какое поверье есть у моряков

2. Ступать на палубу следует с правой ноги, с левой – не к добру.

3. В случае салюта на корабле – залп салюта должен быть нечетным.

4. Женщина на корабле – к беде или неудаче, согласно приметам.

5. Первый гвоздь забивать в киль корабля следует через подкову, а сам гвоздь должен быть золотым или позолоченным.

6. Счастливое, благополучное плаванье будет сопутствовать тому кораблю, у которого киль сделан из таких деревьев как — Рябина, Ясень или Кизил.

7. Считается, что тот корабль, киль которого сделан из ворованного дерева, если кража обнаружиться – сгорит или случится пожар на корабле, а если пропажа дерева не будет обнаружена, то корабль по ночам будет идти быстрее, а днем медленнее.

8. Подкова прибитая к мачте корабля защитит корабль от бед и несчастий.

9. При закладке корабля перед выходом в море, если случайно обнаружиться присутствие девушки девственницы, особенно, с волосами рыжего цвета – плохая примета, сулящая не доброе.

10. Плохой приметой считается – сменить название – имя корабля, такое судно станут преследовать неудачи и беды.

11. Новое судно при спуске на воду, если проходит крещение бутылкой вина, которую нужно разбить о форштивень, — вдруг не разобьется или пролетит мимо, то согласно приметам это сулит кораблю несчастье.

12. Акулий хвост закрепленный к бушприту делает корабль более скоростным.

13. Пока новый корабль не спущен на воду нельзя преждевременно оглашать его имя (название), как и после менять его.

14. Если крысы бегут с корабля – это предвещает кораблю беды или гибель.

15. Согласно приметам, моряк с глазами разного цвета на корабле – к несчастью, моряк с кривыми ногами – к удаче.

16. Рождение на борту корабля ребенка – к большой удаче.

17. Ведро или швабра случайно выроненное за борт корабля – к неудачам.

18. Нельзя передавать корабельный флаг между ступеньками трапа – это сулит неудачи кораблю.

19. Нельзя приносить цветы на борт корабля перед выходом в море, так же как использовать вещи будучи на корабле утонувших моряков – это все сулит несчастье.

20. Если нужно призвать ветер (особенно для парусных), то нужно свистеть в ту сторону с какого направления нужен ветер, а так же поскрести по мачте. Без причины свистеть на палубе нельзя, иначе корабль может угодить в шторм.

21. Нельзя убивать морских птиц и чаек, так как согласно народным поверьям в птиц переселяются души погибших моряков.

22. Таинственное появление «огней Эльма» на макушке мачты корабля – хороший знак, к везению и удаче, к счастливому плаванию.

23. Бутылку с вином на корабле следует передавать против солнца – тому кто с правой стороны, если передавать наоборот – по левую сторону от себя, то это сулит морскую серость.

Источник

Морские суеверия и приметы

какое поверье есть у моряков какое поверье есть у моряков

какое поверье есть у моряков какое поверье есть у моряков

Моряк-профессионал формируется как таковой под влиянием многих причин: это и поверья (в общежитии называемые предрассудками), и морские легенды, обычаи, и своеобразный уклад жизни, и весьма выразительный, ядреный морской язык; песни, игры и прочее. Все это очень интересно, и можно было бы составить целую книгу. Здесь мы коснемся этого безусловно важного вопроса.

Поверья возникали в результате наблюдения над разными явлениями природы моряками всех наций с первых дней мореплавания. Многое стало предрассудком в силу совпадения момента проявления скрытых сил природы с каким-либо несчастьем на судне или с членом экипажа. Много чудесного порассказано и в силу свойственного человеку желания преувеличить, особенно когда бывалый соленый моряк повествовал о долгих походах и происшествиях.

Тома написаны о морских предрассудках, начиная с похода аргонавтов, легенды сложены о плавающей скале-острове, о Летучем голландце. Такие чисто морские явления природы, как водяные смерчи, фосфоресценция воды, огни святого Эльма, ветры, штормы, морские чудовища не могли не породить большого числа легенд, поверий и обычаев, помогавших избежать ужасных явлений.

Было в обычае русского флота при проходе траверзе южного Гогландского маяка бросать Нептуну мелкую монету как дань за благополучное дальнейшее плавание, в особенности если корабль шел в дальний вояж.

— В судовом журнале заранее не обозначается порт, в который следует корабль, пока он в него не прибудет.

— Нельзя выходить на верхнюю палубу без головного убора.

— Кошка, особенно черная, считается у моряков счастливым животным. Однако кот, который в море начинает резвиться, «несет на хвосте ветер» и предвещает скорый шторм.

— Неудачи будут преследовать корабль с мертвецом на борту, вот почему тело усопшего стараются побыстрее предать волнам.

— Неудачи будут преследовать судно, сменившее название, поэтому моряки с неохотой нанимаются на такие суда.

— Есть поверье, что души погибших в море перевоплощаются в морских птиц. Поэтому, бывалые моряки стараются не обижать чаек и другую летающую над водой живность. Также очень уважаемым животным на море является кит. Считается, что встреча с ним приносит удачу.

— Самым почитаемым святым у русских моряков считается святой Никола Морской. Они верили, что только их Покровителю «Божья милость вперед дарована», то есть в критической ситуации он может помогать самостоятельно, не согласовывая свои действия с Богом.

— Первый гвоздь в киль корабля нужно забивать через подкову. Гвоздь желательно должен быть золотым (или монеткой золотой).

— Кораблю с килем из брусьев ясеня, рябины, кизила будет сопутствовать благополучное плавание.

— Корабль с килем из краденого дерева сгорит во время первого же выхода в море, если кража будет обнаружена. Если кража не будет раскрыта, то корабль ночью будет идти быстрее, чем днем.

— Подкова, прибитая к мачте, защищает корабль от беды.

— Хвост акулы, прибитый к бушприту, способствует увеличению скорости корабля.

— Преждевременное оглашение имени корабля крайне нежелательно.

— Нельзя менять имя корабля.

— Несчастье ожидает тех, кто использует вещи утонувших моряков или приносит на борт цветы перед выходом в море.

— Съемка с якоря в понедельник, особенно 13 числа, сулит беду (на русском флоте).

— Признание неприкосновенности сундука или чемодана.

— Признание превосходства кормы корабля перед его носом.

— Нельзя убивать чаек или вообще всякую морскую птицу (души погибших моряков переселяются в них).

Морские легенды и мифы

— Согласно мифологии древних греков у повелителя ветров Эола были четыре помощника – северный бурный ветер Борей, восточный Эвр, южный Нот и западный Зефир. И чтобы не разгневать Эола с его помощниками, моряки обращались к повелителю ветров с молитвами и делали ему подношения. Но такие подношения и молитвы существовали не только в Европе, до сих пор в странах юго – восточной Азии моряки возносят молитвы своим древним богам, зажигают благовония и приносят дары, причем делают это с восточной щедростью и почтением, кидая в море серебряные или даже золотые монеты и украшения.

— Интересна и история происхождения праздника Нептуна, отмечаемого и в наши дни на всех кораблях, пересекающих экватор.
Нептун считался у древних римлян богом морей. Но так было не всегда – сначала он почитался как божество рек и источников, а также «курировал» осадки и был покровителем лошадей. Уже намного позже под воздействием эллинских верований Нептун приобрел черты, характерные для древнегреческого бога морских стихий Посейдона, и мифологические сказания передали ему такой атрибут Посейдона как трезубец. Нептун стал почитаться как владыка морей и океанов, и именно с этого момента моряки стали просить у него разрешения на пересечение экватора, точнее даже не экватора, а определенной зоны, отмечаемой на картах в качестве границы между различными полушариями земли, так как само понятие «экватор» появилось только уже во времена Великих географических открытий. С этих времен дошло до наших времен и первое упоминание о празднике Нептуна в том виде, в котором он празднуется и поныне.

— Отдельное место в морских легендах и преданиях занимают таинственные и ужасные обитатели морей и океанов и особенно их глубин. В древности те или иные те или иные опасные для мореплавания места также связывали с какими-то сверхъестественными существами. Классическим примером могут служить Сцилла и Харибда, мифические существа, которые, как гласят древнегреческая мифология и «Иллиада» Гомера, обитали по обеим сторонам узкого пролива (как полагают ученые, Мессинского) и губившие проплывавшие корабли.
Подобные морские чудовища являлись персонажами и других древних мифов, откуда они несколько позже перекочевали и в Библию. Однако большая часть мифов и легенд о морских чудовищах передавалась устно из поколения в поколение мореплавателей.

Суеверие у моряков-подводников

Большинство подводников уверено, что везение или невезение лодки закрепляются за ней вместе с номером. Отмечено, что трагедии часто случаются с субмаринами, оканчивающимися на «девятку».

В 1970 году атомная подводная лодка Северного флота К-69 столкнулась с неустановленной АПЛ ВМС США.

В том же году на АПЛ К-329, строившейся на заводе «Красное Сормово» в г. Горьком, произошел неконтролируемый пуск реактора, после чего возник пожар и последующий выброс радиоактивности.

В начале 1983 года атомная подводная лодка Северного флота К-449 столкнулась с неустановленной АПЛ ВМС США.

В том же году 24 июня АПЛ Тихоокеанского флота К-429 затонула около побережья Камчатки, в бухте Крашенинникова. После подъема поставлена на ремонт. При окончании ремонта снова затонула у стенки завода. Погибли 2 человека. 6 октября 1986 года атомная субмарина Тихоокеанского флота К-219 с двумя реакторами и 15 баллистическими ракетами на борту затонула в Саргассовом море около Бермудских островов вследствие взрыва в ракетной шахте. 4 члена экипажа погибли.

Приметы и суеверия у моряков

— Все моряки верят в примету относительно крыс, покидающих корабль, ибо им прекрасно известно, что крысы не терпят сырости, а потому, если грызуны бегут, это означает, что на корабле открылась течь.

— Женщина на борту традиционно считается дурным предзнаменованием для судна. Однако ребенок на корабле – к счастью.

— Одни из самых древних морских суеверий связаны с татуировками. С помощью них моряки пытались снискать расположение богов и благополучно вернуться домой. Удачу приносили изображение моря (символ надежды), черной кошки, клевера с четырьмя листками и подковы. У многих моряков распространены татуировки с изображением звезды между указательным и большим пальцами рук. Так, в американском ВМФ считается, что человек, на левой стопе которого изображены свинья и петушок, никогда не утонет.

— В каждом порту знают, что указывать пальцем на судно, выходящее из него, значит обречь его на гибель.

Поморы в ожидании попутного ветра заговаривали имена всех ветров,делая при этом засечки на специальной палочке. Её кормчий бросал через голову в море, говоря ласковые слова жене нужного ветра и ругая жену противного.
Шведы в таких случаях произносили молитву, где просили помощи у всесильного духа короля Эрика. По преданию, он мог направлять ветры в ту сторону, куда направлял козырек своей шапки.
Такой ветер называли «шапочный», а головные уборы фасона «как у Эрика»были обязательным атрибутом одежды каждого уважающего себя шкипера-шведа. У новозеландских моряков бытовал обряд «кормления» нужного ветра.

Шло время, раковинами пользоваться перестали, однако обычай «высвистывать» ветер продолжал жить, распространившись по всем морям и флотам. У русских моряков есть пословица: «Не посвистишь, так и ветра не будет». Но свистеть надо было с умом. Для этого у капитанов и боцманов имелись специальные «заговоренные» свистки, которые хранились в молитвенных шкатулках и использовались лишь в крайнем случае.

«Высвистывали» ветер мелодичными трелями, повернувшись в ту сторону, откуда ждали его прихода. Количеством посвистов определялась сила ветра и его продолжительность. Простое бездумное посвистывание на судне строго каралось, так как, по мнению моряков, могло привести к непредсказуемым бедам.

Впрочем, на «высвистывание» ветра полагались не все мореходы. Наиболее предусмотрительные принимали надлежащие меры еще до выхода в море. Например, древние греки перед длительным плаванием обривались наголо, как бы отдавая свои волосы в дар богу северного ветра Борею.
Финны приобретали в портовых лавках чудодейственные веревочки с тремя заколдованными узлами. В нужный момент, развязывая определенный из них, можно было вызвать легкий ветерок, хороший крепкий ветер или злую бурю. Кто был победнее, мог купить простой амулет в виде медальона с изображением судна, идущего под парусами.

У соленых бродяг были и другие «проверенные» средства. Например, считалось, что приносило ветер бултыхание швабры за боротом судна, царапанье мачты ножом, обливание парусов водой, привязывание к вантам ботинка или выбрасывание за борт какого-нибудь предмета в дар морским богам.
Правда, бывало, что все эти действия, вместе взятые, так и не вызывали ни малейшего движения воздуха. Тогда оставалось последнее средство. хорошенько выпороть сопливого юнгу, да так, чтобы он визжал на весь океан.

ЛЕСТНИЦА ИАКОВА (ЛЕСТНИЦА АНГЕЛОВ)

Считалось, что во время штиля, чтобы вызвать ветер нужно царапать мачту ножом, причем с той стороны с которой необходим ветер.

Если в море штиль, то чтобы появился ветер и паруса наполнились ветром, их обливали водой.

Древние мореходы Индонезии представляли противный ветер в виде разгневанной женщины-бури. Лучшее средство избавиться от ее козней. раздеться всем морякам догола. И тогда смущенная «ветреная дама» обязательно сворачивала в сторону.

Серьга в правом ухе оберегает от ревматизма и ослабления зрения. Большую золотую серьгу, носили моряки прошедшие мимо мыса Горн.

У русских моряков самым почитаемым святым, считается святой Никола Морской. Он не только «защищает бедных и неимущих», но и может оказать помощь судам, терпящим бедствие, прекратить шторм, исцелить матроса, упавшего с мачты, и прочее. Николу Морского называют «скорым помощником».
В рукописном памятнике «Устьянский правильник» этому дается следующее объяснение. Оказывается, все святые, кроме Николы, могут оказывать помощь молящимся только с разрешения всевышнего. Покровителю же моряков «вперед Божья милость дарована», то есть в критической ситуации он может действовать самостоятельно, не согласовывая свои действия с Богом. В морских условиях, когда порой была дорога каждая минута, такая помощь очень высоко ценилась.

У португальцев-католиков защитником моряков считается Святой Антоний. Моряки с благоговением относятся к нему, но вот с его образом в виде статуэтки обращаются довольно бесцеремонно. Во время бури ее привязывали к мачте, все туже и туже стягивая узлы, или купали на веревке в море, или же совсем выбрасывали за борт.

Кто не знает смелого и предприимчивого морехода Одиссея, героя многих древнегреческих мифов? В одном из них повелитель «бушующих и легковейных» ветров Эол подарил сыну Итаки попутный ветер и огромный мех с другими ветрами, запретив открывать его десять дней. Дарованный попутный ветер надувал паруса корабля, и, казалось, ничто не могло помешать морякам вернуться на родину. Однако их мечтам не суждено было сбыться. Любопытные спутники Одиссея развязали мех. Спрятанные там ветры, вырвавшись на волю, соединились в страшную бурю.

Источник

Топ 10 морских суеверий и примет

Работа в море сильно изменилась за последние сто лет. Больше нет кораблей месяцами затерянных в необъятных морских просторах. Моряки пользуются преимуществами спутниковой связи, метеорологических сводок, радаров; регулярно заходят в порты и общаются близкими при помощи интернета.

Но представьте себе жизнь на борту всего пару столетий назад: у вас нет специального оборудования, а навигационные знания являются привилегией избранных. В отсутствие более твердой основы люди цеплялись за суеверия и счастливые приметы, чтобы создать иллюзию контроля над враждебной и непредсказуемой стихией. Обрывки этих верований можно найти на борту даже сегодня. Мы собрали Топ-10 морских суеверий и примет, а также их происхождение.

1. Торжественный спуск на воду и присвоение имени кораблю

Традиция праздновать спуск на воду нового судна имеет давние корни. Впервые ритуал стали проводить в древнем Вавилоне еще в 3-м тысячелетии до н.э. Там, чтобы боги оберегали корабль и его обитателей, в жертву приносили быка. Древние греки и римляне также праздновали рождение нового судна пышными гуляньями и жертвоприношениями своим богам.

Позже, традиция смазывать стапеля кровью возобновилась во времена викингов. Они привязывали своих пленников к слипам, и драккары проливали кровь, едва соскальзывая в воду. Это должно было принести им удачу в боевых походах.

С распространением христианства этот ритуал трансформировался в разбивание бутылки вина о борт корабля. Вино или шампанское символизируют кровь, но никто уже не помнит мрачных истоков доброй традиции.

Существует также множество суеверий, связанных с крещением судна:

То же самое относится и к убеждению, что смена названия судна – плохой знак. Коммерческие суда, меняющие имя при смене судовладельца – обычная практика в наше время.

2. Женщине на борту не место?

Женщина на судне – к беде. В старину это суеверие имело логическое объяснение. Наличие на борту представительниц прекрасного пола привело бы к ссорам среди моряков, и без того вынужденных месяцами делить тесное пространство корабля. Однако, как ни странно, это суеверие живо даже сегодня, когда женщины все чаще занимают офицерские должности не только на мостике, но и в машинном отделении.

какое поверье есть у моряковImage Credits to Pinterest

Между тем, как это часто случается с мифами и легендами, в ситуации с дамами на борту все не слишком логично, потому что рождение ребенка, особенно мальчика, на судне определенно считается удачей. Более того, все остальные приметы, связанные с женщинами и морем – хорошие, особенно если дамы обнаженные и фигуристые. Во всех культурах было принято вырезать или изображать женские фигуры на своих судах, чтобы защитить их в море.

Настоящий расцвет носовых фигур наступил в 19 веке, когда каждый парусник был украшен изображением нежной греческой богини, воинственной королевы или просто дочери или жены судовладельца. Они летели впереди корабля, успокаивая море и принося удачу морякам.

3. Рыбаки – чемпионы по морским суевериям

В то время как моряки покоряют водную стихию, рыбакам нужно перехитрить еще одно явление природы – косяки рыб. Даже, несмотря на GPS, эхолоты и радары, многое в рыбной промышленности зависит от удачи, поэтому неудивительно, что рыбаки оказываются еще более склонными к различным морским суевериям и приметам:

4. Татуировки и серьги приносят удачу морякам

В старину моряк получал право проколоть ухо, когда пересекал экватор или огибал земной шар. Однако серьга служила не только знаком уважения в морском сообществе. Золото всегда оставалось ценностью и могло выручить своего владельца из беды, если он проиграл или растратил все свои деньги. Таким образом, ношение сережек постепенно стало синонимом безопасности и превратилось в суеверие.

То же самое касается и счастливых татуировок. Они не только приносили положительные эмоции владельцам, но и служили для облегчения идентификации после их смерти, поэтому остались в памяти народа как добрый знак.

5. Несчастливые дни

Оказывается, раньше существовал целый список дней, когда не стоило начинать морское путешествие. Возглавляла его пятница, предположительно, из-за того, что Иисус был распят в этот день. В морском фольклоре даже сохранилась интересная, хотя и неправдоподобная история о британском военном корабле, HMS Friday, который, чтобы преодолеть популярное суеверие, был заложен, спущен на воду и назван в честь пятницы. Поговаривают, что он пропал в своем первом плавании.

Между тем, сегодня графики движения судов составляются без оглядки на эти захватывающие библейские и мифологические события; к счастью, без каких-либо катастрофических последствий.

6. Бананы приносят неудачу морякам

Существует несколько версий происхождения этого мифа. Во-первых, предубеждение против бананов могло появиться из-за ядовитых пауков, которые скрывались между гроздей и кусали моряков. Другое объяснение состоит в том, что бананы были запрещены на борту, потому что при брожении они выделяют этилен, портя остальные продукты; ведь холодильников в те времена на судах еще не было.

Еще одна теория гласит, что плавающие гроздья бананов обычно видели в местах кораблекрушений, поэтому бананы стали ассоциироваться с морскими катастрофами.

7. Альбатросы – священные для моряков птицы

Другие морские суеверия, связанные с животными:

8. Знаки Судьбы

Помимо анималистических, морское сообщество разработало целый ряд счастливых и несчастливых примет, которые помогали им ориентироваться в океане повседневности. Так, например:

9. Оставьте лишнее на суше

Моряки всегда старались рассчитаться с долгами перед выходом в море. Люди понимали, что могут не вернуться из путешествия, поэтому нужно было уладить все свои дела, прежде чем подняться на борт.

Постепенно, известная практика превратилась в убеждение, что моряки, не рассчитавшиеся с долгами, повинны во всех штормах и несчастьях, с которыми сталкивалась команда. Поэтому должника вполне могли выбросить за борт.

10. Бермудский треугольник

Удивительно, но в эпоху спутниковых технологий, автономных судов и робототехники люди по-прежнему очарованы загадками Бермудского треугольника. Печально известная область простирается между Флоридским проливом, Багамскими островами и вокруг всей территории Карибских островов до Азорских островов. Христофор Колумб первым отметил, что компас отказывает в этой зоне; и с тех пор десятки кораблей и самолетов исчезли в «дьявольском треугольнике».

Среди теорий, объясняющих загадочные исчезновения: вихрь времени, инопланетяне (портал НЛО, если быть точнее), затерянный город Атлантида, комета, правительственные испытания и много других захватывающих гипотез.

Между тем, сегодня подтверждается, что Бермудский треугольник – не единственное место на Земле, где наблюдается магнитная аномалия; и аварии прошлого, скорее всего, связаны с человеческим фактором, отказом техники или плохими погодными условиями, а не с мистическими свойствами этого места.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *