какое понятие является общим коммуникация или общение
Разница между общением и коммуникацией
Общение как понятие по-разному воспринимается психологами, философами, творческими личностями и просто людьми, которые не особо задумываются над содержанием этого понятия, когда говорят друг с другом по телефону или обсуждают с близкими семейные проблемы. В определения смысла терминологически строгого слова коммуникация расхождение мнений не настолько выражено. Многие вообще считают, что коммуникация и общение – одно и то же. Так ли это?
Определение
Общение – многоплановый процесс речевой, интеллектуальной и психической деятельности человека, направленной на установление и развитие контактов с другими людьми.
Коммуникация – совокупность вербальных и невербальных операций, в результате которых происходит обмен информацией на уровне межличностного взаимодействия.
Сравнение
Важнейшее свойство общения – универсальность, способность объединять все виды человеческих взаимоотношений, которые удовлетворяют потребность в совместной деятельности и дают возможность каждому через взаимопонимание с другими осознавать себя уникальной личностью.
К этим видам относятся, прежде всего, коммуникация, взаимодействие между участниками общения и их непосредственное восприятие друг друга в качестве партнеров, ведущих диалог.
Коммуникация как вид общения обладает важнейшими функциями, включающими, кроме речевой деятельности человека, визуальные и тактильные способы восприятия им информации в виде жестов, мимики, позы, интонации.
В процессе коммуникативного общения человек не только говорит и слушает, но и выражает свое отношение к содержанию речи и собеседнику. Он может улыбаться или хмуриться, произносить фразы в ироничном тоне или подчеркивать важность сказанного легким касанием руки партнера, кивать в ответ на услышанное в знак согласия или, наоборот, чуть откидываться, демонстрируя недоверие к чьим-то словам. Вербальный контакт дополняется невербальной информацией, и только в такой форме становится основой общения.
Коммуникация и все ее процессы тесно связаны со знаковыми системами. В них входят алфавит, числовые и другие символы, дорожные знаки, условные обозначения, цветовые и звуковые сигналы. Их использование позволяет устанавливать дистанционное общение, если непосредственный контакт участников невозможен.
Общение как форма межличностных отношений сочетает коммуникативные функции с интерактивными и перцептивными. Если коммуникативная сторона общения связана с обменом информацией между людьми, то перцептивная регулирует их восприятие друг другом, а интерактивная способствует организации взаимодействия между ними по типу личного, делового или официального общения.
Общение и коммуникация – что это и отличия
Общение и коммуникация являются неотъемлемыми составляющими человеческой природы. Различия между терминами можно понять в полной мере, если привести для каждого из них определения. Общаться человек должен для гармоничного развития, коммуникация же позволяет ему узнавать больше, находясь в обществе. Понятия воспринимаются специалистами в области психологии, философии по-разному. Собственный взгляд на них имеется и у личностей творческих. Именно поэтому важно знать, какие имеются отличия и существуют ли они относительно указанных терминов.
Определение понятий
Общение представляет собой сложный и разноплановый процесс. В нем задействованы несколько видов деятельности человека – речь, интеллектуальные и психические возможности. Все они направлены на то, чтобы установить контакт с другим человеком (или несколькими людьми), укреплять и развивать его.
Коммуникация является совокупностью доступных человеку вербальных и невербальных операций. Результатом становится обмен информацией. Поступает она на уровне взаимодействия между личностями.
Сравнение
Пониманию сходства и различий между терминами поможет сравнение. Для продуктивного общения требуется особое свойство – универсальность. Если оно развито у человека, то ему будет легко объединить все доступные ему виды взаимоотношений между людьми, чтобы быть интересным для окружающих, вызывать желание поддерживать беседу. Одновременно с этим каждый из участников общения не перестают осознавать себя уникальными личностями. Коммуникация является одним из видов деятельности, которые можно применить в процессе общения. В результате два собеседника могут вести продуктивный диалог или общаться в составе группы.
Коммуникация, в свою очередь, обладает важнейшими для общения функциями. В состав включены речевые, визуальные и тактильные (прикосновение) способы восприятия информации. Значимыми в этом случае являются такие показатели, как тембр голоса или поза, которую выбрал собеседник. В процессе коммуникативного общения человек не только говорит и слушает, но и выражает свое отношение к содержанию беседы, а также к самому собеседнику. Выражается это не всегда в непосредственной беседе. Человек может улыбаться, смотреть в глаза, хмуриться, произносить фразы с иронией. Все это указывает, какие эмоции испытывает один собеседник по отношению к другому. Позитивный настрой выражается, когда возникает непроизвольное желание дотронуться или приблизиться к человеку. Удаление от собеседника может означать недоверие. Вербальный контакт дополняется получаемой в процессе общения, невербальной информацией. Подобный комплекс является полноценным для процесса взаимодействия между людьми, желающими получить новую информацию, обрести опыт и знания в различных областях деятельности.
Выводы
Общение и коммуникация – процессы, имеющие много общих черт. Они являются знаковыми для каждого человека, стремящегося к расширению круга общения и желающего социализироваться. В коммуникацию включены различные сигналы, позволяющие лучше узнать человека, определить его отношение к собеседнику или обсуждаемой теме.
Общение рассматривается как форма межличностных отношений. Она сочетает коммуникативные функции с интерактивными, что позволяет усилить положительный эффект. Выделяют несколько типов, которые применятся в зависимости от ситуации: деловое, дружеское, личное или официальное. Функции коммуникации связаны с вербальными и невербальными способами получения человеком новой или интересующей его информации. Функцией общения является установление, а затем и развитие контактов, установившихся между людьми.
Процессы коммуникации связаны со знаковыми системами и применяют в процессе речевую деятельность. Общение сочетает коммуникативные функции с наглядными и более современными — интерактивными. В коммуникации на первый план выходит момент получения информации и ее оценка. Принимается во внимание способ и форма ее подачи. В общении одинаково важны как содержание и тема беседы, так и используемый каждым из участвующих в ней людей, эмоциональный фон.
Коммуникация и общение
Существуют три позиции специалистов по проблеме соотношения понятий «коммуникация» и «общение».
1. Отождествлении смысла/значения данных понятий ( = коммуникацию можно рассматривать как общение, взаимодействие между людьми).
2. Разграничение понятий «коммуникация» и «общение».
1) общение имеет и практически (материальный), и духовный, информационный, и практически-духовный характер, тогда как коммуникация является чисто информационным процессом — передачей тех или иных сообщений;
По А.В. Соколову, общение — это одна из форм коммуникационной деятельности.
Г.М. Андреева рассматривает общение как более широкую категорию, чем чем коммуникация и выделяeт в структуре общения три взаимосвязанные стороны:
1) коммуникативную, или собственно коммуникацию, которая состоит в обмене информацией между общающимися индивидами;
2) интерактивную, заключающуюся в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями;
3) перцептивную, представляющую собой процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.
Соотношение понятий коммуникация и общение рассматривается в зависимости от того содержания, которое в них вкладывается. Поэтому в одних случаях коммуникация выступает лишь как информационная сторона, аспект общения; в других, наоборот, общение выступает стороной, или формой, коммуникации.
Инвариантом большинства определений коммуникации выступает понятие информации или информационного обмена. Общение — это процесс, имеющий ярко выраженный информационный характер. Именно поэтому в зависимости от трактовки информации мы можем получить различные представления о коммуникации и общении и их соотношении.
Если рассматривать информацию лишь как сведения, которыми обмениваются люди, то необходимо признать более широкий характер понятия «общение», включающего наряду с информационной стороной взаимодействия людей его интерактивную и перцептивную стороны. Однако, если рассматривать информацию как атрибутивное свойство материи, меру ее организации, отражение разнообразия в явлениях живой и неживой природы, то тогда всякое взаимодействие в материальном мире можно описывать в терминах коммуникации. В таком случае понятие коммуникации становится более широким, чем понятие общение.
«Общение» обозначает только те процессы обмена информацией, которые представляют собой специфически человеческую деятельность, направленную на установление и поддержание взаимосвязи и взаимодействия между людьми и осуществляются прежде всего вербально, с помощью языка (речи или текста). Все информационные процессы в обществе можно обозначить термином «социальная коммуникация». Таким образом, самым общим понятием становится «коммуникация» (информационный обмен), менее широким — «социальная коммуникация» (информационный обмен в обществе) и, наконец, наиболее узким, обозначающим особую разновидность «социальной коммуникации», осуществляющуюся на вербальном уровне обмена информацией в обществе, — «общение».
Литература
1. Кашкин В.Б. Основы теории коммуникации. М.:АСТ: Восток-3апад, 2007
2. Основы теории коммуникации / Под ред. проф. М.А. Василика. – М.: Гардарики, 2003.
3. Почепцов Г. Г. Теория коммуникации. – М.: СмартБук, 2009.
4. Соколов А.В. Введение в теорию социальной коммуникации. СПб.: 1966.
6. Чаадаев П. Я. Полн. собр. соч. Т. 1., М., 1991.
I. Общение и коммуникация: сходства и различия
Общение пронизывает всю нашу материальную и духовную деятельность, поддерживает и обеспечивает ее. Общение для человека – это среда его обитания. Без общения невозможно формирование личности человека, его воспитание, приспособление к жизни. В процессе общения происходит передача социального опыта, обмен не только своими физическими действиями, результатами труда, но и мыслями, намерениями, идеями, переживаниями. В общении формируются и черты личности: формируются способы мыслительной деятельности, усваиваются человеческие эмоции и формы поведения. В результате общения осуществляется рациональное, эмоциональное взаимодействие личностей и социальных групп, достигается взаимопонимание и согласованность действий. Поэтому очень важно знание об общении, чтобы не только познавать самого себя, но и общество в целом.
Поскольку общение представляет собой сложный и многогранный процесс, его изучением занимаются представители разных наук – философы, социологи, психологи, лингвисты. Философы изучают место общения в жизни человека и общества и роль общения в развитии человека. Социологи исследуют формы общения внутри социальных групп и между группами. Предметом изучения психологов становится форма деятельности и поведения человека, индивидуальные психотипические особенности общения. Лингвисты рассматривают языковую и речевую природу социального и межличностного общения.
Общение нельзя представить только как коммуникацию, восприятие или взаимодействие. Содержанием общения могут выступать не только научные и житейские знания, но и сам человек. Внешний вид, особенности характера, манера поведения, темперамент существенно влияют на характер речевого поведения человека. Человек как существо социальное находится в центре влияния всей совокупности проявлений и форм общения. Поэтому, рассматривая общение как коммуникацию и развитие взаимоотношений, важно определить роль человека как особую духовную и активную силу. Именно в процессе общения происходит преобразование человека и адекватное восприятие им других людей.
В качестве синонима термину общение в науке используется термин коммуникация. В науке нет единства в толковании терминов общение и коммуникация. Выделяется два подхода к этому вопросу. Сторонники первого (Л.С. Выготский, В.Н. Курбатов, М.И. Лисина, А.А. Леонтьев, Т. Парсонс, К. Чери и другие) склонны идентифицировать эти два термина.
Сторонники второго подхода настаивают на разведении терминов коммуникация и общение.
Вопрос о сходстве и различии двух широко употребляемых понятий общение и коммуникация далеко не праздный (Чурилов И.И., Минеева С.А. Общение или коммуникация: чему учить в риторике диалога? – М., 2009). Общение– процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией и выработку единой стратегии взаимодействия взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга. Коммуникация – специфический обмен информацией, процесс передачи эмоционального и интеллектуального содержания (А.Б. Звегинцев, А.П. Панфилова. Основы теории коммуникации, 2003). Коммуникация– необходимое условие жизнедеятельности человека и одна из фундаментальных основ существования общества. Общество – не столько совокупность индивидов, сколько те связи и отношения, в которых данные индивиды находятся друг с другом. Во многом именно этим и объясняется столь пристальный интерес к коммуникации со стороны представителей самых разных научных направлений.
Общими признаками общения и коммуникации является их соотнесенность с процессами обмена и передачи информации и связь с языком как средством передачи информации. Но есть и принципиальные различия, обусловленные различием в объеме содержания этих понятий: общение – всегда межсубъектное взаимодействие, а коммуникация – это передача сообщения от субъекта к объекту. Передать информацию можно вообще, не ориентируясь на какое-то конкретное лицо, безадресно. Можно передавать информацию с помощью разных носителей: книги или телефонного аппарата.
Таким образом, коммуникация является необходимым, но недостаточным условием общения. На этом основании общение представляет собой социально обусловленный процесс обмена мыслями и чувствами между людьми в различных сферах.
А в коммуникации специалисты различают несколько основных значений понятия «коммуникация»:
– универсальное (предельно широкое), при котором коммуникация рассматривается как способ связи любых объектов материального и духовного мира;
– техническое, соответствующее представлению о коммуникации как о пути сообщения, связи одного места с другим, средствах передачи информации и других материальных и идеальных объектов из одного места в другое;
– биологическое, широко используемое в биологии, особенно в разделе этологии, при исследованиях сигнальных способов связи у животных, птиц, насекомых и т.д.;
– социальное, используемое для обозначения и характеристики многообразных связей и отношений, возникающих в человеческом обществе.
По данным исследователей человеческое общение на две трети состоит из речевого общения, речевой коммуникации. Это самая распространенная и самая сложная деятельность. Ее особенность заключается в том, что она включается в более широкую систему деятельности: образовательную, научную, управленческую, производственную и др.
Речевая коммуникация – общение людей, понимаемое в широком смысле слова не только как разговор, беседа, а как любое взаимодействие с целью обмена информацией. Коммуникация складывается из коммуникативных актов, в которых участвуют коммуниканты, порождающие высказывания (тексты) и интерпретирующие их.
Задачи речевой коммуникации:
· эффективное получение информации (зависит от уровня владения навыками чтения и слушания);
· эффективная передача информации (владение навыками письма и говорения);
· достижение поставленной цели путем убеждения собеседника и побуждения его к действию (знание основных риторических приемов);
· получение дополнительной информации о собеседнике (знание объективных закономерностей функционирования языка в обществе, умение различать оттенки интонации и голоса собеседника, умения интерпретировать содержание его высказываний и понять возможный подтекст);
· позитивная самопрезентация (способность произвести хорошее впечатление на собеседника; предполагает владение основами культуры речи).
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Коммуникация (общение)
Смотреть что такое «Коммуникация (общение)» в других словарях:
Коммуникация, общение — обмен информацией и смыслом информации между двумя и более людьми … Словарь терминов антикризисного управления
коммуникация (общение) — (< лат. kommunicatio сообщение, передача) 1) Передача от одного лица другому какого то сообщения с той или иной целью. Общение совершается в результате коммуникативной деятельности двух или нескольких лиц в определенной ситуации и при наличии… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
КОММУНИКАЦИЯ (ОБЩЕНИЕ) НЕВЕРБАЛЬНАЯ — передача информации др. человеку или группе лиц без использования речи. Виды К. н.: кинесика (совокупность телодвижений, жестов, мимики, пантомимики, манеры одеваться, причесываться и т. п.); проксемика (место и время общения); пара и… … Педагогический словарь
коммуникация — (от лат. communico делаю общим, связываю, общаюсь) смысловой аспект социального взаимодействия. Поскольку всякое индивидуальное действие осуществляется в условиях прямых или косвенных отношений с другими людьми, оно включает (наряду с физическим) … Большая психологическая энциклопедия
Коммуникация — общение, передача информации от человека к человеку в процессе деятельности; понятие, используемое в социальной психологии для характеристики структуры деловых и межличностных связей и для характеристики обмена информацией в человеческом обществе … Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов
КОММУНИКАЦИЯ — Общение, обмен информацией Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов
КОММУНИКАЦИЯ — в широком смысле передача сообщения, сообщение. У К. Ясперса проводится различие между «объективной» и «экзистенциальной» К. Объективная К. обусловлена любого рода общностью между людьми (общие интересы, общая культурная принадлежность и т.д.).… … Философская энциклопедия
общение — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное О.) и группами (межгрупповое О.), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию… … Большая психологическая энциклопедия
КОММУНИКАЦИЯ — (лат. communicatio, от communis общий). Сообщение между двумя пунктами водным или сухим путем. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КОММУНИКАЦИЯ [лат. communicatio Словарь иностранных слов русского языка
коммуникация — и, ж. КОММУНИКАЦИОН communication f., лат. communicatio > пол. komunicacyia. 1. Связь одного места с другим (первоначально во время войны, военных действий; путь сообщения. Сл. 18. Генерал граф Мерси намерился было пересечь коммуникацию между… … Исторический словарь галлицизмов русского языка