какое понятие шире политическая власть или государственная власть
В чем отличия между политической и государственной властью, сравнение
В человеческом обществе решения, которые влияют на судьбу всех составляющих ее членов, принимает небольшая группа людей или даже один человек, наделенный полномочиями. Однако и в этой сфере есть свои законы и правила. Существует верховная, законодательная, исполнительная, управленческая и другие типы власти. Рассмотрим отличия политической и государственной власти, что означают эти понятия, в чем основная разница.
Что такое политическая власть?
Власть появилась вместе с развитием человеческого общества, сопровождала его и будет и в будущем влиять на его развитие. Необходима для регулирования общественного производства, подчинения всех членов одной воле, урегулированию взаимоотношений между людьми.
Политическая проявляется способностью некоторой социальной группы навязывать свою волю, воздействовать на другие группы или классы и руководить их деятельностью. Она воздействует на большие группы людей, применяет намеренно созданный аппарат и специальные средства. Устанавливается государством, государственными органами, которые ее и реализуют. С ее помощью осуществляется контроль над поведением и действиями граждан в обществе, основанный на общегосударственных и общенациональных задачах.
Политическая власть выражается в решениях какой-либо партии либо организации, которая борется за лидерство, за право управлять страной и обществом. Чтобы достичь цели, применяются разные методы, в зависимости от страны.
Что значит государственная власть?
Термином называют действия общественных институтов по контролю поведения членов общества, которое ограничено территорией государства и обосновывается законом и традициями. Включает законодательную, исполнительную и судебную, исходящую от органов власти, то есть правительства.
Государственный аппарат способен легитимно диктовать свою волю и подчинять ей общество в целом и отдельных людей.
В чем отличие
Политическая власть переходит в государственную, когда организация либо партия после выборов становится главенствующей. Может произойти и наоборот, когда действующая партия утрачивает свое влияние и теряет доверие населения.
Госвласть влияет не только на общество, но и на каждого индивида. Неподчинение правовым институтам означает обязательную ответственность. Политическая же такого влияния не имеет, она ограничивается членами своей партии.
Госвласть распространяется на все государство, всю территорию. Политическая может распространяться, только если партия является правящей. Слабеет, если идеология не поддерживается большей частью общества, в результате партия может потерять свое влияние. Госвласть может быть упразднена, как легитимным путем после выборов, так в результате отставки. Может быть насильственно смещена, например, в результате войны или революции.
Выводы
Государственная власть управляет страной и обществом, обеспечивая порядок в соответствии с законом. В современных странах, где признаны идеи демократии, она осуществляется через законодательную, исполнительную и судебную ветви. Политическая власть становится госвластью только тогда, когда она наделяется полномочиями в результате выборов, то есть по воле народа. Изначально она принадлежит не органам государства, а отдельному классу или элите.
Какое понятие шире политическая власть или государственная власть
Библиографическая ссылка на статью:
Кучеренко А.В. Государственная и публичная (политическая) власть: вопросы соотношения // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2016/10/16718 (дата обращения: 03.10.2021).
Как известно, социальная власть проявляет себя в двух основных разновидностях: общественной власти и власти государственной. С исторической точки зрения общественная власть является первой, проявляя себя еще первобытно-родовым строем. Далее, по мере развития человеческой цивилизации возникла и развилась другая разновидность – государственная власть.
Среди отечественных специалистов долгое время доминировала позиция, согласно которой «публичная (политическая) власть» и «государственная власть» являются синонимичными категориями. Так, М.И. Байтин указывает, что политическая власть в собственном смысле – власть, которая исходит от государства или реализуется не иначе как при его прямом или косвенном участии [1, с. 83]. Иные авторы, например, Ф.М. Бурлацкий и Н.М. Кейзеров, разделяли эти понятия. При этом понятие «политическая власть» используется в более широком смысле, поскольку она включает все элементы и звенья политической структуры общества, а не только одно (хотя и значимое) ее звено – государство [2, с. 145].
В настоящее время в правовой и политической науке доминирует другой подход понимания публичной власти. Считается, что публичная власть подразумевает разные организационные формы, которые не сводятся к государственной власти. Отраженная в современных конституциях развитых государств, в том числе, Конституции Российской Федерации, вертикальная децентрализация государственной власти, подразумевающая выделение местного самоуправления в качестве самостоятельного элемента публичной власти, не относящегося к государственной власти, предполагает обоснованную дифференциацию категорий «публичная власть» и «государственная власть», несмотря на их отождествление ранее [3, с. 167].
Понятие «публичная власть» намного шире понятия «государственная власть». Выше обозначенное понимание характера публичной власти в Российской федерации подразумевает наличие не менее двух уровней ее реализации: государственной власти и местного самоуправления. Местная власть функционирует на территории муниципальных образований: в городских и сельских поселениях, муниципальных районах и т.д. В свою очередь государственная власть как верховная и суверенная разновидность публичной власти, в Российской Федерации реализуется на федеральном (общегосударственном) и региональном уровнях. Она занимает центральное место среди иных выражений публичной власти, что связано с особенностями механизма ее реализации, а также особенностями отношений, возникающих на ее основе.
В систему органов публичной власти включены как органы государственной власти, так и органы местного самоуправления. При этом органы, осуществляющие публичную власть, одновременно образуют систему механизма государства. Государственная и муниципальная власть являются двумя подсистемами единой системы публичной власти.
Государственную власть можно охарактеризовать следующими признаками:
— официальным характером, регламентируемым Конституцией Российской Федерации и ее законодательством;
— структурированностью аппарата власти, которая подразумевает существование специально сформированных и действующих институтов публичной власти;
— общеобязательностью характера решений органов государственной власти;
— существованием правомочий на легальное и легитимное применение насилия (принуждения), включая использование армии и специальных служб;
— возможностью отменять акты и решения негосударственных структур и организаций, что не исключает государственно-частное партнерство [4];
Согласно статье 11 Конституции Российской Федерации государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации, а в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти [6].
Государственную власть олицетворяет Российская Федерация, то есть государство. Она представлена системой органов государственной власти, разделенных «вертикально» (федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации) и «горизонтально» (на ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную).
Одной из характеристик государственной власти является ее легитимность, то есть признание этой власти большинством населения государства. Ведь государственная власть считается разновидностью социальной (общественной) власти, и, соответственно, население (общество) должно признавать ее в таком качестве, таковой, полагает ее «своей» властью и подчиняться [7, с. 68].
Государственной власти присущи свои отличительные особенности:
1) публичность государственной власти, то есть открытость власти, которая действует от имени всего общества и представляет его интересы. При этом государственная власть реализуется специальным профессиональным аппаратом, отделена от общества и не совпадает с ним;
2) суверенитет государственной власти, то есть ее верховенство внутри страны, а также самостоятельность и независимость в международных отношениях (власть самостоятельно принимает решение об участии в каких-либо наднациональных союзах и объединениях, заключении каких-либо договоров и соглашений). В данном случае, под верховенством государственной власти понимается, прежде всего, то, что выше этой власти в стране не действует больше никакой другой власти и все в обязательном порядке подчиняются власти государства. Однако в условиях демократии государственный суверенитет опирается на суверенитет народа, который первичен по отношению к государственному;
3) наличие аппарата принуждения (органов государственной власти), действующего на всей территории страны и в отношении всего ее населения;
4) легитимность государственной власти, то есть ее признание, подтверждение обоснованности властвования, обладания необходимым авторитетом;
5) всеобщность государственной власти, которая представляет ее распространение на всей территории и на все население государства, а включая лиц, временно находящихся на соответствующей территории;
6) универсальность государственной власти, которая предполагает, что государственная власть гипотетически способна решать любые вопросы, существенные с точки зрения государства и общеситва, общеобязательность ее указаний и соблюдение и защита права и свободы человека;
7) моноцентричность государственной власти предполагает одновременно единство государственной власти и ее разделение на три самостоятельные ветви: законодательную, исполнительную и судебную;
8) монополизм государственной власти в сфере издания законов и иных общеобязательных нормативных актов, который позволяет ей придавать своим указаниям обязательный характер, в том числе, обязательный для самого государства.
Государство является официальным представителем всего своего народа в его государственных границах и на международном «поле», оно выражает волю народа, учитывает многообразие потребностей населения, интересов и целей государства. Одновременно именно народ является источником государственной власти, наделяя ею отдельных лиц и органы [8, с. 5].
Главной отличительной чертой государственной власти от других видов власти является то, что она единственная и главенствующая в обществе страны. Функционирование двух и более государственных властей в одном и том же государстве недопустимо, иначе это приведет к насильственному противоборству властей и к катастрофическому дезорганизационому управлению в обществе. Ярким примером в этом плане выступает сама Россия и те события, которые происходили 4 октября 1993 года, когда противостояние президента и парламента за отстаивание разного курса развития страны, выразилось в вооруженной борьбе, захватом некоторых учреждений и стрельбой из танков по парламенту.
Таким образом, государственная власть выступает разновидностью публичной власти, осуществляет властные полномочия от имени народа, государственных органов и должностных лиц на основе верховенства закона, включая возможность легитимного принуждения [9].
Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)
Оставить комментарий
Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.
Какое понятие шире политическая власть или государственная власть
Выберите верные суждения о политической власти и запишите цифры, под которыми они указаны.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Осуществление политической власти лежит в основе института государства.
2) Государственная власть является более широким понятием, чем политическая власть.
3) Государственная власть действует на основе правовых норм.
4) Под легитимностью политической власти понимается строгое соблюдение органами власти законов государства.
5) Во всех современных государствах политическая власть разделена на три самостоятельных ветви.
1) Осуществление политической власти лежит в основе института государства. Да, верно, его ключевой характеристикой является наличие органов публичной власти.
2) Государственная власть является более широким понятием, чем политическая власть. Нет, неверно, политическая власть включает в себя государственную.
3) Государственная власть действует на основе правовых норм. Да, верно, правовые нормы регламентируют ее действия.
4) Под легитимностью политической власти понимается строгое соблюдение органами власти законов государства. Нет, неверно, в суждении дается характеристика легальности, а легитимность предполагает поддержку обществом политической власти, признание за ней права управлять собой.
5) Во всех современных государствах политическая власть разделена на три самостоятельных ветви. Нет, неверно, в современном мире существуют страны, где принцип разделения властей не реализуется.