какое понятие шире метод или методика

Как правильно: «метод» или «методика»?

Актуальный для многих вопрос из русского языка – в чём разница между словами «метод» и «методика»? И не является ли какой-то из вариантов – «метод» или «методика» – неправильным и надуманным? Даём лаконичный, но полный ответ на этот счёт.

Как правильно?

Оба существительных – и «метод», и «методика» – являются абсолютно правильными словами без ошибок.

Это – слова-паронимы. Путаница в них – не слишком грубое, но всё-таки нарушение языковых правил. Давайте узнаем подробнее о каждом из вариантов.

Морфемный разбор

Для начала разложим эти слова на важные структурные единицы. Слово «метод» – само себе и корень, и основа. Других морфем в нём нет.

Слово «методика», помимо корня «метод», содержит суффикс «ик» и окончание «а».

Когда пишем «метод»?

Если в предложении говорится о способе что-то сделать, понять, узнать и т.д., можно смело применять слово «метод».

Примеры предложений

Рассмотрим это на наглядных образцах:

Когда пишем «методика»?

«Методика» – грубо говоря, совокупность методов для какой-либо деятельности. К примеру, 5 разных способов резьбы по дереву можно считать общей методикой этого ремесла. «Метод» – это атом молекулы «методика».

Примеры предложений

Закрепим только что прочитанное с помощью примеров:

Ошибочное написание

На первый взгляд, спутать «метод» с «методикой» не так критично. Но всё же, по букве языкового закона, эти слова стоит применять именно в уместном для них контексте. Всякая методика состоит из методов, но метод не является методикой.

О таких ошибках, как «метад» или «митодика», много говорить не стоит: это – крайне низкая грамотность.

Краткий итог

«Метод» и «методика» – два правильных слова, похожих, но всё-таки с разным значением.

Один способ решения или изготовления чего-либо называют «методом», а совокупность таких способов – «методикой». Не следует путать две эти фигуры речи.

Источник

Методология, методика, методисты. Что стоит за популярными терминами и как это относится к VR-технологиям?

Термин «методология» в современной образовательной среде становится очень распространенным. Особенно это касается сферы Edtech. Если обратиться к тем, кто называет себя методологами, и спросить, почему они, например, не методисты или не педагогические дизайнеры, то ответы будут сильно разниться. Центр НТИ ДВФУ по VR/AR решил расставить термины по местам.

Методология – это учение об организации деятельности. В узком смысле термин «методология» относится только к научным исследованиям, в то время как в широком понимании она охватывает любую продуктивную деятельность, т.к. всегда нацелена на получение объективно нового или субъективно нового результата [Новиков, Новиков, 2008].

Методология существует и активно развивается в игровой, учебной, трудовой и других видах деятельности. Они могут отличаться друг от друга содержанием, принципами, методами и подходами, но тем не менее сводятся к одной цели – упорядочить деятельность.

Поэтому, если речь идет о педагогической составляющей образовательного контента, методология предлагает структуру учебной деятельности, формы и условия ее организации, требования к постановке учебной задачи и способы ее решения, регламентирует роль средств, способов и методов, учебных действий и операций в структуре этих учебных действий [Зимняя, 2004]. Другими словами, методология – это существующий каркас, которым создатели приложений пользуются, исходя из целей.

Образовательные решения способствуют формированию продукта (результата) учебной деятельности и обучения в целом, для этого разработчики образовательного контента должны сосредоточится на формах, средствах и методах обучения и воспитания. Здесь на помощь приходят методика обучения и воспитания, а также педагогический дизайн. Остановимся подробнее на этих терминах.

Методика в общем смысле – это совокупность методов и приемов практического выполнения чего-либо.

Методика обучения – это совокупность упорядоченных знаний о принципах, содержании, методах, средствах и формах организации учебно-воспитательного процесса по отдельным учебным дисциплинам, обеспечивающих решение поставленных задач [Дьяченко, Кандыбович, 1998].

Методистами называют специалистов в преподавании предметов, которые разрабатывают способы преподавания дисциплины и организации учебно-воспитательного процесса.

Педагогический дизайн – это реализация принципов обучения и преподавания в виде планов для учебных материалов, мероприятий, информационных ресурсов и системы оценивания [Smith & Ragan, 2004].

Соответственно, педагогический дизайн может входить в обязанности методиста, который организует учебный процесс в образовательном учреждении, или в задачи специалиста, который создает учебные материалы и не участвует напрямую в организации учебного процесса. Ключевыми факторами здесь являются принципы, формы, методы и средства обучения, которые методика предлагает, а педагогический дизайн реализует в каждом конкретном случае.

Педагогический дизайн VR-разработок или методика создания образовательного контента в VR – одна из наименее исследованных и сформированных областей педагогической науки. Первые образовательные платформы и приложения были направлены на высшее образование или подготовку кадров, т.е. образование взрослых. Позднее обучающие VR-приложения для школ создавались обособленно от образования, вероятно, на основе допущений о том, что должен знать ученик и уметь учитель. Это привело к рассогласованию между тем, что создают разработчики, и тем, что ожидают получить учителя. С другой стороны, сами учителя не часто проявляют интерес к новым технологиям, что становится камнем преткновения для внедрения VR в образовательный процесс. Эффективность лежит не только в самом продукте, но и в навыках, и в формате его использования, а такое понимание у российского учителя сегодня сформировано плохо.

Объединенная работа опытных методистов и талантливых разработчиков уже сейчас дает плодотворные результаты. На рынке постепенно стали появляться приложения, материал которых соотносится с программами школ. Теперь учителя после своего первого знакомства с виртуальной реальностью не просто демонстрируют заинтересованность, но и формируют представление о том, где и когда они могли бы эту технологию применить. Тем не менее вопрос интеграции обучающего VR-контента в школьное образование до сих пор остается открытым.

На данный момент не существует шаблонной методики, которую можно было бы перенести в готовое VR-приложение. Любая современная методика носит экспериментальный характер и формируется непосредственно в процессе разработки программ. Стоит непростая задача объединить видение разработчиков о том, как достигнуть необходимого уровня интерактивности, удобства использования, требования государственных образовательных стандартов и ожидания учителей. Не все методы обучения остаются одинаково эффективными при переносе их в виртуальную реальность, поэтому при педагогическом проектировании следует учитывать те приемы, способы и принципы, которые, во-первых, не противоречат возможностям виртуальной среды, а во-вторых, усиливают ее слабые стороны.

Проведем параллели между упомянутыми понятиями. Методология дает нам понимание того, как организовывается учебная деятельность. Методика обеспечивает конкретные знания о принципах, содержании, методах, средствах и формах организации учебного процесса, а педагогический дизайн позволяет реализовывать знания на практике и в разработке учебных материалов, в частности, VR-приложений.

Источник

Чем отличается метод от методики: описание и отличия

какое понятие шире метод или методика

Каждый из нас много раз слышал такие понятия, как метод или методика. Но не многие могут знать, что они тесно связаны между собой, а иногда могут думать, что это слова синонимы. Следует знать, что метод дополняется методикой подхода к задаче. Следует учитывать, что при выборе того или иного метода решения какой-либо задачи, необходимо следовать определенной методике разрешения определенной ситуации.

Понятие метода и методики

Метод является способом движения цели или решения определенной задачи. Его можно описать всеми взглядами, приемами, способами и операциями, которые тесно связаны между собой и создают некую сеть. Их целенаправленно применяют в деятельности или в процессе обучения. Главными причинами выбора метода является мировоззрение человека, а также его цели и задачи.
Методы, в свою очередь, могут иметь свои группы. Они бывают:

какое понятие шире метод или методика

Организационные методы – это группа, которая включает в себя комплексные, сравнительные и лонгитюдные методы. Благодаря сравнительным методам можно изучать объекты по их признакам и показателям. Лонгитюдные методы позволяет обследовать одну и туже ситуацию, либо один и тот же объект на протяжении определенного количества времени. Комплексный метод включает в себя рассмотрение объекта и его исследование.

Эмпирические методы, прежде всего, наблюдение и эксперименты. Также к ним относятся беседы, тесты и тому подобное, метод анализа, оценивания и продукты деятельности.

К методу обработки данных относят статистический и качественный анализ ситуации или объекта. В интерпретационный метод входит группа из генетического и структурного методов.

Методика, в свою очередь, определяется совокупностью всех приемов и методов при обучении или проведения некой работы, процесса, а также выполнения чего-либо. Это наука, которая может помочь воплотить любые методы. Она содержит в себе различные способы и организации, при которых взаимодействуют исследуемые объекты и субъекты, применяя конкретный материал или процедуры. Методика позволяет подобрать нам наиболее подходящий к ситуации метод, что позволит двигаться дальше, а также развиваться. Еще она позволяет ориентироваться в той или иной ситуации, что дает возможность двигаться в правильном направлении и выбирать правильный метод для решения проблемы.

какое понятие шире метод или методика

Отличие метода от методики

Методика включает в себя больше конкретики и предметной характеристики, нежели метод. Говоря другими словами, данная наука может предоставить хорошо продуманный, адаптированный и подготовленный алгоритм действий, который позволит решить определенную задачу. Но при этом, такая четкая последовательность действий определяется выбранным методом, который характеризуется своими принципами.

Главным отличительным признаком методики от метода является более детальные приемы и применяемость их к задаче. Способы решения более детализированы, что позволяет исследователю выбрать правильный метод и воплотить задуманное в реальность. Другими словами, благодаря методике воплощается метод. Если человек будет выбирать подходящий метод для решения той или иной задачи, основываясь на комплексе определенных методов, то у него появится несколько приемов для решения, а также он станет более гибким в подходе к данной ситуации.

Такого человека тяжело будет загнать в тупик, так как он будет готовым ко всему. Итак, метод не более, чем выбор направления на правильный путь к успешному решению проблемы, выхода из неприятной ситуации или успеху в целом. Помимо этого, нужно еще мастерски его применить. Это позволить выжать максимум из любой ситуации, при этом допуская минимум погрешностей. Поэтому, необходимо правильно выбрать методику решения, опираясь на выбранный метод, который позволит найти правильный путь и открыть глаза на происходящее.

Источник

Соотношение понятий «методология», «метод» и «методика».

какое понятие шире метод или методика какое понятие шире метод или методика какое понятие шире метод или методика какое понятие шире метод или методика

какое понятие шире метод или методика

какое понятие шире метод или методика

Категория «методология» тесно связана с некоторым множеством понятий, раскрывающих содержание познавательного процесса. Ближайшими из этих понятий являются «метод» и «методика». Методология по отношению к ним является понятием более широким и общим.

Методология – применение принципов мировоззрения к процессу познания.

Метод представляет собой конкретизацию методологии. В нем зафиксирован возможный круг объектов и предметов исследования, основные процедурные требования к работе с объектом, предполагаемые результаты. Метод – это способ достижения результатов в познании объекта и предмета изучения.

Как правило, конкретные условия применения метода налагают дополнительные ограничения, которые требуют методических уточнений, которые ведут к преобразованию метода в конкретную методику, которую можно охарактеризовать как совокупность сведений о целесообразном применении метода в конкретных условиях.

Метод в широком и узком смысле.

Метод (в широком смысле) – путь познания, опирающийся на не­которую совокупность ранее полученных общих знаний (принципов). Методология при этом выступает как учение о методах и принципах познания. Согласно данному пониманию метод находится в неразрывном единстве с теорией: любая система объективного знания может стать методом.

Метод (в узком смысле слова) представляет собой реализацию определенного познавательного отношения к изучаемой действительности, направляющего организацию исследования и предполагающего использование соответствующих приемов и процедур исследования.

Особенности становления и развития предмета методологии научного психологического исследования

Обычно выделяют три основных вида психологического исследования: 1) теоретическое, 2) эмпирическое, 3) прикладное. Цель теоретического исследования– получение обобщенного знания о каком-либо психологическом явлении. По уровню обобщения разделяются на: гипотезы, концепции, теории.

Эмпирическое исследование имеет своей целью получение фактического материала, впоследствии либо обобщаемого теоретическими проработками, либо используемого в прикладных целях.

Прикладное исследование направлено на получение практического эффекта в конкретных ситуациях жизнедеятельности человека.

Хотя в психологии рассматриваемая классификация видов исследования и «прижилась», но более приемлемым было бы разделение видов по двум разным принципам. Первый по признаку наличия или отсутствия этапа сбора данных об объекте исследования, на котором исследователь контактирует с этим объектом. По этому признаку выделяют эмпирическое и теоретическое исследования. Согласно второму принципу учитывается соотношение научной и практической значимости исследования. Здесь выделяются фундаментальные и прикладные исследования.

К основным категориям психологииотносятся категории:

1. Личность (человек в контексте его социальных, приобретенных качеств; относительно устойчивая система поведения индивида, построенная, прежде всего, на основе включенности в социальный контекст).

2. Деятельность (активность субъекта, направленная на изменение мира, на производство или порождение определенного объективированного продукта материальной или духовной культуры).

3. Общение (специфическая форма взаимодействия и взаимовлияния субъектов, порождаемая потребностями совместной деятельности).

4. Отражение (свойство материальных систем в процессе взаимодействия воспроизводить особенности других систем).

5. Сознание (высшая форма отражения действительного мира; свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека).

Основные методологические принципы отечественной психологии.

Принцип формирования и развития психики в деятельности (принцип единства сознания и деятельности).

какое понятие шире метод или методика

А.Г. Асмолов (принцип предметности как оппозиция принципу стимульности; принцип активности как оппозиция принципу реактивности; принцип неадаптивной природы предметной деятельности человека как оппозиция принципу адаптивности; принцип опосредствования как оппозиция принципу непосредственных ассоциативных связей; принцип интериоризации-экстериоризации деятельности как оппозиция принципу социализации; принцип психологического анализа по единицам как оппозиция принципу анализа по элементам; принцип зависимости психического отражения от места отображаемого объекта в структуре деятельности).

А.А. Леонтьев (обобщенные постулаты, на которые опирается деятельностный подход к анализу и объяснению психических явлений: человеческие отношения к окружающему миру опосредствованы активной деятельностью (преодоление постулата непосредственности); деятельность есть исходный источник и (вторично) результат единства процессов преобразования и отражения действительности; «внешняя» деятельность есть исходный источник и (вторично) результат «внутренних», умственных, форм деятельности (процесс интериоризации); деятельность есть исходный источник и (вторично) результат единства субъективного и объективного, индивидуального и социального).

Источник

Понятие «метод», «методика».

В практической работе психодиагностика предпринимается не ради получения информации о психических свойствах как таковых, а ради прогноза определенного социально значимого поведения – критериального поведения и соответствующего критериального показателя.

К примеру, в учебной деятельности критериальное поведение – это успешное обучение, а критериальный показатель – это успеваемость учащегося. Диагностика способностей учащихся предпринимается для того, чтобы спрогнозировать их успеваемость. Если исследователей интересует моральная воспитанность школьника или наличие определенных противоправных тенденций в развитии личности, то в качестве критериального поведения рассматривается соблюдение моральных и дисциплинарных норм в школе, дома, во дворе, а в юридическом смысле – элементарное законопослушное поведение. На производстве критериальный показатель – это производительность труда. В сфере здравоохранения – это общий уровень физического здоровья (работоспособность).

Если измеренное психическое свойство находится в причинных отношениях с критериальным поведением, то есть служит причиной появления этого поведения, то в этом случае говорят об успешном прогнозировании. На основе информации об этом свойстве можно предупредить нежелательное поведение или изменить условия обучения и развития ребенка так, чтобы, воздействуя на психическое свойство в желательном направлении, вызвать желательное поведение.

Не существует взаимнооднозначного соответствия между задачами и методиками.

Наиболее ценные методики обладают универсальностью – они могут успешно применяться для решения разных задач. В овладении этими методиками и в процедурах их проведения есть технологические признаки, заслуживающие самостоятельного учета.

По этим признакам методики группируются в самостоятельную операционально-технологическую классификацию.

Широкий класс методик в психодиагностике, как правило, называется методом.

Если частная методика привязана к решению узкого класса практических задач и направлена на диагностику определенных свойств, то метод определяется общим родством технологических приемов и процедур в проведении всех методик данного типа.

Метод(метод исследования) можно определить как способ организации деятельности, обоснованный нормативный способ осуществления научного исследования. К методам относятся общие принципы, лежащие в основе познания и практики, и вполне конкретные приемы обращения с тем или иным предметом. Методикаэто технические приемы реализации метода с целью уточнения или верификации знаний об изучаемом предмете, конкретное воплощение метода.

Ведущим основанием методической классификации психодиагностических методик является мера «объективности-субъективности», которой обладают ее результаты. В случае объективных методик влияние исполнителя (психолога-диагноста) на результаты минимально. В случае субъективных методик результаты, напротив, зависят от опыта и интуиции исполнителя. При проведении объективных и субъективных методик от исполнителя требуется выполнять совершенно различные технологические операции. Поэтому данная классификация называется «операциональной».

Не существует жесткой границы между двумя классами – объективными и субъективными методиками. Между крайними вариантами существует ряд промежуточных вариантов методик, обладающих и определенными признаками объективности, и определенными признаками субъективности.

Составление заключения по результатам психолого-педагогического исследования ребенка. Оформление и представление заключения.

Обследование ребенка предполагает использование хорошо продуманных стратегий принятия решений, необходимых для понимания детей с нарушениями, их взаимоотношений в семье, школе, со сверстниками. Как правило, стратегии включают обследование эмоционального, поведенческого и когнитивного функционирования ребенка, а также учет влияний социальной среды. Эти стратегии составляют основу гибкого, активного процесса проверки гипотез относительно природы нарушений, а также причин и возможных результатов как в случае терапии, так и в случае невмешательства.

Исследование интенсивности, частоты и глубины отклонений позволит сделать вывод о том, насколько особенности поведения ребенка не соответствуют возрасту, при каких обстоятельствах они могут перерасти в проблему, как часто проявляются и насколько серьезны эти случаи. Следует описать продолжительность этих проявлений. Некоторые особенности преходящи и исчезают сами, в то время как другие сохраняются долгое время. Продолжительность проблемного поведения, подобно частоте и интенсивности, должна быть рассмотрена с точки зрения норм для данного возраста. И, наконец, надо будет составить полную картину различных симптомов и их иерархию.

Завершающим этапом психологического изучения ребенка является написание заключения по результатам работы.

Психологическое заключение должно строиться на основе сравнительного анализа полученных результатов по всем разделам обследования. Оно должно отвечать на конкретные вопросы, поставленные в исследовании. Стандарта в написании заключения нет, но можно говорить о некоторой условной схеме заключения. Оно может состоять из трех частей:

Первая часть – постановка вопроса исследования.

Вторая часть – описательная характеристика результатов исследования в русле выбранного направления.

Третья часть – резюме наиболее важных данных, которые в дальнейшем могут быть положены в формулировку диагноза.

Первая часть заключения основывается на анализе жалоб родителей или формулирует конкретный вопрос исследования, поставленный специалистами.

Вторая часть заключениянаиболее объемна. Здесь приводятся данные анамнеза, результаты наблюдений за внешним видом и деятельностью ребенка, результаты экспериментального изучения психического развития. В этой части анализируется организационная и исполнительская сторона психической деятельности ребенка, а также формулируются выводы, полученные в процессе обследования.

Характеристика организационной стороны психической деятельности отражает способы регуляции ребенком собственной деятельности и содержит ответы на вопросы о том:

– может ли ребенок ставить цели познавательной деятельности, удерживать их до конца осуществления задачи;

– сохранна ли возможность предварительного планирования предстоящей деятельности;

– осуществляется ли и как контроль решения задачи (упреждающий, текущий, последующий);

– способен ли ребенок осуществлять перенос с ранее усвоенных на новые способы решения познавательных задач;

– насколько правильно ребенок оценивает свою деятельность;

– может ли он варьировать приемы решения задач, проявлять гибкость и самостоятельность;

– насколько ребенок может проявлять умственное напряжение при трудностях и неудачах;

– как использует помощь и в каком виде помощи более всего нуждается.

Характеристика исполнительной (операционной) стороны психической деятельности отражает процессы, способы, операции, с помощью которых осуществляется психическая деятельность, и, прежде всего, мышление, и речь. Особое внимание при этом уделяется характеристике операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации и т.п.

В заключении должны быть даны ответы на вопросы:

1) соответствует ли уровень психического развития ребенка возрастным нормам;

2) какова структура дефекта развития: какой дефект является первичным, какие вторичные нарушения закономерно возникли и развились как следствие первичного дефекта;

3) какова взаимосвязь высших психических функций ребенка, особенно мышления и речи;

4) каково взаимодействие дефекта развития ребенка и формирование его личности;

5) каков уровень его знаний и практических навыков к моменту обследования;

6) какова обучаемость ребенка?

Описывая результаты обследования ребенка, необходимо привести конкретные примеры, подтверждающие выводы.

Третья часть заключения должна содержать данные, имеющие диагностическое значение, в кратком виде.

При соблюдении перечисленных условий психологическое заключение может стать важной частью комплексного заключения о психическом развитии ребенка.

Психологическое исследование ребенка – это кропотливая и ответственная работа. От ее результатов зависит судьба ребенка: отношение к нему окружающих, его отношение к себе, выбор учебного заведения, возможность коррекции. Качество исследования всегда зависит от профессиональных умений психолога, его мировоззренческой парадигмы, способности устанавливать контакт с ребенком и умения находить основания к оптимистическому прогнозу.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *