какое понятие относится к системе управления предприятием
О СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
ЧТО ТАКОЕ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ?
Для начала нужно разобраться, почему «система управления организации». Я рассуждаю следующим образом: организация — это любое искусственное образование, в котором занято более одного человека, которые должны каким-то образом организовывать совместную работу для достижения какой-либо цели. Соответственно, под термином «организация» понимается собирательный образ, обобщающий такие понятия как «бизнес», «компания», «предприятие», «учреждение», «группа компаний», «корпорация» и т. д.
Теперь ответим на вопрос, что такое система управления организации. К сожалению, существует распространённая ситуация, когда при упоминании термина «система управления организации» у владельцев бизнеса, топ-менеджеров и руководящих работников возникают ассоциации с информационной системой типа ERP или другим программным продуктом.
Рисунок 1. Система управления организации
Закономерный вопрос, почему система управления организации, а не система управления организацией? Потому что, как уже было написано выше, это система, с помощью которой сама организация (люди, которые работают внутри неё) управляет объектами управления, т. е. клиентами, партнёрами, ресурсами, оборудованием, продуктами, технологиями, персоналом и т. д. При этом организация сама определяет, что для неё является объектом управления, исходя из её целей, видов деятельности, применяемых стандартов и практик управления, специфики отрасли и размеров.
ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ?
Существует ещё масса аргументов за разработку системы управления организации, таких как повышение эффективности управления, масштабирование бизнеса, сокращение затрат, повышение производительности труда, внедрение информационных систем, но, на мой взгляд, все эти аргументы являются вытекающими из трех основных, а соответственно, вторичными.
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОСТРОЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
В силу этих проблем, трудно оценить проект, т. е. объем работ, сложность, сроки, качество и риски, и ещё сложнее определить ценность продукта, который будет получен на выходе. В результате, на практике очень часто разработка системы управления организации носит неорганизованный, бессистемный или симптоматический характер, например, в рамках проектов внедрения информационных технологий или внедрения каких-нибудь новомодных управленческих «заманух», а документация системы управления организации большей частью неактуальна и не соответствует реальному положению дел в организации.
РЕШЕНИЕ
На мой взгляд, одним из оптимальных решений является использование процессного подхода к организации работы.
В своей работе я постоянно пользуюсь графическими нотациями управления бизнес-процессов и BPMN. Считаю этот инструмент очень удобным, он помогает мне не только в разработке решений для бизнеса, но и в их обосновании. Ведь человек мыслит образами, и представить какой-то вид деятельности при помощи картинки (схемы) ему намного проще.
В качестве примере приведем BPMN процесса обработки заявки клиента IT-аутсорсинговой компаний «Smart IT company» на рисунке 2.
Рисунок 2 — Процесс обработки заявки клиента IT-аутсорсинговой компаний «Smart IT company»
ОБ УПРАВЛЕНИИ БИЗНЕС-ПРОЦЕССАМИ ПРОСТЫМИ СЛОВАМИ
Управление бизнес-процессами заключается в том, что вы регламентируете, описываете и изменяете бизнес-процессы. Именно изменяете, а не улучшаете, ведь вы можете как улучшить так и ухудшить бизнес процесс. В отличие от станка или автомобиля, непосредственно управлять при помощи директив или нажатия кнопки коллективом невозможно. Но мы можем задать последовательность действий, которую будет выполнять коллектив при решении той или иной задачи. Именно это и называется BPM.
Важно понимать, что бизнес-процесс может выполняться как человеком, так и быть частично автоматизированным. Аналогично и стек-холдером может быть и человек, и программа (автоматическое выполнение операций и автоматизированный контроль).
При этом необходимо управлять крайне разнородной средой. Разные бизнес-процессы требуют различного подхода и действий сотрудников, различных инструментов автоматизации. И все это нужно уметь описывать по-отдельности, после чего объединять в общую систему.
Необходимо исходить из понимания: процессный подход — это управление целым через управление частями.
Какое понятие относится к системе управления предприятием
Система управления предприятием: базовые концепции
Последнее десятилетие XX века отметилось завершением формирования понятийного аппарата теории управления предприятием.
Специфика управленческой деятельности идеально сочетается с понятийным аппаратом теории систем. Благодаря этому управление предприятием давно уже рассматривается как единая совокупность громадного числа элементов и внутренних связей.
Задача сегодняшней публикации – рассмотреть понятие системы управления предприятием (СУП) на примере наиболее распространенных их разновидностей и стандартов – как отечественных, так и зарубежных.
Здесь же будут приведены наиболее распространенные дефиниции системы управления предприятием, а также даны рекомендации по выбору оптимальной СУП и ее совершенствованию.
Что такое система управления предприятием?
Анализ множественных систем управления предприятием позволяет выделить их индивидуализирующие черты.
Определений понятия «система управления предприятием» можно насчитать не один десяток. Мы предлагаем синтезированный вариант, акцентирующий внимание на обязательных признаках рассматриваемого института.
Система управления предприятием – это совокупность средств, методов и способов решения управленческих задач, возникающих в процессе функционирования предприятия.
Любая система управления предприятием отталкивается от организационной структуры предприятия, включая в себя управленческие и производственные подразделения, связанные между собой отношениями соподчиненности.
От состава элементов СУП, их свойств и полномочий зависит устойчивость системы управления и ее способности «выживать» в жестких экономических условиях.
Внутри системы управления предприятием выделяют (1) управляющие подсистемы (субъекты СУП) и (2) управляемые подсистемы (объекты СУП).
СУБЪЕКТАМИ системы управления предприятием принято считать его учредителей и руководящий состав, включая директора предприятия.
В качестве ОБЪЕКТОВ системы управления предприятием могут выступать:
[1] люди (рабочий и обслуживающий персонал, а также менеджеры всех уровней по отношению к вышестоящим менеджерам) и
[2] технические системы или объекты (например, производственные линии, дистанционно управляемые станки и проч.).
Любой объект системы управления может быть представлен в качестве системы более низкого порядка со своими элементами и межэлементными отношениями.
Если в систему управления в качестве ее объектов «вкрапляются» люди, такие системы принято именовать системами менеджмента.
Развитие систем управления предприятием
Первые ЭВМ, возникшие на стыке сороковых-пятидесятых годов прошлого столетия, едва ли воспринимались представителями предпринимательской среды в качестве средства, пригодного для решения бизнес-задач.
Об информационных системах управления предприятием заговорили десятилетия спустя, после появления первых программных продуктов, ориентированных на учет и обработку аналитических данных и позволивших автоматизировать некоторые повторяющиеся операции.
Ни о каких сетях тогда никто и не помышлял. Достаточно было того, что машине можно было перепоручить решение некоторых рутинных задач.
С середины 1970-х гг. стали появляться приложения, допускавшие обмен данных между несколькими компьютерами, что и предопределило дальнейшие пути развития корпоративных систем управления предприятием.
Первоначально эффект от внедрения специализированных программных продуктов ощутили крупные компании. Уже через десяток лет рынок стали наполнять интегрированные системы управления, рассчитанные на средние и малые предприятия.
Принцип действия большинства систем управления предприятием был основан на строгих правилах обработки информации, позволявших вводить те или иные данные лишь раз в одном модуле программы. После этого те становились доступными для всех прочих частей приложения.
Ниже мы рассмотрим отдельные виды систем управления предприятием, представляющих собой целые поколения программных разработок: MRP, MRPII, ERP, CSRP…
Системы управления предприятием классов MRP и MRPII
К началу 1990-х гг. ряд (главным образом, американских) разработчиков ПО для крупных промышленных производств пришли к осознанию необходимости создания продукта, способного накапливать и эффективно обрабатывать данные обо всех ресурсах предприятия.
Но самое главное – система должна давать дельные рекомендации по повышению эффективности производства на всех его этапах.
Так появился первый стандарт систем управления предприятия, нацеленный на планирование материальных ресурсов предприятия и получивший малопонятное, на первый взгляд, обозначение MRP (от англ. Materials Resource Planning).
В процессе разработки новых систем управления акцент был сделан на тотальном снижении издержек, характерных для складских запасов всех типов.
Новые системы были способны вести сложные расчеты, отталкиваясь от планов предприятия по выпуску продукции, потребностей на сырье, анализа производственного цикла и учета временных затрат на каждом его этапе и для каждой технологической операции.
В результате руководители предприятия получали выверенные данные о потребностях в тех или иных ресурсах на конкретную дату, час и даже минуту производственного процесса.
Недостаток систем класса MRP кроется в их неспособности учитывать при расчетах стоимость людского труда и степень загрузки производственных мощностей, из-за чего полученные расчетные показатели нередко теряли связь с действительностью.
После внесения в системы MRP корректив, устранявших отмеченные недостатки, новые программные продукты стали обозначаться как MRPII (планирование производственных ресурсов – Manufacturing Resource Planning).
Системы управления предприятием класса ERP
Стандарт управления предприятием ERP (от англ. Enterprise Resource Planning, дословно — планирование ресурсов предприятия) сменил несколько отстававшие от велений времени стандарты MRP и MRPII.
Основное отличие новой концепции – концентрация управленческой информации в едином банке данных, к которому в процессе обработки информации обращаются все модули приложения.
Тем самым упрощается процесс передачи данных, поскольку нет необходимости пересылать ту или иную информацию от приложения к приложению.
Теоретически любой пользователь системы получает прямой доступ ко всей информации, которой располагает предприятие.
На практике права доступа ранжируются в зависимости от статуса пользователя (сотрудника или клиента).
Эффективность технологии ERP была доказана практикой.
Тысячи компаний смогли за счет внедрения ERP-систем кардинально перестроить свои отношения с клиентами за счет снижения сроков производства товаров, сокращения производственных расходов (в том числе за счет сокращения управленческих звеньев) и автоматизации процесса сбыта готовой продукции.
На данном этапе стандарт ERP является самым распространенным в мире, к которому стремятся все производители программного обеспечения для коммерческих структур.
Покровительствует стандарту действующая на общественных началах организация APICS (США), членами которой значатся разработчики коммерческого программного обеспечения, представители предпринимательских кругов, известные управленцы и ученые в сфере управления производством.
Основная масса отечественных систем управления предприятием далека не только от стандарта ERP, но не дотягивает и до более ранних концепций, рассмотренных выше.
Системы управления предприятием класса CSRP
Вершина эволюции систем управления предприятием представлена программными продуктами класса CSRP (от англ. Customer Synchronized Resource Planning – ориентированное на сотрудничество с клиентами планирование ресурсов), позволяющими наряду с прежними функциями отслеживать производственные контакты с клиентами, оформлять в режиме реального времени заказы, сопровождать доставку продукции до места назначения и проч.
Новые системы сделали следующий шаг навстречу клиентам: они позволяют наладить учет и эффективное использование данных с момента проектирования образцов продукции до послепродажного сопровождения товаров.
При этом сторонний заказчик фактически становится элементом системы управления предприятием, напрямую влияя на содержание баз данных системы.
Именно покупатель или клиент в таких системах формируют заказ, а впоследствии контролируют его исполнение на всех производственных этапах.
Системы классов MRP или ERP таким функционалом похвастаться в принципе не могут.
Предприятию остается лишь следить за взлетами и падениями кривой спроса на продукцию и своевременно корректировать прайс-листы…
Рынок CSRP-систем находится еще в зачаточном состоянии с очень привлекательными перспективами и темпами роста (примерно 30-40 % ежегодно).
На российских просторах представлено порядка 10-12 зарубежных систем такого класса и втрое меньше отечественных продуктов, пока лишь претендующих на звание их достойных аналогов.
Автоматизированные системы управления предприятием
Термин «автоматизированные системы управления предприятием (АСУП)» чаще применяется для обозначения отечественных программных разработок.
История подобных систем ведет начало с середины 1960-х гг. Именно тогда группа советских ученых под руководством академика АН СССР Глушкова В.М. на базе Института кибернетики АН УССР приступила к разработке АСУ Львовского телезавода «Львов».
Новая система стала прорывным проектом, позволившим впервые отработать технологии создания технических средств управления объектами, доселе не поддававшимися математическому описанию.
Для практической реализации АСУП потребовалось создание нескольких десятков специальных внешних устройств (рабочих мест, терминалов), с помощью которых обеспечивался ввод/вывод оперативных данных, и уникального программного обеспечения для их хранения и обработки.
Созданная система являла собой самодостаточный вычислительный комплекс, не имевший на тот момент аналогов.
Усилия разработчиков АСУП Львовского телезавода и Института кибернетики были отмечены премией Ленинского комсомола ЦК ВЛКСМ (1967) и Госпремией Украинской ССР (1970).
АСУП «Львов» дала начало широкому спектру разработок комплексных и интегрированных систем управления предприятием, выполнявших те же функции, что и системы международных стандартов MRP и ERP.
Под влиянием обозначенных разработок сложилось современное понимание автоматизированных систем управления предприятием как специализированных комплексов средств и действий персонала предприятия в целях планирования и достижения значимых результатов хозяйственной деятельности.
Финансовые системы управления предприятием
Попытки автоматизировать учет финансовых потоков стали предприниматься на заре создания корпоративных систем управления предприятием.
Причина проста – процессы управления финансами легко могут быть формализованы с помощью понятийного аппарата логики и математики — в отличие от большинства других задач, стоящих перед хозяйствующим субъектом.
Финансовые системы управления предприятием (ФСУП) характеризуются наличием подсистем, позволяющих наладить учет данных по многим направлениям:
Каждая такая подсистема использует единый стандарт ввода/вывода данных и являет собой обособленную интегрированную систему управления на уровне самостоятельного структурного подразделения предприятия.
Все локальные подсистемы объединены в общую систему, благодаря чему имеется возможность «перетекания» данных из одной подсистемы в другую в установленных пределах.
Финансовые системы управления предприятием доступны любому субъекту хозяйствования, нуждающемуся в автоматизации учета денежных потоков.
Они универсальны, обладают множеством опциональных настроек, учитывающих, к примеру, региональные или законодательные особенности налогового учета, благодаря чему могут быть легко адаптированы под конкретные нужды хозяйствующих субъектов.
ФСУП отличаются простотой внедрения, не требующего чрезмерных технических познаний, и обычно реализуются в форме компактного лицензированного программного продукта, предназначенного для самостоятельной установки на персональном компьютере.
Для функционирования ФСУП достаточно средств стандартной «домашней» сети передачи данных (к примеру, Windows NT).
Большинство финансовых систем управления предприятием реализованы с помощью условно «маломощных» и уже порядком устаревших средств разработки баз данных наподобие dBase, FoxPro или Paradox, обычно не рассчитанных на работу с колоссальными объемами данных.
Тенденция последних лет – постепенный переход разработчиков ПО в данном сегменте на средства разработки промышленных баз данных уровня Oracle, SQL Server или SYBASE.
Производственные системы управления предприятием
Современные предприятия отличаются высоким уровнем автоматизации и роботизации производственных процессов.
Человеческий фактор на большинстве этапов производственного цикла сводится к нулю. Тем самым снижается уровень брака, а производство со стороны смотрится как безотказный часовой механизм.
По сути речь идет об «идеальном» производстве, действующем в режиме 24/7.
Чтобы добиться такого положения дел, потребуется планомерное внедрение производственных систем управления, куда более жестких, нежели финансово-управленческие.
Их первейшая задача – обеспечить безотказную и слаженную работу элементов, формирующих производственный механизм, включая собственно производство продукции, закупки и переработку сырья, управление сбытом и продажами, перенаправление финансовых потоков и многое другое.
Сложность и разносторонность программного обеспечения и размеры промышленных баз данных напрямую зависят от масштабов производства.
На данный момент основная масса систем управления реализует технологию «клиент-впс» target=»_blank»>сервер», подразумевающую взаимодействие рабочих станций с удаленным впс» target=»_blank»>сервером, благодаря чему достигается высокая интенсивность передачи данных.
Внедрение производственных систем управления предприятием характеризуется длительными сроками — от полугода до полутора-двух лет – и требует значительного напряжения сил разработчиков продукта и потребителей, а также внушительных материальных трат.
На текущий момент имеются эффективные программные решения для большинства типов производства и отраслей экономики: газо- и нефтедобычи, черной металлургии, машиностроения, электроники и проч.
В рамках производственных систем управления возможно выделение модулей, отвечающих за автоматизацию отдельных производственных процессов:
Подобные разработки делают АСУП более гибкими, приспособленными к решению специфическим производственных задач.
Какую систему управления предприятием выбрать?
Для отечественного потребителя нередко основным (и единственным) критерием выбора приемлемой системы управления предприятием становится цена, исчисляемая десятками и сотнями тысяч долларов.
Тем самым устанавливаются незримые барьеры для высококачественных программных продуктов мирового класса, созданных лидерами рынка – компаниями Oracle, SAP или Baan.
Другая беда – отсутствие достаточного числа квалифицированных специалистов, способных внедрить и обеспечить должное техническое сопровождение сложных корпоративных компьютерных систем.
Зачастую внедрение интегрированной системы управления предприятием влечет за собой «перекраивание» сложившихся управленческих связей между менеджментом и трудовым персоналом, а также между структурными подразделениями компании.
Руководящему составу предприятия жизненно необходимо не ошибиться в выборе системы, которая смогла бы предсказуемо окупиться в течение двух-трех лет за счет зримого повышения эффективности производственных и управленческих процессов.
Цена продукта при этом должна быть адекватной финансовым возможностям и денежным оборотам компании.
Для микропредприятий, а также малых или средних предприятий допустимо использование упрощенных автоматизированных систем управления, акцентированных на управлении производством.
Крупным предприятиям — в их числе – гигантским транснациональным корпорациям, финансово-промышленным группам, чьи обороты исчисляются десятками или сотнями миллионов долларов, — понадобятся на порядок более сложные системы, рассчитанные на подключение и взаимодействие десятков тысяч рабочих мест.
Такие системы способны вести учет буквально всего, с чем приходится иметь дело руководителям всех уровней в процессе реализации своих управленческих функций: имущества, клиентской базы, финансовых операций, локальных актов и проч.
Руководителю останется самая «мелочь» – на основе интегрированных данных принимать эффективные управленческие решения.
Совершенствование системы управления предприятием
На протяжении последних десятилетий сотни компаний упорно трудились над совершенствованием систем управления предприятием, их программной начинкой, стандартизацией модулей, их адаптацией к налоговым, юридическим и экономическим особенностям ведения бизнеса в разных политических режимах.
Придумать систему, способную полностью заменить руководителя, увы, пока не удалось и вряд ли в обозримом будущем удастся.
Результаты же отдельных разработок пусть и далеки от идеала, во многом впечатляют. Мероприятия по совершенствованию системы управления предприятием не останавливаются ни на секунду, и в скором времени стоит ожидать прорывных технологических решений.
Уже сегодня – еще на этапе проектирования предприятий – в смету расходов закладываются траты на приобретение и внедрение корпоративных систем управления производственными процессами.
Это не слепые вложения, а жизненно необходимые инвестиции, сродни вливаниям в модернизацию производства или инновации, от которых напрямую зависит способность субъекта хозяйствования эффективно выстраивать экономическую стратегию.
Ежегодно наблюдается взрывной рост информационного обеспечения систем управления предприятием, давно уже считающихся мощным конкурентным преимуществом в большинстве сегментов экономики.
Какое понятие относится к системе управления предприятием
Управление предприятием: понятие, сущность, организация
Теоретические основы управления предприятием основываются на таких понятиях, как «предприятие» и «управление».
Предприятие представляет собой экономически и административно самостоятельную хозяйственную единицу, границы прав и обязанностей которой определяются действующим законодательством.
Все структурные звенья предприятия осуществляют свою деятельность (организационно-техническую, экономическую, социальную) для достижения общей цели: производства и реализации продукции, как основного источника получения прибыли.
Для успешной деятельности необходима организация управления предприятием.
В целом под управлением понимают процесс воздействия управляющей стороны на объект управления, целью которого выступает стремление к определенному результату.
Этот процесс предполагает организацию согласованной работы всех звеньев системы, а также корректировку этой деятельности в случае необходимости.
Структура процесса управления:
Предприятие, как объект управления, выступает основной организационной структурой, имеющей определенное количество подразделений.
Понятие и сущность управления предприятием
Управление предприятием представляет собой систематическое воздействие на работу всех его структурных элементов, целью которого является организация согласованной работы и, как итог, получение прибыли.
Управление деятельностью предприятия проводится на основании учредительных документов.
Они определяют права и обязанности владельца, а также компетенции всех участников производственного процесса (трудового коллектива в рамках управленческой и производственной деятельности).
Цель управления предприятием – добиться согласованной работы всех подразделений для получения максимального эффекта. Сущность управления предприятием заключается в организации этой согласованности.
Концепции управления предприятием:
Организация управления предприятием
Управление деятельностью предприятия включает в себя следующие составляющие:
Принципы управления предприятием:
Ввиду того, что предприятие представляет собой сложную производственную систему, которая основывается на таких составляющих, как основные фонды, материальные, финансовые и трудовые ресурсы, задачей управления становится использование этих ресурсов с максимальной отдачей.
На выходе необходимо получить качественный конкурентоспособный продукт, который будет способствовать дальнейшему развитию производства.
Эффективность управления предприятием зависит от слаженности работы менеджеров высшего звена. Их задачей является координация деятельности работников, находящихся на более низких ступенях во всей управленческой иерархии.
Для достижения наивысшего результата следует разделять управленческую и неуправленческую работу.
Для осуществления своей деятельности предприятие должно иметь определённую структуру. Организационная структура – это форма руководства, определяющая состав и взаимодействие всех ее элементов.
В процессе этого взаимодействия используются следующие виды связей, или организационные формы управления предприятием:
Организационные структуры включают две группы:
Их основное различие заключается в соблюдении строгости иерархии. Первая разновидность отличается твердой иерархией и формализацией деятельности. Вторая имеет более гибкую структуру.
Управление деятельностью предприятия осуществляется руководителями высшего, среднего и низового звена.
Основные стандарты управления предприятием:
Методы управления предприятием
Теоретические основы управления предприятием используют определенную методологию.
Под методом понимается способ воздействия на коллектив в целом и работников в частности, который использует управленец с целью достижения результата.
Процесс управления предприятием осуществляется с помощью следующих методов:
Экономический механизм управления предприятием заключается в реализации материальной заинтересованности участников производственного процесса. Для этого используются различные экономические рычаги (зарплата, премии, штрафы и другие).
В реализации экономического метода управления на предприятии различают два аспекта.
Согласно первому аспекту материальная составляющая регулируется различными государственными положениями и системами (налогообложение, минимальная заработная плата, устанавливаемая на государственном уровне, амортизационная политика и др.).
Второе положение базируется на применении финансовых рычагов управления (кредиты, штрафы и так далее).
Социально-психологический метод основан на использовании мотивации трудящихся. Здесь используются такие инструменты управления предприятием, как моральное поощрение, создание условий для проявления инициативы персоналом и работниками, общественное признание и так далее.
Основой организационных методов выступает принуждение. В этом случае руководство влияет на работников, используя свою административную власть.
Эти методы бывают двух видов:
Первая разновидность основывается на создании определенной иерархической структуры, согласно которой осуществляется деление власти, полномочий, а также обязанностей.
Вторая разновидность основана на текущей деятельности предприятия, то есть разделении труда, постановке задач перед конкретными подразделениями и др.
Уровни управления предприятием
Различают следующие уровни управления предприятием.
[1]. Технический (нижний). Этот уровень осуществляет взаимодействие с непосредственными исполнителями производственного процесса.
[2]. Управленческий (средний). Это промежуточный уровень между нижним и высшим. Менеджеры этого звена осуществляют контроль за определенными подразделениями. Они управляют и контролируют управленцев технического уровня.
[3]. Институциональный (высший). Сюда относится администрация предприятия. Менеджеры этого звена осуществляют стратегическое управление предприятием: финансовые вопросы, работу на внутреннем и внешнем рынках, совершенствование всей деятельности организации. В этой части трудятся не более 7% от всей численности сотрудников предприятия.
На высшем уровне решаются задачи:
Руководители этого звена: президент, генеральный директор, вице-президент и другие. Они осуществляют стратегическое и оперативное управление предприятием.
Это звено ставит задачи для среднего уровня, который, в свою очередь, определяет деятельность технического звена.
Управленцы нижнего звена состоят из мастеров и бригадиров, руководителей цехов. В их ответственности находятся трудовые и материальные ресурсы, а также технологическое оборудование.
Таким образом реализуется вертикальная иерархия в системе управления предприятием.
На небольших предприятиях используются более упрощенные модели управления предприятием. Здесь может быть пропущено среднее звено управления.
Оперативное управление осуществляется непосредственно менеджерами высшего звена.
На небольших предприятиях используется горизонтальное построение управленческих взаимоотношений. В этом случае все управленцы нацелены на решение одной определенной задачи. Это позволяет осуществлять эффективное управление предприятием.
Функции управления предприятием
Теоретические основы управления предприятием рассматривают управленческую функцию как специфическую разновидность управленческого труда.
Функцию управления можно представить, как любое действие, которое производят в управленческой системе, причем оно направляется на изменение положения объекта управления согласно намеченным задачам и поставленной цели.
Различают следующие функции управления предприятием:
[1]. В процессе планирования разрабатываются конкретные цели развития предприятия. Также определяются методы и средства по их достижению, конкретные действия и манипуляции. Все управленческие решения принимаются согласно намеченным планам.
[2]. Прогнозирование представляет собой этап, предшествующий планированию. С помощью этой функции делается прогноз на будущее, после которого возможна разработка планов.
[3]. Организация рассматривается как деятельность, направленная на формирование и совершенствование объекта управления.
Этот процесс регламентирует различные составляющие процесса управления. Эту функцию можно разделить на организацию производства, труда и управления.
[4]. Координирование заключается в обеспечении оптимального уровня согласованности между всеми звеньями предприятия согласно намеченному плану.
[5]. Регуляция осуществляется для сохранения функциональности объекта управления. С помощью этой функции обеспечивается эффективное осуществление производственных процессов без сбоев в работе.
[6]. Функция мотивации заключается в выработке стимула работников для осуществления производственного процесса. Здесь также используются экономические методы управления предприятием.
[7]. Функция контроля заключается в осуществлении проверки за выполнением поставленных задач. С помощью этой функции можно проводить последующий анализ организации управления предприятием.
Если показатели растут или идут в соответствии с определенным планом, то это говорит о высокой эффективности организационной системы.
Контроль включает следующую деятельность:
Контроллинг, как инструмент управления предприятием, используется всеми управленческими подразделениями.
Процесс управления предприятием
Процесс управления предприятием заключается в осуществлении следующих операций:
Процессный подход в управлении предприятием предполагает наличие иерархической структуры.
Сюда входят несколько подуровней, отражающих определенную деятельность: снабжение, производство, финансы, сбыт и так далее. В свою очередь, данные составляющие разделяются на отдельные структурные элементы.
Цели и задачи управления предприятием должны иметь конкретную формулировку и количественную оценку. Например, можно поставить цель снизить издержки на конкретный процент.
Особенности управления предприятием заключаются во всей системе управления, которая предполагает наличие объекта и субъекта управления.
В управленческой системе объект — это процесс производства, субъект — служба управления предприятием.
Деятельность управленческой системы регулируется соответствующими документами (должностные инструкции, устав и прочие).
Распространенной практикой является доверительное управление предприятием, при котором учредитель или директор передает другой стороне право распоряжения имуществом фирмы для получения максимальной прибыли.
Повышение эффективности управления предприятием
Рыночная экономика создает такие условия для деятельности предприятия, при которых возникает необходимость прилагать все усилия для максимального увеличения прибыли, чтобы иметь возможность дальнейшего развития.
Анализ результатов финансовой деятельности позволит оценить эффективность управления.
Повышение эффективности управления предприятием может быть достигнуто за счет внедрения усовершенствованных форм менеджмента.
Согласно такому подходу производство должно быть ориентировано на общество и удовлетворение его потребностей. Одно из первых мест среди приоритетов должно занимать взаимодействие с внешней средой.
Менеджер должен приложить усилия для того, чтобы повысить мотивацию персонала. Таким образом можно будет добиться выпуска качественной продукции.
За счет использования средств научно-технического прогресса можно сократить издержки и увеличить прибыль.
Усилиями управленческого персонала должны создаваться условия, при которых работники будут иметь возможность проявлять инициативу, предлагать возможные пути решения сложных задач. Активность работников должна занимать одно из первых мест в системе менеджмента.
Совершенствование управления предприятием может быть осуществлено двумя основными способами:
Согласно первому пути создается четкое распределение обязанностей работников и функций подразделений. Помимо этого, ставится задача повышения мотивации сотрудников в создании качественного товара.
Автоматизация управлением предприятия основана на применении математических методов и ЭВМ в реализации процесса управления.
Проанализировать эффективность управления можно с помощью следующих параметров:
Понятие оперативности отражает время, которое было затрачено на получение информации и его анализ. Помимо этого, сюда входит своевременность принятых решений.
Оптимальность отражает качество управленческих решений. Они должны давать эффект для реализации задач в конкретных условиях.
Эффективность показывает, какой эффект получен от принятия того или иного решения. Этот показатель можно отразить в числовом выражении.
Автоматизация управления предприятием
Автоматизация управления предприятием предполагает использование достижения научно-технического прогресса в области компьютерной техники, а также методов математического моделирования.
Автоматизация управления предприятием может быть введена в тех подразделениях, где процесс и результаты деятельности можно выразить количественно. Для этого используются информационные технологии в управлении предприятием.
Автоматизация управления предприятием решает следующие задачи (цели и задачи управления предприятием с помощью инновационных методов управления предприятием):
Таким образом, можно выделить задачи для каждого подразделения, которые решаются с помощью автоматизации управления.
Стратегическое управление предприятием
Совершенствование управлением предприятия на основе стратегического плана базируется на следующих аспектах:
Стратегии управления предприятием разрабатываются на основании определенного прогноза.
Составители прогнозов пользуются аналитическими данными, поступающими от низовых управленческих звеньев.
Задача руководителя предприятия в том, чтобы увидеть закономерности, присущие конкретному производственному процессу, и на основе этих закономерностей спланировать последовательное наращивание производственных показателей.




















