какое понятие относится к педагогическому мастерству

Понятие о педагогическом мастерстве и его место в деятельности учителя

ПЛАН

1. Понятие о педагогическом мастерстве. Содержание мастерства, пути его становления и реализации.
2. Секреты профессионального мастерства учителя.
3. Критерии педагогического мастерства.

Если заглянем в «Словарь русских слов» Е. Ожегова, то слово «мастер» трактуется как:

1) Руководитель отдельной специальной отрасли какого-нибудь производства, цеха (например, сменный мастер; мастер сборочного цеха);

2) Квалифицированный работник в какой-нибудь производственной деятельности (например, скрипичный мастер, этот сапожник – хороший мастер);

3) Специалист, достигший высокого искусства в своем деле, (мастер искусств. Мастер спорта, мастер пчеловодства.). Человек, который умеет хорошо делать что-нибудь (например, мастер на выдумки, мастер рассказывать).

Невозможно наметить духовный мир личности без явления опытного педагога, который должен в совершенстве владеть умением воздействия на учащегося, формировать его потребности и убеждения, способности и практические навыки. Педагогическое мастерство- это профессиональное умение оптимизировать все виды учебно-воспитательной деятельности, цельно направить их на всестороннее развитие и совершенствование личности, формирование его мировоззренческих способностей, потребности в социально значимой деятельности.

Многообразие и сложность задач формирования нового человека делают проблемы педагогического мастерства особенно актуальными для современной теории и практики воспитания. Выдающийся русский ученый-педагог А.С. Макаренко говорил: «Никакой контроль, никакие программы абсолютно не в состоянии изменить того направления занятий, которые определяются составом лекторов».

К сожалению, нет определенных рецептов достижения педагогического мастерства, однако, современная концепция педагогического мастерства предполагает, прежде всего, создание условий для развития творческих способностей будущих специалистов, благодаря чему можно достичь научно-профессиональной педагогической подготовки.

Острый интерес к вопросам мастерства воспитания обусловил не только необходимость выявить оптимальные условия всестороннего развития детей, но и те трудности, которые ежедневно возникают в практике воспитателя. По некоторым статистическим данным учитель выполняет 258 видов работ только на подготовку к занятиям по новым программам. На проверку тетрадей у него уходит 4-5 часов времени. Организация самообслуживания, дежурство, внеклассные мероприятия занимают 10-12 часов в неделю. Педагог сталкивается с постоянно меняющимся миром своих учеников, с необходимостью мгновенно принимать решения, действовать. В научно-методическом плане эти трудности, как правило, созданы, с умением устанавливать контакт с детьми в любой деятельности: учебной, организаторской, трудовой, художественной, спортивной.

Часто спрашивают, не является ли феноменом педагог, который выходит за пределы системы средств и методов. И является ли мастерство той силой, эстетики которую следуют действительно искать в самой личности педагога? Почему использование одних и тех же педагогических средств и методов у одних воспитателей дает положительный результат, а у других противоположный?

Эти вопросы нельзя сбрасывать со счетов при определении сущности педагогического мастерства.

Мастерство педагога зависит от владения разнообразными теоретическими, психолого-педагогическими, социально-психологическими, философскими знаниями и выступает в роли своеобразного звена между теорией и практикой, т.е. между системой знаний и деятельности, которая ведет к преобразованию существующей деятельности. Одно из главных сторон мастерства в том и состоит, что человек путём накопления знаний и опыта оказывается способным разрешать возникшие противоречия между наличным запасом теоретических представлений и требований жизни.

Опыт мастеров педагогического труда показывает, что, чем выше мастерство педагога, тем острее потребность в приобретении дополнительных знаний, тем больше кажущейся неясности, которая уже перешагнула данный уровень педагогических знаний и стоит на грани перехода на более высокий уровень единства теорий и практики. Мастерский педагогический опыт, если он синтезирует объективные возможности, познавательные физические, художественные данного поколения, не может исчезнуть бесследно, не может не дать себя знать. Но опыт сам по себе не передаётся. Передаётся мысль, выведенная из опыта. И эта мысль даже в своем первоначальном виде как догадка, как предположение – представляет уже первичные теоретические знания, на основе которого может быть построена развернутая теоретическая концепция.

Стремясь достичь секретов профессионального мастерства, педагог, главным образом, совершенствует методы обучения и воспитания учащегося.

Именно с помощью методов и приемов учитель включает своих питомцев в определенные знания, умения, навыки, отношения поведения.

Однако замечено, что одни и те же методы применяемыми педагогами, рождают далеко неравнозначный качественный результат. Более того, некоторым из учителей даже пробированные методы не позволяют приблизиться к минимальному успеху. Учитель разочаровывается, сетует «Всё делал по методической разработке, а дети шумят, не слушают, не учат. Почему?». На желания школьников влияют не только методы, приемы и задания, подбираемые для них педагогом. Успешность работы учителя в значительной степени обуславливается его личностью, характером, взаимоотношениями с учащимся, его мастерством, что не всегда зримо прослеживается в педагогической деятельности. Педагоги-мастера постоянно обращают внимание на реакцию, которая вызвана их действиями у учащегося. Под благотворным воздействием учителей ученик испытывает радость познания в учении, чувствует, что он может учиться лучше.

У таких педагогов методы обучения и воспитания становятся как бы средством реализации запрограммированных качеств личности самого педагога, проводником к учащимся.

Педагогическая задача решается в реальной обстановке, в учебной группе и в сложной системе отношений и взаимоотношений учащихся, которые нужно учитывать, выбирая особые воздействия на воспитанников. Прежде всего, это модель проблемной ситуации. Она, как и любая задача имеет свою цель, условия и критерии для проверки степени эффективности ее решения. Педагог-мастер тем и различается, что он умеет принимать решения в незапрограммированных условиях. Педагогическую задачу мы рассматриваем, как умозаключение учителя в том, как, ему поступать в непредвиденных ситуациях. И проверяется ее успешное решение с помощью трех основных критериев:

1. Перевод учащегося в данное состояние.

2.Выбор единого, предпочтительного способа воздействия на ученика, очевидность оптимального выбора.

3. Осознание того, что педагогическая задача существует лишь до тех пор, пока педагог не решит ее.

Можно считать, что педагогическая задача основная клеточка педагогического мастерства, решение которой отражает уровень профессионализма педагога. Вся педагогическая деятельность состоит из цепи педагогических ситуаций. Они создаются как учителем, так и учениками, спонтанно или специально.

Педагогические способности проявляются в умении учителя прогнозировать поведение ученика на основе постоянно получаемой информации о нем, в умение анализировать со школьниками информацию, а также видеть способы продвижения учеников к заданному уровню обучения.

Знание предмета деятельности. Без сомнений учитель должен свободно и четко оперировать информацию, видеть связи в сложной структуре доказательно, уметь легко вводить учеников в область собственных знаний и нацеливать их на овладение ими.

Стремление к самообразованию. Стремление к самообразованию позволяет постоянно педагогу пополнять собственные знания, а, стало быть, творить. Это качество тесно связано с любознательностью учителя. Любознательность успешно проявляется в результатах труда педагога. Поэтому постоянная готовность учителя пополнять свои знания благотворно сказывается на его общей эрудиции и интеллектуальной собранности, его способностях в определённых отраслях. Педагог, прежде всего, должен любить своих учеников и никогда не должен судить и плохо думать о своем питомце. Педагог, который искусственно делит учащихся на «законченных», «перспективных», «трудных» и «обычных», может легко прозевать человека- личность, а значит не разглядеть в нём творческий потенциал. Однако любовь к детям, уважение важно сочетать с разумной требовательностью. Требовательность дисциплинирует ученика, заставляет задуматься над своим поведением, затормаживает отрицательные и стимулирует положительные поступки. В требованиях обязательно должно быть чувство меры. Иногда учитель нетерпеливым и раздражительным тоном требует от ученика невыполнимого или слишком трудного. В результате, у некоторых школьников рождается неуверенность в своих знаниях, способностях. Требуя чего-то от других, важно уметь поставить себя на его место, т.е. уметь определить меру требовательности.

Педагогу в любой ситуации необходимо отличаться выдержкой, терпением, объективностью и чуткостью, т.е. постоянно уметь контролировать свою деятельность и поведение в общении с учениками. Важное значение имеют такие качества учителей, как наблюдательность и находчивость, умение пользоваться голосом, дикцией, непосредственное эмоциональное влияние на ученика, а также предвидение последствий своих действий.

Мастерство учителя также проявляется в голосе, дикции, мимике, тоне, жесте. Неумение пользоваться голосом граничит с непригодностью к педагогической профессии. Чрезмерно громкий голос учителя влияет на нервное состояние ученика. Неожиданный раздражительный тон педагога нервирует и учащихся. Речь педагога должна быть доступной, выразительной, логически стройной.

Следует избегать многословия и монотонности в речи и голоса. Поэтому равномерный голос, как предупреждал С.Т. Шацкий, производит своеобразное гипнотическое влияния на учеников – ученики начинают дремать. К словам надо прикасаться как к музыкальному инструменту, умело и чувствительно. В словах надо искать душу, уметь выражать свою силу, волю. Наконец, немаловажное влияние на поведение ученика оказывает тон. Доброжелательное общение рождает между педагогом и школьником отношения взаимного доверия, что положительно сказывается на успешности их взаимного труда. Предвидеть последствия своих действий помогает учителю педагогическая прозорливость, она характеризуется умением осознать, определить возможные затруднения при встрече с учащимися, а также в процессе непосредственного общения с целью предупреждения, или нейтрализации нежелательных поступков ученика. Прозорливости всегда должна предшествовать обдуманность собственного поведения. Вдумчивый учитель, способен проникать во внутренний мир ученика, понимать, какой его ждет результат от тех или иных действий.

Названные качества педагога реализуются в неразделимом единстве. Все они в большей или меньшей степени проявляются в умении учителя общаться со своими учениками, устанавливать доброжелательные отношения между ними в повседневной жизни и работе. Педагог, который считает своей главной обязанностью лишь проведение урока или «выполнение» учебной программы, по существу, работает на холостом ходу. Никакие духовные нити не связывают его и учеников. В лучшем случае между ними устанавливаются в какой-то мере терпимые отношения.

Для анализа педагогического труда требуется знать показатели-критерии педагогического мастерства, которые помогают учителям-мастерам эффективно осуществлять педагогический процесс. Педагогическое мастерство всецело обеспечивается умственной самостоятельностью, которая означает владение весьма значительными умениями познавать реальную действительность, приобретать знания, творчески применять их в сложившейся и новой ситуации, т.е., умением анализировать, отражать и прогнозировать собственную деятельность.

Педагогическое мастерство обеспечивается наличием:

1. Психолого-педагогическим компонентом, входящих в психологическую структуру педагогической деятельности.

2. Соотнесённости психолого-педагогических компонентов с уровнями деятельности педагога-мастера.

3. Определённых уровней педагогических способностей.

Источник

Какое же можно дать определение термину «Педагогическое мастерство»?

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Какое же можно дать определение термину

Как было сказано выше: (основу) педагогического мастерства охватывают такие составляющие, как личность педагога, знания и педагогический опыт. Воспитатель, как и учитель, учится всю жизнь, он находится в постоянном развитии и всю трудовую жизнь является исследователем. Несмотря на массовый характер педагогической профессии, подавляющее большинство педагогов – творческие личности, идущие к мастерству.

« откроет» самого себя, поймет и осознает свою уникальность, свою роль и место в окружающем мире.

Внеурочная работа в группе детей с ОВЗ, таким образом, организуется и проводится с учетом задач социальной адаптации, направленной на овладение жизненно необходимыми знаниями и умениями – познавательными, коммуникативными, нравственными, эстетическими, трудовыми.

Хочется отметить, что на протяжении многих лет работы с детьми с ОВЗ, вся моя работа была и продолжает быть направлена на выявление склонностей и способностей каждого ребенка, развитие его как личности творческой и социализированной для жизни в современном обществе.

Наблюдения за детьми, ежегодно поступающими в школу, показывают, что большинство детей хотят учиться. Их привлекает новизна, желание ходить в школу, осваивать новое занятие, учиться, «как старшие ребята». Однако, это желание учиться далеко не у всех школьников сохраняется на

протяжении всех лет обучения. Иногда по ряду причин (накопление отрицательного опыта деятельности, отсутствие успеха, несложившиеся отношения между членами детского коллектива, болезни и др.) дети утрачивают интерес к школе и учению. Поддерживать у ученика стремление учиться, находить для этого необходимые стимулы – одна из задач воспитателя в повседневной деятельности.

Формирование отношений тесно связано с общением учителя и воспитателя с отдельным ребёнком, коллективом детей и педагогов. Умение общаться лежит в основе профессиональных умений педагога наряду со знаниями и общей культурой педагога, основным условием приобретения педагогического мастерства. Именно на доверительном грамотном доброжелательном общении строилась вся коррекцонно-воспитательная работа с воспитанниками.

Повседневная жизнь детей все годы организуется с учётом ими усвоенного, постепенно повышая уровень требований. Этому в определенной мере способствовал и продолжает способствовать распорядок дня: зарядка, учеба, питание в школьной столовой, дежурство по классу и столовой. Эффективность подготовки школьников к жизни через систему внеклассной и урочной работы достигалась благодаря согласованности действий классного руководителя, воспитателя, информированности о работе друг друга.

Практикуя педагогические технологии в своей работе, я часто использовала юмор в общении со старшеклассниками, нацеливая учащихся на результат совместной деятельности, обнаруживая в них находчивость и способность к импровизации.

Этот, своего рода педагогический оптимизм, вера в силы учащихся, поддержка их инициативы и самостоятельности, укрепляли веру детей в свои возможности. Считаю, что педагог, обладающий оптимизмом, обращаясь к воспитанникам за советом при затруднениях в решении сложных вопросов, учитывая реальные склонности и интересы детей, предоставляет им возможность совершенствовать знания, умения и навыки за счет самостоятельного решения различных ситуаций. Это побуждает учащихся к переходу на более высокий уровень обучения и развития, позволяет каждого включить в творческий процесс.

Положительный настрой в деятельности и общении воспитателя с воспитанниками содействует высокому интеллектуальному и эмоциональному тонусу вообще, и, в частности, учения и повышает его эффективность.

В систему внеклассных мероприятий входили разнообразные виды

практической деятельности, которые теперь несомненно формируют знания и умения; помогают обучающимся находить контакт с окружающими людьми, переносить в реальную обстановку усвоенное, уметь объяснить свои действия, умение находить выходы из жизненных ситуаций.

Проводились классные часы «Спешите делать добро», «Час откровения», беседы: «В чём секрет очарования?» и «Узнаем друг друга лучше»… Тесты, опросники и помощь школьного психолога Панкратовой С.В, и классных руководителей Холкиной Г.И., Сайфутдиновой Г.Н., которые внесли ощутимый вклад в профессиональное самоопределение выпускников. С Холкиной Галиной Ивановной довели ребят до выпускного 12 класса.

Вместе с обучающимися продумывали сценарии праздников, подбирали конкурсы, интересные игры, формы проведения общешкольных мероприятий, привлекая к участию каждого, взаимодействуя с детьми и педагогами других классов.

Опыт работы в школе и жизненные наблюдения подсказывают, чтобы человек чему-то научился в жизни, необходим определенный опыт. Поэтому перед обучающимися нужно ставить такие жизненные ситуации, с которыми придётся столкнуться и принимать решение.

Таким образом, желая своим выпускникам в самостоятельной жизни после школы большого личного и социального благополучия, мы считаем, что организация социально – бытовой направленности во внеурочное время – это только начало пути в большую взрослую жизнь. Необходимо развивать у молодых людей интерес к тем жизненным ситуациям, с которыми им предстоит встретиться и которые им придется решить, а это невозможно без оснащения их определенным багажом знаний и умений, необходимым для успешной интеграции в социум.

До сих пор они приезжают, звонят, делятся успехами и неудачами, справляются о родной школе, советуются.

Считаю, что большую роль в становлении воспитанников, как личностей, играет постоянство педагога, а именно, воспитателя, работающего с данной группой. Вместе с педагогом начиная свой школьный путь – путь становления малыша в состоявшуюся личность, гражданина, воспитатель и воспитанник, проходят рядом все ступени учения и жизненной «азбуки», пробуя, ошибаясь, и собирая необходимый «багаж» опыта, уверенный, что рядом неслучайный «попутчик», а надёжный постоянный друг и наставник.

Хотелось бы, чтобы это постоянство имело место при закреплении педагогов за данным классом (группой) детей.

Второй год я работаю с группой второклассников, которая состоит из 10 человек. Как воспитатель, стараюсь повышать свое педагогическое мастерство, так как считаю, что на внеурочную деятельность возложена важная задача, которая позволяет правильно организовать свободное время младших школьников, сделать их досуг организованным и содержательным.

Большинство детей достигают высокого уровня компенсаторного развития и обнаруживаются хорошие успехи в учебе, в разностороннем развитии.

И здесь задача воспитателя – всеми доступными средствами достичь взаимодействия, согласие с родителями в воспитании общей культуры, в создании эмоционально-благоприятного климата, ориентируемого на общечеловеческие ценности. Свою работу я начинала с диагностики семьи, домашних условий и проблем воспитания. Диагностика семей продолжается на протяжении всего периода обучения детей с помощью анкетирования родителей, детей, посещения семей.

Как воспитатель, стремлюсь привить каждому ребенку любовь к познанию, умению самостоятельно мыслить и преодолевать трудности, развивать чувство ответственности. Терпеливо и настойчиво учу ребят справедливости, доброте, пониманию прекрасного. При этих условиях ребенку всегда интересно посещать группу.

В своей работе с группой воспитанников 2 «а» класса работаю в тесном контакте с классным руководителем Журавлёвой Е.М., психологом школы, руководителями ДО и родителями. Участвую в родительских собраниях, на которых обсуждаются проблемные и организационные вопросы, связанные с группой.

В начальный период жизни детского коллектива требования в основном нацелены на формирование привычек дисциплинированного и культурного поведения детей в классе, во время урока, перемен, в столовой, на прогулке и т.д. Требования, первоначально, носят предваряющий характер. Постепенно они обогащаются нравственно-мировоззренческим содержанием.

В своей работе я использую основные методические рекомендации, составленные на основе передового опыта работы воспитателей коррекционных школ. Нахожу такую форму организации приготовления домашних заданий на самоподготовке, при которой знания, приобретенные учениками на уроках, получают наиболее эффективное закрепление. При этом использую здоровьесберегающие технологии и индивидуальный подход к детям.

Важное значение имеет обстановка, в которой дети занимаются. Хорошо изучив психофизические особенности своих воспитанников, рассаживаю их соответствующим образом: неуспевающих и неусидчивых ближе к себе, детей, имеющих слабое зрение, ближе к свету (к доске).

Особое внимание уделяется формированию у учеников таких черт характера, как настойчивость, упорство, усердие, целеустремленность в процессе выполнения учебных задании.

Если воспитанник не справляется с заданием, предлагаю ему еще раз вспомнить или прочитать по учебнику нужное правило, посмотреть классную работу с аналогичным примером, обратить внимание на соответствующее наглядное пособие. Слабых учащихся постоянно подбадриваю, внушаю им уверенность в своих силах, учу их преодолевать трудности.

Ещё раз подчеркну, что повседневная связь учителя и воспитателя, беседы, совместное планирование предстоящей работы имеют важное значение для всего коррекционно-воспитательного процесса с группой детей, и исключают дублирование воспитателем урока на самоподготовке.

Разностороннее клиническое и психолого-педагогическое изучение детей, анализ состояния и практических умений дают основание считать, что в процессе обучения и воспитания в зависимости от содержания методов и применения дифференцированного подхода, недостатки развития компенсируются и корригируются.

Тёплое, доброжелательное, но вместе с тем, требовательное общение, любовь к детям, поиск новых форм и методов воспитания – все это помогает мне как воспитателю в моей деятельности. Особое внимание уделяю созданию условий для развития творческого начала в деятельности каждого ученика.

Основной целью моей работы стало также формирование познавательной деятельности детей. Вся внеклассная и внешкольная работа, таким образом, является естественным продолжением учебно-воспитательного процесса на уроках, она дополняет и расширяет содержание учебной работы, проводимой учителем на уроке.

На сегодняшний день наиболее актуальны игровые методы и технологии, обеспечивающие расширение позитивного социокультурного опыта школьников.

Мы с учащимися выходим на прогулку: гуляем, активно играем на свежем воздухе.. Главная цель, которую я ставлю перед собой при проведении различных игр, дать возможность каждому ребенку побыть в движении, почувствовать свое тело, показать значение двигательной активности.. Кроме того, в играх много познавательного материала, способствующего расширению сенсорной сферы детей, развитию их мышления и воображения.

Дети занимаются в кружках, любят играть в самые разнообразные игры. Целенаправленные игры организовываю на беседах, самоподготовке, планирую и осуществляю познавательные и тематические выездные экскурсии и прогулки: по улицам города, к памятникам, к вечному огню, в парк, в музей занимательных наук ««Эксперементус», в городскую библиотеку, на кондитерскую фабрику, парк чудес «Галилео», скальные тренировки в Нижней Санарке. Эти экскурсии имеют большое познавательное значение. Дают возможность детям получить глубокие и прочные знания, снимают утомляемость, пробуждают интерес к жизни, вызывают вдохновение, помогают войти в жизнь, полную впечатлений и соблазнов, более подготовленными.

Сколько знаний, умений, навыков, необходимо педагогу для того, чтобы эффективно применять на практике избираемые им методы педагогического воздействия, как на отдельных воспитанников, так и на детский коллектив в целом. И это невозможно без постоянного самообразования. Так, уже, работая с новой группой малышей, я чаще стала применять в своей работе ИКТ. Использую в своей работе интегрирующие образовательные и оздоровительные компоненты, направленные на сохранение остаточного зрения и повышение работоспособности, обеспечение возрастных темпов роста и развития детей; с учетом индивидуальной образовательной траектории учащихся.

Указанные методы и приёмы воспитания отнюдь не исчерпывают всех сторон педагогического мастерства, возможных влияний педагога на учащихся и их деятельность. В стиле одного педагога проявляется яркость его натуры, внешний эффект его мастерства, в стиле другого – незаметные внешне качества сочетаются с глубоким проникновением в процессы изменения личности ребёнка. В стиле

работы учителя, воспитателя, как и во всей его творческой деятельности, конечно, сказывается его индивидуальность.

Когда обстоятельства меняются, надо менять способ мышления. А сейчас время меняется стремительно, информация устаревает.

Каждый раз, когда вы знакомитесь с новой областью знаний в своей профессии, представьте себя учеником-первоклашкой. Забудьте о своих должностях, дипломах, и возрасте. Сделайте из себя чистый лист бумаги и начните его заполнять сначала. Иначе не преодолеть стресс. Иначе будете изо дня в день повторять устаревшие истины и неуспешные действия, которые давно не дают желаемого результата, удивляться, почему же вы не приближаетесь к успеху. Ничто не растет на льду! Если вы позволите стереотипам заморочить ваше сознание, новые идеи не прорастут! Спасибо за внимание!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *