какое понятие основное в философской концепции готфрида вильгельма лейбница

Философская система Г. Лейбница

какое понятие основное в философской концепции готфрида вильгельма лейбница какое понятие основное в философской концепции готфрида вильгельма лейбница какое понятие основное в философской концепции готфрида вильгельма лейбница какое понятие основное в философской концепции готфрида вильгельма лейбница

какое понятие основное в философской концепции готфрида вильгельма лейбница

какое понятие основное в философской концепции готфрида вильгельма лейбница

Он проявил себя как блестящий ум во многих областях. Так, опередив время на два века, 20-летний Лейбниц задумал проект математизации логики. Он предлагал создать универса?льный язы?к (всеобщий язык; лат. lingua generalis) — язык, систему терминов, определенных строго и однозначно, а потому допускающих над собой чисто формальные операции. Такой язык позволил бы заменить все логические рассуждения исчислением, проводимым, подобно алгебраическому, над словами и символами этого языка, однозначно отражающим понятия. Концепция языка была предложена Лейбницем. Он же предпринял попытку его создания.

Лейбниц писал: «…тогда в диспуте между двумя философами нужды будет не более, чем в диспуте между двумя счетоводами. Для разрешения противоречий достаточно будет взять грифеля и, сев за доски, сказать друг другу „давайте вычислять“».

Будущую теорию (которую он так и не завершил) он называет «всеобщая характеристика». Она включала все логические операции, свойства которых он ясно представлял. Лейбниц завершает свой вариант математического анализа, тщательно продумывает его символику и терминологию, отражающую существо дела По мере развития анализа выяснилось, что символика Лейбница, в отличие от ньютоновской, отлично подходит для обозначения многократного дифференцирования, частных производных и т. д.

В 1700 г. Лейбниц основывает Берлинскую Академию наук и становится её первым президентом. Избирается иностранным членом Французской Академии наук.

В 1697 году, во время путешествия Петра I по Европе, русский царь познакомился с Лейбницем. Их общение привело в дальнейшем к одобрению Петром создания Академии наук в Петербурге, что послужило началом развития научных исследований в России по западноевропейскому образцу. От Петра Лейбниц получил титул тайного юстиции советника и пенсию в 2000 гульденов. Лейбниц предложил проект научных исследований в России, связанных с её уникальным географическим положением, таких, как изучение магнитного поля Земли, отыскание пути из Арктики в Тихий океан. Также Лейбниц предложил проект движения за объединение церквей, которое должно было быть создано под эгидой русского императора.

В течение ряда лет стоял на позициях механистического материализма, но затем, ощущая его недостаточность (материя пассивна), эволюционировал к идеализму, к признанию решающей роли в мире за энергичным духовным началом. В целом его мировоззренческие взгляды оцениваются как объективно-идеалистические, «монадологические». Он полагал, что материя не может быть субстанцией, так как она делима; субстанция же должна быть абсолютно простой и «живой». Он выдвинул учение о множественности субстанций.

Монады различаются по уровню сознательности Лейбниц различал три вида монад:

1. Монады «нижней ступени» с пассивной способностью восприятия образуют «неясные представления». Тела, состоящие из монад первого вида, относятся к неживой природе. Это минералы.

2. Монады «средней ступени» способны иметь ощущения и отчасти относительно ясные представления. Тела, состоящие из монад второго вида, относятся к живой природе. Это растения и животные.

какое понятие основное в философской концепции готфрида вильгельма лейбница

В теории познания Лейбниц был идеалистическим рационалистом. Выступал против эмпиризма и сенсуализма. Критерием истинности знания считал ясность, отчетливость и непротиворечивость.

В истории познания Лейбниц не принимает полностью учение о врожденных идеях. Он полагает, что человеческому разуму присущи не идеи, а своего рода предрасположения, которые под влиянием опыта как бы делятся на два вида:

Итак, Лейбниц явился завершителем философии XVII века, предшественником немецкой классической философии. Он был ученым нового типа, одним из тех, кто положил начало все более ускорявшемуся процессу приращения знания. Лейбниц был не только глашатаем новых методов научного познания, но и сам создавал методы исследования. Он внес большой вклад в раз­витие математики (один из создателей дифференциального ис­числения), физики (предвосхитил закон сохранения энергии), геологии, биологии, истории и других наук. Он явился родона­чальником современной математической логики.

Лейбниц не оставил произведения, в котором бы систематически излагались его взгляды на общество. Большинство идей содержится в трактате «Теодицея» («Оправдание Бога»). В нем он, в частности, развивает свою знаменитую теорию оптимизма. Лейбниц писал, что хотя наш мир содержит много зла и имеет много недостатков, все же он наилучший и совершеннейший из всех возможных миров. Это положение вылилось в поговорку: «Все к лучшему в этом лучшем из миров».

Одну из наиболее характерных черт философии Л. представляет доктрина о многих возможных мирах. Существует бесконечное число миров, каждый из которых бог созерцал прежде, чем сотворил действительный мир. Будучи добрым, бог решил сотворить лучший из возможных миров, а он считал, что лучшим должен быть тот, в котором добро значительно превышает зло. Он мог бы сотворить мир, не имеющий зла, но он не был бы так хорош, как действительно существующий мир. Вот почему большое благо логически связано с некоторым злом. Возьмем самый обыкновенный пример: глоток холодной воды в жаркий день, когда вы страдаете от жажды, может дать (принести) вам такое несравнимое (большое) удовольствие, что вы подумаете, что стоило испытать жажду, хотя она и была мучительна, потому что без нее не было бы так велико последующее наслаждение.

Для теологии важны не такие примеры, а связь греха со свободой воли. Свобода воли является великим благом, но для бога логически невозможно даровать свободу воли и в то же самое время повелеть не быть греху. Поэтому бог решил сделать человека свободным, хотя и предвидел, что Адам съест яблоко, и что грех неизбежно повлечет за собой наказание. В мире, явившемся рез-том этого, хотя в нем и существует зло, перевес добра над злом больший; поэтому он является лучшим из всех возможных миров, а зло, которое в нем содержится, не является аргументом против доброты бога.
Согласно Л., «зло можно понимать метафизически, физически и морально. Метафизическое зло состоит в простом несовершенстве, физическое зло – в страдании, а моральное – в грехе».

Философствование Томаса Гоббса (1588-1679) и Джона Локка (1632-1704) находится на границе между философией Нового времени и Просвещением, так как главное место в наследии этих философов занимает проблема государственного устройства.

Источник

ГОТФРИД ВИЛЬГЕЛЬМ ЛЕЙБНИЦ (1646 – 1716)

Немецкий философ-рационалист и знаменитый математик, обладал универсальным умом, занимался также физикой и механикой; вместе с тем был юристом, дипломатом, публицистом, политиком, историографом, библиотекарем.

В своем философском творчестве обращался к самым разнообразным проблемам:

Главные философские произведения Лейбница

Понятие субстанции как единицы силы

Лейбниц в своем объяснении мира, а, следовательно, субстанции пытается переосмыслить все имеющиеся подходы к этому вопросу от античности до современной ему философии. Он отмечает, что философы-рационалисты разделили природу вещей на дух и тело – в виде дуализма Декарта или модусов Спинозы. По их мнению, природа тела состоит в протяжении, а природа духа – в мышлении.

Лейбниц же считает, что главное – это объяснение внутренней активности мира, а потому протяжение не может быть сущностью тел. По его мнению, этого недостаточно для объяснения всех свойств, присущих телам, а именно – инерции или сопротивления.

Если его предшественники имели дело с протяженными и видимыми телами, то философ для объяснения активности мира предлагает, кроме понятия протяжения, ввести понятие силы и считает, что только посредством него можно мыслить природу тел. Лейбниц утверждает, что как невозможно мыслить тело без силы, так же невозможно сделать силу видимой при посредстве тела. Мы можем видеть действие силы, но не ее саму, при этом именно она является источником механического мира. Сила, – пишет Лейбниц, – «принадлежит к тем сущностям, которые не могут быть представлены наглядно, как и природа души, и поэтому недоступны чувственному воображению, а доступны только разуму».

Все тела движутся или стремятся к движению, даже в состоянии кажущегося покоя, а это есть активность, деятельность, сила, которая внутренне присуща телам. Отсюда следует вывод, что все тела сами суть силы и, следовательно, субстанции. Значит, протяжение и движение обладают не физической природой, а силой, представляющей собой метафизический принцип.

Таким образом, в понятии силы Лейбниц пытается преодолеть противоположность между телесной и духовной природой, между протяжением и мышлением. Сама сила нематериальна, она имеет духовную природу, но вместе с тем в ней заключается природа тела, которое немыслимо без силы. Это значит, что сила выражает и духовную и телесную природу – единую сущность всех вещей – и может быть приравнена к понятию субстанции. Поэтому, согласно Лейбницу, сколько вещей – столько и сил, сколько тел – столько и субстанций, то есть каждое тело представляет собой отдельную субстанцию.

«Монадология» – учение о монадах. Для обозначения сил-субстанций Лейбниц обращается к понятию «монада» (от греческого «monas» – единица). Он пишет, что это простые неделимые, не имеющие частей, нематериальные субстанции, «истинные атомы природы», «элементы вещей». Каждая монада должна быть отлична от другой, ибо не бывает в природе абсолютно идентичных тел. Монады подвержены изменению, но не благодаря внешнему воздействию, а исходя из «внутреннего принципа, так как внешняя причина не может иметь влияния внутри монады».

Поскольку любое естественное изменение происходит постепенно – что-то изменяется, что-то остается прежним – то в простой субстанции должна существовать «множественность состояний и отношений, хотя частей она не имеет». Монада неделима, но обладает многообразным содержанием, так же, как наш разум един, но вместе с тем богат и разнообразен.

Лейбниц считает, что многообразие и различие монад определяют два вида их деятельности: восприятие, представление (перцепция) и сознание (апперцепция). Перцепция – это всегда действие, деятельное стремление, побудительный принцип развития. Лейбниц пишет: «Деятельность внутреннего принципа, которая производит изменение или переходит от одного восприятия к другому, может быть названа стремлением». Таким образом, представление активно, оно существует в самих вещах, как их собственная сила и собственное стремление.

Восприятием обладают все монады, но лишь некоторые, наделенные душой и разумом, обладают, кроме того, еще и апперцепцией. Здесь философ подчеркивает различие между представлением вообще, как метафизическим принципом, и сознательным (человеческим) представлением.

Анализируя восприятия различного рода, Лейбниц особое внимание уделяет сознанию человека, отмечая, что «познание необходимых и вечных истин отличает нас от простых животных и доставляет нам обладание разумом и науками…». При этом он не ограничивает представляющую силу человека его душой, а рассматривает его также как часть природы.

Согласно Лейбницу, все вещи есть представляющие сущности, каждая вещь есть представление своей индивидуальности. Но каждая монада, чтобы отличаться от других, то есть быть индивидуальностью, не может представлять лишь какую-то часть вещей, в свое представление она должна включать непосредственно всех остальных индивидов. Поэтому природа каждой вещи и каждого существа должна заключать в себе связь со всем остальным миром. Значит, по Лейбницу, каждая монада представляет всю Вселенную целиком, является микрокосмом, малым миром, в котором сконцентрирована Вселенная. «Эта связь или это согласование всех вещей с каждой отдельной и каждой отдельной со всеми остальными делает то, что каждая монада находится в известном отношении ко всем другим и что, следовательно, она есть живое и вечное зеркало Вселенной» – пишет философ.

Таким образом, Лейбниц показывает взаимосвязь всех вещей в мире, «единую связь Вселенной», подчеркивая, что вещи представляют собой не только части целого, но и само целое; не только части общего миропорядка, но и миры сами по себе.

Система предустановленной гармонии

Доказывая, что мир представляет собой целостную систему, Лейбниц вместе с тем утверждает, что монады не могут взаимодействовать друг с другом, не способны влиять друг на друга. Он пишет: «Монады вовсе не имеют окон, через которые что-либо могло бы войти туда или оттуда выйти». Это означает, что каждая монада не может иметь «физического влияния на внутреннее бытие другой», она – замкнутый в самом себе мир. Тогда каким же образом обеспечивается внутренняя взаимная связь и взаимное влияние монад? Лейбниц говорит, что связующей нитью между субстанциями выступает высшая монада – Бог, устанавливающий совершенный миропорядок, при котором бесчисленное множество субстанций наилучшим образом согласуются между собой. «В простых субстанциях бывает только идеальное влияние одной монады на другую, которое может происходить лишь через посредство Бога…», – пишет он. Такое согласование есть гармония, гармоничное отношение сущностей, которую Лейбниц называет системой предустановленной гармонии.

Для объяснения своей позиции философ приводит популярный пример с двумя маятниковыми часами, которые могли бы совершенно синхронно работать в трех следующих случаях:

Таким образом, Бог создал лучший из миров, где все находится в постоянном движении и развитии. Монады образуют непрерывный совершенный восходящий порядок, обеспеченный законом мировой гармонии. Он существует изначально, так как одна сущность не происходит из другой, а бесчисленное множество монад существует с начала времен.

В гармоничном миропорядке Лейбниц отводит человеку особое место – человеческое бытие занимает среднюю ступень между жизнью животных и жизнью гениев. Человеческая индивидуальность развивается от бессознательной жизни, ближе всего подходящей к животной душе, к сознательной, – доходящей до отчетливого познания вещей, вечных истин, идеи мировой гармонии. Это он называет духом, становление которого происходит в процессе развития человеческой души: от низшей физической жизни к высшей духовной. Духи, по Лейбницу, – «суть отображения самого Божества, или самого Творца природы, и способны познавать систему Вселенной и подражать ему кое в чем своими творческими попытками, так как всякий дух в своей области – как бы малое божество». Совокупность духов должна составлять Град Божий – «мир нравственный в мире естественном». Истинная слава и величие Бога состоит именно в познании его духами.

Мировоззренческий характер «Теодицеи». Это философское произведение Лейбница дает ответы на многие мировоззренческие вопросы: о Боге, об отношении к нему человека, о соотношении веры и разума, о свободе воли и необходимости, о добре и происхождении зла и других нравственных проблемах.

В частности, в своей работе Лейбниц пытается преодолеть противоречие: с одной стороны, Бог создал лучший из миров; с другой – в мире существует зло. Рассматривая проблему добра и зла, Лейбниц подчеркивает, что наш мир является гармоничным и совершенным, но в нем существует также и ограниченное бытие, заложенное в сути монады как ограниченной силы. А любой предел есть принцип несовершенства и основание для объяснения зла. Поскольку он заключен в сущности вещей, то представляет собой метафизический принцип, и Лейбниц называет его «метафизическим злом», из которого вытекает действительное зло, которое может быть физическим, или моральным. «Метафизическое зло состоит в простом несовершенстве, физическое зло – в страдании, а моральное – в грехе», – пишет Лейбниц.

Зло философ рассматривает как недостаток добра, а не его противоположность; так же как, например, болезнь есть недостаток здоровья, а не его отсутствие вообще. Если рассматривать различие между добром и злом, то добро есть большее совершенство, а зло – меньшее, и оно не противопоставляется, а подчиняется добру. Совершенство мира состоит в гармонии всех вещей, и если бы не было зла, это был бы утопический мир, поэтому зло способствует совершенству и служит добру. Лейбниц пишет: «Бог творит из возможных миров наилучший, так как хороший в абсолютном смысле мир, мир без всяких несовершенств, вообще немыслим, стало быть, невозможен».

В этой работе Лейбниц уделяет внимание вопросу о человеческом счастье, связывая его с проблемой добра и зла. Человек, по его мнению, всегда желает радости, стремится к счастью. С одной стороны, это высший инстинкт, влечение человека, а с другой – ему необходимо придать разумный, «благородный» характер. Это возможно в том случае, когда человек не просто творит добро, а поднимается до его отчетливого познания и понимания. Таким образом, состояние счастья философ связывает со стремлением человека к ясному и отчетливому мышлению. Но счастье может быть эгоистично, преодолеть же эгоизм возможно в стремлении к общей пользе. По его мнению, никто не может быть счастливым, когда другие несчастны, и счастье индивида есть результат счастья всех. Здесь философ, опираясь на веру в могущество человеческого разума, приходит к выводу о возможности достижения состояния совершенного общества.

Источник

Готфрид Вильгельм Лейбниц — Философские идеи Г. В. Лейбница

Готфрид Вильгельм Лейбниц был выдающимся мыслителем, ученым и научным организатором; универсальным духом, который стремился разрешить и объединить все противоречия: внутри философии, религии, между философией и религией, в области политики. На протяжении всей своей жизни он боролся за политическое равновесие: в Европе — против имперских амбиций Людовика XIV, в мире — против Турции, которая хотела навязать свою волю Европе. Идея целого, идея вселенской мировой гармонии — это характеристика, качество его вселенского ума. Как и его предшественники Декарт и Спиноза, Лейбниц был рационалистом; он считал, что реальные отношения в мире структурно идентичны логическим отношениям и что причины имеют понятную основу. В то же время Лейбниц был основателем немецкого Просвещения, которое К. Фишер описывает как объединение естественного света разума с естественной моралью, в отличие от англо-французского Просвещения. Его сын-интеллектуал Г.Е. Лессинг (1729-1781), как и Лейбниц, пытался с помощью одной универсальной идеи охватить, объединить различные разрозненные течения и традиции в интеллектуальной культуре. По сути, философия Лейбница — это завершение философии Нового времени; мост «от чистого натурализма Спинозы» к «чистому морализму Канта» (К. Фишер).

Лейбниц родился в Лейпциге 21 июня 1646 года в семье университетского профессора морали. С детства он интересовался историей древнего мира. Позже Лейбниц писал, что мысли великих греков и римлян Цицерона и Сенеки, Плиния, Геродота, Ксенофона, Платона и других воодушевляли его именно потому, что они выражали всю человеческую жизнь в едином образе и потому, что у них были гибкие и ясные формы, которые соответствовали актуальному предмету. С тех пор, утверждает Лейбниц, в нем прочно закрепились два принципа: всегда искать ясность в словах и в способе выражения мыслей, и искать полезности в вещах.

В школе он изучал греческий и латынь, серьезно занимался изучением логики. Позже Лейбниц писал в своих автобиографических заметках: «Я стою на том, что плохая голова, имея вспомогательные преимущества (логические. — Б. Б.) и практикуя их, может превзойти лучших, как ребенок может нарисовать линию на линейке лучше, чем величайший мастер своей рукой». Логика, на которой он настаивал, создает порядок и связь мыслей; не зря Платон называл искусство логического расстановки прометеевской огненной наукой.

В 1661 году, в возрасте 15 лет, Лейбниц поступил в Лейпцигский университет, где изучал право и философию. Он сравнивает взгляды ученых и философов Нового времени и находит, что первые объясняют вещи с точки зрения понятий цели, существенных форм и конечных причин, вторые — с точки зрения механической причинно-следственной связи. Лейбниц отдает предпочтение аристотелевской традиции. Во всяком случае, он считает, что «новые философы» недооценили Аристотеля, Фому Аквинскому и других ученых-философов: «Все, что говорил Аристотель о материи, форме, природе, месте, бесконечности, времени, движении, по большей части верно и доказуемо». Кто, например, не знает понятия существенной формы, которой, однако, вещество одного тела отличается от вещества другого? Более того, нет ничего более верного, чем понятие первобытной материи»[1]. Сокровищница существенных и абсолютно доказуемых истин встречается и в учениях Фомы Аквинского, полагает Лейбниц.

какое понятие основное в философской концепции готфрида вильгельма лейбница

какое понятие основное в философской концепции готфрида вильгельма лейбница

Концепция двух истин

Понятие «истины разума» и «истины факта» объясняют природу свободы, творчества и структуру Вселенной. Истины разума — это те, чья противоположность содержит в себе противоречие, например, 2 + 2 = 4, потому что очевидно, что сумма 2 и 2 не равна 4. А истины на самом деле — это те, чья противоположность не содержит противоречий, как, например, все эмпирические истины: Если книга передо мной черная, то я не говорю правду, когда говорю, что она желтая, но это не следует из самого утверждения: «У меня передо мной желтая книга», что я лгу. Другими словами, истины разума — это те истины, которые могут быть сведены к идентичным утверждениям за конечное число шагов, а истины факта — это те истины, которые потребовали бы бесконечного числа шагов для приведения к тождеству. Различие двух истин и, соответственно, двух видов достоверности позволяет Лейбницу избежать спинозизма, т.е. «геометрической» необходимости, которая исключает всякую свободную волю, в том числе и божественную.

Создавая мир, Бог смог создать любой из бесконечного числа возможных миров. Но руководствуясь критерием оптимальности (максимальная простота с наибольшим количеством созданных существ), Бог, в соответствии со Своей собственной доброй природой, выбирает лучшее из всех возможных для существования миров. Таким образом, Бог творит по Своему разуму, но Он также руководствуется Своей доброй природой в выборе лучшего, потому что по условию, Он мог бы выбрать другой мир, а не тот, в котором мы находимся. В этом случае сотворенный мир является единым, ибо в противном случае существа самой страшной вселенной будут обречены на несправедливые страдания. И каждый существующий, по словам Лейбница, может быть уверен, что он живет в лучшем из всех бесконечно многих мыслимых миров. Таким образом, в творчестве остается место для свободной воли Бога, которая, хотя и определяется вечными истинами, но не полностью исключается, как показывает Спиноза, который определяет причину и волю и тем самым устанавливает, что любое понятие о добром Боге — это просто человеческое изобретение.

Остается вопрос: человек, конечное мыслящее существо, способное к свободному выбору или только произвольному? Ведь свобода — это свобода выбирать то, что действительно лучше, а не то, что мы считаем лучшим по нашей прихоти. Способны ли мы к свободным и рациональным действиям? Лейбниц не дает окончательного ответа на этот вопрос, но он все же дает надежду на то, что свобода, понимаемая таким образом, все еще возможна для человека. Чтобы ответить на вопрос, какие из наших возможных действий в конечном итоге приведут к хорошему результату, мы должны рассмотреть бесконечный ряд причин и следствий, поскольку на собственном опыте мы имеем дело с истинами факта. По словам Лейбница, открывшего дифференциальное исчисление, он видит, что в математике бесконечности сводятся к целочисленным значениям. Следовательно, мы можем рассчитывать с теми же успехами в повседневных рассуждениях, что и в математике. Нужно только, по замыслу Лейбница, создать такой язык, который оперирует не внешними именами, а такими именами, которые обозначают сущность вещей, чтобы, когда мы что-то определяем, мы могли математически выразить это определение. А потом, когда возникают споры, «достаточно взять ручки в руки, сесть у их счетных щитов и сказать друг другу (как в дружеском приглашении), давайте считать!»[1].

Философская система Г. Лейбница

Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716) — немецкий философ, математик, физик, юрист и лингвист.

Он оказался блестящим умом во многих областях. Например, 20-летний Лейбниц, на два столетия опередивший свое время, задумал проект по математизации логики. Он предложил создать универсальный язык (Universalsprache; Latin lingua generalis), язык, систему понятий, строго и однозначно определенных и, следовательно, допускающих чисто формальные операции над собой. Такой язык заменил бы все логические рассуждения на математическое исчисление, выполняемое как алгебраическое исчисление над словами и символами этого языка, однозначно отражающими понятия. Концепция формулировки была предложена Лейбницом. Он также пытался его создать.

Лейбниц писал: «…тогда спор между двумя философами будет не более необходимым, чем спор между двумя бухгалтерами». Достаточно будет взять сланцы и, сидя за досками, сказать друг другу: «Давайте посчитаем», чтобы разрешить противоречия».

Теорию будущего (которую он так и не закончил) он назвал «универсальной характеристикой». В нем содержались все логические операции, свойства которых он четко представлял себе. Лейбниц завершил свой вариант математического анализа, тщательно продумав его символику и терминологию, которая отражала суть дела. По мере развития анализа выяснилось, что символика Лейбница, в отличие от Ньютона, в высшей степени подходит для обозначения множественной дифференциации, частичных производных и так далее.

В 1700 г. Лейбниц основал Берлинскую академию наук и стал ее первым президентом. Избран иностранным членом Французской академии наук.

В 1697 году, во время европейских гастролей Петра I, русский царь познакомился с Лейбницом. Их общение впоследствии привело к тому, что Петр одобрил создание Академии наук в Санкт-Петербурге, что стало началом развития научных исследований в России по западноевропейским направлениям. От Петра Лейбниц получил звание тайного советника и пенсию в 2000 флоринов. Лейбниц предложил проект научных исследований в России, связанных с ее уникальным географическим положением, таких как изучение магнитного поля Земли, поиск маршрута из Северного Ледовитого в Тихий океан. Лейбниц также предложил проект движения по объединению церквей, которое должно было быть основано под эгидой российского императора.

Его основные философские работы — «Дискуссия по метафизике», «Новая система природы», «Новые эксперименты на человеческом разуме», «Теодицея» и «Монадология».

Несколько лет он стоял на позициях механистического материализма, но затем, почувствовав его неадекватность (материя пассивна), он эволюционировал в сторону идеализма, признания решающей роли энергетического духовного начала в мире. Вообще, его мировоззрение оценивается как объективно-идеалистическое, «монадологическое». Он считал, что материя не может быть веществом, потому что она делима; вещество должно быть абсолютно простым и «живым». Он установил доктрину множественности веществ.

Основой философской системы Х. Лейбница является доктрина монадов. В своей работе «Монадология» он объяснил материальные явления проявлению неделимых, простых духовных сущностей — монад. Монады вечны и нерушимы, и их свойством является активность, движение и восприятие. Хотя ни одна монада не оказывает никакого влияния на других, тем не менее, движение и развитие каждой монады находится в полной гармонии с движением и развитием других. Это связано с «предустановленной гармонией» в структуре мира, установленной Божественной Волей. Монаду называют душой, если у нее есть чувство, и духом, если у нее есть ум. Невидимые монады составляют суть всей природы.

Монады отличаются своим состоянием сознания, Лейбниц выделил три типа монад:

«Низкоуровневые» монады с пассивными факультетами восприятия формируют «неясные представления». Тела, состоящие из монад первого рода, относятся к неодушевленной природе. Это минералы.

Философия Нового Времени

Философия Нового времени взяла основные идеи Ренессанса и развила их дальше. Она была антишоластичной по ориентации и во многом носила нерелигиозный характер. Он сосредоточился на мире, человеке и его отношениях с миром.

XVII век был ареной споров между рационализмом и эмпиризмом. С одной стороны: великие эмпирические философы — F. Бекон, Ти Хоббс, Д. Локк. С другой стороны: великие рационалисты-философы — Р. Декарт, Б. Спиноза, Х. Лейбниц.

Фрэнсис Бэкон (1561 — 1626) — английский философ, основатель английского эмпиризма, известный прежде всего как философ, одержимый идеей практического применения знаний. «Scientia est potentia» («Знание — это сила»), провозгласил он. Это подчеркивало практическую направленность научного знания, что оно увеличивает силу человека. Шоластическое знание, в смысле Бэкона, не совсем знание. Он противопоставил свою философию средневековому схоластике. (Действительно, его девиз «Знание — сила» прямо противоречит известному высказыванию библейского Екклесиаста: «Во много премудрости много печали; и тот, кто приумножает в знании, приумножает в печали» — Екклесиаст 2:18).

Магнумовый опус Бекона был Новым Органоном. В нем он попытался создать новый научный метод, противопоставив дедуктивную логику Аристотеля индуктивной. Дедукция — это движение от общего к частному. Бекон предложил обратный путь — мы идем к общему знанию через конкретное, через наблюдение и эксперимент.
Бэкон считал, что у людей много предрассудков и заблуждений. Он классифицировал эти предрассудки, выдвинув теорию четырех идолов (духов) разума.

Ф. Бэкон разработал методы научной индукции. По его мнению, следует не просто обобщать, то есть перейти от некоторых фактов к общим выводам, а анализировать факты и только на этой основе делать общий вывод. Индуктивный метод не дает стопроцентной гарантии правдивости утверждений, но позволяет определить, насколько правдивы те или иные утверждения.

Ф. Бэкон считал, что только с помощью наблюдений и экспериментов можно сделать научные выводы. Он умер ученым-исследователем после того, как простудился, проводя эксперимент по замораживанию курицы (фаршируя потрохами снег). Бэкон был очень уважаемым человеком в Англии, лорд-канцлер. Он писал свои основные философские работы только после выхода на пенсию. Его самое известное произведение называется «Эксперименты». — Это настоящая сокровищница практической, мирской мудрости. В «Экспериментах» Бакон активно использовал один из основных методов практической философии — метод антитезиса. Он излагает аргументы за и против диссертации, оставляя окончательный вывод читателю.

Рене Декарт (1596 — 1660) — французский философ. Многие считают его отцом философии Новой Эры. В отличие от Ф. Бэкона, Декарт подчеркивал важность рассуждений и был философом-рационалистом. Его рационализм был выражен, прежде всего, в тезисе «Я думаю, поэтому я» (cogito ergo sum).

Эта диссертация имела два значения:

Первое, что наделил Декарт: то, что человек думает, наиболее очевидно и определенно; следовательно, от факта мышления следует факт существования;
Второе чувство: «только мыслящий человек действительно живет» или «как мы думаем, так мы и живем». Человек думает, что он существует.
Слова Декарта «Я думаю, поэтому я существую» являются основой не только рационализма, но и идеализма. Для существования человека, его существа, вытекает из факта его мышления. Думать — это первично, быть вторичным.

В сфере мысли Декарт считал сомнение самым главным. Он установил принцип методического сомнения. Он не обязан сразу же принимать все, что ему говорят, или то, что он видит и чувствует. Он должен спросить себя, но существует ли она на самом деле? Без процедуры сомнения, невозможно понять природу вещей и прийти к правильным выводам. Декарт не был скептиком, он верил только в то, что нужно сомневаться, но не вообще, а только на определенном этапе познания, в рефлексии: утверждать и критиковать это утверждение; отрицать и критиковать это отрицание; таким образом, мы избежим многих ошибок.

Г. Лейбниц: учение о множественности субстанций

Немецкий философ Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716) противопоставил доктрине Спинозы единственную субстанцию, modus vivendi которой — все сингулярные вещи и существа, доктрине множественности субстанций. Таким образом, Лейбниц попытался ввести номиналистическое понятие реальности сингулярного, восходящее к Аристотелю, в рационалистическую метафизику XVII века.

Лейбниц сознательно противопоставил плюрализм веществ пантеистическому монизму Спинозы. Самосуществующие вещества были названы Лейбницом монадами. (Напомни, что «монада» по-гречески означает «один» или «единство».) Мы уже знаем, что сущность (субстанция) считалась с древности чем-то единым, неделимым. По мнению Лейбница, монада проста, то есть не состоит из частей, а потому неделима. Но это означает, что монада не может быть чем-то материальным и реальным; она не может быть расширена, потому что все материальные вещи, будучи расширены, делимы до бесконечности. Не расширение, а деятельность составляет суть каждой монады. Но что это за деятельность? Она представляет, как объясняет Лейбниц, именно то, что не может быть объяснено механическими причинами: во-первых, воображение или восприятие, а во-вторых, стремление. Представление идеально, и поэтому не может быть выведено ни из анализа растяжения, ни из комбинации физических атомов, так как оно не является продуктом взаимодействия механических элементов. Остается предположить, что это первоначальная, первичная, простая реальность, главное свойство простых веществ.

По словам Лейбница, деятельность монад выражается в постоянном чередовании внутренних состояний, которые мы можем наблюдать, когда созерцаем жизнь собственной души. Наделяя монахов притягательностью и восприятием, Лейбниц на самом деле думает о них, как о аналогах человеческой души. Монады, говорит Лейбниц, называются душами, когда у них есть чувства, и духами, когда у них есть разум. В неорганическом мире, с другой стороны, их правильнее называть существенными формами, средневековый термин, которому Лейбниц придает новое содержание. Таким образом, все в мире оказывается живым и живым, а там, где мы видим только кусок материи, на самом деле существует целый мир живых существ — монады. Эта мысль, кстати, вряд ли удивит нас сегодня, ведь мы знаем, что в каждой капле воды и на малейшей частичке земли есть мириады микроорганизмов, невидимых для нас. Надо сказать, что Лейбницкая Монадология обязана своим происхождением не в последнюю очередь открытию микроскопа. Один из конструкторов микроскопа А. Левенгук изучал микроскопическую анатомию глаза, нервов, зубов; ему приписывают открытие эритроцитов, а также инфузорию и бактерии, которые он называл латинским словом «animalculi» — животные. Все это создало потребность в новом взгляде на природу, и Монадология Лейбница стала ответом на эту потребность.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

какое понятие основное в философской концепции готфрида вильгельма лейбница

Образовательный сайт для студентов и школьников

Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *