какое понятие не включает в себя психология группы

Стадии формирования и виды психологии групп

какое понятие не включает в себя психология группыПсихология изучает не только особенности личности, но и принципы взаимодействия, общения и влияния индивидов друг на друга. Психология коллектива рассматривает социальные ситуации и процессы, определяющие поведение индивида, теорию коллектива, проблематику лидерства, механизмы восприятия, психологию межличностных конфликтов. Для коллективной психологии важно рассмотрение индивида через призму его взаимоотношений с другими людьми, оценка личности как отражение мнения коллектива.

Понятие группы в психологии: роль группы в развитии личности

Принадлежность к группе — базовая потребность, необходимая для нормального развития социальных навыков. Отвержение или невозможность присоединиться к общности людей приводит к деградации индивида, снижает его эмоциональные и интеллектуальные навыки. Но в то же время, слишком сильное влияние группы подавляет развитие индивидуальности. Поэтому важным условием психического здоровья является поддержание баланса личностно-группового взаимодействия.

Одновременно индивид принадлежит нескольким группам: профессиональной, социальной, семейной, дружественной, идейной и другим. Его положение в группах может быть разным, в зависимости от степени включенности, соответствия ожидаемой роли, личной заинтересованности.

В нем обязательно есть свои ритуалы, формы совместной деятельности, кодекс поведения, формы поощрения и санкций. Определить группы можно по следующим признакам: какое понятие не включает в себя психология группы

Чем сильнее развито чувство сплоченности, тем больше у объединения шансов занять социально значимое положение и влиять на другие общности, постепенно укрепляя свои позиции и популяризуя взгляды.

Классификация объединений по составу, особенностям, формам отношений

Группы разделяют на условные (выделенные исследователями по общему признаку) и реальные (существующие как общность). Реальные группы разделяют по характеру и особенностям взаимодействия какое понятие не включает в себя психология группы

Как правило, формат групповых отношений определяется до формального объединения общности. Но случайное попадание в общность сильного лидера с интересами, противоречащими изначальным, может изменить внутренние устои и направленность общности.

Размеры групп: особенности взаимодействия индивидов в зависимости от количественной характеристики

Современная групповая психология выделяет 3 вида общностей по количеству человек: какое понятие не включает в себя психология группы

По мере развития индивидуальных качеств, человек может переходить из одной группы в другую или пытаться изменить характеристики объединения, в котором он оказался изначально.

Процесс становления группы: этапы развития и распределение ролей

Становление общности происходит в 3 этапа:

Процесс вхождения личности в коллектив происходит в 3 фазы: какое понятие не включает в себя психология группы

В группе по уровню авторитетности выделяют следующие роли:

Чем выше статус индивида, тем большей властью он пользуется. В процессе развития коллектива индивиды могут оспаривать присвоенный статус, перемещаясь на верхнюю ступень иерархии. В случае пренебрежения правилами поведения в группе индивид, изначально занявший высокую позицию, может сместиться вниз.

Преобладание общественного интереса над личностным: становление коллектива

Коллектив — группа с высоким уровнем развития. Для достижения этой стадии общности необходимо действовать сознательно и следовать плану, подчиняться требованиям руководителя.

Чтобы стать коллективом, общности необходимо пройти этапы развития: какое понятие не включает в себя психология группы

На последнем этапе происходит замыкание интересов личностей на глобальной цели и отхождение к этапу лже-коллектива, для которого личные цели важнее общественных.

К механизмам восприятия, обеспечивающим межличностную коммуникацию, относятся:

В развитом коллективе личность работает на общественные интересы, но получает возможность развивать свои сильные стороны. Коллектив работает как слаженная команда, направляя основные стремления на общечеловеческие интересы.

Конфликты внутри коллектива, средства внутригруппового влияния

какое понятие не включает в себя психология группыКонфликт — неизбежное социальное явление, которое обязательно входит в понятие группы в психологии. В психологии конфликт — отношения между субъектами, характеризующиеся противоборством идеалов, целей и интересов. Конфликт может быть внутриличностным, межличностным и внутригрупповым. Чем больше индивидов вовлечено в противостояние, тем разрушительнее и масштабнее влияние ситуации на развитие коллектива.

Стадии развития конфликта в коллективе:

Предупредить появление конфликтов могут средства внутригруппового влияния, использованные лидером или влиятельными членами коллектива. К ним относятся: какое понятие не включает в себя психология группы

Особым средством влияния является манипуляция. Применение манипулятивного воздействия позволяет члену группы, не являясь формальным лидером, влиять на межличностное взаимодействие, становление целей и методов их достижения.

Полезное видео

Из видео Вы подробно узнаете о социальных ролях и масках человека на работе и в повседневной жизни. А также о влиянии группы на поведение человека.

Источник

Понятие о группе в психологии, классификация групп

какое понятие не включает в себя психология группы какое понятие не включает в себя психология группы какое понятие не включает в себя психология группы какое понятие не включает в себя психология группы

какое понятие не включает в себя психология группы

какое понятие не включает в себя психология группы

Группа – ограниченная в размерах общность людей, выделяемая из социального целого на основе определённых признаков.

Основными критериями выделения таких типологий могут выступать:

— количество человек в группе;

— уровень развития и т. д.

Так, по общественному статусу группы делятся на формальные и неформальные, по непосредственности взаимосвязей – на реальные и номинальные, по значимости – на референтные группы и группы членства. Наиболее употребительные типологии выделяются по количеству человек и по уровню развития. Эти два критерия значимы и для педагогической деятельности.

По уровню развития выделяют группы неорганизованные или слабо организованные, с низким индексом сплочённости, а также группы высокого уровня развития:

— диффузная группа – общность, в которой отсутствует сплочённость как ценностно-ориентационное единство, нет организованной совместной деятельности, способной опосредовать отношения её участников. Чаще всего диффузная группа представляет собой небольшое кратковременное объединение людей на случайной основе. Диффузные группы находятся на очень низком уровне развития и быстро распадаются;

— ассоциация – группа, в которой отсутствуют объединяющая её совместная деятельность, организация и управление, а ценностные ориентации, опосредующие межличностные отношения, проявляются в условиях группового общения. Ассоциация является официальной группой, имеющей общую, официально поставленную цель, официальную структуру, но совместного достижения общественно значимых целей в такой группе ещё нет: каждый добивается этих целей сам по себе;

— корпорация – организованная группа, характеризующаяся замкнутостью, максимальной централизацией и авторитарностью руководства, противопоставляющая себя другим социальным общностям на основе своих узколичных интересов;

— коллектив – группа объединённых общими целями и задачами людей, достигшая в процессе социально ценной совместной деятельности высокого уровня развития. Выделяются следующие признаки коллектива: высокий уровень развития группы, социально-позитивная деятельность, высокая сплочённость членов группы, референтность группы, опосредованность межличностных отношений совместной деятельностью.

По количеству человек выделяют большие группы, малые группы и микрогруппы. Состав микрогрупп включает в себя два или три человека (соответственно диады, триады). Большая группа это социальная общность, члены которой, не имея непосредственных контактов между собой, связаны опосредованно психологическими механизмами групповой коммуникации. Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов (Г.М. Андреева). В малой группе участники лично знают друг друга.

Психологические характеристики группы

Групповые нормы (от лат. norma – руководящее начало, точное предписание, образец) – это определённые правила, которые выработаны группой, приняты ею и которым должно подчиняться поведение её членов, чтобы их совместная деятельность была возможна.

Нормы выполняют, таким образом, регулятивную функцию по отношению к этой деятельности. Нормы группы связаны с ценностями, т. к. любые правила могут быть сформулированы только на основании принятия или отвержения каких-то социально значимых явлений.

Нормы группы включают в себя и общезначимые нормы, и специфические (выработанные именно данной группой). Групповые нормы способствуют повышению устойчивости и стабильности группы. Иногда групповые нормы выполняют в определённом смысле консервативную роль.

Социальная психология изучает и такую важную проблему, как мера принятия норм каждым членом группы. Если человек не соблюдает групповые нормы, то включаются механизмы, посредством которых группа «возвращает» своего члена на путь соблюдения норм. Все процедуры, при помощи которых поведение индивида приводится к групповой норме, называются групповыми санкциями. Система санкций предназначена для того, чтобы обеспечить соблюдение норм.

какое понятие не включает в себя психология группы

Санкции могут быть:

— положительными и отрицательными;

— формальными и неформальными;

— непосредственными и опосредованными.

Санкции существуют на всех уровнях социальной жизни и во всех группах. Они регулируют поведение индивидов с различным уровнем строгости и силы.

Групповое давлениедействия, побуждающие человека вести себя определённым образом и в соответствии с экспектациями (системой ожиданий, требований относительно норм исполнения индивидом социальных ролей) окружающих. Этот феномен получил в социальной психологии наименование феномена конформности (или конформного поведения).

Конформность (от лат. conformis – подобный, сообразный) – податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок в соответствии с первоначально не разделявшейся им позицией большинства.

Различают:

б) внутреннюю (подлинный конформизм) – индивид действительно принимает мнение большинства.

Слабое влияние группового давления определяется как нонконформизм. Нонконформизм не имеет ничего общего с негативизмом (конформностью наоборот). Негативизм проявляется в стремлении человека обязательно поступить вопреки правилам, и в этом смысле он зависит от групповых норм. Нонконформист же имеет свой, независимый взгляд на явления окружающего мира и доверяет своему мнению, при этом он относится с уважением и к мнениям других людей, но поступать он будет в соответствии со своими представлениями о действительности.

Групповая динамика – это совокупность динамических процессов, которые одновременно происходят в группе в какой-то период её существования.

Лидерство и руководство рассматриваются в социальной психологии как групповые процессы, связанные с социальной властью в группе. Власть несёт в себе право и возможность распоряжаться чем-либо, кем-либо, подчинять воле одного человека. Лидер и руководитель оказывают ведущее влияние на дела группы.

1. В большинстве исследований по проблемам управления под лидером и руководителем понимается человек, оказывающий ведущее влияние на группу, причём лидер – в системе неформальных отношений, а руководитель – в системе формальных отношений.

2. В социально-психологическом смысле лидерство и руководство – это механизмы групповой интеграции, объединяющие действия группы вокруг индивида, выполняющего функцию лидера или руководителя.

В социальной психологии существуют следующие различия между лидером и руководителем:

— во-первых, лидер регулирует межличностные отношения, а руководитель – формальные;

— во-вторых, лидер является представителем своей группы, её членом (элемент микросреды). Руководитель же входит в макросреду (элемент макросреды), представляет свою группу на более высоком уровне социальных отношений;

— в-третьих, в отличие от руководства, лидерство является стихийным процессом, никто не может гарантировать запланированное лидерство, т. к. групповые процессы не всегда предсказуемы. Руководство – процесс целенаправленный и запланированный, поэтому руководство выступает как явление более стабильное, чем лидерство;

— в-четвёртых, руководитель в процессе влияния на подчинённых имеет значительно больше санкций, чем лидер. Если лидер может использовать только неформальные санкции, то руководитель имеет возможность применения как формальных, так и неформальных санкций;

— в-пятых, принятие решений лидером осуществляется непосредственно, а руководителем опосредованно. Ведь лидер владеет только той информацией, которая существует в рамках данной группы, а руководитель использует большой объём как внутренней, так и внешней информации.

Рассматривая феномены лидерства и руководства, следует отметить роль авторитета. Лидер всегда авторитетен, в противном случае он не будет лидером. Руководитель же может обладать авторитетом, а может и не иметь его совсем.

Авторитет – это совершенно особый вид влияния на людей. Он выражается в способности человека, не прибегая к принуждению, направлять поступки и мысли других людей. Все харизматические личности были, безусловно, авторитетны.

В психологии чаще других выделяют подлинный и ложный типы авторитетов:

— подлинный авторитет человека является прямым следствием его деятельности и отношений с другими людьми;

— ложный авторитет возникает в условиях манипулятивной деятельности «лидера», когда он достигает власти над людьми посредством ухищрений, лицемерия, социальных игр (Э. Берн), т. е. действий со скрытыми мотивами. В большинстве случаев ложный авторитет позволяет человеку влиять на ход дела и добиваться признания со стороны других людей, но в целом отношение к такому человеку будет несколько настороженным, ведь явные манипуляции скрыть чрезвычайно трудно.

Одним из наиболее традиционных вопросов лидерства и руководства является вопрос о стилях лидерства (руководства). Ещё в 30-е годы ХХ века К. Левин выделил три стиля лидерства: авторитарный (директивный), демократический (коллегиальный) и попустительский (анархический).

Стиль лидерства – это типичная для лидера система приёмов воздействия на членов группы.

Источник

Понятие и психология группы

Краткая характеристика психологической группы

Иногда некоторые проблемы, задачи требуют коллективного поиска решения. Совместное достижение результатов может быть лучше, чем то, что сделает один человек.

Субъект индивидуально, не взаимодействуя с группой людей, существовать не может. Это объясняется человеческой физиологией. С рождения ребенок нуждается в общении, любви, заботе. Некоторые основные потребности человек может удовлетворить только в группе.

Группа – это общность людей, которые ограничены в размерах и выделены из социального целого на основе определенных признаков.

Классификация базовых потребностей человека

Структура потребностей, которые удовлетворяются группой. Потребность в :

Рассмотрим каждый из них.

1. Находясь в группе, у людей:

Беззащитность может проявляться, когда человек перешел из одной группы в другую.

2. Самоуважение у людей появляется тогда, когда присутствует членство. Если оно успешное, то и человек чувствует себя значимым, польщенным. Например, *** поступил в лучший вуз страны – МГУ, *** приняли на работу в Государственную Думу. Эта потребность удовлетворяет стремление к:

3. Данная потребность отвечает за установку, поддержание и упрочнение дружеских, приятельских отношений с окружающими людьми. Именно аффилиация движет субъектами, когда они создают новую ячейку общества.

4. Потребность во власти. Люди, у которых наблюдается это стремление, смогут достичь каких-то целей, только находясь в группе. Статус лидера может нести как формальный, так и неформальный характер. Членство в группе способствует приобретению полномочий руководителя.

5. Каждый человек в мире ставит себе определенные задачи. Некоторые из них можно достичь, находясь в коллективе.

Психология группы

Группа помогает субъекту в удовлетворении потребностей. Они (группы) бывают 2 видов:

Стоит отметить, что пассажиры в поезде не являются группой, так как они объединены физически и представляются набором индивидуумов.

Существует еще одна классификация групп:

Источник

Группы

С того момента, как мы родились, мы становимся частью группы, которая является нашей семьей, и оттуда на протяжении всей нашей жизни формируются и распадаются многие группы, такие как группа друзей из школы, в дополнение к группам в группах. мы, проводящие свободное время, любим театральные труппы.

Группа — это объединение из двух или более людей, которые встречаются с определенной частотой и с определенной целью. Достижение этой цели побуждает их направлять поведение участников и создавать функционирующую систему.

Но что общего у этих групп? То есть почему и семья, и театральный коллектив называются группой? Ответ сложен, поскольку группа — это в психологии определение разнообразное и меняется, и нет единого определения группы.

Прежде всего, вы должны знать, что есть три основных аспекта, связанных с изучением любого группового феномена, а именно:

Формирование групп — это непрерывный процесс, который развивается в течение более или менее продолжительного периода времени. Многие группы начинаются в четко определенное время, и можно указать точную дату их создания (например, формирование рабочей группы или терапевтической группы).

Однако большинство природных групп имеют диффузное происхождение и их трудно определить.

Понятие группы в психологии

Чтобы сделать определение группы более понятным, объединим их по следующим характеристикам:

Согласно Марвину Шоу, каждая группа должна обладать следующими характеристиками:

Рассмотрим различные определения групп:

Следует отметить, что взаимозависимость является общей характеристикой большинства определений понятия группы. При таком подходе защищается то, что существенным аспектом для группы людей, которую следует называть группой, является наличие взаимозависимости между ними. По словам Левина, определение группы будет следующим:

«Представление группы как динамического целого должно включать определение группы, основанное на взаимозависимости членов (или, скорее, подразделений группы)» (Левин, 1936)

Другим защитником этого течения был Дойч, который дал такое определение группы:

«Социологическая группа существует в той степени, в которой ее компоненты преследуют цели, способствующие взаимозависимости».

Другое определение постулируется из теории, согласно которой группы формируются с целью придания личности социальной идентичности. То есть группа формируется как группа. И в этом смысле принадлежности и идентичности члены должны осознавать это.

Третий важный критерий — взаимодействие между членами группы. Этот защищает то же самое взаимодействие, которое поддерживает определение группы. В этом смысле мнения разных авторов расходятся, поскольку, хотя одни отстаивают, что взаимодействие является важным элементом формирования группы, другие считают, что это не является необходимым требованием для формирования группы.

Pоль группы в развитии личности

Группы влияют на нашу личную и социальную идентичность, поскольку каждый человек проводит базовое обучение и социализацию в группах, будь то с семьей, друзьями, коллегами и т. д.

Основная мотивация, побуждающая людей формировать связи с другими людьми, сосуществует с необходимостью сохранять свою независимость и индивидуальность. Эти тенденции кажутся несовместимыми, но это не так. Кроме того, формирование групп не только не несовместимо с индивидуальностью, но часто является средством ее достижения. Однако нельзя отрицать, что в некоторых случаях может возникать конфликт между двумя тенденциями, который влияет на развитие групп.

Ответ на вопрос, зачем и почему люди объединяются в группы, не всегда один и тот же, поскольку иногда они следуют инструментальным критериям или другим критериям функционализма, или руководствуются чувствами межличностного влечения, основанными на разных характеристиках.

Во-первых, люди присоединяются к группам, потому что это предполагает удовлетворение ряда потребностей, которые невозможно удовлетворить изолированным людям. Основные потребности, которые потенциально могут удовлетворить группы, следующие:

Что касается вопроса о том, почему люди присоединяются к группе, можно выделить три типа обстоятельств, которые превращают группу людей в группу:

На наше отношение, наше социальное восприятие и в целом на наше поведение влияет наша принадлежность к разным социальным группам. По этой причине «важно смотреть на то, что происходит вокруг субъекта, чтобы понять, что он делает, и нередко то, что он думает и что чувствует внутри», «смотреть вовне, чтобы понять, что внутри»

Для нашего физического и эмоционального выживания нам нужно быть частью группы. Семья и друзья — это первые группы, с которыми мы контактируем. В социальном пространстве семьи мы выстраиваем свою индивидуальную и социальную идентичность. С друзьями мы удовлетворяем эмоциональные потребности, такие как принятие и уважение.

Влияние групп на людей таково, что оно определяет формирование психосоциальной личности, понимаемой как определенный образ мышления, чувств и действий, который делает нас уникальными и непохожими на других и является результатом взаимодействия, которое мы поддерживаем. с разными значимыми фигурами различных формальных и неформальных групп, к которым мы принадлежим или принадлежали.

Классификация

Характеристики, которые различают группы и то, как люди воспринимают группы в повседневной жизни, составляет интуитивные теорий о них.

Интуитивные типологии совпадают в четырех типах групп: близость, задача, социальные категории и слабые ассоциации. Каждой группе присваиваются разные характеристики на основе определенных критериев. У людей есть интуитивные теории групп, и более общее понятие группы можно разделить на типологию групп, различающихся по своим свойствам, типу взаимодействия и функциям:

Размеры групп

Рассмотрим этот вопрос через призму «числа Данбара». Это число, которое повторялось на протяжении всей истории и между различными культурами, такими как кочевые народы, основные подразделения римской армии, а также сегодня количество рабочих в компании на одном и том же иерархическом уровне.

Это было обнаружено путем сопоставления размера коры 36 видов приматов с количеством компонентов их групп, создав уравнение регрессии, с помощью которого можно предсказать, что обе переменные соответствуют друг другу.

Соотнося эту информацию с информацией о человеческом существе, напрашивается вывод, что 147,8 — это среднее количество социальных отношений, которые мы устанавливаем

Таким образом, М. Шоу составил своего рода среднюю перепись этих групп, сделав вывод, что они были разделены на три категории:

В ходе своего углубленного исследования групп на протяжении всей истории и на ранних этапах он обнаружил, что:

Что еще более важно, если отряд должен был быть больше, его нужно было разделить на «управляемые» группы, которые всегда насчитывали около 150 человек.

Отсюда антропологи всего мира стали изучать «число Данбара» как «горячую тему». «Число Данбара» начали применять в маркетинговых теориях и приложениях и даже изучать группы людей в виртуальных мирах.

Процесс становления группы

Группа людей, которые находятся в кинотеатре или в очереди в банке, не составляют группу, даже если у них одна и та же цель. Для этого необходимо наличие нескольких факторов:

Группы имеют более длительную или более короткую продолжительность в зависимости от предлагаемых целей. Соседское товарищество, созданное для укладки асфальта по соседству, может прекратить свое существование, когда эта цель будет достигнута. Или, например, создание групп в социальных сетях или создание культурного центра в своем городе или районе и т. д.

Есть еще много поводов для встреч.И они имеют большую или меньшую продолжительность, в зависимости от результатов в достижении целей. То есть продуктивность. Это зависит от нескольких факторов: от того, как сформирована группа и как люди интегрированы друг с другом, и от руководства.

В группе, как и во всех человеческих событиях, хотя и сложнее, чем в индивидуальном, существует процесс формирования и роста. И этот процесс может происходить естественно и спонтанно, или в него можно вмешиваться, чтобы группа достигла большей продуктивности.

Преобладание общественного интереса над личностным становление коллектива

Хороший коллектив состоит из людей, которые неистово разделяют общие цели, верят, что их вклад ценный, и мотивированы делать все для этого возможное.

Команда сильна, когда ее члены хорошо работают вместе, поэтому создание коллективов (читай — эффективных команд) имеет важное значение для управления в любой организации. Многие проекты успешны только тогда, когда сотрудники взаимодействуют друг с другом не только по рабочим вопросам.

Создание эффективных команд обеспечивает наилучшие результаты для компании, а также счастливых, мотивированных и преданных делу сотрудников для успеха организации.

Для того, чтобы группа стала коллективом, она должна пройти определенные этапы развития:

Подготовка — один из важнейших аспектов развития коллектива. Четкое и заблаговременное определение целей упрощает работу членов как единого целого. У коллектива должны быть четко определенные роли и четкое понимание задач, которые необходимо выполнить для достижения целей.

Руководитель группы может достичь этой цели с помощью новых проектов или путем планирования мероприятий по укреплению командного духа. Он также может укрепить этот союз, хваля индивидуальный или коллективный продукт или процесс и признавая достижения.

С хорошо организованными командами менеджеры могут вывести компанию на путь к успеху.

Конфликты внутри коллектива

Чтобы понять проблему споров внутри коллектива и их надлежащее управление, необходимо иметь в виду, что они в определенной степени имеют тенденцию быть естественными, поскольку каждый человек сам по себе полон конфликтов.

Кроме того, следует отметить, что рабочая среда нагружена различным поведением, способами мышления и работы, что приводит к постоянному возникновению проблем.

В этом смысле и поскольку это очень сложный вопрос, каждый руководитель группы, должен иметь в своем распоряжении полезные инструменты для надлежащего управления этими конфликтами, начиная от знания корня проблемы, к пониманию отношения каждого из людей.

Необходимо добавить, что не все конфликты негативно влияют на продуктивность группы (компании), однако их необходимо решать как можно скорее, чтобы поддерживать хорошую среду, которая будет зависеть от способности лидера справиться с конфликтом.

По своему влиянию конфликты подчиняются классификации, которая в любых условиях должна разрешаться быстро и для общей выгоды:

Управление конфликтом группе также будет зависеть от честности между пострадавшими. Все, что вы чувствуете, должно быть выражено, и поэтому не происходит накопления позиций или чувств.

Еще один важный аспект — разделение личного и рабочего в конфликте с учетом того, что на большинство межличностных проблем влияют внутренние конфликты или домашние, и что они не разделяются при входе в рабочую зону.

Каждый человек проводит большую часть своей жизни во взаимодействии с другими людьми в групповом контексте, от рождения, на всех стадиях психосоциального развития, и до своей смерти он является частью различных формальных и неформальных групп.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *