какое понятие наиболее близко культуре эпохи просвещения
Основные идеи Эпохи Просвещения в культуре, литературе и искусстве
Конец XVII столетия и XVIII век вошли в историю как Эпоха Просвещения. Литература и культура в этот период получила мощный толчок для дальнейшего развития. Зародившееся движение в Англии, быстро распространилось по странам Европы. Особенно это нашло свое отражение во Франции. Просветители того времени прониклись идеей, что базой для развития общества должен быть разум и творческое начало личности.
Основные черты эпохи
Просвещение поддерживалось прогрессивными слоями общества в борьбе с пережитками феодального строя. Новая мысль предусматривала установление в государстве капиталистических отношений. Основными чертами Эпохи Просвещения являлись:
Этот период являлся этапом, когда встал закономерный вопрос о смене старых устоев. Требовался толчок для перехода на новый индустриальный путь развития.
Философские идеи
Культура Эпохи Просвещения базировалась на новых идеях, выдвигаемых прогрессивными представителями того времени. Краткий характер их содержания был следующий:
Образованные люди не отрицали существование бога. В их понимании благодаря его воздействию было обеспечено существование мира.
Однако ряд научных открытий позволили сделать вывод, что познание мира человечеством возможно самостоятельным путем, без привлечения высших сил. Загадкам и чудесам уже не оставалось места. Они отошли в прошлое.
Направления искусства
Художественная эпоха культуры проявилась в просветительском классицизме и романтизме. О том, в чем это воплотилось, кратко информируется в таблице:
Направление художественной культуры | Краткая характеристика |
Живопись | Появление разнообразных стилей |
Театр | Театральная деятельность переживала золотой век развития |
Художественная литература | Наступило торжество буржуазной культуры |
Музыка | Произошел толчок к появлению будущей современной музыки |
В художественной культуре временами классицизм комбинировался с романтизмом. Все зависело от импровизации и творческого подхода автора. Иногда романтизм был воплощен в оболочку классицизма.
Развитие живописи
С наступлением XVIII века в живописи начал развиваться стиль рококо. В его основе лежала асимметричность, насмешливость и игривость. Персонажами для авторов являлись представители античной мифологии. К ним относились Венера, нимфы, Диана.
Подобным творчеством занимался француз Франсуа Буше. Он являлся художником короля. В своем творчестве он брался за создание театральных декораций и картин. Примером может служить полотно «Триумф Венеры».
Англичанин Томас Гейнсборо занимался написанием портретов, которые отличались поэтичностью и утонченностью.
Среди итальянцев выделялся Джованни Тьеполо, который занимался изготовлением гравюр и фресок.
Франческо Гварди и Антонио Каналетто оставили после себя множество картин с изображением городских пейзажей.
Театральная деятельность
Театральное искусство в этот период достигло пика своего расцвета. В Англии стали знаменитыми произведения драматурга Ричарда Шеридана «Соперники» и «Школа злословия».
В Венеции работало одновременно 7 театров. Здесь писал свои работы Карло Гольдони, которых у него насчитывалось 267 единиц. Высокую оценку его творчества давал Вольтер.
Однако наиболее известным произведением в Эпоху Просвещения была комедия «Женитьба Фигаро», написанная французом Бомарше. В ней звучала критика царствующей во Франции династии Бурбонов. Буквально сразу после первых постановок пьесы во Франции произошла революция, и старый режим, был свергнут.
По сообщениям из Германии выдающимися драматургами эпохи были Иоганн Гёте и Фридрих Шиллер. Первого из них называли универсальным гением. Среди его произведений были пьесы «Фауст» и «Эгмонт». Шиллер тоже оставил множество сочинений.
Художественная литература
В литературе Эпохи Просвещения появился новый литературный жанр — роман. Феодальную идеологию сменила буржуазная культура. Стали издаваться работы философов и экономистов. Этот жанр вышел из просветительской публицистики.
К писателям Эпохи Просвещения относятся:
Кроме писателей, в это период создавали свои творения и поэты. Среди них Александр Сумароков, Василий Тредиаковский, Антиох Кантемир.
Новый музыкальный язык
Именно в эту эпоху сложился современный музыкальный язык. Его основоположником стал композитор Иоганн Бах, который умел писать произведения практически во всех жанрах. Единственным исключением для него была опера. Множество сонат и сюит написал Георг Гендель. При этом ему давалась и оперная музыка.
В XVIII веке развитие получила венская школа. Ее представителями были Моцарт, Гайдн, Бетховен. Их произведения в настоящее время исполняются академическими оркестрами. Многие из этих работ основываются на песнях и танцах.
При этом великий классик Бетховен часто работал над героическими сюжетами. Он писал произведения для скрипки и фортепиано. В его жизни присутствовал серьезный кризис, когда он лишился слуха. Однако композитор пережил эту потерю и в будущем написал еще множество симфонических трудов.
Русское Просвещение
Просвещение XVIII века затронуло и Россию, войдя во все сферы русской жизни. Вместе с развитием науки наблюдался подъем в архитектурной деятельности. Страна делала попытки выйти из национальной замкнутости и наладить культурные связи с другими народами. Это период на Руси характеризуется возникновением первых музеев, появлением учебных заведений и печатных изданий.
В России серьезное сопротивление Просвещению шло со стороны купечества и духовенства. Их представители не хотели менять старых порядков. В этом отношении на них серьезное давление оказывал Петр I.
Много внимания культурной сфере оказывала Екатерина II. Это выражалось в приобретении ей различных коллекций скульптур и живописи. С ее стороны постоянно происходило общение с выдающимися деятелями европейских государств. Уже при ней была введена единая система образования. Это не касалось только крестьянских детей.
Эпоха Просвещения подробно изучается в школе. Учащимися по этой теме готовятся доклады, и пишутся рефераты. Связано это с тем, что этот период стал вехой на пути развития цивилизации. Было оказано существенное влияние на духовную жизнь европейских государств. Светское общество сумело отделиться от церкви. В итоге слои населения обрели достаточную свободу, и приобрели возможность получать образование.
Тема № 11. Культура Нового Времени и эпохи Просвещения
? Как называется художественный стиль первой трети ХIХ в., зародившийся в наполеоновской империи в живописи, архитектуре, прикладном искусстве, являющийся продолжением и завершением классицизма :
? Кто из видных французских общественных деятелей впервые применил термин «цивилизация», заявил о том, что «цивилизация есть смягчение нравов»:
? Кто из философов наиболее решительно провозгласил разрыв с рациональными европейскими ценностями Разума, Науки, Просвещения:
? В какой европейской стране возник классицизм:
? Кто из мыслителей разрабатывал концепцию «культурной деградации»:
? Назовите хронологические рамки классицизма:
+ б) XVII – начало ХIХ в.;
в) XVI – начало ХIХ в.;
г) начало XVII – начало ХVIII вв.
? Назовите хронологические рамки сентиментализма:
а) вторая половина ХVIII в.;
б) вторая половина ХVI в.;
в) первая половина ХIХ в.;
+ г) вторая половина ХVII в.
? Назовите направление в изобразительном искусстве ХVII-XVIII вв., догматически следовавшее внешним формам классического искусства:
? Назовите хронологические рамки романтизма – идейного и художественного направления в европейской культуре:
а) конец XVI – начало ХIХ в.;
+ б) конец XVIII – первая половина ХIХ в.;
в) начало XVII – конец ХIХ в.;
г) начало XVIII – конец ХIХ в.
? Назовите немецкого критика, философа культуры, филолога и писателя (конец ХVIII- начало ХIХ в.), ведущего теоретика йенских романтиков и основоположника немецкой идеологии:
? Назовите русскую императрицу, время правления которой вошло в историю как «эпоха просвещенного абсолютизма»:
? Какое понятие наиболее близко культуре эпохи Просвещения:
? Назовите одну из важнейших мировоззренческих концепций в культуре Просвещения:
б) обращение к человеку, как к высшему началу бытия;
в) обращение к культурному наследию античности;
г) каноничность, выраженная в опоре на труды отцов церкви и правила религиозной деятельности.
? Кто из мыслителей ХVIII в. пришел к выводу, что определяющее значение в жизни общества имеет культура:
? Кто из французских философов ХVIII в. полагал, что зло устранить можно с помощью просвещения, воспитания, формирования социальной среды, соответствующей природе человека:
+а) Д.Дидро;
? Кто из немецких писателей и философов ХVIII в., что распад цельности человека, ослабление его духовных и физических сил можно «уничтожить» только красотой:
? Кто из французских мыслителей ХVIII в. полагал, что определяющей стороной культуры является духовная сфера, а также отстаивал идею самоценности каждой культуры и был противником европоцентризма:
? Кто из французских философов полагал, что прогресс культуры сопровождался упадком нравов:
? Кто из французских философов написал трактат «Способствовало ли возрождение наук и искусств очищению нравов?», в котором поставлена культурологическая проблема соотношения природного и культурного начал:
? Кто из немецких мыслителей ХVIII в. считал, что культура – это мир человеческих изобретений, рождающихся в результате борьбы человека с противостоящей ему природой:
+а) И.Гердер;
? Как называется направление в культурологи, которое выступило против догматизма и шаблонного отношения к достижениям культуры:
а) культурная оппозиция;
б) культурный нигилизм;
+ в) критика культуры;
? Кто из французских мыслителей предложил рассматривать историю не как чередование отдельных правителей, а как описание жизни и обычаев различных этносов (Укажите неправильные варианты):
Культура эпохи Просвещения
Черты эпохи Просвещения, «Века разума»:
1) зарождение и становление буржуазных экономических отношений;
2) освобождение общественного сознания от религиозного давления;
3) распространение идеалов протестантизма;
4) развитие естествознания, рост интереса к научному и философскому знанию;
5) новое понимание человеческого бытия (изменилось отношение к Богу, обществу, государству, другим людям);
6) новое понимание человека (предмет внимания природа, изучаются ее законы, а также закономерности развития общества, государства);
7) исторический оптимизм (век утопий);
8) торжество Разума;
9) идеи равенства всех людей.
Просвещение рассматривало природу как высшую реальность, тождественность мира и природы; развенчало политические и правовые нормы, эстетические и этические кодексы старого сословного общества; создало позитивную, обращенную к человеку, вне зависимости от его социальной принадлежности, систему ценностей западной цивилизации. Человек XVII в. ощущает себя «гражданином мира» (великие географические открытия). Взаимодействие общества и государства принимает форму договора, идея единения под влиянием сильной власти монарха становится господствующей. Абсолютная монархия как форма государства может объединить разрозненные народы и земли.
Для мыслителей эпохи Просвещения характерен универсализм творческих и жизненных интересов («Энциклопедия искусств, наук и ремесел» в 28-ти томах; предлагала новые этические и эстетические нормы, общественно-политические идеалы и нравственные ценности; в издании участвовали все выдающиеся деятели Просвещения из Франции, Германии, Голландии, Англии и других стран; организатор издания Дидро).
романтизм – Руссо (отвергал формальные излишества, отстаивал простоту и естественность языка, обращение к жизненной правде, положительные герои всегда приносят в жертву моральным принципам себя и свою жизнь, человек велик чувствами, литература должна их отражать и воздействовать на личность);
Особенности живописи эпохи просвещения:
— светский характер искусства;
— повседневность, отражение реальной жизнью реальных людей;
— появление «пейзажей настроения» (Ватто, Гейнсборо, Гварди);
— внимание к эскизу (личное, индивидуальное восприятие, настроение, отраженное в нем, вызывают большее эмоциональное и эстетическое воздействие, чем законченное произведение);
— приоритет рисунку и гравюре (устанавливают более непосредственную связь между зрителями и художником, чем картины);
— усиление роли цвета, многокрасочность, яркость (картина не только выражать и отражать нечто, но и украшает место, где она находится).
В эпоху Просвещения в Европе устраиваются первые публичные выставки – салоны (новый вид связи искусства и общества).
Театр оказался близким духу эпохи. Бурная общественная жизнь подсказывала ему интересные сюжеты, наполняя старые формы новым содержанием. Театр вошел в жизнь людей, поскольку выполнял задачи времени.
Европейское искусство XVIII столетия соединяло в себе два различных начала: классицизм и романтизм.
Классицизм включал в себя идею подчинения человека общественной системе. Классицизм XVIII в. в отличие от XVII включал элементы романтизма. Классицизм связывает упорядоченность мира с человечностью, с мудростью, которая должна привести людей к разумному пониманию, к веротерпимости, к высшей справедливости.
Таким образом, культурное наследие Нового времени отличается богатством жанров и стилей, глубиной постижения человеческих страстей, величайшим оптимизмом и верой в человека и его разум.
Культура XIX в.
Идея прогресса – основная в общественной мысли (выдвигались различные взгляды: Конт, Гегель, Маркс относительно движущих сил общественного прогресса, критериев, определяющих его направление, законов истории, обуславливающих его ход и последовательность сменяющих друг друга состояний общества и культуры).
Общие черты идей прогресса:
— исторический прогресс однолинеен;
— дальнейший прогресс должен поднять культуру всего неевропейского мира до уровня европейской культуры.
Комплекс идей, связанных с последним из перечисленных положений, называют европоцентризмом. Он является порождением европейской («западной») цивилизации и выражает ее собственную самооценку. Европоцентризм есть апологетика западной культуры, западных ценностей, западного образа жизни. Идеолог европоцентризма, немецкий философ и теолог Э. Трёльч (1865-1923: только европейский дух, унаследовавший великую античную культуру и познавший «святые истины христианства», способен понять единство человеческого рода и его исторический путь.
Однако уже в XIX веке изучение культур различных народов порождает сомнения относительно возможности выстроить их в одну шеренгу «по росту» их уровня развития. Исторические и этнографические данные свидетельствуют о том, что даже в примитивных культурах отсталых народов имеются достижения, усвоение которых способно обогатить европейскую культуру (например, музыкальные формы, врачебное искусство). Пренебрежительное отношение к «нецивилизованным» народам встречает осуждение со стороны гуманистически настроенной интеллигенции.
Искусство XIX века.
Этапы развития искусства XIX в.:
1) эпоха романтизма (первая половина XIX в.);
2) эпоха реализма (40-е XIX в.);
3) эпоха декаданса (с конца 50-х гг. до начала первой мировой войны).
1) Бегство за пространственные пределы буржуазного общества выступало в трех формах:
Второе направление –уход от действительности в иное время (не находя опоры в настоящем, романтизм разрывает естественную связь времен, идеализирует прошлое, его нравы, патриархальный образ жизни (Кольридж, Ж. Санд), ремесленный уклад (Новалис, Гофман), рыцарский кодекс чести (В. Скотт) и т. д.).
Третье направление – уход в собственный внутренний мир, в свое «Я» (сказки Гофмана, Гауфа, романтический портрет).
Присущее культуре Нового времени признание высокого ценностного ранга личности выливается в романтизме в идею ее уникальности и неповторимости. В романтизме происходит эстетизация всего мировоззрения, появляется идея «синтеза искусств».
Трансформация основных мировоззренческих установок в XIX в.:
— понимание природы-матери, природы-первотворца уступает место чисто утилитарному ее пониманию как универсальной кладовой, неисчерпаемого источника материалов и энергий, всеобщей мастерской.
— развитие науки лишает человека статуса «венца мироздания», «меры всех вещей», образа и подобия Бога. Человек предстает как носитель подсознательного либидо, разновидность отношений по типу «стимул-реакция», «животное, находящееся в близком родстве с обезьяной» и т.д.
— опережение темпами технического освоения мира темпов гуманистического осознания последствий принимаемых решений.
Таким образом, культура XIX века унаследовала все проблемы прошлого: стремление к преобразованию общества, развитие капиталистической экономики; развивалась под влиянием разнообразных политических, социальных, религиозных, национальных факторов. Новые идеи Великой французской революции (свобода, равенство, братство) значительно расходились с практикой их воплощения в жизни. Особенностью развития культуры становится критика и поиск новых художественных направлений и стилей.
История культуры: конспект лекций.
Эпоха Просвещения.
Толчком к переходу к эпохе Просвещения во всех странах является отказ от феодального образа жизни, переход к более демократичному строю. В чем же проявляется его демократичность? Во-первых, культура Просвещения предназначена не для какого-то выбранного слоя общества, не для богатой его верхушки, а для всего народа.
Цель Просвещения – сделать весь народ более образованным. Вот почему значение эпохи Просвещения в целом для всего культурного процесса в мире очень велико. Благодаря ему заметно расширились культурные рамки, которые до этого охватывали лишь незначительный слой общества. Именно благодаря такому понятию, как Просвещение, определения «культурный» и «образованный» могли относиться к любому человеку, стремящемуся к обогащению своего внутреннего мира, даже если этот человек обладал малыми средствами.
Равенство – вот что привнесло Просвещение в жизнь. Как раз понятие равенства и стало ключевым для дальнейшего культурного развития. Тот факт, что все люди изначально равны между собой и имеют одинаковые права на свое дальнейшее развитие как личностей, и послужил основой для создания идеалов эпохи Просвещения. Кто же был идеалом данной эпохи, которую часто называют «веком Разума»? Конечно же человек, которого и отличает от животного способность разумно мыслить. Именно он обладает не только физической, но и духовной мощью.
По мнению многих мыслителей, Просвещение – это главный двигатель общественного прогресса.
К примеру, немецкий философ Иммануил Кант (1724–1804) писал, что «Просвещение – это выход человека из состояния его несовершеннолетия…». А «несовершеннолетие» же «есть неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого». По мнению И. Канта, в этом несовершеннолетии человек «находится по собственной вине», исключительно из-за «недостатка решимости и мужества пользоваться» самостоятельно собственным рассудком.
Это стремление к самостоятельности, участию каждого человека в переустройстве окружающего мира посредством возможностей своего разума и привело к тому, что кардинально изменились религиозное представление и мышление народа. Одна из крайностей этих изменений – появление просветителей-атеистов, которые отрицали религиозные представления и культы и вопреки этим представлениям превыше всего ставили человека. Как следствие – появление в эпоху Просвещения новой формы веры – деизма. Просветители-деисты не отрицали существование Бога как мирового разума, а также того, что именно он есть первопричина мира. То есть, по мнению деистов, Бог является создателем мира как некой «машины», которой он определил законы ее движения. Всякое дальнейшее вмешательство Бога в устройство этой «машины» деистами отклоняется, здесь на первый план выходит человек, который и вносит свои коррективы.
Стоит отметить, что эпохе Просвещения были свойственны оптимистические настроения, связанные с верой в то, что человека можно изменить в лучшую сторону. Недаром существовало еще одно определение эпохи Просвещения как «золотого века утопии». Эта утопия относилась прежде всего к изменению в политическом и социальном устоях. Гармоническое общество, живущее по разуму, с чувством ответственности за каждого отдельного человека, – это и есть идеальное общественное устройство просветителей-утопистов. Но несмотря на огромное желание получить такое общество, многие утописты, например Жан Жак Руссо (1712–1778), мало верили в его возможность.
Феодальный строй уступил место новому буржуазному виду экономических отношений. Но переход этот был не очень гладким. Ему предшествовали не просто постепенные прогрессивные преобразования, а настоящие перевороты, коснувшиеся различных сторон человеческой жизни.
Эпоха Просвещения, начавшаяся с последней революции в Англии (1689 г.), вместила в себя впоследствии сразу три революции:
1) промышленную в Англии;
2) политическую во Франции;
3) философско-эстетическую в Германии.
Но Просвещение сказалось не только на социальном устройстве общества, но и на культурном развитии.
В философии наметилось лидерство рационализма, который пришел на смену метафизике. То есть именно разум стал почитаться основой познания и поведения людей. Только за разумом признавалось решающее слово, как в жизни, так и в науке, и даже в религии.
Хотя эпоха Просвещения и охватила множество стран, для каждой из них были характерны свои черты, связанные прежде всего с национальной самобытностью.
Родиной Просвещения считается Англия. Даже церковь здесь шла не вопреки Просвещению, а принимая его ценности и идеалы. Переустройство общества после революции и гражданских войн, укрепление правового государства с его стремлением к равенству сделало Англию неким эталоном, к которому стремились и остальные государства.
Первым сформулировал программу английского Просвещения, которой придерживались и во Франции, философ Джон Локк (1632–1704). В своем произведении «Опыт о человеческом разумении», написанном в 1689 г., он выделил три основных права человека, которые относятся к «неотчуждаемым правам»:
1) право человека на жизнь;
2) право человека на свободу;
3) право на собственность.
Результат принятия этих трех прав Д. Локк видел в «правовом равенстве индивидов».
Большое значение Д. Локк приписывал человеческому труду. По его мнению, именно труд и определяет, какой собственностью будет обладать человек.
Идеи равенства придерживался и другой английский просветитель, философ Томас Гоббс (1588–1679). Он верил в то, что все люди равны от природы, а неравенство есть причина многих бед, таких как конфликты, войны и т. д. А чтобы избежать этих бед, считал Т. Гоббс, каждому человеку нужно избавиться от его эгоистических страстей.
Но были мыслители, которые придерживались абсолютно противоположного мнения. Так родилось новое направление в философии, названное этикой самолюбия или разумным эгоизмом. Его последователями были английский мыслитель и писатель Бернард Мандевиль (1670–1733), а также английский философ и социолог Иеремия Вентам (1748–1832). По мнению сторонников этики самолюбия, эгоизм есть движущая сила культурной и нравственной жизни людей.
Среди шотландских просветителей стоит выделить экономиста и философа Адама Смита (1723–1790). Он выдвинул свою новаторскую идею гражданского поведения и социальных отношений, в которой большую роль отводил рынку. Именно благодаря рынку, по мнению А. Смита, человек и смог скинуть с себя оковы феодализма. Свобода же человека определяется прежде всего его ролью в экономических отношениях.
Именами великих мыслителей прославилась эпоха Просвещения во Франции. Прежде всего – Вольтер, Жан Жак Руссо, Цени Дидро и Шарль Луи Монтескье.
Одним из сторонников деизма во Франции был писатель и просветитель Вольтер (1694–1778), настоящее имя которого Мари Франсуа Аруэ. Уже в ранних его произведениях прослеживалось его негодование относительно абсолютизма, он всячески высмеивал феодальное общество с его принципами и моральными ценностями. Критике феодально-абсолютистской системы посвящены такие произведения, как «Философские письма», написанные в 1733 г., и «Философский словарь», написанный в период с 1764 по 1769 гг. Но творчество Вольтера охватывало не только философско-политические темы. Его проза была посвящена весьма разнообразным темам, написана в различных жанрах: от трагедии и комедии до стихов и романов. Идеи Вольтера сыграли не последнюю роль в развитии мировой мысли. В частности, в России очень большое распространение получило вольтерьянство, которое ассоциировалось со свободомыслием, религиозным скептицизмом, ниспровержением авторитетов.
Еще одним критиком абсолютизма был современник и соотечественник Вольтера правовед и философ Шарль Луи Монтескье (1689–1755). Его основные произведения – «Персидские письма», написанные в 1721 г., и книга «О Духе законов», написанная 1748 г. В них Ш. Л. Монтескье рассуждает о причинности возникновения той или иной формы государственности, видит решение проблем, связанных с законностью, в разделении властей.
Непримиримым с религиозными идеями, а также абсолютизмом во власти на протяжении всей жизни оставался великий французский писатель и философ Дени Дидро (1713–1784). Он был материалистом, т. е. сторонником той идеи, что именно материя первична, а всякое мышление и сознание являются лишь свойствами этой материи. Одно из наибольших достижений Д. Дидро – идея создания «Энциклопедии» (1751–1780 гг.). Он был не только ее вдохновителем, но и создателем и редактором. «Энциклопедия» состояла из тридцати пяти томов.
Жан Жак Руссо (1712–1778), французский писатель и философ, который, как и остальные просветители, с недоверием и даже с негодованием относился к официальной церкви. В его произведениях прослеживается основная идея эпохи Просвещения – идея всеобщего равенства. Эта тематика характерна для таких его произведений, как «Рассуждение о начале и основаниях неравенства» (1755 г.), «Об общественном договоре» (1762 г.). В них он критикует абсолютизм и крайний деспотизм власти.
По мнению Ж. Ж. Руссо, многие проблемы человека являются следствием его испорченных нравов. Эта испорченность шла от плохого воспитания и неравенства. Поэтому выход виделся Руссо в искоренении всякого неравенства, в правильном воспитании людей, которые бы могли служить на благо общества. Вот почему одним из известнейших произведений Ж. Ж. Руссо является его роман «Эмиль, или о Воспитании», посвященный педагогическим проблемам в системе воспитания. Главная цель образования, по мнению Руссо, – развитие в человеке внутреннего сознания добра и защита его нравственных чувств от разлагающего влияния общества.
Не стояло на месте и Просвещение. Сложное положение, в котором находилась Германия, ее раздробленность и экономическая нестабильность наложили свой характерный национальный отпечаток на немецкое Просвещение.
Среди немецких философов-просветителей стоит выделить Иммануила Кантам его современников: Готхолъда Эфраима Лессинга и Иоганна Готфрида Гердера.
Основной идеей немецкого философа, теоретика искусства и драматурга Готхолъда Эфраима Лессинга (1729–1781) было политическое обновление, которое он видел в единстве человеческого рода. Цель этого обновления – завершающий этап развития человеческой цивилизации, «эпоха нового, вечного Евангелия».
Сторонником гуманистических идей был другой немецкий философ-просветитель, критик и эстетик Иоганн Готфрид Гердер (1744–1803). Он выступал за самобытность в искусстве, за национальные различия и разнообразие. Одними из наиболее значимых его произведений, пронизанных идеями гуманизма, были сочинение «Еще одна философия истории для воспитания человечества», а также «Письма для поощрения гуманности» (1793–1797 гг.).
И. Канту принадлежала своя концепция Просвещения, согласно которой Просвещение есть освобождение человека от моральной и интеллектуальной зависимости. В этом плане стоит отметить такое произведение И. Канта, как «Наблюдение над чувством прекрасного и возвышенного». Прекрасное и возвышенное – две главные категории согласно И. Канту. Все чувства человека И. Кант наблюдает только через призму этих категорий.
И если прекрасное и возвышенное, скорее, относится к миру искусства и творчества, то существовали и другие темы, которых касался И. Кант в своих сочинениях. Его волнуют многие социальные вопросы. К примеру, такие близкие к искусству вопросы, как развитие культуры, созданной человеком, законы этого развития. Причиной всякого развития И. Кант видит естественную конкуренцию людей в стремлении к их личной свободе, самореализации, достижению значимости своей личности.
Важным понятием в философии И. Канта является понятие «вещь в себе». Это понятие означает вещь, рассмотренную со стороны таких ее качеств, которые от человека никак не зависят. Интересно, что в первом издании своего произведения «Критика чистого разума», написанного в 1781 г., И. Кант отрицает всякое существование «вещи в себе». А уже во втором переиздании доказывает обратное, что «вещь в себе» может быть реальной.
Значение философии И. Канта для последующего развития философской мысли огромно. Именно И. Кант являлся основателем немецкой классической философии.
Для искусства Просвещения были характерны свои стилевые и жанровые особенности. Можно выделить три основных направления, характерных для европейского искусства.
1. Классицизм, от латинского слова сlаssiсus, что значит «образцовый».
2. Романтизм, от французского слова rоmаntismе.
3. Сентиментализм, от французского слова sеntimеnt, что значит «чувство».
Именно сентименталисты создали характерный для эпохи Просвещения культ природы. По их мнению такие природные зоны, как сады и парки, являются наиболее благоприятными местами для человека, который стремится к своему развитию и совершенствованию.
Здесь парки не просто места с естественной или посаженной растительностью. Они включают в себя различные культурные здания, такие как музеи, библиотеки, театры, картинные галереи и храмы и т. п. Отсюда можно сделать вывод, что искусство эпохи Просвещения достигло огромных высот.
Искусство во Франции связано прежде всего с таким новым понятием, как рококо. Для него характерна асимметрия, игривость и вычурность, роскошь и манерность.
Примером рококо являются работы французского живописца Франсуа Буше (1703–1770), такие как «Венера, утешающая Амура» (1751 г.), «Завтрак» (1750 г.), «Купание Дианы» (1742 г.), «Утро» (1745 г.), «Отдыхающая девушка» (1752 г.), «Туалет Венеры» (1751 г.) и др.
Родоначальником же стиля рококо по праву считается французский рисовальщик и живописец Антуан Ватто (1684–1721). Его работы, от бытовых сцен до галантных празднеств, выделяются своей яркостью, изысканностью, красочностью. Наиболее известные его картины: «Общество в парке» (1716–1719 гг.), «Танец» (1710–1720 гг.), «Меццетен» (1717–1719 гг.), «Влюбленные на отдыхе», «Паломничество на остров Киферу» (1717–1718 гг.).
Но самым первым живописцем-просветителем являлся англичанин Уильям Хогарт (1697–1764). Именно он стал первым внедрять светские темы в живопись, тогда как раньше преобладали произведения искусства с религиозной тематикой. Для картин У. Хогарта была характерна сатира, он с помощью живописи высмеивал пороки аристократии. Примером тому могут послужить его картины «Карьера проститутки» (1730–1731 гг.), «Карьера мота» (1732–1735 гг.), «Брачный контракт», «Выборы» (ок. 1754 г.) и др.
Его соотечественник, живописец эпохи Просвещения Томас Гейнсборо (1727–1888) был одним из наиболее выдающихся портретистов. Его портреты («Автопортрет» (1754 и 1758 гг.), «Портрет дамы в голубом» (1770 г.), «Девочка с поросятами» (1782 г.), «Утренняя прогулка» (1785 г.) и др.) одухотворены, поэтичны, полны лиризма и душевной утонченности.
В Италии, а именно в Венеции, в ХVIII в. зародилось новое направление живописи – ведута.
Ведута (от итальянского слова vеdutа) – это городской архитектурный пейзаж. Представителями этого направления были венецианские живописцы-просветители Джованни Каналетто (1697–1768) («Портелло и канал Брента в Падуе», «Двор каменотеса», «Площадь святых Иоанна и Павла в Венеции», «Церковь Санта-Мария делла Салюте в Венеции», «Площадь Сан-Марко в Венеции»), Франческо Гварди (1712–1793) («Вид площади с дворцом», «Каприччо на набережной Венецианской лагуны», «Отплытие дожа на „Бученторо“ в церковь Сан-Николо на Лидо», «Вид на Венецианскую лагуну с башней Мальгера»).
Не стояло на месте и литературное искусство эпохи Просвещения. Во многом это связано с расцветом театрального искусства. Ведь недаром эпоху Просвещения называют «золотым веком театра».
В Англии это связывают с именем драматурга Ричарда Бринсли Шеридана (1751–1816). Он прославился своими сатирическими комедиями: «Соперники» (1775 г.), «Поездки в Скарборо» (1777 г.), «Школа злословия».
Высокое развитие получило театральное искусство в Венеции. Здесь, в небольшом по размеру городе, существовало семь театров. Венецианские театры существовали во многом благодаря заслугам выдающихся драматургов: Карло Гольдони и Карло Гоцци.
Наиболее известные произведения Карло Гольдони (1707–1793) – «Хитрая вдова» (1748 г.), «Трактирщица» (1753 г.), «Слуга двух господ» (1745–1753 гг.). Благодаря своему остроумию и искрометному юмору К. Гольдони получил широкую известность во всем мире.
Его современник Карло Гоцци (1720–1806) писал сказки (фьябы) для театра, которые основывались на фольклоре: «Любовь к трем апельсинам» (1761 г.), «Король – олень» (1762 г.), «Турандот» (1762 г.) и др. И если К. Гольдони отказался от метода комедии дель арте (импровизации на основе сценария), то К. Гоцци, наоборот, продолжал широко использовать этот метод.
Больших высот комедии нравов достигли в творчестве французского драматурга эпохи Просвещения Пьера Огюстена Бомарше (1732–1799). Герои его произведений пытались всячески протестовать и высмеивать существующий режим. («Севильский цирюльник» (1775 г.) и «Женитьба Фигаро» (1784 г.)).
В эпоху Просвещения в Германии появился «универсальный гений», основоположник немецкой литературы, писатель Иоганн Вольфганг Гете (1749–1832). Его произведения проникнуты антифеодальными настроениями, в них описываются проблемы человеческих взаимоотношений, поиск смыла жизни (пьеса «Эгмонт» (1788 г.), трагедия «Фауст» (1803–1832 гг.), автобиографическая книга «Поэзия и правда» и др.). И. Гете был не только талантливым писателем, но и блестящим естествоиспытателем («Опыт о метаморфозе растений» (1790 г.), «Учение о цвете» (1810 г.)).
Музыкальное искусство можно поставить наравне с театром и литературным искусством. На темы сочинений великих писателей, драматургов писались оперы и другие музыкальные произведения.
Развитие музыкального искусства прежде всего связано с именами таких великих композиторов, как И.-С. Бах, Г Ф. Гендель, И Гайдн, В. А. Моцарт, Л. В. Бетховен и др.
Непревзойденным мастером полифонии был немецкий композитор, органист и клавесинист Иоганн Себастьян Бах (1685–1750). Его произведения были пронизаны глубоким философским смыслом, высокой этикой. Он смог обобщить достижения в музыкальном искусстве, которых добились его предшественники. Наиболее известными его сочинениями являются «Хорошо темперированный клавир» (1722–1744 гг.), «Страсти по Иоанну» (1724 г.), «Страсти по Матфею» (1727 и 1729 гг.), множество концертов и кантат, Месса си-минор (1747–1749 гг.) и др.
В отличие от И.-С. Баха, который не написал ни одной оперы, немецкому композитору и органисту Георгу Фридриху Генделю (1685–1759) принадлежат более сорока опер. А также произведения на библейские темы (оратории «Израиль в Египте» (1739 г.), «Саул» (1739 г.), «Мессия» (1742 г.), «Самсон» (1743 г.), «Иуда Маккавей» (1747 г.) и др.), органные концерты, сонаты, сюиты и т. д.
Мастером классических инструментальных жанров, таких как симфонии, квартеты, а также сонатных форм был великий австрийский композитор Йозеф Гайдн (1732–1809). Именно благодаря ему и сложился классический состав оркестра. Ему принадлежат несколько ораторий («Времена года» (1801 г.), «Сотворение мира» (1798 г.)), 104 симфонии, 83 квартета, 52 фортепианные сонаты, 14 месс и т. д.
Другой австрийский композитор, Вольфганг Амадей Моцарт (1756–1791), был вундеркиндом, благодаря чему прославился еще в раннем детстве. Ему принадлежат свыше 20 опер, среди них знаменитые «Свадьба Фигаро» (1786 г.), «Дон Жуан» (1787 г.), «Волшебная флейта» (1791 г.), более 50 симфоний, множество концертов, фортепианных произведений (сонат, фантазий, вариаций), неоконченный «Реквием«(1791 г.), песни, мессы и др.
Нелегкая судьба, наложившая свой отпечаток на все творчество, была у немецкого композитора Людвига Ван Бетховена (1770–1827). Его гениальность проявилась уже в детстве и не оставляла его даже в страшной для любого композитора и музыканта беде – потере слуха. В его произведениях прослеживаются философский характер. На многие произведения повлияли его республиканские взгляды композитора. Бетховену принадлежат девять симфоний, инструментальные сонаты («Лунная», «Патетическая»), шестнадцать струнных квартетов, ансамбли, опера «Фиделио», увертюры («Эгмонт», «Кориолан»), концерты для фортепиано с оркестром и другие произведения.
Знаменитое его выражение: «Музыка должна высекать огонь из людских сердец». Он следовал этой идее до конца своей жизни.