какое понятие будет противоположным по смыслу истине в гносеологии

Философия. Тест 3

Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов. При необходимости проходим систему идентификации, прокторинга, а также можем подключиться к вашему компьютеру удаленно, если ваш вуз требует видеофиксацию во время тестирования.

Закажите решение теста для вашего вуза за 470 рублей прямо сейчас. Решим в течение дня.

1. Для антропоцентрического мировоззрения характерно положение
человек живет вещами и существует лишь для космоса физических тел
весь земной мир и человек в нем — это момент неуклонного движения к Богу
человек есть совокупность всех общественных отношений
человек есть мыслящая вещь

2. По мысли Ж.П. Сартра, человек — это

сверхчеловек
богочеловек
человекобог
будущее человека

3. В глубинной психологии К.Г. Юнга коллективное бессознательное в психике отдельного человека включает
Аниму/Анимуса
архетипы
маску
тень

4. Социал-дарвинизм признает, что
человек есть и природное, и социальное существо
в обществе, как и в природе, действует естественный отбор
необходимо иметь целенаправленный контроль над воспроизводством людей
социальные проблемы и конфликты не зависят от природных задатков человеческого рода

5. С биологической точки зрения, человек — это многоклеточное животное, относящееся к подтипу позвоночных, классу млекопитающих, подклассу плацентарных, отряду
гоминидов
приматов
питеков
парапитеков

6. По мысли М. Бубера, смысл и основание собственного бытия для человека обнаруживается в
саморефлексии
самоутверждении
сопереживании жизни других существ
соучастии в бытии других существ

7. Лишение человека свободы, трансформация человеческой деятельности и ее результатов в самостоятельную силу, превращающую субъекта в объект, в философии понимается как
произвол
фатум (рок)
предопределение
отчуждение

8. Познание в современной философии преимущественно рассматривается как
способности, умения, навыки в определенной области деятельности
значимая информация в аспекте деятельности
объективная реальность, данная в сознании действующего человека
обусловленный практикой процесс приобретения и развития знаний

9. В современной гносеологии объект познания

существует «сам по себе»
противостоит субъекту познания
в своем определении зависит от концептуальной системы познающего
является частью самопознающего субъекта

10. Вид познания, вплетенный в ткань жизнедеятельности субъекта, но не обладающий доказательной силой, называется
абстрактным
теоретическим
обыденным
научным

11. Понятие, противоположное по смыслу «истине» в гносеологии
ложь
заблуждение
суждение
предрассудок

12. Предвосхищение деятельности и ее результата с точки зрения выработки идеалов, решений, программ, норм и плана предстоящей деятельности
прогнозирование
предусмотрение
целеполагание
опережение

13. Субъект познания в современной гносеологии — это
абстрактный индивид
реальный ученый или философ
технические средства (компьютер, научное оборудование и т.д.)
мыслительный коллектив

14. Формой практики не является
преобразование природы с помощью орудий труда
преобразование общественного бытия через изменение существующих социальных отношений
воздействие предметов и явлений мира на органы чувств человека
научный эксперимент

15. К основным формам живого созерцания (в теории познания как отражения) не относится
представление
восприятие
идея
ощущение

Источник

Тест с ответами: “Гносеология”

1. Что такое гносеология?
а) учение о ценностях, об их происхождении и сущности;
б) учение о развитии вселенной;
в) учение о бытии как таковом;
г) о сущности познания, о путях постижения истины;+
д) о сущности человеческой истории.

2. Как учеными в современной философии рассматривают познание?
а) как способности, умения, навыки в определенной области деятельности;
б) как значимая информация в аспекте деятельности;
в) как объективная реальность, данная в сознании действующего человека;
г) как обусловленный практикой процесс приобретения и развития знаний.+

3. С каким направлением связывают абсолютизацию роли и значения чувственных данных в философии?
а) рационализма;
б) реализма;
в) скептицизма;
г) сенсуализма;+
д) гедонизма.

4. Что такое дедукция?
а) логический путь от общего к частному;+
б) передача ложного знания, как истинного;
в) восхождение познания от частных, единичных фактов к обобщениям более высокого порядка;
г) момент интеллектуального озарения;
д) относительная, неполная истина.

5. Что такое индукция?
а) логический путь от общего к частному;
б) подача ложного знания, как истинного;
в) восхождение познания от частных, единичных фактов к обобщениям более высокого порядка;+
г) момент интеллектуального озарения;
д) относительная, неполная истина.

6. Название метода познания в философии и науке, в котором мысль движется от общих положений к частным выводам:
а) индукция;
б) дедукция;+
в) анализ;
г) синтез.

7. Какая форма мышления, отражает предельно общие закономерные связи, стороны, признаки явлений, закрепляемые в определениях:
а) слово;
б) категория;+
в) дефиниция;
г) термин;
д) имя.

8. Что такое эмпиризм?
а) направление в теории познания, считающее мышление источником знания;
б) направление в теории познания, считающее чувственный опыт источником знания;+
в) направление в теории познания, считающее абсолютное сознание источником знания;
г) направление в теории познания, считающее интуицию источником знания;
д) направление в теории познания, считающее врожденные идеи источником знания.

9. Чем будет являться высшая ступень логического понимания; теоретическое, рефлексирующее, философски мыслящее сознание, которое использует широкие обобщения и ориентированно на наиболее полное и глубокое знание истины:
а) рассудком;
б) разумом;+
в) чувством;
г) переживанием;
д) интуицией.

10. Какие позиции существуют в решении вопроса о познаваемости мира?
а) агностицизм;+
б) эмпириокритицизм;
в) скептицизм;+
г) гносеологический оптимизм;+
д) гедонизм.

11. Название учения, которое утверждает об ограниченных возможностях человека в познании мира:
а) материализм;
б) скептицизм;+
в) эмпиризм;
г) идеализм;
д) рационализм.

12. Выберите понятие, которое является лишним:
а) гносеологический оптимизм;
б) агностицизм;
в) скептицизм;
г) антропоцентризм.+

13. Отметьте уровни научного познания:
а) эмпирический;+
б) религиозный;
в) теоретический;+
г) мифологический;
д) диалектический.

14. Название определенного этапа познавательного процесса, на котором информация об объекте, полученная в ощущениях и восприятиях, сохраняясь в сознании, воспроизводится позже без прямого воздействия объекта на субъект:
а) чувственное отражение;
б) познавательный контакт с объектом познания;
в) представление;+
г) объяснение;
д) ноумен.

15. Основной формой живого созерцания будет:
а) представление;
б) восприятие;
в) идея;+
г) ощущение.

16. Формы познания, которые не будут относится к теоретическому познанию:
а) понятие;
б) представление;+
в) умозаключение;
г) суждение;
д) восприятие.+

17. Какое название имеет вид познания, который вплетен в ткань жизнедеятельности субъекта, но не обладает доказательной силой:
а) абстрактное;
б) теоретическое;
в) обыденное;+
г) научное;
д) божественное.

18. Чем не будет являться практика по своим функциям в процессе познания:
а) основой познания и его движущей силой;
б) целью познания;
в) критерием истины;
г) успешной заменой теоретических исследований и научного творчества.+

19. Что происходит с истиной, если не зависит от познающего субъекта?
а) является абстрактной;
б) является объективной;+
в) является субъективной;
г) является абсолютной;
д) божественна.

20. Какое понятие, будет противоположным по смыслу «истине» в гносеологии?
а) пропаганда;
б) заблуждение;+
в) суждение;
г) предрассудок;
д) иллюзия.

21. Чем является совокупность подходов, приемов, способов решения различных практических и познавательных проблем?
а) методикой;+
б) развитием;
в) навыком;
г) механизмом;
д) процессом.

22. Форма научного познания, к которой относится концепция инопланетного происхождения жизни на Земле?
а) гипотеза;+
б) теория;
в) проблема;
г) парадигма;
д) модель.

23. В какую эпоху возникла наука, как специфический тип духовного производства и социальный институт?
а) античности;
б) средних веков;
в) Возрождения;
г) Нового времени;+
д) в ХХ веке.

24. Структурные компоненты теоретического научного познания:
а) проблема;+
б) боль;
в) вера;
г) гипотеза;+
д) теория.+

25. Название учения, которое утверждает, что критерием истины является признание в научном сообществе:
а) конвенционализм;+
б) релятивизм;
в) рационализм;
г) агностицизм;
д) скептицизм.

26. На основе чего был развит рационализм в западноевропейской философии?
а) аналогии;
б) индукции;
в) дедукции;+
г) анализа;
д) математического анализа.

27. Название одинаково доказуемых понятий в теории познания, которые исключают друг друга:
а) категории;
б) универсалии;
в) модусы;
г) антиномии;+
д) законы.

28. Определение рациональности, рассматриваемое в философии, как основное:
а) расчет адекватных средств для данной цели;
б) наилучшая адаптивность к обстоятельствам;
в) логическая обоснованность правил деятельности;
г) способность разума к целостному охвату природы, общества и собственной субъективности.+

29. Эмпирические методы познания:
а) анализ;
б) наблюдение;+
в) эксперимент;+
г) измерение;+
д) моделирование.

30. Теоретические методы познания:
а) анализ;+
б) наблюдение;
в) идеализация;+
г) измерение;
д) моделирование.+

31. При каком методе происходит замена отдельных свойств изучаемого объекта символами или знаками:
а) в индукции;
б) в дедукции;
в) в идеализации;+
г) в наблюдении;
д) в анализе.

32. Основа познания в классической философии:
а) истина;
б) теория;
в) практика; +
г) чувство.

33. Основа мира с позиции неклассической философии:
а) человек ; +
б) природа;
в) общество;
г) бог.

34. По мнению Ф.Ницше суть человеческого сознания:
а) разум;
б) знание;
в) воля. +

35. В чем заключается кантовский агностицизм?
а) мир познаваем частично, на уровне явлений; +
б) мир непознаваем;
в) нет правильного ответа.

36. Главный признак деятельности:
а) преобразование окружающего мира; +
б) сознание;
в) истина.

37. Чувство познания, характеризующее возможность воспроизведения ранее воспринимавшихся объектов:
а) ощущение;
б) восприятие;
в) представление. +

38. Отметьте то, что относится к объективной составляющей деятельности:
а) цель;
б) средство; +
в) норма;
г) мотив.

39. Противоположность истины:
а) ложь;
б) заблуждение; +
в) бессмыслица (нонсенс).

40. Учение, считающее абсолютную истину главной, первичной:
а) догматизм; +
б) релятивизм;
в) нет верного ответа.

41. Теоретические методы познания:
а) анализ;+
б) наблюдение;
в) идеализация;+
г) измерение;
д) моделирование.+

42. Основа познания в классической философии:
а) истина;
б) теория;
в) практика; +
г) чувство.

43. Основа мира с позиции неклассической философии:
а) человек ; +
б) природа;
в) общество;
г) бог.

44. Агностицизм Канта заключается в…
а) мир познаваем частично, на уровне явлений; +
б) мир непознаваем;
в) нет правильного ответа.

45. Признак деятельности:
а) преобразование окружающего мира; +
б) сознание;
в) истина.

46. Отличие научных знаний от других:
а) точностью;+
б) обоснованностью;+
в) большой предсказательной способностью;+
г) большой степенью фантазии (не обязательно обоснованной);
д) своей исключительной эстетической ценностью.

47. Как трактуется в концепции Т. Куна парадигма?
а) абсолютная истина;
б) эмпирически достоверное знание;
в) математически обоснованное знание;
г) заблуждение;
д) совокупность предпосылок, признанных на данном этапе и определяющих конкретное научное исследование.+

48. В какой научной картине мира используются такие общенаучные понятия как неустойчивость, неравновесность, нелинейность, необратимость:
а) доклассическая;
б) классическая;
в) неклассическая;+
г) постнеклассическая.

49. Какие функции присущи науке?
а) мировоззренческая;+
б) методологическая;+
в) эстетическая;
г) политическая;
д) предсказательная.+

50. Что такое агностицизм?
а) учение в онтологии рассматривающее проблемы бытия человека;
б) учение в гносеологии, отрицающее возможность достоверного познания мира;+
в) учение о развитии мира;
г) учение о всеобщей причинной связи;
д) учение о сущности человеческой истории.

51. В философии «агностицизм» понимается как:
а) рассмотрение процесса познания;
б) рассмотрение объектов познания;
в) полное или частичное отрицание принципиальной возможности познания;+
г) сомнение в возможности познания;
д) метод познания.

52. Какими терминами обозначаются понятия «практика» в философии?
а) действие;
б) познание;
в) опыт в целом;+
г) физическая жизнь;
д) истина.

53. Восстановите последовательность возникновения гносеологических установок:
а) «Я верю, чтобы знать»;
б) «Я знаю, что ничего не знаю»;
в) «Я мыслю, следовательно я существую»;
г) «Мы живем внутри языка».
Ответ:2-а,1-б,3-в,4-г

54. Соотнесите философские школы по отношению к пониманию ими значимости науки:
а) сциентистские направления
б) антисциентистские направления

1) неотомизм;
2) экзистенциализм;
3) «философия жизни»;
4) неопозитивизм;
5) неокантианство.
Ответ:а45,б123

55. Произведите соотношение термина с определением:
1. Абсолютная истина вселенной;
2. Относительная истина
3. Истина как откровение

а) Знание, проникающее и охватывающее бесконечную духовную первооснову
б) Неполное знание о предмете (сложноорганизованной естественной системе)
в) Истина, которая тождественна своему предмету, прошедшая многолетнюю проверку.
Ответ:1-в,2-б,3-а

56. Определение истины соответствующее исторической эпохи:
а) Античность
б) Средние века
в) Новое время
г) XX в.4

1. Истина — это соответствие чувств и идей фактам;
2. Истина — это проявление идеи (Платон) или сущности (Аристотель);
3. Бог, вот что является истиной;
4. Истина — это открывающаяся сущность вещи (герменевтика).
Ответ:а-2,б-3,в-1

57. Соотнесите периоды времени и иные исторические формы науки:
а) романтический;
б) классический;
в) неклассический;
г) постнеклассический.

1) XVII в.
2) XV в.
3) XXI в.
4) XX в.
Ответ: а-2,б-1,в-3,г-4

58. Соотнесите уровни научного исследования с целями?
а) Эмпирический
б) Теоретический

1.Придумать новую теорию, которая была бы эффективней старой;
2. Сопоставить с фактами теорию, проверить степень ее эффективности;
3. Добыть новые экспериментальные факты;
4. Провести теоретическую интерпретацию экспериментальных фактов.
Ответ:а-231,б-142

59. Соотнесите определения и философские направления:
а) мы не можем до конца познать мир, потому что наши чувства и разум несовершенны;
б) наука является лишь описанием потока наших восприятий и не дает никакого знания о мире;
в) предметы существуют лишь постольку, поскольку они воспринимаются;
г) философия должна быть методом решения проблем, которые встают перед конкретными людьми в жизненных ситуациях.

1) скептицизм;
2) агностицизм
3) прагматизм;
4) солипсизм.
Ответ:а-1,б-2,в-4,г-3

60. Соотнесите критерии истины и иные философские направления:
а) непротиворечивое суждение в согласии с научным сообществом;
б) верифицируемость;
в) практика.

1) неопозитивизм;
2) диалектический материализм;
3) конвенционализм.
Ответ:а-3,б-1,в-2

Источник

Ответы на тесты по философии: Теория познания. Философия науки.

Теория познания. Философия науки

1. Гносеология — это учение:

а) о ценностях, об их происхождении и сущности;

б) о развитии вселенной;

в) о бытии как таковом;

*г) о сущности познания, о путях постижения истины;

д) о сущности человеческой истории.

2. Познание в современной философии преимущественно рассматривается как (укажите наиболее правильный ответ):

а) способности, умения, навыки в определенной области деятельности;

б) значимая информация в аспекте деятельности;

в) объективная реальность, данная в сознании действующего человека;

*г) обусловленный практикой процесс приобретения и развития знаний.

3. Абсолютизация роли и значения чувственных данных в философии связана с направлением:

*а) логический путь от общего к частному;

б) передача ложного знания, как истинного;

в) восхождение познания от частных, единичных фактов к обобщениям более высокого порядка;

г) момент интеллектуального озарения;

д) относительная, неполная истина.

а) логический путь от общего к частному;

б) подача ложного знания, как истинного;

*в) восхождение познания от частных, единичных фактов к обобщениям более высокого порядка;

г) момент интеллектуального озарения;

д) относительная, неполная истина.

6. Метод познания в философии и науке, когда мысль движется от общих положений к частным выводам:

7. Форма мышления, отражающая предельно общие закономерные связи, стороны, признаки явлений, закрепляемые в определениях:

а) направление в теории познания, считающее мышление источником знания;

*б) направление в теории познания, считающее чувственный опыт источником знания;

в) направление в теории познания, считающее абсолютное сознание источником знания;

г) направление в теории познания, считающее интуицию источником знания;

д) направление в теории познания, считающее врожденные идеи источником знания.

9. Агностицизм — это:

а) учение в онтологии рассматривающее проблемы бытия человека;

*б) учение в гносеологии, отрицающее возможность достоверного познания мира;

в) учение о развитии мира;

г) учение о всеобщей причинной связи;

д) учение о сущности человеческой истории.

10. В философии «агностицизм» понимается как:

а) рассмотрение процесса познания;

б) рассмотрение объектов познания;

*в) полное или частичное отрицание принципиальной возможности познания;

г) сомнение в возможности познания;

11. Высшая ступень логического понимания; теоретическое, рефлексирующее, философски мыслящее сознание, оперирующее широкими обобщениями и ориентированное на наиболее полное и глубокое знание истины – это:

12. В решении вопроса о познаваемости мира существуют такие позиции (укажите все правильные варианты):

*г) гносеологический оптимизм;

13. Учение, утверждающее об ограниченных возможностях человека в познании мира, называется:

14. Какое из понятий лишнее в данном перечне?

а) гносеологический оптимизм;

15. Уровни научного познания (укажите все варианты):

16. Определенный этап познавательного процесса, на котором информация об объекте, полученная в ощущениях и восприятиях, сохраняясь в сознании, воспроизводится позже без прямого воздействия объекта на субъект — это:

а) чувственное отражение;

б) познавательный контакт с объектом познания;

17. К основным формам живого созерцания (в теории познания как отражения) не относится:

18. Эти формы познания не относятся к теоретическому познанию:

19. Вид познания, вплетенный в ткань жизнедеятельности субъекта, но не обладающий доказательной силой, называется:

20. Практика по своим функциям в процессе познания не является:

а) основой познания и его движущей силой;

в) критерием истины;

*г) успешной заменой теоретических исследований и научного творчества.

21. Поскольку истина не зависит от познающего субъекта, она:

22. Понятие, противоположное по смыслу «истине» в гносеологии:

23. Совокупность подходов, приемов, способов решения различных практических и познавательных проблем — это:

24. К какой форме научного познания относится концепция инопланетного происхождения жизни на Земле?

25. Наука как специфический тип духовного производства и социальный институт возникла в эпоху:

26. Стурктурными компонентами теоретического научного познания являются (укажите все правильные варианты):

27. Учение, утверждающее, что критерием истины является признание в научном сообществе, называется:

28. В западноевропейской философии рационализм преимущественно развивался на основе метода:

д) математического анализа.

29. В теории познания исключающие друг друга, но одинаково доказуемые понятия, носят название:

30. Какое из определений рациональности рассматривается в философии в качестве основного?

а) расчет адекватных средств для данной цели;

б) наилучшая адаптивность к обстоятельствам;

в) логическая обоснованность правил деятельности;

*г) способность разума к целостному охвату природы, общества и собственной субъективности.

31. К эмпирическим методам познания относятся (укажите все правильные ответы):

32. К теоретическим методам познания относятся (укажите все правильные ответы):

33. При использовании этого метода происходит замена отдельных свойств изучаемого объекта символами или знаками:

34. Научные знания отличаются от других знаний (укажите все правильные ответы):

*в) большой предсказательной способностью;

г) большой степенью фантазии (не обязательно обоснованной);

д) своей исключительной эстетической ценностью.

35. В концепции Т. Куна парадигма трактуется как:

а) абсолютная истина;

б) эмпирически достоверное знание;

в) математически обоснованное знание;

*д) совокупность предпосылок, признанных на данном этапе и определяющих конкретное научное исследование.

36. В этой научной картине мира используются такие общенаучные понятия как неустойчивость, неравновесность, нелинейность, необратимость:

37. Науке присущи такие основные функции, как (укажите все правильные ответы):

38. На самых ранних этапах человеческой истории важную роль играли такие формы познания, как:

39. К основным концепциям истины относят:

40. Понятие «практика» в философии может быть обозначено такими терминами (укажите наиболее правильный ответ):

г) физическая жизнь;

41. Установите последовательность возникновения гносеологических установок:

2 а) «Я верю, чтобы знать»;

1 б) «Я знаю, что ничего не знаю»;

3 в) «Я мыслю, следовательно я существую»;

4 г) «Мы живем внутри языка».

42. Установите соотвествие философских школ по отношению к пониманию ими значимости науки:

а) сциентистские направления 4,5 1) неотомизм;

б) антисциентистские направления 1,2,3 2) экзистенциализм;

43. Соотнесите термин с определением:

В 1. Абсолютная истина а) Знание, проникающее и охватывающее бесконечную духовную первооснову

б 2. Относительная истина б) Неполное знание о предмете (сложноорганизованной естественной

а 3. Истина как откровение в) Истина, которая тождественна своему предмету, прошедшая многолетнюю

44. Какое определение истины соответствует исторической эпохе?

а) Античность 2 1. Истина — это соответствие чувств и идей фактам;

б) Средние века 3 2. Истина — это проявление идеи (Платон) или сущности (Аристотель);

в) Новое время 1 3. Бог, вот что является истиной;

г) XX в.4 4. Истина — это открывающаяся сущность вещи (герменевтика).

45. Определите какому периоду времени присущи те или иные исторические формы науки:

а) романтический; 2 1) XVII в.

б) классический; 1 2) XVв.

в) неклассический; 3 3) XXI в.

г) постнеклассический. 4 4) XX в.

46. Какому уровню научного исследования соответствует следующая цель?

а) Эмпирический 2,3 1. Придумать новую теорию, которая была бы эффективней старой;

б) Теоретический 1,4 2. Сопоставить с фактами теорию, проверить степень ее эффективности;

3. Добыть новые экспериментальные факты;

4. Провести теоретическую интерпретацию экспериментальных фактов.

47. Установите соответствие определения тому или иному философскому направлению:

а) мы не можем до конца познать мир, потому что наши чувства и разум несовершенны;1 1) скептицизм;

б) наука является лишь описанием потока наших восприятий и 2) агностицизм;

не дает никакого знания о мире;2

в) предметы существуют лишь постольку, поскольку они воспринимаются;4 3) прагматизм;

г) философия должна быть методом решения проблем, которые встают перед 4) солипсизм.

конкретными людьми в жизненных ситуациях.3

48. Установите соответствие критерия истины тому или иному философскому направлению:

а) непротиворечивое суждение в согласии с научным сообществом;3 1) неопозитивизм;

б) верифицируемость;1 2) диалектический материализм;

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *