какое понятие ближе всего по смыслу к древнегреческому философскому термину архэ

Какое понятие ближе всего по смыслу к древнегреческому философскому термину архэ

* У Фалеса в роли архэ выступает вода (как самая «бесформенная» материя, стихия).

У Анаксимандра архэ — апейрон (греч. ἄπειρον — беспредельное или неопределённое) — первостихия, не являющаяся какой-то определённой вещью, «никакая» сама по себе, но порождающая четыре стихии и целый мир определённых вещей.

У Анаксимена архэ — «неопределённый воздух» (греч. αηρ απειρος — аэр (или айрос) апейрос), первооснова, одновременно неопределённая и определённая (определённая в качестве «воздуха» — поскольку он есть «пустота», разделяющая вещи, а кроме того источник жизни, дыхания). Концепт возник как попытка объяснить противоречие: первооснова не должна быть чем-то определённым, чтобы из неё могло произойти всё (ведь разные вещи имеют разные определённости, часто противоположные друг другу, например холодное и горячее), но чтобы из чего-то могло возникнуть нечто определённое, в этом чём-то уже должна быть какая-то своя определённость. Развитие понятия архэ в милетской школе (Фалес → Анаксимандр → Анаксимен) часто приводят как яркий пример развития понятия через диалектическую триаду: тезис → антитезис → синтез (архэ определённое → неопределённое → и определённое, и неопределённое).

* У Пифагора архэ — число (как нечто совершенно нематериальное, но задающее порядок в природе, постигаемый в математике и — как сказали бы современные учёные — в физике). Числа понимались в пифагорействе не как выражение лишь количественной определённости чего-то, но скорее как метафизические качества, относящиеся к особой, «божественной» реальности. Например, единица — не просто первое из чисел, но и мера, начало числа как такового, выразитель его природы. Двойка («диада», «дво́ица») – выразитель природы разделения, противоречия, множественности и т.д. Подобное осмысление ряда натуральных чисел найдёт развитие в многочисленных школах оккультизма.

* У Гераклита архэ — огонь (как самая «тонкая» и «живая» стихия). Впрочем, истинным первоначалом является подобный огню Логос, закон, поддерживающий мировой порядок.

* У Парменида архэ — само бытие, оно едино и неделимо; «бытие есть, а небытия нет». Кроме того, бытие как таковое тождественно с мышлением.

* У Анаксагора архэ — вечные элементы мира, «семена» («гомеомерии», как потом назовёт их Аристотель), в каждом из которых потенциально заключён весь мир, все остальные элементы, «всё смешано со всем». Кроме того существует Мировой Ум (νοῦς), сам по себе не смешанный ни с чем и присутствующий «не во всём, а только в некоторых». Ум и является причиной, почему каждая вещь не является сразу всем, а только определённой собой.

* У Эмпедокла архэ — множественно, это четыре элемента (стихии): Земля, Воздух, Вода, Огонь, и две движущие силы: любовь и вражда. Таким образом, нет единого первоначала, а мир существует сразу как система элементов и сил, вечных самих по себе.

* У Демокрита архэ — бесконечно разнообразные атомы, разделённые пустотой.

Источник

Какое понятие ближе всего по смыслу к древнегреческому философскому термину архэ

Полезное

Смотреть что такое «АРХЕ» в других словарях:

АРХЕ — (греч. arche – начало) первопричина, принцип. Философский энциклопедический словарь. 2010. АРХЕ ΑΡΧΕ ( … Философская энциклопедия

АРХЕ — (латинское название Arche, код S/2002 J1), спутник Юпитера (см. ЮПИТЕР (планета)), среднее расстояние до планеты 23,3 млн км, эксцентриситет орбиты 0,2496, период обращения вокруг планеты 732 сут. По орбите вращается в направлении,… … Энциклопедический словарь

архе — сущ., кол во синонимов: 3 • первоначало (9) • принцип (19) • спутник (174) Словарь си … Словарь синонимов

Архе — (гр.arche – бастау, бастама, принцип, лат. principium) – құбылыстар кезегіндегі (в чреде явлений) бастама, алғашқы принцип, өзгермейтіндік және мәңгілік. Ертедегі философтар әлемнің архесі деп, алғашқы эементтері деп су (Фалес), ауа (Анаксимен),… … Философиялық терминдердің сөздігі

архе- — см. Арх … Большой медицинский словарь

Архе — см. Ковчег … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Архе́й — (греч. archē начало) высшее начало, по идеалистическим представлениям Парацельса (1493 1541), воздействующее на организм в целом и определяющее его жизненные процессы; по представлениям Ван Гельмонта (1577 1644), каждый орган имеет своего А … Медицинская энциклопедия

Архе- — см. Арх … Медицинская энциклопедия

Архе — … Википедия

Архе — (от греч. arche начало) первопричина, принцип … Начала современного естествознания

Источник

Какое понятие ближе всего по смыслу к древнегреческому философскому термину архэ

Полезное

Смотреть что такое «АРХЕ» в других словарях:

АРХЕ — АРХЕ (ἀρχή), начало, принцип (лат. principiurn), термин древнегреческой философии. В дофилософском словоупотреблении (начиная с Гомера): 1) отправная точка, начало чего либо в пространственном или временном смысле; 2) начало как зачин,… … Античная философия

АРХЕ — (латинское название Arche, код S/2002 J1), спутник Юпитера (см. ЮПИТЕР (планета)), среднее расстояние до планеты 23,3 млн км, эксцентриситет орбиты 0,2496, период обращения вокруг планеты 732 сут. По орбите вращается в направлении,… … Энциклопедический словарь

архе — сущ., кол во синонимов: 3 • первоначало (9) • принцип (19) • спутник (174) Словарь си … Словарь синонимов

Архе — (гр.arche – бастау, бастама, принцип, лат. principium) – құбылыстар кезегіндегі (в чреде явлений) бастама, алғашқы принцип, өзгермейтіндік және мәңгілік. Ертедегі философтар әлемнің архесі деп, алғашқы эементтері деп су (Фалес), ауа (Анаксимен),… … Философиялық терминдердің сөздігі

архе- — см. Арх … Большой медицинский словарь

Архе — см. Ковчег … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Архе́й — (греч. archē начало) высшее начало, по идеалистическим представлениям Парацельса (1493 1541), воздействующее на организм в целом и определяющее его жизненные процессы; по представлениям Ван Гельмонта (1577 1644), каждый орган имеет своего А … Медицинская энциклопедия

Архе- — см. Арх … Медицинская энциклопедия

Архе — … Википедия

Архе — (от греч. arche начало) первопричина, принцип … Начала современного естествознания

Источник

Какое понятие ближе всего по смыслу к древнегреческому философскому термину архэ

какое понятие ближе всего по смыслу к древнегреческому философскому термину архэ

ΑΡΧΕ (ἀρχή) – начало, принцип (лат. principium), термин древнегреческой философии. В дофилософском словоупотреблении (начиная с Гомера): 1) отправная точка, начало чего-либо в пространственном или временном смысле; 2) начало как зачин, причина чего-либо; 3) начало как начальство, власть, главенство. Процесс терминологизации (архе как «первоначало, принцип», не initum, но principium) произошел в 4 в. до н.э. в Академии, вероятно, под влиянием языка математиков, где архе во множественном числе (ἀρχαί) – исходные пункты доказательства, аксиомы. Уже у Платона архе употребляется в значении 1) онтологического принципа (ср. схоластический principium reale) и 2) начала познания, гносеологического принципа (ср. principium cognoscendi). Для 1-го особенно важен «Федр» (245b10 слл., d 1 слл.: «начало есть нечто невозникшее; в самом деле, все возникающее по необходимости должно возникать из некоего начала. »), для 2-го – 6-я кн. «Государства» (510b5 слл. – о «беспредпосылочном начале», где, однако, архе имеет также онтологический смысл, поскольку идеи Платона суть одновременно принципы бытия и познания).

Аристотель впервые дает семантическое описание архе («Метафизика» V 1, 1012b34 слл) и различает: 1) эпистемологические начала («начала, исходя из которых доказывают», «силлогистические», «аподиктические», «научные» начала) и 2) онтологические начала («начала сущности» – там же, III 1, 995b7), причем «начала познания» часто выступают как синонимы «исходных посылок», «постулатов», «аксиом» («начала вывода – посылки»: Anal. Рr. 1,27. 43а21). «Наиболее надежным, наиболее достоверным, безусловным» из «начал доказательств» Аристотель провозглашает закон противоречия («Метафизика» IV 3–6; XI 5–6), отрицавшийся Гераклитом. «Начала» должны обладать самоочевидной достоверностью, они «недоказуемы» (Magn. Моr., 1197а22), не могут быть получены силлогистическим путем (Eth. Niс. 1139b30; 1098b1; Тор. 101b1); «начало» научного знания («эпистеме») – интуитивный умнус (Anal. post. 23, 84b37; 33, 88b35; Eth. Niс. 1140b33; 1143b10). «Начала сущности», или принципы бытия, – то же, что «причины» (αἰτίαι), их столько же, сколько метафизических «причин», т.е. четыре: материя, или «то, из чего», форма (эйдос), или «чтойность», начало движения и цель, или «то, ради чего» (телос). Они выступают факторами, конституирующими конкретную вещь, «вот-это-вот-не-что» (τόδε τι), или первую сущность (πρώτη οὐσία). «Движущую архе» Аристотель называет «началом в собственном смысле» (напр. Meteor. 346b20). В историческом очерке учения о «началах» («Метафизика» II 3–9, ср. «Физика» I, 2 слл.) Аристотель, рассматривает всех своих предшественников с точки зрения предвосхищения ими одного или нескольких из «четырех начал» (причин) бытия. «Большинство первых философов», согласно Аристотелю (Метафизика 983Ь6 слл.), предвосхищали материальное «начало» (архе). Именно в этом смысле следует понимать утверждения Аристотеля, Теофраста и позднейшей доксографии (см. Доксографы), что Фалес, Анаксимен, Гераклит и др. «принимали за архе» собственно воду, воздух и огонь, и нет никаких оснований приписывать перипатетический термин «архе» ионийским натурфилософам (употребление архе в значении, близком к онтологическому принципу, впервые засвидетельствовано для Филолая, DK fr. В 6).

1. Лебедев А.В. Об изначальной формулировке традиционного тезиса ΤΗΝ ARCHN ΥΔΩΡ ΕΙΝΑΙ, «Balcanica. Лингвистические исследования». M., 1979, с. 167–176;

2. Lumpe Α. Der Terminus «Prinzip» (ἀρχή) von den Vorsokratikern bis auf Aristoteles. – «Archiv für Begriffsgeschichte», Bd. 1. Bonn, 1955, S. 104–16.

Источник

Какое понятие ближе всего по смыслу к древнегреческому философскому термину архэ

Смотреть что такое «Архэ» в других словарях:

Архэ — (греч. ἀρχή начало, принцип) в досократовской древнегреческой философии первооснова, первовещество, первоэлемент, из которого состоит мир. Для характеристики учений первых философов этот термин использовал Аристотель[1]. У Фалеса в… … Википедия

АРХЭ — • Άρχή, αρχειν, αρχων, άρχοντες, 1. при замене монархического образа правления республиканским атрибуты царской власти перешли к той власти, которая в государстве сделалась верховной, т. е. или к совокупности целого народа, или, в … Реальный словарь классических древностей

Архэ́нтерон — (archenteron; Арх + греч. enteron кишка) см. Кишка первичная … Медицинская энциклопедия

Эн архэ эн о Логос — (в переводе с греч. В начале было Слово) первая строка книги Нового Завета Евангелие от Иоанна. Существует множество её переводов, о которых возникают многочисленные религиозные трактовки и споры. Оригинал: 1 Ἐν ἀρχῇ ἦν ὁ λόγος καὶ ὁ λόγος ἦν… … Википедия

ХЮБНЕР (HUBNER) Курт — (р. 1921) немецкий философ, представитель плюралистической философии науки, специалист по теориям мифа и нации. Его концепция синтезирует в себе ряд интенций, идущих от феноменологии, герменевтики, зкзистенциализма, но главным образом критически… … Социология: Энциклопедия

ПЕЛОПОННЕССКАЯ ВОЙНА — длительное (431 404 до н.э.) вооруженное противоборство Афин и Спарты, городов государств Древней Греции, вокруг каждого из которых было объединено подавляющее большинство прочих греческих государств как в самой Греции, так и за ее пределами.… … Энциклопедия Кольера

Пелопоннесская война — (431 404 до н. э.), крупнейшая в истории Древней Греции война между союзами греческих полисов: Делосским (во главе с Афинами) и Пелопоннесским (во главе со Спартой); охватила Грецию и греческие города южной Италии и Сицилии. В 404 Афины,… … Энциклопедический словарь

БИБЛЕР — БИБЛЕР Владимир Соломонович (4 июля 1918, Москва 3 июня 2000, Москва) российский философ. Закончил исторический факультет МГУ (1941), аспирантуру ИФ АН СССР. Кандидатская диссертация “Философские воззрения послевоенной немецкой социал… … Философская энциклопедия

Теогония — (от греч. theos бог и gone рождение, происхождение) рождение богов, мифологическое повествование о происхождении богов и вселенной. Поскольку боги теогони ческих сказаний олицетворяли собой природный миф, последовательность поколений богов… … Человек и общество: Культурология. Словарь-справочник

Ахутин, Анатолий Валерианович — (р. 11.09.1940) философ, культуролог, историк науки; канд. хим. наук. Род. в Ленинграде. Окончил химич. ф т МГУ, а затем асп. того же ф та по спец. физ. химия. В 1965 защитил дисс. на звание канд. хим. наук. С того же года вплоть до 1988 работал… … Большая биографическая энциклопедия

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *