какое помещение нужно артистке чтобы перед выходом почистить перышки сканворд
Время почистить пёрышки
Готовя очередную статью для журнала, я понял, что у меня лежит несколько дисков с неразобранными материалами, снятыми в экспедициях в прошлом и в этом годах. Два года я непрерывно куда-то уезжал. И это была не только Африка. Пока на государственной границе висел ковид-замок, я пристрастился к путешествиям по заповедникам и национальным паркам России. И очень этому рад. Список заповедников, нацпарков и просто диких уголков получился весьма интересным: Земля леопарда и Бикин на Дальнем Востоке, Кандалакшский заповедник, Баренцево и Белое моря в Заполярье, Утриш и Кавказский заповедники в Краснодарском крае, Саяно-Шушенский заповедник и Ергаки в Сибири, ну и совсем близкие к дому Брянский лес и Угра.
Если к этому добавить заповедники в Кении, то получается, что я все время где-то что-то снимал, а на обработку фотографий и видео времени не было. Поэтому я решил немного притормозить и выделить время на разбор материала и подготовку новой техники – есть планы сконструировать новые устройства для удаленной съемки и научной работы.
Вчера я выкладывал первый результат разбора фотографий – это были игривые котята гепарда. Сегодня орлан-крикун, который, как и я, решил почистить пёрышки.
Использование материалов из данной публикации без согласия автора ЗАПРЕЩЕНО!
Что нужно знать перед тем, как почистить перьевые подушки: советы, мой опыт
Где и как почистить перьевые подушки, можно ли почистить дома или лучше отвезти в химчистку. До 21 века чистка пера и замена наперника представляла огромную проблему. Возможности обратиться к специалисту, который это мог бы сделать качественно, не было. Изобретение установки для чистки пера и пуха позволило открыть салоны во всех городах нашей страны.
Основной причиной, почему нужно чистить подушки, является пыль. Эта среда, где паразитируют и размножаются пылевые клещи. Как защитить себя и любимых от этих вредителей. Регулярно чистить пуховые подушки.
Совет, как почистить перьевые подушки
Жизнь современного человека – это череда срочных дел. Как найти время и подумать о тех вещах, которые окружают нас в течении жизни. Подушки и одеяла – это то, с чем соприкасаемся каждый день. Иногда даже не знаем, сколько лет нашим подушкам, которые достались в наследство. С удовольствием пользуемся ими, не задумываясь, почему стали тяжелыми и влажными.
Давайте вспомним, что делали наши мамы и бабушки жарким летним днем. Они выносили подушки, вспарывали наперники, высыпали пух-перо в короба и корыта. Просушивали перо на солнце и ветерке, потом собирали в чистый наперник и зашивали, делали это, поверьте, не скуки ради.
Мы же стираем и меняем верхнюю одежду, которую используем пару лет, и то не каждый день. А вещи, с помощью которых восстанавливаем силы, снимаем усталость, используем десятилетиями, не тратя время на уход. Надо понимать, что смена наволочки эту проблему не решает.
Чтобы правильно ухаживать за постельными принадлежностями, нужно знать, что находится у них внутри. Наполнитель определяет, как долго можно вещами пользоваться, как увеличить срок службы.
Подушки разделяют на: пуховые, пухо-перьевые и перьевые. В первых и последних понятно, что находится внутри. В процентном соотношении количество пуха и пера в пухо-перьевой может быть разным, это зависит от условий производства изготовителя, от процента содержания наполнителей зависит цена.
Никто не продаст пуховую подушку по цене перьевой, а вот наоборот бывает. Тут надо понимать, что вес пухового изделия в зависимости от размера, и может быть пятисот грамм и до одного килограмма, перьевое же весит полтора килограмма до двух с половиной. Все подушки, вес которых находится в пределах промежуточных значений называют пухо-перьевыми.
Чаще всего в них содержится пух и перо водоплавающих птиц: гусей, уток, но нередки в эконом-варианте, изделия из перьев кур. Подушки из куриного пера жесткие, тяжелые и требуют особого к себе отношения.
Где почистить перьевые подушки
Лучше всего обратиться к профессионалам, которые очистят, продезинфицируют содержимое, поменяют наперник. В городах нашей страны функционируют салоны по чистке подушек и одеял. В них проводят сухую чистку пуха и пера без применения воды и химических препаратов.
Чистка производится в специальных установках. Изобрели несколько типов аппаратов, но принцип работы один. Подушка распарывается, и наполнитель по частям загружается в приемный бункер установки. Уже на этом этапе происходит очистка содержимого от пыли и ворса.
Мелкоструктурный мусор и белковая пыль собирается в пылесборные мешки. Каждая порция пухоперовой смеси сушится струями, подогретого до 60 градусов, воздуха. Одновременно обеззараживается ультрафиолетовым излучением бактерицидной лампы.
Кроме пыли удаляют, так называемую солому, которая образуется в результате многолетнего использования подушки. Это происходит, когда опахало перышек стирается и остаются стержни или ости, похожие на солому, их удаляют вместе с чужеродным мусором.
Перед каждой новой загрузкой из очистной камеры удаляют тяжелый мусор, который собирается на дне. Очищенные пух и перо постепенно набиваются в новый наперник, как он наполнится до нужной плотности, процесс заканчивается. Затем набивочное отверстие зашивается на швейной машинке.
Какими становятся перья после чистки. В результате получаем, если не новый, то гораздо лучшего состояния наполнитель. Выглядит он пушистым, сухим и без комков. После такой очистки в новое изделие попадает пух и перо, сохранившие свои свойства.
Возникает логичный вопрос: какой станет наша любимая подушка. Ведь она иногда теряет до трети объема. Для этого везем в химчистку не две, а три штуки, чтобы на выходе получить две полноценные. Или делать подушки меньшего объема: 50х70 или 60х60.
Иногда химчистки предлагают дополнить изделие новым наполнителем, который у них в наличии, тогда стоимость работы резко возрастет. Как правило, мы люди запасливые, обязательно найдется пара думочек, сиротливо лежащих на антресолях или в шкафу, которые еще послужат нам.
Чистка и реставрация подушек
В тех салонах, с которыми встречалась, оплата производится за результат. Привезли на чистку 5 подушек разного размера, а получилось две 70х70, вот и заплатите за две. Оплата зависит от размера готового изделия. Можно заказать экзотический вариант – валик под голову или ноги. Любой каприз за ваши деньги.
В химчистке предложат наперники на выбор, но можно использовать собственный новый наперник, если в салоне не окажется нужного размера или цвета. При использовании насыпушки клиента стоимость работы чуть-чуть ниже. Только перед этим обязательно посмотрите на шов наперника. Строчка шва должна быть шагом 2 мм, если больше, то строчка не удержит пух, со временем подушка начнет терять содержимое.
Меня, например, очень раздражают летающие перья при смене наволочек. Дома стоит швейная машинка, прошейте сами наперник ещё раз нужным швом. А если нет, или не хочется, попросите оператора в салоне об этой услуге, стоит это недорого, а нервы свои сбережете.
Дома так почистить подушку не получится, в лучшем случае просто перевалите содержимое в новый наперник вместе с пылью и ворсом. При этом, как не остерегайся, пух и перья полетят по квартире. Потом еще долго вещи и мебель будут в пуху.
Можно ли стирать подушку
Нам хочется спать на чистой постели. Не всегда понимаем, как сделать это правильно, пытаемся самостоятельно в домашних условиях почистить или, хуже всего, постирать подушку. И если перья водоплавающих птиц мочить можно, то куриные – ни в коем случае.
А изделий из куриного пера встречается много, так как это самый бюджетный вариант. Их стирать и пропаривать опасно, потому что перья кур впитывают воду и полностью теряют свои свойства, со временем начинают гнить и дурно пахнуть.
Неумелые попытки постирать подушку приводят к тому, что пух-перо от воды превращается в труху в 2-3 раза быстрее. К тому же постиранное перо не такое пушистое, как до стирки, как будто слиплось, даже если его хорошо высушили.
Отдельного разговора заслуживает наперник. От длительного использования он превращается в кусок грязной тряпки, которую и выкинуть не жалко, мы же иногда хотим его сохранить и стираем. Если чехол из брезента, то стирка не страшна.
А вот современный тик стирать нельзя, специальная пропитка, которая не дает пуху вылезать наружу, после стирки исчезает. Пух и перья начинают легко проникать сквозь ткань, как через сито. Если решили самостоятельно постирать подушки, что не рекомендуется, сразу меняйте и наперник.
Уход за перьевыми подушками
Подушки, одеяла и перины, как и все в этом мире, неизбежно стареют. Скорость этого процесса зависит от того, в какой среде находятся, как за ними ухаживают. Как сохранить свежесть и молодость постельных принадлежностей с натуральным наполнителем, что для этого нужно делать.
Начнем с ситуации, что ночью сильно вспотели, тогда поутру не забудьте подушку положить на теплую батарею или вынести на балкон на солнышко. Пухо-перьевые изделия – это гигроскопичный материал, поэтому пот впитался, и если не просушить, то начнется процесс загнивания.
Далее после сна взбейте подушку, встряхните одеяло. Это поможет постельным принадлежностям насытится воздухом, они станут мягкими и легкими. А еще наши постели необходимо проветривать. После встряхивания оставьте на некоторое время постель не заправленной, а форточку откройте. Важно, чтобы в помещении не было влажно и сыро. При высокой влажности натуральный наполнитель впитает излишки влаги и станет тяжелым.
Летней порой в солнечный день вынесите одеяло на балкон или веранду и дайте повисеть на ветерке. Наполнитель, не важно какой, просушится, проветрится и напитается запахом трав и цветов.
Если не используйте вещи длительный период времени, положите их в чехол из ткани. Чехол должен быть такого размера, чтобы обеспечить неплотную упаковку изделия. Хранить постельные принадлежности в полиэтиленовых пакетах нельзя, нужен воздухообмен, в месте хранения влажность воздуха должна быть не выше 65%.
Как почистить перьевую подушку в домашних условиях
Чтобы изделия из пуха и пера служили долго без вреда здоровью, необходимо периодически чистить, рекомендуется делать это раз в год. Наше самочувствие и активность днем зависят, как отдохнули ночью. Ведь одну треть своей жизни проводим во сне.
Как почистить перьевые подушку дома. Это невозможно полноценно сделать с помощью домашней техники. Самый мощный пылесос и дорогая стиральная машина не в состоянии извлечь мусор и накопившийся пыльный ворс.
И получается парадокс – вечером для крепкого сна проветриваем комнату, а затем восемь часов дышим экскрементами пылевых клещей, уткнувшись лицом в грязную подушку. Клещи селятся там, где пыль: в одеялах, матрасах, мягкой мебели, коврах и тому подобном, питаются омертвевшими частичками кожи человека.
Вот такие нехитрые правила помогут в уходе за вещами с натуральным наполнителем. В течение года на это не понадобится много времени, несколько лишних движений, когда проснулись. А запланировать один день на поход в салон для чистки, можно и нужно.
Конечно, можно подушку выбросить через год. А уверены, что в магазине приобретете новую намного чище старой, если говорить о недорогих изделиях. Каждый год покупать пуховую – никаких денег не хватит, ещё не факт, что она будет чистой, сегодня высокая цена не является гарантией высокого качества.
Есть еще вариант – купить подушку с синтетическим наполнителем или с гречневой лузгой. Хочу вас огорчить, в ней пыли собирается ничуть не меньше, чем в пуховой. Как защитить себя и любимых близких от лишних проблем, каждый решает сам.
Выводы
Где и как почистить перьевые подушки: дома или в химчистке, решать только вам. Подробно обсудили, зачем чистить пухо-перьевые изделия, как часто это делать. Мы же хотим сохранить здоровье родных крепким, зачем подвергать его опасности.
Для себя однажды решила, что хочу спать на чистых подушках, поэтому раз в год везу свои любимые в салон, в моем присутствии их чистят и меняют наперник. На чистой постели проводим ещё один год жизни с чистой совестью.
Чистить перьевые подушки самим дома, довериться профессионалам или оставить как есть – решаете только вы. Свои аргументы в заметке привела. Если эта информация показалась полезной, оставляйте комментарии и поделитесь ею с друзьями в соцсетях, получите купон и участвуйте в розыгрыше супер приза. Кнопка для репоста и отзывы счастливчиков расположены ниже. Хотите получать сообщения о выходе новых публикаций, нажмите сюда.
Какое помещение нужно артистке чтобы перед выходом почистить перышки сканворд
СИСТЕМЫ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ЗАЩИТЫ
Эвакуационные пути и выходы
The systems of fire protection. Evacuation ways and exits
____________________________________________________________________
Текст Сравнения СП 1.13130.2020 с СП 1.13130.2009 см. по ссылке.
— Примечание изготовителя базы данных.
____________________________________________________________________
Дата введения 2020-09-19
Предисловие
2 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) от 19 марта 2020 г. N 194
3 ЗАРЕГИСТРИРОВАН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии
Информация о пересмотре или внесении изменений в настоящий свод правил, а также тексты размещаются в информационной системе общего пользования — на официальном сайте разработчика в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.gost.ru)
Введение
Настоящий свод правил разработан в развитие положений [1].
Требования к путям эвакуации и эвакуационным выходам, изложенные в нормативных документах по пожарной безопасности, разработанных для зданий определенного класса функциональной пожарной опасности, для подтверждения их соответствия положениям [1] следует выполнять наряду с требованиями настоящего свода правил, с учетом особенностей их функционального назначения и специфики противопожарной защиты.
1 Область применения
1.2 Настоящий свод правил не распространяется на здания и сооружения специального назначения (для производства, хранения, переработки и уничтожения радиоактивных и взрывчатых веществ, материалов и средств взрывания, военного назначения, подземные сооружения метрополитенов, горные выработки), жилые здания высотой более 75 м и иные здания высотой более 50 м, а также на здания с числом подвальных этажей более одного, за исключением случая, когда в указанных этажах размещаются части здания, требования к которым изложены в настоящем своде правил, либо для которых разработаны нормативные документы по пожарной безопасности, учитывающие их размещение относительно уровня земли.
1.3 При изменении функционального назначения существующих зданий или отдельных помещений в них, а также при изменении объемно-планировочных и конструктивных решений должны применяться требования настоящего свода правил в соответствии с новым назначением этих зданий или помещений.
2 Нормативные ссылки
В настоящем своде правил использованы нормативные ссылки на следующие документы:
ГОСТ 12.4.026-2015 «Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний»
ГОСТ 30826-2014 «Стекло многослойное. Технические условия»
ГОСТ Р 53296-2009 «Установка лифтов для пожарных в зданиях и сооружениях. Требования пожарной безопасности»
СП 3.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности»
СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям»
СП 7.13130.2013 «Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности»
СП 10.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности»
СП 43.13330.2012 «Сооружения промышленных предприятий. Актуализированная редакция СНиП 2.09.03-85»
СП 52.13330.2016 «Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95*»
СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»
3 Термины и определения
В настоящем своде правил, за исключением специально оговоренных случаев, приняты термины и определения, приведенные в [1].
Кроме того, в настоящем своде правил применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 высота здания (пожарно-техническая): Высота расположения верхнего этажа, не считая верхнего технического этажа, определяемая:
— максимальной разностью отметок поверхности проезда для пожарных машин и нижней границы открывающегося проема (окна) в наружной стене;
— полусуммой отметок пола и потолка этажа при отсутствии открывающихся окон (проемов).
1 При наличии эксплуатируемого покрытия высота здания определяется по максимальному значению разницы отметок поверхности проезда для пожарных машин и верхней границы ограждений покрытия.
2 При определении высоты здания покрытие не следует считать эксплуатируемым, если на нем не предусмотрено постоянное пребывание людей.
3 При наличии балконов (лоджий) или ограждений окон высота определяется по максимальному значению разницы отметок поверхности проезда для пожарных машин и верхней границы ограждения.
3.2 выход непосредственно наружу: Выход за пределы габаритов здания (в том числе пристроенных к нему частей) в уровне этого выхода на прилегающую территорию, допускающую возможность свободного рассредоточения людей. Выходом непосредственно наружу также может считаться выход на огороженные площадки, расположенные выше уровня земли при условиях, оговоренных в настоящем своде правил.
3.3 обособленный эвакуационный выход: Выход из части здания (помещения), ведущий на самостоятельный путь эвакуации, непосредственно наружу или непосредственно в безопасную зону.
3.6 помещение с постоянным пребыванием людей: Помещение, в котором люди находятся не менее 2 часов непрерывно или 6 часов суммарно в течение суток.
3.7 поэтапная горизонтальная эвакуация: Проектное решение, предусматривающее возможность эвакуации людей при пожаре в смежную часть здания, размещенную на том же этаже (уровне), отделенную противопожарными преградами и обеспеченную эвакуационными выходами в соответствии с требованиями настоящего свода правил.
3.8 расчет пожарного риска: Расчетное определение пожарного риска в соответствии с методиками, утвержденными в установленном порядке.
3.9 самостоятельный путь эвакуации: Эвакуационный путь из части здания, на который отсутствуют выходы из других частей здания.
3.10 самостоятельный эвакуационный выход: Эвакуационный выход, ведущий на путь эвакуации и не включающий части здания (помещения) иной функциональной пожарной опасности.
3.11 спасение: Процесс вынужденного перемещения людей наружу при воздействии на них опасных факторов пожара или при возникновении непосредственной угрозы этого воздействия.
3.12 тупиковый коридор: Коридор (часть коридора), эвакуация из которого возможна только в одном направлении.
3.13 шкаф коммуникационный (шкаф для коммуникаций): Шкаф для визуального осмотра и контроля инженерных коммуникаций здания, не предназначенный для размещения инженерного оборудования, за исключением устройств аварийного отключения.
3.14 эксплуатируемое покрытие (эксплуатируемая кровля): Покрытие здания, на котором предусматривается постоянное пребывание людей (не менее 2 часов непрерывно или 6 часов суммарно в течение суток).
4 Общие требования
4.1 Общие положения
4.1.1 Требования настоящего свода правил установлены для:
обеспечения возможности своевременной и беспрепятственной эвакуации людей при пожаре;
обеспечения возможности спасения людей при пожаре.
4.1.2 Защита людей на путях эвакуации должна быть обеспечена комплексом объемно-планировочных, эргономических, конструктивных, инженерно-технических и организационных решений.
Эвакуационные пути в пределах помещения должны обеспечивать возможность безопасного движения людей через эвакуационные выходы из данного помещения.
За пределами помещений защиту путей эвакуации следует предусматривать из условия обеспечения безопасной эвакуации людей с учетом функциональной пожарной опасности помещений, выходящих на эвакуационный путь, численности эвакуируемых, их групп мобильности, степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности здания, количества эвакуационных выходов с этажа и из здания в целом.
Пожарная опасность строительных материалов поверхностных слоев конструкций (отделок и облицовок) в помещениях и на путях эвакуации за пределами помещений должна ограничиваться в зависимости от функциональной пожарной опасности помещения и здания, количества людей, а также с учетом других пожарно-технических характеристик здания.
4.1.3 В случаях, когда предполагается возможность отступления от какого-либо требования настоящего свода правил, оно излагается с оговоркой «как правило» и с условиями, при которых допускаются отступления.
4.1.4 Размеры эвакуационных путей и выходов (ширина и высота), а также геометрические характеристики конструктивных элементов путей эвакуации (высота и ширина ступеней и т.п.), приведенные в настоящем своде правил, за исключением специально оговоренных случаев, указаны в свету. Размером в свету является минимальное расстояние между выступающими конструкциями измеряемого элемента в его нормальной проекции.
4.1.5 Отклонения от геометрических параметров эвакуационных путей и выходов допускается в пределах не более чем 5%.
4.1.6 В настоящем разделе свода правил установлены общие требования для зданий всех классов функциональной пожарной опасности. Требования для зданий (частей зданий) конкретных классов функциональной пожарной опасности, изложенные в последующих разделах, не могут снижать требований настоящего раздела, за исключением специально оговоренных случаев.
4.1.7 Защиту МГН при пожаре, а также людей, имеющих ограничения подвижности, следует предусматривать в соответствии с требованиями раздела 9.
4.2 Эвакуационные и аварийные выходы
4.2.1 При проектировании эвакуационных путей и выходов допускается:
Какое помещение нужно артистке чтобы перед выходом почистить перышки сканворд
Автор статьи: Иван Позняков
Новые санитарные правила для предприятий общественного питания СП 2.3/2.4.3590-20, вступают в силу с 1 января 2021 года.
В СанПиНе появились дополнительные требования:
Давайте рассмотрим подробнее 25 наиболее интересных и важных изменений в новых санитарных правилах для общественного питания — СП 2.3/2.4.3590-20.
Начнем с позитивных моментов и послаблений:
1. Маркировка разделочного инвентаря.
Новые санитарные правила допускают маркировку разделочного инвентаря любым удобным способом. Прежние санитарные правила требовали обязательно использовать буквенную маркировку инвентаря («СМ»-сырое мясо, «СР»- сырая рыба, «СО»-сырые овощи, «ВМ»-вареное мясо, «ВР»-вареная рыба, и т.д.) даже при наличии цветовой.
Теперь, маркировка инвентаря должна быть удобной и понятной для персонала. Для удобства можно сделать памятку по маркировке инвентаря.
Цитата из СП 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения»:
«3.2. Для продовольственного (пищевого) сырья и готовой к употреблению пищевой продукции предприятий общественного питания должны использоваться раздельное технологическое и холодильное оборудование, производственные столы, разделочный инвентарь (маркированный любым способом), многооборотные средства упаковки и кухонная посуда. Для предприятий общественного питания, имеющих менее 25 посадочных мест, допускается хранение в одном холодильнике пищевого сырья и готовой к употреблению пищевой продукции при условии их нахождения в закрытых контейнерах и гастроемкостях.»
2. Уборные для посетителей и персонала
Важное изменение для предприятий общественного питания, имеющих менее 25 посадочных мест: это небольшие кафетерии, булочные, маленькие кондитерские, кафе при АЗС,и т.п.
Для небольших объектов упрощены требования к организации туалетов. Новый СанПиН разрешает наличие общего туалета для посетителей и персонала, но при условии, что вход в уборную изолирован от производственных и складских помещений.
Цитата из СП 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения»:
«3.7. В целях исключения контактного микробиологического и паразитарного загрязнения пищевой продукции для посетителей и работников предприятий общественного питания должны быть оборудованы отдельные туалеты с раковинами для мытья рук.
Для предприятий общественного питания, имеющих менее 25 посадочных мест, допускается наличие одного туалета для посетителей и персонала с входом, изолированным от производственных и складских помещений.»
3. Товарное соседство
В объектах питания, имеющих менее 25 посадочных мест, разрешается совместное хранение в одном холодильнике сырья и готовой к употреблению продукции. Но только при условии использования закрытых контейнеров и гастроемкостей. Благодаря этому появилась возможность сократить количество холодильного оборудования.
Цитата из СП 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения»:
«3.2. Для продовольственного (пищевого) сырья и готовой к употреблению пищевой продукции предприятий общественного питания должны использоваться раздельное технологическое и холодильное оборудование, производственные столы, разделочный инвентарь (маркированный любым способом), многооборотные средства упаковки и кухонная посуда. Для предприятий общественного питания, имеющих менее 25 посадочных мест, допускается хранение в одном холодильнике пищевого сырья и готовой к употреблению пищевой продукции при условии их нахождения в закрытых контейнерах и гастроемкостях.»
Прежние санитарные правила (СП 2.3.6.1079-01) допускали такое товарное соседство только в холодильнике суточного запаса.
4. Требование к отделке помещений
Изменился пункт с требованиями к отделке производственных помещений. Убрали уточнение, которое смущало многих начинающих предпринимателей, а именно, в прежнем СанПиНе был пункт о том, что стены производственных помещений на высоту не менее чем на 1,7 м необходимо было отделывать облицовочной плиткой или другими материалами, которые выдерживают влажную уборку и дезинфекцию.
Сейчас пункт о требованиях к отделке звучит так:
Цитата из СП 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения»:
«2.16. Внутренняя отделка производственных и санитарно-бытовых помещений предприятий общественного питания должна быть выполнена из материалов, позволяющих проводить ежедневную влажную уборку, обработку моющими и дезинфицирующими средствами, и не иметь повреждений.»
А вот что сказано в техническом регламенте по поводу отделки помещений.
Цитата из ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции»:
«Статья 14.Части производственных помещений, в которых осуществляется производство (изготовление) пищевой продукции, должны соответствовать следующим требованиям:
2) поверхности стен должны быть выполнены из водонепроницаемых, моющихся и нетоксичных материалов, которые можно подвергать мойке и, при необходимости, дезинфекции;»
5. Двух- и трех-секционные моечные ванны
Из санитарных правил убрали обязательное требование об установке двух- и трех-секционных моечных ванн для мытья кухонной и столовой посуды.
Теперь нужно ориентироваться на ТР ТС 021/2011 ст. 10, п. 3, пп. 8.
Цитата из ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции»:
«3. Для обеспечения безопасности пищевой продукции в процессе ее производства (изготовления) должны разрабатываться, внедряться и поддерживаться следующие процедуры:
8) содержание производственных помещений, технологического оборудования и инвентаря, используемых в процессе производства (изготовления) пищевой продукции, в состоянии, исключающем загрязнение пищевой продукции;»
Согласно новым правилам необходимо обеспечить раздельную обработку столовой и кухонной посуды, в соответствии с инструкциями по применению дезинфицирующих средств.
Предприятие общественного питания может самостоятельно выбрать самый безопасный способ обработки посуды исходя из особенностей своего предприятия. Все чаще кухни оборудуют посудомоечными машинами, а многие объекты общепита отказываются от многоразовой посуды в пользу одноразовой.
Цитата из СП 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения»:
«3.2 … Мытье столовой посуды должно проводиться отдельно от кухонной посуды, подносов для посетителей.
3.10. Столовые приборы, столовая посуда, чайная посуда, подносы перед раздачей должны быть вымыты и высушены.
В конце рабочего дня должна проводиться мойка всей посуды, столовых приборов, подносов в посудомоечных машинах с использованием режимов обработки, обеспечивающих дезинфекцию посуды и столовых приборов, и максимальных температурных режимов.
При отсутствии посудомоечной машины мытье посуды должно осуществляться ручным способом с обработкой всей посуды и столовых приборов дезинфицирующими средствами в соответствии с инструкциями по их применению.»
6. Обработка сырых яиц
Из СанПиНа убрали пункт об обязательной обработке сырых яиц. Но это не значит, что яйцо не нужно обрабатывать. В процессе разработки процедур ХАССП предприятие самостоятельно определяет возможные риски и способы их устранения. При этом руководство предприятия несет ответственность изготовление безопасной пищевой продукции в соответствие с требованием ТР ТС 021/2011 (ст. 10, п. 3, пп. 1).
Цитата из ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции»:
«3. Для обеспечения безопасности пищевой продукции в процессе ее производства (изготовления) должны разрабатываться, внедряться и поддерживаться следующие процедуры:
1) выбор необходимых для обеспечения безопасности пищевой продукции технологических процессов производства (изготовления) пищевой продукции;»
7. Размещение предприятий общественного питания в жилых этажах жилых зданий
Прежний СанПиН 2.3.6.1079-01 (не действует с 01.01.2021 г.) запрещал открывать кафе, если на этаже размещена хотя бы, одна квартира. То есть весь этаж, должен был быть не жилым.
Цитата из СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях»:
«2.11. При размещении предприятий общественного питания в жилых зданиях должны соблюдаться санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях.»
Это требование приводило к судебным разбирательствам между жильцами и владельцами кафе, располагавшимися на первых этажах жилых домов.
Из новых санитарных правил это требование убрали, а СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» также прекращает свое действие с 1 января 2021 г.
Значит ориентируемся на Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»
Следует лишь убедится, что деятельность объекта питания не ухудшает условий проживания жильцов. Пригласить специалиста, который сделает замеры и подтвердит отсутствие лишних звуков, запахов и других факторов.
8. Требования к вытяжной вентиляции
Прежние санитарные правила (СанПиН 2.3.6.1079-01), требовали выводить шахту вытяжной вентиляции выше конька крыши на 1 метр:
Цитата из СанПиН 2.3.6.1079-01 «требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья» (прекратили действие с 01.01.2021 года:
«п. 4.4. Шахта вытяжной вентиляции должна выступать над коньком крыши или поверхностью плоской кровли на высоту не менее 1 м.»
Такой же пункт, был в СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», но и он прекращает свое действие с 01.01.2021 г.
Теперь ориентируемся на Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Статья 20.
Цитата из Федеральный закон № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»:
«Статья 20. Санитарно-эпидемиологические требования к атмосферному воздуху в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, воздуху в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях
1. Атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях (далее — места постоянного или временного пребывания человека) не должен оказывать вредное воздействие на человека.
2. Критерии безопасности и (или) безвредности для человека атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, в том числе предельно допустимые концентрации (уровни) химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздухе, устанавливаются санитарными правилами.
3. Нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух, проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам.
4. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица в соответствии со своими полномочиями обязаны осуществлять меры по предотвращению и снижению загрязнения атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, обеспечению соответствия атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека санитарным правилам.»
Таким образом, главное, чтобы деятельность предприятия общественного питания не ухудшала условия проживания людей. Для подтверждения, следует пригласить специалиста, который сделает замеры и подтвердит соблюдение все требований к условиям проживания в жилых домах. Обеспечить соблюдение требования можно за счет установки системы фильтрации или очистки воздуха.
9. Декларация о соответствии
В новые санитарные правила веден отдельный пункт для предприятий общественного питания, которые не оказывают услуги общественного питания, а только реализуют свою продукцию «на вынос» или через доставку. На всю реализуемую таким образом продукцию должны быть документы, подтверждающие их соответствие обязательным требованиям это — декларация о соответствии.
Требование не новое, необходимость декларирования пищевой продукции прописано в ТР ТС 021/2011, оно относится и к продукции общественного питания, реализуемого вне предприятия. Данный пункт вызывал много споров, но теперь он отдельно прописано и в СП 2.3/2.4.3590-20.
Цитата из СП 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения»:
«2.4. Реализация пищевой продукции предприятий общественного питания вне предприятия общественного питания без оказания услуг общественного питания должна осуществляться при наличии документов, подтверждающих их соответствие обязательным требованиям (свидетельство о государственной регистрации, декларация о соответствии).
Предоставление документов, подтверждающих соответствие пищевой продукции обязательным требованиям (свидетельство о государственной регистрации, декларация о соответствии), не требуется при реализации готовых блюд, напитков, кулинарных и кондитерских изделий, изготавливаемых в предприятиях общественного питания и реализуемых при оказании услуг общественного питания, как на месте изготовления, так и вне его по заказам, в том числе путем доставки потребителю, продажи на вынос, кейтеринга.»
Таким образом:
По этому вопросу у нас есть отдельное видео.
10. Мастер-классы в общественном питании
Впервые в санитарных правилах указаны требования к мастер-классам и обучающим мероприятиям для детей и взрослых, которые проводятся на предприятиях общественного питания.
Такая форма мероприятий становится все более популярной. Требование к их проведению конечно не революционное, но очень важное.
По санитарным правилам, при их проведении необходимо контролировать соблюдение технологии приготовления блюд и обеспечить безопасность пищевой продукции.
Как правило, приготовленные на мастер-классе блюда употребляют на месте, Ваша задача обеспечить их качество, чтобы никто не отравился.
11. Вендинговые аппараты
Впервые в санитарных правилах упоминаются аппараты для выдачи пищевой продукции – вендинговые аппараты, кофемашины и т.п.
Рынок вендинговых аппаратов общепита активно развивается. Есть аппараты, которые пекут блины, делают пиццу, разогревают и реализуют готовые блюда.
Требование к обслуживанию аппаратов минимальное – их необходимо обрабатывать в соответствии с инструкцией изготовителя с применением моющих и дезинфицирующих средств.
12. Изготовление блюд и кулинарных изделий на месте обслуживания
В современном общественном питании все более активно используется «модульное» оборудование, в котором есть все необходимое для хранения и быстрого приготовления продукции общественного питания (фаст-фуд).
В новых Правилах прописано, что доготавливать полуфабрикаты на месте обслуживания допускается, но при соблюдении условий хранения и сроков годности используемых полуфабрикатов.
Цитата из СП 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения»:
«2.6. Допускается на месте обслуживания изготавливать блюдо или кулинарное изделие из полуфабрикатов при наличии оборудования, позволяющего осуществлять их доготовку. При этом должны соблюдаться условия хранения и сроки годности используемых полуфабрикатов.»
13. Персонал для уборки туалетов
Из санитарных правил ушло требование, которое обязывало привлекать отдельный персонал для уборки туалетов. Теперь отдельного уборщика туалетов не требуется.
Чтобы обеспечить производство безопасных блюд, следует организовать работу персонала таким образом, чтобы исключить распространение бактерий из туалета в производственные помещения, и их перенос на готовые блюда и изделия. Обратите на это особое внимание.
14. Использование одноразовых перчаток
В новых Правилах уточнили, что перчатки обязательно применять при порционировании блюд, приготовлении холодных закусок и салатов. Это как раз те этапы приготовления блюд, на которых необходимы дополнительные меры предосторожности, чтобы исключить загрязнение блюд, которые не проходят тепловую обработку. По статистике, именно холодные блюда, салаты и закуски чаще всего становятся причиной отравлений.
Цитата из СП 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения»:
«3.4. Для исключения риска микробиологического и паразитарного загрязнения пищевой продукции работники производственных помещений предприятий общественного питания обязаны:
использовать одноразовые перчатки при порционировании блюд, приготовлении холодных закусок, салатов, подлежащие замене на новые при нарушении их целостности и после санитарно-гигиенических перерывов в работе.»
Прежние санитарные правила обязывали выполнять в перчатках только сервировку и порционирование блюд.
15. Контроль температуры блюд на линии раздачи
В новом СанПиНе изменился пункт в отношении контроля температуры блюд на линии раздачи. Это касается преимущественно столовых.
Не то чтобы требование новое, но необходимо уделить особое внимание зоне раздачи блюд.
В старом СанПиНе была указана минимальная температура подачи блюд:
В новом СанПиНе конкретная температура не указана. Теперь температуру раздачи следует брать из технологических документов – это ТК или ТТК (п. 5.1, п.5.2);
А для контроля температуры блюд на линии раздачи должны использоваться термометры.
Цитата из СП 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения»:
«5.1. С целью минимизации риска теплового воздействия для контроля температуры блюд на линии раздачи потребителю должны использоваться термометры.
5.2. Температура горячих жидких блюд и иных горячих блюд, холодных супов, напитков, реализуемых потребителю через раздачу, должна соответствовать технологическим документам.»
16. Принципы здорового питания
В санитарных правилах для услуг общественного питания появился термин «здоровое питание». Этот пункт санитарных правил (п.1.1. СП 2.3/2.4.3590-20) имеет рекомендательный характер, и относится преимущественно к организациям, где соблюдаются научно обоснованные физиологические нормы питания человека.
Это касается питания в дошкольных, образовательных организациях, медицинских организациях, оздоровительных учреждениях, организациях социального обслуживания. В таких предприятиях установлены определенные нормы потребления на одного человека в сутки. Также подобные нормы используют при расчете норм пищевого довольствия для военнослужащих, для лиц, находящихся в следственных изоляторах или отбывающих наказание в исправительных учреждениях.
Стоит ознакомится с рекомендациями по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечающих современным требованиям здорового питания. Они утверждены Приказом Минздрава России от 19.08.2016 N 614.
17. Объединение санитарных правил
Вступившие в силу санитарные правила распространяются на все типы предприятий общественного питания. В СанПиН включены требования к коммерческим предприятиям общественного питания, кафе, бары, рестораны, столовые, буфеты, питание на транспорте (авиаперевозки и ЖД), а также учтены требования к питанию в детских садах, школах, медицинских и специализированных социальных учреждениях.
Ранее требования были расписаны в нескольких санитарных правилах, все они утратили силу с 1 января 2021 г. В одном документе объединили требования из 17 разных нормативных актов, регулирующих сферу общественного питания.
18. Ссылки на технические регламенты, федеральные законы, СанПиНы, приказы
В новых правилах нет дублирующих требований из различных нормативных документов. Таким образом, требования трактуются однозначно, недвусмысленно.
Если планируете углубленно изучить все требования к общественному питания рекомендуем дополнительно ознакомиться с документами:
В Санитарных правилах есть ссылки на следующие документы:
19. ХАССП обязателен
В новых санитарных правилах указана необходимость проводить производственный контроль, основанный на принципах ХАССП (в английской транскрипции НАССР — Hazard Analysis and Critical Control Points).
Цитата из СП 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения»:
Требование разработать и внедрить процедуры ХАССП на предприятиях общественного питания не является новым. ХАССП обязателен с 2015 года согласно TP ТС 021/2011. Ст. 10.
Цитата из ТР ТР 021/2011 «О безопасности пищевой продукции»:
1. Изготовители, продавцы и лица, выполняющие функции иностранных изготовителей пищевой продукции, обязаны осуществлять процессы ее производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования) и реализации таким образом, чтобы такая продукция соответствовала требованиям, установленным к ней настоящим техническим регламентом и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.
2. При осуществлении процессов производства (изготовления) пищевой продукции, связанных с требованиями безопасности такой продукции, изготовитель должен разработать, внедрить и поддерживать процедуры, основанные на принципах ХАССП (в английской транскрипции HACCP — Hazard Analysis and Critical Control Points), изложенных в части 3 настоящей статьи.
Согласно ГОСТ Р 51705.1-2001система ХАССП должна включать в себя:
20. Биологические, химические и физические опасные факторы
Появились три раздела в которых указано, какие требования необходимо соблюдать для предотвращения вредных воздействий биологических, физических и химических опасных факторов (разделы III – V). Это группы опасных факторов, которые необходимо учитывать в разработке процедур ХАССП.
По этому вопросу на нашем канале есть отдельное видео, пройдите по ссылке, там об опасных факторах рассказано более подробно.
21. Журналы учета.
Все журналы можно вести в бумажном и/или электронном виде!
В приложениях к новому СанПиНу пять рекомендуемых образцов журналов.
Каждый сотрудник должен дважды расписаться в этом журнале перед выходом на смену. Он ставит подпись:
А медицинский работник или ответственное лицо, заведующий производством или шеф-повар, напротив ставит отметку и подпись о допуске сотрудника на смену или о его отстранении.
Цитаты из СП 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения»
« 2.22. Медицинский персонал (при наличии) или назначенное ответственное лицо предприятия общественного питания, должен проводить ежедневный осмотр работников, занятых изготовлением продукции общественного питания и работников, непосредственно контактирующих с пищевой продукцией, в том числе с продовольственным сырьем, на наличие гнойничковых заболеваний кожи рук и открытых поверхностей тела, признаков инфекционных заболеваний. Результаты осмотра должны заноситься в гигиенический журнал (рекомендуемый образец приведен в приложении № 1 к настоящим Правилам) на бумажном и/или электронном носителях. Список работников, отмеченных в журнале на день осмотра, должен соответствовать числу работников на этот день в смену.
7.1.3. Выдача готовой пищевой продукции в медицинских организациях должна осуществляться только после снятия пробы ответственным лицом или комиссией (при наличии), независимо от способа организации обеспечения питания (самой медицинской организацией или сторонней организацией по договору).
При нарушении технологии приготовления пищи, а также в случае неготовности, блюдо к выдаче не допускается до устранения выявленных недостатков. Результат бракеража регистрируется в журнале бракеража готовой продукции (рекомендуемые образцы приведены в приложениях № 4 и 5 к настоящим Правилам) с указанием причин запрета к реализации готовой пищевой продукции, фактов списания, возврата пищевой продукции, принятия на ответственное хранение.
8.6.1. Холодильное оборудование должно обеспечивать условия для раздельного хранения пищевого продовольственного (пищевого) сырья и готовой к употреблению пищевой продукции. Для контроля соблюдения температурного режима хранения пищевой продукции необходимо использовать термометр, расположенный (встроенный) внутри холодильного оборудования. Результаты контроля должны ежедневно заноситься в журнал (рекомендуемый образец приведен в приложении № 2 к настоящим Правилам).
В санитарных правилах приведены образцы всего лишь пяти журналов, НО.
Цитата из СП 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения»:
«4.3. Фритюрные жиры, используемые при производстве (изготовлении) пищевой продукции во фритюре, подлежат ежедневному контролю. Информация о замене фритюрных жиров должна фиксироваться ответственным должностным лицом в электронном или бумажном виде и храниться не менее трех месяцев.»
22. Маркировка дезинфицирующих и моющих средств.
В новых Правилах появилось требование к маркировке емкостей, в которой хранятся или разводятся растворы моющих и дезинфицирующих средств. Если средство не в таре производителя или отсутствует оригинальная заводская маркировка производителя, то на емкости со средством следует обязательно указывать его название, концентрацию, дату приготовления раствора, и его предельный срок годности.
Цитата из СП 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения»:
«4.6. Емкости с рабочими растворами дезинфицирующих, моющих средств должны быть промаркированы с указанием названия средства, его концентрации, даты приготовления, предельного срока годности (при отсутствии оригинальной маркировки на емкости со средством). Контроль за содержанием действующих веществ дезинфицирующих средств должен осуществляться в соответствии с программой производственного контроля.»
23. Требование к транспортировке пищевой продукции
Скорректированы требования к транспортировке пищевых продуктов. Теперь допускается совместно транспортировать и доставлять пищевое сырьё, полуфабрикаты, готовую пищевую продукцию, и иные грузы, но при условии:
Цитата из ТР ТР 021/2011 «О безопасности пищевой продукции»:
Статья 17. Требования к процессам хранения, перевозки (транспортирования) и реализации пищевой продукции
«2. При использовании транспортных средств и (или) контейнеров для перевозки (транспортирования) одновременно различной пищевой продукции либо пищевой продукции и иных грузов, необходимо обеспечить условия, исключающие их соприкосновение, загрязнение и изменение органолептических свойств пищевой продукции.»
Цитата из СП 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения»:
«3.1. Перевозка (транспортирование), в том числе при доставке потребителям, и хранение продовольственного (пищевого) сырья и пищевой продукции должны осуществляться в соответствии с требованиями соответствующих технических регламентов. Совместная перевозка (транспортирование) продовольственного (пищевого) сырья, полуфабрикатов и готовой пищевой продукции допускается при условии наличия герметической упаковки, а также при соблюдении температурно-влажностных условий хранения и перевозки (транспортирования).»
24. Срок действия санитарных правил
Срок действия санитарных правил с 1 января 2021 года по 1 января 2027 года — всего 6 лет.
Почему это примечательно, дело в том, что обычно санитарные правила по умолчанию действуют 10 лет, затем их заменяют, продлевают или они просто прекращают свое действие. Прежний санпин для общественного питания действовал аж 2001 года – 19 лет.
25. Контроль условий транспортировки пищевой продукции.
В новых правилах указали, что при приемке пищевой продукции в организацию общественного питания необходимость обязательно контролировать условия и режим перевозки пищевой продукции (п.2.2);
И в случае нарушения условий и режима перевозки, например температуры, влажности, наличии загрязнений, отсутствии товаросопроводительной документации, маркировки пищевой продукции, то продукция на предприятие не принимается.
Это, пожалуй, 25 самых важных изменений в новых санитарных правилах, которые в первую очередь обращают на себя внимание специалиста.
Поэтому не откладывайте его разработку и внедрение в долгий ящик. Изучите этот важный вопрос и работайте спокойно.