какое полушарие мозга отвечает за речевой слух
Какое полушарие мозга отвечает за речевой слух
Для того, чтобы правильно представлять сложный механизм речевой деятельности в норме, дифференцированно подходить к анализу речевых нарушений и грамотно определять пути и направления коррекционной работы, необходимо знание анатомо-физиологических механизмов речи.
Речь – одна из сложных высших психических функций человека, которая обеспечивается деятельностью головного мозга.
Исследованиями П.К. Анохина, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия и др. установлено, что основой всякой высшей психической функции являются сложные функциональные системы, в формировании которых принимают участие различные участки мозга, объединенные механизмом рефлекса.
Речевой аппарат состоит из центрального и периферического отделов.
Рис. 1. Строение речевого аппарата
1 – головной мозг; 2- носовая полость; 3 – твердое небо; 4 – ротовая полость; 5 – губы; 6 – резцы; 7 – кончик языка; 8 – спинка языка; 9 – корень языка; 10 – надгортанник; 11 – глотка; 12 – гортань; 13 – трахея; 14 – правый бронх; 15 – правое легкое; 16 – диафрагма; 17 – пищевод; 18 – позвоночник; 19 – спинной мозг; 20 – мягкое небо.
К центральному отделу речевого аппарата относится головной мозг – его кора, подкорковые узлы, проводящие пути и ядра соответствующих нервов.
Главенствующее значение в образовании речи имеет лобная, височная, теменная и затылочная доли преимущественно левого полушария мозга (у левшей правого). Лобные извилины являются речедвигательной областью и участвуют в образовании устной речи (центр Брока). Височные извилины, будучи речеслуховой областью (центр Вернике), отвечают за восприятие чужой речи. Теменная доля коры мозга обеспечивает понимание речи, а затылочная, являясь зрительной областью, имеет значение для усвоения письменной речи.
Подкорковые ядра отвечают за ритм, темп и выразительность речи.
Проводящие пути связывают кору головного мозга с периферическими органами речи. От центра к периферии идут центробежные пути, а от периферии к центру – центростремительные нервные пути.
В иннервации мышц речевого аппарата принимают участие следующие черепно-мозговые нервы:
Периферический речевой аппарат состоит из дыхательного, голосового и артикуляционного отделов.
Дыхательный отдел периферического речевого аппарата служит для подачи воздуха, голосовой – для образования голоса, артикуляционный – образует характерные звуки нашей речи в результате деятельности органов артикуляционного аппарата.
Дыхательный отдел включает в себя грудную клетку с лёгкими, бронхами и трахеей. Речь образуется в фазе выдоха, поэтому во время речи выдох намного длиннее вдоха (1:20 или даже 1:30). Длительный выдох нуждается в большем запасе воздуха. Поэтому в момент речи объём вдыхаемого и выдыхаемого воздуха увеличивается почти в 3 раза.
У ребенка речевое дыхание вырабатывается постепенно, в процессе речевого развития. Вначале ребенок пользуется в речи навыками жизненного дыхания. Такое дыхание остается в случаях рано возникающей речевой патологии.
Голосовой отдел состоит из гортани с находящимися в ней голосовыми складками. Гортань представляет собой трубку конусообразной формы, состоящую из нескольких хрящей. Вверху гортань граничит с глоткой, а внизу – с трахеей.
Голосовые складки своей массой почти полностью закрывают просвет гортани, оставляя узкую голосовую щель. При обычном дыхании голосовая щель расширяется (вдох), принимая вид равнобедренного треугольника, и сужается (выдох).
В основе механизма голосообразования лежит колебание голосовых складок гортани, на которые воздействует воздух, поступающий под определенным давлением из бронхов и лёгких. Колебания передаются в окружающую среду, и мы воспринимаем их как звуки голоса.
Основными органами артикуляционного отдела являются: язык, губы, верхняя и нижняя челюсти, твердое и мягкое нёбо, зубы, альвеолы, язык, губы, мягкое нёбо и нижняя челюсть – это подвижные органы артикуляции; зубы, альвеолы и твердое нёбо – неподвижные, которые не изменяют своего положения, но также участвуют в образовании звуков.
Рис. 2. Профиль органов артикуляции
1 — губы, 2 – резцы; 3 – альвеолы; 4 – твердое небо;
5 – мягкое небо; 6 – голосовые складки, 7 – корень языка; 8 – спинка языка; 9 – кончик языка.
Язык – самый активный и подвижный орган артикуляции, система мышц языка даёт возможность менять его форму, положение и степень напряжения. Язык участвует в образовании всех гласных и почти всех согласных звуков (кроме губных). Передняя часть языка подвижна и в ней различают кончик, передний края, боковые края и спинку. Задняя часть языка фиксирована и называется корнем языка.
От середины нижней поверхности языка ко дну ротовой полости спускается складка слизистой оболочки (так называется уздечка), которая ограничивает крайние движения языка. У некоторых детей эта уздечка укороченная от рождения. В грудном возрасте это затрудняет сосание, а позднее мешает правильно произносить звуки. В раннем возрасте уздечку подрезают. В более позднем возрасте необходима помощь логопеда и специальные упражнения для языка, помогающие растянуть уздечку.
Важная роль в образовании звуков речи помимо языка принадлежит также и другим органам артикуляции: твердому и мягкому нёбу. Совершая различные движения и принимая самые разнообразные положения, они видоизменяют форму ротовой полости, образуют в ней смычки, щели и т.п. Мягкое нёбо, поднимаясь и прижимаясь к задней стенке глотки, закрывает проход в нос, опускаясь, открывает его.
Движения активных органов артикуляции называют речевой моторикой, т.е. возможностью совершать движения и удерживать орган в заданном положении.
Образовавшийся в гортани голос усиливается и приобретает индивидуальный тембр благодаря резонансу в так называемой надставной трубе (глотка, ротовая и носовая полость). Надставная труба может менять форму и объем, что имеет большое значение для образования звуков речи. Именно эти изменения и создают явление резонанса.
При правильном произношении носовой резонатор участвует только в произнесении звуков м и и и их мягких вариантов. При произнесении других звуков нёбная занавеска, образуемая мягким нёбом и маленьким язычком, закрывает вход в полость носа.
При образовании звуков речи надставная труба кроме функции резонатора выполняет функцию шумового вибратора (функция звукового вибратора принадлежит голосовым складкам). Шумовым вибратором являются щели между губами, между зубами и губами, зубами и языком, языком и твердым нёбом, языком и альвеолами. При помощи шумового вибратора образуются глухие согласные, а одновременное колебание голосовых складок и шумового вибратора – звонкие согласные.
Важными факторами для развития речи ребенка являются его полноценный слух и зрение.
Для развития речи ребенка решающее значение имеет полноценный слух. Ребенок слышит речь взрослых, подражает ей и самостоятельно учится говорить. Глухие дети не овладевают речью без специального обучения. У детей с остатками слуха (слабослышащие дети) речь оказывается грубо нарушенной.
Слух человека в процессе своего развития приобрел особое свойство: точно различать звуки человеческой речи. Совсем маленький ребенок воспринимает слова еще нечетко, поэтому часто смешивает одну фонему с другой, произносит слова неправильно. Необходимо постоянно поправлять ребенка, чтобы неправильное произношение не стало привычкой, которую впоследствии будет трудно преодолеть.
Существенное значение в развитии речи детей имеет также зрение. Зрячий ребенок внимательно наблюдает за движениями губ и языка говорящих, повторяет их, стараясь подражать артикуляционным движениям.
В процессе развития ребенка между анализаторами, принимающих участие в речевой деятельности, возникает система условных связей, которая постоянно развивается и укрепляется повторными связями.
Какая часть мозга отвечает за речь? Речевые зоны головного мозга
Вы когда-нибудь задумывались, как наш разум формирует слова? Или как вы понимаете, что говорят другие? Ответ на эти вопросы заключается в понимании того, какая часть мозга отвечает за речь.
Где находится речевой центр мозга?
Вся кора головного мозга состоит из двух полушарий. По большей части они симметричны по функциям. Мозжечок также содержит два полушария и расположен в задней части мозга. Это область, отвечающая за чувство равновесия.
Какое полушарие мозга отвечает за речь
Как правило, за язык и речь отвечает левое полушарие или часть мозга. Из-за этого его называют «доминирующим» полушарием. Правое полушарие играет большую роль в интерпретации визуальной информации и пространственной обработке. Примерно у одной трети левшей речевая функция может быть расположена в правом полушарии мозга. Людям-левшам может потребоваться специальное тестирование, чтобы определить, находится ли их речевой центр с левой или с правой стороны, если им необходимы какие-либо вмешательства в области мозга.
Люди с поражением обеих областей имеют состояние, называемое глобальной или тотальной афазией.
Как мозг обрабатывает речь? Особенности речевой системы
Нейробиологам известно, что речь в течение некоторого времени обрабатывается в слуховой коре, наряду с любопытной активностью в моторной коре. Однако, как эта последняя кора задействована, до сих пор оставалось загадкой. Недавнее исследование, проведенное двумя учеными Нью-Йоркского университета, свидетельствует о том, что речь создается и воспринимается несколько по-другому, чем считалось более полутора веков назад, когда были открыты речевые центры.
В 1861 году французский невролог Пьер Поль Брока определил то, что впоследствии стало известно как «область Брока». Это область в задней нижней лобной извилине. Эта область отвечает за обработку и понимание речи, а также за ее воспроизведение. Интересно, что у коллеги-ученого, которого Брока должен был оперировать, после операции полностью отключилась область Брока. Тем не менее, он все еще мог говорить. Изначально он не мог составлять сложные предложения, но со временем восстановил все разговорные способности. Это означало, что возникла другая область, и была задействована определенная нейропластичность.
В 1871 году немецкий невролог Карл Вернике открыл еще одну область, отвечающую за обработку речи посредством слуха, на этот раз в верхней задней височной доле. Теперь это зона Вернике. Модель была обновлена в 1965 году выдающимся поведенческим неврологом Норманом Гешвиндом. Обновленная карта мозга известна как модель Вернике-Гешвинда.
Вернике и Брока получили свои знания, изучая пациентов с повреждениями определенных частей мозга. В 20 веке электрическая стимуляция мозга начала давать нам еще большее понимание внутренней работы мозга. Пациенты, перенесшие операцию на головном мозге в середине века, получали слабую электрическую стимуляцию мозга. Сила тока позволила хирургам избежать повреждения критически важных участков. Но это также позволило им лучше понять, какие области мозга контролируют те или иные функции.
С появлением МРТ и других технологий сканирования мы смогли наблюдать за активностью в областях мозга и за тем, как формируется речь и язык. Теперь мы знаем, что импульсы, связанные с языком, проходят между областями Бока и Вернике. Связь между ними помогает нам понять грамматику, звучание слов и их значение. Другая область, веретенообразная извилина, помогает нам классифицировать слова.
Те, у кого эта часть повреждена, плохо читают. Эта зона позволяет нам улавливать метафоры и размер, например, в поэзии. Оказывается, обработка речи включает в себя гораздо больше областей мозга, чем считалось ранее. Задействована каждая крупная доля.
В исследовании, недавно опубликованном в журнале Science Advances, ученые исследуют одно из последних возражений относительно того, как мозг обрабатывает язык. Вопрос в том, почему задействована моторная кора? Классически эта область контролирует планирование и выполнение движения. Но какое отношение это имеет к языку?
Конечно, вы двигаете ртом, когда говорите, и многими другими частями лица. Таким образом, моторная кора отвечает за физику речи. Но почему ее нужно вовлекать в процесс интерпретации? Похоже на то, что мозгу нужно молча, про себя произносить слова, чтобы расшифровать сказанное. Таким образом, за речь отвечает сразу несколько областей, и поражение любой из них может привести к серьезным проблемам.
Причины и классификация нарушений речи у взрослых
Повреждение любой области, отдела мозга, отвечающего за речь, может вызвать различные состояния, такие как:
Кроме того, расстройства зависят от того, какая область повреждена более всего.
Первичная слуховая кора определяет высоту и громкость звуков. Угловая извилина отвечает за несколько языковых процессов, включая (но не ограничиваясь) внимание и обработку чисел.
Кстати, помимо всего, что мы обсудили выше, речь еще обеспечивается холинергической системой головного мозга. Поэтому, при левополушарном инсульте, когда возникают нарушения речи, в лечении помогает Глиатилин. На фоне лечения этим препаратом речь восстанавливается, но важно проводить полноценную реабилитацию, чтобы вернуть все утраченные функции.
Какое полушарие мозга отвечает за речевой слух
Согласно классическим представлениям, определенные языковые функции соотносятся с отдельными участками коры, при этом восприятие и воспроизводство речи представляют собой два разных акта. Эту концепцию и в настоящее время удобноприменять в условиях клиники; в честь ученых, которые впервые начали заниматься клиническим изучением языка, ее называют моделью Вернике-Лихтгейма-Гешвинда.
Несмотря на то, что и в настоящее время мы используем в своей работе некоторые компоненты этой модели, к настоящему времени стало понятно, что в основе человеческого языка лежат различные области коры головного мозга (а также подкорковые структуры). Восприятие и воспроизведение речи динамично связаны друг с другом, поэтому, по всей видимости, активность конкретной нейронной цепи определяет то, что происходит в настоящий момент (восприятие или воспроизведение).
а) Центр Брока. В 1861 г. французский патологоанатом Пьер Брока определил, что за «моторный» компонент речи отвечает нижняя лобная извилина левого полушария. Основная часть центра Брока расположена в покрышечной и треугольной частях нижней лобной извилины, которые соответствуют полям Бродмана 44 и 45. (Расположенные рядом поле Бродмана 47 и вентральная часть поля 6 также участвуют в реализации языковых функций.)
При повреждении центра Брока у больного развивается нарушение речи по типу экспрессивной афазии, однако (как будет понятно позднее) все нарушения языковой функции можно назвать экспрессивными. В настоящее время известно, что в пределах центра Брока имеются отдельные функциональные области. Одни из них (и их нейронные связи) отвечают за фонологию (организация и использование звуков в естественных языках), другие — за синтаксис (составление полноценных предложений из отдельных слов и фраз), третьи — за семантику (понимание смысла слов, фраз, предложений и даже более крупных единиц).
Помимо этого, центр Брока и его связи отвечают не только за язык, но и за другие когнитивные функции, например восприятие музыки или внимание. При некоторых условиях внимание человека к определенным компонентам речи увеличивается, при других (например, разговор на шумной вечеринке), напротив, снижается. Благодаря центру Брока человек также может усиливать акцент на определенных компонентах своей речи, делая ее более понятной собеседнику.
Центр Брока отдает волокна к участкам моторной коры, отвечающим за движения языка и мимической мускулатуры. Нейроны центра Брока также регулируют и фокусируют внимание, отвечают за речевое взаимодействие с собеседником (ожидание своей очереди в диалоге, выбор соответствующего тона и манеры речи). Для реализации последней функции центр Брока имеет связи с дорсолатеральной префронтальной (предлобной) корой, передней поясной извилиной, теменной корой. Для того чтобы получить доступ к определенным воспоминаниям (знания) с их фонологическими, синтаксическими и семантическими особенностями, необходимо также взаимодействие с височной и нижней теменной корой.
Учитывая тот факт, что центр Брока выполняет такие различные функции, иногда его называют областью Брока. Наличие у нее различных функциональных ролей, видимо, анатомически обусловлено ее разделением на отдельные части в переднезаднем и дорсовентральном направлениях.
Языковые области Брока и Вернике, дугообразный пучок.
б) Область Вернике. В конце XIX в. немецкий невролог Карл Вернике внес значительный вклад в понимание языковых процессов мозга. Он назвал заднюю часть поля 22 по Бродману в верхней височной извилине «чувствительной областью», которая отвечает за восприятие устной речи. У взрослых повреждения области Вернике приводят к развитию рецептивной афазии.
Верхнюю поверхность области Вернике называют височной площадкой (planum temporale), она расположена в верхней височной извилине, сразу за первичной слуховой корой (извилиной Гешля). Височная площадка отвечает за идентификацию и различение звуков речи в пространстве и времени (фонем; минимальная смыслоразличительная единица языка). Она также участвует в отборе слуховых сигналов, поступающих от левого или правого уха, а ее активность может меняться в зависимости от уровня слухового внимания (на его уровень может влиять и сама височная площадка). (У 65% правшей объем левой слуховой площадки больше, чем правой, однако эта разница не соотносится с тем, что у правшей более чем в 90% случаев за речь отвечает левое полушарие.)
Нарушения развития височной площадки часто встречают при шизофрении, что может играть определенную роль в возникновении слуховых галлюцинаций.
Область Вернике связана с областью Брока посредством ассоциативных волокон дугообразного пучка, который огибает задний конец латеральной борозды в составе подлежащего белого вещества. Методом магнитно-резонансной томографии (МРТ) у человека были также обнаружены дополнительные связи языковых областей с участками коры лобной, височной, теменной и затылочной долей (благодаря методам трассировки можно подозревать о существовании таких путей и у обезьян). Они идут в составе крючковидного пучка, верхнего и нижнего продольного пучков и крайней капсулы.
Существование этих многочисленных связей привело к созданию концепции вентрального и дорсального языковых путей (аналогичных путям обработки зрительной информации). Дорсальный путь отвечает за связь слуха с двигательными функциями, а также за восприятие синтаксически сложных фраз; височная кора связана с зоной Брока (поле 44 по Бродману) и премоторной корой. Вентральный путь отвечает за понимание смысла звуковых сигналов и построение синтаксически сложных фраз; нижние участки лобной коры связаны с затылочной корой, а передние вентральные нижние участки лобной коры — с височной долей.
(А) Повреждение, затрагивающее область Брока.
(Б) Повреждение, затрагивающее область Вернике.
(В) Объем повреждения при кондуктивной афазии.
(Г) Объем повреждения при тотальной афазии.
в) Угловая извилина. Угловую извилину (поле 39) относят к области нижней теменной дольки. Левая угловая извилина получает проекции от нижней части поля 19 (языковая извилина), а отдает волокна к височной площадке. Часто угловую извилину рассматривают как часть области Вернике.
г) Роль правого полушария. Во время обычного разговора усиливается кровоток в верхних отделах височной коры и правого, и левого полушарий. Они отвечают за восприятие и понимание речи на лексическом уровне (словарный состав языка, или вокабуляр). Предполагают также, что правое полушарие может отвечать за мелодические аспекты речи, ее ритм, смысловые ударения и другие нюансы, которые обобщенно называют интонацией (просодия); интонация необходима для передачи эмоциональной и неэмоциональной информации. Нарушения этой сферы языка называют апросодиями; апросодии предложено классифицировать так же, как классифицируют афазии.
Под аффективной просодией понимают эмоциональную окраску речи (например, злоба, радость). Неаффективная просодия передает намерение или отражает цель высказывания (вопрос или утверждение). Апросодией называют состояние, при котором человек не способен понимать или использовать аффективные и неэффективные компоненты языка. Несмотря на то, что чаще всего апросодию встречают при повреждении коры правого полушария, она также может развиваться при повреждении левого полушария или подкорковых структур.
Восстановление речи, если оно вообще происходит, зависит от возраста пациента, а у взрослых пациентов — от степени повреждения. Имеются единичные сообщения о восстановлении почти нормальной речи у праворуких детей 7 лет или младше, которым по поводу тяжелой эпилепсии было произведено удаление левого полушария. Единственным объяснением таких феноменов служит лишь то, что языковые функции, в том числе речь, к моменту операции еще не были локализованы в конкретном полушарии. С помощью позитронно-эмиссионной томографии (ПЭТ) удалось обнаружить, что у некоторых взрослых пациентов с поврежденным в результате инсульта левым полушарием повышается активность определенных участков правого полушария, которые начинают выступать в качестве аналогов областей Вернике и Брока.
Однако значительное восстановление языковых функций возможно лишь в том случае, если левая височная площадка, которая через мозолистое тело передает нервные импульсы к правому полушарию, осталась относительно интактной.
Латеральная борозда раскрыта, показана верхняя поверхность височных долей.
д) Восприятие устной речи. На рисунке ниже показано изменение регионарного кровотока, регистрируемое при помощи ПЭТ, во время прослушивания слов («активное восприятие») и случайных последовательностей тонов («пассивное восприятие»). Как и следовало ожидать, простые последовательности тонов активируют первичную слуховую кору (с обеих сторон). Область Вернике слева также становится активной, вероятно, для того, чтобы отсеять эту невербальную информацию и не передавать ее для дальнейшей обработки. Поле 9 лобной доли, предположительно, является частью вышележащей надзорной системы.
Считают, что процесс активного восприятия слов происходит за счет связей, идущих от височной коры к нижней лобной коре, и наоборот. Слушание «начинается» в первичной слуховой коре, когда впервые происходит распознавание слов, которые отличаются от псевдослов своими акустическими свойствами. Область Вернике и прилежащие участки коры отвечают за интерпретацию синтаксиса и семантики, а передние отделы верхней височной извилины по мере построения синтаксически верной фразы извлекают информацию из того, к какой части речи или к какой категории относят то или иное слово. Затем эти сведения «передаются на рассмотрение» в нижние отделы лобной коры (центр Брока), где определяются грамматические отношения между отдельными фразами.
Область Брока отдает проекции обратно к передним участкам верхних отделов височной доли и к задней части верхней височной извилины. Предполагают, что эти связи обеспечивают определенный «вертикальный» контроль за грамматикой и семантикой. В зависимости от содержания поступающей информации могут активироваться и другие участки теменной или височной коры. Если для восприятия информации требуется концентрация внимания, происходит активация дорсолатеральной префронтальной коры (ДЛПФК) и передней поясной извилины. При восприятии звука собственного голоса становятся активными участки височной доли, отмеченные ранее.
Это необходимо для проведения мета-анализа (анализа post hoc) собственной речи, который позволяет нам отдавать себе отчет об оговорках и ошибках. У больных с так называемой афазией Вернике способность к мета-анализу речи отсутствует.
Несмотря на то, что мы до настоящего времени открываем для себя новые функции, которые выполняют различные участки коры больших полушарий, становится ясно, что современная нейробиология языка более не укладывается в рамки модели Вернике-Лихтгейма- Гешвинда.
Участки головного мозга, в которых усиливается кровоток при прослушивании (А) тонов и (Б) слов.
Редактор: Искандер Милевски. Дата публикации: 23.11.2018
Какое полушарие мозга отвечает за речевой слух
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: Слышать не значит понимать. Для многих родителей термин «речевой слух» совершенно незнакомый и новый.
Статья:
Слышать не значит понимать. Для многих родителей термин «речевой слух» совершенно незнакомый и новый. «Если ребенок меня слышит, значит, проблем со слухом у него нет», – рассуждают они. И ошибаются. Наличие физического слуха не гарантирует правильное восприятие звуков.
РЕЧЕВОЙ СЛУХ И ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ
Слух – это способность человека воспринимать звуки и ориентироваться в окружающей среде.
Принято различать:
Речевой слух – сложная способность, которая формируется при жизни. Звучащая речь состоит из фонем (звуков), интонаций, пауз, ударений. Он позволяет улавливать их и различать. Например, с его помощью человек отличает замОк от зАмка, миШку от миСки, коЗу от коСы и т. д.
КАКОЕ ПОЛУШАРИЕ ОТВЕЧАЕТ ЗА РЕЧЕВОЙ СЛУХ?
Человек воспринимает звуки с помощью кортиева органа – лабиринта, в котором плавают в лимфе звуковые клетки. Отсюда начинается сложный путь звуков от уха в височную часть коры больших полушарий – 41 поле. Эту зону также называют слуховой.
В зависимости от частоты звуковых колебаний в отдельных частях кортиева органа возбуждаются разные клетки. Они воздействуют на нервные окончания, и колебания преобразуются в нервные импульсы, поступающие в кору головного мозга. Звуки разной высоты направляются в разные области коры.
Вся информация с левого и правого уха сначала попадает в оба полушария мозга. Однако обрабатываются звуки по отдельности в специальных зонах коры. Левое полушарие мозга отвечает за распознавание фонем. Но и правое полушарие в речевом слухе участвует – анализирует разные голоса и интонации.
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ
Речевое восприятие начинает формироваться с первых месяцев жизни ребенка. В 1 месяц малыш уже улавливать речь. В 3–4 месяца он пытается ее повторить, что проявляется гулением. С каждым месяцем у него это получается все лучше.
На развитие способности понимать речь оказывают большое влияние слуховое внимание и слуховая память. В долговременной памяти имеется запоминающее устройство – «фонемная решетка». В ней для каждой фонемы отводится определенный эталон (допускающий отклонения в определенных пределах). Иными словами, при формировании речевого слуха в памяти откладываются значимые признаки звуков. Ребенок накапливает некий «багаж» фонем.
По мере увеличения концентрации внимания и развития других психических функций восприятие речи тоже совершенствуется. Основное развитие речевого слуха приходится на первые 2–3 года жизни человека. И хотя ребенок пока еще не в силах все правильно воспроизвести, при отсутствии нарушений он полностью понимает родной язык.
ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОГО СЛУХА И ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ
Развитие речевого восприятия находится в тесной связи с формированием речи. Ощущения, связанные с работой органов артикуляции, совершенствуют преставления о фонемах. По мере развития восприятия ребенок начинает анализировать правильность произношения, выявлять и исправлять ошибки.
Положительное влияние на формирование слуха и речи оказывают игры. Например:
Развитие произносительной стороны речи заканчивается к 4–5 годам. В 5 лет органы артикуляции достаточно сформированы, чтобы ясно воспроизводить все звуки, за исключением [р], [р‘]. В норме пятилетний ребенок также способен регулировать громкость речи, правильно произносить слова, строить предложения, использовать разные интонации.
РЕЧЕВОЙ СЛУХ И КУЛЬТУРА РЕЧИ
Культура речи – это умение правильно использовать все языковые средства: звуки, интонацию, лексический запас, грамматические формы. Высокая культура речи свойственна ораторам, актерам, поэтам, журналистам. Дети овладевают ею в процессе общения, слушания сказок и стихов. Речевой слух обеспечивает правильное произношение, улавливание интонаций, пауз и т. д.
Для поднятия культуры речи необходимо вырабатывать:
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО СЛУХА И ДЫХАНИЯ
Правильное речевое дыхание – неотъемлемый компонент выразительной речи. Чтобы свободно говорить фразами, нужно уметь делать короткий вдох и плавный продолжительный выдох. Дети, не владеющие дыханием, «захлебываются» на полуслове, теряют звучность голоса, комкают слова. Страдает произношение, а вместе с ним не развивается речевой слух.
Для формирования фонематического слуха проводятся занятия, в том числе на развитие речевого дыхания. Пример упражнения:
«Пузыри». Дети повторяют за взрослым стихотворение и одновременно машут кистями к себе: «Эй, мышонок, посмотри, мы пускаем пузыри». В следующей части стишка, перед тем как назвать цвет, нужно сильно надуть щеки и быстро выдохнуть: «Синий, красный, голубой, – выбирай себе любой!»
В норме ребенок 2–3 лет может на выдохе произнести 2–3 слова, 3–4 лет – 3–5 слов, 4–6 лет – 5–6 слов.
НАРУШЕНИЕ РЕЧЕВОГО СЛУХА
В раннем детстве ребенок слышит слова нечетко и с искажением. До 2–3 лет он еще не полностью понимает обращенную речь. Поэтому говорить о нарушении речевого слуха можно только по достижении 3 лет. Устанавливает его специалист – логопед. В столь раннем возрасте на отклонение главным образом указывает неправильное толкование отдельных слов. Например, взрослый просит показать на картинке мошку, а ребенок показывает кошку.
Явные признаки нарушения речевого слуха обнаруживаются после окончательного формирования артикуляционного аппарата. В 5 лет ребенок уже физиологически способен воспроизводить фонемы. Если он допускает грубые ошибки, это может быть признаком нарушенного фонематического слуха. Примеры таких ошибок:
Причиной нарушенного речевого восприятия может быть как педагогическая запущенность, так и всевозможные патологии: тугоухость, СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности), травмы головы и заболевания, связанные с воспалением головного мозга.
ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
Преодоление нарушения фонематического восприятия – одно из основных направлений логопедической работы. Правильно составленный комплекс занятий помогает полностью решить проблему за 3–12 месяцев. При наличии показаний коррекция проводится на фоне медикаментозного лечения или после такового.
Логопедическая работа включает 3 этапа:
Все упражнения завуалированы – они проводятся в виде интересных игр. Комплекс разрабатывается для каждого ребенка индивидуально, в зависимости от выраженности и характера нарушений. Основную работу проводит специалист. В домашних условиях с ребенком также полезно играть в игры, развивающие физиологическое дыхание, фонематический слух, анализ, слуховое внимание и память.
Если вовремя не вмешаться, проблема будет усугубляться. Особенности развития детей с нарушением речевого слуха отчетливо проявляются в школе. Уже с первого года обучения они оказываются в категории отстающих учеников. Нарушенное восприятие речи влечет за собой грубейшие ошибки в письме: «бретлошение» вместо «предложение», «лесте» вместо «листья».
Речевой слух – способность, которая развивается самостоятельно при отсутствии заболеваний и в благоприятной социальной среде. Принимая звуки речи, мозг запоминает их и создает некие «эталоны». Позже он ориентируется на них, корректируя правильность произношения. Именно поэтому так важно в первые годы жизни часто разговаривать с ребенком, не прибегая к «сюсюканью», много читать, учить стихи, скороговорки. Но даже если время упущено или восприятие было нарушено в результате болезни, отчаиваться не следует. Речевой слух, как и музыкальный, можно развивать на протяжении всей жизни. Главное не пускать проблему на самотек!