какое полушарие мозга отвечает за координацию движений

Какое полушарие мозга отвечает за координацию движений

Развитие головного мозга ребенка начинается внутриутробно и активно продолжается после рождения.
По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, баланс, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие.

Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие – слуховой информации, постановку целей и построений программ.

Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело).
Мозолистое тело (межполушарные связи) находится между полушариями головного мозга в теменно-затылочной части и состоит из двухсот миллионов нервных волокон. Оно необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое.
Агенезия (нарушение, недоразвитие) мозолистого тела искажает познавательную деятельность детей. Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушарие начинают работать без связи.

Нарушаются пространственная ориентация, баланс, осознание собственного тела, адекватное эмоциональное реагирование, координация работы зрительного и аудиального восприятия с работой пишущей руки.

Ребенок с такими проблемами не ползает, тяжело начинает ходить, с большим трудом начинает читать и писать, воспринимая информацию на слух или зрительно. У детей с данной патологией, если вовремя не начать коррекцию и последующую реабилитацию, возникает целый ряд серьезных проблем, которые являются серьезным препятствием в развитии и обучении, в том числе и школьном.

В том случае, если агенезия мозолистого тела не сопровождается никакими другими патологиями развития, прогноз для больного достаточно благоприятный. Примерно восемьдесят с лишним процентов таких детей развиваются практически без нарушений либо с пограничными проблемами в неврологическом развитии. Нужно признать, что главная «опасность» этого нарушения таится в том, что у ребенка не происходит закрепления полученных умений и навыков навсегда, часто случаются «откаты», ребенок требует всё время поддерживающей терапии с нарастающей нагрузкой для мозга. Такой подход должен сохраняться до 12-14 лет ребенка, пока межполушарные связи окончательно не сформируются. Форсировать события здесь, к сожалению, нельзя. Иначе не избежать сочетанных проблем и других патологических состояний, которые усиливают симптоматику и ухудшают клиническую картину.

Агенезия мозолистого тела, хоть и встречается сравнительно часто, тем не менее, является малоизученным состоянием, особенно на просторах нашей страны.

Общество с ограниченной ответственностью «Медицинский реабилитационный центр «Дельфания»

Лицензия Министерства образования №9356 от 17.12.15.

Адрес: г. Новосибирск, ул. Кропоткина, 271.

Источник

Какое полушарие мозга отвечает за координацию движений

Ожидайте

Перезвоните мне

какое полушарие мозга отвечает за координацию движений

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

какое полушарие мозга отвечает за координацию движений

Аннотация: Специалисты в области нейропсихологии говорят, что успешная учеба ребенка в школе во многом зависит от степени развития межполушарных связей.

Статья:

Специалисты в области нейропсихологии говорят, что успешная учеба ребенка в школе во многом зависит от степени развития межполушарных связей.

При недостаточном взаимодействии правого и левого полушарий мозга у ребенка могут возникать трудности в обучении письму и чтению, а также двигательная расторможенность.

Современные методики в образовании и воспитании не стоят на месте. С их помощью можно отлично развить мозг, улучшить межполушарные связи.

Результат — отличная успеваемость в школе и освоение обучающих программ любой сложности.

Межполушарные связи — что это такое?

Человеческий мозг состоит, как известно, из правого и левого полушарий. Каждое из них отвечает за разные функции. Левое — за логическое мышление, анализ, способности к математике, речь. Правое — за умение планировать, образное мышление, креативность, восприятие информации на слух. Для правильной работы мозга оба полушария должны быть равноценно развиты.

Функции межполушарных связей:

Когда связь между полушариями головного мозга слаба, ведущую роль берет на себя сильное, следовательно, функциональность другого блокируется. Это приводит к тому, что ребенок испытывает дезориентацию в пространстве, ему трудно дается обучение письму и чтению, нарушаются зрительное и слуховое восприятие, возможно неадекватное эмоциональное реагирование на различные жизненные ситуации. В результате ребенок с трудом усваивает обучающий материал и становится мнительным.

Признаки недостаточности развития межполушарных связей у детей

Данные связи формируются у ребенка до 12–15 лет, причем поэтапно. Очень важным для генерации специалисты считают период от 3 до 8 лет. В это время у ребенка формируется кинетическое, звуковое и зрительное смыслоразличение и др.

Если у ребенка присутствуют следующие симптомы, следует задуматься о возможном нарушении межполушарного взаимодейсвия:

Справка! У младенцев заподозрить нарушение межполушарного взаимодействия можно по «торможению» перед любым действием, а также по отсутствию этапа ползания.

Для проверки развитости связей между полушариями, можно провести несложный тест. Пусть он заведет одну руку за спину, а вы кисточкой прикоснитесь к любому пальцу (за исключением большого). Большим пальцем руки ребенок должен указать на место прикосновения кисточки к коже. Таких попыток должно быть 10, и, если ребенок ошибся более 3 раз, это свидетельствует о слабом развитии межполушарных связей.

Причины

В некоторых случаях слабость развития связей между полушариями мозга у ребенка может быть связана со стрессовым состоянием матери во время беременности или болезнью.

Кроме того, на развитие может негативно повлиять особенность мозгового строения или аномалии мозолистого тела, расстройства неврологического характера.

Чаще всего слабое взаимодействие мозговых полушарий наблюдается при отсутствии развивающих занятий и игр в жизни ребенка — всестороннее развитие ребенка должно начинаться с самого раннего возраста.

Другими причинами могут быть:

Для чего развивать межполушарные связи и как это делать?

Для развития используют специальные упражнения и игры, которые задействуют работу обоих полушарий. Это называется мозговой гимнастикой, достаточно нескольких минут занятий в день. Они полезны и для детей, и для взрослых.

На взаимодействие мозговых полушарий положительным образом влияют:

Важно понимать, что чем лучше развито взаимодействие между полушариями мозга, тем проще ребенок будет обучаться новому, лучше выстраивать взаимоотношения с людьми, достигать отличных спортивных показателей.

Специальные упражнения

Существует большое количество развивающих игр для улучшения связи между полушариями у детей. Начинать их можно уже с 2 лет. Поммимо основного предназначения, они формируют зрительно-моторную координацию, способствуют развитию концентрации, а также пальцевого и пинцетного захватов.

Важно! Во всех играх сначала задействуется одна рука, а затем вторая.

Приемы для детей от 2 лет и старше:

Нейродинамическая гимнастика

Когда ребенок пошел в школу, в общеобразовательный процесс нужно обязательно включать нейродинамические упражнения. Это приводит к лучшему усвоению изучаемого в школе материала, развивает произвольное и непроизвольное внимание, улучшает концентрацию и скорость переключения, формирует разные виды мышления, улучшает сенсомоторной контроль.

Упражнения:

Игры для дошкольников

Игры для дошкольников на развитие мелкой моторики и межполушарного взаимодействия:

В результате реализации упражнений на улучшение межполушарного взаимодействия, у детей появляется уверенность в себе, они становятся более спокойными, лучше усваивают знания, обобщают и систематизируют усвоенный материал. Начинать работать с ребенком нужно с самого детства и тогда он будет радовать вас своими успехами в будущем.

Источник

Какое полушарие мозга отвечает за координацию движений

Интеграция разных отделов общей системы регуляции движений. Теперь попробуем объединить, насколько это возможно, все, что мы знаем об общем контроле движений. Для этого сначала проведем краткий обзор разных уровней регуляции.

а) Уровень спинного мозга. В спинном мозге заложены программы локальных движений для всех мышечных областей тела, например рефлексы отдергивания, помогающие убрать любую часть тела от источника боли. На уровне спинного мозга осуществляются также сложные ритмические движения, например движения конечностей вперед-назад, характерные для ходьбы с одновременными реципрокными движениями на противоположной стороне тела или реципрокными отношениями между задними и передними конечностями у четвероногих животных.

Все эти программы спинного мозга могут приводиться в действие вышерасположенными уровнями регуляции двигательной активности или затормаживаться, когда высшие уровни принимают контроль на себя.

какое полушарие мозга отвечает за координацию движенийУчастие коры больших полушарий и мозжечка, особенно его промежуточной зоны, в регуляции произвольных движений

б) Уровень ромбовидного мозга. Ромбовидный мозг обеспечивает две важные функции в общей регуляции двигательной активности организма:

(1) поддержание тонуса осевых мышц тела для обеспечения стояния;

(2) постоянное изменение степени тонического напряжения различных мышц в ответ на информацию от вестибулярного аппарата для поддержания равновесия тела.

в) Уровень двигательной коры. Двигательная система коры обеспечивает большинство сигналов, идущих к спинному мозгу и активирующих двигательную активность. Она функционирует отчасти путем подачи последовательных и параллельных команд, которые приводят в действие различные двигательные программы спинного мозга. Двигательная кора может также изменить интенсивность различных программ или модифицировать их временные и другие характеристики. При необходимости кортикоспинальная система может действовать в обход спинальных программ, заменяя их двигательными актами более высоких уровней из мозгового ствола или коры большого мозга. Корковые программы обычно сложные; кроме того, им можно обучиться, тогда как программы спинного мозга — главным образом врожденные и, как говорят, «жестко закрепленные».

1. Сопряженные функции мозжечка. Мозжечок функционирует вместе со всеми уровнями двигательного контроля. Он тесно связан со спинным мозгом, особенно для усиления рефлекса на растяжение, поэтому когда сокращающаяся мышца сталкивается с неожиданно тяжелой нагрузкой, длительный сигнал рефлекса на растяжение, передаваемый в мозжечок и обратно к спинному мозгу, значительно усиливает эффект сопротивления нагрузке основного рефлекса на растяжение.

На уровне ствола мозга функция мозжечка обеспечивает плавность и непрерывность постуральных движений тела (без патологических колебаний), особенно быстрых движений, необходимых для поддержания равновесия.

На уровне коры большого мозга мозжечок действует в связи с корой, обеспечивая много вспомогательных двигательных функций, особенно придавая дополнительную двигательную силу для быстрого включения мышечного сокращения в начале движения. Ближе к окончанию каждого движения мозжечок включает мышцы-антагонисты в точно определенный момент и с соответствующей силой, чтобы остановить движение в запланированной точке. Более того, есть достоверные физиологические данные о том, что все аспекты этого функционирования мозжечка по принципу включение-выключение могут совершенствоваться в процессе жизненного опыта.

Мозжечок функционирует совместно с корой больших полушарий еще на одном уровне моторного контроля: он помогает программировать заранее мышечные сокращения, которые требуются для плавного перехода от текущего быстрого движения в одном направлении к следующему быстрому движению в другом направлении, причем все это осуществляется в течение доли секунды. Нервный контур для этого проходит от коры большого мозга к большим латеральным зонам полушарий мозжечка и затем назад — к коре большого мозга.

Мозжечок функционирует, когда мышечные движения должны осуществляться быстро. Без мозжечка медленные и сознательные движения могут еще происходить, но кортикоспинальной системе трудно доводить до конца быстрые, меняющиеся движения, предназначенные для достижения особой цели, или гладко переходить от одного быстрого движения к следующему.

какое полушарие мозга отвечает за координацию движенийСвязь контура базальных ганглиев с кортикоспиномозжечковой системой для регуляции двигательной активности какое полушарие мозга отвечает за координацию движенийКонтур скорлупы системы базальных ганглиев для подсознательного выполнения программ приобретенных движений

2. Сопряженные функции базальных ганглиев. Базальные ганглии участвуют в регуляции движений совершенно иным путем, чем мозжечок. Их наиболее важными функциями являются: (1) помощь коре в выполнении подсознательных, но приобретенных двигательных программу (2) содействие планированию множественных параллельных и последовательных программ движения, которые разум должен собрать вместе для достижения намеченной цели.

К двигательным программам, требующим участия базальных ганглиев, относят, например, программы для написания различных букв, бросания мяча и печатания на пишущей машинке. Базальные ганглии также нужны для модификации этих программ, чтобы писать буквы мелко или очень крупно, т.е. регулировать амплитуду движений при выполнении двигательной программы.

какое полушарие мозга отвечает за координацию движенийКонтур хвостатого ядра системы базальных ганглиев для когнитивного планирования последовательных и параллельных двигательных программ для достижения специфических осознанных целей

г) Что побуждает нас действовать? Что заставляет нас переходить от состояния покоя к активным действиям? Мы только начинаем изучать мотивационные системы мозга. По существу, мозг имеет более старое ядро, расположенное ниже, впереди и латеральнее таламуса, включающее гипоталамус, миндалевидное тело, гиппокамп, область перегородки впереди гипоталамуса и таламуса и даже старые регионы самого таламуса и коры большого мозга. Действуя совместно, эти отделы инициируют большинство моторных и других функциональных активностей мозга. Совокупность этих структур называют лимбической системой мозга. Мы подробно обсудим эту систему в отдельной статье на сайте (просим вас пользоваться формой поиска выше).

Редактор: Искандер Милевски. Дата обновления публикации: 18.3.2021

— Вернуться в оглавление раздела «Физиология человека.»

Источник

Голова – предмет тёмный, но исследованию подлежит. Что за что отвечает в головном мозге?

Способность дышать и двигаться, чувствовать боль и любить, создавать гениальные творения и совершать зло, подчас не поддающееся объяснению. Благодаря чему всё это возможно? Где скрывается наше «я»?

Как устроен головной мозг человека, как соотносятся его строение и функции, и каковы их особенности?

Попробуем разобраться в некоторых из них.

Существует положение, что чем более проста некая функция, тем точнее место ее локализации в головном мозге. С другой стороны, наиболее сложные функции обеспечиваются слаженной работой всего мозга, в связи с чем понятие «коркового центра» (определённой области коры головного мозга) большей частью относительное и условное.

Внезапно залаяла собака во дворе? Ориентировочный рефлекс в ответ на резкий звук возможен благодаря среднему мозгу. Кроме того, через этот отдел проходят пути, обеспечивающие зрение, слух, способность к движению и бдительности, контроль температуры и ряд других, которыми занимаются другие отделы мозга.

КОРА БОЛЬШИХ ПОЛУШАРИЙ ИМЕЕТ СЛОЖНОЕ
СТРОЕНИЕ И СОДЕРЖИТ 12-18 МЛРД НЕРВНЫХ
КЛЕТОК И БОРОЗДАМИ ДЕЛИТСЯ НА НЕСКОЛЬКО ДОЛЕЙ

А теперь закройте глаза и коснитесь пальцами кончика носа. Получилось без особого труда, не так ли? Это при том, что в этом плавном действии было задействовано много разных мышц. За координацию, равновесие, нормальные движения спасибо мозжечку.

Сложнее, сложнее

Эмоции, такие эмоции. Без них наша жизнь была бы не такой счастливой (несчастной?). Внутренняя борьба, иногда заставляющая нас сделать то, о чем мы потом пожалеем. Знакомо? Благодарим лимбическую систему. Интересно что это такое? Чуть подробнее о ней (и ее частях).

Беспокоитесь, грустите? А может вам страшно? Это возможно благодаря миндалевидному телу (миндалине). Любопытный факт: с левой миндалиной бывает связано и чувство счастья, а вот у правой «настроение» плохое всегда.

Читайте материал по теме: Билл Гейтс и его синдром Аспергера

И наконец.

Итак, какова ее роль?

Читайте материал по теме: Что происходит с мозгом аутистов?

С лобной долей связана также наша способность к движению (благодаря моторной коре), чёткому и разборчивому письму, артикуляции.

Ассоциативные функции обеспечиваются теменной долей коры. Здесь располагаются области, отвечающие за осязание, чёткие, комбинированные целенаправленные движения, чтение, познавание предметов, явлений, их смысла и символического значения.

Бросается в глаза, что.

Наиболее сложные функции памяти и мышления не имеют чёткого расположения, в их реализации принимают участие различные области мозга.

Почему важно знать, как связаны функция и структура головного мозга?

Диагностика. Представьте: у человека сильно разболелась голова. Спустя несколько минут он уже не смог поднять правую руку, а его речь стала невнятной. У пациента ухудшилось зрение с одной стороны, тогда как офтальмолог патологию со стороны глаз не обнаружил. Или, например, человек перестал понимать обращённую к нему речь.

Читайте материал по теме: Как предотвратить инсульт?

Зная о том, какие отделы в головном мозге отвечают за ту или иную способность, можно предполагать место расположения патологического процесса.

Лечение и реабилитация. Предположим, что в результате повреждения участка головного мозга после инсульта у человека «выпала» какая-то функция. Значит ли это, что теперь она не вернётся? Нет, далеко не всегда.

Благодаря такому свойству мозга, как пластичность, возможно эту функцию восстановить. Говоря простыми словами, под пластичностью можно понимать способность других областей мозга брать на себя функцию повреждённой его части. Однако этим процессом нужно целенаправленно заниматься. Поэтому после инсульта больному бывает необходим курс нейрореабилитации, в процессе которого он заново учится говорить, ходить, обслуживать себя.

Нет. Приведённые выше описания взаимоотношений структуры и функции далеко не исчерпывающие: на деле всё гораздо сложнее и выходит далеко за рамки объёма небольшой статьи.

Источник

Отдел головного мозга отвечающий за координацию движений

Мозжечок или по-другому его еще называют «малым мозгом», располагается в задней части головного мозга у основания затылочной доли. Его размер не превышает 10% от всего объема, однако, количество нервных клеток в нем составляет более половины от всех расположенных в головном мозге человека.

Мозжечок отвечает за нашу моторику, мышечный тонус, поведение и многие другие функции. Но все же в первую очередь его повреждение приводит к ограничению наших координационных возможностей.

какое полушарие мозга отвечает за координацию движений

Строение

Где находится мозжечок головного мозга у человека, смотрите на фото: расположен в черепе, задней его ямке по соседству со средним и продолговатым мозгом. В данной структуре расположена ромбовидная ямка – дно четвертого желудочка, полости с жидкостью. Состоит из двух полушарий и червя между ними, вес его около 120 г, поперечные размеры составляют приблизительно 10 см.

Каждое полушарие состоит из трех долей, отделенных бороздами. Поверхность негладкая, покрыта канавками, схожими с извилинами больших полушарий. Червь соединен с долями полушарий белыми волокнами, которые, расходясь, образуют «древо жизни». В церебеллуме имеются скопления серого вещества: зубчатые ядра крыши, ядра шатра, пробковидное ядро и шаровидное.

Шаровидное ядро расположено глубоко, является древним образованием, принадлежит к старому мозжечку. Передняя нижняя мозжечковая артерия питает церебеллум спереди и снизу. Есть также задняя нижняя мозжечковая артерия, верхняя мозжечковая.

Мозжечок, строение которого аналогично большим полушариям, имеет «ножки» – нервные волокна. Это проводящие пути, которые соединяют его с соседними отделами: мостом, продолговатым, средним мозгом. Соединен со спинным мозгом для передачи импульсов к его передним рогам, обеспечивающим трансляцию сигнала к скелетной мускулатуре. Связь с ретикулярной формацией обеспечивает роль в регуляции вегетативных функций.

Важно! Строение и функции мозжечка
связаны: он выполняет интеграцию всех отделов в процесс координации сложных моторных актов, являясь связующим элементом.

Интенсивное развитие этого отдела происходит в детском возрасте, когда ребенок осваивает основные движения. Накопление опыта моторных актов приводит к налаживанию связи между различными отделами центральной нервной системы. Церебеллум является связующим звеном между двигательными центрами больших полушарий и мотонейронами спинного мозга, расположенными в их передних рогах.

какое полушарие мозга отвечает за координацию движений какое полушарие мозга отвечает за координацию движений какое полушарие мозга отвечает за координацию движений какое полушарие мозга отвечает за координацию движений какое полушарие мозга отвечает за координацию движений

Кора мозжечка

Сама кора этого органа выполняет не менее важные функции. Она подразделяется на 3 слоя:

Данный слой, который состоит из нескольких миллиардов маленьких, плотно соединенных клеток (гранул). Их число составляет более 50% всех нервных клеток мозга. От моховидных волокон поступает информация на эти клетки, которая впоследствии проектируется к клеткам Пуркинье.

Данные клетки обладают одной из самых мощных дендритных структур ЦНС. Разветвленное поле структуры одной клетки Пуркинье, может составлять до 50 тыс. синапсов. Следственно главными задачами этих клеток прием информации, ее обработка и впоследствии ее передача.

Состоит из волокон, которые располагаются параллельно, разветвлений нейронов и аксонов. На нижней части располагаются корзинчатые и звездчатые клетки, которые способствуют взаимодействию клеток Пуркинье.

какое полушарие мозга отвечает за координацию движений

Для чего необходим?

За что отвечает мозжечок головного мозга? Прежде всего, регулирует походку, другие действия со стереотипными движениями, удерживает тело в равновесии, нужной позе. Кроме того, данный отдел необходим для регуляции тонуса сгибателей, разгибателей, других мышц-антагонистов.

Функции мозжечка головного мозга человека включают регуляцию речи благодаря согласованному управлению мышцами языка и губ, мелкой моторики (почерк).

Подкорковые структуры

Под основной корой содержится скопление нейронов: таламус, базальные ганглии и гипоталамус.

Таламус необходим для связи органов чувств с отделами сенсорной коры. Благодаря ему поддерживаются процессы бодрствования и внимания.

Базальные ганглии отвечают за запуск и торможение координационных движений.

Гипоталамус регулирует работу гормонов, водный обмен организма, распределение жировых запасов, половых гормонов, отвечает за нормализацию сна и бодрствования.

Симптомы поражения

Нарушается речь: становится несвязной, но ритмичной (скандированной), язык словно заплетается. При поражении органа пациент делает ударение в словах не по правилам орфоэпии, а в соответствии с ритмом речи.

Cerebellum регулирует согласованную работу мышц: мышцы-антагонисты благодаря ему работают врозь, не мешая друг другу. Однако при патологических процессах данная функция нарушается, развивается асинергия. Наблюдается снижение тонуса мускулатуры.

Интенционный и постуральный – еще одно последствие поражения cerebellum и ствола. Постуральное дрожание тела или его конечностей возникает при попытке пациента удержать нужную позу. Интенционный тремор – это непроизвольные колебательные движения, совершаемые по направлению к определенному объекту для определенной цели.

Усиление дрожания, увеличение его амплитуды, размашистости происходит при приближении к целевому объекту. Эта дискинезия не позволяет страдающему мозжечковым поражением брать нужные предметы в руки, выполнять сложные акты, требующие координации. Невролог проверяет наличие интенционного тремора, предлагая пациенту с закрытыми глазами коснуться кончика своего носа.

Адиадохокинез – невозможность человека переключаться между противоположными движениями, т. е. страдающий мозжечковым расстройством неспособен выполнять попеременно сгибание и разгибание, приведение, отведение, пронацию, супинацию. Переключение между активностью противоположных групп мышц происходит медленно.

Если поражается нижняя олива продолговатого мозга (medulla oblongata), коммуникация ее с зубчатым ядром, то возникают миоклонические расстройства в виде подергивания языка, мышц неба, глотки. Возможны нарушения глотания.

Если поражен червь, доминируют нарушения походки и поддержания позы. Поражение полушарий ведет к рассогласованности движений одноименных конечностей. Часто симптомы поражения включают психические нарушения.

Заключение

Cerebellum – важное образование центральной нервной системы, отвечающее за совершение двигательных актов и поддержание равновесия. Его поражение – серьезная проблема, приводящая к инвалидности человека.

Набор симптомов может варьировать в зависимости от причины, но, как правило, он включает в себя атаксию (нарушенная координация движений). Диагноз основывается на клинических данных и часто дополняется данными нейровизуализации и иногда результатами генетического тестирования. Лечение, как правило, симптоматическое, если только выявленная причина не является приобретенной и обратимой.

Мозжечок состоит из трех частей.

В настоящее время все больше исследователей сходится во мнении, что наряду с координацией мозжечок контролирует и некоторые аспекты памяти, обучения и мышления.

Атаксия является наиболее характерным признаком поражения мозжечка, однако могут наблюдаться и иные симптомы.

Тесты на координацию движений

К сожалению, многие люди имеют плохую координации. Если вы хотите проверить себя, предлагаем вам очень простой тест.

Тест №1

Для этого вам необходимо выполнять упражнение стоя. Попробуйте сдвинуть носки и пятки вместе в тот момент, когда ваши глаза закрыты.

Тест №2

Еще один вариант проверить свою координацию движений — сесть на стул и поднять правую ногу вверх. Вращайте ногу по часовой стрелке, а вместе с этим рисуйте правой рукой букву «б», имитируя ее силуэт в воздухе, начиная выполнять с «хвостика» буквы.

Тест №3

Попробуйте положить руку на живот и гладить его по часовой стрелке, а другой рукой постукивать себя по голове. Если в результате проведенного теста вы все задания выполнили с первого раза — это отличный результат. Мы поздравляем вас! У вас хорошая координация. Но если вам не удалось сразу на отлично выполнить все вышеуказанное, отчаиваться не стоит!

Причины мозжечковых нарушений

Врожденные пороки развития

часто являются спорадическими и часто входят в состав сложных синдромов (например, аномалия Денди-Уокера) с нарушением развития различных отделов ЦНС. Врожденные пороки развития манифестируют в самом начале жизни и не прогрессируют с возрастом. Симптомы, которыми они проявляются, зависят от пораженных структур; при этом, как правило, всегда наблюдается атаксия.

могут иметь как аутосомно-рецессивный, так и аутосомно-доминантный типы наследования. К аутосомно-рецессивным атаксиям относятся атаксия Фридрейха (наиболее распространенная), атаксия-телеангиэктазия, абеталипопротеинемия, атаксия с изолированным дефицитом витамина Е и церебротендинозный ксантоматоз.

Атаксия Фридрейха развивается вследствие экспансии тандемных GAA-повторов в гене, кодирующем митохондриальный белок фратаксин. Пониженный уровень фратаксина приводит к чрезмерному накоплению железа в митохондриях и нарушению их функционирования. Неустойчивость при ходьбе начинает проявляться в возрасте 5-15 лет, к которой затем присоединяются атаксия в верхних конечностях, дизартрия и парезы (преимущественно в ногах). Часто страдает интеллект. Тремор, если и имеется, то выражен незначительно. Отмечаются также угнетение глубоких рефлексов.

Спиноцеребеллярные атаксии (СЦА) составляют большую часть доминантных атаксий. Классификация этих атаксий неоднократно пересматривалась по мере получения новых знаний относительно их генетических характеристик. К настоящему времени идентифицированы как минимум 28 локусов, мутации в которых приводят к развитию СЦА. Как минимум в 10 локусах мутация заключается в экспансии нуклеотидных повторов, в частности при некоторых формах СЦА наблюдается увеличение числа CAG-повторов (как и при болезни Гентингтона), кодирующих аминокислоту глутамин. Клинические проявления разнообразны. При некоторых формах наиболее распространенных СЦА наблюдается множественное поражение различных отделов центральной и периферической нервной системы с развитием полинейропатии, пирамидной симптоматики синдрома беспокойных ног и, безусловно, атаксии. При некоторых СЦА имеет место только мозжечковая атаксия. СЦА 5 типа, известная также как болезнь Мачадо-Джозеф, возможно, является самым распространенным вариантом аутосомно-доминантной СЦА. Ее симптомы включают в себя атаксию и дистонию (иногда), подергивания в мышцах лица, офтальмоплегию и характерные «выпученные» глаза.

. Приобретенные атаксии являются следствием ненаследственных нейродегенеративных заболеваний, системных заболеваний, воздействия токсинов или же они могут иметь идиопатический характер. Системные заболевания включают в себя алкоголизм, целиакию, гипотиреоз и дефицит витамина Е. К токсическому поражению мозжечка могут приводить оксид углерода, тяжелые металлы, литий, фенитоин и некоторые виды растворителей.

У детей причиной развития мозжечковых нарушений часто являются опухоли головного мозга, которые, как правило, локализуются в области срединных отделов мозжечка. В редких случаях у детей могут наблюдаться обратимые мозжечковые нарушения после перенесенной вирусной инфекции.

Конечный мозг

В состав конечного мозга принято включать полушария с уникальным строением, огромным числом извилин и борозд. Принимая во внимание асимметрию мозга, каждая гемисфера имеет в своем составе ядро, мантию, обонятельный мозг.

Гемисферы представлены в виде многофункциональной системы с множеством уровней, в состав которой входят свод и мозолистое тело, соединяющие полушария между собой. Уровнями этой системы являются: кора, подкорка, лобная, затылочная, теменная доли. Лобная необходима для обеспечения нормальной двигательной активности конечностей человека.

Симптомы и признаки мозжечковых нарушений

СимптомыПроявление
АтаксияШатающаяся походка с расширенной базой
Дискоординация движенийНевозможность правильно скоординировать точные движения
ДизартрияНевозможность четко произносить слова, смазанная речь с неправильным построением фраз
ДисдиадохокинезНевозможность выполнять быстрые чередующиеся движения
ДисметрияНевозможность контролировать амплитуду движений
Мышечная гипотонияСнижение мышечного тонуса
НистагмНепроизвольные, быстрые колебания глазных яблок в горизонтальном, вертикальном или вращательном направлении, с быстрым компонентом, направленным в сторону очага поражения в мозжечке
Скандированная речьЗамедленное произношение с тенденцией к затруднению произнесения начала слова или слога
ТреморРитмичные альтернирующие колебательные движения в конечности при приближении ее к цели (интенционный тремор) или в ее проксимальных группах мышц при поддержании позы или удерживании веса (постуральный тремор)

Упражнения для развития координации движений

Наибольшего эффекта можно достичь в том случае, если развивать координацию с 6-10 лет. В этот период ребенок развивается, учится ловкости, скорости, точности, координируя в играх и упражнениях свои движения.

Развить координацию движений можно с помощью специальных упражнений и тренировок, благодаря пилатесу, занятиям брейком, а также с помощью других видов спорта, которые подразумевают различные предметы (фитбол, гантели, скакалки, мячи медицинские, палки и т.п.)

Упражнения на координацию можно выполнять, где угодно, например:

В транспорте

Не ищите свободного места, а лучше постойте и выполните упражнение. Расставьте ноги на ширине плеч и постарайтесь во время дороги не держаться за поручни автомобиля. Выполняйте упражнение аккуратно, чтобы при резкой остановке, вы не укатились на пол. Ну и пусть на вас смотрят удивленные пассажиры, зато скоро вы будете иметь отличную координацию!

На стремянке

Держась руками за стремянку, поднимитесь вверх и спуститесь вниз. Как только вы прорепетировали несколько подъемов и спусков, попробуйте тоже самое упражнение выполнить, но уже без помощи рук.

Стоя на полу

Вам понадобится в каждую руку по яблоку. Представьте, что вы находитесь на арене цирка и жонглируете. Ваша задача подкидывать яблоки вверх и при этом ловить их снова. Усложнить задачу можно, подкидывая оба яблока одновременно. Как только вы наловчитесь подкидывать оба яблока и ловить их той рукой, которая делала бросок, приступайте к усложненной версии упражнения. Выполните тоже самое движение, но поймать яблоко следует другой рукой, накрест расположив руки.

На узком бордюре

На узком бордюре можно выполнять ряд упражнений, координирующих ваши движения. Найдите узкий бордюр и ежедневно проходите по нему, пока ваша походка не станет как у кошки — грациозная, плавная и красивая.

Существует ряд упражнений на координацию, которые можно выполнять ежедневно:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *