какое положение занимают герои прочитанного вами
Какое положение занимают герои рассказа Подвиг отрока-киевлянина и?
Задания по литературе для 5 класса 1. Какое положение занимают герои прочитанного вами летописного рассказа «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»?
Сперва разберемся, кто же там герои в этом рассказе «Подвиг отрока-киевлянина».
Второй герой воевода Претич, чья хитрость помогла снять осаду. Его чин воевода, следовательно он командует дружиной. Судя по этому рассказу под началом Претича была совсем небольшая дружина, потому что самостоятельно справиться с печенегами он не мог.
«Сказание о подвиге отрока-киевлянина» заканчивается возвращением в киев князя Святослава.
Когда воевода Претич хитростью выдал себя за передовой отряд князя Святослава, печенеги испугались и решили снять осаду, их князь даже обменялся ценными подарками с воеводой Претичем в знак дружбы.
Когда печенеги ушли князю Святославу было отправлено послание, в котором его упрекали, что занимается он своими делами, а город оставил без защиты.
Сильно кручинился князь на свою оплошность и погнал печенегов далеко в поле и наступил мир.
Этими словами автор сказания хотел подчеркнуть, что негоже властителю думать только о чужих землях, куда важнее уметь защитить свои собственные.
Кем был отрок в былине «Подвиг отрока киевлянина»? Просто очень молодым человеком, юношей, ведь именно так мы понимаем слово отрок в настоящее время? Скорее всего нет, иначе на него обязательно обратили внимание печенеги, когда отрок пробегал бы по их лагерю.
Отрок стоял по правую руку князя с мечом в руке.
В сказке «Иван Крестьянский сын и чудо юдо» мы можем найти много интересных поучительных мыслей, и определить какая из них главная подчас сложно.
Далее можно найти мысль о том, что даже один в поле воин, если это не просто богатырь, а человек с умом и хитростью, предусмотрительный и осторожный. Ведь если бы Иван не подслушал разговор жен Чуда Юда, то погиб бы и он и его братья.
Наконец, самая главная мысль этой сказки, на мой взгляд в том, что как бы не было страшно зло, не следует его бояться, только с храбрым сердцем можно победить.
Можно просто заучить сказку «Иван Крестьянский сын и чудо-юдо» наизусть, ведь в ней есть все эти элементы, но тогда это будет не сказывание.
Поскольку сказка достаточно большая, попробую сделать небольшое сказывание с использованием нужных элементов народного фольклора:
Отправились братья в путь-дорожку, да добрались до речки смородины. Там начали братья в дозор ходить, сперва старший пошел, да уснул, а младший Иван вышел вместо него и сразил чудо-юдо шестиголовое, на следующую ночью все повторилось, только девять голов было у чудо-юдо. Наконец в третью ночь Иван бился с 12 головами и только конь его верный помог Ивану одолеть чудо юдо поганое.
Замыслили жены чудо-юдо извести братьев, но и тут выкрутился Иван и спас и себя и братьев.
И вернулись братья домой, да стали жить-поживать, да добро проживать.
Сказывание можно разбавить диалогами:
Вспомним немного содержание =сказки «Журавль и цапля».
Так и ходили они друг за другом, а договориться никак не могли.
Какую же основную мысль можно выделить в этой сказке?
Мне кажется главное здесь в том, что любое решение следует принимать взвешенно, хорошенько его обдумав, потому что проще всего сразу сказать нет, а потому мучиться сомнениями в верности своего выбора.
Понемногу
О сложном просто, понятно о простом, кратко обо всем.
понедельник, 4 октября 2021 г.
«Подвиг отрока-киевлянина». Ответы на вопросы учебника для 5 класса
Ответы на вопросы учебника «Литература» 5 класс, 1 часть, Коровина, страницы 51-53
Читаем древнерусскую летопись
1. Какой подвиг совершил отрок-киевлянин и в чём заключалась хитрость воеводы Претича?
Отрок сумел переплыть Днепр и рассказал воеводе Претичу о тяжелом положении осаждённых.
Воевода сказал печенежскому князю, что за ним идут во множестве силы Святослава. Тот испугался и снял осаду.
2. Обратите внимание на повторяющиеся союзы «И», «А». Какую роль они играют в тексте?
Эти союзы придают тексту напевность, музыкальность.
3. Чем заканчивается это повествование и что хотел сказать им автор? Как относится он к героям?
Повествование заканчивается призывом к Святославу позаботиться о родной земле. Автор хотел подчеркнуть необходимость беречь родную землю, а не думать о землях чужих.
Автор любит родной народ и не хочет, чтобы ему было плохо. Он видит в князе единственного заступника, опору. Он восхищается смелостью отрока и хитростью воеводы.
Размышляем о героях литературы древней Руси
1. Какое положение занимают герои прочитанного вами летописного рассказа?
Отрок был обычным воином, дружинником. Он не занимал высокого положения, но был храбрецом, «иерархом духа».
Мы должны быть благодарны им за то, что они сумели сберечь нашу Родину, отстояли её от врагов. А благодарность наша должна выражаться, прежде всего, в памяти об их подвигах. А также в том, чтобы продолжать их дело, беречь Родину от врагов так же, как это делали они.
3. Как вы думаете, может ли повествование о подвиге отрока служить современности?
Это повествование может служить примером для современных молодых людей. В нём показывается, как надо действовать в минуту грозной опасности для Родины: забывать о себе и действовать решительно и смело.
Обогащаем свою речь
1. Вспомните, какими словами начинается повествование о подвиге отрока-киевлянина.
В лето 6476 (968) пришли впервые печенеги.
2. О чём говорят первые слова этого повествования?
Эти слова говорят, что в то время использовалось летоисчисление от Сотворения мира параллельно с летоисчислением от Рождества Христова.
Также в первых словах говорится о вторжении печенегов и осаде Киева.
3. Прочитайте диалоги с отроком? Что для них более характерно (краткость, напевность и т.д.)? Какие ещё особенности повествования вы заметили?
Для этих диалогов характерна краткость:
Повествование очень конкретное, в нём нет описательного элемента, почти отсутствуют прилагательные.
4. Как вы понимаете слово отрок? Составьте предложение с этим словом.
Князь подозвал отрока и передал ему колчан со стрелами.
Отрок не выучил урока и получил двойку.
5. Подерите синонимы к словам отрок, осада, дружина.
Отрок: дружинник, юноша, молодой человек, новичок.
Осада: окружение, блокада.
Дружина: рать, войско, полк.
Литература и изобразительное искусство
1. Рассмотрите репродукцию картины Иванова «Подвиг молодого киевлянина». Подумайте, таким ли вы представляли этого героя?
Я представляла героя более одетым. Это молодой человек, с длинными чёрными волосами, подвязанными в пучок. Он невысок, но крепок. В руках у него была уздечка.
Он должен был немного походить на печенегов, раз те принимали его за своего.
2. Какие краски использовал художник? Какие особенности ситуации и характера героя ими передаются?
Художник использовал мрачные тёмные, почти чёрные краски. Они передавали напряжение ситуации, угрозу.
Чёрной вражеской силе противопоставлен светящийся отрок, он словно луч света, который прорезает мрак. И красная полоска ткани символизирует надежду, это как флаг, с которым идут в бой.
Пример сочинения по картине Иванова «Подвиг молодого киевлянина» для 5 класса
На полотне Александра Иванова изображён драматический момент истории, нам знакомый по летописи «Подвиг отрока-киевлянина».
Юноша побежал через лагерь печенегов, а достигнув берега, скинул одежду и бросился в воду.
Именно этот момент выбрал для своей картины художник. На первом плане мы видим отрока, который уже пробежал весь лагерь и даже сразил нескольких врагов, лежащих у его ног. Сейчас он бросится в воду. Полоска алой ткани развивается перед ним, как флаг.
Отрок кажется символом свободы, символом борьбы и мужества. Он решительно пренебрегает опасностью, ведь речь идёт не о его жизни, а о жизни всех киевлян.
Вокруг отрока простирается мрак, из которого художник выхватывает отдельные фигуры печенегов. Мрак не в силах остановить бег отрока, а вдали у горизонта солнечные лучи уже окрашивают небо.
Это символ возрождённой надежды. Отрок справился с трудным заданием и для киевлян появилась надежда. Она придёт с другого берега, с востока, где стоят рати воеводы Претича.
Это удивительно динамичная картина, полная символов и знаков. Она производит очень сильное впечатление и вызывает подъем патриотизма.
Фонохрестоматия
1. Вы прослушали рассказ о тревожных событиях, угрожавших Киеву разорением. Но тон повествования спокойный, бесстрастный. Ни автор летописи, ни актёр, не дают воли чувствам. Как вы думаете почему?
В этом отличительная особенность летописи, как жанра литературы. Она бесстрастно излагает факты и этим напоминает научно-позновательный текст из энциклопедии.
2. В одном месте спокойное повествование прерывается взволнованным обращением к Святославу. Как вы думаете, почему именно эти строки актёр читает с эмоциональным накалом?
Эти строки выражают личную позицию автора летописи. Они передают его чувства. А потому и отличаются совершенно другим тоном, эмоциональным.
Актёр подчеркивает боль автора и его переживания о судьбе Родины.
3. Как вы считаете, какова основная мысль, главная идея этого произведения?
Главная мысль этого произведения в том, что нужно защищать Родину, а не думать о чужих землях.
Эту мысль автор сам выражает в своём эмоциональном призыве к Святославу.
4. Подготовьте текст диалога читателей, размышляющих о подвиге отрока-киевлянина.
Диалог читателей о подвиге отрока-киевлянина для 5 класса
— Кто такой отрок из этой летописи?
— Я думаю, что это младший дружинник, который остался в Киеве охранять княжну.
— Почему он вызвался идти, хотя знал, как это опасно?
— Отрок понимал, что если не передать весть Претичу, то все в Киеве погибнут. Он хотел спасти людей.
— И он совершил подвиг. А ты заметил, какие качества при этом продемонстрировал отрок?
— Да. Он показал безумную храбрость и решительность. Он проявил находчивость и целеустремлённость. И он трезво оценивал свои силы. Он знал, что способен переплыть Днепр.
— А если бы отрок погиб?
— Я думаю, обязательно нашёлся бы кто-то ещё, кто довёл бы его дело до конца. Тем более, что пример отрока воодушевил бы людей.