какое положение клеточной теории доказывает единство происхождения всех живых организмов единство

Современная клеточная теория, ее основные положения

Содержание:

Авторами первой клеточной теории являются зарубежные ученые Шванн Т. и Шлейден М. (1838 г.–1839 г.). В 1855 г. данная теория была дополнена работами Р. Вирхова.

5 положений современной клеточной теории

Основные положения современной клеточной теории:

Создание клеточной теории привело к определению клетки, как элементарной структуре живых систем с сопутствующими признакам и свойствами. С возникновением клеточной теории стали появляться гипотезы о происхождении живых тел.

Развитие знаний о клетке

С появление микроскопа ученые получили возможность для пристального изучения живых клеток. Так, в 1665 г. Р. Гуком на срезе пробки было обнаружены маленькие ячейки, названные им клетками. Позднее такие образования внутри растений обнаружили Н. Грю и М. Мальпиги.

Позднее не имевшим специального образования голландским торговцем А. Левенгуком был создан самодельный микроскоп с увеличением в 270 раз. Ему удалось разглядеть:

Увиденное в микроскоп А. Левенгук всегда описывал и аккуратно зарисовывал, без приведения соответствующих объяснений. Так, ему удалось разглядеть бактериальные клетки и одноклеточные организмы.

Львиная доля открытий компонентов клетки выпала на первую половину XIX в.:

Исследования русского ученого-эмбриолога Карла Бэра (1827 г.) приводят к обнаружению яйцеклеток у млекопитающих животных и человека. Данное открытие «сломало» господствующее тогда утверждение о развитии организмов только из гамет мужского типа. Работы Карла Бэра доказали процесс формирования многоклеточных тел из оплодотворенных яйцеклеток. Сравнение им зародышей разных организмов на ранних этапах развития доказало сходство их организации и дало толчок к мысли о единстве появления всего живого на Земле.

К 1850-у году в биологической науке было сформировано большое количество открытий, связанных с клеткой. Привести их в систему помогли работы немецкого зоолога Шванна Т. и М. Шлейдена. Они создали первую клеточную теорию, объясняющую многие процессы внутри живых тел.

Исследования патологоанатома и врача из Германии – Рудольфа Вирхова дополнили созданную ранее Шванном Т. и М. Шлейденом клеточную теорию. Вирхов Р. указал на возникновения новых клеток путем деления исходных (материнских) структур. Таким образом, он доказал возникновение «клетки от клетки» и «живого от живого».

После создания основных положений теории о структурно-функциональной единице живого (клетке) были сделаны и другие открытия, касающиеся происходящих в ней процессов. Так, усовершенствование к концу XIX в. микроскопа дало толчок для уточнения состава клетки с проведением описания имеющихся органоидов. Органоидами стали именовать клеточные компоненты постоянного строения, которые выполняют разные функции.

Позднее был изучен процесс деления, происходящий в процессе митоза либо мейоза. Данные процессы стали основой способов воспроизведения клеточных структур и получили статус «передатчиков» наследственной информации. С использованием современных физико-химических методик детальнее были изучены процессы передачи и хранения наследственных признаков. Также тщательнее были обследованы тончайшие детали всех клеточных компонентов постоянного и переменного состава. Таким образом, было выделено особое биологическое направление — «цитология», занимающееся изучением структуры и жизнедеятельности клеток живых организмов.

К. Бэр открыл яйцеклетки птиц и животных.

1831-1839 гг.Р. Броун описал ядро в клетке.1838-1839 гг.М. Шлейдер и Т. Шванн обобщили знания о клетке и сформулировали клеточную теорию: «Клетка — единица структуры и функции в живых организмах».1855 г.

Р. Вихров дополнил теорию: «Клетка — единица структуры и функции живых организмов».

1877-1900 гг.Усовершенствование микроскопа и методов фиксации и окрашивания. Цитология приобретает эксперементальных характер.1931 г.Э. Руске и М. Кноль сконструировали электронный микроскоп.1946 г.Начало широкого использования электронного микроскопа в цитологии.

Клеточное строение организмов

Клеточное строение организмов — основа единства органического мира, доказательство родства живой природы

Как уже было отмечено ранее, бактериям, грибам, растениям и животным свойственно наличие клеток разной формы и специализации. Вирусные частицы также не могут жить без живых клеток, так как там происходят процессы их размножения, хотя сами они являются неклеточными формами жизни.

В полноценной живой клетке постоянно происходят следующие процессы:

Наличие совокупности данных признаков отличает живые организмы от неживых тел. Кроме этого, внутри живых клеточных структур хранятся, а при размножении передаются наследственные признаки, заключенные в генах. При половом размножении наследственные признаки комбинируются, что приводит к формированию новых генетических наборов и появляются новые признаки у организмов. Таким образом происходит жизнедеятельность живых организмов.

В природе существует великое множество живых клеток, которые различаются строением, формами и специализацией, но для всех их характерно наличие:

Возникновению современных клеточных структур сопутствовал длительный эволюционный процесс, происходящий в биосфере. Он делился на:

Образование многоклеточных форм жизни не является банальным суммированием клеток, а выступает результатом сложных эволюционных преобразований, происходящих с сохранением присущих живому признаков. Таким образом организмы приобретали новые свойства и функции. В результате менялось их строение и образ жизни. Происходящие эволюционные преобразования привели к появлению новых видов и указали на общность происхождения всего живого — единого предка.

Полноценное существование живых организмов возможно лишь тогда, когда входящие в его состав клетки будут выполнять присущие им функции. Простое сложение клеток друг с другом не приведет к созданию целостного организма, так как полноценно функционировать он не сможет. Так, было открыто единство целостного и дискретного составляющего.

Увеличение скорости метаболизма достигается ростом количества маленьких клеток у многоклеточных тел. При нарушении функций одной клетки (ее гибель) происходит восстановление ее деятельности вследствие воспроизведения клеточных структур. Без клеток гены существовать не могут, а значит. невозможно хранить и передавать наследственную информацию. Аналогично и с энергией, которая также не сможет аккумулироваться от Солнца, если не будет растительных клеток с хлоропластами.

Благодаря разделению клеточных функций в многоклеточных телах (организмах) живые системы смогли приспосабливаться к разным условиям существования и средам обитания. В результате возникали новые систематические категории – виды, роды, классы. Таким образом, шло длительное усложнение их организационного строения.

После установления единого плана строения клеточных структур у всего живого возникли предпосылки единого происхождения живых организмов на Земле. Данные предпосылки были доказаны многочисленными открытиями в области палеонтологии, эмбриологии и других областях биологии. Так, возникло представление не только о едином плане строения живых организмов, но и доказательство единства происхождения органического мира.

Источник

Урок 28. Обобщение знаний. Учение о клетке

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, объясни­тельно-иллюстративный.

— формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее системной организации и эволюции;

-умения давать аргументированную оценку новой информации по биоло­гическим вопросам;

-воспитание гражданской ответственности, самостоятельности, инициативности

Образовательные: о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

Развитие творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

Воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем

Личностные результаты обучения биологии:

1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

Метапредметные результаты обучения биологии:

1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2. овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы;

3. умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и

Познавательные: выделение существенных признаков биологических объектов и процессов; приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

Регулятивные: умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).

Коммуникативные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, понимание особенностей гендерной социализации в подростковом возрасте, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видов деятельности.

Технологии: Здоровьесбережения, проблем­ного, раз­вивающего обучения, групповой деятельно­сти

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Учащиеся овладевают законом о согласованном и закономерном действии множества систем, обес­печивающим превращение материи и освобожде­ние энергии (связь органоидов клетки, клетка как структурная единица живого).

Формируем научное мировоззрение о взаимо­связи структуры органоидов в связи с выполняе­мой функцией.

Проверяем и оцениваем не столько знания фактов, сколько владение системой понятий, уме­ниями устанавливать связи между понятиями, объяснять биологические явления (единство и противоположность пластического и энергетиче­ского обмена).

основные положения клеточной теории

химические соединения клетки и их роль в жизнедеятельности клетки

роль ферментов в обмене веществ

строение гена как единицы наследственной информации

генетический кОд и биосинтез белка

основные структуры клетки, связь их строе­ния и функции

особенности клеток прокариот и эукариот; автотрофных и гетеротрофных клеток; строе­ние вирусов

метаболизм в клетке: энергетический и пла­стический обмены

— фотосинтез — пластический обмен у растений

Клетка является структурной и функцио­нальной единицей, также единицей развития всех живых организмов, обитающих на Земле, (прокариот и эукариот).

Клетки всех организмов сходны по строению и химическому составу, что свидетельствует о едином происхождении всего живого.

Вся информация о структуре и деятельности клеток, о всех признаках клетки заключена в ДНК — носителе и хранителе генетической информации

Генетический код един для всех живущих на Земле существ (от бактерий до человека). Од­ни и те же триплеты кодируют одни и те же аминокислоты.

Вне клетки жизни нет. Свободно живущих не­клеточных форм жизни (вирусов) не существует, так как все вирусы — облигатные паразиты.

Автотрофы, фотосинтез и жизнь па Земле

Функции белков в живом организме

Проблема пищевого белка

Вода и жизнь клетки

Ферменты — биологические катализаторы

.Докажите, что живая клетка является откры стемой. Можно ли провести ее сравнение с ко. том и чем интересно такое сравнение для наую

Согласно распространенной теории симбиогенеза митохондрии клеток произошли от симбиотических бактерий, а пластиды — от симбиотических водорослей. Какие факты вы можете привести за и против этого предположения?

В клетке всегда имеется много ферментам разрушающих нуклеиновые кислоты. Почему деятельность не нарушает нормального функционирования клеточных ДНК и РНК?

Как организм человека защищается от возбудителей инфекционных заболеваний? Какие клетки и ткани и как участвуют в защите?

Отличаются ли значительно по размерам клетки одних и тех же тканей слона и мыши? Ответ поясните.

1.Какое положение клеточной теории доказывает единство происхождения всех живых организмов, единство органического мира?

А.Каждая клетка возникает из клетки, путем; деления исходной.

Б. Клетка представляет собой основную едини1 строения всех живых организмов.

В. В сложных многоклеточных организмах клетки специализированы по выполняемой функции и образуют ткани.

Г. В клетках одноклеточных и многоклеточных ганизмах сходный обмен веществ. ■

2. Отрезок молекулы ДНК, содержащий информацию о первичной структуре одного определенного белка, называется:

А. Хроматидой. Б. Нуклеотидом. В. Пептидом Г. Геном.

Группа чрезвычайно простых организмов, способных жить и размножаться только в живых организмах относятсяк:

А. Бактериям. Б. Вирусам. В. Эукариотам. Г.Цианеям.

4.Необходимейшим веществом в клетке, участвующим почти во всех химических реакциях является:

А. Полинуклеотид. Б. Полисахарид, В. Полипеп­тид. Г. Вода.

5.Как называются органоиды, присутствующие в клетках всех организмов, состоящие из двух неодина­ковых по размеру частиц, имеющие микроскопические размеры?

А. Лейкопласты. Б. Рибосомы. В. Лизосомы. Г. Хромосомы.

6.Молекулы белков, связывающие и обезвреживаю­щие чужеродные клетки и вещества, выполняют функ­цию:

А. Энергетическую. Б. Транспортную. В. Каталитическую. Г. Защитную.

7.Хроматиды каждой хромосомы начинают расхо­диться к противоположным полюсам клетки в процессе:

А. Метафазы. Б. Телофазы. В. Анафазы. Г. Профазы.

8.Какая структура клетки образует своеобразный барьер, через тонкие каналы этой части клетки осуще­ствляется транспорт веществ в клетку и обратно?

А. Эндоплазматическая сеть В. Цитоскёлет

Б. Плазматическая мембрана Г. Пластиды

9.Для какой фазы важнейшего процесса, протекаю­щего в зеленых растениях, характерно образование уг­леводов в результате последовательных превращений воды и углекислого газа?

А. Фазы транскрипции. Б. Темновой. В. Свето­вой. Г. Энергетического обмена.

Процесс нарушения природной структуры одного из важнейших соединений клетки называется:

А. Полимеризацией. Б. Конденсацией. В. Дена­турацией. Г. Редупликацией.

Вода — основа жизни:

Она может находиться в трех состояниях (жид­ком, твердом и газообразном):

Б. В клетках зародыша ее большее 90%

Является растворителем, обеспечивающим как приток веществ в клетку, так и удаление из неё продуктов обмена

Г. Охлаждает поверхность при испарении

12. Биоэлементами называют химические элементы

А- Входящие в состав живой и неживой природы Б. Участвующие в жизнедеятельности клетки

В. Входящие в состав неорганических молекул Г. Являющиеся главным компонентом всех органи­чески х соединений клетки

13.Белки — биологические полимеры, мономерами которых являются:

А. Нуклеотиды. Б. Аминокислоты. В. Пептиды. Г. Моносахариды.

А. Являются основным источником энергии.

Б. Ускоряют химические реакции и имеют белко­вую природу.

В. Транспортируют кислород.

Г. Участвуют в химической реакции, превращаясь в другие вещества.

15.Понятие «гомеостаз» характеризует:

А.Состояние динамического равновесия природ­ной системы, поддерживаемое деятельностью регу­ляторных систем,

Б. Процесс разрушения клеток путем их растворе­ния.

В.Общее снижение жизнеспособности организма.

Г. Процесс расщепления углеводов в отсутствии кислорода.

16.Иммунологическую защиту организма обеспечи­вают:

А.Белки, выполняющие транспортную функцию.

В.Различные вещества в составе крови.

Г. Особые белки крови—антитела.

17.Генетический код един для всех живущих на Земле существ и представляет собой:

А.Способность воспроизводить себе подобных

Б. Доклеточные образования, обладающие некото­рыми свойствами клеток

В.Систему «записи» наследственной информации в молекулах ДНК

Г. Процесс образования живыми организмами ор­ганических молекул из неорганических

18.Метаболизм складывается из двух взаимосвязан­ных й противоположно направленных процессов:

Жизни и смерти. Б. Синтеза и распада.

Возбуждения и торможения. Г. Поглощения, кислорода и выделения углекислого газа.

А. Покровной ткани. Б. Животных. В. Рас­тений и животных, Г. Только растений.

20.Биологическое: значение митоза:

А,Поддерживается постоянство числа хромосом в клеточных поколениях.

Б. Происходит перекомбинация наследственной ин­формации.

В.При слиянии клеток образуется новый организм.

Г. В результате деления образуется многоядерная

Источник

Какое положение клеточной теории доказывает единство происхождения всех живых организмов единство

какое положение клеточной теории доказывает единство происхождения всех живых организмов единство

«Биология отрицает законы математики: при делении происходит умножение» Валерий Красовский

Клеточная теория

Клетка — структурно-функциональная единица живого организма. Это элементарную, открытую живую систему, способную к саморегуляции, самообновлению и воспроизведению

История изучения клетки

1665

Обнаружена клеточная структура пробковой ткани, введено понятие «клетка»

Антуан ван Левенгук

открыл одноклеточные организмы

Открыто клеточное ядро. Описано ядро растительной клетки

1838-1839

Сформулированы основы клеточной теории: все растительные и животные организмы состоят из клеток, сходных по строению

Сформулировано положение «каждая клетка — из клетки»

какое положение клеточной теории доказывает единство происхождения всех живых организмов единство

Значение клеточной теории

Значение клеточной теории: сходство строения, химического состава, жизнедеятельности, клеточного строения организмов — доказательства родства организмов всех царств живой природы, общности их происхождения, единства органического мира.

Клеточная теория позволила понять, как зарождается, развивается и функционирует живой организм, то есть создала основу эволюционной теории развития жизни, а в медицине – понимания процессов жизнедеятельности и развития болезней на клеточном уровне – что открыло немыслимые ранее новые возможности диагностики, лечение заболеваний.

Источник

Какое положение клеточной теории доказывает единство происхождение всех живых организмов, единство органического мира?

Какое положение клеточной теории доказывает единство происхождение всех живых организмов, единство органического мира?

А. Каждая клетка возникает из клетки, путем деления исходной.

Б. Клетка представляет собой основную единицу строения всех живых организмов.

В. В сложных многоклеточных организмах клетки специализированы по выполняемой функции и образуют ткани.

Г. В клетках одноклеточных и многоклеточных организмах сходный обмен веществ.

какое положение клеточной теории доказывает единство происхождения всех живых организмов единство

Б клетка представляет собой и т.

какое положение клеточной теории доказывает единство происхождения всех живых организмов единство

Почему в многоклеточном организме клетки объединены в ткани?

Почему в многоклеточном организме клетки объединены в ткани?

какое положение клеточной теории доказывает единство происхождения всех живых организмов единство

1. Укажите одно из положений клеточной теории?

1. Укажите одно из положений клеточной теории.

А) клетки многоклеточных и одноклеточных организмов разнообразны по форме и строению ; Б) клетки многоклеточных и одноклеточных организмов разнообразны по типу метаболизма ; В) наиболее простые клетки могут образовываться из неживой материи Г) клетки многоклеточных и одноклеточных организмов сходны по химическому составу и строению.

какое положение клеточной теории доказывает единство происхождения всех живых организмов единство

Укажите наиболее существенные различия между одноклеточным организмом и отдельной клеткой многоклеточного организма?

Укажите наиболее существенные различия между одноклеточным организмом и отдельной клеткой многоклеточного организма.

какое положение клеточной теории доказывает единство происхождения всех живых организмов единство

Фагоцителлой называют :а)определенную группу живых организмовв)особые клетки в организмах растенийб)особые клетки в организмах животныхг)первый гипотетический многоклеточный организм?

а)определенную группу живых организмов

в)особые клетки в организмах растений

б)особые клетки в организмах животных

г)первый гипотетический многоклеточный организм.

какое положение клеточной теории доказывает единство происхождения всех живых организмов единство

Клетки всех организмов сходны по химическому составу строению и функции это положение теории?

Клетки всех организмов сходны по химическому составу строению и функции это положение теории.

какое положение клеточной теории доказывает единство происхождения всех живых организмов единство

Клетка колониального организма в отличие от клетки многоклеточного организма сохраняет все функции?

Клетка колониального организма в отличие от клетки многоклеточного организма сохраняет все функции.

какое положение клеточной теории доказывает единство происхождения всех живых организмов единство

Наиболее существенные различия между одноклеточным организмом и отдельной клеткой многоклеточного организма?

Наиболее существенные различия между одноклеточным организмом и отдельной клеткой многоклеточного организма.

какое положение клеточной теории доказывает единство происхождения всех живых организмов единство

Суть клеточной теории отражена в следующем положении : 1)вирусы – наименьшие клеточные организмы, обитающие на Земле2)клетки всех организмов выполняют схожие функции3)все клетки имеют ядро4)многоклето?

Суть клеточной теории отражена в следующем положении : 1)вирусы – наименьшие клеточные организмы, обитающие на Земле2)клетки всех организмов выполняют схожие функции3)все клетки имеют ядро4)многоклеточные организмы развиваются из одной исходной клетки.

какое положение клеточной теории доказывает единство происхождения всех живых организмов единство

Каким образом клеточная мембрана обеспечивает связь между клетками в тканях многоклеточных организмов?

Каким образом клеточная мембрана обеспечивает связь между клетками в тканях многоклеточных организмов.

какое положение клеточной теории доказывает единство происхождения всех живых организмов единство

4. Согласно современной клеточной теории : а) клетка – единица строения и организмов б) клетки размножаются путем деления в) клетка не обладает наследственной информацией г) клетка не имеет механизмов?

4. Согласно современной клеточной теории : а) клетка – единица строения и организмов б) клетки размножаются путем деления в) клетка не обладает наследственной информацией г) клетка не имеет механизмов передачи наследственной информации д) клетка не является одним из уровней организации живой природы е) многоклеточные организмы являются системами взаимодействующих клеток.

5. Верными являются следующие выражения : а) в отдельных случаях клетка может возникать из бесструктурного межклеточного вещества б) клетка не обладает всеми свойствами биосистемы в) для растительного организма характерно большое количество типов тканей, чем для животного г) в организмах животных встречается большее количество типов тканей, чем в растениях д) обмен веществ одноклеточного организма существенно отличается от обмена веществ клетки многоклеточного организма е) функционирование клетки многоклеточного организма сходно с жизнедеятельностью одноклеточного организма.

какое положение клеточной теории доказывает единство происхождения всех живых организмов единство

Киевские князья также совершали походы на близлежащие территории. Однако против самого богатого и могущественного государства – Византии, никто идти не осмеливался. Император Византии стремился захватить Русь, а ее жителей превратить в своих поддан..

какое положение клеточной теории доказывает единство происхождения всех живых организмов единство

Б) хромопластів (можливо).

какое положение клеточной теории доказывает единство происхождения всех живых организмов единство

У смородины в течения всего лета происходит фотосинтез.

какое положение клеточной теории доказывает единство происхождения всех живых организмов единство

Ракообразные нужны для тех людей которые живут рядом с морем.

какое положение клеточной теории доказывает единство происхождения всех живых организмов единство

Неходи по тонкому льду Упадёшь окажешься в аду.

какое положение клеточной теории доказывает единство происхождения всех живых организмов единство

какое положение клеточной теории доказывает единство происхождения всех живых организмов единство

какое положение клеточной теории доказывает единство происхождения всех живых организмов единство

В F1 1 : 1, в F2 9 : 3 : 3 : 1 (по таблице Пеннета).

какое положение клеточной теории доказывает единство происхождения всех живых организмов единство

A) Напиши два фактора, которые в данной ситуации угрожают здоровью мальчика! • Бессонница (т. К. мальчик заснул в три часа ночи) • Нарушение нервной системы головного мозга ( т. К. мальчик читал учебник по истории в полутьме) b) Напиши один пример..

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *