какое полотно васнецов писал 27 лет

Над каким полотном Виктор Васнецов проработал 27 лет из 8 букв

богатырь
I м.
1) Герой русских былин и сказок.
2) Воин, отличающийся необычайной силой, мужеством, удалью; защитник Родины.
II м.
1) Рослый, крепкого сложения, сильный человек.
2. перен. разг.
Незаурядный, выдающийся в какой-либо области человек.

прорабатывать
несов. перех. и неперех.
1. перех.
Основательно изучать что-либо, всесторонне знакомиться с чем-либо.
отт. разг. Обсуждать.
отт. Подготовлять к исполнению (роль, сцену и т.п.).
2. перех.
Тщательно отделывать, обрабатывать в деталях (о скульптуре, живописи).
3. перен. разг. перех.
Подвергать суровой критике.
4. неперех.
Работать в течение какого-либо времени.

год
1) Промежуток времени, соответствующий одному обороту Земли вокруг Солнца, содержащий 365 и 366 суток, или 12 календарных месяцев, отсчитываемых с 1 января, как единица летосчисления.
2) Промежуток времени в 12 месяцев, отсчитываемый от какого-либо определённого момента, дня.
отт. Такой промежуток времени, считаемый от рождения (о чьём-либо возрасте).
отт. Промежуток времени, в который завершается цикл каких-либо работ.

лета
мн. разг.
1) Годы.
2) Возраст.

лета
лет, летам; мн.
1) Годы.
2) Возраст.
Человек средних лет.
— в летах
— за выслугу лет
— за выслугой лет
— на старости лет
— по молодости лет
— войти в лета
— выйти из лет

Источник

Не только сказки, или какие картины писал Виктор Васнецов

Фольклорный жанр привлекал не только Виктора Васнецова, но и Перова и Репина. Но когда звучат названия русских сказок, то вспоминают именно картины Васнецова. Имя главного сказочного живописца прочно закрепилось за художником, хотя писал он не только в фольклорном жанре. Предлагаем познакомиться ближе с творчеством Виктора Васнецова.

Пейзажи

Живописец родился в 1848 году в селе Лопьял Вятской губернии. Сейчас это территория Кировской области. Село было богато на леса и озёра, которые, возможно, вдохновляли художника на написание картин.

Сам Васнецов трепетно относился к жанру пейзажа. Видеть прекрасное в зелёных кронах, извилистых реках и холмах, Васнецова научил отец, священник.

На последней прижизненной выставке живописца пейзажные работы были вынесены в отдельную категорию. Тёмные леса, гладкая поверхность озёр — были для него олицетворением русской природы. Как он её видел, предлагаем посмотреть на следующих картинах.

какое полотно васнецов писал 27 лет

какое полотно васнецов писал 27 лет

«Цветущая изгородь» (1876)

какое полотно васнецов писал 27 лет

Бытовой жанр

Национальная тема, с ее проблемами и трудностями, прослеживается в картинах Васнецова, написанных в бытовом жанре. Будучи юным, он видел, как живут простые люди. Чиновников и служителей художник воспринимал как очень важных людей, поэтому боялся к ним подходить с просьбами.

Робость, безысходность жизни русских людей он отражал в картинах. Особенно примечательна его работа «С квартиры на квартиру» (1876). Она повествует о двух бедных стариках, которые идут по льду Неву в поисках нового жилья. Кстати, эта работа помогла живописцу стать передвижником. Когда члены товарищества увидели социальную проблематику, которую поднимает «С квартиры на квартиру», то сразу приняли Васнецова в свой круг.

какое полотно васнецов писал 27 лет

Жизнь простой крестьянки Васнецов изобразил на полотне «Жница» (1867). Эта картина помогла юному художнику уехать в Петербург на обучение. Он разыграл её в лотерею и на вырученные деньги отправился в путь.

какое полотно васнецов писал 27 лет

Как отдыхал простой люд показано на картине «Чаепитие в трактире» (1874). В тесном кругу мужики пьют чай из блюдев, погрузившись в свои мысли.

какое полотно васнецов писал 27 лет

Фольклорный жанр

Русский фольклор притягивал живописца, и, наверное, поэтому картины в этом жанре получались особенно хорошо. Именно эти работы прославили Васнецова.

какое полотно васнецов писал 27 лет

Знаменитая «Алёнушка» появилась в 1880 году. Он написал её в Абрамцеве, куда часто приезжал к меценату Савве Мамонтову. Местные пейзажи с рощами и прудами помогли художнику закончить композицию полотна, а вдохновила его на работу простоволосая сиротка. Он встретил её в Ахтырке и был поражён её печальными глазами.

Васнецов отмечал, что на картинах писал не конкретных людей, а создавал собирательный образ всей Руси. Алёнушка стала воплощением русской печали и грусти.

какое полотно васнецов писал 27 лет

Не уступают по популярности «Богатыри», написанные в 1898 году. Над этой картиной художник работал почти 20 лет. Богатырей он писал с натурщиков, одежду для которых брали в Русском музее. Прообразы героев полотна Васнецов «подсматривал» в простых людях: крестьянах, извозчиках, кузнецах. Для этой работы было написано немало этюдов и эскизов, которые помогли живописцу создать гармоничную и правдоподобную картину.

какое полотно васнецов писал 27 лет

«Ивана царевича на сером волке» Васнецов написал в 1898 году. Идея картины пришла к нему внезапно во время росписи Владимирского собора. Живописец отложил работу, чтобы воплотить в жизнь сказочный сюжет.

Иван, обнимающий Елену, уже присутствовал на эскизе к «Ковру-самолёту». Но в итоге герои сказки «переселились» на другое полотно, а ковру-самолёту достался один персонаж.

Религиозная живопись

Религия занимала не последнее место в жизни и творчестве великого художника, что контрастирует с его образом живописца былин и сказок. Росписи только Владимирского собора в Киеве он посвятил десять лет. Он расписал более 2000 кв.м стен, создавал образы святых и писал масштабные работы, повествующие о главных христианских событиях.

Запоминающимися вышли образы Мадонны с младенцем и Бога-отца из-под кисти Васнецова. Искусствоведы отмечают, что даже в фигуры святых художник вносил элементы фольклора.

Ещё Васнецов писал портреты, исторические картины. Это был разносторонний, влюблённый в родину художник, творчество которого достойно восхищения.

Источник

Виктор Михайлович Васнецов — сказочник с кистью в руках

какое полотно васнецов писал 27 лет

Чтобы понять и глубже погрузиться в сказочный мир Васнецова, мы решили рассказать вам о его жизненном пути и самых известных картинах.

Детские годы в деревне Рябово

Виктор Васнецов родился 15 мая 1848 года в Вятском крае в многодетной семье. Детство его прошло в глухой деревне Рябово. Здесь он впитывал в себя издавна заведенные обычаи, устоявшийся патриархальный быт. Как позднее говорил сам Виктор Михайлович Васнецов о своем детстве: «Я жил в селе среди мужиков и баб, любил их попросту, как своих друзей, слушал их песни и сказки, заслушивался еще на посиделках при свете и треске лучины». Отец Виктора, образованный сельский священник, писал пейзажи, водил сыновей по окрестностям села, учил их видеть красоту родной землю. Мотивами первых натурных зарисовок стали именно деревенские пейзажи. Несомненно, детские годы отразились на творчестве великого русского художника, который воспевал Русь и сумел, как никто другой понять и разгадать русский дух.

Образование Виктор получал в Вяземской духовной семинарии, но любовь к рисованию победила. И тогда Виктор Михайлович решает отправиться поступать в Академию художеств в Петербурге.

Академия художеств в Петербурге

какое полотно васнецов писал 27 лет

Виктор Михайлович Васнецов, С квартиры на квартиру, 1876

Стиль и сюжет этого полотна характерны для раннего творчества Васнецова. На картине раскрывается тема униженных и оскорбленных. Перед нами два пожилых человека, идущих по замерзшей реке Неве. В руках у них два мешка, в которых уместились все их пожитки. Весь облик и поза героев взывает к жалости и состраданию зрителей.

В годы жизни в Петербурге молодой Васнецов создал около двухсот иллюстраций к «Народной азбуке», к «Русской азбуке для детей», иллюстрации к книгам. Он изучал русскую историю и культуру, знакомился с памятниками древнерусской литературы и эпоса. И вот однажды Васнецов все-таки решает оставить учебу в Академии. Причину ухода объяснял так: «Хотелось писать картины на темы из русских былин и сказок, а они, профессора, этого желания не понимали. Вот мы и расстались».

Сказочный мир Васнецова

«Я сказочник, былинник, гусляр живописи»
Виктор Васнецов о себе

1880-е годы стали важным этапом в творчестве художника: он отошел от бытового жанра и писал картины только на фольклорно-эпические темы. Именно они станут главными направлениями и основными сюжетами его будущих картин.

какое полотно васнецов писал 27 лет

Виктор Михайлович Васнецов, Витязь на распутье, 1870-1882 гг.

Художник сделал множество набросков к данной картине, начиная с 1870-х годов. В 77 году Васнецов даже пишет этюд «Воин в шлеме с кольчужкой» с младшего брата, тоже художника, Аполлинария. В 1882 году специально для коллекции Саввы Мамонтова он создал еще одну версию «Витязя на распутье». Всего же известно более пяти вариантов этого произведения, которые хранятся в музеях и частных собраниях в России. На картине догорает вечерняя заря, предостерегающе стоит на перекрестке камень Вещун. Витязь, остановившийся перед ним, погружен в глубокую думу.

какое полотно васнецов писал 27 лет

Виктор Михайлович Васнецов, После побоища Игоря Святославича с половцами, 1880 г.

Известность художнику принесла картина «После побоища Игоря Святославича с половцами». Необычен сам замысел — в ней художник хотел в былинно-песенной интонации воспеть героизм русских воинов, как это сделано в поэме «Слова о полку Игореве». Вот почему он изобразил не ужасы битвы, а величие смерти за родную землю. Павшие воины на картине не выглядят побежденными, они будто уснули, а их лица озаряет солнце. Картина была настолько необычна, что не встретила единодушного одобрения, но произвела неизгладимое впечатление на критиков и коллег по кисти.

какое полотно васнецов писал 27 лет

Виктор Михайлович Васнецов, Три царевны подземного царства, 1881 г.

какое полотно васнецов писал 27 лет

Виктор Михайлович Васнецов, Аленушка, 1881 г.

Одним из наиболее романтичных и трогательных творений художника становится полотно «Аленушка», написанное в 1881 году. Образ картины сложился у Виктора Михайловича после встречи с крестьянской девочкой, поразившей его выражением «чисто русской печали». На полотне мы видим сидящую на берегу омута девушку. Она печально склонила голову, и ее грусти искренней и нежной внемлет природа. Васнецов раскрыл тончайшую связь между переживаниями человека и состоянием природы, ту же связь, что веками во всем великолепии передавалась в народной поэзии.

«Думаю, не ошибусь, когда скажу, что сказки стряпухи и повествования бродячих людей заставили меня на всю жизнь полюбить настоящее и прошлое моего народа. Во многом они определили мой путь, дали направление моей будущей деятельности»

В.М. Васнецов о своем творчестве

какое полотно васнецов писал 27 лет

Виктор Михайлович Васнецов, Иван-Царевич на Сером Волке, 1889 г.

Картина Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке», несомненно, самое волшебное произведение русского изобразительного искусства. В основе сюжета — народная сказка. Царевич с похищенной Еленой Прекрасной убегают от погони на верном Сером Волке.

Мы видим сказочный дремучий лес, расшитые бисером и заморскими жемчугами костюмы главных героев. Золотой кафтан царевича прекрасно гармонирует с голубым шелковым одеянием девушки. Серый Волк не серый, его шерсть золотисто-коричневого цвета, словно повторяет цвет одежды царевича, которому он служит и помогает. Да и сами глаза волка особенные — человеческие. Вся картина наполнена неким загадочным мерцанием, чудом, самой сказкой.

Подробнее читайте об этой картине в нашем отдельном материале.

какое полотно васнецов писал 27 лет

Виктор Михайлович Васнецов, Богатыри, 1881 1898

Самая крупная и значительная работа Васнецова — это «Богатыри». Полотно писалось около 20 лет (с 1881 — 1898)! На картине изображены три русских богатыря: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович — знаменитые герои народных былин.

Богатыри стоят на границе леса, в небе клубятся тяжелые облака. Не дремлет ворог земли русской, ой, не дремлет! Но три монументальные фигуры всем своим видом показывают зрителю: родная сторона под защитой.

Кстати, упряжки коней, одежда, амуниция не вымышленные. Такие образцы художник видел в музеях и читал их описания в исторической литературе. Васнецов мастерски передает состояние природы, которая означает грозящую богатырям опасность. Сам В. М. Васнецов картину так: «Богатыри Добрыня, Илья и Алёшка Попович на богатырском выезде — примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого?»

В конце 1890-х годов всё более заметное место в его творчестве занимает религиозная тема: им были выполнены работы во Владимирском соборе в Киеве и в храме Спаса на Крови в Санкт-Петербурге. Но тема русского эпоса не покидала мастера до самой смерти.

какое полотно васнецов писал 27 лет

Виктор Михайлович Васнецов, Спящая царевна, 1926 г.

Художник писал картину почти 40 лет. Полотно стояло в мастерской Васнецова до самой его смерти, однако он так и не захотел «поставить точку» — на холсте нет ни даты, ни авторской подписи. Широкая публика увидела «Спящую царевну» уже после смерти автора, на выставке в 1927 году. Картина имела огромный успех и ее признали одним из лучших произведений Васнецова, поставив в один ряд со знаменитыми «Богатырями».

Уверенность, непоколебимость и твердость в выборе своего пути и страстная любовь к родине — таков был Виктор Михайлович Васнецов. Мастеру удалось показать людям красоту русского народного эпоса, а на его полотнах словно оживают всем известные герои.

В картинах Васнецова, как и в русском народном творчестве, воплощены правда о народе, любовь к русскому человеку и вера в самые лучшие и высокие его качества. Если хотите — сказочный мир — это мир героев и их подвигов, дающий русскому человеку право на великое будущее. Творчество Васнецова на примере сюжетов из сказок и былин рассказывает о добре и правде, о силе и мужестве. Когда мы смотрим на полотна великого мастера, эти слова перестают быть абстракциями, но ложатся на сердце, как когда-то — сказки и песни.

Мы представили лишь некоторые известные произведения художника. Но если вы хотите познакомиться с его творчеством ближе, обязательно посетите с учениками и детьми виртуальную экскурсию «Русская сказка. От Васнецова до сих пор».

Источник

какое полотно васнецов писал 27 лет

23 июля 1926 года в Москве скончался Виктор Васнецов — русский националист и патриот, один из самых знаменитых русских художников. Его картины по мотивам былин и сказок видел и знает каждый русский человек.

Родился Васнецов в 1848 году на Вятке, в небольшом селе Лопьял в семье местного священника Михаила Васнецова. Отец будущего художника был человеком неглупым и стремился дать образование детям. У Виктора Васнецова было пять братьев. Трое стали учителями. Четвертый — Аполлинарий, тоже стал известным художником. Самый младший из братьев — Александр, также стал учителем, но вдобавок еще и относительно известным фольклористом.

Виктор же пошел по стопам отца — окончил вятское духовное училище и поступил в семинарию. Виктор с детства был страстно увлечен рисованием, и у него неплохо получалось. В качестве хобби он нередко рисовал портреты соседей и всех желающих, по просьбе священников помогал с росписью местных церквей.

Отец, видя несомненный талант сына, не стал ему противиться и благословил стать художником. Васнецов оставил семинарию за год до окончания учебы и уехал в столицу. Сразу поступить в Академию художеств ему не удалось, поэтому поначалу он учился в Рисовальной школе общества поощрения художников, где его преподавателем был известный живописец Крамской. На следующий год Васнецов успешно поступил в Академию художеств.

За время учебы в Академии его картины отмечались малыми и большими серебряными медалями. После учебы он на год уехал в Европу, где жил преимущественно в Париже. После возвращения начал активно участвовать в выставках. В основном его картины выставлялись на выставках знаменитых и безумно популярных тогда передвижников.
Став известным в кругах почитателей живописи, Васнецов познакомился с самыми видными коллекционерами и меценатами — Третьяковым и Мамонтовым. Они приобретали его картины и делали заказы на новые. В мамонтовской усадьбе в Абрамцеве сложился неформальных кружок художников, который получил название мамонтовского. Васнецов был одним из самых активных его участников, наряду с младшим братом. Церковь Спаса нерукотворного в Абрамцеве была построена по эскизам художника. На протяжении десяти лет Васнецов занимался росписью Владимирского собора в Киеве, чем очень гордился. Он также принимал участие в росписи Спаса на крови в Петербурге.

В первую очередь Васнецов прославился как «сказочный» художник. Тогда в моде были передвижники-реалисты, рисовавшие простых трудящихся. Васнецов же рисовал в основном картины по мотивам сказок и былин. Именно они принесли ему известность и трудно найти в России человека, который никогда не видел бы таких картин, как «Витязь на распутье», «Богатыри», «Аленушка» или «Иван-царевич на сером волке».

Любовь Васнецова к русской истории не могла оставить его равнодушным к некоторым политическим движениям начала века. Хотя Васнецов формально и не был членом Союза русского народа, он очень активно ему сочувствовал и принимал участие в оформлении «книги русской скорби». Художник был убежденным монархистом и националистом, что сам признавал:

какое полотно васнецов писал 27 лет
«Богатыри» — картина Виктора Васнецова. Васнецов работал над картиной около двадцати лет. 23 апреля 1898 года она была закончена

какое полотно васнецов писал 27 лет
«Аленушка» (1881)

какое полотно васнецов писал 27 лет

«Иван-царевич на Сером Волке» 1888 год
«Я, как был, так и доселе остаюсь убежденным монархистом на исконных русских началах, т.е. стою за православную веру, за самодержавного неограниченного царя и за великий русский народ и его господство в Русском государстве и к сему подлинному моему credo не нахожу нужным прибавлять никакого constitutio que».

Хотя Васнецов не был под запретом в советское время, о его политических взглядах никогда не упоминалось.
За несколько лет до революции Васнецов получил потомственное дворянство. Он также был одним из инициаторов создания «Общества возрождения художественной Руси», деятельность которого прекратилась после революции, когда такие темы стали считаться реакционными и контрреволюционными.

Умер художник в 1926 году в возрасте 78 лет. Его внук Андрей стал известным советским художником, одним из самых заметных представителей т.н. «сурового стиля», воспевавшего брутальный героизм повседневного пролетарского труда. В перестроечные годы он даже возглавлял союз художников СССР и скончался не так давно — в 2009 году.

какое полотно васнецов писал 27 лет
«Спящая царевна», картина, которую Васнецов писал 26 лет и закончил только перед своей смертью

Источник

какое полотно васнецов писал 27 лет

Васнецов В. М. (реализм)

Учился Виктор сначала в Вятке, в духовной семинарии. Но его больше влекло рисование. И по окончании семинарии Виктор Васнецов поехал учиться в Петербург, в Акдемию художеств. Деньги на поездку он заработал сам. Поступил в Академию не сразу, учился в Рисовальной школе.

Во время обучения в Академии, денег постоянно не хватало, и Васнецов подрабатывал иллюстратором в журналах и дешевых изданиях. Его иллюстрации пользовались популярностью, они полны живой наблюдательности, искренние, порой юмористические и заслужили бронзовую медаль на всемирной выставке в Лондоне.

Начинал Васнецов работать в бытовом жанре, завоевав известность такими картинами, как «Нищие-певцы», «Книжная лавочка» и другие. В них художник показывал без прикрас жизнь бедноты, социальную несправедливость в русском обществе.

В Москве братья Васнецовы активно учавствовали в Мамонтовском кружке художников, любителей искусства, которые собирались в имении Мамонтова в Абрамцево. Туда входили такие русские художники, как Репин, Поленов, Левитан, Неврев, Врубель и многие другие. И это тоже способствовало расцвету таланта художника Виктора Васнецова.

Никто, как Васнецов, не черпал так широко и свободно из мира древнего, русского народного, безымянного творчества и не оставил во славу его так много замечательных произведений.

Он был верующим человеком и написал много картин на религиозную тему. Он так сам писал об этом:»Что касается религиозной моей живописи, то также скажу, что я, как Православный и как искренне верующий Русский, не мог хоть копеечную свечку не поставить Господу Богу. Может быть, свечка эта и из грубого воску, но поставлена она от души»,

В своих полотнах Васнецов прославлял русский народ, его богатырскую удаль, храбрость, его доброту и благородство. Он расписывал декорации к театральным спектаклям, придумывал эскизы к костюмам. Подлинным шедевром стал созданный им проект фасада Третьяковской галереи, выполненный в духе древнерусских построек.

Аленушка (1881)

какое полотно васнецов писал 27 лет

Сюжет этой картины зародился в голове Васнецова случайно, когда он увидел в местечке Ахтырка, неподалеку от Абрамцева, одну простоволосую девушку, поразившую воображение художника. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в ее глазах, что Васнецов сразу представил себе картину. Долго бродил по окрестностям, искал подходящий пейзаж, рисовал эскизы, писал этюды.

Это один из самых трогательных, задушевных образов в русской живописи, волнующий душу своим проникновенным лиризмом, созвучным сказке и народной песне о горькой судьбе беззащитной сиротинки.

Богатыри (1898)

какое полотно васнецов писал 27 лет

Над этой картиной Васнецов работал почти 25 лет и, наконец, в 1898 году это большое эпическое полотно было закончено.

Не скакать врагам по нашей земле,
Не топтать их коням землю русскую,
Не затмить им солнце наше красное.

Чаепитие в трактире (харчевне) 1874

какое полотно васнецов писал 27 лет

В первые голодные месяцы петербургской жизни, когда он бродил по городу, искал, где можно было дешево поесть и посидеть в тепле, не раз заходил в захудалый трактир, в чайную. Подолгу смотрел, слушал разговоры разных посетителей, иногда делал зарисовки. Так сложился замысел картины.

Картина была выставлена на третьей передвижной выставке, где она произвела хорошее впечатление на зрителей.

Эскиз здания для Третьяковской художественной галереи

какое полотно васнецов писал 27 лет

Иван Грозный (1897)

какое полотно васнецов писал 27 лет

Перед нами портрет Ивана Грозного, образ одного из самых неоднозначных правителей Русского государства. Иван Грозный представлен во весь рост, так, что зритель вынужден смотреть на него как бы снизу вверх, что придает образу особую значительность и величие. Как в жесткий надежный футляр, фигура царя облачена в тяжелую, глухо застегнутую, тканую золотую одежду (ферязь), в узорчатые рукавицы и чоботы, унизанные жемчугом. И в этой своей варварской пышности, с резным посохом, властно зажатым в жилистой руке, он кажется неким языческим божеством.

Вглядываясь в бледное и тонкое лицо Грозного, которое четко выделяется на полутемном пространстве лестницы, видишь в нем следы бурных, необузданных страстей самодержца. Перед нами натура страстная, неистовая и противоречивая.

Иван-царевич на Сером Волке (1889)

какое полотно васнецов писал 27 лет

какое полотно васнецов писал 27 лет

. Высоко в небе летит ковер-самолет и крепко держит Иван-царевич жар-птицу в золотой клетке. Как огромная птица, распластал ковер-самолет свои крылья. В страхе улетают от неведомой птицы ночные совы.

Когда Васнецов писал эту картину, вспоминался ему тот первый русский человек, барский холоп, который на сделанных им самим крыльях еще во времена Ивана Грозного пытался с высокой башни взлететь в небо. И пусть он погиб, пусть люди осмеяли его тогда за дерзкую попытку, но никогда не исчезнут гордые мечты о полетах в небо, и всегда волшебный ковер-самолет будет вдохновлять людей на подвиги.

Нищие-певцы (богомольцы) 1873

какое полотно васнецов писал 27 лет
Первая картина, написанная Васнецовым в Петербурге, была «Нищие-певцы». Сюжет возник из детских воспоминаний о тех нищих-певцах, которые в праздник обычно толпились у рябовской церкви, сидели на земле. В детстве эти нищие вызывали в нем какое-то щемящее, тоскливое чувство. И вот началась подготовка к картине. Васнецов рисовал, делал наброски, писал этюды. Работа над картиной продвигалась медленно, но упорство и трудолюбие Васнецова взяли свое и работа была закончена. И хотя картину многие хвалили, сам Васнецов видел уже все ее недостатки.

Подводный терем (1884)

какое полотно васнецов писал 27 лет
Фантастический, сказочный мир, полный таинственных обитателей, неведомых чудес, таинственных мест, увлекательных событий!.

Поединок Пересвета с Челубеем (Телебеем) 1914

какое полотно васнецов писал 27 лет
Согласно «Сказанию», Куликовская битва начинается эпическим единоборством «старца», то есть монаха, Пересвета с татарским исполином Телебеем. Телебей выехал из великого полка татарского, показывая свое мужество передо всеми. Его наружность описана в стиле былин:»пяти сажен высота его, а трех сажен ширина его». Навстречу татарину выехал Александр Пересвет. На нем был монашеский клобук вместо шлема и схима вместо доспехов. И ударились они крепко копьями, едва земля не преломилась под ними. И упали оба с коней на землю и скончались. Пересвет своею смертию спас многих русских воинов, которые пали бы от руки исполина-татарина. Его единоборство с татарином воспринималось как победа духа над грубой физической силой. После поединка Пересвета с Телебеем вступили в бой оба войска и крепко бились.

После побоища Игоря Святославича с половцами (1880)

какое полотно васнецов писал 27 лет

Большое историческое полотно, написано на мотив «Слова о полку Игореве». Эпиграфом к произведению Васнецова являются строки из «Слова».

«От зари до вечера, день целый,
С вечера до света реют стрелы,
Гремлют остры сабли о шеломы,

С треском копья ломятся булатны.
. Третий день уж бьются;
Третий день к полудню уж подходит;
Тут и стяги Игоревы пали!

. Уж у храбрых русичей не стало
Тут вина кровавого для пира,
Напоили сватов, да и сами
Полегли за отеческую землю.»

Преферанс (1879)

Распятие (1902)

какое полотно васнецов писал 27 лет

С квартиры на квартиру (1876)

Снегурочка (1899)

какое полотно васнецов писал 27 лет

Спящая царевна (1919)

какое полотно васнецов писал 27 лет
Заколдованный лес, спят деревья, травы, птицы, а во дворце давным-давно спит царевна, спят сенные девушки, скоморохи, спит стража; спит на ступеньках девочка-семилеточка, бурый медведь, лиса с зайцем.

Страшный суд (1904)

какое полотно васнецов писал 27 лет

Художник сделал к картине большое количество эскизов, поэтому знакомые и друзья, видевшие эти эскизы в мастерской Васнецова, заранее проявляли к картине огромный интерес. Сначала художнику предложили картину экспонировать в Третьяковской галерее, но эта затея не удалась, так как габариты картины значительно превышали размеры помещения. Тем не менее такая выставка состоялась в февоале 1904 года в Историческом музее в Москве. Новое произведение вызвало многочисленные отклики в прессе, преимущественно восторженные. Позднее картина вместе с другими, выполненными для собора, выставлялась еще дважды: в залах Академии художеств в Петербурге и вновь в Историческом музее в Москве.

Наконец, в 1910 году картины были доставлены по месту назначения и укреплены на стенах Георгиевского собора, где они ненадолго обрели покой.

А вскоре после Октябрьской революции служба в соборе была прекращена. В феврале 1923 года власти вынесли решение: «. пустующее помещение Георгиевского собора передать культурно-просветительному учреждению. «В первое же воскресенье были устроены в помещении храма танцы, играл духовой оркестр. Устраивались диспуты на тему:»Есть ли бог?» В дальнейшем собор использовали то под мастерские, то под кинотеатр.

Тем временем картины были вывезены во владимирский Успенский собор. Вывозили как придется, без соблюдения осторожности. Более того, картину «Страшный суд» накатали на большую жердь, разорвав внизу и наскоро зашив бечевкой. А до этого он был сложен несколько раз и на сгибах потерся.

В 80-х годах прошлого века было решено вновь восстановить Геогиевский собор в Гусь-Хрустальном, а также вернуть на прежнее место картины Васнецова.

«Страшный суд» был в тяжелом состоянии. Поэтому его поручили реставрировать бригаде ленинградских реставраторов под руководством крупнейшего специалиста А.Я.Казакова, известного по восстановлению росписей Исаакиевского собора, Петергофа и Царского Села. Колоссальные размеры требовали большого помещения, поэтому реставрировали полотно в Екатерининском дворце г.Пушкина.

Работа, проведенная специалистами, была уникальной по объему и сложности. Цельный холст размером 700X680 сантиметров оказался проколотым более, чем в 70-и местах, имелись многочисленные разрывы краев, прорывы. Холст был серьезно деформирован, в результате образовались осыпи, отслаивания краски. Около года велась напряженная работа. И вот специальная комиссия приняла работу с оценкой «отлично». В 1983 году картина заняла свое место в Георгиевском соборе.

Художник воплотил в картине идею свободного нравственного выбора человека между добром и злом. Произведение было не просто иллюстрацией религиозного сюжета..Перед ним каждый мог ощутить себя на месте неведомой души, ожидающей приговора высшего суда. Пришедшие в собор люди должны были задуматься и сделать «свободной волей» свой выбор «пути в жизни». Васнецов красноречиво дает понять, что весы в руке ангела приходят в действие не только в момент Страшного суда. Вся средняя часть картины воспринимается как огромные весы, на чашах которых толпы праведников и грешников, свет и тьма. «Вся история человечества есть борьба человека зверя с человеком духовным. «, писал художник.

Три царевны подземного царства (1881)

какое полотно васнецов писал 27 лет

Витязь на распутье (1878)

какое полотно васнецов писал 27 лет

Баян (1897)

какое полотно васнецов писал 27 лет

О Баян, о вещий песнотворец,
Соловей времен давно минувших.

Вот он, «вещий песнотворец» Баян, сидит на высоком могильном кургане, среди полевых трав и цветов, перебирает гусли, слагает и поет песни. Вокруг княжеская дружина и сам князь с маленьким своим княжичем, а по небу клубятся и плывут облака.

Декоративная, широко написанная картина, она вызвала много самых противоречивых толков! Но в этой простой и одновременно сложной картине сказалось присущее Васнецову удивительное чувство меры, вкуса, искреннрсти.

В царстве у Кощея Бессмертного (1926-27)

какое полотно васнецов писал 27 лет
Где-то в тридевятом царстве, в тридесятом государстве живет в подземном дворце страшный Кощей Бессмертный, и держит в плену прекрасную царевну.

Встреча Олега с кудесником (1899)

какое полотно васнецов писал 27 лет

Богатырский скок (1914)

какое полотно васнецов писал 27 лет

какое полотно васнецов писал 27 лет

Гусляры (1899)

какое полотно васнецов писал 27 лет

Книжная лавочка (1876)

какое полотно васнецов писал 27 лет

Крещение Руси (1890)

какое полотно васнецов писал 27 лет

Портрет сына Бориса

какое полотно васнецов писал 27 лет

Портрет Веры Мамонтовой

какое полотно васнецов писал 27 лет

Сирин и Алконост (1898)

какое полотно васнецов писал 27 лет

Воины Апокалипсиса (1887)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *