какое политическое устройство в россии
Политическое и административное устройство Российской Федерации
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ
В Конституции Россия определяется также как социальное государство, политика которого имеет своей целью создание условий, которые гарантировали бы достойную жизнь и свободное развитие человека. Органы власти берут на себя, таким образом, ответственность за гарантирование определенного уровня жизни граждан, а также удовлетворение их материальных и духовных потребностей в объеме, который соответствует возможностям государства. Это значит, что социальная сфера одна из самых важных сфер деятельности государства. К социальной сфере относятся, в частности, охрана труда и охрана здоровья людей, установление гарантируемой минимальной заработной платы, поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, выплата государственных пенсий.
Наконец, Россия обозначается в Конституции как светское государство, то есть никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ
Статья 10 Конституции устанавливает, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Тем самым конституционно закреплено признание принципа разделения властей.
В статье 11 Конституции России в качестве субъектов осуществления государственной власти указаны:
Президент Российской Федерации является главой государства. В соответствии с Конституцией и федеральными законами он определяет основные направления внутренней и внешней политики, является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина, принимает меры по охране суверенитета России, ее независимости и государственной целостности.
Президент обладает широкими полномочиями, вытекающими из его статуса как главы государства. Не входя напрямую непосредственно ни в одну из ветвей государственной власти, Президент обеспечивает их согласованное функционирование и взаимодействие.
Президент назначает выборы в Государственную думу, распускает ее в случае и порядке, предусмотренных Конституцией, подписывает и обнародует федеральные законы, обладает правом отлагательного вето, т.е. может отклонить закон, что требует повторного его рассмотрения в палатах Федерального собрания. Президент вносит законопроекты в Государственную думу, наделен полномочиями обращаться в Конституционный суд с запросом о соответствии Конституции нормативным актов, подлежащих рассмотрению судом, с запросом о толковании Конституции; может вносить предложения о пересмотре Конституции и внесении в нее поправок.
Как глава государства Президент обладает широкими полномочиями во внешнеполитической и военной областях. Он определяет основные направления внешней политики страны, ведет переговоры и подписывает международные договоры, ратификационные грамоты, принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых представителей иностранных государств и международных организаций. Президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами России, назначает и освобождает от занимаемых должностей высшее командование Вооруженных Сил, формирует и возглавляет Совет Безопасности – конституционный орган, осуществляющий подготовку решений Президента по вопросам обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Он утверждает военную доктрину Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации является органом государственной власти и в соответствии с Конституцией, принятой в 1993 году, осуществляет исполнительную власть в стране. Правительство является коллегиальным органом и возглавляет единую систему исполнительной власти в стране в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В состав Правительства входят Председатель Правительства, его заместители и федеральные министры. Председатель Правительства назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной думы.
Постоянно действующим органом Правительства является его президиум. В состав президиума Правительства входят: Председатель Правительства, первые заместители Председателя Правительства, заместители Председателя Правительства, ряд федеральных министров. Председатель Правительства определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу.
Функции Правительства многообразны. Правительство, в частности, разрабатывает и выносит на рассмотрение Государственной думы федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, представляет Государственной думе отчет об исполнении федерального бюджета, обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, проводит единую государственную политику в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии, осуществляет управление федеральной собственностью, принимает меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации, осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью. Осуществляет иные полномочия, возложенные на Правительство Конституцией, федеральными законами, указами Президента.
16 января 2020 года Указом Президента Российской Федерации Председателем Правительства Российской Федерации назначен Мишустин Михаил Владимирович.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ
Представительным и законодательным органом Российской Федерации является ее парламент – Федеральное собрание. В соответствии с принципом разделения властей оно осуществляет государственную власть наряду с Президентом, правительством и судами.
Федеральное собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной думы. Палаты, работая во взаимодействии друг с другом, обладают самостоятельностью и несовпадающей компетенцией. Они заседают раздельно и размещаются в разных зданиях Москвы.
Совет Федерации призван отражать в своей деятельности позиции и интересы российских регионов. В его состав входят по два представителя от каждого субъекта Федерации.
К исключительной компетенции этой палаты относятся такие вопросы, как изменение границ между субъектами Федерации, утверждение президентских указов о введении военного и чрезвычайного положения, использование российских вооруженных сил за пределами страны, назначение выборов Президента. Принимаемые Государственной Думой законы должны либо получить молчаливое одобрение Совета Федерации, либо быть одобрены им путем голосования. Отклонение закона влечет за собой особую согласительную процедуру и его повторное рассмотрение в Государственной Думе.
Если Совет Федерации фактически является верхней палатой парламента, то Государственную Думу следует рассматривать как его нижнюю палату. Само название «Государственная Дума» современная Россия унаследовала от законосовещательного представительного органа, действовавшего в стране в 1906-1917 гг. Формируется она посредством общенациональных прямых выборов и представляет население всей страны в целом.
Государственная Дума избирается сроком на пять лет по партийным спискам. Быть избранным в нее может каждый российский гражданин, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.
Основная функция Государственной Думы – законотворчество. Прежде чем быть вынесенными на заседания, законопроекты готовятся и прорабатываются в постоянно действующих комитетах, специализирующихся на тех или иных сферах государственной жизни.
К исключительному ведению Государственной Думы относятся дача согласия Президенту на назначение Председателя Правительства, решение вопроса о доверии правительству, назначение и освобождение от должности ряда высших государственных чиновников, объявление амнистии, выдвижение обвинений против Президента для его импичмента. Государственная Дума утверждает государственный бюджет.
Государственная Дума может быть распущена Президентом в случае троекратного отклонения представленных ей кандидатур Председателя Правительства или повторного выражения в течение трех месяцев вотума недоверия Правительству. Эта президентская прерогатива обставлена, однако, рядом ограничений. Распустив палату, глава государства должен назначить дату выборов так, чтобы вновь избранная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска.
ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО
По форме государственного устройства Россия является федерацией. В ее состав входят 85 государственных образования, которые называются субъектами Федерации.
Разграничение полномочий и предметов ведения между федеральными органами власти и субъектами Федерации может происходить также на основе двусторонних договоров.
Какой строй сегодня в России
Чтобы ответить на этот вопрос, следует мысленно перенестись в далёкий 1917-й год.
В результате общего кризиса, охватившего страну, в феврале 1917 г. в России произошла буржуазно-демократическая революция.
Её результатом стало падение самодержавия, Россия была объявлена республикой. Были провозглашены широкие права и свободы для населения, отменены национальные, сословные и религиозные ограничения, введён 8-часовой рабочий день, начали работать свободные, независимые профсоюзы.
Ленин не стал ждать созыва Учредительного собрания, назначенного на январь 1918 г., поскольку не рассчитывал набрать большинство голосов в парламенте, а решил захватить власть в стране силой. 25 октября 1917 г. партией большевиков во главе с Лениным был осуществлён незаконный захват власти.
Ленин органически ненавидел западную демократию, которую он презрительно именовал «буржуазной». Находясь во главе большевистской партии, он хотел править единолично, не оглядываясь на «жалкие» демократическую конституцию, законы, оппозиционные партии, парламент, свободную прессу, профсоюзы.
Поэтому, захватив власть, он запретил все политические партии, независисимые СМИ (газеты), разгромил их редакции и приступил к уголовному преследованию членов партий.
Единственным исключением являлись левые эсеры, входящие на первых порах в коалиционное с большевиками правительство, но менее, чем через год вне закона были объявлены и они. Профсоюзы в своей работе теперь управлялись большевиками, от свободных, независимых профсоюзов осталось только название.
Ленин разогнал первый в истории России демократический парламент (Учредительное собрание) и больше не вспоминал о его созыве.
Позднее граждане России были лишены не только свободы слова и печати, но и свободы совести.
Таким образом, Ленин уничтожил в России демократию и вернул страну в худшие времена бесправия и реакции.
И если февральская революция по своему характеру являлась прогрессивной, демократической, то октябрьский вооружённый переворот, устроенный большевиками, по своей сути явился контрреволюционным переворотом, регрессом и откатом в развитии демократии на многие десятилетия назад.
Зарождающаяся в России демократия сменилась кровавой диктатурой, реакцией.
Так что, ни о какой «социалистической революции» и переходу к «строительству социализма» не могло быть и речи — началось всеобъемлющее наступление на демократию и права трудящихся.
В ходе строительства социализма, по Марксу, должно было неизбежно отмирать государство. Но оно вовсе не желало отмирать ни при Ленине, ни через 60 лет после его смерти.
Государственная собственность на средства производства отнюдь не превращалась во всенародную собственность, поскольку непрерывно крепнущее государство вовсе не желало выпускать собственность из своих рук и передавать её какому-то народу.
Так какую же общественно-экономическую формацию создал Ленин? Может быть, капитализм? Однако капитализм требует наличия широкого спектра демократических институтов — в иных условиях существовать капитализм не может.
Но Ленин, захватив власть, полностью уничтожил все демократические институты.
Тогда что же он построил в результате октябрьского переворота?
Единственной общественно-экономической формацией, которая остаётся, является феодализм.
Но ведь при феодализме, возразит читатель, монарх правит через помещиков-феодалов!
Да, но при сильной централизованной власти роль таких посредников вполне могут исполнять ставленники монарха — наместники, осуществляющие на местах волю монарха.
И если при феодализме правящим классом являлись феодалы, то при советской власти роль правящего класса выполняла бюрократия (или номенкалатура), которая играла посредническую роль между монархом и населением.
Таких чиновников-управленцев в бюрократическом государстве требовалось очень много, поэтому число бюрократов после октябрьского переворота чрезвычайно разрослось, что с тревогой отмечали и сам Ленин, и Троцкий.
Разумеется, Ленина и его соратников невозможно обвинить в какой-то симпатии к обанкротившемуся феодальному строю. И кто бы заподозрил ленинцев, профессиональных революционеров, марксистов, борцов против царизма, власти помещиков и буржуазии, в том, что они спасали феодальные устои общества?
Сами по себе, они, конечно, и не хотели власти дворянства и царизма, но еще больше стремились не допустить развития России по пути капитализма и создания парламентской республики. Тотальное огосударствление показалось большевикам намного предпочтительнее ненавидимых ими рыночных отношений.
В обстановке, когда капитализм закономерно начал побеждать феодальные структуры, борьба против капитализма и радикальная ликвидация буржуазии как класса в России привели не к некоему, никому не известному и непонятному «социализму», а к сохранению привычных, проверенных феодальных структур, что и было названо Лениным и Ко социализмом.
Люди думали: правда, «социализм по Марксу» получился каким-то малопривлекательным и несъедобным, но это, вероятно, всё же прогрессивное общество, так как новое.
Долго не понимали нового строя честные, думающие люди, у которых наступало раздвоение сознания: они слышали из уст агитаторов одно, а видели своими глазами совершенно противоположное. Наверное, у многих людей, живших в СССР, возникало похожее ощущение раздвоенности сознания, несовместимости увиденного своими глазами и услышанного по телевизору или прочитанного в газете.
Как феодализму, так и советскому режиму были присущи внеэкономические методы принуждения, на которых и зиждилась Советская власть.
Поскольку монархии чужды рынок и свободное предпринимательство, Сталин не знал, как заставить свободных производителей сдавать государству хлеб по низким закупочным ценам.
Поэтому он просто согнал крестьян, как баранов, в колхозы, в которых те эксплуатировались с помощью одних только внеэкономических методов принуждения, попросту — насилия. Широко был распространён также принудительный труд заключённых; последние, как и в древних рабовладельческих государствах, в нечеловеческих условиях трудились на «стройках века» за скудную еду.
О том, что блаженной памяти времена демократии, слава Богу, закончились, говорят и проводимые Сталиным широкие репрессии против народа, когда человек без всяких юридических оснований мог быть подвергнут аресту, жестоким пыткам и длительному сроку заключения в концлагерях, а то и расстрелу.
Спустя ещё долгие десятилетия после смерти Сталина люди говорили друг с другом, предварительно оглянувшись, шёпотом. Так глубоко въелся в людей страх, порождённый «счастливой эпохой победившего развитого социализма»!
Советские историки все 70 лет твердили, будто в октябре 1917 года было свергнуто некое «правительство помещиков и капиталистов». А ведь это ложь, в действительности ленинцы свергли революционное правительство двух социалистических партий: социалистов-революционеров (эсеров) и социал-демократов (меньшевиков); никакая иная партия в правительство не входила. Избранное населением страны Учредительное собрание, в котором абсолютное большинство составляли представители этих же социалистических партий, было разогнано ленинцами
Феодальный строй, воссозданный Лениным, был относительно жизнестоек и прекрасно выполнял свою задачу сохранения власти номенклатуры: народ своим каторжным трудом создал мощную экономическую базу, отстоял власть господствующего класса в жестокой войне с такой же диктатурой, что и сталинская.
Но феодальный строй был не способен к саморазвитию и проигрывал в экономическом соревновании с развитыми капиталистическими государствами. Назревший глубокий кризис в развитии общества привёл в конце 80-х — начале 90-х годов к смене режима, существовавшего при Советской власти, на созданный Ельциным и его командой некий иной строй, который можно назвать феодально-олигархическим; правда, существуют и другие его определения.
Просто-напросто номенклатура, стоящая у власти, сменила вывеску и приступила к открытому наступлению на социальные права трудящихся и разграблению колоссальных природных ресурсов страны.
Многие россияне сегодня сожалеют о том, что дважды была упущена счастливая возможность перехода к демократическому методу управления государством — в 1993 году, когда Ельцину сопротивлялся демократически настроенный Верховный Совет, и в 1996 году, когда на очередных президентских выборах вполне мог победить председатель Российской компартии Г.Зюганов.
С самого начала своей деятельности на посту Президента Ельцин стремился к усилению президентской власти и поддерживал требования реформатов, сводящихся к широкому наступлению на социальные завоевания трудящихся и переходу к так называемой «либеральной экономике». Верховный Совет под предводительством Р. Хасбулатова препятствовал этому, выступая за сохранение всей полноты власти у Съезда народных депутатов.
Но Ельцин, будучи по своему советскому воспитанию «убеждённым марксистом» и «несгибаемым ленинцем», стремился к единоличной, абсолютной власти (как и Ленин в своё время) и вовсе не желал в своей работе оглядываться на «паршивый» Верховный Совет и учитывать ещё чьё-то мнение (по его глубокому убеждению, заведомо неправильное), а руководствоваться исключительно своим личным мнением — единственно верным и непогрешимым (каким некогда было объявлено и учение Маркса). В своей борьбе за власть Ельцин не остановился бы ни перед чем. Если уж Руцкой призывал лётчиков, своих сторонников и избирателей, бомбить Кремль, то чего можно было бы ожидать от Ельцина!?
Так мы узнали, чего они все стоят — «так называемые демократы».
Существует версия, что на президентских выборах 1996 года большинство голосов набрал Зюганов. Но страной давно уже правил вовсе не Ельцин, не эта «фарфровая кукла», как его в открытую называли, а всё та же совпартноменклатура, в одночасье превратившаяся в российскую номенклатуру. Её представители уже успели насладиться всеми прелестями безграничной свободы, вкусить роскошной жизни и вовсе не имели желания передавать власть лидеру коммунистов.
С Зюгановым, видимо, просто договорились «по хорошему», пообещав ему многочисленные земные блага в случае его отказа от президентской должности, и тот легко и сразу согласился: ведь и он был точно таким же представителем совпартноменклатуры! Ему ли не знать все правила игры!?
Задорого продав свой победу, Зюганов переместился вверх в своей негласной чиновничьей иерархии; но и у Жириновского не возникало повода для каких-то мелких обид. Оба они вот уже 30 лет беспрепятственно вещают на своих избирателей: один по привычке клянёт «кровавый антинародный режим», другой, вообще, несёт какую-то ахинею; но оба они выполняют свою важную миссию: отвлекают избирателей от реальной борьбы за свои права, и те отдают голоса тому или другому «кандидату в президенты», коими они и будут числиться до скончания века.
Всё равно в глазах народа Зюганов остаётся стойким борцом за права трудящихся: отстаивал народные интересы, отстаивает и ещё долго будет остаивать — дай ему Бог хоть сто лет жизни!
В конце 1999-го года одряхлевший вождь передал президентский трон и скипетр молодому, энергичному руководителю. Изрядно приунывший к тому времени российский народ восстал из пепла: пришёл Мессия, наш избавитель!
Долгие годы Путину удавалось за счёт высоких цен на нефть поддерживать уровень жизни народа на относительно высоком уровне.
Но в 2008 г. мировую экономику потряс кризис, от которого Россия не оправилась до сего дня; идёт рецессия. Один процент роста экономики в год — это вовсе не рост. Наши экономисты-юмористы ввели такой мудрёный термин, как «отрицательный рост» (чтобы не говорить: спад, деградация и тем самым расписаться в своей полной некомпетентности).
Феодальный строй, воссозданный в Советской России Лениным, без изменений сохранился и в сегодняшней России. Капитализм существует лишь на словах, свободного рынка в стране нет, как нет и условий для существования и развития капитализма. Заниматься бизнесом уже в первые годы президентства Путина с каждым годом становилось всё труднее и со временем оказалось попросту невозможным.
Олигархи владеют бывшими советскими активами лишь по факту захвата или передачи собственности в личные руки. Страной управляют наместники, один из которых всем прекрасно известен: это бессменный лидер Чечни.
По неизвестной причине президент отмежёвается от Советского Союза, не признавая никаких его заслуг (хотя он, как и Ельцин, является плоть от плоти представителем воспитавшей его советской системы), и в то же время не отказывается от признания Победы в ВОВ. Довольно странно: даже о заслугах СССР в области космонавтики он не упоминает, а оседлал в качестве любимого конька одну только Победу, видимо, надеясь, что он вынесет и на последующих президентских выборах.
Феодальный строй, предвидя свой неизбежный проигрыш в противоборстве с капиталистическим, стремится к всемерному расширению сферы своего влияния, дабы затормозить поступательное движение истории вперёд.
Так, находясь в окружении более развитых государств, кочевники Чингизхана стремились захватить весь мир от моря и до моря, дабы законсервировать как можно большую часть мира в заскорузлых рамках отсталых общественных отношений. Но потомки Чингизхана споткнулись о более развитую Европу, воевать с которой были не в состоянии, и произошёл вначале откат полчищ назад, а затем и неизбежный крах и распад всей системы.
Такие же намерения после октябрьского переворота имела и Советская Россия, стремясь совершить захват власти в различных странах Европы и навязать в этих странах свой режим, но споткнулась о свободолюбивую Польшу.
В 1945 г. Советский Союз заключил Восточную Европу в свои «братские объятия», из которых ей, казалось, уже никогда было не выбраться. Но феодальная система дала трещину, «социалистический лагерь» рухнул, и восточные европейцы выбрались из-под обломков бывшей советской империи. Слкдом за ними, в 1990 г., из СССР выпорхнули на свободу и страны Балтии (о том, как они чувствуют себя сегодня, вкратце сказанов статье «Как живут страны Балтии»)
Сегодняшние помыслы российской власти намного скромнее, на весь мир и даже на Европу они не распространяются; изначальным желанием российской власти было удержать своё влияние хотя бы в рамках СНГ, затем — в более узких рамках ЕАЭС.
Но и тут замыслам не дано было осуществиться: сначала от России, вильнув хвостом, уплыла Украина. А что это за ЕАЭС без Украины!? И, хотя в этой стране господствует точно такой же как и в России, феодально-олигархический строй, народ уверен в правильности сделанного ими выбора и убежден, что и Россия, рано или поздно, пойдёт по их пути.
Казахстан медленно дрейфует в сторону Китая, наглядно демонстрирующего премущества конкурентной рыночной экономики.
И даже Лукашенко, которому союз с западом не сулит ничего хорошего, не торопится прильнуть к плечу «старшего брата». Россия, последняя из могиган, осталась практически в полной изоляции (за ислючнием дружеской Венесуэлы).
На резкое падение темпов роста российской экономики в последние годы наложились западные санкции, а теперь ещё и пандемия.
Реальная экономика в России отсутствует; есть только сырьевая, базирующася на высоких ценах на углеводороды. В стране построено немало современных производств, но мощной экономической базы, как в развитых странах мира, не существует.
Чубайс на своём нано-производстве уже более 10 лет неустанно что-то создаёт, успешно «осваивая» при этом немалые государственные средства. В это же время на своём «Восточном» космодроме священнодействует Рогозин, произнося привычные мантры о предстоящей колонизации Россией Луны и даже Марса, а также о прыжках американцев в космос на батуте.
Феодальный строй, реставрированный Лениным, продемонстрировал свою несостоятельность ещё в советское время, почему же он окажется работоспособным сегодня?
Единственным выходом из тупика является развитие реального производства, а для этого требуется создание высокоэффективной рыночной экономики, которая возможна только в странах с работающими демократическими институтами. Жизнь опять поставила российское общество в безвыходное положение.
В конце 80-х годов СССР стоял примерно перед таким же кризисом, из которого советские люди не видели выхода. Было предложено два варианта разрешения кризиса: фантастический и реальный.
По фантастическому сценарию мы должны были решить все проблемы сами. По реальному должны были прилететь инопланетяне и всё сделать за нас. Как известно, инопланетяне не прилетели. Общество частично сняло стоящие перед ним проблемы тем, что СССР распался на составляющие его части, и ряд социальных поблажек для населения были отменены.
Как российское общество разрешит новый-старый кризис, переходящий уже из поколения в поколение? За счёт дальнейшего распада страны и ухудшения положения народа или путём строительства демократического государства и перехода к рыночной экономике, доказавшей свои преимущества перед ныне существующим в России феодальным строем?
Но в условиях демократии сегодяшняя власть существовать не способна.