какое подразделение в сбербанке занимается реализацией проектов в рамках программы зеленые облигации

Облигации красят в зеленый цвет

Компании, приверженные исполнению экологических требований, получат чрезвычайно выгодный инструмент финансирования: специальные облигации под зеленые проекты. Но он требует особого регулирования. Участники конференции «Промышленная экология» говорили о том, на каком этапе находится создание полноценного института зеленого финансирования и что нужно сделать, чтобы ускорить процесс.

Василий Осьмаков, заместитель министра промышленности и торговли: Фонд развития промышленности реализует программу, связанную с зелеными облигациями. Запускать программу [субсидирования купонного дохода по зеленым облигациям] чисто под зеленые облигации оказалось немножко утопией, потому что нам пришлось описывать понятие «зеленая облигация». Но мы стали заложниками регуляторной среды, связанной с наилучшими доступными технологиями (НДТ), которая встала на паузу. (Субсидии, согласно постановлению правительства от 30 апреля, предоставляются по федеральному проекту «Внедрение наилучших доступных технологий» в рамках нацпроекта «Экология». – «Ведомости».) Поэтому мы расширили эту программу до собственно зеленых кредитов. И до более расширенного понимания того, что такое «зеленость» в инвестиционном смысле. Программа сейчас на рассмотрении в правительстве. Есть такое понятие у чиновников – «красный бланк». Эта программа на «красном бланке», я надеюсь, что в ближайшее время она выйдет и первые отборы проектов мы проведем до конца года. Мы очень хотим, чтобы это произошло уже в ноябре. Судя по коммуникациям с банками и промышленными предприятиями, отбор обещает быть очень активным и программа – очень востребованной. Мы располагаем по ней 24 млрд руб. субсидий до 2024 г.

Прежде всего что такое зеленые облигации? Каждый раз дефиниция довольно условная и пока носит скорее характер маркетинга и брендирования: компания выпускает облигации под комплекс мероприятий, которые посчитала нужным отмаркировать как зеленые, это никак не финансовый институт с отдельной регуляторикой. В нашей программе субсидирования была своя дефиниция – прежде всего через НДТ. В общенациональном плане по восстановлению экономики есть блок по запуску механизма зеленых облигаций именно как финансового института. Этим занимается Минэкомразвития, ЦБ и др. Но мы в Минпромторге, не дожидаясь [законодательного и нормативного] оформления, взялись пока сами определять, что зеленое и что незеленое, – при помощи экспертов. Это позволяет надеяться, что программа заработает. Функция идентификации – проект зеленый или незеленый – возложена на Центр экологической промышленной политики (ФГАУ «НИИ ЦЭПП» создано Минпромторгом России 3 октября 2016 г.).

В России огромное количество предприятий, которые глобально best in class. У нас довольно сильно фрагментированная экономика, в которой некоторые отрасли фактически создавались в 2000–2010-х гг. с нуля. Там, естественно, самые современные предприятия. Они априорно зеленые, соответствуют всем принципам НДТ и экологичности. Им, по существу, нужно в официальной бумажке просто подтвердить, что они зеленые, но ее некуда приложить. Поэтому мы пошли по такому – больше экспертному – пути.

Программа зеленых облигаций/кредитов не имеет каких-то ограничений по размеру компаний и доступна не только крупным компаниям, но также МСП – это наша традиционная и принципиальная позиция. С учетом того что бывают индивидуальные предприниматели с оборотом в 3 млрд руб., для нас такое ограничение довольно искусственное. Но вообще для МСП Фонд развития промышленности с его чеком до 500 млн руб. займа – наиболее удобная штука и наиболее массовая. Там уже порядка 700 предприятий получило поддержку. Хороший такой конвейерный механизм, в мандат которого входит поддержка перехода на НДТ.

Алексей Мирошниченко, заместитель председателя – член правления ВЭБ.РФ: Я расскажу, как мы, банкиры, смотрим на финансирование проекта, который можно назвать зеленым, т. е. проект, который не просто соответствует минимально разрешенным стандартам, а который идет на шаг дальше. Например, связанный с возобновляемыми источниками энергии, зданиями из экологичных и энергоэффективных материалов и т. п. Просчитывая финансовую модель, банк вместе с инициатором такого проекта пытается ответить на вопрос: мы сможем сначала профинансировать, а потом извлечь достаточную прибыль, для того чтобы вернуть вложенные средства?

Мы видим, что такой проект, конечно, дороже по капзатратам. Почему инициатор проекта будет заинтересован взять кредит побольше, дольше его отдавать и, соответственно, чуть позже начать получать прибыль как акционер? Ответов здесь два.

Первый ответ – исключительно с денежной точки зрения. Мы видим (особенно когда это касается проектов по энергоэффективности или иногда проектов по вторичному использованию отработанных материалов), что есть чисто экономический эффект: капитальные затраты выше, но потом сэкономим затраты на операционную часть. Или сэкономим на цене [нового] сырья, при том что нужно будет потратиться на оборудование для его переработки. Но, как правило, полностью это не компенсирует дополнительную стоимость зеленого проекта.

Второй путь – система, которая сложилась на Западе. Многие фонды (но их фонд – это выразитель интересов конечного инвестора-физлица, который принес свои деньги), следуя за интересами и пожеланиями инвесторов, открывают отдельные стратегии инвестирования, которые определенную часть денег размещают в зеленые проекты, делая вклад в наше общее будущее. Если смотреть глобально, то активы под управлением зеленых фондов растут раза в полтора каждый год. А в России пока только первые компании, управляющие активами, в разговорах с нами заявили об интересе своих клиентов – что некоторые из них готовы были бы рассмотреть такой портфель. В России этот рынок пока не состоялся.

Соответственно, исходя из этого, когда мы хотим помочь российским компаниям получить льготное финансирование [на зеленые и – в целом – ESG-проекты], помимо мер господдержки мы должны помочь им стать видимыми и более приемлемыми для западных рынков, которые уже эту премию дают. Кроме того, ответственные инвесторы на Западе даже в условиях экономического спада в меньшей степени склонны избавляться от зеленых инструментов: если они в них вкладывают, то скорее не для прибыли, а чтобы участвовать в полезном «мероприятии».

Что мы делаем внутри России. Мы разработали первый проект методических рекомендаций, которые, конечно, основаны на зарубежных. Мы, естественно, смотрели [стандарты] и CBI, и ICMA, и DBS, и европейский стандарт, который сейчас на выходе (проект EU Green Bond Standard, Стандарт зеленых облигаций Европейского союза. – «Ведомости»), и китайский. (CBI, Climate Bond Initiative – некоммерческая организация, занятая мобилизацией капитала для зеленых и климатических проектов, ICMA – Международная ассоциация рынков капитала, банк DBS Group – лидер по предоставлению зеленых кредитов в Юго-Восточной Азии (без Японии), в ЕС подготовлен проект EU Green Bond Standard, в Китае действует, в частности, «Руководство по зеленому кредитованию» – Notice of the China Banking Regulatory Commission on the issuance of green credit guidelines. – «Ведомости».) Мы собирали то, что является общим знаменателем между этими стандартами.

Наш документ опубликовали летом для комментариев, которых мы очень много получили от российских компаний, осуществляющих проекты, связанные с экологической повесткой. Сейчас мы просуммировали все комментарии и готовы выпускать вторую редакцию.

Далее мы проработали вопрос с национальными рейтинговыми агентствами, аккредитованными Банком России, которые могут подтверждать «зеленость» выпуска в соответствии с методическими рекомендациями. И на той версии, которая была утверждена зеленым комитетом ВЭБа, мы даже в пилотном режиме уже верифицировали вместе с «Эксперт РА» первый выпуск [зеленых облигаций] РЖД.

И мы сейчас думаем над созданием или индекса ESG-портфеля, или индекса зеленого портфеля, к которому можно привязаться и что-то на нем построить.

Мы сейчас приглашаем экспертов в экспертный совет ВЭБа. Более чем на 50% состав должен быть международным, т. е. это должны быть люди, которые смогут российские методические рекомендации правильно представить зарубежным инвесторам.

Еще одна важная вещь, стоящая в нашей повестке, которую мы сейчас обсуждаем с Газпромбанком и Сбербанком. Есть достаточное количество зеленых проектов, недостаточно крупных, чтобы отдельно выйти на рынок. Почему, например, из российских компаний РЖД присутствует на зарубежных рынках с зелеными бондами и на этом наше представительство с данным видом инструментов заканчивается? Потому что РЖД не только имеет зеленую повестку по переходу от тепловозов к электровозам, но это еще и компания, понятная зарубежному инвестору: большая, прозрачная и с очень высоким по российским меркам кредитным рейтингом. Много ли компаний среднего размера или даже региональных проектов, если они инициируются в интересах города (например, все, что связано с водоочисткой, водоотведением, электроснабжением, переработкой отходов), будут так же позитивно приняты европейским инвестором, который не знает ни Россию, ни наши 100 крупнейших городов, не понимает значимости этих компаний для своих регионов? Боюсь, что нет.

Поэтому мы также сейчас прорабатываем финансирование проектов в виде банковских зеленых кредитов с последующим выпуском комбинированного зеленого бонда от имени банка, потому что банки могут себя презентовать на финансовом рынке лучше, чем отдельные региональные компании.

Роман Панов, первый вице-президент Газпромбанка: То, что сейчас мы смогли сдвинуться с модели облигационных займов в зеленое кредитование, – это колоссальный шаг вперед, который в целом будет способствовать более высокому спросу на такого рода продукты. Во многом это происходит благодаря гибкости и маневренности Министерства промышленности и торговли, которое в непростых экономических условиях реагирует (и очень оперативно) на чаяния не только потребителей финансовых услуг, но и финансовых институтов. Это вписывается в глобальный тренд, который взят за основу вообще в мире. Абсолютно очевидно, что Россия – один из участников и драйверов этой глобальной повестки, особенно с точки зрения усилий, которые прилагает государство для создания адаптивной и продуманной регуляторной среды.

Рынок зеленого финансирования на сегодняшний момент составляет триллионы долларов. И потребности в этом финансировании год от года нарастают. Спрос на финансовые инструменты, связанные с реализацией принципов [целей] устойчивого развития, очень высокий. Девять из 17 целей устойчивого развития ООН связаны с экологией. Экология – это вопросы и комфортной среды, и доступности и качества питания, и доступности энергетических ресурсов, и т. д. Если мы будем придерживаться и стремиться к реализации глобальной повестки, это позволит сдвигать экономику в сторону ее озеленения.

За последний год первичное размещение облигаций снизилось на 20%. Естественный процесс, связанный с пандемией и с изменением в целом спроса на глобальном финансовом рынке. Но относительно [корпоративных] облигаций, привязанных к принципам устойчивого развития, тренд обратный и даже есть некоторый рост. При этом объем капитала, который инвестируется компаниями в проекты, реализуемые на принципах устойчивого развития, ежегодно прирастает примерно на треть.

Россия с компаниями, которые работают с зарубежными рынками капитала, вступила в глобальный тренд. Но доля таких компаний критически мала.

В мире сегодня свыше 250 крупнейших по объему капитала компаний, 90% из них раскрывают отчетность, и обязательным элементом отчетности являются принципы устойчивого развития, экологичность, социальная ответственность, корпоративная устойчивость. Доля российских компаний, которые реализуют такие принципы и раскрывают их в своей отчетности, не превышает 25%. И уже хорошо, что есть лидеры рынка, которые за собой вовлекают в этот процесс и промышленные секторы экономики, и финансовый сектор. Тем не менее в этом направлении мы пока на шаг позади от остального мира. Важно, что мы все сейчас заново оцениваем реалии, в которых находимся. Ситуация заставляет переоценить не только отношение к окружающей среде, но и в целом отношение к принципам устойчивого развития. Влияние пандемии только усилило эту повестку, особенно в европейских странах. Целый ряд законодательных инициатив был реализован в последние полгода. Связаны они в том числе и с ужесточением экологических требований (в частности, к использованию углеводородов) и новыми мерами по ограничению углеродного следа. Вероятно, и дальше будем наблюдать ужесточение политики крупнейших стран мира в части применения инструментов, ограничивающих или стимулирующих компании к «озеленению» и реализации соответствующих инвестиционных программ.

В России создана регуляторная среда, соответствующая требованиям рынка. Есть стимулы финансового характера, есть государственная политика в области экологии. Есть национальный проект «Экология» (более 4 трлн руб.), который создает возможности для реализации масштабных экологических проектов – как по ликвидации последствий ранее накопленного ущерба, так и по внедрению НДТ. Есть и инструменты финансовой поддержки со стороны банков. Имплементация их в современные условия является одной из ключевых [задач], поскольку в рамках нацпроекта «Экология» порядка 4 трлн руб. предполагается проинвестировать частным капиталом.

По части регуляторики со стороны Минпромторга делается максимально возможное. Задача скорее во взаимодействии или возможности инициировать вопросы создания регуляторной среды для финансовых институтов, поощряющих озеленение экономики. В первую очередь это касается Центробанка – в части более четкого определения параметров зеленого финансирования, чтобы у компаний была большая мотивация для внедрения таких технологий. И, соответственно, такие инвестиции должны поощряться финансовыми институтами. Для этого должны быть и специальное регулирование со стороны Центробанка нормативов по капиталу по таким проектам, и возможность предоставления сниженной ставки кредитования, чтобы этот инструмент был востребован рынком. Мы рассчитываем, как и Минпромторг, что до конца года выйдет постановление правительства, предусматривающее льготное кредитование. Сегодня есть механизмы для концессионных соглашений как на федеральном, так и на региональном уровне. Мы эту работу, например, ведем с Российским экологическим оператором – они создают сейчас карты федеральных экологических проектов. По каждому отдельному проекту предполагается концессия. Вопрос скорее не в доступности инструментов, а в их реализуемости. Большинство этих инструментов носит пилотный характер, и, не попробовав, мы не можем сказать, насколько они применимы. Мы начали работать с Минпромторгом по облигациями, понимая, что нет надежного категорийного аппарата, определяющего, что такое НДТ. Каждый раз это отдельное экспертное решение, что затрудняет процесс.

Текст подготовлен по материалам конференции «Промышленная экология: курс на безопасность», проведенной газетой «Ведомости» 14 октября 2020 г. в Москве

Источник

ПРОЦЕСС ПОДГОТОВКИ
ЭМИССИИ ОБЛИГАЦИЙ

какое подразделение в сбербанке занимается реализацией проектов в рамках программы зеленые облигации

ГЛАВА 4. ВЫПУСК ЗЕЛЕНЫХ ОБЛИГАЦИЙ (ДЛЯ НЕБАНКОВСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ)

1. Что такое зеленые облигации

ПРОЦЕСС ПОДГОТОВКИ ЭМИССИИ ОБЛИГАЦИЙ

История развития рынка зеленых облигаций

В начале декабря 2020 года совокупный объём выпущенных с 2007 года зеленых облигаций в мире накопленным итогом перешагнул рубеж в 1 триллион долларов США (Схема 1).

какое подразделение в сбербанке занимается реализацией проектов в рамках программы зеленые облигации

Источник: CBI, декабрь 2020

Пальму первенства по объемам размещений у институтов развития, которым принадлежала ключевая роль на начальном этапе становления рынка зеленых облигаций, к 2020 году перехватили банки и корпоративные эмитенты. На Схеме 2 показан переток категорий эмитентов.

Схема 2. Доли эмитентов по объемам размещений 2014, 2020 года

какое подразделение в сбербанке занимается реализацией проектов в рамках программы зеленые облигации

Источник: CBI 2014, 2020

Порядка 89% всех выпущенных зеленых облигаций приходится на страны Европы, Северной Америки и Азиатско-Тихоокеанского региона. При этом в пятерку крупнейших стран-эмитентов входят США, Китай, Франция, Германия и Нидерланды (Схема 3).

Схема 3. Географическое распределение

какое подразделение в сбербанке занимается реализацией проектов в рамках программы зеленые облигации

Источник: CBI, декабрь 2020

Сферы использования привлеченных от выпусков зеленых облигаций средств существенно расширились по сравнению с первыми выпусками. Появившись, в первую очередь, как инструмент финансирования проектов в сфере возобновляемой энергетики, зеленые облигации сейчас используются для финансирования любой инициативы или проекта, направленного на улучшение экологической ситуации или способствующего переходу к низкоуглеродной экономике (Схема 4).

Схема 4. Отрасли, в которых используются средства, привлеченные за счет зеленых облигаций

какое подразделение в сбербанке занимается реализацией проектов в рамках программы зеленые облигации

Источник: CBI, декабрь 2020

Дополнительный импульс развитию рынка придала публикация Международной ассоциацией рынков капитала (ICMA) в 2014 году Принципов зеленых облигаций (ПЗО) (Green Bond Principles (GBP). Являясь добровольно применяемыми стандартами, ПЗО тем не менее стали основополагающим документом, определившим распространение лучших практик в сфере прозрачности и раскрытия информации на рынке зеленых облигаций. В дальнейшем ПЗО легли в основу не только выработки рекомендаций, но и составления национальных и региональных стандартов, регламентирующих выпуск зеленых облигаций в других странах.

В широком смысле выделяют четыре ключевых элемента зеленых облигаций:

В эмиссионной документации необходимо описание использования средств от размещения облигаций на реализацию зеленых проектов, экологическая польза от которых подлежит оценке эмитентом.

Принципы зеленых облигаций прямо предусматривают несколько общих категорий[3] допустимых зеленых проектов, которые способствуют достижению экологических целей.

Эмитент должен иметь чётко задокументированный процесс отбора проектов, на которые он может направлять средства от выпуска зелёных облигаций. Процесс принятия решений должен включать, помимо прочего, следующие ключевые аспекты:

— ожидаемые экологические эффекты;

— оценка того, как цели, на которые планируется направить средства от выпуска зеленых облигаций, соотносятся с общими целями, стратегией, политикой и процессами эмитента, связанными с экологической устойчивостью;

— чёткие критерии отбора проектов, которые могут быть профинансированы с помощью зелёных облигаций.

Эмитент ведет обособленный учет средств, привлеченных от размещения зеленых облигаций, и регулярно отчитывается перед инвесторами об их использовании.

Эмитент информирует инвесторов о предполагаемых инструментах временного размещения неиспользованных средств от размещения.

Эмитент предоставляет и ежегодно актуализирует информацию об использовании средств (вкл. список проектов, на которые были направлены средства от зеленых облигаций, краткое описание проектов, указание суммы направленных средств, и ожидаемое воздействие проектов).

Принципы зеленых облигаций легли в основу Стандарта Климатических облигаций (Climate Bond Standard (CBS), разработанного CBI. Стандарт климатических облигаций (CBS) детализирует и ужесточает требования к выпуску зеленых облигаций, при этом конкретизируя Принципы зеленых облигаций.

Стандарт CBS предполагает систему сертификации, обеспечивающую использование средств от привлечения зеленых облигаций для целей низкоуглеродной климатически устойчивой экономики. В рамках Стандарта CBS разработана таксономия (то есть классификатор проектов), определяющая климатически ориентированные (climate aligned) проекты и активы. Стандарт CBS определяет критерии «зелености» для инвесторов, а также обеспечивает соблюдение эмитентом принципа позитивного влияния на изменение климата. В отличие от Принципов зеленых облигаций сертификация в соответствии со Стандартом CBS требует наличия верификации как до, так и после выпуска облигаций. В соответствии с ПЗО эмитент должен предоставлять отчетность до того момента, пока все средства не будут направлены в приемлемые проекты. В соответствии со стандартом СBS отчетность по использованию средств должна предоставляться на протяжении всего периода обращения облигаций.

Наиболее широко распространенной концепцией маркировки/ подтверждения зеленых облигаций представляются Принципы зеленых облигаций (85% облигаций в обращении по состоянию на 2019 год), что связано, в том числе, с более высокими затратами (как финансовыми, так и затратами труда) на получение подтверждения зеленого статуса облигации по стандарту CBS (15%), а также большей гибкостью подходов Принципов зеленых облигаций.

Преимущества для инвесторов и эмитентов

Наряду с очевидным плюсом для общества в целом – поддержка реализации проектов экологической направленности – инструмент зеленых облигаций привлекателен как для эмитентов, так и инвесторов по ряду причин на примере зарубежных рынков (Таблица 1).

Таблица 1. Преимущества зеленых облигаций

Преимущества

для эмитентов

для инвесторов

При наличии мер государственной поддержки:

Интеграция ESG-факторов в деятельность компании способствует повышению ее инвестиционной привлекательности

Национальная система зеленого финансирования России

​В России сегодня ведется активная работа по развитию инвестиционной деятельности в сфере зеленого финансирования: созданы основы инфраструктуры зеленых финансов и разработана регуляторная основа выпуска зеленых инструментов.

В настоящее время идет разработка российского национального стандарта зеленых облигаций. Распоряжением Правительства от 18 ноября 2020 г. № 3024-р[9] определено, что общую координацию в этой области будет осуществлять Минэкономразвития России, а разработку и регулярную актуализацию критериев зеленых проектов, требований к системе верификации, подходов к оценке воздействия зеленых проектов на окружающую среду и климат осуществляет государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ» в тесном взаимодействии с Банком России, профильными органами исполнительной власти, экспертным и бизнес сообществом.

В настоящее время ВЭБ.РФ разработал и представил на обсуждение проекты следующих методологических документов: Цели и основные направления реализации зеленых и переходных проектов в Российской Федерации (Таксономия зеленых и переходных проектов), Методические рекомендации по проведению верификации зеленых и переходных финансовых инструментов, Методические рекомендации по отнесению финансовых инструментов к финансовым инструментам, направленным на финансирование проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития, Методические рекомендации по ведению перечня верификаторов.

В 2019 году Московской биржей в целях содействия финансированию проектов в области экологии, защиты окружающей среды и социально-значимых проектов создан Сектор устойчивого развития. В сектор в том числе включаются зеленые облигации, соответствующие Принципам зеленых облигаций ICMA, либо CBI при наличии независимой внешней оценки, соответствующей указанным принципам, и облигации, дополнительно идентифицированные с использованием наименования «зеленые облигации», регистрация выпуска которых осуществляется в соответствии со Стандартами эмиссии ценных бумаг. По состоянию на начало 2021 года в Сектор устойчивого развития включены 11 выпусков зеленых облигаций.

Основные документы, регламентирующие выпуск зеленых облигаций на российском рынке в настоящее время:

2. Основные этапы эмиссии зеленых облигаций

Условно процесс эмиссии зеленых облигаций можно разделить на несколько основных этапов:

Второй и третий этапы от обычного размещения отличает необходимость верификации конкретного выпуска зеленых облигаций или инвестиционного проекта[12], для финансирования (рефинансирования) которого будут использоваться денежные средства, полученные от размещения облигаций, и раскрытия информации о целевом использовании привлеченных средств с описанием планируемых к финансированию зеленых проектов.

Самыми существенными отличиями от обычной эмиссии облигаций являются следующие: подготовительный этап, на котором компания должна предпринять определенные действия, направленные на внедрение принципов зеленого финансирования как корпоративного управления, так и внутренней нормативной базы, а также верификация и последующее раскрытие отчетности и о надлежащем (целевом) использовании денежных средств, полученных от размещения облигаций.

Схема 5. Индикативный план-график эмиссии зеленых биржевых облигаций (зеленые БО).

какое подразделение в сбербанке занимается реализацией проектов в рамках программы зеленые облигации

3. Подготовка компании к эмиссии зеленых облигаций

Внедрение принципов ответственного ведения бизнеса[14], неотъемлемой частью которых являются экологические аспекты, все чаще находит свое отражение в стратегии, внутренних политиках и корпоративном управлении ведущих компаний России. Тем не менее, намерение эмитента разместить именно зеленые облигации потребует дополнительных шагов по совершенствованию корпоративного управления и операционной деятельности, предусматривающих создание механизма сопровождения зеленых проектов от стадии их отбора до контроля над использованием привлеченных средств и соответствующего раскрытия информации. В зависимости от планируемой структуры размещения (Московская Биржа (сектор устойчивого развития или основной рынок), международные биржи), конкретный перечень внутренних процедур и документов в области зеленого финансирования может варьироваться. Помимо регуляторных аспектов[15], рекомендуется принимать во внимание требования верификаторов и рейтинговых агентств, предъявляемые к внутренним процедурам, а также сложившуюся бизнес-практику.

Согласно требованиям Банка России, для признания облигаций зелеными, в решении о выпуске таких облигаций должны быть, в том числе, раскрыты «перечень внутренних документов (политик) эмитента и применяемых им процедур в области отбора и оценки проектов, направленных на положительное воздействие на окружающую среду (экологию)», а также «определение механизма контроля за целевым использованием денежных средств, полученных от размещения «зеленых» облигаций».

Как правило, внедрение указанных процедур включает в себя следующие этапы:

1. Изменения организационной структуры эмитента (возможные варианты):

2. Разработка документации в области зеленого финансирования

Таким образом, неважно как называется основной документ, главное, чтобы предусмотренные им процедуры соответствовали установленным ICMA и/или CBI, четырем ключевым принципам в области зеленого финансирования.

Дополнительно к такому документу рекомендуется разработать порядки (или аналогичные внутренние документы), регламентирующие деятельность зеленого комитета и взаимодействие подразделений в рамках зеленого финансирования. В зависимости от особенностей делопроизводства в каждой отдельной компании, может потребоваться ревизия внутренней документации на предмет ее актуализации и приведения в соответствие с внедряемыми зелеными принципами.

4. Основные участники выпуска зеленых облигаций и направления работ

Схема 6. Внешние консультанты и инфраструктурные организации и возможный спектр их услуг.

какое подразделение в сбербанке занимается реализацией проектов в рамках программы зеленые облигации

5. Верификация выпуска / инвестиционного проекта

Верификация является ключевым и обязательным элементом определения зеленого статуса облигации. Верификация позволяет инвесторам и другим участникам рынкам без существенных усилий определить, является ли та или иная облигация зеленой.

Верификация осуществляется на основании одного или нескольких стандартов зеленых облигаций, публикуемых методическими центрами по зеленому финансированию (например, ICMA, CBI, ВЭБ.РФ и др.), и производится независимым верификатором, обладающим высоким уровнем компетенций как в сфере устойчивого развития, так и финансовых рынков. Наиболее известные верификаторы в мире – CICERO и Sustainalytics, в России данный рынок находится в стадии формирования, флагманами рынка верификации стали Эксперт РА и АКРА. С целью подтверждения высоких стандартов верификатора и его непредвзятости, методические центры ведут перечни специализированных компаний, которые могут выступать в качестве верификаторов.

Верификация может проводиться как в отношении отдельного выпуска или инвестиционного проекта, для финансирования (рефинансирования) которого будут использоваться денежные средства, полученные от размещения облигаций, так и дополнительно в отношении концепции зеленых облигаций (Green Bond Framework), когда верифицируются направления инвестирования и общий подход к отбору проектов для инвестирования.

Основной задачей верификации является оценка выпуска/ инвестиционного проекта и эмитента в части:

Процедуры, осуществляемые верификатором в рамках оценки проекта, выбираются с учетом специфики зеленого проекта, деятельности эмитента и этапа (до или после выпуска облигации).

Верификатор в рамках верификации может осуществлять следующие процедуры:

По итогам верификации, в случае соответствия облигации требованиям стандарта, верификатор выпускает заключение о соответствии.

Периодичность верификации может различаться в зависимости от стандарта. Как правило, обязательна верификация до выпуска облигации и через некоторое время после выпуска облигации (например, через 24 месяца после выпуска, согласно CBI). Помимо этого, для построения доверительных отношений с участниками рынка эмитенту рекомендуется осуществлять верификацию на ежегодной основе.

Другое важное условие соответствия зеленому статусу – регулярная (во многих случаях – верифицируемая) отчетность, выпускаемая, как правило, ежегодно для информирования инвесторов и иных заинтересованных лиц и включающая следующую информацию:

Услуги верификации оказываются на платной основе. При этом размер вознаграждения не должен влиять на принимаемое верификатором решение о соответствии зеленой облигации зеленому статусу. Стоимость услуг верификации может различаться в зависимости от статуса верификатора и его экспертизы. При этом эмитенту необходимо найти правильный баланс – более низкая стоимость верификации может быть связана с более низкой квалификацией верификатора, что в свою очередь может привести к недоверию к зеленому статусу облигации со стороны инвестора. В ряде стран (например, Сингапур, Гонконг) в качестве меры государственной поддержки рынка зеленого финансирования эмитентам компенсируются затраты на верификацию, в России в настоящий момент такая мера поддержки отсутствует.

Следует отличать верификацию от сертификации – дополнительного и факультативного квалифицированного определения соответствия финансового инструмента зеленым критериям со стороны методического центра (опция доступна у CBI, а также прорабатывается в ВЭБ.РФ). Сертификация позволяет дополнительно повысить уровень доверия со стороны инвесторов, кредиторов и других участников рынка, а также предполагает контроль за соответствием со стороны методического центра.

6. Особенности использования привлеченных средств от размещения зеленых облигаций

Все средства, привлеченные от размещения зеленых облигаций, должны быть направлены в полном объеме на цели, связанные с финансированием и (или) рефинансированием зеленых проектов.

Целевой характер использования средств требует создания механизма, позволяющего отслеживать и контролировать расходование привлеченного финансирования. В качестве такого механизма могут выступать:

7. Последующая верификация и раскрытие информации

Один из ключевых принципов зеленых облигаций ICMA предполагает обязанность эмитента предоставлять инвесторам актуальную информацию об использовании средств, полученных в результате размещения зеленых облигаций. Актуализация информации осуществляется ежегодно до момента полного использования средств, и по необходимости после этого в случае существенных событий (material developments).

Таблица 2. Нормативные требования к раскрытию информации о целевом использовании средств, привлеченных от размещения зеленых облигаций

Документ

Основные условия

Независимая оценка

Стандарты эмиссии ценных бумаг

Решение о выпуске зеленых облигаций должно предусматривать обязанность эмитента раскрывать информацию о целевом использовании денежных средств, полученных от размещения облигаций, с указанием объема, сроков и порядка ее раскрытия

Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг (вступает в силу с 01.10.2021)

Отчет эмитента зеленых облигаций за 12 месяцев календарного года должен раскрывать следующую информацию по каждому проекту, описание которого содержится в решении о выпуске (программе) зеленых облигаций:

Правила листинга ПАО Московская Биржа (Сектор устойчивого развития)

Эмитент обязан ежегодно предоставлять отчет (о надлежащем (целевом) использовании денежных средств, полученных от размещения облигаций, включая информацию:

Принципы зеленых облигаций ICMA

Информация должна включать:

Если в силу определенных ограничений может быть предоставлена лишь ограниченная детализация проектов, ПЗО рекомендуют, чтобы информация предоставлялась в обобщенном виде или на основе совокупного портфеля (например, процент от общего объема поступлений, выделенный для определенных категорий проектов).

ПЗО рекомендуют использовать качественные и, если возможно, количественные показатели эффективности (например, энергоемкость, выработка электроэнергии, сокращение выбросов парниковых газов, количество людей, имеющих доступ к экологически чистой энергии, сокращение использования воды, сокращение количества необходимых автомобилей и т.д.). Также рекомендуется осуществлять раскрытие основных методологий и/или допущений, используемых при определении количественных показателей. Эмитентам, имеющим возможность отслеживать достигнутые результаты, рекомендуется включать их в свои регулярные отчеты

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *